Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОКРУГА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновационная деятельность / Университетский округ / инновационный продукт / передовой педагогический опыт / экспертиза / Центр инновационного опыта / innovation / innovative activity / University District / innovative product / advanced teaching experience / eхpertise / Center of innovative experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертьянова Анастасия Андреевна, Галиева Светлана Юрьевна, Красноборова Наталья Александровна

Данная статья посвящена проблемам организации инновационной деятельности в системе регионального образования и рассматривает такие понятия как «инновация», «новшество». В статье описывается опыт создания и функционирования Университетского округа на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета как механизма инновационной деятельности развития образования. В данном контексте университет рассматривается как учебнонаучно-исследовательский комплекс, сочетающий в себе образовательную, научную и инновационную деятельность, способствующий повышению региональной и национальной конкурентоспособности. В статье обосновываются и описываются направления инновационной деятельности Университетского округа и входящих в его состав образовательных организаций. Университетский Округ напрямую транслирует идеи инновационного развития образовательных систем и объединяет образовательные организации (школы и детские сады) Пермского края, которые получили статус краевого Центра инновационного опыта. Авторы делают анализ десятилетнего опыта функционирования образовательных организаций в инновационном режиме, целенаправленного взаимодействия и профессиональной кооперации вуза с образовательными организациями. В статье представлена тематика проектов ЦИО, направленных на решение актуальных проблем образования регионального и федерального уровней, а также способы создания системы взаимодействия ученых и практиков в рамках планируемых направлений деятельности. Авторы статьи акцентируют внимание на необходимости трансляции инновационного педагогического опыта педагогов Пермского края и приводят перечень мероприятий, нацеленных на это. Создание инновационного образовательного продукта позволит стимулировать инновационную деятельность образовательных организаций с целью обеспечения качества образования Пермского края. Инновационными продуктами могут быть программы модульных курсов и курсов дистанционного обучения, учебники, учебно-методические пособия, методические рекомендации и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вертьянова Анастасия Андреевна, Галиева Светлана Юрьевна, Красноборова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES’ ORGANIZATION IN THE EDUCATION SYSTEM ON THE EXAMPLE OF THE UNIVERSITY DISTRICT

The article is devoted to the problem of innovative activities’ organization in the regional system of education and describes such concept as “innovation”. The authors present the experience of the University District (on the base of Perm State Humanitarian Pedagogical University) formation and functioning as an innovation activities’ mechanism, substantiate and describe innovative activities’ directions and University District’s educational establishments. In this context, the University is considered as an educational, scientific and research complex which combines educational, scientific and innovative activities and contributes to the regional and national competitiveness’s improvement. The University District directly shares the ideas of innovative development of educational systems and unites Perm Krai educational organizations (schools and kindergartens) which received the status of the regional Center of innovative experience. The analysis of ten-year experience of innovative educational organizations’ functioning, purposeful interaction and professional cooperation of the University with educational organizations is given. The article presents the topics of Centers of innovative experience projects that are aimed at solving urgent problems of education at the regional and federal levels, and also the ways how to create interaction between scientists and practitioners in the framework of planning activities. The authors of the article focus on the necessity to share Perm Krai teachers innovative pedagogical experience and provide a list of activities aimed to achieve this goal. The creation of an innovative educational product encourages educational organizations’ innovative activities in order to ensure the quality of Perm Krai education. Innovative products can be the following: programs of educational courses and online courses, textbooks, toolkits, guidelines and others.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОКРУГА»

УДК 378.046.4 UDС 378.046.4

Вертьянова Анастасия Андреевна*

Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151968(469), е-mail: ibo-perm@yandex.ru

Галиева Светлана Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2190719, е-mail: mrsGalieva@yandex.ru

Красноборова Наталья Александровна

Кандидат педагогических наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2190719, E-mail: krasnoborova@pspu.ru

