Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционный образовательный процесс / инновационные технологии / дистанционное обучение / онлайн-работа с образовательной программой / алгоритм дистанционного обучения / distance education process / innovative technologies / distance learning / online work with educational programme / distance education algorithm

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Ю. Дигтяр

В современных условиях развития инновационных технологий и систем дистанционного образования перед педагогическими коллективами стоит задача проектирования модели дистанционного обучения, особенно в условиях кризиса. В задачи исследования входит определение особенностей организации процесса дистанционного образования в современном вузе; разработка алгоритма дистанционного обучения; определение зависимости характера изучения материала от образовательных целей; определение принципов построения образовательной траектории усвоения обучающимися учебных материалов в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Ю. Дигтяр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING: THE SPECIFICS OF ORGANISATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A MODERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The relevance of the article lies in the fact that in modern conditions of development of innovative technologies and remote educational systems the teaching staff faces the task of designing a model of distance learning, especially in times of crisis. The aim of the article is to determine features of organisation of the distance learning process in a modern higher education institution and the possibilities of its algorithmisation. The tasks of the study include determining the features of the organisation of distance education process in a modern university; developing an algorithm of distance education; determining the dependence of the nature of material study on educational goals; determining the principles of creating an educational trajectory of students’ mastery of educational materials in a distance learning environment. The scientific novelty of the study lies in the fact that the article reveals the features and presents the author’s model for the organisation of distance learning for university students. Theoretical significance is determined by the systematisation of author’s approaches to identifying the peculiarities of the organisation of distance education process in a modern university. Practical significance lies in the possibility of using the results of the study to build a distance learning environment in a modern university.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

профессиональной деятельности, как профессионализм и профессионализация личности, особенности поведения работников в группах (коллективах, организациях), виды и стили общения, лидерство и руководство, мотивация и стимулирование, управление и разрешение социальных конфликтов, организационная культура и социально-психологический климат и др.

Структурированное содержание учебного материала модуля социально-психологических основ профессиональной деятельности представлено в виде графической схемы на рис. 1. Как видно, логические связи между учебными элементами модуля помогают избежать дублирования его содержания, дают ясное представление об объеме учебной информации и порядке ее освоения в модуле.

Комплектование данных учебных элементов в модуль может быть произвольным и зависит от опыта и традиций образовательной практики вузов, имеющиеся кадровые и материальные ресурсы. При этом дисциплина-модуль социально-психологических основ профессиональной деятельности может иметь разное название, например, «Социально-психологические основы профессиональной деятельности», «Социология и психология», а также другие варианты, точнее отражающие содержание курса и поставленную образовательную задачу. В образовательной программе могут существовать и две дисциплины-модули -«Социология» и «Психология», рассматривающие личность и социальные процессы профессиональной жизни в разных аспектах; эти дисциплины правомерно дополняют друг друга, в основном формируя вышеприведенные универсальные компетенции.

Однако весьма непроизвольным должно быть количество учебных часов, выделяемых учебным планом на успешное освоение студентами учебных элементов рассматриваемого модуля. Если становление общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов «растянуто во времени» в различных формах учебной деятельности на протяжении 1-4 курсов, то формирование уни-

Библиографический список

версальных компетенций в основном предусматривается на 1-2 курсах. Значит, количество выделяемых академических часов имеет свои пределы и зависит от статуса дисциплины, определяемого образовательным стандартом и другими нормативными документами федерального уровня или решением самого вуза. На наш взгляд, исследуемый нами модуль требует не менее 54 часов аудиторных занятий в семестре.

Резюмируя проведенное исследование, анализируя научные изыскания в этой области других ученых, можно сделать вывод о том, что полученные результаты обладают научной новизной и имеют теоретическую и практическую значимость.

Проведенное модульное структурирование гуманитарных научных знаний в инженерной подготовке дает методологическую основу проектирования содержания образовательного процесса с целью формирования актуальных универсальных компетенций выпускников, связанных с их личностным развитием и социальным взаимодействием в обществе, а именно - отобраны базисные (фундаментальные) и прикладные (профессиональные) научные области социологии и психологии; сформированы основные учебные элементы, установлена их взаимосвязь в соответствии с требованиями времени, современной науки, общества и личности.

Кроме того, разработанные на основе проведенного исследования практические рекомендации по условиям реализации рассмотренного модуля могут быть применимы при проектировании образовательного процесса уже по новым образовательным стандартам четвертого поколения.

