УДК 616-073.757.7+378-14.015.62 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.86
^ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ
Губик Е.А.
Читинская государственная медицинская академия, Россия, 672000, Забайкальский край,
г.Чита, ул. Горького, 39 «а»
Резюме.
Цель. Проанализировать опыт дистанционного обучения студентов медицинского ВУЗа на примере изучения дисциплины «Рентгенология», определить подходы к повышению эффективности дистанционного образования.
Методика. В основу статьи положен анализ 133 анкет студентов четвертого курса педиатрического и третьего курса стоматологического факультетов, обучающихся на кафедре лучевой диагностики в дистанционном формате с апреля 2020 по октябрь 2020 гг, а также сравнение академической успеваемости студентов при обучении в традиционной и дистанционной форме. Статистическая обработка проводилась стандартными средствами Microsoft Office Excel 2010.
Результаты. В результате исследования установлено, что дистанционное обучение имеет множество недостатков и сложностей, которые затрудняют образовательный процесс. Несмотря на это, большинство опрошенных положительно отзываются о дистанционном обучении и считают, что лучевую диагностику можно изучать дистанционно. При оценке эффективности своей работы 62 (47%) студента считают, что результативность их работы снизилась, 45 (33,8%) - не изменилась, лишь в 26 (19,2%) случаев стала более эффективной. Опыт работы в удаленном режиме позволил определить ряд возможностей для повышения качества дистанционного образования, такие как применение современных онлайн технологий при проведении практических занятий, использование интерактивных форм обучения и индивидуальный подход к обучающимся.
Заключение. Дистанционное обучение должно органично сочетаться с традиционными методами образования, так как предоставляет обучающимся широкие возможности и соответствует современным требованиям. Дистанционное обучение, как единственный способ изучения дисциплины «Рентгенология», может быть использовано лишь в форс-мажорных ситуациях.
Ключевые слова: дистанционное обучение, лучевая диагностика, рентгенология, студенты,
специалитет
^ THE EXPERIENCE IN ORGANIZING A DISTANCE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF RADIATION DIAGNOSTICS AND RADIOLOGY
Gubik E.A.
Chita State Medical Academy, Gorky str., 39 "a ", 672000, Zabaykalsky Krai, Chita, Russia
Abstract
Objecive. Analysis of the experience of distance learning of the students from medical university at the example of studying "Radiology" subject. Determining abilities to increase effectiveness of distance learning.
Methods. The basis of this article is built around analysis of 133 questionnaire filled by fourth-year students ofpediatric faculty and third-year students of stomatological faculty which were studying at the department of radiation diagnostics and radiology in distance format since April 2020 till October 2020. We compare academic performance of students who studied in traditional form with those who studied distantly. Statistical treatment of the data was performed using standard tools of Microsoft Office Excel 2010.
Results. It was established that distance learning has many difficulties and shortcomings. Despite it most of the interviewed are responding positively about distance learning and consider that it is possible to
learn radiology distantly. During evaluation of effectivity of own work 62 (47%) students consider that impact of their work was getting low, 45 (33%) - has not changed, and only in 26 (19,2%) cases work become more effectively. Experience of work at remote mode allowed to determine abilities to improve the quality of distance learning: application of modern on-line technologies during practical training, usage interactive forms of studying and individual approach to the students.
Conclusion. Distance learning must be coupled with traditional methods of education because it allows learners wide abilities and corresponds to modern requirements. As the only way to learn discipline "Radiology", it can be used merely in cases of force majeure.
Keywords: distance learning, radiation diagnostics, radiology, students
Введение
Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, охватившая всю планету, внесла свои коррективы во все сферы жизнедеятельности. Как отмечают в своей работе В.В. Никифоров и др. нам еще предстоит изучение особенностей этой эпидемии, извлечь уроки, проанализировать недостатки [2].
