Научная статья на тему 'Комплексное задание как инструмент проверки сформированности профессиональных компетенций (на примере подготовки 39. 03. 02 "Социальная работа")'

Комплексное задание как инструмент проверки сформированности профессиональных компетенций (на примере подготовки 39. 03. 02 "Социальная работа") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPLEX TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

Современные реалии трудоустройства продиктованы запросами рынка труда. Они требуют высокого уровня мобильности от образовательной системы в целом и конкретно от выпускника. Это, в свою очередь, стимулирует развитие способности к актуализации полученных компетенций на основе понимания того, что именно необходимо для решения профессиональных задач. Поскольку образовательным сообществом осознана необходимость перехода от знаниевого подхода к компетентностному, постольку закономерна тенденция разработки методик, способов и инструментов оценки сформированности компетенций, в том числе и профессиональных. При этом не стоит упускать из виду специфику различных групп науки, которые во многом обуславливают наполнение учебного процесса. Так, для технических направлений подготовки, трудности проверки сформированности профессиональных компетенций, заключаются в слабой развитости материально-технического наполнения образовательного процесса образовательных учреждений (отсутствии передовых измерительных приборов и пр.). Сложнее ситуация обстоит в гуманитарном и социальном направлениях, так как оценка сформированности профессиональных компетенций затруднена следующими обстоятельствами. Во-первых, недостатком адекватных методик оценки сформированности профессиональных компетенций. Во-вторых, слабой материально-технической базой, необходимой для отработки профессиональных компетенций (лицензионное программное обеспечение автоматизированных информационных систем, специализированных лабораторий, экспериментальных площадок и пр.). В-третьих, недостаточной разработанностью инструментов проверки сформированности профессиональных компетенций. В связи с этим, авторами предпринята попытка научного обоснования возможности применения для оценки сформированности профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», такого инструмента как комплексное задание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE THE JOB AS A VALIDATION TOOL OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL COMPETENCE (FOR EXAMPLE, TRAINING 39.03.02 "SOCIAL WORK")

Modern realities of employment are dictated by the demands of the labor market. They require a high level of mobility from the educational system as a whole and specifically from the graduate. This, in turn, stimulates the development of the ability to update the acquired competencies based on the understanding of what is necessary to solve professional problems. As an educational community realized the necessity of transition from knowledge approach to competence, to the extent a natural ten-dencia development methodologies, techniques and tools of an assessment of formation of competences, including professional. At the same time, one should not lose sight of the specifics of various groups of science, which in many ways determine the content of the educational process. Thus, for technical areas of training, the difficulties of checking the formation of professional competencies, are in the weak development of material and technical content of the educational process of educational institutions (lack of advanced measuring instruments, etc.). The situation is more complicated in the humanitarian and social areas, as the assessment of the formation of professional competencies is complicated by the following circumstances. First, the lack of adequate methods for assessing the formation of professional competencies. Secondly, the weak material and technical base necessary for the development of professional competencies (licensed software of automated information systems, specialized laboratories, experimental sites, etc.). Third, insufficient development of tools to check the formation of professional competencies. In this regard, the authors attempt to scientific justification of the possibility of using such a tool as a complex task to assess the formation of professional competencies of students enrolled in the field of training "Social work".

Текст научной работы на тему «Комплексное задание как инструмент проверки сформированности профессиональных компетенций (на примере подготовки 39. 03. 02 "Социальная работа")»

педагогические науки

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ ...

УДК 378.146

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0057

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ 39.03.02 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»)

© 2019

Полевая Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Ситникова Виктория Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, улица Институтская, 26/1, e-mail: vikatk@mail.ru)

Аннотация. Современные реалии трудоустройства продиктованы запросами рынка труда. Они требуют высокого уровня мобильности от образовательной системы в целом и конкретно от выпускника. Это, в свою очередь, стимулирует развитие способности к актуализации полученных компетенций на основе понимания того, что именно необходимо для решения профессиональных задач. Поскольку образовательным сообществом осознана необходимость перехода от знаниевого подхода к компетентностному, постольку закономерна тенденция разработки методик, способов и инструментов оценки сформированности компетенций, в том числе и профессиональных. При этом не стоит упускать из виду специфику различных групп науки, которые во многом обуславливают наполнение учебного процесса. Так, для технических направлений подготовки, трудности проверки сформированности профессиональных компетенций, заключаются в слабой развитости материально-технического наполнения образовательного процесса образовательных учреждений (отсутствии передовых измерительных приборов и пр.). Сложнее ситуация обстоит в гуманитарном и социальном направлениях, так как оценка сформированности профессиональных компетенций затруднена следующими обстоятельствами. Во-первых, недостатком адекватных методик оценки сформированности профессиональных компетенций. Во-вторых, слабой материально-технической базой, необходимой для отработки профессиональных компетенций (лицензионное программное обеспечение автоматизированных информационных систем, специализированных лабораторий, экспериментальных площадок и пр.). В-третьих, недостаточной разработанностью инструментов проверки сформированности профессиональных компетенций. В связи с этим, авторами предпринята попытка научного обоснования возможности применения для оценки сформи-рованности профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», такого инструмента как комплексное задание.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, учебный процесс, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, компетенции, профессиональные компетенции, комплексное задание.

