Научная статья на тему 'Проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе'

Проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / RETRAINING PROGRAMS / ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING / PROGRAM IMPROVEMENT / SUPPLEMENTAL EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

В связи с развитием и широким распространением интернет-технологий все большую актуальность в сфере образования приобретают дистанционные формы обучения по программам переподготовки и повышения квалификации. В соответствии с ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ программы переподготовки и повышения квалификации реализуются в рамках дополнительных образовательных программ. Дистанционные формы обучения выгодны всем участникам образовательного процесса. Студентам они позволяют: во-первых, получить качественные знания; во-вторых, повысить уровень конкурентоспособности на рынке труда; в-третьих, значительно сократить расходы на получение образования; в-четвертых, выбрать образовательную программу, отвечающую их индивидуальному запросу. В свою очередь, преподаватели, осуществляющие дистанционные формы обучения, получают следующие возможности: во-первых, повысить свой профессиональный уровень; во-вторых, накапливать и обобщать теоретический и эмпирический материал по своему профессиональному направлению; в-третьих, получить дополнительный источник дохода. Вузу, реализующему дистанционные формы обучения расширить географию обучающихся; повысить свой статус и престиж за пределами региона; развить взаимодействие с работодателями и межведомственное взаимодействие; привлечь дополнительные финансовые средства. Благодаря результатам полученным в ходе реализации программ дистанционного обучения на базе УКЦ «Социальная работа» АмГУ уже накоплен определенный опыт, однако в ходе их реализации был выявлен ряд трудностей и проблем, которые необходимо более подробно и развернуто исследовать. В связи с этим целесообразно проведение прикладного научного исследования проблем реализации дистанционной формы обучения в вузе на примере УКЦ «Социальная работа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING ON ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS AT THE UNIVERSITY

In connection with the development and widespread of Internet technologies increasingly important in the field of education are distance learning programme of retraining and advanced training. In accordance with the Federal law "On education" of 29.12.2012 № 273-FZ of programs of retraining and qualification improvement are implemented through additional educational programs. Distance learning is beneficial to all participants of the educational process. Students are they would give: first, to obtain high-quality knowledge; secondly, to enhance the level of competitiveness in the labour market; thirdly, to significantly reduce the cost of education; fourthly, to choose a course-to achieve a program that meets their individual request. In turn, teachers implemented-from the most remote forms of learning, get the following features: first, to increase their occupational level; second, to accumulate and synthesize theoretical and empirical material on free-it a professional direction; thirdly, to obtain an additional source of income. University, reali-suomea distance learning to expand the geography students; to raise their status and prestige outside the region; to develop cooperation with employers and interagency cooperation; to attract additional funding. Thanks to the results obtained during the implementation of distance learning programmes on the basis of the Department "Social work" Amgu have some experience, but in the course of its implementation revealed a number of difficulties and problems that need more detailed and deployed to investigate. In this regard, more pertinent applied research of the problems of implementation of distance learning in higher education institution on the example of the Department "Social work".

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе»

педагогические науки

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ...

УДК 378.1

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ В ВУЗЕ

© 2017

Полевая Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Ситникова Виктория Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, улица Институтская, 26/1, e-mail: [email protected])

Аннотация. В связи с развитием и широким распространением интернет-технологий все большую актуальность в сфере образования приобретают дистанционные формы обучения по программам переподготовки и повышения квалификации. В соответствии с ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-Ф3 программы переподготовки и повышения квалификации реализуются в рамках дополнительных образовательных программ. Дистанционные формы обучения выгодны всем участникам образовательного процесса. Студентам они позволяют: во-первых, получить качественные знания; во-вторых, повысить уровень конкурентоспособности на рынке труда; в-третьих, значительно сократить расходы на получение образования; в-четвертых, выбрать образовательную программу, отвечающую их индивидуальному запросу. В свою очередь, преподаватели, осуществляющие дистанционные формы обучения, получают следующие возможности: во-первых, повысить свой профессиональный уровень; во-вторых, накапливать и обобщать теоретический и эмпирический материал по своему профессиональному направлению; в-третьих, получить дополнительный источник дохода. Вузу, реализующему дистанционные формы обучения - расширить географию обучающихся; повысить свой статус и престиж за пределами региона; развить взаимодействие с работодателями и межведомственное взаимодействие; привлечь дополнительные финансовые средства. Благодаря результатам полученным в ходе реализации программ дистанционного обучения на базе УКЦ «Социальная работа» АмГУ уже накоплен определенный опыт, однако в ходе их реализации был выявлен ряд трудностей и проблем, которые необходимо более подробно и развернуто исследовать. В связи с этим целесообразно проведение прикладного научного исследования проблем реализации дистанционной формы обучения в вузе на примере УКЦ «Социальная работа».

