Научная статья на тему 'Опыт разработки оценочных средств проверки сформированности профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза'

Опыт разработки оценочных средств проверки сформированности профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / EVALUATION OF EDUCATIONAL RESULTS / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуреева Екатерина Геннадьевна

В современной педагогической науке активно обсуждается вопрос оценки образовательных результатов высшего образования: как общекультурных и общепрофессиональных компетенций, так и профессиональных компетенций выпускников. Отечественные и зарубежные авторы обосновывают и предлагают профессиональные модели выпускников, проектирование систем профессиональных компетенций по различным направлениям подготовки бакалавров. В фокусе рассмотрения педагогов находятся два аспекта формулировка образовательных результатов и их оценка. Вместе с тем существует проблема оценки компетенций как готовности выпускника к профессиональной деятельности, а не суммы ресурсных результатов, необходимых для формирования компетенции или понимания самой деятельности. Для будущих учителей формирование компетентностных образовательных результатов и инструментов их оценки является необходимым в контексте реализации требований государственных образовательных стандартов всех уровней, а также требований профессиональных стандартов в среднем профессиональном и высшем образовании.В статье рассматриваются возможности оценки профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза, охарактеризованы группы образовательных результатов, подчёркивается, что компетентностные образовательные результаты обязательно включают сформированный опыт деятельности, определены требования, предъявляемые к формулировкам образовательных результатов, приводится алгоритм оценки образовательных результатов, на примере направления подготовки «Педагогическое образование» демонстрируется модель профессиональной компетенции и способы её оценки.Предложенный перечень компетентностных образовательных результатов может быть использован в процессе подготовки будущих учителей, а алгоритм оценивания образовательных результатов может быть адаптирован для других направлений подготовки высшего образования.Результаты апробации оценочного инструмента показали готовность выпускников к педагогической профессиональной деятельности, прозрачность процедуры оценивания и повышение качества подготовки будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуреева Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in the development of assessment tools validation of formation of professional competences of graduates of pedagogical universities

Modern pedagogy actively discusses the issue of assessing the educational results of higher education, both General cultural and General professional competences and professional competences of graduates. Russian and foreign authors justify and offer professional models of graduates, design of systems of professional competences in various areas of training of bachelors. The focus of the teachers are two aspects the formulation of educational results and their evaluation. At the same time there is a problem of assessment of competences as readiness of the graduate to professional activity, instead of the sum of the resource results necessary for formation of competence or understanding of the activity. For future teachers, the formation of competence-based educational results and tools for their evaluation is necessary in the context of the implementation of the requirements of state educational standards at all levels, as well as the requirements of professional standards in secondary vocational and higher education.The article discusses the possibility of assessing the professional competencies of graduates of pedagogical universities, characterized by groups of educational results, emphasizes that the competence-based educational results necessarily include formed experience, defined requirements for the formulation of educational results, provides an algorithm for assessing educational results, on the example of the direction of training «Teacher education» demonstrates the model of professional competence and ways of its evaluation.The proposed list of competence-based educational results can be used in the training of future teachers, and the algorithm for evaluating educational results adapted for other areas of higher education.The results of testing of the evaluation tool showed the readiness of graduates for teaching professional activities, transparency of the evaluation procedure and improving the quality of training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки оценочных средств проверки сформированности профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза»

УДК 378.14

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Е.Г. Гуреева1

1Самарский государственный социально-педагогический университет 443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67 1 E-mail: ekaterina.gureeva@pgsga.ru

АННОТАЦИЯ

В современной педагогической науке активно обсуждается вопрос оценки образовательных результатов высшего образования: как общекультурных и общепрофессиональных компетенций, так и профессиональных компетенций выпускников. Отечественные и зарубежные авторы обосновывают и предлагают профессиональные модели выпускников, проектирование систем профессиональных компетенций по различным направлениям подготовки бакалавров. В фокусе рассмотрения педагогов находятся два аспекта -формулировка образовательных результатов и их оценка. Вместе с тем существует проблема оценки компетенций как готовности выпускника к профессиональной деятельности, а не суммы ресурсных результатов, необходимых для формирования компетенции или понимания самой деятельности. Для будущих учителей формирование компетентностных образовательных результатов и инструментов их оценки является необходимым в контексте реализации требований государственных образовательных стандартов всех уровней, а также требований профессиональных стандартов в среднем профессиональном и высшем образовании.

В статье рассматриваются возможности оценки профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза, охарактеризованы группы образовательных результатов, подчёркивается, что компетентностные образовательные результаты обязательно включают сформированный опыт деятельности, определены требования, предъявляемые к формулировкам образовательных результатов, приводится алгоритм оценки образовательных результатов, на примере направления подготовки «Педагогическое образование» демонстрируется модель профессиональной компетенции и способы её оценки.

