Научная статья на тему 'Возможности использования дистанционных технологий в образовательной системе колледжа'

Возможности использования дистанционных технологий в образовательной системе колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1227
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM / TECHNOLOGY / STUDENTS / REMOTE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турыгина Надежда Анатольевна

Анализируется создание образовательной среды, способствующей внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в колледже. Рассмотрены системы дистанционного обучения и тестирования LMS Moodle и LMS Mirapolis4, позволяющие обеспечивать интерактивное взаимодействие педагогов и студентов, контроль знаний, самостоятельную деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турыгина Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF USING REMOTE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL SYSTEM OF A COLLEGE

The paper studies the question of shaping an educational environment, which aids introduction of electronic education and remote educational technologies into the system of vocational training. The systems of remote teaching and testing LMS Moodle and LMS Mirapolis4.xx that facilitate teachers and students’ interaction, academic performance control and students’ independent activities are viewed.

Текст научной работы на тему «Возможности использования дистанционных технологий в образовательной системе колледжа»

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 377

Турыгина Надежда Анатольевна

методист

Краевой политехнический колледж, Чернушка, Россия, e-mail: nadejda_turigina@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖА

Nadezhda A. Turygina

A Specialist in Educational Metods

Krayevoy Polytechnical College, Chernushka, Russia, e-mail: nadejda_turigina@mail.ru

THE POTENTIAL OF USING REMOTE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL SYSTEM OF A COLLEGE

Аннотация. Анализируется создание образовательной среды, способствующей внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в колледже. Рассмотрены системы дистанционного обучения и тестирования LMS Moodle и LMS Mirapolis4, позволяющие обеспечивать интерактивное взаимодействие педагогов и студентов, контроль знаний, самостоятельную деятельность.

Ключевые слова: дистанционное обучение; образовательный процесс; система; технология; обучающиеся

Abstract. The paper studies the question of shaping an educational environment, which aids introduction of electronic education and remote educational technologies into the system of vocational training. The systems of remote teaching and testing LMS Moodle and LMS Mirapolis4.xx that facilitate teachers and students' interaction, academic performance control and students' independent activities are viewed.

Key words: remote education; educational process; system; technology; students.

В начале 2013 г. администрацией и педагогами ГБОУ СПО «Краевой политехнический колледж» был разработан проект, целью которого являлось формирование единой информационно-образовательной среды, направленной на внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в колледже, для повышения многообразия траекторий

© Турыгина Н.А., 2014

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

профессионального развития, гибкости программ профессионального обучения и уровня доступности образования. Время реализации проекта - 2013-2018 гг.

Благодаря реализации проекта предполагалось решение следующих проблем:

- отсутствие возможности качественного методического сопровождения территориально удаленных участников образовательных отношений (колледж имеет 4 филиала - в Бардымском, Куединском, Октябрьском и Уинском районах; в колледже реализуются 27 программ среднего профессионального образования, очное и заочное отделение - и дистанционные образовательные технологии предоставляют возможность оперативно изменять содержание и формы обучения при изменении образовательных потребностей);

- отсутствие возможности удовлетворить образовательные потребности студентов в дополнительных образовательных услугах по большому набору профессий - 129 программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) и 245 программ профессиональной подготовки по направлениям базовых специальностей.

В рамках проекта «Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательную систему колледжа» (ДОТ) разработана нормативно-правовая база:

- положение об использовании дистанционных образовательных технологий в процессе реализации программ среднего профессионального образования;

- план работы проблемной группы «Создание электронных учебных пособий в LMS Moodle» на 2013-2014 гг.;

- положение об электронных учебных пособиях (ЭУП), требования к экспертизе.

Из множества платформ мы выбрали для начала работы LMS Moodle, так как она была специально разработана для создания онлайн-курсов преподавателями и обладает рядом преимуществ, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие педагогов и студентов, контроль знаний, самостоятельную деятельность, следовательно, помогает обучающимся получить качественные знания в удобное для себя время в комфортной обстановке и индивидуальном темпе.

ДОТ предоставляет действительно много возможностей, но отмечается главный его недостаток - нехватка очного общения. Эта проблема была решена с помощью платной системы дистанционного обучения и тестирования LMS Mirapolis4xx Know Ledge Center с собственной виртуальной комнатой для проведения вебинаров.

Системы дистанционного обучения и тестирования - это:

- все ресурсы - в одном месте;

- преподаватель - на связи со студентами;

- совместное решение учебных задач;

t'i вестник пггпу

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

- качество обучения - под контролем.

