УДК 372.881.1, 37.042, 37.048, 376.3
DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.9
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ НА ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
E.G. Лапшова1, С.В. Николаева2
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34 1 E-mail: lapshpova2002@mail. ru 2E-mail: nikolaeva@samsu. ru
Аннотация
Согласно статистическим данным число людей в возрасте 60+ по всему миру удвоится к 2050 году. В России в связи с изменением федерального законодательства актуализируется проблема трудовой деятельности пожилых людей. В соответствии с этими данными правительства разных стран принимают все больше мер для обеспечения трудовой деятельности пожилых людей. Непрерывное образование дает возможность пожилым людям осуществлять трудовую деятельность на рабочих местах, где требования к труду и компетентности постоянно меняются. Цель данного исследования - теоретический анализ влияния профессиональной подготовки и переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей. В ходе опроса респондентов были определены три основных типа барьеров для участия в профессиональной подготовке: ситуационный, институциональный и диспозиционный. При проведении исследования использовался комплексный анализ, включающий в себя социально-демографический, социально-геронтологический, статистико-экономический, социологический, социально-психологический подходы, а также социологические методы получения, обработки и интерпретации информации, в том числе метод наблюдения и беседы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что профессиональная подготовка и переподготовка пожилых людей является важным фактором их участия в трудовой деятельности. Низкий охват пожилых людей программами дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки может быть преодолен за счет популяризации дополнительного профессионального образования как инструмента развития трудовой карьеры, предотвращения карьерного спада и адаптации пожилых людей к рынку труда.
Ключевые слова: пожилые люди, непрерывное образование, трудовая деятельность.
1 Лапшова Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация».
2 Николаева Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, начальник учебного отдела.
Введение
Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал 03.10.2018 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Данный закон предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).
По прогнозам ООН доля граждан в возрасте 60 лет и более увеличится:
- в мире - с 12,3 % в 2015 г. до 14,9 % в 2025 г. и 21,5 % в 2050 г.;
- в Европе - с 23,5 % в 2015 г. до 28 % в 2025 г. и 34,2 % в 2050 г.;
- в России - с 20 % в 2015 г. до 23,9 % в 2025 г. и 28,8 % в 2050 г. [7].
Согласно Всемирной организации здравоохранения, пожилой возраст -
это от 60 до 74 лет. Организация Объединенных Наций относит к пожилым людям категорию старше 60 лет. В ходе исследования рассматривается занятость именно пожилых людей в возрасте 60+, которые сохранили трудовой потенциал и имеют мотивацию к его использованию.
В соответствии с демографической ситуацией необходимо решать новые задачи и достигать целей, направленных на создание условий трудовой деятельности пожилых людей. В связи с этим актуализируется проблема организации непрерывного образования человека в течение всей жизни.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» было закреплено понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни [12]. При этом система непрерывного образования в России только начинает развиваться.
Рассматривая профессиональное, дополнительное профессиональное образование в целях продолжения трудовой деятельности пожилых людей, следует отметить, что оно должно быть в первую очередь адаптировано к их потребностям, а также потребностям работодателей и вакансиям, существующим на рынке труда. При этом необходимо определить формы труда и стратегии содействия занятости в современных социально-экономических условиях.
Однако в настоящее время такой подход не всегда реализуется, требуются знания всей совокупности социальных, экономических и демографических особенностей изменения трудового потенциала общества, необходимые для рационального управления трудовыми ресурсами в современных условиях.
Цель данного исследования - теоретический анализ влияния профессиональной подготовки и переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей.
Для этого предстоит решить следующие задачи:
- выявить потребности пожилых людей в трудовой деятельности;
- определить степень влияния профессиональной подготовки и переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей;
- выявить механизмы содействия продлению трудовой деятельности пожилых людей.
Достижение поставленной цели будет способствовать модернизации дополнительного профессионального образования в вопросах продления трудовой деятельности пожилых людей.
1. Обзор литературы
Участие пожилых людей в трудовой деятельности рассматривается в работах как отечественных, так и зарубежных ученых в связи с демографическим старением населения, дефицитом трудовых ресурсов, низким уровнем пенсионного обеспечения в некоторых странах.