Несмотря на сложную эпидемическую ситуацию остановить образовательный процесс, в том числе в высших учебных заведениях, было невозможно. Экстренный переход на дистанционное обучение (ДО) был вынужденной мерой в период карантина, но только эта мера могла обеспечить студентов образовательными программами в нужном объеме. Особенно остро встал данный вопрос в медицинских ВУЗах, поскольку, помимо продолжающейся учебы, многие студенты-медики были активно вовлечены в борьбу с инфекцией в стационарах или кол-центрах, а также занимались волонтерской деятельностью. Поэтому на преподавателей медицинских образовательных учреждений легла двойная задача - перестроить образовательный процесс таким образом, чтобы с минимальными временными затратами студенты могли максимально эффективно усвоить материал учебных программ.
С апреля 2020 года, в связи с необходимостью соблюдения эпидемических мер для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, Читинская государственная медицинская академия также была вынуждена перейти на дистанционную форму обучения. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии в сжатые сроки перестроила работу на дистанционный формат. Следует подчеркнуть, что дистанционное обучение в Читинской государственной медицинской академии по программам специалитета ранее не практиковалось.
Целью работы явилось проанализировать опыт дистанционного обучения студентов медицинского ВУЗа на примере изучения дисциплины «Рентгенология», а также определить подходы к повышению эффективности дистанционного обучения. Автор поставил перед собой следующие задачи:
- обобщить опыт преподавания дисциплины «Рентгенология» в дистанционном формате во время вынужденной самоизоляции;
- определить преимущества и недостатки дистанционного формата обучения с точки зрения преподавателя и студента;
- провести анализ эффективности обучения при удаленном образовательном процессе;
- сформулировать предложения по повышению эффективности и оптимизации дистанционного обучения.
Методика
Эмпирической базой исследования выступила Читинская государственная медицинская академия, объектом для изучения стали студенты данного ВУЗа. Исследование осуществлялось в несколько этапов. Первый этап исследования включал анкетирование обучающихся на кафедре лучевой диагностики в дистанционном формате с апреля 2020 по октябрь 2020 гг. Второй этап исследования заключался в анализе данных, полученных при анкетировании. Последним этапом была оценка академической успеваемости студентов за текущий и предыдущие года, когда обучение осуществлялось в традиционной форме.
В основу настоящего исследования положен анализ 133 анкет студентов 4 курса педиатрического и 3 курса стоматологического факультетов. Анкеты заполнялись респондентами добровольно, лично и анонимно. Распределение по гендерным признакам было следующее: 96 студентов женского пола, что составило 72,2% от общего количества и 37 студентов мужского пола, что составило 27,8 %. Основной контингент студентов, принявших участие в опросе, были студенты в возрасте от 19 до 27 лет (средний возраст составил 21±4 года).
Для анализа образовательного процесса была использована анкета, включавшая 25 вопросов. Студентам было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью процессом обучения и работой преподавательского состава, и трудностями, с которыми они столкнулись в процессе онлайн обучения. Также было важно было узнать, хотели бы студенты и далее продолжать обучение онлайн. Для изучения трудностей и преимуществ, с которыми столкнулись студенты при дистанционном обучении, использовались вопросы предполагающие множественный выбор. В ходе работы были использованы следующие методы статистического анализа: метод группировки, арифметического подсчета, выявление процентного соотношения, вычисление критерия Стьюдента. Статистическая обработка проводилась стандартными средствами Microsoft Office Excel 2010.
