Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ПАНДЕМИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ПАНДЕМИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / мультимедийные технологии / образовательный процесс / онлайн-режим / педагоги / обучающиеся / сервисы / distance learning / multimedia technologies / educational process / on-line mode / teachers / students / services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Ю. Дигтяр

В статье раскрывается проблема дистанционного обучения. Отмечены плюсы и минусы, а также принципы применения мультимедийных технологий. Раскрыты результаты перехода на дистанционное обучение всех учебных заведений, что произошло во 2-м полугодии 2019–2020 учебного года из-за пандемии, практика показала, что вопрос технического оснащения был решен с осложнениями, имела место проблема и кадрового обеспечения учебного процесса с применением новейших технологий, в том числе и проведение занятий в онлайн-режиме. Указано, что с развитием интернет-коммуникаций использование дистанционных обучающих технологий приобрело особую актуальность, в связи с чем возрастает количество учебных заведений, в которых традиционная форма обучения дополняется дистанционными образовательными технологиями (ДОТ). К ДОТ относятся как мобильные технологии, например, подкасты, мобильные игры и различные мобильные приложения, так и образовательные платформы, такие как Edx, Future Learn, Coursera и другие, на которых находятся массовые открытые онлайн-курсы, позволяющие всем желающим узнать что-то новое совершенно бесплатно или за небольшую плату. Эти дистанционные образовательные технологии используются высшими учебными заведениями не только для своих студентов, но и для внешних пользователей. Жизнь человека – постоянный процесс познания себя и окружающего мира. Многие годы образование подразумевало личный контакт ученика и учителя между собой, для этого требовались визиты наставника к обучающимся либо посещение школ, также обучение вдали от дома, то есть существовало множество форм обучения, где человек в зависимости от его статуса в обществе мог избрать для себя ту или иную форму обучения. В данной работе рассмотрены некоторые аспекты формирования безопасности дистанционного образования и выявлен ряд проблемы, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели вузов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS AN EDUCATIONAL PRACTICE IN A MODERN UNIVERSITY UNDER CONDITIONS OF THE WORLD PANDEMIC AND ITS IMPACT ON THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals ф problem of distance learning. The pros and cons, as well as the principles of the use of multimedia technologies, are noted. The results of the transition to distance learning of all educational institutions, which occurred in the 2nd half of the 2019/2020 academic year due to the pandemic, are disclosed, practice has shown that the issue of technical equipment is resolved with complications, there is a problem of staffing the educational process using the latest technologies, including conducting classes in on-line mode. It is indicated that with the development of Internet communications, the use of distance learning technologies has become particularly relevant, and therefore the number of educational institutions in which the traditional form of education is supplemented by distance learning technologies (DET) is increasing. DOT includes both mobile technologies, such as podcasts, mobile games and various mobile applications, as well as educational platforms such as Edx, Future Learn, Coursera and others, which contain massive open online courses that allow everyone to learn something completely new. free or for a small fee. These distance learning technologies are used by higher education institutions not only for their students, but also for external users. Human life is a constant process of knowing oneself and the world around. For many years, education meant personal contact between the student and the teacher, this required mentor visits to students, or school visits, and learning away from home, that is, there were many forms of learning where a person, depending on his status in society, could choose some form of education for themselves. In this paper, some aspects of the formation of the security of distance education are considered and a number of problems that students and university teachers face in the learning process are identified.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ПАНДЕМИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»

References

1. Il'in I.A. Put'kochevidnosti. Moskva: Respublika, 1993.

2. Drobnickij O.G. Moral'naya filosofiya: Izbrannye trudy. Moskva: Gardariki, 2002: 480 - 500.

3. Federal'nyj perechen' uchebnikov po ORKS'E (vypiska iz Prilozheniya k prikazu Minprosvescheniya Rossii ot 20.05.2020 g. № 254). Available at: https://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/umk/federalnyj-perechen-uchebnikov-po-orkse-prikaz-minprosa-rf-ot-28-12-2018-g-345.html

4. Vasil'eva T.D., Savchenko K.V., Tyulyaeva T.I. Osnovy duhovno-nravstvennoj kul'tury narodov Rossii. Osnovy svetskoj 'etiki: 4 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Akademkniga/Uchebnik, 2013.

