Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТАМИ ДИСТАНЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ'

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТАМИ ДИСТАНЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / РЕФЛЕКСИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матафонова Светлана Иннокентьевна, Ушева Татьяна Федоровна

Статье представлен обобщённый анализ обратной связи студентов по вопросам реализации дистанционных образовательных технологий. Предметом представленной работы является отношение студентов к дистанционным образовательным технологиям. Цель. Данное исследование показывает эмоциональную составляющую удовлетворенности студентами в отношении к обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Методология проведения работы. В основу исследования положен рефлексивный подход, который позволяет анализировать деятельность и проектировать будущий шаг образовательного процесса. В статье анализируются психологические аспекты эмоциональной составляющей удовлетворенности студентами от использования в высшем образовании дистанционных форм обучения. В ходе исследования использовались психолого-педагогические методы. Для анализа ответов анкетирования были использованы как методы контент-анализа, так и методы частотного анализа. Результаты. Авторами было проведено исследование на кафедре социальной педагогики и психологии на базе ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» Педагогического института, в 2020-2021 учебном году. Разработана и проведена в формате онлайн анкета на тему «Удовлетворенность дистанционным обучением». Исследование включало в себя пять разделов: релевантность, мотивированность, оценка рефлексивности, оценка качества преподавания и общая оценка удовлетворенности. Область применения результатов. Представлен анализ данных, определяющий возможность использования в высшем образовании дистанционных образовательных инструментов для организации эффективного учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матафонова Светлана Иннокентьевна, Ушева Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH THE EMOTIONAL COMPONENT OF STUDENTS’ SATISFACTION WITH DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article presents a generalized analysis of student feedback in questions of the implementation of distance educational technologies. The subject of the presented work is the student’s attitude to distance educational technologies. The aim. This study shows the emotional component of student satisfaction in relation to learning using distance education technologies. Methodology of work. The research is based on a reflexive approach that allows to analyze the activity and to project the future step of the educational process. The article analyzes the psychological aspects the emotional component of students’ satisfaction from the use of distance technologies in the institutes of higher education. During the studying, the psychological and pedagogical methods were used. To analyze the survey responses, both content analysis methods and frequency analysis methods were used. The results. The authors conducted a research at the Department of Social Pedagogy and Psychology of the Pedagogical Institute on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Irkutsk State University» in the 2020-2021 academic year. There was a developed questionnaire on the theme «Satisfaction with distance education» which was held online. The studying included five sections: relevance, motivation, reflexivity assessment, assessment of teaching quality and a general satisfaction assessment. Application of results. In the article a data analyze is presented. It determines the possibility of using the distance educational tools in higher education to organize an effective educational process.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТАМИ ДИСТАНЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ»

DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-4-99-117 УДК 378.14

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТАМИ ДИСТАНЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

С.И. Матафонова, Т. Ф. Ушева

В статье представлен обобщённый анализ обратной связи студентов по вопросам реализации дистанционных образовательных технологий.

Предметом представленной работы является отношение студентов к дистанционным образовательным технологиям.

Цель. Данное исследование показывает эмоциональную составляющую удовлетворенности студентами в отношении к обучению с применением дистанционных образовательных технологий.

Методология проведения работы. В основу исследования положен рефлексивный подход, который позволяет анализировать деятельность и проектировать будущий шаг образовательного процесса. В статье анализируются психологические аспекты эмоциональной составляющей удовлетворенности студентами от использования в высшем образовании дистанционных форм обучения. В ходе исследования использовались психолого-педагогические методы. Для анализа ответов анкетирования были использованы как методы контент-анализа, так и методы частотного анализа.

Результаты. Авторами было проведено исследование на кафедре социальной педагогики и психологии на базе ФГБОУВО «Иркутский государственный университет» Педагогического института, в 2020-2021 учебном году. Разработана и проведена в формате онлайн анкета на тему «Удовлетворенность дистанционным обучением». Исследование включало в себя пять разделов: релевант-

ность, мотивированность, оценка рефлексивности, оценка качества преподавания и общая оценка удовлетворенности.

Область применения результатов. Представлен анализ данных, определяющий возможность использования в высшем образовании дистанционных образовательных инструментов для организации эффективного учебного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение; дистанционные образовательные инструменты; оценка удовлетворенность образовательным процессом; рефлексия; высшее образование

RESEARCH THE EMOTIONAL COMPONENT OF STUDENTS' SATISFACTION WITH DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

S.I. Matafonova., T.F. Usheva

The article presents a generalized analysis of student feedback in questions of the implementation of distance educational technologies.

The subject of the presented work is the student's attitude to distance educational technologies.

The aim. This study shows the emotional component of student satisfaction in relation to learning using distance education technologies.