Результаты исследования
Для организации дистанционного образовательного процесса преподаватели кафедры при проведении занятий и лекций во время вынужденной самоизоляции использовали различные информационные площадки: официальный портал ЧГМА, электронную почту, платформы для видеоконференций Zoom, MTS-конференция, Skype-конференции, а также другие мессенджеры. Была использована наиболее передовая модель дистанционного обучения - онлайн обучение с преподавателем, поскольку только этот формат позволял сохранить живое общение студентов друг с другом и с преподавателем и осуществить полное включение студента в работу. Такая модель считается наиболее эффективной, в отличие от полностью автоматизированной (без участия преподавателя) [3]. Для проведение практических занятий наиболее удобно было использовать видео-платформы или видеоконференции, где существует возможность обратной связи, демонстрации изображений (в данном случае рентгенограмм и других лучевых методов исследования), а также возможность опроса студентов для выявления уровня подготовки к занятиям. Успешному проведению практического занятия всегда предшествовала тщательная и чаще всего временнозатратная подготовка преподавателя. По мнению С. Костяева (2020), специфика проявляется в том, что удаленное преподавание более трудоемко, поскольку требует крайне детальной организации учебного курса [5]. Педагоги кафедры заранее разрабатывали индивидуальные задания для самостоятельной работы с целью исключения плагиата ответов студентов. Обязательным условием являлась предварительная рассылка заданий обучающимся, которая обеспечивала возможность максимально углубленно изучить материал и успешно подготовится к занятиям. Рассылка заданий происходила через электронную почту. Занятие начиналось в строго определенной время согласно расписанию. Сложность возникла у трех студентов (2,2 %), которые находились в других часовых поясах и время занятий для них приходилось на ночное время. Промежуточный контроль осуществлялся также дистанционно. В качестве контрольных заданий студентам предлагались поработать на виртуальном месте врача-рентгенолога. Для этой цели студенты предварительно скачивали на свои ПК программы-просмотрщики (например, RadiAnt DICOM viewer), и анализ рентгенограмм происходил с использованием виртуальных инструментов для просмотра медицинских изображений. Выбор данного просмотрщика был обусловлен, в первую очередь, возможностью бесплатной работы на них. Для каждого студента индивидуально подбирались рентгенограммы по всем разделам дисциплины (рентгеносемиотика заболеваний органов грудной клетки, костно-суставной системы и желудочно-кишечного тракта), каждое лучевое изображение сопровождалось краткими анамнестическим данными пациента. Защита рентгенограмм и последующий опрос студента осуществлялся онлайн при помощи видеоконференции.
При необходимости индивидуальной консультации общение студента с преподавателем происходило по видеосвязи или с помощью переписки в различных мессенджерах (Viber, WhatsApp, «ВКонтакте» и прочее).
Студенты, анализируя организацию учебного процесса на кафедре, в большинстве своем (122 респондента, 91,8%) отметили удобство выбранного формата обучения, лишь 11 студентов (8,2% от общего количества) указали на плохую организацию. В первую очередь респонденты подчеркнули, что именно такой формат обучения приближает их к более привычному аудиторному занятию и, следовательно, снижает уровень стресса перед неизведанным и непривычным.
Однако, студенты отметили огромное количество проблем дистанционного образования, что снижало качество усвоения материала. Одной из основных причин снижения эффективности работы многие опрошенные указали на технические трудности, которые возникли у 112 человек (79% от общего количества респондентов). Так, у 50 человек (20% при возможности множественного выбора) возникли проблемы со скоростью Интернет-соединения, что значительно затрудняло восприятие информации. Также студенты (26 человек; 10,4%) столкнулись с проблемами видеоизображения или проблемами со звуком. А у 27 (10,8%) респондентов дома не было доступа к интернету (преимущественно в сельской местности), поэтому они вынуждены были уехать из дома, а четыре студента (3%) по этой причине пропустили цикл занятий.
Небольшой процент обучающихся - 12 человек (4,8%) - имели недостаточное знание компьютера или плохое владение компьютерными технологиями.
Серьезной проблемой демонстрации рентгенограмм явилось использование студентами телефонов или смартфонов (105 респондентов - 88,8%), технические возможности которых не могли отображать мельчащие рентгенологические изменения (например, милиарные процессы в лёгких, периостальную реакцию костей или трабекулярную структуру костной ткани). Более половины опрошенных (79 студентов; 59,3%) отметили, что качество рентгенограмм на экранах электронных носителей плохое, но изучению материала это не мешает. Некоторым студентам - 34 (16,7%) - снижение качества рентгенограмм при передаче изображения через мессенджеры и социальные сети затрудняло работу. Лишь 31 (24%) человек отметили хорошее качество электронных изображений. Следует подчеркнуть, что техническое оснащение и качество изображений оказывают огромное влияние на изучение лучевой диагностики, так как в основе дисциплины лежат визуальные способы получения информации.