5. Osnovy religioznyh kul'tur isvetskoj 'etiki. Osnovy svetskoj 'etiki. 4 - 5 klassy: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2010.

6. Solov'ev V.S. Opravdanie dobra. Available at: https://klex.ru/37l

7. Losskij N.O. Usloviya absolyutnogo dobra. Available at: https://royallib.com/book/losskiy_nikolay/usloviya_absolyutnogo_dobra.html

8. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. Available at: https://klex.ru/28d

9. Trubnikov N.N. Pritcha o Belom kite. Available at: http://www.marsexx.ru/psychology/trubnikov-pritcha-o-bk.html

Статья поступила в редакцию 29.01.22

УДК 378

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the government of Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

DISTANCE LEARNING AS AN EDUCATIONAL PRACTICE IN A MODERN UNIVERSITY UNDER CONDITIONS OF THE WORLD PANDEMIC AND ITS IMPACT ON THE EDUCATIONAL PROCESS. The article reveals ф problem of distance learning. The pros and cons, as well as the principles of the use of multimedia technologies, are noted. The results of the transition to distance learning of all educational institutions, which occurred in the 2nd half of the 2019/2020 academic year due to the pandemic, are disclosed, practice has shown that the issue of technical equipment is resolved with complications, there is a problem of staffing the educational process using the latest technologies, including conducting classes in on-line mode. It is indicated that with the development of Internet communications, the use of distance learning technologies has become particularly relevant, and therefore the number of educational institutions in which the traditional form of education is supplemented by distance learning technologies (DET) is increasing. DOT includes both mobile technologies, such as podcasts, mobile games and various mobile applications, as well as educational platforms such as Edx, Future Learn, Coursera and others, which contain massive open online courses that allow everyone to learn something completely new. free or for a small fee. These distance learning technologies are used by higher education institutions not only for their students, but also for external users. Human life is a constant process of knowing oneself and the world around. For many years, education meant personal contact between the student and the teacher, this required mentor visits to students, or school visits, and learning away from home, that is, there were many forms of learning where a person, depending on his status in society, could choose some form of education for themselves. In this paper, some aspects of the formation of the security of distance education are considered and a number of problems that students and university teachers face in the learning process are identified.

Key words: distance learning, multimedia technologies, educational process, on-line mode, teachers, students, services.

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: Digtyar@inbox.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ПАНДЕМИИ

И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье раскрывается проблема дистанционного обучения. Отмечены плюсы и минусы, а также принципы применения мультимедийных технологий. Раскрыты результаты перехода на дистанционное обучение всех учебных заведений, что произошло во 2-м полугодии 2019-2020 учебного года из-за пандемии, практика показала, что вопрос технического оснащения был решен с осложнениями, имела место проблема и кадрового обеспечения учебного процесса с применением новейших технологий, в том числе и проведение занятий в онлайн-режиме. Указано, что с развитием интернет-коммуникаций использование дистанционных обучающих технологий приобрело особую актуальность, в связи с чем возрастает количество учебных заведений, в которых традиционная форма обучения дополняется дистанционными образовательными технологиями (ДОТ). К ДОТ относятся как мобильные технологии, например, подкасты, мобильные игры и различные мобильные приложения, так и образовательные платформы, такие как Edx, Future Learn, Coursera и другие, на которых находятся массовые открытые онлайн-курсы, позволяющие всем желающим узнать что-то новое совершенно бесплатно или за небольшую плату. Эти дистанционные образовательные технологии используются высшими учебными заведениями не только для своих студентов, но и для внешних пользователей. Жизнь человека - постоянный процесс познания себя и окружающего мира. Многие годы образование подразумевало личный контакт ученика и учителя между собой, для этого требовались визиты наставника к обучающимся либо посещение школ, также обучение вдали от дома, то есть существовало множество форм обучения, где человек в зависимости от его статуса в обществе мог избрать для себя ту или иную форму обучения. В данной работе рассмотрены некоторые аспекты формирования безопасности дистанционного образования и выявлен ряд проблемы, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели вузов в процессе обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, мультимедийные технологии, образовательный процесс, онлайн-режим, педагоги, обучающиеся, сервисы.

