Научная статья на тему 'Практические занятия в виртуальной обучающей среде Moodle (на примере направления подготовки 39. 03. 02 «Социальная работа»)'

Практические занятия в виртуальной обучающей среде Moodle (на примере направления подготовки 39. 03. 02 «Социальная работа») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА MOODLE / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / LECTURES / PRACTICAL CLASSES / VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT MOODLE / DISTANCE LEARNING / INTERACTIVE FORMS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

В настоящей статье нами проанализирован опыт реализации практических занятий в виртуальной обучающей среде Moodle на примере направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL CLASSES IN THE VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT MOODLE (ON THE EXAMPLE OF THE TRAINING DIRECTION 39.03.02 «SOCIAL WORK»)

In this article, we analyzed the experience of implementing practical concepts in the virtual learning environment Moodle on the example of the training direction 39.03.02 «Social work».

Текст научной работы на тему «Практические занятия в виртуальной обучающей среде Moodle (на примере направления подготовки 39. 03. 02 «Социальная работа»)»

2. Зиниченко, Е.Д., Широкова, С.В. Дистанционное обучение как современная и перспективная форма обучения // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конф. с международным участием, 2016. - С. 38-40.

3. Камалеева, А.Р., Маряшина, И.В.Дистанционное обучение как промежуточная форма между очным и заочным обучением // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - № 4 (12). - С. 33-37.

4. Рудзина, Т.Н. Интеграция дистанционного обучения с другими формами обучения для повышения обучаемости математике студентами колледжа // Вестник научных конференций. - 2015. - № 2-6 (2). - С. 95-98.

5. Чубарова, О.И. Дистанционное обучение как приоритетная форма современной технологии обучения в системе высшего образования // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2002. - № S. - С. 153-156.

УДК 004.056

Полевая Наталия Михайловна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: natabra85@list.ru Ситиикова Виктория Владимировна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: vikatk@mail.ru Polevaya Natalia Mihailovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: natabra85@list .ru Sitnikova Viktoria Vladimirovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: vikatk@mail.ru

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ MOODLE

(НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 39.03.02 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»)

PRACTICAL CLASSES IN THE VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT MOODLE (ON THE EXAMPLE OF THE TRAINING DIRECTION 39.03.02 «SOCIAL WORK»)

Аннотация. В настоящей статье нами проанализирован опыт реализации практических занятий в виртуальной обучающей среде Moodle на примере направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа».

Abstract. In this article, we analyzed the experience of implementing practical concepts in the virtual learning environment Moodle on the example of the training direction 39.03.02 «Social work».

Ключевые слова: лекционные занятия, практические занятия, виртуальная обучающая среда Moodle, дистанционное обучение, интерактивные формы обучения.

Key words: lectures, practical classes, virtual learning environment Moodle, distance learning, interactive forms of learning.

Современная действительность диктует новые требования к организации и реализации образовательного процесса в дистанционной среде. В связи с этим возникает потребность в осмыслении единых критериев и требований, предъявляемых к разработке и оценке качества образовательного

52

Вестник ЛмГУ

Выпуск 90, 2020

контента, а также единого представления о достаточности или избыточности материала как «заливаемого» в систему, так и получаемого от студента в качестве готового ответа на задание.

Кроме того, в рамках дистанционной формы обучения важным остается воспитательное воздействие, когнитивная функция и мотивационный фактор современного образования в высшей школе.

Для полной реализации выделенных элементов в дистанционной форме обучения необходимо применять такие средства и способы обучения, которые будут способствовать развитию навыков тайм-менеджмента, познавательной активности, стремления к самоорганизации и самообучению и пр.

В этой статье нами проанализирован опыт реализации практических занятий в виртуальной обучающей среде Моос11е на примере направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа».