Большое количество недостатков дистанционного обучения, отмеченных студентами, касалось отсутствия живого общения либо с преподавателем во время лекций или семинаров - 36 человек (27% от общего числа анкетированных), либо отсутствие возможности обсудить тему занятий с одногруппниками -32 человека (24%). Студенты отмечали, что более интересными, содержательными и полезными являются занятия, на котором они непосредственно присутствовали в учебной аудитории, в условиях коммуникации с преподавателем. Кроме того, некоторые студенты - 48 (36%) - испытывали стеснение при ответе на камеру и не задавали вопросов, даже если материал был не понятен. На недостаточное количество информации, практического материала, иллюстраций указали 27 студентов (20 % всех опрошенных). В качестве трудностей удаленного обучения 25 (19%) человек назвали сложности с самоорганизацией и отсутствие мотивации; 35 (26%) респондентов отметили отсутствие условий дома для учебы онлайн (например, много отвлекающих факторов, не хватало организованного рабочего места и прочее).
Несмотря на такое количество трудностей большинство опрошенных - 56 (42%) респондентов -положительно отзывались о дистанционном обучении, 34 студента (25% случаев) высказались относительно процесса обучения онлайн отрицательно, а 43 (33%) респондентов, к сожалению, не смогли дать категоричного положительного или отрицательного заключения. Среди положительных черт дистанционного образования студенты наиболее часто отмечали экономию времени и денежных средств на переезды между корпусами и клиническими базами - 72 человека (16,5%), комфортность обучения в привычной домашней обстановке - 51 человек (11,8%). В меньшей степени для респондентов оказалась привлекательной возможность самообучения - 18 (4,3%) человек; использование современных технологий -17 (3,9%) студентов; возможность лучше и эффективнее структурировать свое рабочее время - 32 (7,3%) опрошенных. Индивидуальный темп обучения оценили 49 человек (11,2%). Целью перехода на дистанционные обучения было добиться низкого риска заражения инфекцией, однако об этом задумались 52 респондента, что составило 11,9% от общего количества при множественном выборе. Возможность комфортно совмещать работу с учебой отметили 57 человек (15,3%), при этом в ряде случаев студенты выходили на связь во время дежурств. Конечно, это является оптимальным для обучающегося и необходимым в сложившейся ситуации острого дефицита медицинских кадров, но с точки зрения преподавателя данный фактор является отвлекающим от занятия.
Следующим этапом явилось изучение академической успеваемости студентов за предыдущие три года, которая представлена в таблице.
Таблица. Академическая успеваемость студентов за 2019-2020 гг
Год Средний балл Качественный показатель Успеваемость
2019 4,3 90 97
2020 3,98 77 94
2021 4,02 79 95
Примечание. 2019 г - традиционной обучение (очный формат). 2020, 2021 гг - дистанционное
обучение (онлайн формат)
Как видно из приведенной таблицы, средний бал при дистанционном обучении снизился, однако существенной разницы с очным форматом выявлено не было (р>0,05). Качественный показатель также имеет тенденцию к снижению, но без статистически значимых различий (р>0,05). Снижение показателей объясняется совокупностью недостатков дистанционного формата обучения и низкой внутренней ответственностью студентов, которое ожидаемо, сказывается на академическую успеваемость. Однако общая успеваемость и средний балл хоть и варьируются из года в год, но достоверно не зависят от формы обучения.
Обсуждение результатов
Дистанционное обучение - это взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое средствами Интернет-технологий, предусматривающими интерактивность [4, 6]. Дистанционное обучение строится с теми же целями и содержанием, что и очное обучение, но формы подачи материала и формы взаимодействия преподавателя и учащихся различны [1, 6].
Опыт дистанционного преподавания дисциплины «Рентгенология» на кафедре выявил целый спектр противоречий, связанной с отношением студентов к ДО. С одной стороны, они отмечали огромное количество недостатков и сложностей, которые затрудняли, а порой и препятствовали успешному освоению компетенций. С другой стороны, большинство опрошенных - 56 (42%) респондентов -положительно высказывались о дистанционном обучении. Также противоречиво мнение опрошенных относительно возможности дальнейшего применения дистанционной формы обучения. Так, большинство - 67 (50,3%) - респондентов считает, что лучевую диагностику можно изучать дистанционно, 46 (34,5%) опрошенных допускают такую возможность, но в ограниченном режиме и 20 (15,2%) человек категорически против обучения в дистанционном формате. При оценке эффективности своей работы 62 (47%) студента считает, что результативность их работы снизилась, по мнению 45 (33,8%) опрошенных - не изменилась, лишь в 26 (19,2%) случаях стала более эффективной. Такое противоречие можно объяснить несформированным отношением обучаемых к дистанционному образованию, непониманием своей роли в системе ДО, неполным осознанием и принятием преимуществ и недостатков удаленного обучения, а также отсутствием опыта такого вида образования. Также играет роль двоякое влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние студента, с одной стороны ему удобно и комфортно в привычной домашней обстановке, с другой стороны повышен уровень тревожности и стресса перед неизведанной и пока непонятной системой ДО.