Различные же аспекты конструирования учебного материала в рамках отдельных учебных элементов рассматриваемого модуля, включая создание благоприятных условий для развития у обучающихся интеллектуальных и социальных способностей, будут нами рассматриваться в дальнейшем.

1. Рудской Е.И., Боровиков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России. Высшее образование в России. 2021; № 4: 72-84.

2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 21.02.2023 г № Пр-528. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70689

3. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343. Available at: http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202305120005?ysclid=lir28748ww801690861

4. Минобрнауки России определило обязательный минимум изучения истории России в вузах. Available at: https://minobrnauki.gov. ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59646/

5. Основы российской государственности. Проект концепции учебно-методического комплекса модуля. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_ MN_11_1516_PK_21042023.pdf

6. Васильева В.Д. Содержание цикла социально-гуманитарных дисциплин в образовательных программах технических вузов: практика и перспектива. Alma mater (Вестник высшей школы). 2024; № 1: 41-47.

7. Кущев Н.П. Формирование ФГОС нового поколения на междисциплинарной основе как необходимое условие повышения качества подготовки инженерных кадров. Alma mater (Вестник высшей школы). 2023; № 6: 12-19.

8. Вербицкий А.А., Нечаев В.Д. Через контекст - к модулям: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова. Высшее образование в России. 2010; № 6: 3-11.

9. Лозинская А.М., Шамало Т.Н. Модульное структурирование содержания обучения дисциплине. Педагогическое образование в России. 2014; № 3: 39-44.

10. Шутикова М.И. Организация учебного процесса в вузе на основе модульной системы. Концепт. 2015; Т. 13: 3941-3945.

References

1. Rudskoj E.I., Borovikov A.I., Romanov P.I. Koncepciya FGOS VO chetvertogo pokoleniya dlya inzhenernoj oblasti obrazovaniya v kontekste vypolneniya poruchenij Prezidenta Rossii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 4: 72-84.

2. Perechen'poruchenij po realizacii Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 21.02.2023 g. № Pr-528. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70689

3. O nekotoryh voprosah sovershenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12.05.2023 № 343. Available at: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202305120005?ysclid=lir28748ww801690861

4. Minobrnauki Rossii opredelilo obyazatel'nyj minimum izucheniya istorii Rossii v vuzah. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59646/

5. Osnovyrossijskojgosudarstvennosti. Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa modulya. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_MN_11_1516_ PK_21042023.pdf

6. Vasil'eva V.D. Soderzhanie cikla social'no-gumanitarnyh disciplin v obrazovatel'nyh programmah tehnicheskih vuzov: praktika i perspektiva. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2024; № 1: 41-47.

7. Kuschev N.P. Formirovanie FGOS novogo pokoleniya na mezhdisciplinarnoj osnove kak neobhodimoe uslovie povysheniya kachestva podgotovki inzhenernyh kadrov. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2023; № 6: 12-19.

8. Verbickij A.A., Nechaev V.D. Cherez kontekst - k modulyam: opyt MGGU im. M.A. Sholohova. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 6: 3-11.

9. Lozinskaya A.M., Shamalo T.N. Modul'noe strukturirovanie soderzhaniya obucheniya discipline. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 3: 39-44.

10. Shutikova M.I. Organizaciya uchebnogo processa v vuze na osnove modul'noj sistemy. Koncept. 2015; T. 13: 3941-3945.

Статья поступила в редакцию 07.02.24

УДК 378.4

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

DISTANCE LEARNING: THE SPECIFICS OF ORGANISATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A MODERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION.

The relevance of the article lies in the fact that in modern conditions of development of innovative technologies and remote educational systems the teaching staff faces the task of designing a model of distance learning, especially in times of crisis. The aim of the article is to determine features of organisation of the distance learning process in a modern higher education institution and the possibilities of its algorithmisation. The tasks of the study include determining the features of the organisation of distance education process in a modern university; developing an algorithm of distance education; determining the dependence of the nature of material study on educational goals; determining the principles of creating an educational trajectory of students' mastery of educational materials in a distance learning environment. The scientific novelty of the study lies in the fact that the article reveals the features and presents the author's model for the organisation of distance learning for university students. Theoretical significance is determined by the systematisation of author's approaches to identifying the peculiarities of the organisation of distance education process in a modern university. Practical significance lies in the possibility of using the results of the study to build a distance learning environment in a modern university.

