УДК 371.14
Л.В. Каракулова
Дистанционные модульные образовательные курсы на сайте http://fppkdo.ru/ -современная форма повышения уровня профессиональной квалификации педагогов
Анализируются результаты работы временной творческой группы МАОУ «Юго-Камская средняя школа» над освоением дистанционной формы обучения педагогов на образовательной платформе Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), представленной ФППК ПГГПУ. Сетевое взаимодействие школы с Университетским округом позволило рассмотреть дистанционное обучение как новую форму образования педагогического сообщества. В данной системе повышения квалификации педагогов школ находят место как новые технологии сетевого взаимодействия, так и информационно-образовательные ресурсы, позволяющие транслировать передовой опыт педагогов центра инновационного опыта, работающих в инновационном, экспериментальном режиме.
Ключевые слова: центр инновационного опыта, профессиональная квалификация педагогов, дистанционные модульные образовательные курсы, образовательный контент Moodle.
Современная система образования и новые профессиональные стандарты требуют новых подходов в системе повышения квалификации педагогических работников школ. Доминирующей по-прежнему остается традиционная система обучения: очное прохождение теоретической, технологической, методологической части и практических мастер-классов, консультаций, семинаров, конференций в лучших образовательных организациях Пермского края. Данный факт подтверждается имеющимся перечнем КПК МАОУ «Юго-Камская средняя школа». В 2017 г. 95 %, в 2018 г. 81 % курсов повышения квалификации прошли в режиме очного участия (офлайн). Несмотря на это, увеличивается число пе-
дагогов, использующих для обучения дистанционные формы сайтов «Инфоурок», «Фоксфорд», педагогического сообщества «Урок.РФ», «Единый урок» и других, тем более что дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют «образовательной системой XXI века» [5].
Для коллектива Юго-Камской школы, работающей в статусе центра инновационного опыта Университетского округа ПГГПУ с 2011 г., актуальной стала организация курсовой подготовки через сайт системы дистанционного обучения ФППК ПГГПУ http://fppkdo.ru/ (рис.1).
Рис. 1. Рабочая станция системы дистанционного обучения ФППК ПГГПУ
Система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, содержит курсы, которые сгруппированы по категориям их организации: бюджетные (по заказу Министерства образования Пермского края), КПК ПГГПУ, профессиональная переподготовка и в том числе - модульные образовательные курсы школ Университетского округа [4].
Университетский округ ПГГПУ дает возможность центрам инновационного опыта планировать и самостоятельно разрабатывать краткосрочные модульные курсы от 12 до 24 часов, транслирующие лучшие образовательные практики педагогических коллективов сообществу Пермского края. В основе создания и сопровождения таких курсов лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [1].
Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем. В педагогическом сообществе аналогичное программное обеспечение называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных образовательных ресурсов во многих учебных организациях проводится дистанционное обучение. По мнению А.В. Логиновой, Moodle дает пользователю обширный инструментарий для презентации учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации как групповой, так и индивидуальной учебной деятельности. Таким образом, формируется «модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда» [2].
Группой педагогов Юго-Камской школы за последние три года разработано пять КПК на платформе Moodle (табл. 1), приоритетной целью которых является повышение уровня профессиональной компетентности слушателей.
Таблица 1
Название модульного курса Год реализации Цель Участники, чел.
1.«Информационно-образовательная среда школы - условие реализации ФГОС НОО и ООО» 2015 Сформировать понятие современной информационно-образовательной среды в соответствии с ФГОС на примере опыта работы конкретной школы. 12
2. «Проектно-исследовательская деятельность в основной школе с использованием ресурсов информационно-образовательной среды» 2016 Актуализировать роль технологий проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО и насыщения образовательной среды современным оборудованием и программным обеспечением. 30
3.«Роль технологии образовательных квестов в профильном и профессиональном самоопределении школьников» 2017 Показать новый педагогический подход в использовании образовательных квест-технологий в институциональной системе профильного и профессионального самоопределения старшеклассников. 36
4.«Технология разработки образовательного веб-квеста для организации внеурочной деятельности обучающихся» (рис. 2) 2017 Представить алгоритм разработки и создания архитектуры образовательного web-квеста. Познакомить слушателей с апробированными авторскими кве-стами ЦИО. 44
Характеристика модульных образовательных курсов, разработанных рабочей группой МАОУ «Юго-Камская средняя школа»
Рис. 2. Фрагмент страницы модульного курса «Технология разработки образовательного веб-квеста
Окончание табл. 1
5. «Разнообразие образовательных квестов в модели личностно-ориентированного выбора внеурочной деятельности школьников» 2018 Актуализировать значение использования реальных и виртуальных квестов в образовательном процессе, в том числе во внеурочной деятельности, направленной на осознанный личностный выбор обучающихся. 33
Итого обучено 155
Дистанционное обучение следует рассматривать как новую форму обучения и, соответственно, дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. В данной системе создания организационно-управленческих условий для повышения квалификации педагогов школы находят место как новые технологии дистанционного и сетевого взаимодействия, так и информационно-образовательная среда, позволяющая транслировать передовой опыт работы педагогов школы, работающих в инновационном, экспериментальном режиме [5]. При разработке модульных образовательных курсов развиваются отдельные компетенции учителей
и специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, компьютерного дизайна. При анализе организации дистанционного обучения взрослых просматриваются положительные результаты в повышении качества коллективной работы и принципы всем известной технологии сотрудничества. При дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность, которая обусловлена возможностями информационной среды Интернета. Приведем конкретные показатели освоения дистанционных форм обучения педагогов коллектива МАОУ «Юго-Камская средняя школа» (табл. 2).
