Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ В СРАВНЕНИИ С ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ В СРАВНЕНИИ С ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костов Ф.Ф., Угрюмов А.С., Яковлев Г.А.

Цель исследования - оценить возможности дистанционной формы практического обучения по физической культуре для поддержания уровня физической активности студентов. Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе НИУ ВШЭ СПб в период с февраля 2020 года по настоящее время и была направлена на изучение физической активности студентов, а также оценку их мнения об уровне своей физической подготовленности и возможности сохранения онлайн-обучения по физической культуре и спорту. В опросе приняло участие 210 обучающихся в НИУ ВШЭ СПб. Из них 76 студентов (36,2%) - 1-й курс, 66 студентов (31,4%) - 2-й курс, 60 студентов (28,6%) - 3-й курс и восемь студентов (3,8%) - 4-й курс. Занятия по физической культуре в вузе были организованы следующим образом. Начиная с февраля 2020 года практические занятия по физической культуре в очном режиме не проводились, а были заменены на теоретические в дистанционном формате. В результате физическая активность студентов резко снизилась. В 2020-2021 учебном году у студентов появилась возможность выбора между теоретическими занятиями, участием в практическом онлайн-занятии физической активностью с преподавателями ВШЭ и предоставлением абонемента о посещении спортивного клуба. В 2021-2022 учебном году данная организация занятий сохранилась. Результаты исследования и выводы. Практические занятия по физической культуре в дистанционном формате позволяют поддерживать уровень физической активности студентов, однако очные занятия в силу доступности спортивного инвентаря, групповых форм общения и непосредственного контакта с преподавателем остаются бесспорными лидерами и оказывают наилучший оздоровительный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костов Ф.Ф., Угрюмов А.С., Яковлев Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN COMPARISON WITH THE TRADITIONAL FORM OF TRAINING

Objective of the study was to evaluate the possibilities of a distance form of practical training in physical culture to maintain the level of physical activity of students. Methods and structure of the study. The scientific work was carried out on the basis of the National Research University "Higher School of Economics" St. Petersburg in the period from February 2020 to the present and was aimed at studying the physical activity of students, as well as assessing their opinion about their level of physical fitness and the possibility of maintaining online physical education. culture and sports. The survey involved 210 students at the Higher School of Economics in St. Petersburg. Of these, 76 students (36.2%) - the 1st year, 66 students (31.4%) - the 2nd year, 60 students (28.6%) - the 3rd year and eight students (3.8 %) - 4th course. Physical education classes at the university were organized as follows. Starting from February 2020, practical classes in physical education were not held in full-time mode, but were replaced by theoretical ones in a remote format. As a result, the physical activity of students has dropped sharply. In the 2020-2021 academic year, students have the opportunity to choose between theoretical classes, participating in a practical online physical activity class with HSE teachers, and providing a subscription to a sports club. In the 2021-2022 academic year, this organization of classes has been preserved. Results and conclusions. Practical physical education classes in a remote format allow maintaining the level of physical activity of students, however, face-to-face classes, due to the availability of sports equipment, group forms of communication and direct contact with the teacher, remain the undisputed leaders and have the best healing effect.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ В СРАВНЕНИИ С ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ»

ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ В СРАВНЕНИИ С ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ

УДК/UDC 796.01:159:9

Поступила в редакцию 08.06.2022 г.

Информация для связи с автором: g-ponomarev@inbox.ru

Кандидат психологических наук Ф.Ф. Костов1, 3 Аспирант А.С. Угрюмов3

Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Яковлев2, 3

1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

2Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург

3Высшая школа экономики, Санкт-Петербург

DiSTANCE LESSONS OF PHYSiCAL EDUCATiÜN AT THE HIGHER EDUOATiON INSTITUTiON IN COMPARISON WITH THE TRADITIONAL FORM OF TRAINING

PhD F.F. Kostov1, 3

Postgraduate student A.S. Ugryumov3 PhD, Associate Professor G.A. Yakovlev2, 3

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

2 Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg

3 Higher School of Economics, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - оценить возможности дистанционной формы практического обучения по физической культуре для поддержания уровня физической активности студентов.

Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе НИУ ВШЭ СПб в период с февраля 2020 года по настоящее время и была направлена на изучение физической активности студентов, а также оценку их мнения об уровне своей физической подготовленности и возможности сохранения онлайн-обучения по физической культуре и спорту. В опросе приняло участие 210 обучающихся в НИУ ВШЭ СПб. Из них 76 студентов (36,2%) - 1-й курс, 66 студентов (31,4%) - 2-й курс, 60 студентов (28,6%) - 3-й курс и восемь студентов (3,8%) - 4-й курс. Занятия по физической культуре в вузе были организованы следующим образом. Начиная с февраля 2020 года практические занятия по физической культуре в очном режиме не проводились, а были заменены на теоретические в дистанционном формате. В результате физическая активность студентов резко снизилась. В 2020-2021 учебном году у студентов появилась возможность выбора между теоретическими занятиями, участием в практическом онлайн-заня-тии физической активностью с преподавателями ВШЭ и предоставлением абонемента о посещении спортивного клуба. В 2021-2022 учебном году данная организация занятий сохранилась.

Результаты исследования и выводы. Практические занятия по физической культуре в дистанционном формате позволяют поддерживать уровень физической активности студентов, однако очные занятия в силу доступности спортивного инвентаря, групповых форм общения и непосредственного контакта с преподавателем остаются бесспорными лидерами и оказывают наилучший оздоровительный эффект.

Ключевые слова: физическая активность, дистанционное обучение, пандемия.

Abstract

Objective of the study was to evaluate the possibilities of a distance form of practical training in physical culture to maintain the level of physical activity of students.

Methods and structure of the study. The scientific work was carried out on the basis of the National Research University "Higher School of Economics" St. Petersburg in the period from February 2020 to the present and was aimed at studying the physical activity of students, as well as assessing their opinion about their level of physical fitness and the possibility of maintaining online physical education. culture and sports. The survey involved 210 students at the Higher School of Economics in St. Petersburg. Of these, 76 students (36.2%) - the 1st year, 66 students (31.4%) - the 2nd year, 60 students (28.6%) - the 3rd year and eight students (3.8 %) - 4th course. Physical education classes at the university were organized as follows. Starting from February 2020, practical classes in physical education were not held in full-time mode, but were replaced by theoretical ones in a remote format. As a result, the physical activity of students has dropped sharply. In the 2020-2021 academic year, students have the opportunity to choose between theoretical classes, participating in a practical online physical activity class with HSE teachers, and providing a subscription to a sports club. In the 2021-2022 academic year, this organization of classes has been preserved. Results and conclusions. Practical physical education classes in a remote format allow maintaining the level of physical activity of students, however, face-to-face classes, due to the availability of sports equipment, group forms of communication and direct contact with the teacher, remain the undisputed leaders and have the best healing effect.

Keywords: Physical activity, distance learning, pandemic.

Введение. В настоящее время многие вузы страны применяют смешанный формат обучения, возможности которого были расширены в период ограничения привычных условий жизнедеятельности из-за распространения коронавиру-са covid-2019. Как показывает образовательная практика,

теоретическая часть учебных программ может осваиваться студентами в дистанционном режиме. Однако организация практических занятий, в частности, по физической культуре и спорту, по-прежнему актуализирует очный формат их проведения. Тем не менее, в отдельных вузах сохраняется дис-

78

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

танционная форма обучения по всем учебным дисциплинам, в том числе и по таким практикоориентированным, как физическая культура и спорт.

В этой связи проблема организации физического воспитания в вузе в виде практических занятий в онлайн-режиме для студентов неспортивных специальностей представляет особую актуальность, несмотря на то, что для данных групп обучающихся физическая активность не является профессиональной ценностью [1, 5].

