10. Кравченко О.А. Сущность контроллинга // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 29-30.
11. Куликов М.В. Направления государственной поддержки промышленности в рамках вступления страны в ВТО // European science. 2014. № 1 (1). С. 17-19.
12. Никитина А.Р. Калькулирование себестоимости продукции. Проблемы калькулирования косвенных расходов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 8 (26). С. 66-68.
13. Носенкова М.Ю. Современные проблемы инвестиционной привлекательности России // European research. 2014. № 1 (1). С. 38-40.
14. Савельева М.Ю. Использование концепции целевого ценообразования в российской практике // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 63-67.
Надзор за банковской деятельностью: дистанционный надзор и инспектирование банков Соколов В. С.
Соколов Василий Сергеевич /Sokolov Vasilij Sergeevich - студент, кафедра теории кредита и финансового менеджмента, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса дистанционного надзора и инспектирования банков в Республике Беларусь. Неотъемлемой частью надзорной деятельности является инспекционная работа. Надзор и инспектирование осуществляются в отношении конкретного банка и направлены на обеспечение его устойчивости путем выявления недостатков и нарушений в его деятельности, которые могут привести к банкротству.
Ключевые слова: банковская сфера, дистанционный надзор, инспектирование банков.
Дистанционный (off-site) надзор является составляющей частью текущего надзора за банком и основывается на анализе представляемой банками балансовой, пруденциальной отчетности, материалов инспекций и прочей информации, имеющей отношение к их деятельности. Для того чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, банку необходимо разрабатывать альтернативные каналы продаж, а также вести постоянную работу, направленную на расширение диапазона услуг в аппаратах самообслуживания и банкоматах. На развитие товаров и услуг в условиях современного рынка значительное влияние оказывает эффективное выполнение сотрудниками их производственных функций [1, С. 80].
Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяют расширить спектр и объемы операций на рынке кредитования. Организации заинтересованы в расширении своих финансовых возможностей, а банки в свою очередь заинтересованы в укреплении своего положения посредством взаимодействия с производственным капиталом. Организация финансовокредитного обслуживания компаний различных форм собственности играет все большую роль в развитии хозяйствующих структур. А само развитие процесса кредитования связано с изменяющимися потребностями хозяйствующих структур [11, С. 62].
В современной экономике, где кредитование играет существенную роль, банки, выдавая кредиты, неизбежно несут связанные с ними потери. Во избежание невозврата заемщиком средств, банки применяют различные методы и стратегии для снижения вероятности возникновения кредитных рисков [6, С. 37].
Помимо Центральных Банков в регулировании национальной платежной системы должны и участвуют и другие субъекты рынка:
• органы, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг,
| 61 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015
• органы антимонопольного регулирования,
• министерство финансов, казначейство,
• органы, ответственные за противоборство отмыванию капитала,
• другие участники, обеспечивающие защиту интересов и прав участников платежной системы.
В большинстве стран большую часть этих функций выполняют центральные банки наряду с рядом специализированных агентств [12, С. 96].
В новом состоянии хозяйствования возникает необходимость в регулировании деятельности банковского контроля на международном уровне для того чтобы обеспечить постоянность банковской системы на международном уровне, ее финансовой независимости, безопасности действий. Исходя из указанной цели для надзора банков присущи следующие принципы:
- оперативная и финансовая независимость банковского контроля от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые Национальным Банком Республики Беларусь. Цели и функции банковского контроля могут отклоняться от целей и функций других органов государственного регулирования;
- обильность средств и полномочий органов банковского надзора для получения и контроля данных о деятельности банков, а также связанных с банками лиц и учредителей банков, включая надзорный контроль на местах, а также по обязательному исполнению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган имеет доступ к любым сведениям о деятельности банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении;
- невмешательство в оперативную работу банков. Орган по надзору за банками, если обладает большими полномочиями общих пруденциальных требований и ограничений, а также по использованию корректировочных мер влияния к банкам, не обязан вмешиваться в оперативную работу банков, давать инструкции о выполнении или невыполнении тех или иных видов операций с тем или иным клиентом;
- стимулирование и гарантировании рыночной дисциплины в банковской системе, стимулирование результативного корпоративного регулирования в банках, содействие в гарантировании прозрачности банковских действий для участников рыночных отношений.
