48
Вестник АмГУ
Выпуск 90, 2020
Социология. Социальная работа
УДК 378
Полевая Наталия Михайловна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: natabra85@list.ru Ситиикова Виктория Владимировна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: vikatk@mail.ru Polevaya Natalia Mihailovna Amur State University, Blagoveshchensk, Russia E-mail: natabra85@list.ru Sitnikova Viktoria Vladimirovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: vikatk@mail.ru
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ,
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
REMOTE FORM OF EDUCATION AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION: FACTORS
OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION, PROBLEMS OF IMPLEMENTATION
Аннотация. В статье рассматриваются факторы развития, а также проблемы реализации дистанционной формы обучения в вузе.
Abstract The article discusses the factors of development and implementation, as well as the problems of implementing distance learning at the university.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения, факторы развития, проблемы реализации, обучение в вузе.
Key words: distance form, development factors, implementation problems, training at a university.
Сегодня внедрение в систему высшего образования дистанционной формы обучения - это не инновация для образовательной среды. После разработки в 1991 г. первых Web-технологий высшие учебные заведения начали разрабатывать и применять различные способы реализации дистанционной формы обучения. Существенным моментом в этом стало принятие ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. 08.06.20), в котором появилась новая формулировка, закрепившая реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Кроме того, развитию дистанционной формы обучения в системе высшего образования Российской Федерации способствовали следующие факторы:
1. Необходимость выполнения требований «дорожной карты». Внедрение дистанционной формы обучения позволяет снизить нагрузку на преподавателей за счет перевода части аудиторных занятий в электронную систему дистанционного обучения и соблюсти требования «дорожной карты» в части расчета ставок.
2. Необходимость сохранения направлений подготовки, осуществляющих подготовку малочисленных групп. Дистанционная форма обучения позволяет оптимизировать учебный процесс таким образом, чтобы преподавание дисциплин, формирующих УК, ОПК в рамках лекционных занятий осуществлялось в «потоках» очно (что позволяет сохранить нагрузку кафедр), а в рамках практических занятий - в индивидуальной форме, дистанционно (что позволяет реализовать адресный подход к каждому студенту).
3. Необходимость усиления доступности программ повышения квалификации и переподготовки, мобильности слушателей, участвующих в них. В настоящее время большинство людей, желающих повысить квалификацию или получить профессиональную переподготовку, не могут сделать это с отрывом от основной трудовой деятельности. Ситуация усугубляется тем, что нормативный период обязательного прохождения курсов повышения квалификации повсеместно сократился с пяти до трех лет.
4. Необходимость обеспечения доступной образовательной среды. Для отдельных категорий граждан (инвалиды, лица с ОВЗ, матери, имеющие малолетних детей, и пр.) дистанционная форма обучения является единственным доступным способом получения высшего образования.
5. Необходимость расширения границ высшего образования и обмена опытом между субъектами образовательной деятельности в России и за рубежом. Наиболее яркие примеры - массовые открытые образовательные курсы (МООК) и нормативное закрепление сетевого обучения.
Внедрение данной формы обучения в учебный процесс вузов с конца XX в. и до марта 2020 г. осуществлялось постепенно, одни вузы реализовали ее в большем объеме, другие - в меньшем. Степень внедрения зависела от материально-технической базы; уровня подготовки профессорско-преподавательского состава к реализации учебного процесса в дистанционной форме; контингента студентов и необходимости сокращения учебной нагрузки; понимания преимуществ и недостатков данной формы на уровне образовательной организации; наличия концепции дистанционного образования в вузе и структур, ее реализующих; внешнего спроса и потребностей потенциальных «заказчиков» (работодателей, работников, потенциальных студентов) такой формы обучения; наличия готовых МООК по направлениям подготовки, реализуемым в образовательном учреждении; от возможности беспрепятственного и бесперебойного доступа всех участников образовательного процесса к обучению в электронной информационной образовательной среде и др.
Ситуация, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции Соу1с1-19, потребовала незамедлительной реакции образовательной системы в целом и конкретных вузов в частности. В соответствии с рекомендацией Министерства высшего образования и науки РФ с 16 марта 2020 г. вузы полностью перешли на дистанционное обучение.
Этот переход был осуществлен в экстренном порядке в кратчайшие сроки, без переходного периода и возможности адаптироваться. В такой ситуации оказались все участники образовательного процесса, которым пришлось приспосабливаться и перестраиваться, находясь внутри процесса, быстро овладевать нормативными основами, навыками работы в электронных образовательных системах, требованиями к достижению образовательных целей, а также нюансами дистанционного общения и взаимодействия.
ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» также полностью перешел на дистанционную форму обучения в соответствии с рекомендацией Министерства высшего образования и науки РФ с 16 марта 2020 г.