Vertyanova Anastasia Andreevna

Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

Galieva Svetlana Yurievna

Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

Krasnoborova Natalia Alexandrovna

Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОКРУГА

INNOVATIVE ACTIVITIES' ORGANIZATION IN THE EDUCATION SYSTEM ON THE EXAMPLE OF THE UNIVERSITY DISTRICT

Аннотация

Данная статья посвящена проблемам организации инновационной деятельности в системе регионального образования и рассматривает такие понятия как «инновация», «новшество». В статье описывается опыт создания и функционирования Университетского округа на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета как механизма инновационной деятельности развития образования. В данном контексте университет рассматривается как учебно-научно-исследовательский комплекс, сочетающий в себе образовательную, научную и инновационную деятельность, способствующий повышению региональной и национальной конкурентоспособности. В статье обосновываются и описываются направления инновационной деятельности Университетского округа и входящих в его состав образовательных организаций. Университетский Округ напрямую транслирует идеи инновационного развития образовательных систем и объединяет образовательные организации (школы и детские сады) Пермского края, которые

© Вертьянова А. А., Галиева С. Ю., Красноборова Н. А., 2020

получили статус краевого Центра инновационного опыта. Авторы делают анализ десятилетнего опыта функционирования образовательных организаций в инновационном режиме, целенаправленного взаимодействия и профессиональной кооперации вуза с образовательными организациями. В статье представлена тематика проектов ЦИО, направленных на решение актуальных проблем образования регионального и федерального уровней, а также способы создания системы взаимодействия ученых и практиков в рамках планируемых направлений деятельности. Авторы статьи акцентируют внимание на необходимости трансляции инновационного педагогического опыта педагогов Пермского края и приводят перечень мероприятий, нацеленных на это. Создание инновационного образовательного продукта позволит стимулировать инновационную деятельность образовательных организаций с целью обеспечения качества образования Пермского края. Инновационными продуктами могут быть программы модульных курсов и курсов дистанционного обучения, учебники, учебно-методические пособия, методические рекомендации и другие.

Abstract

The article is devoted to the problem of innovative activities' organization in the regional system of education and describes such concept as "innovation". The authors present the experience of the University District (on the base of Perm State Humanitarian Pedagogical University) formation and functioning as an innovation activities' mechanism, substantiate and describe innovative activities' directions and University District's educational establishments. In this context, the University is considered as an educational, scientific and research complex which combines educational, scientific and innovative activities and contributes to the regional and national competitiveness's improvement. The University District directly shares the ideas of innovative development of educational systems and unites Perm Krai educational organizations (schools and kindergartens) which received the status of the regional Center of innovative experience. The analysis of ten-year experience of innovative educational organizations' functioning, purposeful interaction and professional cooperation of the University with educational organizations is given. The article presents the topics of Centers of innovative experience projects that are aimed at solving urgent problems of education at the regional and federal levels, and also the ways how to create interaction between scientists and practitioners in the framework of planning activities. The authors of the article focus on the necessity to share Perm Krai teachers innovative pedagogical experience and provide a list of activities aimed to achieve this goal. The creation of an innovative educational product encourages educational organizations' innovative activities in order to ensure the quality of Perm Krai education. Innovative products can be the following: programs of educational courses and online courses, textbooks, toolkits, guidelines and others.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, Университетский округ, инновационный продукт, передовой педагогический опыт, экспертиза, Центр инновационного опыта.

Key words: innovation, innovative activity, University District, innovative product, advanced teaching experience, eхpertise, Center of innovative experience.

Введение

Система образования современной России находится в ситуации острых скачкообразных перемен, обусловленных беспрецедентным развитием информатизации и массовым внедрением инноваций. Созданные в этих условиях «Профессиональный стандарт педагога» и «Национальная система учительского роста», новая система аттестации педагогических кадров, обновленный ФГОС, реализация Национального проекта «Образование» позволяют осуществлять внедрение любых изменений в образовании с учетом правовых основ и практического распространения.

В связи с этим сегодня современный педагогический университет рассматривается как учебно-научно-исследовательский комплекс, сочетающий в себе образовательную, научную и инновационную деятельность, способствующий повышению региональной и национальной

конкурентоспособности. Доминирующим механизмом всех ныне существующих преобразований становится механизм саморазвития, предопределяющий необходимость инновационных процессов как важнейшей предпосылки и условия достижения оптимальных результатов деятельности [Коломийченко 2010].

