Научная статья на тему 'Нормативные основы социального обслуживания граждан пожилого возраста'

Нормативные основы социального обслуживания граждан пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6321
1043
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SENIOR CITIZENS / SOCIAL SERVICES / SOCIAL SECURITY LAW / NATIONAL PROJECTS / THE SOCIAL SERVICE MODEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парий-Сергеенко Евгения Павловна

В настоящей статье рассматриваются вопросы социального обслу живания пожилых граждан. Дано определение понятия «социальное обслуживание» с позиций различных учёных. В исследовании проведён краткий анализ законодательства РФ в сфере права социального обеспечения, перечислены принципы социального обслуживания в стране, отмечена необходимость включения органов местного самоуправления в субъекты, оказывающие социальные услуги населению. В работе проанализированы направления развития региональной программы «Старшее поколение», отмечена необходимость уточнения потребности в уходе, создания реестра нуждающихся в помощи граждан, стандартизации ухода, развития помощи, осуществляемой в домашних условиях, альтернативных структур обслуживания пожилых людей. В статье сделаны обобщающие выводы о тенденции развития такого института права социального обеспечения как социальное обслуживание граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парий-Сергеенко Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK THAT REGULATE SOCIAL SERVICES PROVIDED FOR SENIOR CITIZENS

This article examines the issues of social services for senior citizens. The article presents definitions of the concept of the «social service» from the standpoint of different scientists. The study presents a brief analysis of the legislation of the Russian Federation in the field of social security law, enumerates principles of social services in the country, notes the need to grant local governments the status of bodies that provide social services to population. The paper examines trends in developing the Regional Programme «Senior Generation». The author declares the necessity to specify care requirements, create a register of citizens who need assistance, standardize care services, develop home care, alternative care structures for the seniors. The article draws general conclusions about the development trend of such an institution of social security law as social services for citizens.

Текст научной работы на тему «Нормативные основы социального обслуживания граждан пожилого возраста»



1 fgk^*

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2018.4.4

Парий-Сергеенко Евгения Павловна, кандидат наук государственного управления, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Сочинского филиала Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), e-mail: paryi@mail.ru.

В настоящей статье рассматриваются вопросы социального обслуживания пожилых граждан. Дано определение понятия «социальное обслуживание» с позиций различных учёных. В исследовании проведён краткий анализ законодательства РФ в сфере права социального обеспечения, перечислены принципы социального обслуживания в стране, отмечена необходимость включения органов местного самоуправления в субъекты, оказывающие социальные услуги населению. В работе проанализированы направления развития региональной программы «Старшее поколение», отмечена необходимость уточнения потребности в уходе, создания реестра нуждающихся в помощи граждан, стандартизации ухода, развития помощи, осуществляемой в домашних условиях, альтернативных структур обслуживания пожилых людей. В статье сделаны обобщающие выводы о тенденции развития такого института права социального обеспечения как социальное обслуживание граждан. граждане пожилого возраста, социальное обслуживание, право социального обеспечения, национальные проекты, модель социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста являются самой быстрорастущей возрастной группой в мире. Сегодня впервые в истории большинство людей могут рассчитывать на то, что доживут до 60 лет и более1. По данным Все-

Аннотация.

Ключевые слова:

1 World Economic and Social Survey 2007: development in an ageing world. New York: United Nations publication, 2007. URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wess/wess_archive/2007wess.pdf.

мирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2050 г. число лиц старше 60 лет удвоится, что требует кардинальных социальных перемен1.

Вместе с тем следует отметить, что именно эта социальная группа обладает значительным опытом, колоссальными знаниями, стремится к трудовой деятельности, выступает хранителем важнейших духовных ценностей.

Осознавая проблемы старения современного общества, в Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ 05.02.2016 г была принята Стратегия действий в интересах старшего поколения до 2025 г, в которой социальное обслуживание граждан пожилого возраста выделено в отдельное направление деятельности всех уровней государственной власти для повышения уровня и качества жизни таких граждан2.

В Российской Федерации, как в социальном государстве, право на социальное обслуживание гарантируется Конституцией3. Социальное обслуживание является самостоятельным институтом права социального обеспечения. Становление социального обслуживания, в том числе пожилых людей, приближённого к современным реалиям, приходится на девяностые годы прошлого века. Первоначально определим, как в учёном сообществе и нормативных документах рассматривается понятие социального обслуживания.

Законодательно закреплённое понятие социального обслуживания граждан, как деятельности социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, появилось в 1995 г вместе с принятием законов от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживании населения в РФ» и от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Принятый 28.12.2013 г. Федеральный закон № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» определил рассматриваемое понятие, как деятельность по предоставлению социальных услуг, а социальную услугу - как действие или действия в сфере социального обслуживания для оказания постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину, с тем, чтобы улучшить условия его жизнедеятельности и (или) расширить его возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности4.

1 World report on Ageing and Health. Geneva: Publications of the World Health Organization, 2015. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789240694811_eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

2 Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

3 Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФкЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ].

4 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

|рий-Сергеенко Е.П.

1ормативные основы социального обслуживания...»

4/2018 69

И.А. Логинова и Ю.В. Гатен определяют социальное обслуживание как систему способов социально-гуманистической деятельности, которая направлена на социальную реабилитацию, адаптацию отдельной личности, семьи или определённой совокупности людей1. В.П. Галаганов отмечал относительную самостоятельность социального обслуживания в государственной системе социального обеспечения2.

Эффективность социального обслуживания может определяться на основе как общих (служащих для оценки её эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации3.

Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания имеет системный характер и представлено на всех уровнях: федеральном, региональном, местном.

