60
Вестник АмГУ
Выпуск 90, 2020
профессиональное обучение 645 граждан (225% от планового показателя). Это еще раз доказывает, что на сегодняшний день у пожилых людей больше ресурсов и возможностей, чем было прежде.
Таким образом, в России происходит переосмысление роли и места пожилых людей в жизни общества. Создаются проекты, направленные на улучшение их социального положения, включение их в современное общество. На сегодняшний день у пожилых людей возникают потребности в новых знаниях и образовании, в коммуникации и самовыражении. Социальная активность как раз и позволяет развивать и удовлетворять такие потребности.
1. Ерохин, Н.А. Старение населения России как политическая проблема // Вестник Московского гос. областного ун-та (электронный журнал). - 2018. - № 2. - С. 57-68.
2. Каргаполова, Ю.В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. - 2014. - № 21 (80). - С. 575-577.
3. Марунова, Т. Р. Направления социальной активности пожилых людей // Известия Саратовского ун-та. Серия «Социология. Политология». - 2014. - № 2. - С 55-57.
УДК 364.04
Винник Алина Андреевна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: alinka [email protected] Vinnik Alina Andreevna
Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: alinka [email protected]
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
ADDITIONAL EDUCATION OF SENIOR PEOPLE IN RUSSIA: REGULATORY FRAMEWORK
Аннотация. В статье рассматривается проблема дополнительного образования пожилых людей России, основные нормативно-правовые документы, регламентирующие направление государственной политики в рамках образовательного процесса пожилых граждан Российской Федерации.
Abstract This article discusses the additional education of senior people in Russia, the basic regulatory documents that govern the direction of state policy in the educational process of senior citizens of the Russian Federation.
Ключевые слова: дополнительное образование, образование пожилых людей, непрерывное образование, нормативно-правовая основа.
Key words: additional education, education of senior people, continuing education, regulatory framework.
Несомненно, люди пожилого возраста являются важной частью общества. Они, обладая персональным опытом и знаниями, вносят ощутимый вклад в интеллектуальный потенциал и развитие
многих сфер общественной жизни. Большинство их, несмотря на возраст, остаются активными гражданами, которые принимают участие в создании материальных благ и стремятся к продолжению своей трудовой деятельности.
Пожилые люди - значимый социально-экономический ресурс Российской Федерации, они оказывают заметное влияние на все сферы жизни общества, в том числе на политические, экономические и социальные процессы современного государства. В 2019 г. было принято решение об увеличении пенсионного возраста, что значительно сказалось на положении пожилых в стране. Экономические проблемы, связанные с выходом на пенсию (минимальный размер пенсионных выплат), побудили государство развивать новые формы образования, чтобы пожилые люди могли беспрепятственно продолжать трудовую деятельность с целью обеспечения необходимого для себя уровня жизни.
Поэтому сейчас активно набирает обороты такое направление образовательной подготовки как дополнительное образование пожилых людей. Оно имеет несколько наименований (образование людей предпенсионного и пенсионного возраста - университеты для пожилых людей, или, как их еще называют, университеты третьего, «серебряного возраста», охватывающие желающих учиться от 50 лет и старше).
Основные законы Российской Федерации и иные базирующиеся на их основе правовые акты не дискриминируют граждан по возрасту. Напротив, законодательство всячески стимулирует граждан пожилого возраста к участию в общественной жизни, к продолжению профессиональной деятельности. Полным ходом идут процессы по разработке целостной системы дополнительного образования пожилых людей. Принимаются специальные законы о непрерывном образовании взрослых, функционируют соответствующие государственные и общественные структуры управления, создаются, активно разрабатываются и используются различные программы.
Систему нормативных документов дополнительного образования пожилых людей можно представить в виде таблицы, состоящей из федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, приказов и писем министерств, локальных актов и иных документов (таблица).
Говоря о законодательстве, в первую очередь стоит обратить внимание на Конституцию. Ст. 43 Конституции РФ гласит: каждый имеет право на образование, государство поддерживает различные виды образования и самообразования.
Согласно части 1 статьи 5 закона РФ «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации»), гражданам гарантируется получение образования независимо от пола, возраста, расы, отношения к религии, происхождения и места жительства, а также других обстоятельств. Также данный закон дифференцировал образование взрослых на дополнительное профессиональное образование, связанное с развитием профессиональных компетенций специалистов, и дополнительное образование взрослых, призванное удовлетворять индивидуальные потребности «в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании» человека любого возраста, будь то ребенок, взрослый среднего или пенсионного возраста, который в рамках неформального образования решил разнообразить свою жизнь» [4].