В настоящее время высокий темп развития интернет-коммуникаций сильно повлиял на процесс обучения. Все чаще используются новые технологии с целью организации самостоятельной работы или повышения эффективности обучения. Особую актуальность приобрели дистанционные образовательные технологии. С их помощью выстраивается современный образовательный формат, например, смешанное обучение, «перевернутый» класс, дистанционное обучение. В современных условиях открытое образовательное пространство дает возможность выбора образовательных альтернатив и в области методологии обучения. Актуальность исследования подтверждается фактом того, что IV четверть 2020 года показала неготовность учебных заведений, в том числе современных вузов, к осуществлению образовательного процесса в дистанционной форме. При этом следует отметить, что в первую очередь неготовность возникла не со стороны педагогов или студентов, а сервисов, которые так активно вовлекали данных представителей образовательного процесса. Все сервисы, предлагаемые «на вооружение», не справились с активным посещением пользователей - Youtube, Zoom и остальные известные сайты. Особенно это прослеживалось в первые дни вынужденного дистанционного обучения.

Напомним, что дистанционное обучение осуществляется с помощью сети Интернет, компьютерных телекоммуникаций, а также е-mail [1]. При этом некоторые сервисы, которые интенсивно использовались во время дистанционного обучения, относительно хорошо справились с нестандартно высокой нагрузкой. Педагоги вузов также активно участвовали в освоении сервисов для дистанционного обучения. Проводились занятия по Skype, Zoom, осуществлялась дополнительная рассылка заданий через популярные мессенджеры и электронную почту. Благодаря профессионализму педагогов и тому, что в большинстве вузов уже имелась своя система для дистанционного обучения, дистанционно проводились конкурсы, олимпиады, заочное обучение в онлайн-режиме: через системы Тайм-лайн, Мираполис, Moodle, в системе электронного обучения edX электронного учебного курса.

В некоторых крупных вузах, в частности в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, в 2018 году была создана электронная информационная образовательная среда (ЭИОС). Но и для них тоже переход полностью на данную форму обучения оказался трудным. Созданную систему пришлось перестраивать, исправляя ошибки уже на интенсивной практике.

Переход же полностью на дистанционное обучение показал то, на что следует в дальнейшем обратить острое внимание, а именно: на аспекты формирования безопасности дистанционного образования.

Цель исследования заключается в выявлении недостатков дистанционного обучения и разработке практических рекомендаций по их коррекции. Для достижения данной цели следует выделить следующие задачи:

1. Изучить историческое развитие дистанционного обучения.

2. Определить основные дидактические понятия.

3. Выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения.

4. Выяснить угрозы безопасности дистанционного образования.

5. Разработать рекомендации по обеспечению безопасности дистанционного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании угрозы безопасности дистанционного образования.

Практическая значимость содержится в разработке рекомендаций по улучшению состояния дистанционного обучения вузов.

Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по обеспечению безопасности дистанционного образования.

1. Историческое развитие дистанционного обучения. В конце XVIII века в Европе, как только появилась регулярная почтовая связь, возникло «корреспондентское обучение». Учащимся приходилось по почте получать учебные материалы, переписываться с педагогами и сдавать экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. Открытый университет Великобритании - первый в мире университет дистанционного образования, открытый в 1969 году. Его название делает акцент на том, что образование предоставлялось всем желающим по невысокой цене и отсутствует необходимость регулярно посещать занятия в аудиториях.

Аналогичные программы дистанционного обучения за рубежом стали появляться друг за другом: Университет Южной Африки в 1946 году, Открытый университет Хаген в 1974 году, Национальный технологический университет в США в 1984 году и другие. В конце 1980-х годов персональные компьютеры стали доступны повсеместно, и по этой причине зародилась надежда на упрощение и автоматизацию обучения [2].

Дата официального развития дистанционного обучения в России - 30 мая 1997 года, день, ознаменованный приказом № 1050 Минобразования России, который позволяет произвести эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. Согласно этому приказу, в эксперименте принимали участие пять негосударственных образовательных учреждений (далее НОУ), такие как:

1. НОУ «Современный гуманитарный институт».

2. НОУ «Московская высшая банковская школа».

3. НОУ «Московский международный университет бизнеса и информационных технологий».

4. НОУ «Международный институт гостиничного менеджмента и туризма».

5. НОУ «Международный университет бизнеса и новых технологий».