Предложенный перечень компетентностных образовательных результатов может быть использован в процессе подготовки будущих учителей, а

1 Гуреева Екатерина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления, сервисных технологий и экономического образования

алгоритм оценивания образовательных результатов может быть адаптирован для других направлений подготовки высшего образования. Результаты апробации оценочного инструмента показали готовность выпускников к педагогической профессиональной деятельности, прозрачность процедуры оценивания и повышение качества подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, оценка образовательных результатов, качество образования, образовательные стандарты.

Введение

Вопрос оценки образовательных результатов и разработки оценочных средств является актуальным на всех уровнях образования. Для программ высшего образования формулирование образовательных результатов и адекватная их оценка безусловно определяют качество образования и позволяют реализовать требования работодателей [1]. Так, итоговыми результатами программ высшего образования являются сформированные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Несмотря на то, что компетентностный подход является приоритетным в современном высшем образовании как в отечественной, так и в зарубежной практике [2, 3], эффективность его применения зависит от нескольких составляющих, основная из которых - интерпретация самих компетенций. В противоположность триаде знаний, умений и навыков компетенции подразумевают готовность и способность применять знания в различных практических ситуациях. Знания и умения сохраняются, но в современных условиях являются ресурсами для формирования компетенций.

Будущие учителя и преподаватели непосредственно задействованы в формировании компетентностных образовательных результатов обучающихся, реализации требований образовательных стандартов, поэтому формирование компетенции по разработке и оценке образовательных результатов обучающихся необходимо в профессиональной педагогической деятельности.

Проблема исследования обусловлена тем, что для проверки сформиро-ванности профессиональных компетенций выпускников вуза необходимы новые инструменты и способы оценки, проверяющие освоение выпускниками конкретных видов профессиональной деятельности, а не совокупности знаний, умений и навыков.

Цель исследования - разработать и апробировать инструмент проверки компетентностных образовательных результатов для студентов направления подготовки «Педагогическое образование».

Задачи исследования:

1) проанализировать существующие подходы к формулированию и оценке образовательных результатов выпускников вузов;

2) сформулировать специфику компетентностных профессиональных образовательных результатов;

3) разработать модель одной из профессиональных компетенций направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Экономика»);

4) разработать и апробировать оценочные инструменты сформирован-ности профессиональной компетенции будущих учителей.

1. Обзор литературы

В отечественной и зарубежной литературе вопросам оценки профессиональных компетенций уделено значительное внимание по двум направлениям - собственно формулировка компетентностных результатов и разработка оценочных инструментов.

Так, в частности, авторы анализируют и предлагают критерии оценки профессиональных компетенций и способы организации итогового контроля с учётом сформулированных критериев [4].

Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. отмечают необходимость участия работодателей в формулировании, формировании и оценке профессиональных компетенций, которая возможно только в практико-ориентированной среде [5, с. 36-38].

Также обязательность учёта требований рынка труда и профессиональных стандартов в оценке сформированности профессиональных компетенций подчеркивают Жидков А.С., Махныткина О.В. [6, с. 47; 7, с. 193].

В фокусе рассмотрения ряда других авторов - требования федеральных государственных образовательных стандартов и модель выпускника [8, 9, 10].

Михелькевич В.Н. и Никифорова С.Н. обосновывают, что задание на проверку сформированности профессиональной компетенции должно носить комплексный характер по ключевым видам профессиональной деятельности [11, с. 350-351].

По проблемам оценки профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций представлены диссертационные исследования Ивановой О.В., Умниковой Е.Л. с обоснованием структуры профессиональных компетенций педагогов и модели многокритериального оценивания [12, 13]. Авторы подчёркивают необходимость оценивания сформированности профессиональных компетенций в рамках итоговой аттестации [12-14].

Известен зарубежный опыт формулирования и оценивания компетенций, в частности ключевых компетенций и профессиональных навыков [15-18].

51

2. Материалы и методы исследования

Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и методики профессионального образования, оценки профессиональных компетенций.

Основными методами исследования стали: теоретические (анализ научной литературы, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов, периодических изданий, сравнение и обобщение, моделирование), эмпирические (беседа, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).

3. Результаты исследования

Основными итоговыми результатами программ высшего образования являются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции характеризуют способность и готовность субъекта организовывать внутренние и внешние ресурсы в соответствии с поставленной целью профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях, так как включают способность работать с информацией, поддерживать эффективную коммуникацию и т.д.

Общепрофессиональные компетенции представляют собой универсальные способы деятельности, общие для близких профессий, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием успешной интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Профессиональные компетенции - способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности [19-21].

Одним из определяющих условий эффективного перехода на стандарты результатов является создание фонда оценочных средств. Задания по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров должны оценивать не только знания или умения, а именно результаты сформированности компетенций. Учитывая, что формирование компетенций происходит в нескольких дисциплинах, целесообразно представить каждую из компетенций в виде совокупности субкомпетенций, формулируя показатели оценки, предмет оценки и процедуру оценивания [19, 21]. Субкомпетенция обязательно содержит указание на вид деятельности и контекст осуществления деятельности, в то время как формулировки профессиональных компетенций государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов могут носить обобщённый характер.