В условиях реализации ФГОС 50 % ОПОП выделяется на самостоятельную работу студентов, поэтому использование ДОТ для поддержки и очного, и заочного обучения стало потребностью сегодняшнего дня. С помощью системы дистанционного обучения и тестирования LMS Moodle и LMS Mirapolis4xx мы можем организовать внеаудиторную нагрузку студентов, провести внеаудиторное консультирование, разместить вспомогательные материалы для уроков, организовать проектную деятельность и групповую работу, собрать задания и рефераты - все это актуально для педагогов и востребовано сегодняшними студентами.

В условиях заочного обучения можно не только размещать электронные учебные материалы, но и задавать последовательность их изучения. Электронный формат позволяет использовать в качестве учебника не только текст (Microsoft Word, Microsoft Excel, Portable Document Format - PDF и т.д.), но и интерактивные ресурсы любого формата, от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков и гипертекстовых ссылок. Все ресурсы, благодаря ДОТ, находятся в одном месте и могут успешно использоваться в образовательном процессе.

Широкие возможности для коммуникации в обеих системах: различные типы форумов, возможность прикреплять к сообщениям файлы любых форматов, автоматическая рассылка уведомлений, функция оценивания и комментирования сообщений и выполненных заданий - как преподавателями, так и обучающимися, возможность онлайн-обсуждения учебных проблем в чате или виртуальной комнате, опросы, анкетирование, блоги - все это позволяет преподавателю быть всегда на связи с обучающимися.

Еще одна сильная сторона именно LMS Moodle - это совместное решение учебных задач, так как программа ориентирована именно на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы, семинары. Кроме того, обе системы поддерживают обмен файлами любых форматов как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Главное преимущество ДОТ для студентов и педагогов мы видим в организации практической работы (лекции, книги, страницы, файлы, папки, ссылки, пояснения и т.п.), что предоставляет возможность разделить теоретический материал на дидактические единицы в лекции, организовать пошаговый контроль усвоения теоретического материала, использовать различные формы контроля: тест, эссе, практические задания (в виде текста или файла с возможностью рецензирования, доработки и настройки по датам), опросы, голосования, wiki, глоссарии.

Система создает и сохраняет портфолио каждого студента, все его действия в системе (позволяет контролировать «посещаемость»), полный отчет по прохождению курса (все сданные им работы, журнал оценок и возможность комментирования и студентами, и преподавателем), полный отчет о попытках

304

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода

в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

сдачи тестирования, привязка к календарю всех заданий и ресурсов, таким образом, позволяя преподавателю с легкостью контролировать качество обучения.

Наш девиз - «Изучить, создать, внедрить ДОТ». Работа над проектом продолжается чуть больше года, и, безусловно, есть первые результаты. На сегодняшний день в LMS Moodle зарегистрировано 212 пользователей, разработано 35 курсов для студентов и 2 курса для педагогов: «Создаем курсы в Moodle» и МкароШ4.хх: создаем электронные материалы для системы дистанционного обучения и тестирования», с помощью которых прошли обучение около 30 педагогов колледжа. Готовится курс «Секреты мастерства» для более опытных и заинтересованных педагогов. Кроме этого, с сентября мы планируем начать активную деятельность в методическом кабинете (ЭМС, ЦМК) и на портале электронных образовательных ресурсов (создана локальная сеть в интернете для студентов).

В LMS Мкаро^4.хх разработаны, размещены и апробируются 17 электронных курсов общеобразовательного цикла, которые состоят из 1899 медиаресурсов, 170 практических заданий и лабораторных работ, 100 тестов.

Мы готовы предложить выпускникам 9-х классов с сентября ближайшего учебного года заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий по двум специальностям: «Экономика и бухгалтерский учет» и «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

Для многофункционального центра прикладных квалификаций разработано 8 программ мероприятий по профилю РНГМ, состоящих из более чем 30 электронных курсов.

Все материалы прошли внутреннюю экспертизу, идет процесс подготовки на гриф КМО. Педагоги активно делятся своими наработками, опытом создания ЭУП на всех уровнях.

Проект внедрения дистанционного обучения развивается благодаря тому, что стал одним из приоритетных направлений деятельности в Краевом политехническом колледже. Любая инновация на первом этапе требует огромных интеллектуальных, физических, временных затрат педагогов-новаторов и, безусловно, поддержки и финансирования проекта администрацией КПК (по решению совета колледжа разработка ЭУП оплачивалась за счет стимулирующих средств заработной платы).

Системы дистанционного обучения и тестирования LMS Moodle и LMS Mirapolis4xx являются для нас не только центром создания, накопления материалов, но и позволяют получить качественные знания для всех сегодняшних и завтрашних студентов колледжа в удобное время, в комфортной обстановке и индивидуальном темпе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.