COMPREHENSIVE THE JOB AS A VALIDATION TOOL OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL COMPETENCE (FOR EXAMPLE, TRAINING 39.03.02 «SOCIAL WORK»)

© 2019

Polevaya Natalia Mihailovna, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of social work Sitnikova Viktoria Vladimirovna, PhD in Sociological Sciences, associate Professor of social work Amur State University (675027, Russia, Blagoveshensk, street Institutskaya, 26/1, e-mail: vikatk@mail.ru)

Abstract. Modern realities of employment are dictated by the demands of the labor market. They require a high level of mobility from the educational system as a whole and specifically from the graduate. This, in turn, stimulates the development of the ability to update the acquired competencies based on the understanding of what is necessary to solve professional problems. As an educational community realized the necessity of transition from knowledge approach to competence, to the extent a natural ten-dencia development methodologies, techniques and tools of an assessment of formation of competences, including professional. At the same time, one should not lose sight of the specifics of various groups of science, which in many ways determine the content of the educational process. Thus, for technical areas of training, the difficulties of checking the formation of professional competencies, are in the weak development of material and technical content of the educational process of educational institutions (lack of advanced measuring instruments, etc.). The situation is more complicated in the humanitarian and social areas, as the assessment of the formation of professional competencies is complicated by the following circumstances. First, the lack of adequate methods for assessing the formation of professional competencies. Secondly, the weak material and technical base necessary for the development of professional competencies (licensed software of automated information systems, specialized laboratories, experimental sites, etc.). Third, insufficient development of tools to check the formation of professional competencies. In this regard, the authors attempt to scientific justification of the possibility of using such a tool as a complex task to assess the formation of professional competencies of students enrolled in the field of training "Social work".

Keywords: professional training, educational process, Federal state educational standards of higher education, competence, professional competence, complex task.

Образовательные стандарты высшего образования [1, 2], учитывающие требования профессиональных стандартов, ориентируют образовательный процесс в направлении углубления практической подготовки и развития практических навыков, применимых в будущей профессиональной деятельности. Данная задача решается в рамках компетентностного подхода. В процессе разработки образовательной программы по конкретному направлению подготовки составителями определяется основная и дополнительные области профессиональной деятельности, которые учитывают за-

просы работодателей и требования рынка труда. Каждой области профессиональной деятельности соответствует набор профессиональных компетенций. В связи с этим, основная проблема при формировании комплексного задания заключается в грамотном подборе компетенций, а также в адекватных методик для проверки их сформи-рованности.

Компетентностный подход в образовании рассматривался в работах Зеер Д.Ф [3], Ибрагимова Г.И. [4], Игумнова О.А. [5], Кострова Ю.С.[6], Сивицкой Л.А., Смышляемой Л.Г. , Смышляева А.В. [7] и др. [8-11].

Polevaya Natalia Mihailovna, Sitnikova Viktoria Vladimirovna COMPREHENSIVE THE JOB AS A VALIDATION TOOL ..

pedagogical sciences

Понятие и характеристика компетентностной модели анализировались в работах Дурнева ЕЕ., Нечаева В.Д., Замолоцких Е.Г. [12,13], Митяевой А.М. [14], Соснина Н.В. [15]. Процесс формирования и оценку сформи-рованности компетенций у студентов рассматривают Байденко В.И. [16], Бахтина В.В. [17], Жигилей И.М. [18], Зимняя И.А. [19], Кузьменко И.В. [20], Трубицыной Н.А. [21,22,23], Хуторского А.В. [24] и другие [25-32].

Наряду с тем, что указанные аспекты в современной литературе освещены достаточно подробно, проблемы недостаточной разработанности инструментов проверки сформированности профессиональных компетенций в вузе изучены слабо. В связи с этим в данной статье предпринята попытка изучения опыта использования комплексного задания в процессе образовательной подготовки 39.03.02 «Социальная работа» как инструмента проверки сформированности профессиональных компетенций.