Критерии оценки субкомпетенции отражают характеристики результата, которые свидетельствуют о его качестве, предметом оценивания может быть продукт или процесс, а процедура оценивания осуществляется по эталону или в форме экспертного заключения. При этом к результату как цели образовательного процесса правомерно предъявляются требования конкретности, достижимости и измеримости.

Образовательный результат, планируемый в рамках образовательной программы, независимо от своего вида должен подразумевать принципиальную возможность целенаправленного его формирования дидактическими средствами, позволяющую нивелировать внешние по отношению к образовательному процессу факторы, и оценивания его средствами педагогической диагностики (педагогического теста).

Знание - образовательный результат, представляющий собой информацию, присвоенную обучающимся на разных уровнях, выделяемых в зависимости от тех мыслительных операций, которые обучающийся в состоянии выполнить с этой информацией. Например, согласно таксономии учебных целей Б. Блума, обучающийся может воспроизвести полученную информацию, продемонстрировать ее понимание, применить полученные знания в заданной ситуации, проанализировать присвоенную информацию и сделать выводы на ее основе, дать оценку присвоенной информации. Поэтому формулировка знаниевого результата, как правило, включает в себя указание на единицу содержания (какая информация присвоена) и уровень ее освоения (какие мыслительные операции с ней может выполнять обучающийся). Формулировка знания может включать в себя одну или несколько автономных, легко вычленяемых единиц содержания.

Умение - освоенный на базе приобретенных знаний способ выполнения действия. Другими словами, это знание способа совершения действия (операции) на уровне применения. Формулировка умения состоит из описания выполняемой операции.

Если выполнение операции доведено до автоматизма, сформированное умение можно назвать навыком. Формулировка этого образовательного результата отличается от определения умения только указаниями на условия выполнения деятельности, которые могут свидетельствовать о достижении требуемого автоматизма.

Опыт практической деятельности - образовательный результат, включающий выполнение обучающимся деятельности, завершающейся получением того результата / продукта, который должен быть достигнут при выполнении трудовой функции, разворачивающаяся в условиях реального производства или в мо-

дельной ситуации, которая воспроизводит значимые условия реального производства, и рефлексию по поводу выполнения этой деятельности.

Педагогическая логика формирования опыта практической деятельности студентов включает следующие этапы:

- постановку или присвоение обучающимся цели (задачи) деятельности (дополнительно: планирование и коррекция);

- выполнение всех операций при условии самостоятельного управления деятельностью;

- анализ процесса и результатов деятельности.

Алгоритм конструирования практического задания для оценки сформиро-ванности профессиональной компетентности состоит из следующих этапов:

1) конкретизация формулировки профессиональной компетенции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному образовательному результату;

2) определение оптимального относительно результата предмета оценки, который позволит с минимальными затратами ресурсов оценить деятельность, заданную содержательно-целевыми ориентирами профессиональной компетенции;

3) определение показателей оценки. Заявленные показатели должны однозначно характеризовать продукт / процесс деятельности или его соответствие норме / условиям / ситуации, а также набор показателей должен являться необходимым и достаточным для оценки профессиональной компетенции;

4) выбор методов оценки. Обязательным условием является его соответствие предмету оценки;

5) фиксация требований к процедуре оценивания, которые позволяют стандартизировать процедуру оценки указанной профессиональной компетенции;

6) решение о необходимости образовательного стимула и формулировка его, в случае положительного решения, в соответствии с требованиями;

7) создание задачной формулировки. Необходимо убедиться, что она однозначно и исчерпывающе описывает оцениваемому ту деятельность, которую он должен совершить;

8) разработка эталона оценки продукта / критериев оценки продукта или критериев формализованного наблюдения за качеством процесса деятельности;

9) проверка эталона на обязательное содержание всех значимых характеристик продукта и возможность однозначно установить их наличие в продукте. Оценки, критерии оценки продукта позволяют оценить

его фактическое качество, тогда как критерии формализованного наблюдения необходимы и достаточны для обоснованного вывода о качестве процесса деятельности;

10) составление практических заданий, структура плана которых соответствует эталонной [21, с. 80-93].

При разработке рабочих программ дисциплин учебного плана и программ итоговой государственной аттестации по экономическим направлениям подготовки факультета экономики, управления и сервиса Самарского государственного социально-педагогического университета преподавателями учитывался компетентностный подход и требования соответствующих стандартов, но, как показал опыт проведения итоговых аттестаций, в большинстве случаев у выпускников проверялось понимание видов профессиональной деятельности, а не сама деятельность.

В программе итоговой государственной аттестации будущих учителей, в частности в программе государственного экзамена, разработчики учли опыт проведения аттестаций по другим направлениям, определив в качестве предмета оценки выпускников саму деятельность.

Руководствуясь приведённым алгоритмом, представим вариант оценки сформированности профессиональной компетенции ПК-8 (способность проектировать образовательные программы) стандарта высшего образования направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Экономика») [22, с. 7].