Продолжительность трудовой деятельности и жизни рассматривалась в различные исторические периоды в работах российских ученых С.А. Новосельского, В.В. Паевского, И.П. Куркина, B.C. Лукьянова, А.Н. Рубакина. В середине XX века в СССР был организован Институт геронтологии, где изучали вопросы трудового участия пожилых людей.
В своих работах И.В. Калинюка, В.В. Никитенко, H.H. Сачук рассматривали вопросы профессиональной работоспособности, возрастной эргономики пожилых работников физического и умственного труда отдельных отраслей производства.
А.Г. Соловьева, В.Д. Шапиро исследовали мотивы продолжения и прекращения трудовой деятельности пожилого человека.
В конце XX века в связи с изменением социально-экономической ситуацией в стране и резким возрастанием численности пожилых людей на рынке труда были проведены социологические исследования, касающиеся трудовой деятельности пожилых людей. Данные этих исследований позволили обосновать необходимость применения труда пожилых людей в производстве, выявить основные факторы продолжения и прекращения работы, повышения трудовой активности пожилых людей, обосновать ее социально-экономическую эффективность [10].
В настоящее время в связи с изменением федерального законодательства в России возрастает интерес к проблеме участия в трудовой деятельности пожилых людей и их обучения.
Следует отметить, что не все данные проводимых социологических исследований получают освещение, что затрудняет сравнительный анализ по изучаемой проблеме. В «Государственном докладе о положении граждан старшего поколения в РФ» говорится, что во многих регионах страны проводились социологические исследования среди пожилых людей и полученные результаты использовались для определения региональной социальной политики, но результаты этих исследования не были опубликованы.
Таким образом, в новых социально-экономических реалиях современного российского общества проблемы участия пожилых людей в трудовой деятельности исследованы недостаточно. Сложность получения статистических
данных не позволяет полно проанализировать ситуацию и сформулировать выводы в сфере труда и обучения пожилых людей. Отсутствуют исследования, посвященные непрерывному образованию пожилых людей с целью сохранения их трудового капитала. Все это требует изучения и исследования.
Большой вклад в развитие теорий геронтосоциологии внесли и зарубежные ученые. В настоящее время они изучают вопросы социально-экономического положения пожилых людей, влияния демографического старения на трудовые отношения.
Образование пожилых людей как инвестиции в человеческий капитал рассматривал Бекер. Согласно его работам ожидается увеличение участия пожилых людей на рынке труда. Однако это может быть компенсировано возрастной дискриминацией, т. е. нежеланием работодателей нанимать пожилых работников.
Согласно исследованиям Ларсена и Розенстока глобализация, цифровиза-ция и технологические достижения ведут к созданию новых видов рабочих мест и изменению навыков, необходимых для существующих рабочих операций. По прогнозам будущих потребностей в квалификации, спрос на лиц с профессиональным образованием, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, будет расти. Поэтому многим пожилым людям нужно развивать базовые и профессиональные навыки или перепрофилироваться, чтобы улучшить свое положение на рынке труда. Исследования показывают, что развитие и повышение квалификации на протяжении всей профессиональной карьеры (lifelong learning - обучение на протяжении всей жизни) имеет большое значение для удовлетворения потребностей пожилых людей в работе, особенно на рабочих местах, где требования к труду и компетенциям постоянно меняются [17].
Существует много исследований о том, какие группы участвуют в различных формах развития компетентности, гораздо меньше известно о взаимосвязи между участием в дальнейшем образовании и занятостью.
Ряд исследований содержит информацию о влиянии участия пожилых людей в образовании на степень занятости на рынке труда. Тикканен и Нихан изучили европейский опыт обучения пожилых людей и его взаимосвязь с возрастом. Оба пришли к выводу, что необходимо сделать обучение на протяжении всей жизни доступным для всех. Грис, Кригер, Мэйер изучили фактический возраст выхода на пенсию и предположили, что обучение на протяжении всей жизни может уменьшить количество людей, выходящих на пенсию раньше установленных сроков. Дежарден и Варнке представили обзор возрастных профилей навыков и потенциальных факторов, влияющих на приобретение навыков и их потерю как на индивидуальном, так и на популя-ционном уровне. Стенберг, де Вильена проанализировали, способствует ли образование взрослых или противодействует тенденциям кумулятивного
преимущества над жизненным курсом в Швеции, Великобритании, Испании и России, и пришли к выводу, что модернизация образования в зрелом возрасте может уменьшить социальное неравенство во всех проанализированных странах. В Великобритании и Швеции оно, как правило, расширяет возможности для трудоустройства. Блоссфельда, Килпи-Яконен, де Вильена и Бух-гольц, исследовав в 2014 г. особенности обучения и образования взрослых в 14 странах, пришли к выводу, что формальное образование расширяет возможности трудоустройства, хотя эффект значительно различается между странами, что сказывается на заработной плате и занятости [18].