Однако, как показал опыт применения дистанционного обучения на кафедре, цифровизацию образования можно и нужно сделать более комфортным для обучающихся, а также повысить качество образовательного процесса. Например, чередование различных онлайн-платформ для решения определённых задач делает процесс обучения более разнообразным и интересным.
Так, организация практических занятий онлайн позволяет сохранить привычную атмосферу и снизить уровень стресса. Обучающийся находится на расстоянии, но у него создается ощущение, что он присутствует на традиционном занятии в ВУЗе. Индивидуальные консультации с помощью мессенджеров дают возможность студенту общаться с преподавателем один на один, повышают его значимость и самооценку. Общение через электронную почту позволяет своевременно делать рассылку заданий.
Еще одним эффективным рычагом воздействия на эффективность работы студента является использование интерактивных форм и методов, в условиях дистанционного обучения такой вид работы приобретает особую значимость, поскольку позволяет повысить мотивационную активность обучаемых, способствует максимальному вовлечению студентов в учебный процесс, компенсирует недостаток живого общения и развивает у обучающихся мыслительный процесс. Применение современных программ, таких как RadiAnt DICOM viewer, позволило повысить интерес студента к практическим занятиям и к дисциплине в целом, а также улучшить практические навыки, что, например, невозможно при изучении других дисциплин, где необходим прямой контакт с пациентом для освоения различных манипуляций и навыков. Кроме того, работа на виртуальном рабочем месте врача-рентгенолога повысила мотивационный потенциал, эмпатию студентов и, как следствие, способствовала успешному овладению компетенциями.
Особенностью изучения «Рентгенологии» онлайн является обеспеченность обучающихся хорошей аппаратно-программной основой, с высокой разрешающей способностью. Естественно, это важно при изучении любой дисциплины, однако для лучевой диагностики, как для визуальной дисциплины, наличие хорошего электронного устройства является обязательным условием, поскольку позволяет детализировано изучать мелкие анатомических деталей на лучевых изображениях, в первую очередь на рентгенограммах. Кроме того, для лучевой диагностики это чрезвычайно актуально, поскольку современная диагностическая аппаратура претерпевает цифровизацию и все изображения, начиная от классической рентгенографии и заканчивая магнитно-резонансными исследованиями, получают в электронном формате, а пленочные изображения постепенно исчезают. Естественно, внедрение компьютерных технологий требует технического сопровождения, программного обеспечения, компьютерной грамотности студента, преподавателя и прочее.
Опыт работы в дистанционном режиме показал, что изменилась роль и место преподавателя в системе образования. Помимо транслятора знаний и контролирующей функции деятельность преподавателя стала более творческой. Педагог является эмоциональным составляющим обучения, своей эмпатией мотивируя студентов к формированию собственной точки зрения, осмыслению теоретического материала, сподвигая к исследовательской деятельности. Педагог создает образовательную среду, помогает максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы.
Преподаватель - это куратор, направляющий, но не указывающий, объясняющий, но не транслирующий, четко организующий работу, но не доминирующий.
В новых условиях педагогического процесса преподаватель является равноправным участником, помощником и это обеспечивает эффективное сотрудничество между всеми его субъектами.
Несмотря на все сложности вынужденного перехода на дистанционное обучение в период эпидемии COVID-19, мы приобрели бесценный опыт цифровизации образовательного процесса. Новые условия показали, что традиционная модель образования требует пересмотра и модернизации. В дальнейшем решено организовать работу на кафедре таким образом, чтобы элементы дистанционного формата являлись хорошим дополнением к традиционному, классическому образованию при условии полной сохранности концептуальных основ обучения и компетентностного подхода.