Конкретизированная формулировка профессиональной компетенции (которую также можно рассматривать как субкомпетенцию) должна содержать указание на объект, вид профессиональной деятельности и контекст. Так как непосредственно разработкой образовательных программ учитель в школе занимается далеко не всегда (как правило, он руководствуется примерными образовательными программами), то целесообразно уточнить компетенцию для уровня среднего профессионального образования. В этом случае при разработке программ профессионального модуля преподаватель должен учитывать требования работодателей и руководителя основной профессиональной образовательной программы. Предлагаем конкретизировнную формулировку профессиональной компетенции: преподаватель разрабатывает рабочую программу по профессиональному модулю для экономического направления подготовки студентов среднего профессионального образования, исходя из запроса работодателей.

Очевидно, что для формирования заявленного результата необходимо получение опыта деятельности по разработке рабочей программы по профессиональному модулю для экономического направления подготовки СПО под

запрос работодателей. Однако мы выделяем ещё один необходимый опыт деятельности - по переводу запроса работодателей в формулировки образовательных результатов профессионального модуля для экономического направления подготовки СПО, поскольку в представленных работодателем, формулировках, как правило, обобщённых, преподавателю необходимо уточнить объект, вид и контекст профессиональной деятельности.

Приобретение опыта деятельности первого типа предполагает многократное выполнение следующих операций (результаты-умения):

1) формулировать образовательные результаты с учётом вида результата и уровня его освоения;

2) принимать решения о способах оценки образовательных результатов с учётом вида результата и уровня его освоения;

3) подбирать содержание профессионального модуля, необходимое для формирования запланированных образовательных результатов на заявленном уровне;

4) принимать решения о формах организации деятельности обучающихся исходя из формулировки запланированных образовательных результатов и содержания обучения.

Для приобретения опыта деятельности второго типа считаем достаточным сформированность двух результатов на уровне операций: выделять в формулировке запроса субъекта микроокружения образовательной организации (работодателя) объект, деятельность, контекст и формулировать компетентностный результат профессионального модуля, исходя из формулировки запроса.

Далее переходим к результатам-знаниям, необходимым для

формирования умений. Соотнесение знаний под соответствующие

умения представлено в табл. 1.

Таблица 1

Ресурсные образовательные результаты, необходимые для формирования конкретизированной формулировки профессиональной компетенции

Умеет Знает

формулировать образовательные результаты с учётом вида результата и уровня его освоения понятие «образовательный результат»

виды образовательных результатов

уровни освоения образовательных результатов по Б. Блуму

принимать решения о способах оценки образовательных результатов с учётом вида результата и уровня его освоения способы оценки образовательных результатов в зависимости от их вида и уровня освоения

Окончание табл. 1

Умеет

принимать решения о способах оценки образовательных результатов с учётом вида результата и уровня его освоения

Знает

возможности способов оценки образовательных результатов в формирующем и суммирующем оценивании образовательных результатов

понятие «тест достижении»

виды тестовых вопросов; границы применения видов тестовых вопросов в оценке образовательных результатов различных видов и уровней освоения

требования, предъявляемые к структуре теста

подбирать содержание профессионального модуля, необходимое для формирования запланированных образовательных результатов на заявленном уровне

критерии отбора содержания образования (научность, объективность, соответствие возможностям обучающегося, соответствие заявленной трудоёмкости, соответствие ресурсному обеспечению)

принимать решения о формах организации деятельности обучающихся, исходя из формулировки запланированных образовательных результатов и содержания обучения

формы организации обучения

критерии отбора форм организации обучения (соответствие результатам, особенностям контингента)

возможности (границы применения) форм организации образовательного процесса для формирования запланированных образовательных результатов

выделять в формулировке запроса субъекта микроокружения образовательной организации (работодателя) объект, деятельность, контекст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

понятие «запрос»; компоненты компетентностного результата (деятельность, объект, контекст)

формулировать компетентностный результат профессионального модуля, исходя из формулировки запроса

В совокупности предложенный список результатов представляет собой модель конкретизированной формулировки ПК-8.

Профессиональной компетенции «разработка рабочей программы по профессиональному модулю для экономического направления подготовки студен-

тов среднего профессионального образования исходя из запроса работодателей» соответствуют следующие показатели:

1) сформулированные итоговые образовательные результаты профессионального модуля адекватны запросам работодателей;

2) обозначенные ресурсные образовательные результаты конкретизируют запланированные итоговые образовательные результаты;

3) содержание профессионального модуля соответствует запланированным образовательным результатам;

4) точки контроля и содержание контроля позволяют оценить уровень сформированности образовательных результатов;

5) формы организации образовательного процесса позволяют достигнуть всех запланированных образовательных результатов рациональным способом в соответствии с ресурсом учебного времени;

6) заявленные учебно-методические и информационные ресурсы необходимы и достаточны для достижения запланированных результатов обучения в указанных формах организации образовательного процесса.