Тривенти, де Вильена выявили, что для стран Северной Европы (Швеция, Дания и Финляндия) характерны отрицательная отдача от формального образования и положительная отдача от неформального обучения. Причина заключается в межнациональных различиях в отношении к формальному образованию взрослых в разных странах, формальное образование более широко распространено в северных странах и распространенность обучения взрослых может обратно коррелировать с его экономической отдачей.
Стенберг и Вестерлунд в 2016 г. проследили за большой выборкой лиц в возрасте от 42-55 лет (время зачисления) до 60-73 лет и обнаружили, что зачисление в высшие учебные заведения задерживает выход на пенсию. Другие исследования также показали, что формальное образование для взрослых увеличивает возможности заработка и трудоустройства пожилых работников. Они установили, что дополнительное образование оказывает положительное воздействие с точки зрения расширения участия на рынке труда, повышения доходов и профессионального статуса. Также было обнаружено, что дальнейшее образование в университетах и колледжах дает более высокую отдачу, чем непрерывное образование в старших классах средней школы. Однако эти исследования основаны на данных низкого качества и не позволяют проверить, является ли это причинно-следственной связью между образованием взрослых и участием на рынке труда.
Всегда будут возникать проблемы, связанные с анализом этого типа кросс-секционных данных. Полученные результаты не обязательно означают, что более высокая заработная плата и большая вероятность трудоустройства являются следствием получения дополнительного образования или прохождения курса. Вместе с тем имеются свидетельства того, что участие в непрерывном обучении имеет большое значение для трудоустройства. В то же время необходимо больше знать о причинно-следственных связях и механизмах, лежащих в основе статистической ко-вариации, и для получения такой информации необходимо проводить больший анализ на основе продольных данных.
Для изучения различий в участии на рынке труда между теми, кто повысил свой официальный уровень образования после 60 лет, и теми, кто этого не сделал, необходимы подробные данные на микроуровне.
Как показывают исследования, приобретение навыков и сформирован-ность профессиональных компетенций могут способствовать карьерной мобильности за пределами нынешнего рабочего места, а также быть привлекательным для нынешнего работодателя, что снижает риск увольнения.
Получение дополнительного профессионального образования является позитивным для пожилого человека, обеспечивая доступ к новым знаниям или новым навыкам, которые могут способствовать ориентации на работу и удовлетворенности работой. Однако полученные результаты также свидетельствуют о том, что увеличение объема дополнительного профессионального образования может внести существенный вклад в общее предложение рабочей силы.
Таким образом, интерес к обучению на протяжении всей жизни отчасти обусловлен ожидаемым старением населения, которое приведет к необходимости продления трудовой жизни пожилых людей. Все уровни полученного образования оказывают позитивное воздействие на занятость. Доступность формального образования для лиц 60+, особенно университетского образования, может стать важным средством увеличения продолжительности жизни на рынке труда в целом. Соответственно, продление трудовой жизни на основе формального образования может уменьшить некоторые проблемы, связанные со старением населения.
2. Материалы и методы
При проведении исследования основывались на принципах целостности, системности и историзма.
Методом исследования является комплексный анализ, включающий в себя социально-демографический, социально-геронтологический, статистико-экономический, социологический, социально-психологический подходы, что позволило повысить объективность результатов работы. Структурно-функциональный метод обеспечил возможность сущностного и функционального изучения социальной активности пожилых людей, способствовал определению места и роли данного явления в социологическом знании. В процессе исследования также применялись социологические методы получения, обработки и интерпретации информации, в том числе метод наблюдения и беседы.
