Большинство респондентов (66,7%) на данный вопрос ответили положительно, в свою очередь 33,3% отметили некорректную форму составления практических заданий (не сразу понимали, в чем суть задания и как правильно его нужно выполнить).
На вопрос: «Если бы вам нужно было выбирать между дистанционной и очной формами обучения, какую бы вы выбрали?» 40,9%) респонденты ответили, что дистанционную, объясняя свой выбор необходимостью совмещения обучения и работы, а также высоким уровнем самоорганизации. Другая часть респондентов (59,1%) все же предпочитает традиционную очную форму обучения (рис. 4).
14% _
41%.
.86%
■ Да ■ Нет
Рис. 3. Достаточность времени для выполнения заданий в рамках дистанционного обучения по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа».
59%
Очная форма обучения
1 Дистанционная форма обучения
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Если бы вам нужно было выбирать между дистанционной и очной формами обучения, какую бы вы выбрали?».
Резюмируя все вышеизложенное, хотелось бы отметить, что обучение в дистанционной форме развивает умения самостоятельно добывать знания, повышает мотивацию учебной деятельности. Студенты активно участвуют в процессе своего обучения, так как им предоставляется возможность самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. Обучение в дистанционной форме имеет как недостатки, так и весомые преимущества, среди которых: сознательность, продуктивность и результативность обучения.
Результаты проведенного исследования выявили целесообразность доработки инструментария с целью углубления и расширения массива информации по данной теме, подлежащего дальнейшему исследованию.
1. Зиниченко, Е.Д., Широкова, C.B. Дистанционное обучение как современная и перспективная форма обучения // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конф. с международным участием. - 2016. - С. 38-40.
2. Камалеева, А.Р., Маряшина, И.В. Дистанционное обучение как промежуточная форма между очным и заочным обучением // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - № 4 (12). - С. 33-37.
3. Чубарова, О.И. Дистанционное обучение как приоритетная форма современной технологии обучения в системе высшего образования // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2002. - № S. - С. 153-156.
УДК 37
Конфедератова Лилия Станиславовна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: [email protected] Konfederatova Liliia Stanislavovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
SOCIAL ACTIVITY AND RESOURCE OPPORTUNITIES OF THE ELDERLY
Аннотация. В статье исследуются социальная активность и ресурсные возможности людей пожилого возраста, анализируется статистика участия лиц старше трудоспособного возраста в деятельности общественных организаций (движений) в РФ и на основе этих данных выделяются направления деятельности, способствующие более успешной интеграции в новый социальный статус, помогающие раскрыть и реализовать накопленный опыт и чувствовать себя полезным для общества.
Abstract The article examines the social activity and resource capabilities of older people, analyzes statistics on the participation of people older than working age in the activities of public organizations (movements) in the Russian Federation, and based on these data, identifies areas of activity that contribute to more successful integration into a new social status, help to reveal and implement the accumulated experience andfeel useful to society.
Ключевые слова: люди пожилого возраста, социальная активность, общественные организации, ассоциации, союзы, ресурсные возможности.
Key words: elderly people, social activity, public organizations, associations, unions, resource opportunities.
Процесс старения общества существенно изменяет его возрастную структуру. Если в 2016 г. лиц старше трудоспособного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины - 55 лет и более) в России было 35986,3 тыс., то в 2018 г. их число увеличилось и достигло 37362,6 тыс. человек. Также стоит отметить, что и ресурсные возможности людей изменились. Если раньше люди пожилого возраста ассоциировались с болезнями и немощью, то сейчас благодаря успехам медицины, пропаганде здорового образа жизни данная социально-возрастная группа может участвовать в жизни общества наравне с другими ее членами. В связи с этим актуальной становится задача принятия таких мер, которые были бы направлены на формирование позитивного образа старости, эффективное использование потенциала и ресурсных возможностей пожилых людей, повышение их социальной активности.
Различные авторы по-разному трактуют понятие «социальная активность». Так, А.Г. Ковалев утверждает, что «неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне и стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности, в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, - это и есть социальная активность. Когда говорят об активности личности, то имеют в виду меру участия в общественно-трудовой жизни». Социальная активность, по мнению Н.В. Пилипчевской, - «это сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности» [2].
Таким образом, социальная активность - деятельность личности, индивида, направленная на удовлетворение потребностей общества, создание благоприятных социальных условий, реализацию социальных инициатив, формирование активной жизненной позиции. Показателями социальной активности являются мотивированность, желание и инициативность субъектов [3].