Контроль за банковской деятельностью исполняется различными органами: Национальным банком Республики Беларусь, центральными банками других государств, международными организациями [17].
В границах осуществления задач продолжается работа по формированию и автоматизации целостной системы анализа финансовой позиции банков, итоговым результатом которой должна быть общая система обработки, сбора и представления информации, необходимой для формулирования реального финансового состояния каждого зарегистрированного на территории Республики Беларусь банка, идентификации и оценки уровня имеющихся рисков [18].
Инспектирование и надзор построено в соответствии со следующей логикой: в ходе надзора изучается ситуация в банке на основе регулярного анализа поступающей от банка финансовой отчетности и иных отражающих ситуацию в банке материалов, и затем формулируются вопросы, на которые невозможно получить ответы в процессе изучения отчетности, но которые необходимы для объективной оценки положения в банке. Результаты такого анализа передаются в инспекционные подразделения для детального изучения и проведения предпроверочной подготовки.
Литература
1. Бондарева В.А. Применение метода Secondment для ОАО «Сбербанк России» с
целью повышение квалификации персонала // Проблемы современной науки и
образования. 2014. № 10 (28). С. 79-81.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 62 |
2. Бледных О.И. Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 44-47.
3. Бледных О.И. Способы классификации банковских рисков при кредитовании корпоративных клиентов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 47-50.
4. Бледных О.И. Оценка совокупного кредитного риска банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 51-54.
5. Катаева Н.Н. Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг кировской области // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 64-67.
6. Популо А.А. Основы антикризисного управления кредитным риском коммерческого банка //Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 36-39.
7. Коровин С.Ю. Проблемы управления банковской ликвидностью в регионах // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 40-42.
8. Коропова Д.Ю. Характеристика развития банковского сектора Ставропольского края // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 90-91.
9. Мансуров Г.З. Банковская тайна как разновидность конфиденциальной информации // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 92-94.
10. Мощевитин А.А. Консолидация капитала в России. Взаимодействие промышленных предприятий с банками // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 11
(11) . С. 4-5.
11. Коропова Д.Ю. Особенности корпоративного кредитования в условиях российской банковской системы // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12
(12) . С. 62-63.
12. Однокоз В.Г. Роль платежной системы банка России в платежной системе страны // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 95-96.
13. Костикова Н.А. Документы как источники информации о мошенничестве в сфере кредитования // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 99-100.
14. Зырянова М.А. Основы оценочных показателей финансовой устойчивости региональной экономики // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 43-48.
15. Гаврюшенко А.П. Анализ инвестиционных качеств и эффективности финансовых инструментов // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12 (12). С. 55-59.
16. Дементьева Н.М. Генезис теории и методологии науки о финансах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 50-53.
17. Банковский надзор и аудит: Практикум. - Учеб. пособие / М.С. Шидловская. -Минск: Выш. шк., 2003. - 318 с.
18. Указ Президента РБ от 29.04.13 № 210 «Об утверждении годового отчета НБРБ за 2012».
Инновационный потенциал коммерческого банка Соколов В.С.
Соколов Василий Сергеевич /Sokolov Vasilij Sergeevich - студент, кафедра теории кредита и финансового менеджмента, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса инновационной деятельности в коммерческих банках. На современном этапе банковский сектор играет важную роль в обеспечении инновационного развития экономики страны. Решение этой задачи требует от него конкурентоспособности и инновационной ориентированности всех финансово-кредитных организаций, входящих в его состав. В связи с этим велика доля
| 63 I НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015