Данная статья имеет целью изучение опыта использования комплексного задания как инструмента проверки сформированности профессиональных компетенций (на примере подготовки 39.03.02 «Социальная работа»).

Комплексное задание, на наш взгляд, одним из основным инструментов оценки сформированности компетенций студентов, обучающихся по социальным на правлениям в целом, и по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» - в частности.

Сегодня сформулировано большое количество определений понятия «компетенция». Так, Кузьменко И.В. под компетенцией понимает «...интегрированное свойство, характеристику личности, которая обеспечивает способность человека успешно реализовать свой потенциал и . проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыт профессиональной деятельности».

В свою очередь, под компетентностью она понимает «.интегральную характеристику личности, которая формируется в образовательном процессе через определенный набор компетенций, а проявляется в производственной деятельности» [20].

В рамках компетентностного подхода компетенции оцениваются путем разработки новых критериев, методик и инструментов. Наиболее подходящим инструментом, на наш взгляд, является комплексное задание. Комплексное задание представляет собой систему заданий по дисциплинам, выбранным для проверки сфор-мированности компетенций.

При разработке комплексного задания важным этапом является анализ содержания учебных дисциплин, который включает в себя:

1. Анализ ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки в частности раздела «Требования к результатам освоения ООП».

2. Выбор необходимых для оценивания профессиональных компетенций.

3. Установление взаимосвязи между содержанием выбранной дисциплины и выбранными для оценивания компетенциями.

В данной научной статье предпринята попытка анализа комплексного задания, необходимого для оценки сформированности компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа».

Рассмотрим методику разработки комплексного задания.

На первом этапе осуществляется отбор дисциплин и формируемых ими компетенций. Отбор дисциплин осуществлялся с учетом формы итоговой аттестации (зачет с оценкой, экзамен). Желательно отобрать те дисциплины, которые изучаются студентами более одного семестра. Это обусловлено тем, что оценку сформиро-ванности компетенций можно осуществлять несколько раз (после окончания каждого семестра). Такой промежуточный контроль с одной стороны дает возможность

определить адекватность оценки преподавателем сфор-мированности компетенции на определенном этапе (по итогам семестра или учебного года), с другой стороны, позволяет оценить остаточные знания студентов и выявить пробелы (рис.1)

Рисунок 1 - Фрагмент учебного плана.

На втором этапе необходимо разработать методический материал для проверки сформированности компетенций. Методический материал для студента должен содержать не только описание задания, но и подробную инструкцию к выполнению (пояснительную записку). Инструкция должна содержать пояснения для выполнения каждого вида оценочного средства (теста, ситуационной задачи, упражнения и т.п.), а также требования по нормативу времени для их выполнения (рис.2).

Рисунок 2- Пример методического материала для студентов.

После пояснительной записки дается описание каждого задания с указанием компетенций, которые оно проверяет. Методический материал должен быть разработан настолько детально, чтобы исключить возможность двоякого или ошибочного толкования сути и смысла заданий.

Методический материал для преподавателя включает критерии, шкалы и уровень оценивания освоения компетенций по каждому оценочному средству комплексного задания (рис.3)

Формируемая компетенция Ситуационная задача Вопросы теста

ОПК-S 2 1.2

ПК-1 1.2 2.6.3

ПК-2 1.2 ЗА:

ПК-Ö 1.2 3.7

№ задания Ситуационные задачи Тест Оошая сумма баллов

1 2 3

Баллы. 5 3 Итого 13

Баллы, факт Итого:

Оценка итоговая

Уровень освоения компетенции ОПК-8 ПК-1 ПК-2 ПК-б

компетенции

Повышенный

Удовлетвори- Поро:

Неудовлетво- Компетенция рнтельно не усвоена

Повышенный

Повышенный

Повышенный

Компетенция не уст

Рисунок 3- Пример методического материала для преподавателей.

Оценочные средства, используемые в комплексном задании, должны содержать однозначные вопросы, на которые можно дать однозначные ответы. В рассматри-

232

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ ...

ваемом примере используются ситуационные задачи с перечнем вопросов и тестовые задания. Ответы студентов оцениваются по разработанной в комплексном задании балльной шкале. За каждый правильный ответ студенту начисляется один балл. В итоге определяется максимально возможное количество баллов, а отклонения от него позволяют определить уровень освоения компетенции.