Таблица 2
Показатели разработки и реализации модульных курсов в педагогической среде МАОУ «Юго-Камская средняя школа»
Показатели Характеристики
1. Количество участников МОК Общее число участников модульных курсов (табл. 1) - 122 человека, из них - 21 человек из Юго-Камской школы (25 % педколлектива прошли освоение дистанционных форм обучения в системе Moodle, курсы от 8 до 16 часов).
Окончание табл. 2
2. Рост числа участников курсов Отмечается положительная динамика посещения МОК с 12 педагогов в 2015 г. до 44 - в 2017 г. Главная причина - повышение качества представленных материалов из-за повышения уровня профессионализма рабочей группы разработчиков дистанционных программ КПК.
3. Число членов рабочей группы по разработке МОК Число технических специалистов остается постоянным - 4 человека (3 учителя информатики и руководитель ЦИО), которые осуществляют связь с техническими специалистами ФППК ПГГПУ (сайта http://fppkdo.ru/) и оформляют оболочку курса. Увеличивается число педагогов, участвующих в насыщении содержания курсов с 3 в 2015 г. до 11 в 2017 г. Таким образом, в разработке дистанционных курсов принимает участие в среднем ежегодно 19 % членов педагогического коллектива школы. Данные педагоги являются специалистами в области дистанционного обучения.
4. Технические возможности сайта К 2018 г. половина разработанных курсов имеет активный интерфейс, «живое» общение со слушателями (видеообращения, фотографии, интересные рабочие ссылки). В процессе курсов реализуется научный подход (употребление научной терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения материалов) при постоянном консультировании научного руководителя ЦИО А.В. Худяковой, доцента кафедры прикладной информатики ПГГПУ, к. п. н. [3].
5. Успешное завершение и удовлетворенность модульными курсами Анализ журналов посещения слушателями дистанционных курсов показывает, что удовлетворенность содержанием обучения составляет 85 %, до завершения контрольной части курсов доходят 90 % слушателей. Полной удовлетворенности и логического завершения нет, т. к. работа на платформе Moodle требует определенных навыков со стороны пользователей.
Таким образом, система образования находится в необратимом процессе развития и модернизации. Она предъявляет к учителю современные требования, кардинально меняющие подход в организации и самоорганизации повышения уровня его профессиональной компетенции, формирования и совершенствования общей педагогической культуры. Поэтому сегодня в основе повышения квалификации педагогов ле-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
жит постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков, который состоит из удачно сочетающихся между собой традиционных и дистанционных форм обучения. Значение последних растет с каждым годом. Данный факт подтверждается представленным выше опытом ЦИО МАОУ «Юго-Камская средняя школа» Пермского района.
1. Документация по Moodle 2.5. / пер. с англ. В.А. Тунда, под ред. Ф.П. Тарасенко. -Томск, 2014. - URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000474873 (дата обращения: 01.11.2018).
2. Логинова А.В. Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения? // Молодой ученый. - 2015. -№ 9. - С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17853/ (дата обращения: 17.11.2018).
3. Проектирование дистанционного курса на платформе Moodle 2.7: учеб.-метод. пособие / сост. А.В. Худякова. - Пермь, ПГГПУ, 2014. - 32 с.
4. Работа с системой электронной поддержки образовательных курсов ПГГПУ // Официальный сайт ПГГПУ. - URL: https://pspu.ru/it/studentu/rabota-s-sistemoj-elektronnoj-podderzhki-obrazovatelnyh-kursov (дата обращения: 24.10.2018).
5. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: перспективы. - Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 2010 - 218 с.