Цель исследования - оценить возможности дистанционной формы практического обучения по физической культуре для поддержания уровня физической активности студентов.

Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе НИУ ВШЭ СПб в период с февраля 2020 года по настоящее время и была направлена на изучение физической активности студентов, а также оценку их мнения об уровне своей физической подготовленности и возможности сохранения онлайн-обучения по физической культуре и спорту. В опросе приняло участие 210 обучающихся в НИУ ВШЭ СПб. Из них 76 студентов (36,2 %) - 1-й курс, 66 студентов (31,4 %) - 2-й курс, 60 студентов (28,6 %) - 3-й курс и восемь студентов (3,8 %) - 4-й курс.

Занятия по физической культуре в вузе были организованы следующим образом. Начиная с февраля 2020 года, практические занятия по физической культуре в очном режиме не проводились, а были заменены на теоретические в дистанционном формате. В результате физическая активность студентов резко снизилась [2]. В 2020-2021 учебном году у студентов появилась возможность выбора между теоретическими занятиями, участием в онлайн-занятии физической активностью с преподавателями ВШЭ и предоставлением абонемента о посещении спортивного клуба. В 2021-2022 учебном году данная организация занятий сохранилась.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса студентов по вопросу самооценки уровня своей физической подготовленности показали, что 23 студента (11 %) считают свой уровень физической подготовленности высоким, 118 студентов (56,2 %) оценивают как средний и 69 студентов (32,9 %) определяют его как низкий.

Опрос о самооценке уровня своей физической активности показал, что 20 студентов (9,5 %) считают его высоким, 102 (48,6 %) - средним и 88 (41,9 %) признают свой уровень физической активности низким.

На вопрос «Как Вы оцениваете свое текущее физическое состояние?», лишь 19 студентов (9 %) выбрали ответ «отлично». Ответ «хорошо» дал 61 студент (29 %), ответ «средне» выбрали 72 студента (34,3 %), ответ «удовлетворительно» был использован в 47 случаях (22,4 %), а оценили свое текущее физическое состояние «плохо» 11 студентов (5,2 %).

Ответ на вопрос «Как Вы оцениваете свое текущее психическое состояние?» также представлял 5-балльную шкалу оценки. Частота встречаемости ответов была следующей: «отлично» - 21 раз (10 %), «хорошо» - 63 раза (30 %), «среднее» - 41 раз (19,5 %), «удовлетворительно» и «плохо» - 53 (25,2 %) и 32 раза (15,2 %) соответственно.

Примерно 40 % опрошенных студентов обладают хорошим самочувствием (38 % - физический компонент и 40 % -психический компонент). В то же время 27,6 % студентов чувствуют себя ниже среднего по физическому компоненту и 40,4 % студентов по психическому компоненту.

Согласно рекомендациям ВОЗ, заниматься физически активной деятельностью следует не реже двух-трех раз в неделю [3]. Изучение периодичности и регулярности занятий физическими упражнениями выявило, что большинство студентов (41,9 %) - 88 человек - занимались реже одного раза

в неделю. Хотя бы один раз в неделю занимались 52 студента (24,8 %). Таким образом, занятия физическими упражнениями у 140 студентов (66,7 %) нельзя назвать регулярными и дающими стойкий положительный эффект. И лишь 70 студентов (33,3 %) занимались действительно регулярно, из которых 54 человека (25,7 %) занимались два-три раза в неделю, а 16 (7,6 %) - чаще трех раз в неделю.

Введение дистанционных практических занятий по ФК несколько улучшило картину физической активности студентов, однако до уровня очных занятий данному показателю еще далеко. Самое большое различие выявлено среди занимающихся реже одного раза в неделю: 19 % до пандемии и 41,9 % в 2020-2021 учебном году.