Проведя тщательный анализ научного поля по данной тематике, мы определили, что для понимания специфики и сущности инновационной деятельности современного образования значение имеют теоретические работы, определяющие его вектор развития как инновационного, а именно: теории самоорганизации систем [Галиева, Фурина 2019; Коломийченко 2010; Крючкова 2001; Кузькин 2004; Марганова 2007; Мижериков 1998; Миронов 2010]. Вне поля зрения исследователей остались проблемы содержания инновационной деятельности в целом, особенностей ее субъектов, движущих сил, создания и внедрения инноваций на микро- и макроуровнях и другие тесно связанные вопросы [Крючкова 2001]. Поэтому нами была предпринята попытка самостоятельного анализа инновационной природы в деятельности современного педагога и образовательной организации на примере Центров инновационного опыта Пермского края, созданных на базе Университетского округа Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Основная часть

В системе образования Пермского края особое внимание уделяется развитию образовательной среды, способствующей появлению педагогических инноваций снизу и их широкому распространению. Так, в 2009 году Министерство образования Пермского края и Пермский государственный педагогический университет создали Университетский округ инновационных образовательных учреждений, с целью совершенствования системы повышения квалификации педагогов, обеспечения интеграции науки и развивающейся образовательной практики.

Университетский Округ напрямую транслирует идеи инновационного развития образовательных систем, где понятие «инновация» тесно связано с такими категориями как «новое», «творчество», «развитие».

Университетский округ объединяет образовательные организации (школы и детские сады) Пермского края, которые получили статус краевого Центра инновационного опыта (далее ЦИО) по результатам конкурсного отбора представленных на экспертизу проектов. Статус ЦИО определяется значимостью реализуемого проекта для обеспечения единого научно-методического образовательного пространства в сфере непрерывного образования, поиска перспективных путей развития системы повышения квалификации в крае, обеспечивающих высокий уровень подготовленности специалиста к работе в меняющихся условиях с учетом перспективных инновационных направлений развития края и образовательной организации.

Тематика проектов ЦИО направлена на решение актуальных проблем образования регионального и федерального уровней:

- индивидуализация образовательного процесса в условия реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- познавательное развитие детей дошкольного возраста на основе использования современного оборудования;

- образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях детского сада;

- современные формы достижения планируемых результатов образования (предметных, метапредметных) урок, учебное занятие, проектная деятельность, аттестация, мониторинг;

- политехническое (технологическое) образование в т.ч. конструирование, инженеринг, экономика;

- безопасное образовательное пространство (психологическая, физическая, информационная безопасность);

- информатизация и компьютеризация образования (формы, средства, программное обеспечение, формирование компетенций).

Материалы, накапливаемые в методических кабинетах многих педагогов, служат не более чем своеобразными «экспонатами». Они практически не используется ни учителями, ни руководителями образовательных организаций, поскольку большинство этих материалов носят описательный характер и не могут оперативно удовлетворить информационные потребности учителя, ситуационно испытывающего профессиональные затруднения [Мижериков 1998]. Нами была предпринята попытка решить эту проблему через создание системы взаимодействия ученых и практиков в рамках планируемых направлений деятельности:

1) разработка и внедрение сетевых форм реализации образовательной деятельности по принципу: «ПГГПУ - ЦИО», «ЦИО - ЦИО» (дистанционные курсы, теле-мосты, сетевые проекты, и др.);

2) создание пространства профессиональной коммуникации и роста педагогического мастерства педагогов (педагогические лаборатории, площадки профессионального общения, например, «профессиональное и личностное развитие педагога», «цифровизация (информатизация) образования», «моделирование и конструирование метапредметных заданий в школе») [Каюмова 2019];

3) создание сообщества педагогов-исследователей, способных к обобщению, теоретическому обоснованию образовательного опыта (за эти годы защитили кандидатские диссертации восемь педагогов Центров инновационного опыта);

4) издание «Пермского педагогического журнала», сборников исследовательских работ педагогов, методических материалов ЦИО, способствующие формированию культуры презентации собственного опыта [Белоусова, Коломийченко 2019];

5) работа «Школьного университета», обеспечивающего развитие интереса у старшеклассников к научно-исследовательской деятельности;

6) разработка и реализация модульных программ в рамках обновленной системы повышения квалификации педагогических кадров (реализовано более 117 программ модульных курсов, обучено более 2500 педагогов Пермского края) [Красноборова 2013].