Key words: distance education process, innovative technologies, distance learning, online work with educational programme, distance education algorithm

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: Digtyar@inbox.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

В современных условиях развития инновационных технологий и систем дистанционного образования перед педагогическими коллективами стоит задача проектирования модели дистанционного обучения, особенно в условиях кризиса. В задачи исследования входит определение особенностей организации процесса дистанционного образования в современном вузе; разработка алгоритма дистанционного обучения; определение зависимости характера изучения материала от образовательных целей; определение принципов построения образовательной траектории усвоения обучающимися учебных материалов в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционный образовательный процесс, инновационные технологии, дистанционное обучение, онлайн-работа с образовательной программой, алгоритм дистанционного обучения

Актуальность настоящей статьи состоит в том, что перед преподавательским составом в текущих условиях развития инновационных технологий и удаленных образовательных систем стоит задача конструирования модели дистанционного обучения, особенно в кризисные периоды.

Цель статьи - определить особенности организации дистанционного образовательного процесса в современном вузе и возможности порядка его алгоритмизации.

К задачам исследования отнесены следующие: определить особенности организации дистанционного образовательного процесса в современном вузе; разработать алгоритм дистанционного образования; определить зависимости характера изучения материала от образовательных целей; определить принципы создания образовательной траектории освоения студентами учебных материалов в дистанционной среде современного образования.

Научная новизна данного исследования состоит в разработке авторской модели организации дистанционного обучения студентов вузов.

Теоретическая значимость определяется систематизацией авторских подходов к выявлению особенностей организации дистанционного образовательного процесса в современном вузе.

Практическая значимость состоит в перспективах применения результатов данного исследования к построению в современном вузе дистанционной образовательной среды.

В научной литературе характеристики особенностей организации дистанционного образовательного процесса находят свое отражение в диссертациях таких ученых, как А.Л. Абрамовский [1], А.В. Овчинников [2], В.В. Половинкина [3], И.В. Сергиенко [4], В.А. Спицын [5] и других.

Исследователями отмечается, что современный этап развития инновационных технологий и удаленных образовательных систем, нацеленных на самостоятельное изучение учебных предметов, диктует участникам образовательного сообщества свои правила игры. Цифровизация и мобильность процессов освоения знания и формирование навыков учащимися в последние десятилетия приобретает все более существенную значимость, занимая лидирующие позиции в структуре образования.

Причиной внедрения в образовательный процесс в современном вузе дистанционного обучения является следующее: в современной системе высшего образования, которая характеризуется высокой степенью цифровизации, мобильности, доступности интернет-сети и размещенных в ней информационных хранилищ, участники образовательного процесса все чаще стремятся выйти за привычные рамки коммуникативного взаимодействия в формате «преподаватель - обучающийся». Отношения как с научной точки зрения, так и в практической сфере смещаются в сторону новаторства.

Традиционные подходы вытесняются ввиду утраты ими динамичности, а на первое место выходят современные методики преподавания, способные в большей степени адаптироваться к требованиям потребителей образовательных услуг и соответствовать активно развивающимся образовательным условиям.

К особенностям организации дистанционного образовательного процесса в современном вузе можно, на наш взгляд, отнести то, что все чаще наблюдается индивидуальный, креативный подход к процессу обучения, который предполагает разработку, освоение, проведение испытаний и внедрение в устойчивый образовательный процесс на постоянной основе современных и более совершенных методов преподавания.

Реализация комплексных мер, предпринимаемых для преодоления барьеров в преподавании, способствует созданию возможностей для обучения молодых людей как в очном, так и в дистанционном формате.

Важнейшим условием эффективного использования ресурсов дистанционной подготовки выступает наличие высокообразованных преподавателей, которые могут успешно решать разнообразные проблемы, связанные с дистанционной подготовкой начинающих спортсменов.

Важно, чтобы в процессе создания модели дистанционного образования наряду с преподавателем в определенной предметной области принимали участие методисты, психологи и программисты [3].

Однако основную нагрузку на начальных этапах формирования данной модели нести приходится преподавателю.

На начальной стадии организации образовательного процесса в современном вузе определяется место и роль образовательной подготовки при изучении определенного раздела применяемой программы, устанавливается его инфраструктура, а также разрабатывается алгоритм взаимодействия студента и преподавателя.

Необходимо в рамках организации и подготовки образовательного процесса в современном вузе ответить на следующие вопросы: кого учить, чему учить, как учить.