В редакции Федерального закона «Об образовании» от 13 января 1996 года №12-ФЗ был опубликован перечень технологий, включенных в дистанционное образование:

- специальные учебные пособия («кейсы») на твердом носителе для системы дистанционного обучения;

- телеконференции при поддержке электронной почты;

- видеокассеты;

- электронная библиотека и учебники;

- лазерные диски для мультимедийной среды;

- прочее.

Длительность эксперимента была два года: с 01 июля 1997 года по 01 июля 1999 года. В программу высшего профессионального образования были включены четыре уровня:

1. Первый (базовый) - предоставляет студентам теорию, необходимую для возможно будущей специальности (введение в специальность).

2. Второй (начальный) - дисциплины, соответствующие объему неполного высшего образования.

3. Третий (профессиональный) - дисциплины, соответствующие объему бакалавриата.

4. Четвертый (специальный) - специалист с высшим образованием.

В настоящее время современное образование претерпело некоторые изменения. С развитием интернет-коммуникаций использование дистанционных обучающих технологий приобрело особую актуальность, в связи с чем возрастает количество учебных заведений, в которых традиционная форма обучения дополняется дистанционными образовательными технологиями. К ДОТ можно отнести как мобильные технологии, например подкасты, мобильные игры и различные мобильные приложения, так и образовательные платформы, такие как Edx, FutureLearn, Coursera и другие, на которых находятся массовые открытые онлайн-курсы, позволяющие всем учащимся получить дополнительные знания. Общедоступность «быстрого Интернета» создала возможность использования онлайн-семинаров для процесса обучения. Дистанционное образование играет все большую роль в модернизации системы образования.

2. Основные дидактические понятия. В современных условиях использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе высшего

образования является очень актуальным. Увеличивается количество учебных заведений, которые внедряют дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в традиционную форму обучения. Это не только важный, но и естественный процесс, так как на Земле почти не осталось человека, не владеющего мобильным телефоном или планшетом, не использующего Интернет в повседневной жизни [2]. Для того чтобы понять, как устроено высшее образование сегодня и как оно функционирует в условиях развитых информационно-коммуникационных технологий, нужно обратиться к определению некоторых важных понятий.

Такие понятия, как электронное обучение, дистанционной обучение, дистанционные образовательные технологии, дистанционная поддержка, система дистанционного обучения, виртуальная образовательная среда и др. широко известны и используются в нормативных документах, прессе, научных статьях. Однако стоит обратить внимание на их значение, так как, несмотря на их схожесть (все термины подразумевают внедрение ИКТ в образовательном процессе), они используются не всегда правильно, разные авторы иногда вкладывают в них разное содержание.

Термин «дистанционное обучение» появился в середине XIX века и использовался для обозначения обучения, которое организовывалось на расстоянии, например, «корреспондентское обучение» (обучение по переписке). Часто этот термин используют как синоним термина «дистанционное образование». Прогресс в удалённом обучении произошёл с началом использования в учебных целях глобальной сети Интернет. Так, например, термин «дистанционное обучение» перестал означать только «корреспондентское обучение» или «домашнее обучение». Дистанционное обучение подразумевает самостоятельную работу, при которой взаимодействие преподавателя и ученика организуется с помощью дистанционных образовательных технологий.

ДОТ могут использоваться при очном, очно-заочном и заочном обучении, в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ в системе управления обучением (СУО). Примером системы управления обучением можно назвать платформу Moodle. Именно подобная платформа обеспечивает административную и техническую поддержку процессов, связанных с электронным обучением. Что касается термина «дистанционная поддержка», то на сегодняшний день определение дистанционной поддержки отсутствует. Термин «дистанционная поддержка» присутствует в работах многих исследователей, но само определение этого понятия не приводится.

В учебном пособии Вайндорф-Сысоевой автор употребляет термины «дистанционный курс», «электронный образовательный ресурс», «цифровой образовательный ресурс» [2]. Однако эти термины не являются тождественными термину «дистанционная поддержка». По нашему мнению, он должен включать не только определение термина ЭОР, но и идею помощи обучающимся, поскольку это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них, который реализуется благодаря методической и организационной помощи обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного учебного курса [2].

3. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. В XXI веке использование новых технологий обучения чрезвычайно важно для системы образования. С каждым годом растет объем информации, которую преподаватель должен обработать и донести до своих студентов. Все это вместе взятое позволяет гораздо продуктивнее внедрить электронные образовательные ресурсы в образовательный процесс. Дистанционное образование обладает рядом преимуществ. Оно является реализацией личностно ориентированного подхода в образовании. Следовательно, обучающийся может сам выбрать свой темп, время, ритм освоения учебного материала. Также дистанционное образование обеспечивает развитие субъекта образовательного процесса: стимулирует самостоятельность обучающегося, процесс рефлексии, самоанализ результатов, усиливает мотивацию к обучению, формирует цели и потребности в образовании. Бурно развивающееся дистанционное образование меняет традиционную модель образования, дополняя ее различными информационно-коммуникационными технологиями.

Важно отметить, что системы дистанционного образования, например, Moodle или MOOC, могут быть организованы для студентов, обучающихся как на очном отделении, так и на заочном. При этом в условиях очного или заочного формата курсы могут быть использованы для самостоятельной работы по курсу, для опережающего освоения учебного материала по технологии «flipped classroom», для смешанного или дистанционного обучения.

Использование только дистанционного обучения не гарантирует успешного окончания курса. По данным журнала Inside Higher ED, около 90% учащихся бросают онлайн-курсы, так как испытывают проблемы с мотивацией, пониманием материала и, как следствие, с трудностями прохождения курса [3]. Поэтому очевидно, что смешанное обучение, основанное на сочетании традиционной формы обучения и технологий электронного обучения, является более выигрышным. Целесообразнее и продуктивнее переносить изучение теоретического материала на дом с использованием дистанционного сопровождения, а аудиторные часы посвящать лабораторным, практическим и исследовательским заданиям.

Дистанционное обучение включает активное использование интернет-технологий, позволяющих учиться на расстоянии. Все чаще в высших учебных учреждениях, говоря о дистанционном образовании, используют дистанционную поддержку в виде платформы Moodle или массовых открытых онлайн-курсов

(MOOC). Также Moodle обеспечивает взаимодействие между участниками учебного процесса. Использование СДО Moodle возможно отдельно, в качестве дистанционного обучения, а также в сочетании с традиционной формой. Например, при прохождении дистанционного обучения обучающиеся могут изучать теоретический материал, выполнять практические задания и контактировать с преподавателем, не выходя из дома, в любое удобное время. Либо обучающиеся могут получать традиционное образование, дополняя его дистанционной поддержкой [3]. Таким образом, имеют возможность использовать смешанное обучение, то есть сочетание традиционной формы обучения и технологий электронного образования. Обучение с дистанционной поддержкой особенно актуально для студентов, обучающихся на очно-заочной и заочной формах обучения. Благодаря этой технологии студенты получают нужный объем знаний вне зависимости от их местоположения.

4. Угрозы безопасности дистанционного образования. В процессе дистанционной поддержки необходимо обратить внимание на роли, которые существуют в этой системе, в первую очередь на разделение ролей между создателем курса, преподавателем и педагогом-тьютором, которое отсутствует в очной форме обучения. Содержание педагогической деятельности в традиционной форме обучения отличается от педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде.

Во-первых, достаточно сложно организовать учебный процесс в условиях быстро развивающихся ИКТ. Преподавателю нужно обладать определенными навыками работы в новых условиях, поскольку недостаточно просто перенести учебные материалы в виртуальную образовательную среду, чтобы реализовать эффективный процесс обучения.

Во-вторых, при использовании ДОТ центральную позицию занимает студент, а не преподаватель, как это происходит в условиях традиционного формата обучения. Обучающиеся сами принимают решения о том, как и когда учиться, то есть становятся центром всего процесса обучения. В функцию преподавателя и тьютора входит помощь в ориентации в системе обучения и потоке учебного материала, мотивация студентов, решение возникающих сложностей.

В-третьих, отличается формат общения преподавателя и студента. Если в традиционном формате часто преобладает обобщённая обратная связь педагога, то в дистанционном формате общение становится более конкретным [4].