При разработке контента лекционных занятий преподаватели имеют большой выбор средств и способов формирования и компоновки теоретического материала в виртуальной обучающей среде Моос11е. Качественная и востребованная презентация и подача лекционного материала обеспечиваются современными 1Т-технологиями. Они позволяют использовать видео и аудио-файлы, \уеЬ-страни-цы, стационарные и движущиеся иллюстрации, ЗБ панорамы, интерактивные ссылки и др. Все это направлено на привлечение и удержание внимания студента при работе с лекционным материалом (во избежание механического «пролистывания» материала без осмысления). Для проверки освоенности лекционного материала используются интерактивные контрольные вопросы по теме.

При подготовке практических занятий, кроме всего вышеперечисленного, необходимо учитывать профиль, специфику, особенности направления подготовки, а также социально-психологические характеристики студентов, в том числе лиц с ОВЗ. Немаловажным является учет имеющихся у студента технических возможностей для выполнения практических заданий.

При разработке практических заданий для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа», считаем целесообразным нивелировать возможность компиляции материалов и стимулировать собственную мыслительную деятельность студентов. Особую значимость этот фактор имеет для направлений подготовки гуманитарной направленности, что в свою очередь требует от преподавателя глубокого знания материала, творческих способностей и владения навыками работы в виртуальной обучающей среде Моос11е.

Данная среда при разработке практических занятий с учетом сформулированных требований позволяет использовать следующие сервисы и модули:

сервис Н5Р, посредством которого можно создавать упражнения, игры, викторины, видео, презентации, интерактивные плакаты, ленты времени, коллажи и аудиоплееры;

модуль «Видеоконференция BigBlueButton», который позволяет создавать в Моос11е ссылки на виртуальные онлайн-собрания в BigBlueButton - системе с открытым исходным кодом для проведения веб-конференций при дистанционном обучении;

модуль «Вики» дающий возможность участникам добавлять и редактировать набор свя-

занных веб-страниц для создания групповых заметок к лекциям или учебникам, при совместном создании студентами книги по теме, заданной преподавателем, для совместной разработки ситуативных задач и кейсов по отдельной теме, как личный журнал для заметок об исследованиях или исправлениях;

модуль «Глоссарий» позволяет участникам создавать и поддерживать список определений или собирать и систематизировать ресурсы и информацию. Глоссарии имеют множество применений -совместный банк ключевых терминов, пространство для знакомства, где новые студенты добавляют свое имя и персональные данные, ресурс «Полезные советы» для обмена передовым практическим опытом, общую область для хранения полезного видео, изображений и звуковых файлов, ресурс для проверки фактов, требующих запоминания;

модуль «Опрос» позволяет преподавателям создавать опрос, в том числе с множественным выбором. Опросы используются для быстрого голосования при выборе темы, для быстрой проверки понимания материала и пр.

При подготовке практических занятий для студентов направления подготовки 39.03.02 в виртуальной обучающей среде Moodle в перечисленных модулях были использованы следующие варианты заданий:

предполагающий выбор из предлагаемого перечня одного из спорных утверждений и письменную аргументацию оценки выбранного спорного утверждения (например, задание «Спорные утверждения» на тему «Социальная работа в этнической среде»);

заключающийся в разработке тезаурусного поля по изучаемой теме путем освоения и демонстрации механизма его подготовки (например, задание «Тезаурусное поле» на тему «Социальная работа в сфере производства»);

заключающийся в подготовке письменного ответа на указанную тему путем разработки системы взаимосвязанных определений, отражающих сущность и содержание изучаемой темы (например, задание «Кластер» на тему «Технология манипуляции общественным сознанием»);

включающий оценку понимания студентом механизма формирования компетенции ОПК 2 в процессе изучения дисциплины «Теория социальной работы» (например, задание «Кейс-задача» на тему «Образовательная подготовка по социальной работе на основе компетентностного подхода»);

подразумевающий написание небольшого сочинения, в котором студент должен показать свои знания по выбранной теме и проявить свое умение мыслить и быть логичным (например, задание «Эссе» на тему «Роль политической корректности в практической деятельности специалиста по социальной работе»);