3. Результаты исследования
Проблема трудовой занятости пожилых людей остается не решенной до конца. Одна из причин - негативные стереотипы в отношении занятости данной категории работников со стороны работодателей. Не всем пожилым людям удается реализовать свое право на труд. По данным Федеральной службы государственной статистики, в период 2014-2018 гг. более 196 тыс. граждан в
возрасте 60+ хотели бы продолжать трудовую деятельность, заняты поисками работы и готовы приступить к ней.
Для решения данной проблемы на законодательном уровне приняты нормативные документы, внесены поправки в Уголовный кодекс РФ.
В 2012-2014 гг. с целью определения образовательных потребностей пожилых людей для продолжения трудовой деятельности были проведены социологические опросы. Выборка составила 6300 человек предпенсионного возраста.
Согласно данным опроса, процесс трудоустройства затруднен следующими причинами (%):
- отсутствие вакансий (45,2);
- недостаточно высокий уровень заработной платы (23);
- неподходящие условия труда (13,7);
- ограничения по возрасту, состоянию здоровья (11,4);
- отсутствие требуемой квалификации (6,7) [4].
Опрос респондентов выявил ограниченность выбора трудовой деятельности пожилыми людьми. Проблему отсутствия требуемой квалификации, отсутствия вакансий, а также невысокого уровня заработной платы можно решить путем включения пожилых людей в образовательный процесс, учитывающий роль лиц старшего поколения в процессе образования в качестве как обучаемых, так и обучающих. Обучение может стать инструментом повышения производительности труда и трудоустройства пожилых людей, поскольку освежит человеческий капитал и уменьшит разрыв в производительности труда.
В России только около 30 % пожилых людей охвачены формальным и неформальным образованием, в то время как в странах с самыми высокими значениями этого показателя доля обучающихся данной возрастной группы достигает 70-80 %. 15 % населения нашей страны заняты в непрерывном образовании, более низкие показатели зафиксированы только в Турции, Греции и Румынии. 20,8 % населения в возрасте 55-64 лет имеют высшее образование.
Согласно данным Росстата, уровень образования пожилых людей соответствует образовательному уровню всего населения. Пожилое население обладает в основном достаточным потенциалом для полноценного участия в трудовой деятельности. Однако на практике этот потенциал реализуется не в полной мере. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики в 2014 г. 42 % пожилых людей, имеющих специальность, подтвержденную дипломом или свидетельством, выполняли работу, не соответствующую полученной специальности. В результате 33,7 % пожилых людей оценили неудовлетворительно или не вполне удовлетворительно профессиональную удовлетворенность своей работой. При этом 2/3 пожилых людей, имевших основную работу, не соответствующую полученной специальности, в 2014 г. не имели возможности получить специальную профессиональную переподготовку или обучение.
Только 1,1 % пожилых людей прошли обучение на курсах или приняли участие в других видах дополнительного образования [5].
Проведенный нами опрос в Советском районе г. Самары выявил, что 17 % респондентов хотели бы и готовы пройти профессиональную переподготовку; 34 % затруднились ответить; 28 % повысили свою профессиональную подготовку за последние 5 лет на рабочих местах; 11 % ответили, что не нуждаются в повышении квалификации в данный момент. Выборка составила 137 работающих людей в возрасте 60+.
Сравнительный анализ данных выявил, что пожилые люди по-прежнему редко участвуют в обучении, связанном с работой, даже после того, как были введены меры контроля для рынка труда и социально-демографических факторов.
Среди работающих пожилых людей значительно более низкое участие в обучении было выявлено для людей с более низким годовым доходом, низким уровнем образования, временной занятостью, рабочих или служащих, а также лиц, работающих в частном секторе.
В ходе опроса были определены три основных типа барьеров для участия в профессиональной подготовке: ситуационный, институциональный и дис-позиционный [3]. Ситуационные барьеры возникают из-за жизненной ситуации в данное время - высокая занятость на работе, финансовые ограничения, семейные обязанности, а также медицинские проблемы. Институциональные барьеры состоят из установленных практик и процедур, которые исключают участие или препятствуют ему, например высокая плата за обучение, высокие требования к поступающим, ограниченность предложения курсов, их неудобное время или расположение. Диспозиционные барьеры включают в себя отношение к обучению и мнения о нем, а также восприятие себя как ученика.