Ключевые слова: программы переподготовки; программы повышения квалификации; дополнительные образовательные программы; дистанционные формы обучения; участники образовательного процесса; проблемы реализации дистанционной формы обучения.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING ON ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS AT THE UNIVERSITY

© 2017

Polevaya Natalia Mihailovna, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of social work Sitnikova Viktoria Vladimirovna, PhD in Sociological Sciences, associate Professor of social work Amur state University (675027, Russia, Blagoveshensk, streetInstitutskaya,26/1, e-mail: [email protected])

Abstract. In connection with the development and widespread of Internet technologies increasingly important in the field of education are distance learning programme of retraining and advanced training. In accordance with the Federal law "On education" of 29.12.2012 № 273-FZ of programs of retraining and qualification improvement are implemented through additional educational programs. Distance learning is beneficial to all participants of the educational process. Students are they would give: first, to obtain high-quality knowledge; secondly, to enhance the level of competitiveness in the labour market; thirdly, to significantly reduce the cost of education; fourthly, to choose a course-to achieve a program that meets their individual request. In turn, teachers implemented-from the most remote forms of learning, get the following features: first, to increase their occupational level; second, to accumulate and synthesize theoretical and empirical material on free-it a professional direction; thirdly, to obtain an additional source of income. University, reali-suomea distance learning - to expand the geography students; to raise their status and prestige outside the region; to develop cooperation with employers and interagency cooperation; to attract additional funding. Thanks to the results obtained during the implementation of distance learning programmes on the basis of the Department "Social work" Amgu have some experience, but in the course of its implementation revealed a number of difficulties and problems that need more detailed and deployed to investigate. In this regard, more pertinent applied research of the problems of implementation of distance learning in higher education institution on the example of the Department "Social work".

Keywords: retraining programs; program improvement; supplemental educational services; distance learning; participants in the educational process; problems of implementation of distance learning.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Идея дистанционного образования зародилась еще в 16-17 веках, но широкое распространение получила только в 20 веке. В Российской Федерации дистанционное обучение пробрело официальный статус с 1995 года, в связи с принятием «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» [1]. Целью создания этой концепции явилось повышение доступности образования и удовлетворение потребности в беспрепятственном получении образовательных услуг. По мнению исследователя Л.Я. Аверьянова дистанционная форма обучения позволяет нивелировать диспропорции и неравенства возможностей получения образования [2].

Сегодня в России дистанционное образование регламентируется рядом нормативно-правовых актов:

ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [3]; Постановлением Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» от 28.10.2013 № 966 [4]; Концепцией модернизации российского образования до 2020года [5]. Но, несмотря на то, что дистанционная форма обучения получила в России широкое распространение и реализуется на всех уровнях профессионального образования, ее теоретическое обоснование находится в стадии разработки. Перечень методических разработок, отражающих основные дидактические единицы учебного материала используемого при реализации дистанционной формы обучения, способы и критерии оценивания, техническое сопровождение учебного процесса и многие другие аспекты требуют дополнительного научного анализа и осмысления. Кроме того, важной практической задачей является повышение эффективности

Polevaya Natalia Mihailovna, Sitnikova Viktoria Vladimirovna PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DISTANCE ...

pedagogical sciences

образовательных услуг, предоставляемых в дистанционной форме обучения, и обеспечение комфортного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие, модели, технологии, возможности и перспективы развития дистанционного обучения рассматривались следующими авторами В.Г. Домрачеевым [6], Л.Б. Осиповой [7], М.В. Моисеевой, А.Е.Петровым, М.Ю. Бухаркиной, Ю.В. Аксеновым, Т.Ф. Горбуньковой [8], В.П. Тихомировым, В.И. Солдаткиным, С.Л. Лобачевым, О.Г. Ковальчук [9], О.М. Барбаковым, О.М. Горевой [10], А.В. Хуторского [11], А.А. Андреева [12], В.Л. Ускова [13] и другие [1417]. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации освещались в трудах Л.В. Ребышевой, Е.В. Васильченко [18], Е.С. Полат [19], Е.Н. Пасхина [20], Б.М. Позднеева, С.Д. Полякова [21], А.А. Калмыкова, О.А. Орчакова [22], А.В. Могилев [23], Т.П. Зайченко [24] и другие.