предполагающий подготовку кроссворда по изучаемой теме на основе лекционного материала (например, задание «Кроссворд» на тему «Социальная работа в религиозных организациях»). Студент должен подготовить кроссворд, используя специальную программу (например, Crossword Power);

подразумевающий разработку схемы теоретического материала, в которой будет отражено содержание этого материала (например, задание «Схема» на тему «Профессиональные конфликты»). Студент должен подготовить схему, используя специальную программу (например, Paint);

иллюстрирующий знание и понимание лекционного материала, анализ и оценку информации, полноту и лаконичность представленной информации, внешний вид (например, задание «Презентация» на тему на тему "Мобильная бригада как форма социальной работы в сельской местности»). Студент должен подготовить презентацию, используя специальную программу (например, PowerPoint);

включающий разработку одного из видов памяток, используя графический редактор или специальные программы (например, Publisher - задание «Памятка» на тему «Корпоративная культура»);

отражающий умение студента работать с теоретическим материалом, систематизировать и анализировать его, представлять в наглядной табличной форме (например, задание «Таблица» на тему «Демографические технологии»). Студент должен подготовить таблицу, используя специальную программу (например, Microsoft Excel);

требующий создать и поддерживать список определений по изучаемой теме (например, задание в модуле «Глоссарий» на тему «Технологии социальной работы с осужденными»);

отражающий умение студентов создавать набор связанных веб-страниц или групповых заметок (например, задание в модуле «WiKi» на тему «Технологии социальной работы с мигрантами»);

54

Вестник АмГУ

Выпуск 90, 2020

направленный на проверку освоенности материала (например, задание в модуле «Опрос» на тему «Технологии социальной работы с военнослужащими»);

предполагающий разработку рефлексивного портфолио, раскрывающего динамику личностного развития студента, помогающего отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане (например, тестирование и анализ полученных результатов в системе «Дизайн человека» (Human design), «Соционика», тест DISK, тест Майерс-Бриггс, тест Белбина);

требующий осуществить анализ проблемной ситуации и путей выхода из нее на основе работы с различными источниками - фильмами, сериалами, книгами, TED (серия конференций, - например, анализ художественных произведений «Невидимка» Элой Морено, «Пока мы были не с вами» Лизы Уингейт в рамках изучения темы «Анализ проблемных ситуаций, моделирование технологий оказания помощи») и пр.

Таким образом, практические занятия в виртуальной обучающей среде Moodle по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» включают в себя различные виды заданий, которые ориентированы на формирование способности мыслить, анализировать, систематизировать, обобщать изложенный материал, аргументировать свою позицию, отстаивать авторское мнение, используя профессиональную терминологию полученные знания.

1. Ефимова, Е.Е., Лукошевичус, Е.А. Методическое обеспечение практических занятий по экономическим дисциплинам для студентов дистанционной формы обучения // Опыт дистанционного обучения: проблемы и перспективы. Сборник научных статей по материалам 2-й Междунар. научно-практ. конф. - 2019. - С. 58-70.

2. Камалеева, А.Р., Маряшина, И.В. Дистанционное обучение как промежуточная форма между очным и заочным обучением // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - № 4 (12). - С. 33-37.

3. Матюхина О.В. Организация практических занятий при дистанционной форме обучения // Еосударствен-ное управление и развитие России: модели и проекты. Сборник статей Междунар. научно-практ. конф. Институт государственной службы и управления (ИЕСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2017. - С. 172-179.

4. Чубарова, О.И. Дистанционное обучение как приоритетная форма современной технологии обучения в системе высшего образования // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2002. - № S. - С. 153-156.

УДК 378

Чёрная Фаина Руслановна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: fainka_2000@mail.ru Полевая Наталия Михайловна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: natabra85@list .ru Chernaya Faina Ruslanovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: fainka_2000@mail.ru Polevaya Natalia Mihailovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: natabra85@list .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.