Эффективность деятельности ЦИО определяется по ряду позиций, одной из которых является успешность трансляции полученных результатов. Трансляция передового педагогического опыта осуществляется ЦИО в разнообразных формах. Так, традиционно образовательные организации во время августовских мероприятий проводят «Дни ЦИО» с демонстрацией практических результатов инновационной деятельности профессиональному сообществу Пермского края.

Уже не первый год при Университетском округе ПГГПУ проводится конкурс исследовательских проектов, реализуемых педагогами центров инновационного опыта, целью которого является выявление и научно-методическая поддержка педагогов, работающих в инновационном режиме, соответствующем требованиям ФГОС и приоритетным направлениям развития системы образования Пермского края; создание условий для их профессионального и личностного развития [Вертьянова 2016].

Кроме того, ежегодно свыше 700 педагогов дошкольных образовательных организаций, начальной, основной школы и организаций дополнительного образования проходят обучение на базе инновационных учреждений по модульным программам как в дистанционном режиме, так и в очном формате.

Тематика курсов, семинаров, вебинаров вызывает большой интерес у обучающихся по проблемам развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, конструированию, планированию, анализу современного урока, организации обучения детей с ОВЗ, применению современных образовательных технологий, организации урочной и внеурочной деятельности в современных условиях.

Разработанные ЦИО модульные программы проходят обязательную экспертизу научными консультантами в университете. При получении положительного заключения, они размещаются в едином электронном банке программ.

Надо отметить, что работа научных консультантов - это одна из тех инноваций, которая позволяет упорядочить работу педагогов на местах. Научно-методическое сопровождение в Университетском округе ПГГПУ не повторяет известных в педагогической теории концепций, а представляет собой новый взгляд на сопровождение как системную технологию оказания квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры [Вертьянова, Красноборова 2018]. Труд педагога все в большей степени рассматривается как предполагающий активное инновационное реагирование на конкретные ситуационные свойства взаимодействия участников образовательного процесса. При этом важным фактором, определяющим успешность педагогической деятельности, становится выбор модели профессионального поведения, адекватной критериям создания оптимальных условий развития ребенка как субъекта своего образования [Амиржанова, Галиева, Чужетова 2020; Профстандарт... 2019]. В основу педагогического сопровождения через консультационную работу научного работника мы положили принципы: достижимость поставленных целей в тактической и стратегической перспективе, системность научно-методического сопровождения, выражающаяся во взаимосвязи отдельных задач с основной целью, наличие проблемности, требующей от партнеров-участников как совместного, так и самостоятельного поиска способов решения проблемы, непрерывность обучения и самообразования субъектов научно-методического сопровождения, равнонаправленная для субъектов и ведущих, и ведомых партнеров-участников, открытость и диалогизация как основные формы в общении и взаимодействии субъектов.

Объединяющим элементом всех форм активности для Центров инновационного опыта является создание инновационного продукта - материализованного результата инновационной деятельности, получившего практическую реализацию в виде нового образовательного товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата, удовлетворяющего потребности образовательной системы Пермского края [Вертьянова, Красноборова 2016].

Создание инновационного образовательного продукта позволяет стимулировать инновационную деятельность образовательных организаций, нацеленную на обеспечение качества образования Пермского края; информирует общественность о достижениях педагогов ЦИО в области инновационной педагогической деятельности, обеспечивает создание условий для трансляции инновационного педагогического опыта и внедрения разработанных инновационных продуктов в образовательный процесс.

На сегодняшний день ЦИО разработаны разные виды инновационных образовательных продуктов: программы модульных курсов, курсов дистанционного обучения; учебники, учебно-методические пособия, энциклопедии, методические рекомендации, учебно-методические комплекты (электронные и / или печатные); контрольно-измерительные материалы, тренажеры, описанные технологии и методики обучения; проекты, включая апробацию в образовательный процесс и анализ полученных результатов. Необходимо отметить, что Центры инновационного опыта Университетского округа ПГГПУ продуктивно продолжают разработку и реализацию теоретических и прикладных аспектов современного образования в логике появляющихся инновационных процессов.

Заключение

Резюмируя, можно констатировать, что в последние годы, образование рассматривается в контексте решения задач экономического и социального развития региона, потому для стимулирования инновационной педагогической деятельности необходимо оптимизировать инновационную среду образовательных учреждений, включить в содержание программы повышения квалификации и переподготовки педагогов инновационный компонент деятельности, наработанный педагогами, работающих в инновационном режиме.

