Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в Амурском государственном университете (на примере опроса студентов направления подготовки 39. 03. 02 «Социальная работа»)'

Дистанционное обучение в Амурском государственном университете (на примере опроса студентов направления подготовки 39. 03. 02 «Социальная работа») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / SOCIAL WORK / ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING / THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрная Фаина Руслановна, Полевая Наталия Михайловна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день форме образования - дистанционному обучению. В рамках данного исследования рассматриваются вопросы внедрения, организации, реализации дистанционного обучения в Амурском государственном университете, изучаются мнения студентов направления подготовки «Социальная работа» об этой форме обучения (путем проведения опроса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чёрная Фаина Руслановна, Полевая Наталия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AT AMUR STATE UNIVERSITY (FOR EXAMPLE, A SURVEY OF STUDENTS DIRECTIONS PREPARATION 39.03.02 «SOCIAL WORK»)

This article is devoted to the current form of education - distance learning. In the framework of this study, the issues of introducing, organizing, and implementing distance learning at the Amur State University are examined, the opinions of students in the Social Work direction of the Amur State University about this form of study are studied by conducting a survey.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в Амурском государственном университете (на примере опроса студентов направления подготовки 39. 03. 02 «Социальная работа»)»

направленный на проверку освоенности материала (например, задание в модуле «Опрос» на тему «Технологии социальной работы с военнослужащими»);

предполагающий разработку рефлексивного портфолио, раскрывающего динамику личностного развития студента, помогающего отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане (например, тестирование и анализ полученных результатов в системе «Дизайн человека» (Human design), «Соционика», тест DISK, тест Майерс-Бриггс, тест Белбина);

требующий осуществить анализ проблемной ситуации и путей выхода из нее на основе работы с различными источниками - фильмами, сериалами, книгами, TED (серия конференций, - например, анализ художественных произведений «Невидимка» Элой Морено, «Пока мы были не с вами» Лизы Уингейт в рамках изучения темы «Анализ проблемных ситуаций, моделирование технологий оказания помощи») и пр.

Таким образом, практические занятия в виртуальной обучающей среде Moodle по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» включают в себя различные виды заданий, которые ориентированы на формирование способности мыслить, анализировать, систематизировать, обобщать изложенный материал, аргументировать свою позицию, отстаивать авторское мнение, используя профессиональную терминологию полученные знания.

1. Ефимова, Е.Е., Лукошевичус, Е.А. Методическое обеспечение практических занятий по экономическим дисциплинам для студентов дистанционной формы обучения // Опыт дистанционного обучения: проблемы и перспективы. Сборник научных статей по материалам 2-й Междунар. научно-практ. конф. - 2019. - С. 58-70.

2. Камалеева, А.Р., Маряшина, И.В. Дистанционное обучение как промежуточная форма между очным и заочным обучением // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - № 4 (12). - С. 33-37.

3. Матюхина О.В. Организация практических занятий при дистанционной форме обучения // Государствен-ное управление и развитие России: модели и проекты. Сборник статей Междунар. научно-практ. конф. Институт государственной службы и управления (ИЕСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2017. - С. 172-179.

4. Чубарова, О.И. Дистанционное обучение как приоритетная форма современной технологии обучения в системе высшего образования // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2002. - № S. - С. 153-156.

УДК 378

Чёрная Фаина Руслановна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: fainka_2000@mail.ru Полевая Наталия Михайловна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: natabra85@list .ru Chernaya Faina Ruslanovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: fainka_2000@mail.ru Polevaya Natalia Mihailovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: natabra85@list .ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В АМУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ОПРОСА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 39.03.02 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»)

DISTANCE LEARNING AT AMUR STATE UNIVERSITY (FOR EXAMPLE, A SURVEY OF STUDENTS DIRECTIONS PREPARATION

39.03.02 «SOCIAL WORK»)

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день форме образования -дистанционному обучению. В рамках данного исследования рассматриваются вопросы внедрения, организации, реализации дистанционного обучения в Амурском государственном университете, изучаются мнения студентов направления подготовки «Социальная работа» об этой форме обучения (путем проведения опроса).

Abstract This article is devoted to the current form of education - distance learning. In the framework of this study, the issues of introducing, organizing, and implementing distance learning at the Amur State University are examined, the opinions of students in the Social Work direction of the Amur State University about this form of study are studied by conducting a survey.

Ключевые слова: дистанционное обучение, социальная работа, организация дистанционного обучения, реализация дистанционного обучения.

Key words: distance learning, social work, organization of distance learning, the implementation of distance learning.

Дистанционное обучение в высших учебных заведениях России активно набирает обороты. Применение этой формы образования студентов находит отклик во многих вузах ввиду модернизации и информатизации образовательного процесса. Данная инновация способна дать новые способы и методы обучения, облегчить занятость как преподавателей, так и студентов, улучшить мобильность передачи информации, развить у студентов умение распределять свое время.