В данных работах анализируются понятия «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «интернет-образование», рассматриваются возможности и перспективы реализации дистанционной формы обучения, применяемые в вузе модели и технологии дистанционного обучения. Однако, проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным программам в вузе требуют более детального изучения.

Формирование целей статьи (постановка задания). Данная статья имеет целью изучение опыта организации и проблем реализации дистанционной формы обучения по дополнительным программам в вузе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный университет» на базе факультета дополнительного образования в 2015 году впервые начал разработку и реализацию дистанционных форм обучения по программам переподготовки и повышения квалификации. Одной из экспериментальных площадок выступила кафедра социальной работы факультета социальных наук, на базе которой был образован учебно-консультационный центр «Социальная работа». В качестве платформы поддержки дистанционного обучения выступила система управления курсами — Moodle. Выбор этой платформы обусловлен тем, что она представляет собой свободное веб-приложение (распространяющееся по лицензии GNU GPL), предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.

Работа в системе Moodle подразумевала формирование электронных курсов и создание информационного контента, отвечающего современным требованиям. Начало работы в системе Moodle сопровождалось разработкой локальной нормативно-правовой документации. В частности были разработаны:

- Стандарт организации «Порядок организации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в АмГУ»;

- Положение о внутренней оценке качества реализации дополнительных профессиональных программ;

- Типовое положение об учебно-консультационном центре дополнительного образования АмГУ;

- Положение «Порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- «Регламент разработки, использования и удаления электронных образовательных ресурсов дополнительного образования АмГУ».

«Регламент разработки, использования и удаления электронных образовательных ресурсов дополнительного образования АмГУ» предусматривает следующий

алгоритм (рисунок 1).

Разработка и реализация электронных курсов по программам переподготовки и повышения квалификации в дистанционной форме позволила выявить ряд проблем, связанных с организацией и функционированием данного направления деятельности.

I этап - получение преподавателем прав на создание электронного образовательного ресурса

П эт ап - разработ ка и размещение электронн ого образоват ельн ого ресурса на странице дисг анционного обучения АмГУ

IE этап - экспертиза содержательной стороны электронного образовательного ресурса на кафедре, при которой действует соот вет струю щий УКЦ

IV этап - проверка электряшого образовательного ресурса на соответствие ресурса требованиям к электронным учебно-мет одическим комплексам

V этап - открытие электронного образовательногоресурса для слушателей дополнительного образования

VI этап - регистрация слушателей на странице дистанционного обучения АмГУ с предоставлением им доступа к конкретному электронному образовательному ресурсу.

Рисунок 1 - Алгоритм создания электронных образовательных ресурсов

Осмысление и обобщение этих проблем обозначили необходимость проведения теоретического исследования.

Цель исследования - выявление и анализ проблем, возникающих в процессе реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать проблемы, возникающие в процессе организации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе.

2. Изучить проблемы, возникающие в процессе реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение.

Первая задача исследования позволила сформулировать и охарактеризовать блок проблем, связанных с процессом организации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе.

В первом блоке были выделены следующие проблемы, связанные с организацией дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- финансирование;

- материально-техническое обеспечение;

- учебно-методическое обеспечение;

- защиты интеллектуальной собственности разработчиков;

- учет образовательного запроса слушателей.

Во втором блоке были выделены следующие проблемы, связанные с реализацией дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам:

- подготовка преподавателей дистанционной формы обучения;

- сопровождение электронных курсов специалистами в области интернет-технологий, компьютерных коммуникаций и пр.;

- взаимодействие со слушателями электронных курсов и формирование культуры электронной коммуникации.

Охарактеризуем проблемы первого блока.

164

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ...

Совершенствование нормативно-правовой базы. Данная проблема характеризуется несколькими аспектами, во-первых, отсутствуют требования к содержанию контента электронного образовательного ресурса. Размыты временные и содержательные границы учебного материала, предоставляемые студентам для ознакомления и в качестве заданий для выполнения, то есть отсутствуют рекомендации по наполнению материалов (не унифицированы требования к объему и формам текущего и итогового контроля). Во-вторых, отсутствуют государственные образовательные стандарты по дополнительным профессиональным программам, реализуемым в дистанционной форме. В-третьих, нет рамочных нормативно-правовых документов (инструкции, положений и пр.) которые могли бы послужить основой для разработки локальных нормативно-правовых акты по реализацией дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам.