Кроме того, результат в 33,3 % регулярно занимающихся от двух-трех раз в неделю расходится с самооценкой студентов уровня своей физической активности, когда 58,1% опрошенных говорят о среднем или высоком уровне активности. Это может быть связанно как с непониманием студентами важности регулярности и непрерывности занятий физическими упражнениями, так и с отнесением ими своей повседневной деятельности к произвольной физической активности. Поэтому данный вопрос требует дальнейшего уточнения.

Изучение доминирующего вида физической активности у студентов на дистанционном обучении уточнило некоторые детали регулярности занятий. Вообще не занимались физическими упражнениями 32 студента (15,2 %). Это могут быть студенты с ОВЗ и студенты, предпочитающие аттестацию в виде онлайн-теста на образовательной платформе вуза. Большинство студентов чаще всего занимались самостоятельно - 110 (52,4 %), что не отменяет возможности посещения ими занятий с преподавателем или тренером, пусть и в меньшем количестве. Если сравнить общее количество вышеописанных предпочтений (142 ответа - 67,6 %) с показателями низкой регулярности занятий у студентов (140 ответов - 66,7 %) и их самооценкой уровня физической активности, то становится понятно, что большинство опрощенных не только не знают о нормах физической активности, но и не осознают своего незнания.

Те же студенты, что занимались регулярно, чаще всего проводили занятия либо с преподавателями кафедры физического воспитания НИУ ВШЭ СПб (39 студентов - 18,6 %), либо с тренером (29 студентов - 13,8 %). Стоит упомянуть, что до пандемии 60,2 % студентов предпочитали занятия с преподавателями НИУ ВШЭ СПб и из них 51 % занимались регулярно [2].

Так, поскольку начиная с осени 2020 года все занятия по физической культуре НИУ ВШЭ СПб проводятся дистанционно, то было важно оценить и мнение студентов о значимости очных занятий. На вопрос «Как Вы считаете, пары в очной форме повысили бы Ваш интерес к занятиям ФК в ВШЭ?» 68 студентов (32,4 %) ответили утвердительно и 46 (21,9 %) допустили такую возможность. Для 10 студентов (4,8 %) форма организации занятия не имеет значения, так как их интерес и так высок, а 39 студентов (18,6 %) безразлично относятся к формату обучения из-за низкого интереса к физической активности, еще 47 (22,4 %) предпочтут продолжить заниматься самостоятельно. Таким образом, большинство студентов (59,1 %) высказалось за проведение занятий в очном формате.

Выводы. Введение практических занятий по физической культуре в дистанционном формате позволило повысить уровень физической активности студентов НИУ ВШЭ СПб, однако вернуться к показателям до пандемии не удалось.

Очные занятия в силу доступности спортивного инвентаря, групповых форм общения и непосредственного контакта с преподавателем как контролирующим лицом остаются

№9^ 2022 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

бесспорными лидерами и оказывают наилучший оздоровительный эффект.

Студентам недостает самодисциплины и понимания основ физической культуры, в частности значимости регулярности и непрерывности физической активности. И ситуация с пандемией лишь обострила данную проблему.

С точки зрения сохранения и преумножения здоровья, а также популяризации здорового образа жизни и просвещения студентов в этом вопросе, возвращение к очной форме является оптимальным условием по ряду вышеописанных причин.

Литература

1. Вонсович, К.А. Исследование саморегуляции произвольной активности у студентов института физической культуры / К.А. Вонсович, Л.Н Рогалева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - №2. -С. 89-95.

2. Костов, Ф.Ф. Физическая активность и психолого-педагогическая нагрузка студентов в условиях дистанционного обучения / Ф.Ф. Костов, Н.Л. Волкова, П.В. Родичкин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 70-71.

3. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор / Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2020. - 24 с.

4. Столяров, В.И. Влияние пандемии коронавируса на физкультур-но-спортивную активность населения Российской Федерации

/ В.И. Столяров, А.Г. Абалян, Т.Г. Фомиченко, С.А. Воробьев // Теория и практика физической культуры. - 2021. - 9. - С. 32-34.

5. Эльмурзаев, М.А. Социокультупный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-54.

