Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в коммерческих банках'

Инновационная деятельность в коммерческих банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ / ТЕЛЕБАНКИНГ / МОБИЛЬНЫЙ БАНКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Василий Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению вопроса инновационной деятельности в коммерческих банках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в коммерческих банках»

Инновационная деятельность в коммерческих банках

Соколов В. С.

Соколов Василий Сергеевич /Sokolov Vasilij Sergeevich - студент, кафедра теории кредита и финансового менеджмента, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса инновационной деятельности в коммерческих банках. Ключевые слова: инновационная деятельность, коммерческие банки, интернет банкинг, телебанкинг, мобильный банкинг.

В настоящее время большинство банков предлагает примерно одинаковый набор услуг по сопоставимым ценам и качеству, поэтому конкуренция между банками переходит на качественно новый уровень [1, С. 79]. Высокая конкуренция в банковской среде положительно сказывается на развитии банковских технологий, в том числе и в области кредитования. Крупные инвестиционные банки начали выстраивать кредитную политику с учетом объемов и отраслевой направленности бизнеса своих корпоративных клиентов. При этом усиление конкуренции между банками за привлечение клиентов требует от всех кредитных учреждений особого внимания к организации процесса кредитования, расширения круга банковских услуг, повышения их качества, и в первую очередь в области кредитования юридических лиц. Конкурентоспособность банка напрямую зависит от оперативности и эффективной реализации управленческих решений [11, с. 62].

Основным и наиболее действенным фактором успешного функционирования банковской системы выступает политика внедрения и развития инновационных финансовых продуктов и технологий. Под ними следует понимать инновационные технологии, функционирующие в финансовой и банковской сферах и катализирующие эффективное выполнение коммерческими банками своих функций. В рамках улучшения экономики страны в целом банковская сфера выступает в качестве основной базы построения системы финансирования процесса модернизации, поскольку она занимает наибольшую долю в финансировании инновация в основной капитал организации.

В условиях нестабильной экономической ситуации в экономике, и особенно в банковской сфере, профессиональное антикризисное управление банковскими рисками, оперативная идентификация и учет факторов риска в повседневной финансовой деятельности приобретают первостепенное значение [6, с. 38].

Изменение законодательной и нормативной базы, рост конкуренции на рынке банковских услуг, существенные региональные различия по составу клиентов и возможностям расширения бизнеса, повышение требований к обеспеченности и доступности телекоммуникационных систем - все это является мотивации для инновационной активности [2, 3, 4].

Между внедряемыми технологиями и потребностями клиентов коммерческих банков можно выявить логическую взаимосвязь. Первостепенные предпочтения клиентов удовлетворяются за счет дополнительных услуг банка. Наглядным примером служит индивидуальное обслуживание клиентов (Private banking) или дистанционное банковское обслуживание вне расчетно-кассового центра. Удаленное управление банковскими счетами осуществляется за счет следующих услуг:

• Мобильный банкинг (mobile banking, m-banking);

• Интернет банкинг (Internet banking);

• Телебанкинг (telebanking);

Эволюция банковского обслуживания в сторону дистанционной модели объясняется рядом особенностей, а именно изменение образа жизни общества, постоянная динамика социальной и экономической среды банковской сферы, автоматизация банковских операций в условиях жесткой конкуренции.

Центральный банк выступает центральным звеном не только банковской, но и платежной системы, организуя ее работу и выполняя контрольную функцию. Центральный банк является гарантом в обеспечении беспрерывного и эффективного функционирования национальной платежной системы [12, с. 95].

В настоящее время совершенной инновационной технологией можно считать беспроводную технологию NFC (NearFieldCommunication). Дословный перевод означает «связь с ближним полем». NFC - технология была разработана компаниями Philips и Sony в 2002 г. Она представляет собой комбинацию технологии бесконтактной идентификации и коммуникационных технологий. Эта технология обеспечивает удобную, надежную и защищенную передачу данных по радиоканалу на короткие расстояния между различными электронными устройствами [15].

Использование данной технологии станет большим прорывом в развитии дистанционного обслуживания клиентов. Например, NFC - совместимые мобильные телефоны можно будет использовать вместо пластиковой карточки для работы с банкоматом. Пользователь помещает телефон рядом с банкоматом, который идентифицирует личность владельца и считывает всю необходимую информацию прямо с мобильника. Это информация должна быть хорошо защищена. Информация включает номер банковского счета, допустимый лимит средств на счете и другие сведения. Как только пользователь вводит свой PIN-код, то мгновенно получает доступ к своим средствам в обычном режиме. Большое преимущество данной технологии в том, что NFC-мобильные способны хранить данные нескольких банковских карт. В свою очередь эксперты предрекают в 2014-2015 гг. новый технологический бум в развитии инновационных технологий в

сфере банковского бизнеса. Так, глава правительства VMWare в России и СНГ Александр Василенко заявил о новом массовом тренде - виртуализации рабочих мест в банке.

На сегодняшний день многие крупные банки уже внедрили и активно используют виртуализации рабочих мест. Яркий пример - банк ВТБ24, который внедрил систему VDI для создания саИ-центра. В результате реализации данного проекта 80 специалистов банка были обеспечены виртуальными рабочими местами при минимуме затрат и значительного увеличения штата [15].

Литература

1. Бондарева В. А. Применение метода Secondment для ОАО «Сбербанк России» с целью повышение квалификации персонала // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 79-81.

2. Бледных О. И. Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 44-47.

3. Бледных О. И. Способы классификации банковских рисков при кредитовании корпоративных клиентов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 47-50.

4. Бледных О. И. Оценка совокупного кредитного риска банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 51-54.

5. Катаева Н. Н. Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг кировской области // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 64-67.

6. Популо А. А. Основы антикризисного управления кредитным риском коммерческого банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 36-39.

7. Коровин С. Ю. Проблемы управления банковской ликвидностью в регионах // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 40-42.

8. Коропова Д. Ю. Характеристика развития банковского сектора Ставропольского края // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 90-91.

9. Мансуров Г. З. Банковская тайна как разновидность конфиденциальной информации // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 92-94.

10. Мощевитин А. А. Консолидация капитала в России. Взаимодействие промышленных предприятий с банками // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 11 (11). С. 4-5.

11. Коропова Д. Ю. Особенности корпоративного кредитования в условиях российской банковской системы // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12 (12). С. 62-63.

12. Однокоз В. Г. Роль платежной системы банка России в платежной системе страны // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 95-96.

13. Костикова Н. А. Документы как источники информации о мошенничестве в сфере кредитования // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 99-100.

14. Зырянова М. А. Основы оценочных показателей финансовой устойчивости региональной экономики // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 43-48.

15. BANKIR.RU [Электронный ресурс]. URL: http://banku\m/pubUkacii/s/prognoz-pogody-v-banke-2014-yasno-10004441.

16. Губарева Т.И. Антикоррупционная политика Российской Федерации и юридическое образование: поиск точек соприкосновения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 126-128

17. Вальцев С.В. Использование мирового и исторического опыта при проведении реформ в экономике России // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 4-5.

18. Вальцев С.В. Институциональные условия и факторы модернизации российской экономики // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 7-19.

19. Жиделева В.С. Институт рефинансирования денежно-кредитного регулирования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 8 (26). С. 61-64.

20. Бородина Ю.Б. Факторы экономического роста: финансовый аспект // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 46-48.

21. Путивцева Н.П., Наливко К.В., Лекова А.Е. Информационные технологии поддержки принятия решений // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 1 (19). С. 21-23.

22. Рыжко Е.Ю. Гуманность как ключ к развитию хозяйствующего субъекта // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 89-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.