При опросе респондентов, которые не проходили профессиональную подготовку несмотря на их потребность или желание, наиболее часто сообщаемыми причинами отказа от курса или программы явились ситуационные барьеры (45 %). Далее следуют диспозиционные (33 %) и институциональные барьеры (17 %). В частности, сообщалось, что отсутствие доверия, заинтересованности или мотивации являются важными препятствиями для профессиональной подготовки или переподготовки пожилых людей.
Необходимо разработать механизмы преодоления указанных барьеров и продления трудовой деятельности пожилых людей. Как было выявлено, важными механизмами являются:
- теоретическая и практическая обоснованность участия пожилых людей в профессиональной подготовке и переподготовке в качестве как обучаемых, так и обучающих;
- разработка специальных профессиональных образовательных программ для пожилых людей;
- компенсация расходов на платное обучение или переобучение пожилых за счет средств бюджета или бизнеса;
- использование современных информационных технологий;
- дистанционное обучение;
- развитие института профессионального образования пожилых людей [11].
Таким образом, для создания условий полноценного участия пожилых
людей в трудовой деятельности важно оказание им содействия в получении дополнительного профессионального образования. Оно может быть позитивным для человека, предоставляя доступ к новым знаниям или новым навыкам, которые могут способствовать ориентации на работу и удовлетворенности работой. Согласно прогнозам будущих потребностей в навыках, спрос на лиц с профессиональным образованием будет расти. Поэтому пожилым людям необходимо развивать свои базовые и профессиональные навыки или получать дополнительное профессиональное образование, проходить курсы переподготовки, чтобы улучшить свое положение на рынке труда и повысить шансы на получение стабильного места на рынке труда.
Обсуждение и заключение
Участие пожилых людей в трудовой деятельности является актуальной проблемой современного общества. Экономическая эффективность использования труда пожилых людей остается открытой для полемики. Россия, как и ведущие страны мира, на государственном уровне разрабатывают комплексы мероприятий для продления трудовой деятельности пожилых людей.
Зачастую шансы на получение работы пожилыми людьми снижаются ввиду недостаточного уровня квалификации, отсутствия необходимых компетенций. Поэтому неотъемлемым элементом мероприятий по продлению трудовой деятельности пожилых людей должна стать их профессиональная переориентация, обучение и переобучение трудовым навыкам, формирование необходимых общепрофессиональных и профессиональных компетенций. На практике случаи организации программ повышения профессиональной квалификации и переквалификации для пожилых людей являются редким, единичным явлением. Тем не менее современное общество постепенно приходит к пониманию того, что необходимо создавать условия для обучения пожилых людей. Низкий охват пожилых людей программами дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки может быть преодолен за счет популяризации дополнительного профессионального образования как инструмента развития трудовой карьеры, предотвращения карьерного спада и адаптации пожилых людей к рынку труда.
Современная социально-экономическая ситуация приводит к тому, что пожилые люди чаще станут пользоваться услугам образовательных учреждений, участвовать в различных формах образовательной активности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бурлака Н.П. Занятость лиц пенсионного возраста в условиях реформирования пенсионной системы: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Бурлака Надежда Петровна. - М., 2011,- 169 с.
2. Демографический ежегодник России. 2015: Стат. сб. - М.: Росстат, 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm (дата обращения: 14.05.2019).
3. Лапшоеа Е.С. Age and Language in Russia // Иноязычное образование в поликультурной среде: материалы и доклады XXIV научно-практической конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка (NATE2018). - 2018. - С. 96-98.
4. Ляшок В.Ю. Пенсии, здоровье и спрос на труд как детерминанты экономической активности населения старшего возраста в России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Ляшок Виктор Юрьевич. - М., 2018. - 159 с.
5. О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» в 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/62 (дата обращения: 10.05.2019).
6. Обследование рабочей силы. 2016 год. Статистический бюллетень [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/bul_dr/trud/ors-2017-lkv.rar (дата обращения: 14.06.2019).
7. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Приняты резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/oldprinc.shtml (дата обращения: 27.02.2019).
8. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. - М.: Росстат, 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl6_13/Main.htm (дата обращения: 27.02.2019).