Разработка комплексного задания для указанных направлений всегда связана с необходимостью использованием таких оценочных средств, которые могут дать однозначные ответы на предложенные вопросы. Наилучшим образом данная задача может быть решена путем использования тестов. Однако, для полноценной оценки сформированности компетенций студентов, обучающихся на социальных направлениях необходимо использовать такие задания, которые максимально приближены к условиям будущей профессиональной деятельности, требующей от студента умений, связанных с ориентацией в: нормативно-правовых документах, применяемых социальных технологиях, нестандартных условиях и т.д. В связи с этим, работа над комплексным заданием представляет собой сложный, затратный по времени и ресурсам процесс.

Резюмируя все выше изложенное, хотелось бы отметить, что комплексное задание является действенным инструментом для оценки сформированности компетенций у студентов, обучающихся на социальных направлениях подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 г. № 8.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.07.2017 года № 653 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования».

3. Зеер Д. Ф. Компетентностный подход к образованию // Педагогика. 2003. № 3.

4. Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Текст] / Г. И. Ибрагимов // Educational Technology&Society. - 2007. - № 10(3). - С. 36-365.

5. Игумнов О. А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: Международная научная интернет-конференция, СОФ ВГУ, 20-30.05.2009, г. Старый Оскол.

6. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» //Молодой ученый. 2011. № 12.

7. Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 52-55.

8. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании //Балтийский гуманитарный журнал.

2014. № 3 (8). С. 19-21.

9. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях фгос третьего поколения // Карельский научный журнал.

2015. № 3 (12). С. 36-40.

10. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 93-96.

11. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

12. Дурнева Е.Е., Нечаев В.Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ имени М.А. Шолохова: Методические рекомендации для рабочих групп. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. -109 с.

13. Нечаев В. Д., ЗамолоцкихЕ.Г., Дурнева Е.Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: Науч. метод. пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. 39 с. //Высшее образование в России. 2011. №3. С. 14-22.

14. Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. 43 с.

15. Соснин Н. В. Компетентностная модель в инновационном инженерном образовании [Текст] / Н. В. Соснин // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнёва. - 2006. - № 3. - С. 174-178.

16. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 13-15.

17. Бахтина В.В. Исследование динамики сформированности ключевых компетенций студентов в процессе педагогической практики // Вестник Марийского государственного университета. 2016. №4 (24). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-dinamiki-sformiro-vannosti-klyuchevyh-kompetentsiy-studentov-v-protsesse-pedagogich-eskoy-praktiki.

18. Жигилей И.М. Кейс-метод в оценке качества обучения / И.М. Жигилей, Е.Н. Кучер //Применение новых технологий в образовании. -Троицк, 2009. - С. 403 - 405.

19. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 23-30.

20. Кузьменко И.В. Оценка сформированности профессиональных компетенций выпускников в свете требований ФГОС ВПО // Территория новых возможностей. 2013. №3 (21). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/otsenka-sformirovannosti-professionalnyh-kompeten-tsiy-vypusknikov-v-svete-trebovaniy-fgos-vpo.

21. Трубицына К. А. Усовершенствование технологии оценки качества подготовки студентов - будущих педагогов на основе компетентностного подхода // Культура & общество рлектрон-ный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Электрон, журн. М.: МГУКИ, 2006. № гос. регистрации 0420600016. Режим доступа свободный: http://www.e-culture.ru/ Speakersl/Trubitsina.pdf. Загл. с экрана.

22. Трубицына Н. А. Исследование динамики развития ключевых компетенций у студентов гуманитарных специальностей современного классического университета // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Электрон, журн. М.: МГУКИ, 2006. № гос. регистрации 0420600016. Режим доступа свободный: http://www.e-culture. ru/ Speakersl/Tr'ubitsina.pdf. Загл. с экрана;

23. Трубицына Н. А. Исследование степени сформированности ключевых компетенций у студентов гуманитарных специальностей современного классического университета // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledo-vanie-stepeni-sformirovannosti-klyuchevyh-kompetentsiy-u-studentov-gu-manitarnyh-spetsialnostey-sovremennogo-klassicheskogo.

24. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] /А.ВХуторской //Народноеобразование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.

25. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 127-132.

26. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Оценка профессиональных компетенций студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 120-123.

27. Юрасов И.А., Юрасова О.Н. Развитие профессиональных компетенций студентов языковых вузов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 88-92.

28. Степина Н.В. Формирование профессиональных компетенций дирижера-хормейстера в условиях современного среднего специального образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 7-9.

29. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 39-41.

30.ЖелтовП.В., ЗемлянскийВ.В. Базовые профессиональные компетенции специалиста среднего звена // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 91-96.

31. Гущина О.М. Система подготовки конкурентоспособного выпускника на основе формирования профессиональной компетенции // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 20-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Ваганова О.И., Гладков А.В., Трутанова А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 190-193.

Статья поступила в редакцию 08.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.