Современные ИКТ позволяют сделать связь между педагогом и обучающимся более активной, однако такой способ требует от преподавателя большего времени и дополнительных усилий. Если посмотреть на дистанционную поддержку изнутри (процесс создания, наполнение курса, сопровождение), то это сложнейший комплекс различных составляющих, которые не функционируют сами по себе. Начиная от оформления курса и предоставления учебного материала и заканчивая осуществлением контроля и постоянной связи со студентами, - все это обязанности преподавателя, сопровождающего электронный курс на платформе. Электронная платформа, сопутствующая теоретической дисциплине, делает преподавателя не просто транслятором каких-либо лекций, а сопровождающим, иначе - тьютором электронного курса. Чтобы понять, кто такой педагог-тьютор, следует сначала обратиться к самому слову tutor. Слово «тьютор» пришло к нам из английского языка (tutor - наставник). В зарубежной педагогике дистанционного обучения можно чаще встретить термин, используемый для описания роли и функций тьютора - facilitator (от английского facilitate - «содействовать, способствовать, облегчать»), то есть это человек, который сопровождает процесс обучения, чтобы сделать его «осознанным и менее хаотичным» [4].

Учитывая тот факт, что виртуальная образовательная среда кардинально отличается от традиционного формата преподавания - форма представления контента, практические задания с использованием ИКТ, форма контроля, учащимся необходим консультант. Студент, проходящий курс дистанционно, может испытывать некоторые затруднения по причине отсутствия опыта работы с информационными технологиями или сетевыми курсами, а возможно - из-за отсутствия привычки работать самостоятельно. Если рассмотреть роль педагога в традиционной модели обучения, то это специалист, в задачи которого входит обучать студентов, объяснять темы, организовывать образовательный процесс. Учащийся, попадая с первого класса в этот мир, становится его частью и находит «опору» в преподавателе. Но когда обучение проходит вне привычного мира, в виртуальном пространстве, то учащиеся могут почувствовать дискомфорт и неуверенность. Именно поэтому в условиях дистанционного образования необходимо учитывать роль педагога-тьютора. Тьютор - это специфический педагог В отличии от учителя, который может учить своему предмету где угодно, тьютор работает только в определенной среде. Это среда должна быть:

- вариативной, то есть содержать в себе разные виды работ Например, изучение теоретического материала, выполнение практических заданий и сдача экзаменов;

- неструктурированной, то есть не существует определенной схемы действий. Обучающийся может выбирать сам, с чего ему начать;

- избыточной, то есть студент знает что мир разный и реагирует по-разному;

- открытой, то есть у студентов имеется возможность сказать, чего им хочется, а тьютор должен подстроиться;

- провокативной, то есть тьютор выстраивает среду так, чтобы заставить обучающихся рефлексировать, понять, что им интереснее, чем хочется заниматься [5].

Именно через созданную тьютором среду обучающийся может проявить себя, самоопределиться, относиться к своему выбору ответственно, действовать самостоятельно и инициативно.

Таким, образом, педагог-тьютор - это совершенно новая сфера деятельности, не совсем еще знакомая России, но нужная, потому что для того, чтобы внедрить дистанционную поддержку в систему традиционного обучения, необходим педагог, сопровождающий электронные платформы. Без педагога-тьютора использование дистанционной поддержки может быть не таким эффективным, что может привести к отсутствию положительного результата и роста уровня знаний, умений и навыков обучающихся.

Также в качестве угрозы дистанционного обучения можно назвать техническую оснащенность современных образовательных учреждений в России, поскольку данный метод получения образования объединяет в себе не только классическую форму обучения, но и улучшенные передовые методы в обучении, в планах которых предусматривается увеличение самостоятельной работы. То есть процесс обучения, текущий контроль усвоения знаний происходит посредством современных способов коммуникации для передачи данных и информации студентам в режиме реального времени. Как следствие, недостаточно в данном аспекте уделять внимание только средствам данного обучения. Образование для наглядности можно представить в виде системы, состоящей из трех компонентов, которые распределены следующим образом: объект - обучающийся, субъект - преподаватель, а средством обучения выступают книги, журналы, компьютерные обучающие системы, учебники, дидактический материал и т.д. Опираясь на эту модель, можно прийти к выводу, что взаимодействие преподавателей и студентов происходит через технические средства обучения. Поэтому преподаватель должен тщательно подбирать учебный материал, который будет соответствовать возможностям и потребностям студента.