9. Россия в цифрах. 2017. - М.: Росстат, 2017. - 511 с.
10. Челомбитко А.Н. Формирование и развитие занятости пожилых людей в современной экономике России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Челомбитко Анна Николаевна. - Кемерово, 2018. - 203 с.
11. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ Main.htm (дата обращения: 27.02.2019).
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 27.03.2019).
13. Шапиро В.Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. - М.: Мысль, 1980. - 505 с.
14. Becker G.S. Investment in human capital: A theoretical analysis. Journal of Political Economy, 70, 9-49 [Электронный ресурс]. - URL: https:// doi.org/10.1086/ 258724 (дата обращения: 21.09.2018).
15. Department for Work and Pensions. Annual Report and Accounts. 2014-15 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/ up-loads/attachment_data/file/445952/dwp-annual-report-and-accounts-2014-to-2015-print.pdf (дата обращения: 21.04.2019).
16. Gries Т., Jungblut S., Krieger T. & Meier H. Statutory retirement age and lifelong learning. No 9, Working Papers CIE from University of Paderborn, CIE Center for International Economics, 2009.
17. Follow-up to the International Year of Older Persons: Second World Assembly on ageing. Report of the Secretary-General, 19 July 2013, United Nations [Электронный ресурс]. - URL: www.un.org/development/desa/ageing/international-day-of-older-persons-homepage
18. Stenberg A. & Westerlund O. Flexibility at a cost - Should government stimulate tertiary education for adults? The Journal of the Economics of Ageing. - 2016. - № 7. -pp. 69-86.
Поступила в редакцию 20.09.2019 В окончательном варианте 14.11.2019
UDC 372.881.1, 37.042, 37.048, 376.3
THE IMPACT OF VOCATIONAL TRAINING OR RETRAINING ON PROFESSIONAL ACTIVITIES OF OLDER PEOPLE
E.S. Lapshova1, S. V. Nikolaeva2
Samara National Research University
34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation 1 E-mail: lapshpova2002@mail. ru 2E-mail: nikolaeva@samsu. ru
Abstract
According to statistics, the number of people aged 60+ worldwide will double by 2050. In Russia, in connection with the change in federal legislation, the problem of the labor activity of older people is being updated. According to these data, governments of different countries are taking more and more measures to ensure the employment of older people. Lifelong learning provides an opportunity for older people to work especially in the workplace, where labor requirements and competencies are constantly changing. The purpose of this study is a theoretical analysis of the impact of vocational training and retraining on the work of older people. During the survey of respondents, three main types of barriers to participation in vocational training were identified: situational, institutional, and dispositional. During the investigation, a complex analysis was used, which includes the socio-demographic, socio-gerontological, statistical-economic, sociological, socio-psychological approaches, as well as sociological methods including the method of obser-
1 Ekaterina S. Lapshova, Cand. Ped. Sei., Associate Professor of Modern Languages and Professional Communication Department.
2 Svetlana V. Nikolaeva, Cand. Ped. Sei., Head of Training Department.
vation and conversation for obtaining, processing and interpreting information were used. The results indicate that vocational training and retraining of older people is an important factor in their participation in work. The low coverage of older people with vocational education and retraining programs can be overcome by popularizing vocational education as a tool for developing a career, preventing a career decline, and adapting older people to the labor market.
Keywords: life-long education, older people, vocational training.
REFERENCES
1. Burlaka N.P. Zanyatost' lits pensionnogo vozrasta v usloviyakh reformirovaniya pen-sionnoy sistemy: diss. kand. ekon. nauk [Employment of Persons of Retirement Age in the Context of Reforming the Pension System: the dissertation of a candidate of economic sciences]: 08.00.05. M., 2011, 169 p.
2. Demograficheskiy ezhegodnik Rossii. 2015 [The Demographic Yearbook of Russia. 2015].- M.: Rosstat, 2016. http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm (accessed May 14, 2019).
3. Lapshova E.S. Age and Language in Russia [Age and Language in Russia]. Inoyazychnoye obrazovaniye v polikul'turnoy srede - materialy i doklady XXIV nauchno-prakticheskoy konferentsii Natsional'noy assotsiatsii prepodavateley an-gliyskogo yazyka (NATE2018) [Multilingual education in a multicultural environment: materials and reports of the XXIV scientific-practical conference of the National Association of English Teachers (NATE2018)]. 2018, pp. 96-98.