Раньше социальная активность людей старшего возраста заключалась в деятельности, направленной на семью и родных. Однако на данный момент изменения в обществе привели к постепенному расширению сфер деятельности и интересов пожилых людей. Появляются организации разных видов: фонды, объединения, ассоциации и союзы. В Амурской области существуют следующие организации для пожилых людей:
благовещенская городская общественная организация «Ассоциация пожилых людей» - защищает интересы граждан старшего поколения, организует культурные и общественные мероприятия, проводит воспитательно-патриотическую работу;
Амурское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» - реализует социальные проекты, организует тематические выставки, проводит спартакиады и слеты;
региональный центр «серебряного» волонтерства Амурской области - работа по принципу самопомощи, пожилые волонтеры помогают людям разобраться в коммунальных счетах, объясняют потребителям их права, рассказывают, как сохранить здоровье в преклонном возрасте.
Чтобы проследить общую динамику социальной активности граждан пожилого возраста, обратимся к данным Федеральной службы государственной статистики (таблица).
Участие лиц старше трудоспособного возраста в деятельности общественных организаций (движений) в Российской Федерации в 2018 г., в %
Организации (движения) 55-59 лет 60-69 лет 70 и более
Профсоюзные организации 77,0 43,1 21,7
Политические партии, массовые молодежные объединения, женские союзы, общества инвалидов 6,7 12,7 18,6
Творческие союзы, добровольные общества, ассоциации профессиональных работников 5,2 9,5 13,5
Религиозные организации 2,7 13,1 15,5
Общественные комитеты (советы) при органах государственного управления (местного самоуправления) 4,4 9,4 17,3
Неформальные объединения (по любительским увлечениям, интересам) 5,4 16,4 13,2
Исходя из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что с возрастом увеличивается число участников в различных организациях (движениях). Исключение составляет профсоюзные организации, в которых наибольшая доля участников - лица в возрасте 55-59 лет. Это объяснимо: как правило, в таком возрасте продолжается трудовая деятельность, и можно сказать, что участие в профсоюзе является частью трудового процесса. Также можно выделить виды деятельности данной социально-возрастной группы - трудовая, общественно-политическая, культурно-досуговая, религиозная (рис. 1).
Наиболее насыщенной является культурно-досуговая деятельность. Люди пожилого возраста увлекаются конными прогулками, занимаются танцами, ездят на международные встречи, учавствуют в спортивных состязаниях. Стоит отметить еще один вид деятельности - учебную. С принятием национального проекта «Демография» у людей предпенсионного возраста появилась возможность посещать мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию. Только в Амурской области по итогам данных мероприятий прошли
Рис.1. Виды деятельности пожилых людей.
профессиональное обучение 645 граждан (225% от планового показателя). Это еще раз доказывает, что на сегодняшний день у пожилых людей больше ресурсов и возможностей, чем было прежде.
Таким образом, в России происходит переосмысление роли и места пожилых людей в жизни общества. Создаются проекты, направленные на улучшение их социального положения, включение их в современное общество. На сегодняшний день у пожилых людей возникают потребности в новых знаниях и образовании, в коммуникации и самовыражении. Социальная активность как раз и позволяет развивать и удовлетворять такие потребности.
1. Ерохин, Н.А. Старение населения России как политическая проблема // Вестник Московского гос. областного ун-та (электронный журнал). - 2018. - № 2. - С. 57-68.
2. Каргаполова, Ю.В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. - 2014. - № 21 (80). - С. 575-577.
3. Марунова, Т. Р. Направления социальной активности пожилых людей // Известия Саратовского ун-та. Серия «Социология. Политология». - 2014. - № 2. - С 55-57.
УДК 364.04
Винник Алина Андреевна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: alinka [email protected] Vinnik Alina Andreevna
Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: alinka [email protected]
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
ADDITIONAL EDUCATION OF SENIOR PEOPLE IN RUSSIA: REGULATORY FRAMEWORK
Аннотация. В статье рассматривается проблема дополнительного образования пожилых людей России, основные нормативно-правовые документы, регламентирующие направление государственной политики в рамках образовательного процесса пожилых граждан Российской Федерации.
Abstract This article discusses the additional education of senior people in Russia, the basic regulatory documents that govern the direction of state policy in the educational process of senior citizens of the Russian Federation.
Ключевые слова: дополнительное образование, образование пожилых людей, непрерывное образование, нормативно-правовая основа.
Key words: additional education, education of senior people, continuing education, regulatory framework.
Несомненно, люди пожилого возраста являются важной частью общества. Они, обладая персональным опытом и знаниями, вносят ощутимый вклад в интеллектуальный потенциал и развитие