Безусловно, благодаря активной и всесторонней поддержке краевого Министерства образования и науки в регионе сложилась система взаимодействия между образовательными организациями и университетом, что позволяет не только существенно снизить остроту проблем, связанных с изменениями в образовании, но и аккумулировать положительные эффекты и передовые педагогические практики инновационных образовательных учреждений.

Cписок литературы

Амиржанова Г. А., Галиева С. Ю., Чужетова А. С. Роль внедрения программ совета международных школ в общеобразовательные школы Казахстана // Современные проблемы и пути их решения в науке, производстве и образовании. 2020. С. 202-205

Белоусова К. Д., Коломийченко Л. В., Мальцева К.А., Петров А.В. «Пермский педагогический журнал» сегодня: достижения, проблемы и перспективы // Пермский педагогический журнал. 2019. №10. С. 5-9

Вертьянова А. А. Организация инновационной деятельности как средство повышения профессиональной компетентности педагогов Пермского края // Сборник материалов международной научно-практич. конференции «Система повышения квалификации: инновационные решения в развитии профессионального потенциала педагогов»; ФАО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, 2016. С. 23-27.

Вертьянова А. А., Красноборова Н. А., Коломийченко Л. В., Косолапова Л. А. Рекомендации к разработке исследовательских проектов педагогов центров инновационного опыта / авт.-сост. А. А. Вертьянова, Н. А. Красноборова, Л. В. Коломийченко, Л. А. Косолапова; Перм. гос. гуманит.-пед. унт. Пермь, 2016. 68 с.

Вертьянова А. А., Красноборова Н. А. Развитие научно-исследовательской деятельности педагогов Пермского края // Тренер-Education, № 1, 2018. С. 93-101.

Галиева С. Ю., Фурина О. В. Формирование психологически безопасного пространства урока // Пермский педагогический журнал. 2019. №10. С. 42 - 47

Каюмова Л. Р. Формирование ноксологических компетенций будущего педагога в информационно-образовательной среде вуза: автореф. ... канд. пед. наук. Казань, 2019. 26 с.

Коломийченко Л. В. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования // Пермский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 19-20.

Красноборова Н. А. Гуманитарно-педагогический университет как центр непрерывного регионального образования // Сборник материалов 11-й международной конференции «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития» вып. 11, Ч. II. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2013. С. 33.

Крючкова С. Е. Инновации: философско-методологический анализ: автореф. ... д-ра ф. наук. М., 2001. 46 с.

Кузькин Н. П. Инновации в управлении современной школой: автореф. ... канд. пед. наук. Саратов, 2004. 20 с.

Марганова О. Н. Инновации в системе образования в условиях современного рынка труда: дис. ... канд. эконом. наук. Курск, 2007. 199 с.

Мижериков В. А. Инновационные подходы к использованию передового педагогического опыта в повышении квалификации руководителей общеобразовательных учреждений: автореф. . канд. пед. наук. М., 1998. 29 с.

Миронов Р. А. Диагностика и оценка уровня инновационного развития организаций на основе анализа их инновационного потенциала и конкурентного статуса: автореф. ... канд. э. наук. Нижний Новгород, 2010. 26 с.

Профстандарт педагога: Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования (ред. от 16.06.2019 г.). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н (Приказ, Профессиональный стандарт педагога). URL: http://xn--80aaaaoadbi 1fjidfjfmsf6a.xn--

p 1 ai/%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %84%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0% D1%80%D1%82- %D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0/ (дата обращения: 28.09.2020).

References

Amirzhanova G. A., Galieva S. Iu., Chuzhetova A. S. Rol' vnedreniia programm soveta mezhdunarodnykh shkol v obshcheobrazovatel'nye shkoly Kazakhstana [The role of implementing programs of the council of international schools in Kazakhstan's secondary schools]. Sovremennye problemy i puti ikh resheniia v nauke, proizvodstve i obrazovanii, 2020, pp. 202-205. (In Russ.)

Belousova K. D., Kolomiichenko L. V., Mal'tseva K.A., Petrov A.V. «Permskii pedagogicheskii zhurnal» segodnia: dostizheniia, problemy i perspektivy ["Perm Pedagogical Journal" Today: Achievements, Problems and Prospects]. Perm Pedagogical Journal, 2019, no. 10, pp. 5-9. (In Russ.)