4. Lyashok V.Yu. Pensii, zdorov'ye i spros na trud kak determinanty ekonomicheskoy aktivnosti naseleniya starshego vozrasta v Rossii: dis. kand. ekon. nauk [Pensions, Health and Labor Demand as Determinants of the Economic Activity of the Older Population in Russia: the dissertation of a candidate of economic sciences]: 08.00.05. M., 2018, 159 p.
5. O khode realizatsii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Sodeystviye zanyatosti naseleniya» v 2015 g. [On the Implementation of the State Program of the Russian Federation "Promoting Employment" in 2015]. http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/migration (accessed May 10, 2019).
6. Obsledovaniye rabochey sily. 2016 god. Statisticheskiy byulleten' [Labor Force Survey. 2016. Statistical Bulletin], http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/bul_dr/trud/ors-2017-lkv.rar (accessed June 14, 2019).
7. Printsipy Organizatsii Ob'yedinennykh Natsiy v otnoshenii pozhilykh lyudey. Prinyaty rezolyutsiyey 46/91 General'noy Assamblei ot 16 dekabrya 1991 goda [United Nations Principles for Older Persons. Adopted by General Assembly resolution 46/91 December 16, 1991]. http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/oldprinc.shtml (accessed February 27, 2019).
8. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2016: Stat. sb. [Russian Statistical Yearbook. 2016: Digest of articles]. M.: Rosstat, 2017. http://www.gks.ru/bgd/regl/ B15_16/Main.htm (accessed May 14, 2019).
9. Rossiya v tsifrakh. 2017 [Russia in Numbers. 2017]. M.: Rosstat, 2017, 511 p.
10. Chelombitko A.N. Formirovaniye i razvitiye zanyatosti pozhilykh lyudey v sovremen-noy ekonomike Rossii: diss. kand. ekon. nauk [The Formation and Development of Employment of Older People in the Modern Economy of Russia: the dissertation of a candidate of economic sciences]: 08.00.05. Kemerovo, 2018, 203 p.
11. Strategiya deystviy v interesakh grazhdan starshego pokoleniya v Rossiyskoy Feder-atsii do 2025 goda. Utv. rasporyazheniyem Pravitcl'stva RF ot 05.02.2016 g. №164-r [Strategy for the Benefit of Senior Citizens in the Russian Federation until 2025. Approved by Order of the Government of the Russian Federation dated 05.02.2016, No. 164-p], http://www.gks.ru/ Main.htm (accessed February 14, 2019).
12. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" N 273-FZ ot 29 dek-abrya 2012 goda s izmeneniyami 2019 goda [Federal Law "On Education in the Russian Federation" N 273-FZ dated December 29, 2012 as amended in 2019.]. http: za-kon-ob-obrazovanii.ru (accessed February 24, 2019).
13. Shapiro V.D. Chelovek na pensii: sotsial'nyyc problemy i obraz zhizni [Retired Person: Social Problems and Lifestyle], M.: Mysl", 1980, 505 p.
14. Becker G.S. Investment in human capital: A theoretical analysis. Journal of Political Economy, 70, 9-49. https: doi.org/10.1086/258724
15. Department for Work and Pensions. Annual Report and Accounts. 2014-15. https: www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/445952/dwp-annual-report-and-accounts-2014-to-2015-print.pdf (accessed February 21, 2019).
16. Gries T., Jungblut S.. Krieger T. & Meier H. Statutory retirement age and lifelong learning. No 9, Working Papers CIE from University of Paderborn, CIE Center for International Economics, 2009.
17. Follow-up to the International Year of Older Persons: Second World Assembly on ageing. Report of the Secretary-General, July 19, 2013. www.un.org/development/ desa/ageing/international-day-of-older-persons-homepage
18. Sternberg A. & Wester kind O. Flexibility at a cost - Should government stimulate tertiary education for adults? The Journal of the Economics of Ageing, 7, 2016, pp. 69-86.
Original article submitted 20.09.2019 Revision submitted 14.11.2019