Отвечая на первый вопрос, отметим, что должна разрабатываться стратегия образовательного дистанционного процесса. Важно при этом сформулировать цели этого процесса, а также подобрать содержание дидактических материалов в соответствии с обозначенными целями.

Еще одной особенностью организации образовательного процесса в современном вузе является то, что при работе над содержанием данного процесса в дистанционном формате также необходимо учитывать специфику дифференцированного обучения согласно характерологических особенностям студентов.

Помимо этого, требуется разработка характеристик по всем обучаемым, учитывающих их личностные (индивидуальные) качества.

В значительной степени на уровень эффективности дистанционной подготовки воздействует грамотное распределение содержания дидактических и учебных материалов для студентов.

Также целесообразно разделить материал на части, связанные между собой, и его правильно преподнести обучаемым. Для этого разрабатывается комплексная тактика дистанционного образования, включающая отбор методов (методик) образовательного процесса и систематизацию материала, т. е. определенная модель данного процесса [4].

Н.Б. Сэкулич [6] к цифровой образовательной среде относит интерактивные электронные информационно-образовательные средства. Автор рассматривает следующие педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели образовательного процесса:

- расширение знаний учащихся о возможностях ИКТ;

- развитие практических умений деятельности в современной интерактивной информационно-образовательной среде;

- критический взгляд на ИКТ;

- реализация образовательной рефлексии;

- организация комфортной информационно-педагогической коммуникации;

- эффективное методическое сопровождение и др.

Соглашаясь с мнение данного ученого, все же считаем, что указанные составляющие должны интегрироваться в определенный алгоритм организации дистанционного обучения студентов вузов.

В нашем представлении этап разработки алгоритма дистанционного образования (сокращенно АДО) представляет собой характеристику модели определенного объекта изучения.

Анализируя алгоритм определения объекта изучения, важно указать преподавательские цели программы образования.

Необходимо при этом отметить следующие элементы:

- разновидность АДО (контролирующая, информационно-справочная, обучающая);

- первоначальный уровень обученности;

- вид контроля (текущий, итоговый, предварительный);

- число задач, которые обучаемым будут предложены.

Требуется отразить также и особенности организации подбора данных задач (вопросов), а также возможность консультативной поддержки учеников.

Перед формированием алгоритма по объекту изучения необходима конкретизация назначения АДО. Преподаватели на различных этапах занятий могут устанавливать разное целеполагание.

К таким целям онлайн-работы с образовательной программой можно отнести:

- использование студентами выработанных навыков и (или) полученных знаний;

- контроль качества знаний и навыков, полученных студентами;

- закрепление полученных ранее знаний (навыков) студентами и др.

- применение студентами полученных навыков (знаний).

Достижение целей из первой категории предусматривает использование констатирующих заданий. Обучающиеся в ходе их выполнения постепенно узнают специфику объектов (явлений), связи между различными явлениями и объектами, а также признаки, свойственные конкретным категориям, инструменты решения задач, наблюдений (опытов).

При достижении целей из второй категории использовать рекомендуется так называемые воспроизводящие задания. Данные задания ориентированы на то, чтобы учащиеся экспериментировали, вникали в сущность понятий, наблюдали и т. д.

Применение студентами на практике полученных знаний, умений и навыков проверять требуется специальными заданиями. В ходе их выполнения обучающиеся самостоятельно должны применять полученные ранее навыки и знания в рамках дистанционной подготовки.

Например, студенты могут ставить опыты и проводить наблюдения, описывать анализируемые явления, объекты и закономерности, решать качественные и количественные задачи.

Достижение целей из четвертой категории предусматривает применений таких заданий, по результатам выполнения которых возможно оценить уровень (качество) приобретенных студентами знаний и навыков.

Глубина изучения учебного материала зависит, главным образом, от образовательных целей. Цели бывают методологическими либо узкоспециальными, характеризующими всю систему знаний (навыков), которые обучающиеся должны получить в процессе работы с онлайн-программой.

Цели распределяются в соответствии с необходимым уровнем приобретаемых знаний:

1. Знания-знакомства (студенты изучают различные справочные сведения, сравнивая полученные знания с эталоном).

2. Знания-копии (студенты учатся воспроизведению информации по памяти, а также их применению в разнообразных типовых обстоятельствах).

3. Знания-умения (студенты обучаются применению знаний в нестандартных ситуациях, в своей практической деятельности, при проведении соревнований).

Библиографический список

Так происходит формирование качественно новых субъективных знаний.