Vert'ianova A. A. Organizatsiia innovatsionnoi deiatel'nosti kak sredstvo povysheniia professional'noi kompetentnosti pedagogov Permskogo kraia [Organization of innovative activity as a means of increasing the professional competence of teachers of Perm Krai]. Sistema povysheniia kvalifikatsii: innovatsionnye resheniia v razvitii professional'nogo potentsiala pedagogov. Cbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. NTsPK «6rleu» IPK PR po Karagandinskoi oblasti, 2016, pp. 23-27. (In Russ.)

Vert'ianova A. A., Krasnoborova N. A., Kolomiichenko L. V., Kosolapova L. A. Rekomendatsii k razrabotke issledovatel'skikh proektov pedagogov tsentrov innovatsionnogo opyta [Recommendations for the development of research projects of teachers of centers of innovative experience]. Perm, Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2016, 68 p. (In Russ.)

Vert'ianova A. A., Krasnoborova N. A. Razvitie nauchno-issledovatel'skoi deiatel'nosti pedagogov Permskogo kraia [Development of research activities of teachers of Perm Krai]. Trener-Education, 2018, no. 1, pp. 93-101. (In Russ.)

Galieva S. Iu., Furina O. V. Formirovanie psikhologicheski bezopasnogo prostranstva uroka [Formation of a psychologically safe lesson space]. Perm Pedagogical Journal, 2019, no. 10, pp. 42-47. (In Russ.)

Kaiumova L. R. Formirovanie noksologicheskikh kompetentsii budushchego pedagoga v informatsionno-obrazovatel'noi srede vuza [Formation of noxological competencies of a future teacher in the informational and educational environment of higher school]: Abstract of Ph. D. thesis. Kazan', 2019, 26 p. (In Russ.)

Kolomiichenko L. V. Organizatsiia innovatsionnoi deiatel'nosti v uchrezhdeniiakh obrazovaniia [Organization of innovative activities in educational institutions]. Perm Pedagogical Journal, 2010, no. 1, pp.19-20. (In Russ.)

Krasnoborova N. A. Gumanitarno-pedagogicheskii universitet kak tsentr nepreryvnogo regional'nogo obrazovaniia [Humanities and pedagogical university as a center for continuous regional education]. Nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiia. Sbornik materialov 11 Mezhdunarodnoi konferentsii. Saint Petersburg, 2013, part II, iss. 11, p. 33. (In Russ.)

Kriuchkova S. E. Innovatsii: filosofsko-metodologicheskii analiz [Innovation: Philosophical and Methodological Analysis]: abstract of grand doctoral ^sis. Moscow, 2001, 46 p. (In Russ.)

Kuz'kin N. P. Innovatsii v upravlenii sovremennoi shkoloi [Innovation in modern school management]: abstract of Ph.D. thesis. Saratov, 2004, 20 сp. (In Russ.)

Marganova O. N. Innovatsii v sisteme obrazovaniia v usloviiakh sovremennogo rynka truda [Innovations in the education system in the modern labor market]: Ph.D. thesis. Kursk, 2007. 199 c. (In Russ.)

Mizherikov V. A. Innovatsionnye podkhody k ispol'zovaniiu peredovogo pedagogicheskogo opyta v povyshenii kvalifikatsii rukovoditelei obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii [Innovations in the education system in the modern labor market]: abstract of Ph.D. thesis. Moscow, 1998, 29 p. (In Russ.)

Mironov R. A. Diagnostika i otsenka urovnia innovatsionnogo razvitiia organizatsii na osnove analiza ikh innovatsionnogo potentsiala i konkurentnogo statusa [Diagnostics and assessment of the level of innovative development of organizations based on the analysis of their innovative potential and competitive status]: abstract of Ph.D. thesis. Nizhnii Novgorod, 2010, 26 p. (In Russ.)

Profstandart pedagoga [Professional standard of pedagogy], available at: http://xn--80aaaaoadbi 1 fj idfj fmsf6a.xn--p 1 ai/%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %84%D 1%81 %D 1 %82% D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D 1 %80%D 1 %82-%D0%BF%D0%B5%D0%B4% D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0% B3% D0%B0/ (accessed: 28 September 2020). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.