Оценка данного образовательного результата осуществляется по продукту (программе/элементам программы профессионального модуля для экономического направления подготовки среднего профессионального образования).

Экспертная оценка происходит по критериям. Требования к процедуре оценивания следующие:

- к помещению - учебная аудитория (или компьютерный класс для заполнения бланков в электронном виде);

- к оборудованию - особых требования нет (для компьютерного класса - пакет MS Office);

- к инструментам - особых требований нет;

- к расходным материалам - три бланка заданий;

- доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам -предоставляется стандарт направления подготовки среднего профессионального образования;

- к нормам времени - 4 академических часа (этап 1 - формулировка итоговых и промежуточных образовательных результатов и инструментов их оценки (1,5 часа); этап 2 - проектирование содержания профессионального модуля, организационных форм и необходимых ресурсов - 1,5 часа; этап 3 - заполнение бланков «начисто» - 1 час);

- к оценщикам - высшее педагогическое и/или экономическое образование; опыт разработки рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; опыт проведения занятий в высших и сред-

них профессиональных учреждениях по экономическим дисциплинам; желательно наличие повышения квалификации по оценке профессиональных компетенций.

В табл. 2 приведены формулировка задания и структура бланков. Формат бланка, с одной стороны, структурирует ответ студента, с другой - ограничивает объём выполнения задания, ориентируя на выбор основного материала в соответствии с ячейками бланка и критерями оценки. Бланк 1 представляет собой один лист формата А4, бланки 2 и 3 - 2 листа формата А4 каждый. Заполнение бланков в электронном виде даёт возможность студенту самостоятельно регулировать объём материала при сохранении структуры бланка.

Заполненные бланки оцениваются в формате модельного ответа по следующим критериям:

1) конкретизированными итоговыми образовательными результатами являются профессиональные компетенции;

2) формулировки итоговых результатов диагностичны (однозначно указывают на деятельность, ее объект и контекст);

3) формулировки итоговых результатов соответствуют требованиям работодателя;

4) показатели оценки итоговых результатов фиксируют заявленные профессиональные компетенции (аспекты профессиональной компетенции);

5) совокупность показателей оценки каждого итогового результата позволяет сделать однозначное заключение по поводу сформированности этой профессиональной компетенции (аспекта); отсутствуют избыточные показатели;

6) оценочные средства позволяют провести оценку сформированности данного итогового результата по заданным показателям указанным способом;

7) промежуточные результаты сформулированы конкретно и понимаются однозначно; формулировка соответствует виду образовательного результата;

8) оценочные средства позволяют провести оценку сформированности данного итогового результата по заданным показателям указанным способом;

9) промежуточные результаты сформулированы конкретно и понимаются однозначно; формулировка соответствует виду образовательного результата;

Задание на проверку сформированности профессиональной компетенции

Таблица 2

Заданная формулировка

Бланки для заполнения

Разработайте основные элементы (конкретизированные формулировки итоговых результатов, показатели сформированности итоговых результатов, инструмент оценки сфор-мированности одного из итоговых результатов, промежуточные результаты и способы их оценки, содержание обучения, формы организации обучения, ресурсы) программы профессионального модуля «Финансовое планирование предприятия сферы услуг» для направления подготовки среднего профессионального образования 38.02.06 «Финансы под запрос работодателей». Работодатели, с которыми успешно сотрудничает наша образовательная организация, обратили внимание на то, что выпускники хорошо ориентируются в теоретических вопросах финансового планирования, знают виды финансовых планов, их характеристики, этапы разработки, но участие в разработке (и тем более самостоятельная разработка) финансовых планов с учётом специфики организации сферы услуг вызывает у выпускников затруднения.

Бланк 1. Итоговые результаты профессионального модуля Конкретизированные итоговые образовательные результаты по модулю Показатели сформированности каждого из итоговых образовательных результатов по модулю

Инструмент оценки одного из итоговых образовательных результатов по модулю

Бланк 2. Промежуточные образовательные результаты (для одного итогового образовательного результата профессионального модуля) Итоговый образовательный результат:

Формулировка промежуточных результатов Инструменты оценки

Окончание табл.2

Заданная формулировка

Бланки для заполнения

Вместе с тем больше половины выпускников направления подготовки «Финансы» работают именно в сфере услуг. Пожелание работодателей - усилить практическую подготовку выпускников направления для работы в организациях, предоставляющих услуги, в том числе финансовые. Время контактной работы, определённое на профессиональный модуль, составляет 36 часов. Заполните прилагаемые бланки (в электронном виде).