4. Знания-трансформации (студенты учатся нестандартному, творческому использованию приобретенных знаний и умений). На данном уровне осуществляется создание объективно нового знания.

В первую очередь обучающимся в процессе онлайн-работы с программой образования необходимо получить знания (навыки) первого уровня, а затем изучить ряд компонентов второго уровня. На следующих уровнях студенты осваивают самый важный материал.

С целью систематизации материала следует установить в соответствии с заявленными целями и задачами дистанционной подготовки объясняемые и вводимые понятия. При этом их требуется разделять согласно содержанию объектов (явлений), которые в них отражены, установить наличие между ними логических связей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из проведенного теоретического исследования особенностей дистанционной формы обучения студентов, можно сформулировать следующие основополагающие выводы:

- обучение в дистанционной образовательной среде становится эффективным при условии создания обоснованной теоретической базы, вариативными компонентами которой становятся целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный компоненты при учете индивидуальных возможностей каждого обучаемого;

- система обучения в дистанционной образовательной среде должна быть выстроена на основе системного, личностно ориентированного и деятель-ностного подходов с ориентацией на продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса;

- эффективность дистанционного обучения студентов в дистанционной образовательной среде определяется педагогическими условиями упорядоченности и согласованности содержания разделов учебных программ с выходом на межпредметный уровень, дифференциации с распределением по степени сложности и направленности, создания образовательной траектории освоения учебных материалов для каждого студента.

1. Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования. 2014.

2. Овчинников А.В. Педагогические условия организации дистанционного обучения учащихся в сельской школе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж. 2019.

3. Половинкина В.В. Педагогическая модель организации дистанционного образования в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород. 2010.

4. Сергиенко И.В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Ижевск. 2005.

5. Спицын В.А. Дистанционное обучение в средних специальных учебных заведениях как фактор обеспечения качества подготовки специалистов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград. 2006.

6. Сэкулич Н.Б. Интерактивная электронная информационно-образовательная среда университета как средство формирования ИКТ-компетенций студентов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ. 2018.

References

1. Abramovskij A.L. Distancionnoe obrazovanie na sovremennom 'etape razvitiya rossijskogo vysshego obrazovaniya. 2014.

2. Ovchinnikov A.V. Pedagogicheskie usloviya organizacii distancionnogo obucheniya uchaschihsya v sel'skoj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh. 2019.

3. Polovinkina V.V. Pedagogicheskaya model' organizacii distancionnogo obrazovaniya v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod. 2010.

4. Sergienko I.V. Modelirovanie distancionnogo obrazovaniya kak sistemy integrirovannyh obuchayuschih tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Izhevsk. 2005.

5. Spicyn V.A. Distancionnoe obuchenie v srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah kak faktor obespecheniya kachestva podgotovki specialistov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd. 2006.

6. S'ekulich N.B. Interaktivnaya 'elektronnaya informacionno-obrazovatel'naya sreda universiteta kaksredstvo formirovaniya IKT-kompetencij studentov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e. 2018.

Статья поступила в редакцию 07.03.24

УДК 378.147

Antifeeva E.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: antifeeva-spb@yandex.ru

Doronin V.A, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), teacher, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: doroninslava@rambler.ru

Kotskovich A.V., senior teacher, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (Saint Petersburg, Russia), E-mail: alla_kotskovich_@mail.ru

RESEARCH WORK OF STUDENTS WHEN STUDYING A COURSE OF GENERAL PHYSICS. The article reflects the methodological aspects of training future specialists in the logic of competence-based and activity-based approaches to the organization of the educational process. As part of the application of the activity approach, an argument is being developed in favor of training students based on research and project activities. The paper argues for a methodological technique for constructing educational and research tasks, the distinctive feature of which is the modeling of real scientific and technical activities in all components of the logical structure of the organization of such activities "physics - materials science - technology - application." The article reflects the experience of building research and design activities based on design bureaus. As part of this work, students create experimental installations that are later used in the educational process. Students involved in such activities develop research competencies defined by the Federal State Educational Standard and necessary for their future professional activities. Theoretical methods are used as the main research methods in the work. Selection criteria are developed and a comprehensive analysis of the subject material is carried out, as well as a behavioral analysis of the content of the courses and laboratory workshops taught, in order to determine the subject areas of scientific and technical development on the basis of which the design and research activities of students can be implemented.

Key words: research competencies, competence-based and activity-based approaches in education, design and research activities, modern strategies for development of higher education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.