Выводы
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что элементы дистанционного формата обучения должны органично сочетаться с традиционными методами, так как они представляют обучающимся широкие возможности и соответствуют современным требованиям. Дистанционное обучение, как единственный способ изучения дисциплины «Рентгенология» на специалитете, может использоваться лишь в форс-мажорных ситуациях.
На наш взгляд, повышение эффективности дистанционного образования возможно при:
1. Применении новых интерактивных образовательных технологий, что в условиях опосредованного педагогического взаимодействия необходимо даже в больше мере, чем при традиционной форме образования.
2. Использовании индивидуального подхода к обучению студентов с целью сохранения качества высшего медицинского образования.
3. Сочетании различных способов и методов дистанционного общения со студентами, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
4. Тщательном подходе к методическому обеспечению занятий и организации самостоятельной работы студентов.
5. Для исключения технических проблем, снижающих результативность педагогической работы, необходима компьютерная грамотность как студента, так и преподавателя и хорошая материально-техническая база.
Список литературы (references)
1. Воробьев А.Н. Дистанционные технологии в информационном образовательном пространстве. /
A.Н. Воробьева, Л.В. Наумович [Электронный ресурс] - URL: http://conference.bsu.by/pluginfile.php/700/mod_data/content/3171/Vorobyova.docx [Vorobyov A. N. Remote technologies in the information educational space . /A. N. Vorobyova, L. V. Naumovich [Electronic resource] - URL: http://conference.bsu.by/pluginfile.php/700/mod data/content/3171/Vorobyova.docx ]
2. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): клинико-эпидемиологические аспекты / Никифоров
B.В., Суранова Т.Г., Чернобровкин Т.Я. [и др.]. // Архивъ внутренней медицины. - 2020. - № 2. - С. 8793. [New coronavirus infection (COVID-19): clinical and epidemiological aspects / Nikiforov V. V., Suranova T. G., Chernobrovkin T. Ya. [et al.]. // Archive of Internal Medicine. - 2020. - №2. - P. 87-93.]
3. Овчинникова Е.Л. Опыт дистанционного обучения студентов медико-профилактического факультета: пут совершенствования / Е.Л. Овчинникова, Н.А. Гетман, Е.Н. Котенко // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - №2. - С. 194-198. [Ovchinnikova E. L. The experience of distance learning of students of the Faculty of Medicine and Prevention: ways of improvement / E. L. Ovchinnikova, N. A. Getman, E. N. Kotenko // Modern high-tech technologies. - 2020. - №2. - P. 194-198.]
4. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. - М.:
Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с. [Polat E. S. Theory and practice of distance learning: Textbook for students. higher. ped.uchebn. institutions / E. S. Polat, M. Yu. Bukharkina, M. V. Moiseeva; edited by E. S. Polat. - M.: Publishing center "Academy", 2004. - 416 p.]
5. Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копингстратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 / Т.М. Харламова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. - 2020. - №1. - С. 26-39. [Kharlamova T. M. The specifics of the mental state and coping strategies of students in distance learning in the conditions of the COVID-19 pandemic / T. M. Kharlamova // Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series № 1. Psychological and pedagogical sciences. - 2020. - №1. - P. 26-39]
6. Хуснуллина Р.И. Анкетирование среди студентов с целью выявления степени удовлетворенности дистанционным форматом обучения по дисциплине «Медицинская информатика» / Р.И. Хуснуллина, Л.Д. Арсланова, Н.Г. Сабитова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №25. - С. 458-462. [Khusnullina R. I. Questionnaire among students to identify the degree of satisfaction with the distance learning format in the discipline "Medical Informatics" / R. I. Khusnullina, L. D. Arslanova, N. G. Sabitova // Innovations. The science. Education. - 2021 - №25. - P. 458-462.]
Информация об авторах
Губик Екатерина Алексеевна - кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Читинская государственная медицинская академия», Забайкальский край, г.Чита. E-mail: [email protected]