В рамках данного закона закреплено понятие непрерывного образования. Непрерывное образование обеспечивает реализацию права граждан РФ на образование в течение всей жизни посредством различных программ (дополнительных профессиональных, образовательных и общеразвиваю-щих), которые реализуются для взрослых всех возрастов. При этом не устанавливаются федеральные государственные требования, федеральные государственные образовательные стандарты в отношении программ дополнительного профессионального образования. Это дает возможность оперативно и
62
Вестник ЛмГУ
Выпуск 90, 2020
гибко обеспечивать потребности соответствия квалификации человека меняющимся условиям профессиональной сферы и социальной среды (ст.10 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Нормативные документы, регламентирующие дополнительное образование
1 Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.1998 № 6-ФКЗ, от 30.12.1998 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, ст. 43)
2 Федеральные законы Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации», часть 1 ст. 5, ст. 10. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
3 Постановления Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. № 1096 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.06.2019 № 784, от 29.06.2019 № 834) «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания», пункт 12 перечня общественно полезных наук
Приказ Министерства высшего образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Приказ Министерства высшего образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 1 июля 2013 г. №499 Приказ Министерства высшего образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» от 24 января 2014 г. № 31102 Письмо Министерства высшего образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» от 21.04.2015 г. № ВК_1032/06 Письмо Министерства высшего образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций - разъяснений по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов» от 22.04.2015 г. № ВК_1032/06 Письмо Министерства высшего образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» от 22 января 2014 г. № ДЛ-1/05вн Приказ Министерства труда Российской Федерации «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов образовательных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148и
4 Приказы и письма Министерства высшего образования и науки, Министерства труда РФ
5 Иные документы (стратегии, федеральные проекты, концепции, региональные программы и др.) Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
В последнее время все большую значимость в непрерывном образовании людей пенсионного возраста приобретает тенденция перенесения основного акцента с процессов профессиональной переподготовки и повышения квалификации на целостное развитие взрослого человека. Есть необходимость предоставить пожилому человеку возможность не только получить дополнительное образование или пройти переквалификацию, но и обеспечить его знаниями и умениями, необходимыми в творческой, продуктивной деятельности, которая поможет получать удовлетворение от жизни в современном обществе. Это раскрывается в другом законодательном документе, регламентирующим процесс дополнительного образования пожилых («Стратегия действий в интересах граждан старшего
поколения в Российской Федерации до 2025 года»). Стратегия содержит задачи, направления государственной политики, реализация которых должна улучшить качество жизни граждан старшего поколения, обеспечить более эффективное использование их потенциала в жизни общества, а также говорит о необходимости адаптивности дополнительного образования пожилых, исходя из их потребностей и возможностей [6].
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» перед образованием ставится цель, которая предопределяет государственную политику в данной сфере. Она заключается в повышении доступности качественного образования, которое будет соответствовать основным требованиям развития экономики, изменяющимся потребностям современного общества и отдельных граждан. В этом документе определена основная задача - создание системы, которая будет отвечать требованиям современного общества в рамках непрерывного образования взрослых всех возрастов, подготовки и своевременной переподготовки профессиональных кадров и удовлетворение потребностей граждан в рамках предоставления образовательных услуг [5, с. 3].
Обратив внимание на перечисленное, можно сказать, что сфере дополнительного образования уделяется внимание на законодательном уровне. Появляются стратегии и концепции, правовые акты, которые говорят не только о необходимости квалификации, переквалификации, дополнительном образовании пожилых людей, но и гарантируют получение знаний и навыков, которые необходимы в стремительно изменяющемся социуме, что позволит им активно участвовать в жизни общества, повышать личностный рост, подарит возможность реализовывать свои персональные потребности.
И все-таки прослеживается необходимость в целостном подходе к вопросу дополнительного образования пожилых. Возможно, что при активном развитии данного образовательного феномена возникнет потребность в создании единого регламентирующего документа «О дополнительном образовании пожилых людей», который объединит основные положения, касающиеся данного вопроса.
1. Гордина, О.В., Гордин, А.И. Концептуальная модель современной высшей народной школы для людей третьего возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 408-412.
2. Деруэ, Ж.-Л. Социология образования: в поисках общества //Журнал социологии и социальной антропологии. - Специальный выпуск. - 1999. - С. 179-190.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. - Режим доступа: http://government.ru/docs/16479/
4. Образование взрослых как социальный институт: тенденции развития и проблемы / под ред. В.И. Под-обеда, Е.П. Тонконогой, С.Е. Лебедевой. - СПб., 2017. - 57 с.
5. Федеральный закон № 237 от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». - Режим доступа: http ://www. Consultant. ru//cons_doc_LA W_140174/
6. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 5 февр. 2016 г. № 164-р. - Минтруд России.