Анализ и учет выделенных аспектов позволит создать основу для грамотной реализации дополнительных профессиональных программ по дистанционной форме обучения.

Финансирование как одна из проблем, связанная с организацией дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам, заключается в следующем:

1. Обучение по дистанционной форме основывается на индивидуальном подходе, а следовательно требует гораздо больше временных затрат (время затрачивается на ввод информации, на комментирование заданий, на разъяснение студентам отдельных моментов по запросу, на сопровождение студентов и т.д.), а соответственно и пересмотра нормативов оплаты труда преподавателей занятых на дистанционных формах обучения.

2. Подготовка и предоставление студентам учебных материалов (электронных учебников, баз данных, видео-конференций, видео-, аудио-лекций) требует значительных финансовых затрат, которые не готовы нести образовательные организации.

3. Привлечение сопровождающего персонала (специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, методистов и др.) также требует финансового обеспечения.

Материально-техническое обеспечение как актуальная проблема, характеризуется нехваткой современного, отвечающего всем требованиям компьютерного оборудования, а также оборудования необходимого для реализации дистанционной формы обучения (наушники, колонки, веб-камеры, видео-штативы, телесуфлер, удочка микрофонная, петличный микрофон, осветитель) и качественного интернета.

Учебно-методическое обеспечение. Данная проблема также может быть охарактеризована несколькими аспектами: 1. Все виды учебных занятий (лекция, практическое занятие, лабораторная работа и т.д.) реализуемые в дистанционной форме отличаются проблемной направленностью и стоятся по принципу конструирования, то есть, должны содержать проблему, проблемную ситуацию, проблемную задачу, исследование возможных способов ее решения, изучение альтернативных точек зрения дискуссии. 2. Для реализации дополнительных образовательных программам в дистанционной форме обучения необходимо разрабатывать специальные электронные учебники, пособия, методические рекомендации, которые существенно отличаются от традиционного учебно-методического обеспечения, используемого при очной форме обучения. 3. Использование традиционных средств обучения (тесты, презентации, карты, обучающие игры и т.д.) в дистанционной форме с одной стороны, требует их адаптации, а с другой стороны - дополнительных знаний и умений в области ИКТ.

Защита интеллектуальной собственности разработчиков также является актуальной проблемой. Информация, содержащаяся в контенте дистанцион-

ных курсов, размещается в интернете, поэтому она становится уязвимой с точки зрения авторства. В связи с этим, большинство курсов, реализуемых в дистанционной форме, закрыты, а для просмотра доступны только их демо-версии. Открытие полного содержания курсов неизбежно влечет нарушение авторских прав и бесконтрольное использование без согласия разработчиков. Регистрация авторства предоставит для потенциальных слушателей возможность ознакомления с содержанием курсов и формирования мнения об их качестве. А это в свою очередь, в условиях конкуренции, будет стимулировать авторов курсов более ответственно и качественно разрабатывать их. Следовательно, необходимо разработать порядок зашиты интеллектуальной собственности разработчиков.

Учет образовательного запроса слушателей. При разработке программ дистанционных курсов и их наполнения, зачастую преподаватели ориентируются на свои профессиональные интересы и предпочтения. Это не всегда соответствует запросам слушателей. Поэтому необходимо проводить исследования мнений слушателей и отслеживать актуальные направления профессиональной подготовки и переподготовки, востребованные у них.

Проблемы, связанные с реализацией дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам могут быть описаны следующим образом.

Подготовка преподавателей дистанционной формы обучения. Занятость преподавателей на дистанционных формах обучения требует владения дополнительными профессиональными компетенциями, то есть специфическими формами подготовки учебных материалов, методиками проведения занятий и формами взаимодействия со студентами. Кроме того, преподаватели должны хорошо владеть ИКТ и уметь грамотно их применять. Преподавателям также необходимо понимать, что дистанционная форма не имеет четко установленного времени общения со студентами (обучение может осуществляться со студентами, находящимися в разных часовых поясах) и требует перманентной готовности к взаимодействию (своевременные ответы на вопросы слушателей, оперативное оценивание выполненных студентами заданий).

Сопровождение электронных курсов специалистами в области интернет-технологий, компьютерных коммуникаций и пр. Данное сопровождение необходимо в связи с тем, что слушатели ожидают предоставления образовательной услуги в дистанционной форме на качественно высоком уровне, а это возможно только при тесном взаимодействии преподавателей, ответственных за наполнение курсов и специалистов в области ИКТ, ответственных за бесперебойную работу информационной системы и оптимизацию графического интерфейса.