Бланк 3. Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименования тем Содержание учебного материала Формы организации образовательного процесса Трудоёмкость, часы Ресурсы

10) оценочные средства позволяют провести оценку сформированности данного итогового результата по заданным показателям указанным способом;

11) промежуточные результаты сформулированы конкретно и понимаются однозначно; формулировка соответствует виду образовательного результата;

12) планируемый опыт практической деятельности соответствует формируемым профессиональным компетенциям;

13) планируемых умений достаточно для осуществления деятельности;

14) планируемых знаний достаточно для формирования умений;

15) отсутствуют избыточные промежуточные результаты;

16) оценочные средства контрольных мероприятий позволяют провести оценку промежуточных (ресурсных) образовательных результатов;

17) содержание теоретического обучения позволяет сформировать запланированные знания;

18) содержание лабораторных и практических занятий позволяет сформировать запланированные умения;

19) виды деятельности в рамках практики позволяют получить запланированный опыт деятельности;

20) самостоятельная работа сформулирована как указание на дидактическую единицу, деятельность обучающегося по ее освоению и продукт его учебной деятельности;

21) отсутствует избыточное содержание;

22) заявленные дидактические ресурсы (учебники, задачники, справочники, слайды, Интернет-ресурсы и пр.) необходимы и достаточны для достижения планируемых результатов профессионального модуля в указанных формах организации образовательного процесса.

Соответствие каждому критерию оценивается в 1 балл. Для положительного заключения по освоению профессиональной компетенции обучающийся должен набрать не менее 12 баллов.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование для студентов, обучающихся по профилю «Экономика», и предложенным выше алгоритмом нами были сформулированы следующие компетентностные профессиональные результаты:

- разработка основных элементов (конкретизированных формулировок итоговых результатов, инструментов оценки сформированности одного из итоговых результатов, промежуточных результатов, содержания обучения, дидактических ресурсов) программы элективного курса экономической направленности исходя из запросов обучающихся;

- разработка основных элементов программы внеурочной деятельности (конкретизированных формулировок итоговых результатов, показателей сформированности итоговых результатов, инструментов оценки одного из итоговых результатов, содержания программы) экономической направленности исходя из рекомендаций администрации школы и особенностей контингента и план проведения одного из занятий (мероприятий) программы;

- разработка основных элементов программы профессионального модуля СПО (конкретизированных формулировок итоговых результатов, показателей сформированности итоговых результатов, инструментов оценки сформированности одного из итоговых результатов, промежуточных результатов, содержания обучения) под заданные профессиональные компетенции и требования (рекомендации) руководителя программы;

- разработка программы индивидуальной работы экономической направленности с обучающимся, исходя из особенностей обучающегося и запроса обучающегося и/или администрации образовательной организации;

- разработка просветительской программы (программы просветительского мероприятия) экономической направленности для родителей обучающихся под сформулированный запрос и/или рекомендации администрации школы;

- разработка плана уроков/занятий дисциплины исходя из требований ФГОС, содержания учебного пособия и особенностей контингента обучающихся;

- разработка контрольно-измерительных материалов (оценочных средств) под заданные образовательные результаты.

Перечисленные результаты были включены в программу государственной итоговой аттестации, результаты которой показали средний и высокий уровень сформированности профессиональных компетенций выпускников. В качестве рекомендаций была отмечена необходимость формирования преемственности ресурсных образовательных результатов в дисциплинах учебного плана подготовки бакалавров.

Обсуждение и заключение

Таким образом, предложенный алгоритм оценки профессиональных компетенций позволяет выявить субкомпетенции, конкретизируя предмет оценки, определить перечень показателей сформированности компетенций, фиксировать требования к оценочному инструменту и процедуре оценивания. Разработка подобных оценочных средств позволит проверять сформирован-ность профессиональных компетенций выпускников вузов и повысит качество их подготовки в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алаева Л. С. Проблемно-модульное обучение при формировании профессиональных компетенций у студентов вузов // Наука и бизнес: пути развития. Научно-практический журнал. Москва, 2011. С. 13-16.

2. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 241 с.

4. Павлуцкая Н.М., Скокова Л.В. К вопросу об оценке профессиональных компетенций выпускников вузов // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2014. № 1 (46). С. 136-140.

5. Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. Методический подход к оценке компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2015. № 12. С.35-45

6. Жидков А. С. Особенности оценки компетенций выпускников вуза на основе применения профессиональных стандартов // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 46-50.

7. Махныткина О.В. Оценка профессиональной компетенции выпускника вуза с учетом требований рынка труда // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С.194-196.

8. Созонова Л. Т. Особенности применения образовательных стандартов, основанных на оценке компетенции выпускников // Сборник трудов конференции «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития». Екатеринбург: Изд-во Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013. С. 200-202.

9. Абросимова Е.Б. Модель оценки компетенций выпускников образовательных программ // Проблемы и перспективы развития образования в России. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества. 2012. № 14. С. 180-183.

10. Кузьменко И.В. Оценка сформированности профессиональных компетенций выпускников в свете требований ФГОС ВПО // Вестник Владивостокского государственного университета экономики, управления и сервиса. Владивосток. 2013. № 3 (21). С. 89-91.

11. Михелькевич В.Н., Никифорова С.В. Комплексное контрольное задание -эффективный инструментарий оценки качества сформированности профессиональных компетенций выпускников // Сборник «Новая стратегия оценивания учебной деятельности». Самара: СамГТУ, 2016. С. 349-354.

