УДК 378.1
Михайлова Э.А. студент Черткова Е.А. студент Рохлина А. А. студент
Читинская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения
РФ, г. Чита Лизандер О.А. преподаватель кафедра физической культуры ФГБОУВО ЧГМА Россия, г.Чита
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ЧГМА
Аннотация: В марте-апреле 2020 года системы образования (как высшего, так и среднего) во всем мире не только столкнулись с трудностями. Через несколько недель 95% студентов по всей планете вынуждены перейти на дистанционный или смешанный формат обучения. Университеты действительно находятся в чрезвычайной ситуации возник препятствия на пути реализации модели, по которой веками работали школы и университеты. Еще 30 лет назад такая ситуация означала бы только одно: полное прекращение работы университета. В данной статье авторы анализируют отношение студентов к проблеме преподавания дисциплин по физической культуре и спорту в условиях дистанционного обучения, выявляют все положительные и отрицательные стороны этого процесса.
Ключевые слова: студент, пандемия, онлайн обучение, мотивация.
Mikhailova E.A.
student Chertkova E.A.
student Rokhlina A.A. student
Chita State Medical Academy of the Ministry of Health
Russian Federation, Chita Lizander O.A. teacher
department of physical culture
FSBEI HE ChSMA Russia, Chita
DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AT CHMA
Abstract: In March-April 2020, education systems (both higher and secondary) around the world not only faced difficulties. After a few weeks, 95% of students across the planet are forced to switch to distance or mixed learning. Universities are really in an emergency situation, there are obstacles to the implementation of the model that schools and universities have been working on for centuries. Even 30 years ago, such a situation would have meant only one thing: the complete termination of the university. In this article, the authors analyze the attitude of students to the problem of teaching disciplines in physical culture and sports in distance learning, identify all the positive and negative sides of this process.
Keywords: student, pandemic, online learning, motivation.
Но наш вуз быстро нашел решение — это повсеместное использование социальных сетей. В них были созданы группы (беседы), которыми управляют преподаватели, публикуются задания и происходит живое общение в чатах. По содержанию уроки в дистанционном формате проходят практически так же, как и раньше в аудитории: соблюдается время и порядок стационарного плана занятий, а на онлайн-уроках контролируется посещаемость. При этом педагоги старались правильно ориентировать, определяя формы и методы работы с данным материалом. Преподаватели проводят лекции и семинары через образовательный портал академии, используя технологии видеоконференцсвязи, такие как зум, вебинар и Skype, не снижая требований к объему учебного материала и контролю знаний.
Переход к организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий обучения потребовал изменения подхода к практической подготовке студентов. В некоторых случаях базы упражнений были изменены.
Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе по дисциплинам физической культуры никогда не рассматривалось на серьезном уровне. Именно в вопросах физического воспитания необходимо тесное взаимодействие и непосредственный контакт между двумя участниками тренировочного процесса - тренером и спортсменом, учителем и учеником. Но реалии современности наложили свой отпечаток и вызвали необходимость коррекции методики, реорганизации учебного процесса по физической культуре и внедрения в учебный процесс высших учебных заведений педагогических технологий и инновационных форм обучения. Пандемия COVID-19 в 2019-2020 учебном
году заставила вуз в срочном порядке изменить взгляд на традиционную систему образования и искать пути решения проблемы дистанционного, обучения студентов физкультуре и спорту, подготовки спортсменов, организации соревнования.
Пандемия СОУГО-19 заставила срочно модифицировать механизм коммуникации и передачи информации от педагога к студенту, принудив сознательно подходить к самостоятельной работе в плане подготовки к практическим и теоретическим занятиям.
По наблюдениям многих авторов, студенты испытывали стресс, дефицит живого общения, физической активности, тревогу за свое здоровье и здоровье своих близких. Были, конечно, и те молодые люди, которые восприняли время самоизоляции как возможность ничего не делать, не решать, не заниматься учебными вопросами, провести как можно больше времени за компьютерными играми, просмотром социальных сетей, и т. д. Многие отмечали, что резко изменился режим труда и отдыха - бодрость ночью, сидение за компьютером и сонливость днем, нерегулярное питание, недостаток солнечного света и свежего воздуха.