50
Вестник ЛмГУ
Выпуск 90, 2020
Изучение реализации дистанционной формы обучения в течение четырех месяцев позволяет обозначить проблемы, которые были выявлены на уровне вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов.
Первая группа проблем связана с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса в дистанционной форме. В данной группе можно выделить следующие проблемы, связанные с отсутствием:
единых критериев и требований, предъявляемых к разработке и оценке качества образовательного контента;
единого представления о достаточности или избыточности материала как «заливаемого» в систему, так и получаемого от студента в качестве готового ответа на задание;
механизма подготовки и защиты выпускных квалификационных работ в дистанционной форме; механизма прохождения всех видов практик в дистанционной форме;
механизма демонстрации сформированных навыков как по отдельным дисциплинам (физическая культура) и видам занятий (лабораторные занятия), так и по образовательным программам в целом.
Хотелось бы отметить, что обозначенные проблемы тесно связаны между собой, а их решение требует комплексного подхода.
Вторая группа проблем связана с необходимостью экстренной адаптации к работе в электронной информационной образовательной среде в дистанционной форме. В данной группе можно выделить следующие проблемы, связанные с:
искусственным сокращением времени на адаптационный период, позволяющий эффективно реализовывать цели и задачи дистанционной формы обучения;
отказом отдельных преподавателей и студентов от работы в дистанционной форме по различным причинам (отсутствие мотивации, санкций, необходимого оборудования и пр.);
отсутствие навыков тайм-менеджмента у отдельных участников образовательного процесса, что было и раньше, но явно обозначилось в период перехода на дистанционную форму обучения и пр.
Третья группа проблем связана с организационным обеспечением учебного процесса в дистанционной среде. Данная группа включает в себя проблемы, связанные с:
распределением обязанностей между субъектами образовательного процесса (наполнение, контроль, техническое сопровождение реализации учебного процесса в дистанционной форме);
отсутствием санкций за невыполнение или некачественное выполнение профессиональных задач преподавателями и учебных задач студентами;
отсутствием нормы рабочего времени в условиях реализации дистанционной формы, что приводит к переработке, презентеизму (выполнение работы в период болезни), а в других - к абсентеизму (отлучки в рабочее время и пр.).
Большая часть организационных вопросов решалась по мере их поступления, что позволило избежать сбоев и серьезных нарушений учебного процесса в рамках реализации дистанционной формы.
Таким образом, стоит отметить, что если группа организационных проблем решалась и может быть решена в рабочем порядке, то проблемы первых двух групп требуют более детальной проработки и системного подхода.
1. Валявский, А.Ю., Егоркина, Е.Б., Иванов, М.Н., Попова, Е.П. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для студентов всех форм обучения // Новые информационные технологии в образовании. Материалы IX Междунар. научно-практ. конф., 2016. - С. 24-28.
2. Зиниченко, Е.Д., Широкова, С.В. Дистанционное обучение как современная и перспективная форма обучения // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конф. с международным участием, 2016. - С. 38-40.
3. Камалеева, А.Р., Маряшина, И.В Дистанционное обучение как промежуточная форма между очным и заочным обучением // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - № 4 (12). - С. 33-37.
4. Рудзина, Т.Н. Интеграция дистанционного обучения с другими формами обучения для повышения обучаемости математике студентами колледжа // Вестник научных конференций. - 2015. - № 2-6 (2). - С. 95-98.
5. Чубарова, О.И. Дистанционное обучение как приоритетная форма современной технологии обучения в системе высшего образования // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2002. - № S. - С. 153-156.
УДК 004.056
Полевая Наталия Михайловна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: natabra85@list .ru Ситиикова Виктория Владимировна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: vikatk@mail.ru Polevaya Natalia Mihailovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: natabra85@list .ru Sitnikova Viktoria Vladimirovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: vikatk@mail.ru
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ MOODLE
(НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 39.03.02 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»)
PRACTICAL CLASSES IN THE VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT MOODLE (ON THE EXAMPLE OF THE TRAINING DIRECTION 39.03.02 «SOCIAL WORK»)
Аннотация. В настоящей статье нами проанализирован опыт реализации практических занятий в виртуальной обучающей среде Moodle на примере направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа».
Abstract. In this article, we analyzed the experience of implementing practical concepts in the virtual learning environment Moodle on the example of the training direction 39.03.02 «Social work».
Ключевые слова: лекционные занятия, практические занятия, виртуальная обучающая среда Moodle, дистанционное обучение, интерактивные формы обучения.
Key words: lectures, practical classes, virtual learning environment Moodle, distance learning, interactive forms of learning.
Современная действительность диктует новые требования к организации и реализации образовательного процесса в дистанционной среде. В связи с этим возникает потребность в осмыслении единых критериев и требований, предъявляемых к разработке и оценке качества образовательного