Однако невозможно использовать дистанционные методы обучения в полной мере для специальностей, которые требуют практической направленности и высокого уровня контроля, такие как биологические, медицинские, а также некоторые технические, сюда еще можно отнести технологические и химические и т.п., потому что целый ряд навыков, умений, профессиональных компетенций, которые формируются при выполнении практических и лабораторных работ в реальном времени, имеют сугубо практическую направленность. А также не все кабинеты и аудитории оснащены современным оборудованием, которое отвечает всем требованиям. Таким образом, развитие дистанционного образования зависит от внедрения новых технологий, методов и методик [5].

5. Рекомендации по обеспечению безопасности дистанционного образования. В процессе реализации дистанционного образования в условиях мировой пандемии выявился ряд особенностей, многие из которых носят негативный характер. Особенно ярко они проявились в период высокой потребности исключительно в дистанционном образовании. Исходя из определения «безопасность», за объект можно принять процесс усвоения знаний обучаемыми и все явления, как внутренние, так и внешние, препятствующие успешной реализации данного процесса классифицировать как угрозу безопасности данного процесса. По умолчанию подразумевается, что обучаемые испытывают в процессе обучения потребности к знаниям. При возникновении угроз по отношению к преподавателям очевидно, что существует и прямая угроза для обучаемых, которые находятся в прямой зависимости от этих преподавателей. Следовательно, все негативные явления по отношению к успешности учебного процесса в дистанционном формате можно считать угрозами безопасности учебного процесса.

К таковым в полной мере мы можно отнести:

- низкую мотивацию к учебе у обучаемых;

- низкую техническую оснащенность как преподавателей, так и обучаемых;

- относительно редкое задействование современных технических средств для реализации учебного процесса преподавателями.

В связи с вышеизложенным на передний план выходит актуальность широкого применения в педагогическом процессе, особенно в его дистанционном формате, современных методов и методик с использованием передовых цифровых технологий.

Мероприятия, связанные с усовершенствованием дистанционного курса обучения:

- активное применение методов обучения, которые сочетают в себе элементы математических моделей, технологических и физических процессов (элементов системы);

- увеличение объема и многообразия фонда оценочных средств;

- увеличение объёма адаптированного под данные задачи учебного материала, который благодаря новым техническим средствам повысит у обучаемых объёмы усвоенного материала;

- профессиональная подготовка и переподготовка кадров с акцентом на освоение современных цифровых технологий;

- наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию;

- создание условий, направленных на повышение мотивации как важнейшего элемента любого курса дистанционного обучения, контроль сохранения высокой мотивации на протяжении всего курса обучения;

- проведение беспристрастной оценки взаимных жалоб как студентов на преподавателей,так и преподавателей на студентов.

Своевременное и адекватное реагирование на возникшие угрозы современного образования с широким привлечением дистанционных форм обучения является актуальнейшей проблемой современного общества. Перечисленные выявленные в данном исследовании угрозы являются вполне преодолимыми, и на их решение должно быть направлены сегодняшние усилия.

Резюмируя представленное исследование, возможно говорить о том, что популярность дистанционного обучения растет Использование интернет-технологий в значительной мере повлияло на образование в целом. В процессе исследования был сделан вывод, что функции преподавателя в виртуальной образовательной среде отличаются от функций преподавателя в традиционной форме образования и включают в себя оказание помощи студентам, стимулирование их к самостоятельным размышлениям, направление и корректировку процесса обучения.

Риски при внедрении дистанционной формы обучения принадлежат к субъективным факторам. Если студент заинтересован в освоении специальности, повышении квалификации или получении второго или третьего высшего образования, то дистанционное обучение является хорошей альтернативой, которая будет способствовать получению знаний в удобное время. Однако если мотивом выступает сам диплом или сертификат, а не получение знаний, то студент будет использовать любые сомнительные способы, чтобы сдать контрольные или зачеты, не применяя полученных знаний. На сегодняшний день самостоятельность выполнения заданий студентами проконтролировать очень трудно.