Взаимодействие со слушателями электронных курсов и формирование культуры электронной коммуникации. В отличии от очных форм обучения преподавателям, задействованным на дистанционных формах обучения, необходимо тонко чувствовать атмосферу, психологический климат и индивидуальные особенности слушателей на расстоянии. Кроме того, нужно прогнозировать и своевременно предотвращать спорные и конфликтные ситуации. Наряду с этим необходимо формировать культуру общения в сетях, то есть донести до слушателей назначение и правила взаимодействия в электронной образовательной среде. Стоит отметить, что большинство вопросов слушателей возникает из-за непонимания сути задания и выполнения обозначенных требований. Поэтому преподаватель должен проявлять эмпатию и толерантность в коммуникациях со слушателями.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Анализируя опыт организации и проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнитель-

Polevaya Natalia Mihailovna, Sitnikova Viktoria Vladimirovna pedagogical

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DISTANCE ... sciences

ным программам в вузе, можно сделать следующие выводы:

- накопленный опыт организации и реализации дистанционной формы позволяет констатировать, что дистанционная форма обучения является перспективным направлением и завоевывает все больший интерес и внимание не только у слушателей, но и у представителей научного сообщества;

- выделенные нами проблемы подтверждают недостаточную сформированность фундамента дистанционной формы обучения, что в свою очередь свидетельствует о необходимости дополнительного теоретического анализа и практического исследования, а также нормативного закрепления основных проблемных аспектов дистанционного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. - М.: НИИВО, 1995. - 24 с.

2. Аверьянов Л.Я. Образование для всех - реальность уже сегодня/ Библиотека учебной и научной литературы Русского гуманитарного Интернет университета (Pray)www.i-u.m [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.i-u.ru/biblio.

3. Федеральный закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Гос. думой 21 дек. 2012 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi ?req=doc;base=LAW;n=158429.

4. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 12.11.2016) «О лицензировании образовательной деятельности» Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www. consultant.m/document/cons_doc_LAW_153731.

5. Концепции модернизации российского образования до 2020года [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.

6. Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы [Текст] / В.Г.Домрачеев // Высшее образование в России. - 1994.- №3.- С.10-12.

7. Осипова Л.Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии [Текст]/Л.Б. Осипова, О.М. Горева// Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 5; URL: www.science-education.ru/119-14612.

8. Полат Е.С., Моисеева М.В, Петров А.Е., Бухаркина М.Ю., Аксенов Ю.В., Горбунькова Т.Ф. Дистанционное обучение - М.: ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

9. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л., Ковальчук О.Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний (часть 1), [Электронный ресурс] // Научно-практический журнал «Открытое 180 образование». Режим доступа - http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/ st158.html.

10. Барбаков О.М. Горева О.М., Дистанционная форма вузовского образования: реалии и перспектива. -Тюмень: Вектор Бук, 2007. - 159 с.

11. Хуторской А.В., Дистанционное обучение и его технологии // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm. -В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

12. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование. Учебное пособие - М.: Логос, 2003. - с.с ил.

13. Усков В.Л. Web-Lecturing: новейшая технология преподавания на основе сети Интернет. Информационные технологии в открытом образовании: Материалы конференции 11 - 12 октября 2001г. - М: МЭСИ, 2001.

14. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.

15. Сидакова Н.В., Блиева Ж.М. Исторические предпосылки и перспективы дистанционного обучения в 166

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 207-210.

16. Богданова А.В., Кондаурова И.К. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 168-170.

17. Иванова Т.Н., Жукова И.В. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 121-124.

18. Ребышева Л.В., Васильченко Е.В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2.;

19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22704 (дата обращения: 27.10.2017).

20. Пасхин Е.Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития - М., 1999.

21. Позднеев Б.М., Поляков С.Д. Стандартизация и сертификация как основа обеспечения качества информационно-программных средств учебного назначения/ Открытое образование - М., № 4, 2002.

22. Калмыков А.А., Орчаков О.А. Проектирование дистанционных курсов. - М.: МНЭПУ, 2002

23. Могилев А.В. Дистанционное обучение. www. vspu.ac.ru/de

24. Зайченко Татьяна Петровна. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 СПб., 2005 347 с. РГБ ОД, 71:05-13/263

Статья поступила в редакцию 07.11.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.