12. Иванова О. В. Проектирование системы оценивания профессиональных компетенций преподавателей и руководителей образовательных учреждений: Дисс... канд. пед. наук. Калининград, 2011. 140 с.

13. Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды: Дисс... канд. психолог. наук. Екатеринбург, 2011. 189 с.

14. Лошкарева Д.А. Итоговый государственный экзамен как средство оценки сформированности профессиональных компетенций выпускника // Нижегородское образование. 2011. № 3. С. 43-48.

15. O'Domell D, Garavan T.N. New Perspectives on Skill, Learning and Training: a Viewpoint // Journal of European Industrial Training. 1997. Vol. 21. № 4. Pp. 131-137.

16. Employers' perspectives on improving skills for employment // Report by the comptroller and auditor general / HC 461 Session 2005-2006 / 14 December 2005. 57 p.

17. Gibbons-Wood D., Lange T. Developing Core Skills: Lessons from Germany and Sweden // Education + Training. 2000. Vol. 42. № 1. Pp. 24-32.

18. Continuous professional development of teachers: focus on core skills pedagogy // Conference proceedings and report. Delhi, July, 2015. 44 p.

19. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А. Парадигма актуального образования // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 20-43.

20. Фишман Л.И. Методология и механизмы повышения качества образовательных услуг на основе делегирования обратных связей. Самара: Самарский научный центр РАН, 2009. 180 с.

21. Голуб Г.Б., Фишман И.С. Профессиональные компетенции выпускника высшей школы: проблемы внешней оценки: монография. Самара: ПГСГА, 2010. 220 с.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. М., 2015.

23. Гуреева Е.Г. Использование балльно-рейтинговой карты как инструмента оценки и формирования образовательных результатов студентов направления подготовки «Педагогическое образование» с профилем экономика // Научное отражение. 2017. № 5-6 (9-10). С. 51-55.

Поступила в редакцию 23.07.2018 В окончательном варианте 19.09.2018

UDC 378.14

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF ASSESSMENT TOOLS VALIDATION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

E.G. Gureeva1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'Samara State University of Social Sciences and Education 65/67, M. Gorky Str., Samara, Russia, 443099 E-mail: ekaterina.gureeva@pgsga.ru

1 Ekaterina G. Gureeva, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Management, Service Technologies and Economic Education Department

ABSTRACT

Modern pedagogy actively discusses the issue of assessing the educational results of higher education, both General cultural and General professional competences and professional competences of graduates. Russian and foreign authors justify and offer professional models of graduates, design of systems of professional competences in various areas of training of bachelors. The focus of the teachers are two aspects - the formulation of educational results and their evaluation. At the same time there is a problem of assessment of competences as readiness of the graduate to professional activity, instead of the sum of the resource results necessary for formation of competence or understanding of the activity. For future teachers, the formation of competence-based educational results and tools for their evaluation is necessary in the context of the implementation of the requirements of state educational standards at all levels, as well as the requirements of professional standards in secondary vocational and higher education.

The article discusses the possibility of assessing the professional competencies of graduates ofpedagogical universities, characterized by groups of educational results, emphasizes that the competence-based educational results necessarily include formed experience, defined requirements for the formulation of educational results, provides an algorithm for assessing educational results, on the example of the direction of training «Teacher education» demonstrates the model of professional competence and ways of its evaluation.

The proposed list of competence-based educational results can be used in the training of future teachers, and the algorithm for evaluating educational results adapted for other areas of higher education.

The results of testing of the evaluation tool showed the readiness of graduates for teaching professional activities, transparency of the evaluation procedure and improving the quality of training offuture teachers.

Key words: competence approach, professional competence, evaluation of educational results, quality of education, educational standards.

REFERENCES

1. Alaeva L.S. Problemno-modul'noe obuchenie pri formirovanii professional'nyh kompetencij u studentov vuzov [Problem-modular training in the formation of professional competencies of University students] // Nauka i biznes: puti razvitiya. Moscow, 2011. Pp. 13-16

2. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya [Competence-based approach in the description of the results and the design standards of higher professional education]: materials of the second meeting of the methodological seminar. Author's version. Moscow, 2004. 16 p.

3. Raven J., Competence in modern society: identification, development and implementation. Moscow, 2002. 241 p.

4. Pavlutskaya N.M., Skokova L.V. K voprosu ob ocenke professional'nyh kompetencij vypusknikov vuzov [The assessment of professional competences of University graduates] // Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologij i upravleniya. 2014. No. 1 (46). Pp. 136-140.

5. Martynenko O.O., Yakimova Z.V., Nikolaeva V.I. Metodicheskij podhod k ocenke kompetencij vypusknikov [Methodical approach to the assessment of graduates' competences] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2015. No. 12. Pp. 35-45.

6. Zhidkov A.S. Osobennosti ocenki kompetencij vypusknikov vuza na osnove primeneniya professional'nyh standartov [Peculiarities of evaluation of competencies of graduates of the University through the application of professional standards] // Sbornik statej XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of XI International scientific-practical conference]. Penza, Science and Education Publ. 2017. Pp. 46-50.