С переходом обучающихся на дистанционное обучение с использованием электронного ресурса и дистанционных образовательных технологий содержание рабочих программ по всем специальностям и направлениям подготовки, в том числе по дисциплине «Физическая культура», пересмотрено и адаптировано для самостоятельного изучения в домашних условиях. Подготовлены рекомендации, учитывающие значительную вероятность неблагоприятного функционального состояния из-за малого двигательного компонента и значительных психических нагрузок, сопровождающих гиподинамический характер учебной деятельности. Разработаны рекомендации по самостоятельным занятиям физической культурой в условиях ограниченной подвижности, позволяющие косвенно контролировать собственную психофизическую подготовленность, разработан мотивирующий компонент к систематическим занятиям в домашних условиях.
Студент Читинской государственной медицинской академии осознанно выбирает такой сложный путь, осознавая все обязанности будущая профессия. Человек, который будет заниматься различными проблемами и аспектами здоровья других людей, он сам должен быть здоров. Современные студенты являются основным источником работы в нашей стране, это будущих врачей, а их здоровье - залог здоровья всей нации. По этой причине в нашей академии имеется большое количество различных кружков и секций — это волейбол, баскетбол, футбол, аэробика, теннис, дартс, пулевая стрельба, шахматы, бадминтон.
Руководством и профессорско-преподавательским составом регулярно проводится большая работа по профилактике зависимостей,
социально-психологической адаптации первокурсников, духовно -нравственному воспитанию и популяризации физической культуры и спорта.
В рамках целевой программы реализуются социологические и психологические исследования по изучению самооценки отношения к здоровью, факторам риска заболеваний, физкультурно-спортивной деятельности, а также регулярный мониторинг состояния здоровья и морально-психологического статуса студентов и сотрудников, что позволяет более эффективно внедрять здоровье формирующую деятельность.
Ежегодно Читинская государственная медицинская академия принимает участие в Открытом публичном Всероссийском конкурсе образовательных организаций высшего образования Министерства здравоохранения Российской Федерации на звание "ВУЗ здорового образа жизни"., где в 2019 году «За эффективную реализацию здоровье формирующей деятельности и пропаганды здорового образа жизни» вошла в 5 лучших вузов.
Для педагогов результаты обучения обучающихся, а для учащихся, помимо успеваемости, важную роль играет мотивация и вовлеченность в учебный процесс, напрямую влияющие на успеваемость студента.
После выхода из дистанта было принято решение, провести соревнования по СКИППИНГУ - прыжкам на скакалке за 1 минуту среди студентов ЧГМА с 1 по 4 курсы всех факультетов по медицинским показаниям относящихся к основной группе. Состав команд: женская и мужская - по 3 человека от каждой дисциплины по физической культуре. В итоговый зачет курса идёт 6 лучших результатов каждой команды (3+3). В командном зачете по итогам места распределились следующим образом: 1 место - 3 курс лечебного факультета - 1048 очка, 2 место - 2 курс педиатрического факультета - 1043 очка, 3 место - 2 курс стоматолагического факультета - 962 очка. Лучший результат среди девушек 180 прыжков за 1 минуту, среди юношей - 196 прыжков за минуту, такая оценка в большей степени ориентирована на анализ предпосылок, потребностей, процессов, чем на оценку результатов. А эффективность в этом случае определяется как соотношение результатов и затраченных ресурсов с учетом срочности поставленных задач.
По итогам прошедшего времени можно с уверенностью сказать, что пандемия оказала негативное влияние на жизнь студенческой молодежи во всех ее проявлениях.
Использованные источники:
1. ://chitgma.ru/sorevnovanij а-ро^Ыр^и-р^Ыкат-па^кака1ке-vpervye-prosЫi-v-chgma
2. Буторина В.А., Куликова К.А., Гонгорова Б.А., Мирошниква А.Н. // ПУТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
сборнике: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ. сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 158-160.
3. Куприянов Н.М., Мирошникова А.Н. // РОЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА //В сборнике: Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. материалы XXII Студенческой научно-практической конференции. Чита, 2020. С. 65-71.
4. Лапшова А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. -2017. - № 6. ;
5. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Пед. общ-во России, 2012