В Амурском государственном университете дистанционное обучение существовало и до пандемии. В основном оно реализовывалось в рамках проведения курсов повышения квалификации и переподготовки. Так, с целью повышения эффективности организации и реализации образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам в Амурской государственном университете при кафедре «Социальная работа» был создан учебно-консультационный центр (УКЦ) «Социальная работа» (приказ ректора АмГУ от 05.11.2013 г. № 329-ОД). С 2017 г. обучение по программам профессиональной переподготовки «Специалист сферы государственной молодежной политики» по направлению «Организация работы с молодежью», а также по дополнительным профессиональным программам «Социальная работа. Технологии организации и реализации социальной помощи населению», «Специалист в области социальной работы» по направлению «Социальная работа» осуществлялись в дистанционной форме. С 2017 г. и по настоящее время из числа слушателей указанных программ обучилось более 200 человек.

Однако в связи со сложившейся в последние месяцы ситуацией распространения инфекции COVID-2019, которая затронула весь мир и приобрела статус пандемии, реализация обучения в дистанционной форме стала необходимостью.

С целью изучения мнения студентов об организации дистанционного обучения в Амурском государственном университете, а также выявления преимуществ и недостатков дистанционного обу-

чения нами было проведено эмпирическое исследование. Используемый метод - пилотный опрос в форме анкетирования. Рассылка анкеты происходила в мессенджере «\VhatsApp», где студентам трех курсов направления подготовки «Социальная работа» необходимо было пройти по ссылке и ответить на вопросы анонимно. В опросе приняли участие 34 из 50 обучающихся в очной форме студентов по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа».

Проанализируем результаты исследования.

Большинством (87,5%) обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» отмечена удовлетворенность организацией дистанционного обучения в вузе, 12,5% студентов отрицательно ответили на данный вопрос, выделив существенные, по их мнению, недостатки (рис. 1).

Так, к недостаткам дистанционного обучения, организованного в АмГУ, респонденты отнесли: постоянную работу за электронным гаджетом (33,3%); невозможность войти в систему электронного обучения из-за перегрузки сайта (29,2%о); отсутствие личных встреч с преподавателем (20,8%>); большое количество информации в электронном виде (16,7%>).

По мнению респондентов, при написании курсовых работ и выпускных квалификационных работ просто необходима контактная работа с преподавателем.

В свою очередь, к существенным преимуществам дистанционного обучения, организованного в АмГУ, респонденты отнесли: самостоятельное распределение времени (83,3%); мобильность передачи информации (12,5%>); возможность хранения информации в электронном виде (4,2%о). Графическое изображение ответов респондентов на данный вопрос представлено на рис. 2.

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Самостоятельное Мобильностьпередачи Возможность хранения

распределение врмени информации информации в

электронном виде

Рис. 2. Преимущества дистанционного обучения, организованного в АмГУ.

В ходе пилотного исследования было выяснено, что времени для выполнения заданий в системе дистанционного обучения достаточно - так ответили 87,5%> респондентов (рис. 3).

Немаловажными явились результаты ответов на вопрос о корректности составления практических заданий преподавателями кафедры социальной работы в системе дистанционного обучения.

Рис. 1. Удовлетворенность организацией дистанционного обучения в вузе.

Большинство респондентов (66,7%) на данный вопрос ответили положительно, в свою очередь 33,3% отметили некорректную форму составления практических заданий (не сразу понимали, в чем суть задания и как правильно его нужно выполнить).

На вопрос: «Если бы вам нужно было выбирать между дистанционной и очной формами обучения, какую бы вы выбрали?» 40,9%) респонденты ответили, что дистанционную, объясняя свой выбор необходимостью совмещения обучения и работы, а также высоким уровнем самоорганизации. Другая часть респондентов (59,1%) все же предпочитает традиционную очную форму обучения (рис. 4).

14% _

41%.

.86%

■ Да ■ Нет

Рис. 3. Достаточность времени для выполнения заданий в рамках дистанционного обучения по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа».

59%

Очная форма обучения

1 Дистанционная форма обучения

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Если бы вам нужно было выбирать между дистанционной и очной формами обучения, какую бы вы выбрали?».

Резюмируя все вышеизложенное, хотелось бы отметить, что обучение в дистанционной форме развивает умения самостоятельно добывать знания, повышает мотивацию учебной деятельности. Студенты активно участвуют в процессе своего обучения, так как им предоставляется возможность самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. Обучение в дистанционной форме имеет как недостатки, так и весомые преимущества, среди которых: сознательность, продуктивность и результативность обучения.

Результаты проведенного исследования выявили целесообразность доработки инструментария с целью углубления и расширения массива информации по данной теме, подлежащего дальнейшему исследованию.

1. Зиниченко, Е.Д., Широкова, C.B. Дистанционное обучение как современная и перспективная форма обучения // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конф. с международным участием. - 2016. - С. 38-40.

2. Камалеева, А.Р., Маряшина, И.В. Дистанционное обучение как промежуточная форма между очным и заочным обучением // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - № 4 (12). - С. 33-37.

3. Чубарова, О.И. Дистанционное обучение как приоритетная форма современной технологии обучения в системе высшего образования // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2002. - № S. - С. 153-156.

УДК 37

Конфедератова Лилия Станиславовна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: lady.konfederatova@mail.ru Konfederatova Liliia Stanislavovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: lady.konfederatova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.