7. Mohnatkina O.V. Ocenka professional'noj kompetencii vypusknika vuza s uchetom trebovanij rynka truda [Evaluation of the professional competence of graduates with the requirements of the labor market] // Voprosy strukturizacii ehkonomiki. 2012. No. 3. Pp.194-196.

8. Sozonova L.T. Osobennosti primeneniya obrazovatel'nyh standartov, osnovannyh na ocenke kompetencii vypusknikov [Features of the application of educational standards based on the assessment of graduates' competence] // Sbornik trudov konferencii «Innovacionnye 67roblem v obrazovanii: strategiya, teoriya i praktika razvitiya» [Materials of the conference «Innovative processes in education: strategy, theory and practice of development»]. Ekaterinburg: House of the Russian state vocational pedagogical University Publ. 2013. Pp. 200-202.

9. Abrosimova E.B. Model' ocenki kompetencij vypusknikov obrazovatel'nyh 67roblem [Model of assessment of competences of graduates of educational programs]. Novosibirsk: Center for the development of scientific cooperation Publ. 2012. No. 14. Pp.180-183.

10. Kuzmenko I. V. Ocenka sformirovannosti professional'nyh kompetencij vypusknikov v svete trebovanij FGOS VPO [Assessment of the formation of professional competencies of graduates in the light of the requirements of state educational standart] // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki, upravleniya i servisa. Vladivostok. 2013. No. 3 (21). Pp. 89-91.

11. Mihaljevic V.N., Nikiforova S.V. Kompleksnoe kontrol'noe zadanie - ehffektivnyj instrumentarij ocenki kachestva sformirovannosti professional'nyh kompetencij vypusknikov [Complex control tasks - effective tools for assessment of quality of formation of professional competencies of students] // Sbornik «Novaya strategiya ocenivaniya uchebnoj deyatel'nosti». Samara: Samara State Technical University Publ, 2016. Pp. 349-354.

12. Ivanova O.V. Proektirovanie sistemy ocenivaniya professional'nyh kompetencij prepodavatelej i rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Design of system of

estimation of professional competences of teachers and heads of educational institutions. Dissertation of cand. Of ped. sci.]. Kaliningrad, 2011. 140 p.

13. Umnikova E.L. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga v usloviyah innovacionnoj obrazovatel'noj sredy [Development of professional competence of the teacher in the conditions of innovative educational environment] Dissertation of cand. of ps. sci.. Ekaterinburg, 2011. 189 p.

14. Loshkareva D.A. Itogovyj gosudarstvennyj ehkzamen kak sredstvo ocenki sformirovannosti professional'nyh kompetencij vypusknika [The Final state exam as a means of assessing the formation of professional competencies of the graduate]. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2011. No. 3. Pp. 43-48.

15. O'Donnell D. and Garavan T.N. New Perspectives on Skill, Learning and Training: a Viewpoint // Journal of European Industrial Training. 1997. Vol.21. No. 4. Pp. 131-137.

16. Employers' perspectives on improving skills for employment. Report by the comptroller and auditor general. HC 461 Session 2005-2006. 14 December 2005. 57 p.

17. Gibbons-Wood D. & Lange T. Developing Core Skills: Lessons from Germany and Sweden // Education + Training. 2000. Vol. 42. No. 1. Pp. 24-32.

18. Continuous professional development of teachers: focus on core skills pedagogy States. Conference proceedings and report. Delhi, July, 2015. 44 p.

19. Golub, G.B., Kogan E.Ya., Prudnikova V.A. Paradigma aktual'nogo obrazovaniya [The current paradigm of education] // Voprosy obrazovaniya - Questions of education. 2007. No. 2. Pp. 20-43.

20. Fishman L.I. Metodologiya i mekhanizmy povysheniya kachestva obrazovatel'nyh uslug na osnove delegirovaniya obratnyh svyazej [Methodology and mechanisms for improving the quality of educational services based on the delegation of feedbacks]. Samara: Samara scientific center Publ. 2009. 180 p.

21. Golub G.B., Fishman I.S. Professional'nye kompetencii vypusknika vysshej shkoly: problemy vneshnej ocenki [Professional competence of a graduate of higher school: problems of external evaluation]. Samara: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities Publ. 2010. 220 p.

22. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Federal state educational standard in the field of training 44.03.01 Teacher education]. Moscow, 2015.

23. Gureeva E.G. Ispol'zovanie ball'no-rejtingovoj karty kak instrumenta ocenki i formirovaniya obrazovatel'nyh rezul'tatov studentov napravleniya podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» s profilem ehkonomika [The use of score-rating card as a tool for evaluation and formation of educational results of students in the field of training "Pedagogical education" with the profile of Economics] // Nauchnoe otrazhenie. 2017. No. 5-6 (9-10). Pp. 51-55.

Original article submitted 23.07.2018 Revision submitted 19.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.