References

1. Vonsovich K.A., Rogaleva L.N. Issledovaniye samoregulyatsii proiz-volnoy aktivnosti u studentov instituta fizicheskoy kultury [Study of self-regulation of voluntary activity among students of the Institute of Physical Culture]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2014. No. 2. pp. 89-95.

2. Kostov F.F., Volkova N.L., Rodichkin P.V. Fizicheskaya aktivnost i psikhologo-pedagogicheskaya nagruzka studentov v usloviyakh dis-tantsionnogo obucheniya [Physical activity and psychological and pedagogical load of students in conditions of distance learning]. Teo-riya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 9. pp. 70-71.

3. Rekomendatsii VOZ po voprosam fizicheskoy aktivnosti i malopod-vizhnogo obraza zhizni: kratkiy obzor [WHO recommendations on physical activity and sedentary lifestyles: a brief overview]. Geneva: World Health Organization, 2020. 24 p.

4. Stolyarov V.I., Abalyan A.G., Fomichenko T.G., Vorobyov S.A. Vli-yaniye pandemii koronavirusa na fizkulturno-sportivnuyu aktivnost naseleniya Rossiyskoy Federatsii [The impact of the coronavirus pandemic on the physical culture and sports activity of the population of the Russian Federation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 9. pp. 32-34.

5. Elmurzaev M.A., Ponomarev G.N. Sotsiokultupnyy potentsial fizicheskoy rekreatsii [Sociocultural potential of physical recreation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2014. No. 2. pp. 52-54.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТАЛАНТА

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Антонова2

1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

2Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

УДМ^С 796.012

Ключевые слова: количественно-качественный анализ, двигательная одаренность, спортивный талант, критерии и показатели.

Введение. Ключевой задачей в системе подготовки квалифицированных спортсменов является разрешение объективного противоречия, с одной стороны, между необходимостью ее унификации, с другой - индивидуализации, что предопределило проблему недостаточной научно-методической разработанности вопросов определения критериев и показателей оценки двигательной одаренности детей с целью своевременного выявления наиболее талантливых спортсменов на каждом этапе спортивного отбора с последующей спортивной ориентацией [1].

Цель исследования - определить критерии и показатели оценки двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта.

Результаты исследования и их обсуждение. Количественный анализ критериев индивидуальной двигательной одаренности детей позволил выявить, что наиболее информативными показателями являются степень выраженности общих параметров развития в виде свойств и особенностей высшей нервной деятельности, морфофункциональных, психофизиологических и наследственно-генетических особенностей развития природных задатков, определяющих успешность в любом виде спорта.

Качественный анализ критериев двигательной одаренности позволил определить специальные параметры развития

QUANTITATIVE AND QUALiTATiVE ANALYSiS OF MOTOR TALENTED CHILDREN AND DEVELOPMENT OF SPORTS TALENT

PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor T.V. Antonova2 1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan 2Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Cheboksary

Поступила в редакцию 23.06.2022 г.

показателей моторных, функциональных и психологических качеств индивида, интеграция которых обуславливает возможность достижения успеха в избранном виде спорта.

Посредством количественного анализа критериев спортивного таланта выделена общая структура показателей развития (типологические особенности нервной системы, интеллектуальные способности, когнитивные процессы - память, внимание, мышление, перцептивные психомоторные качества) и специальные способности (когнитивные стили, психологическая надежность, индивидуальная направленность личности - мотивы, установки).

Качественный анализ критериев спортивного таланта позволил выявить, с одной стороны, наиболее общие показатели, такие как адаптационные и функциональные возможности, двигательные способности, конституциональные особенности спортсменов, с другой - специальные способности, отвечающие требованиям спортивной специализации.

Вывод. Таким образом, количественно-качественный анализ является эффективным инструментом оценки двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта для определения индивидуальной траектории достижения спортивного мастерства.

Литература

1. Бурцева, Е.В. Дифференцированная оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на заключительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 6. - С. 75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

80

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.