Конституция РФ предусматривает, что государство поддерживает пожилых граждан, в том числе через систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты, обеспечивает право на жильё, частную собственность и право на получение квалифицированной юридической помощи. Основной закон не содержит конкретных норм социального обслуживания, но определяет приоритеты для российского законодателя.

Базовым законом в сфере социального обслуживания, в том числе и граждан пожилого возраста, является уже вышеупомянутый Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ. Данный нормативный акт определил современную модель социального обслуживания, которая включает в себя такие принципы, как:

— равного, свободного доступа граждан пожилого возраста к социальному обслуживанию без какой-либо дискриминации (пол, раса, возраст, национальность, язык, происхождение, место жительства, отношение к религии, убеждения и принадлежность к общественным объединениям);

— адресности предоставления социальных услуг;

— приближённости поставщиков, которые оказывают социальные услуги к месту жительства гражданина пожилого возраста, который признан их получателем, достаточности количества поставщиков, которые оказывают социальные услуги для того, чтобы обеспечить по-

1 Логинова И. А., Гатен Ю.В. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 3. С. 100107.

2 Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2014.

3 Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2016.

требности граждан пожилого возраста в социальном обслуживании, достаточности ресурсов у поставщиков, которые оказывают социальные услуги (финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы);

— сохранения пребывания граждан пожилого возраста в привычной благоприятной среде;

— добровольности;

— конфиденциальности.

В Законе выделены объекты (пожилые граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании) и субъекты, оказывающие социальные услуги (организации социального обслуживания государственного сектора, организации социального обслуживания негосударственного сектора, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими, включая социально-ориентированные, а также индивидуальные предприниматели).

В соответствии с Законом, функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, наделены органы на федеральном и региональном уровнях. Так, на Федеральном уровне - это Министерство труда и социальной защиты РФ, региональный уровень - министерства в субъектах федерации, например, в Краснодарском крае - это Министерство труда и развития Краснодарского края. Из представленной в Законе модели социального обслуживания граждан напрямую исключены органы местного самоуправления. Однако, они были и остаются ключевыми участниками системы социального обслуживания. Стоит согласиться с мнением Н.В. Зуевой, которая отмечает, что невозможно сформировать эффективную систему социального обслуживания граждан пожилого возраста без участия органов местного самоуправления1. Включение органов местного самоуправления в субъекты, оказывающие социальные услуги потребует изменение законодательства, но думается, что это оправдано.

Так, в Краснодарском крае, в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2, разрабатывается региональная программа системной поддержки и повышения качества жизни пожилых граждан «Старшее поколение». Согласно названного Указа, Правительству России поручено обеспечить достижение устойчивого естественного роста численности населения России; повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения; снижения в 2 раза уровня бедности.

1 Зуева Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2016. № 1. С. 16-22.

2 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

|рий-Сергеенко Е.П.

1ормативные основы социального обслуживания...»

4/2018 71

С 2019 г в пилотном режиме 12 субъектов Российской Федерации будут внедрять систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Такая система будет включать в себя сбалансированное обслуживание и медицинскую помощь на дому в полустационарной и стационарной форме, а также поддержку семейного ухода.

К 2024 г. в Краснодарском крае планируется внедрить систему долговременного ухода в каждом муниципальном образовании. Особого внимания требуют: уточнение потребности в уходе и создание реестра нуждающихся в помощи граждан, стандартизация ухода, развитие помощи, осуществляемой в домашних условиях, особенно развитие альтернативных структур, таких как приёмные семьи для пожилых людей, услуги сиделок.

Также требует усиления межведомственное взаимодействие и координация в работе социальных служб. Например, создание междисциплинарных мобильных бригад социального обслуживания, в составе которых наряду с сотрудниками соцслужб, будут работать медицинские работники, в том числе гериатры, сотрудники администраций муниципальных образований. Особое внимание должно уделяться синхронизации информационных систем в соответствующих сферах и способах передачи необходимой информации о состоянии пациента родственникам и организациям социального обслуживания. Немаловажным является вопрос и дополнительного профессионального образования и профессионального обучения работников организаций социального обслуживания и медицинских организаций. Такого рода обучение обеспечивается органами власти края путём организации и проведения методических семинаров, обучающих занятий, индивидуальных консультаций, выставок, форумов и конференций.

Предусматривается также доработка краевой нормативной правовой базы в целях ликвидации очередей в стационарные организации социального обслуживания, эффективного взаимодействия учреждений и ведомств, вовлечённых в систему долговременного ухода - здравоохранения, пенсионного обеспечения, транспорта и дорожного хозяйства, курортов и туризма, потребительской сферы, ветеранских организаций.

Из всего сказанного, можно констатировать, что законодательство в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста сформировано с учётом современных реалий, разработаны национальные проекты в сфере здравоохранения, улучшения демографии. Тем не менее, говорить о создании эффективной модели правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста пока рано, что, в свою очередь, обуславливает необходимость дальнейших изменений в социальной сфере.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

4. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

5. Галаганов В. П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2014.

6. Зуева Н. Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества // Вестник ВГУ Серия: Право. 2016. № 1. С. 16-22.

7. Логинова И.А., Гатен Ю. В. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 3. С. 100-107.

8. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2016.

9. World Economic and Social Survey 2007: development in an ageing world. New York: United Nations publication, 2007. URL: http://www.un.org/en/ development/desa/policy/wess/wess_archive/2007wess.pdf.

10. World report on Ageing and Health. Geneva: Publications of the World Health Organization, 2015. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/hand le/10665/186463/9789240694811_eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.