Библиографический список

Качество и количество дистанционных курсов, программ, уроков в большей степени определяется подготовленностью всей команды, которая разрабатывает дистанционное обучение. То есть все зависит не только от профессионализма преподавателя, его эмоционально и творчески поданного материала, но и от организаторов курса, которые осуществляют техническую подготовку платформ, а также от оборудования, которым пользуются разработчики. Также важным фактором является то, как взаимодействуют преподаватель и разработчики, то есть помощь преподавателям в создании дистанционной программы курса, минимизации технологических рисков, с которыми могут столкнуться все участники процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из вышеизложенного можно сделать выводы:

- существуют проблемы с техническим обеспечением преподавателей,

- преподавателям и студентам необходимы дополнительные консультации по методическим аспектам проведения дистанционного обучения,

- современные условия реализации полноценного педагогического процесса требует необходимости проверки уровня компьютерной грамотности в освоении методики дистанционных технологий обучения у соискателей на должности профессорского преподавательского состава.

Необходимо отметить, что человек - это социальное существо, которому необходим межличностный контакт как в жизни, так и в образовательной деятельности. Поэтому личное общение между преподавателем и студентом, а также между однокурсниками очень важно. Ничто не сможет заменить занятие в аудиториях, где происходит личный контакт с каждым студентом, где преподаватель может ответить непосредственно на любой вопрос, где осуществляется эмоциональный настрой на восприятия изучаемого материала.

1. Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве. Наука и школа. 2017; № 1.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения. Москва, 2020.

3. Кравченко ГВ. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в среде Moodle. Известия АлтГУ. 2015; № 3 (87).

4. Блоховцова ГГ., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения. Новая наука: стратегия и векторы развития. 2016; № 118-3: 89 - 92.

5. Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам. Иностранный язык в школе. 2012; № 10: 56 - 59. References

1. Voznesenskaya E.V. Distancionnoe obuchenie - istoriya razvitiya i sovremennye tendencii v obrazovatel'nom prostranstve. Nauka i shkola. 2017; № 1.

2. Vajndorf-Sysoeva M.E. Metodika distancionnogo obucheniya. Moskva, 2020.

3. Kravchenko G.V. Pedagogicheskie osobennosti organizacii distancionnogo obucheniya v srede Moodle. Izvestiya AltGU. 2015; № 3 (87).

4. Blohovcova G.G., Malikova T.L., Simonenko A.A. Perspektivy razvitiya distancionnogo obucheniya. Novaya nauka: strategiya i vektoryrazvitiya. 2016; № 118-3: 89 - 92.

5. Rahimova A.'E. Preimuschestva primeneniya komp'yuternyh tehnologij pri obuchenii inostrannym yazykam. Inostrannyj yazyk v shkole. 2012; № 10: 56 - 59.

Статья поступила в редакцию 25.12.21

УДК 378

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the government of Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER SCHOOL: NEW REALITIES. The article is dedicated to a comprehensive study of communicative competence in the didactics of a foreign language, with parameters that determine the speaker's skills in using the language, and also takes into account the new realities that have been put forward to education in recent years. The necessity of formation and improvement of communicative competence in the totality of its components is revealed. Based on the study of modern technologies in teaching a foreign language, it has been established that special attention should be paid to the use of Internet technologies that allow involving a teacher who is a native speaker of the language being studied in the process of distance learning in the process of forming and improving the level of language, intercultural and communicative competence of students. The presented material allows to conclude that the introduction of distance technologies into the practice of teaching a foreign language, including a variety of methods of work, is not only a new form of education, but also a new form of education.

Key words: competence, competence-based approach, distance learning, communicative competence, skill, strategies.

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: Digtyar@inbox.ru

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ

Данная статья посвящена комплексному исследованию коммуникативной компетентности в дидактике иностранного языка с параметрами, определяющими навыки говорящего в использовании языка, а также учитываются новые реалии, которые были выдвинуты в образовании в последнее время. Выявлена необходимость формирования и совершенствования коммуникативной компетентности в совокупности ее составляющих. На основе изучения современных технологий в обучении иностранному языку установлено, что особое внимание необходимо уделять применению интернет-технологий, позволяющих привлекать к процессу дистанционного обучения преподавателя, являющегося носителем изучаемого языка в процессе формирования и повышения уровня языковой, межкультурной и коммуникативной компетенций обучающихся. Представленный материал позволяет сделать вывод, что внедрение в практику преподавания иностранного языка дистанционных технологий, включающих разнообразные приемы работы, - это не только новая форма обучения, но и новая форма образования.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, дистанционное обучение, коммуникативная компетенция, навык, стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.