Methodology of work. The research is based on a reflexive approach that allows to analyze the activity and to project the future step of the educational process. The article analyzes the psychological aspects the emotional component of students' satisfaction from the use of distance technologies in the institutes of higher education. During the studying, the psychological and pedagogical methods were used. To analyze the survey responses, both content analysis methods andfrequency analysis methods were used.

The results. The authors conducted a research at the Department of Social Pedagogy and Psychology of the Pedagogical Institute on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Irkutsk State University» in the 2020-2021 academic year.

There was a developed questionnaire on the theme «Satisfaction with distance education» which was held online. The studying included five sections: relevance, motivation, reflexivity assessment, assessment of teaching quality and a general satisfaction assessment.

Application of results. In the article a data analyze is presented. It determines the possibility of using the distance educational tools in higher education to organize an effective educational process.

Keywords: distance education; distance educational tools; assessment of satisfaction with the educational process; reflection; higher education

Введение

В связи со сложившейся в 2020 году эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации, обусловлен переход всех образовательных организаций на дистанционную форму обучения. Дистанционное обучение рассматривается как одна из эффективных современных педагогических информационных образовательных технологий в системе высшего образования.

«Дистанционное обучение, в общем случае, - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, со средствами информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) и между собой» [2].

В приказе Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» утверждается, что «целью использования дистанционных образовательных технологий (долее ДОТ) образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)» [1]. Данные технологии представляются перспективными в традиционной системе образования, которые предполагают специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного дистанционного обучения на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Насколько удовлетворены студенты данными образовательными техноло-

гиями, эмоциональная составляющая их удовлетворенности - все это и определило новизну исследования в рамках обратной связи о дистанционных образовательных технологиях.

Обзор литературы

Проблемой реализации дистанционного процесса обучения в вузе занимались такие ученные как И.К. Будникова, Е.В. Приймак [3], А Н. Зорин [5], О.Ю. Тимофеева [12], Т.Ф. Ушева [13, 18, 19, 20] и др. Изучением удовлетворённости студентами дистанционными обучением исследовали: А.Ф. Исмагилова, Д.С. Дудина, С.А. Алейников [6], Н.Г. Качалова [7], Н.Н. Мартынович, Е.А. Ткачук, С.А. Гуцуляк [9], О.И. Радионова [11], Р.И. Хуснуллина, Л.Д. Арсланова, Н.Г. Сабитова [15] и др.

Наиболее интересной и ценной для нашего исследования является работа И.В. Роберта, рассматривающего две методики дистанционного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени - online общение. Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени - так называемое offline общение. Из чего мы можем сделать вывод, что дистанционное обучение предполагает сочетание обучения в разных системах. Так в Иркутском государственном университете дистанционное обучение осуществлялось с использованием дистанционного образовательного инструментария и реализовался: через систему EDUCA на платформе Moodle, через видеотрансляции в системах ZOOM и WhatsApp (индивидуальная работа и работа в минигруппах), а также через электронную почту преподавателей и студентов, а также других цифровых инструментов: онлайн-сервисов Mentimeter, Miro, Wordwall, Machine, Canva.

Какое содержание вкладывается в понятие удовлетворенности. Удовлетворенность - это субъективная позитивная оценка качества различных аспектов жизни, имеющих особое значение для индивида. В исследовании проведенном А.Ф. Исмагиловой, Д.С. Дудиной, С.А. Алейниковым [6], составляющими удовлетворенности дис-

танционным обучением выступают: качество преподавания, время проведения занятия, комфортное местоположение и погода, также в исследовании введены понятия «качество образования» которое в совокупности влияет на качество дистанционного обучения.

Здесь уместно отметить, что эмоции в деятельности человека, по мнению Р.В. Габдреева и Э.Э. Галимовой [4], выполняют функцию оценки ее хода и результатов, впоследствии качество возникших эмоций определяет степень удовлетворенности трудом. Применительно к нашему исследованию, мы можем отметить, что эмоциональная составляющая удовлетворенности позволит оценить отношение студентов к обучению с применение дистанционных образовательных инструментов.

При оценке качества образовательного процесса И.К. Будниковой и Е.В. Приймак [3], использовался модуль «Анкета» в среде Moodle для изучения: 1) отношения обучающихся к стилю мышления и обучения в курсе; 2) качества интерактивной среды обучения; 3) релевантности, рефлексивности, интерактивности, поддержке преподавателя, интерактивности. В результате авторы приходят к выводу, что введение интерактивных технологий в учебный процесс, повышает эффективность и качество образования.

Многими авторами проблемными аспектами неудовлетворённости дистанционными технологиями выделяются: незаинтересованность педагогического состава в эффективном использовании информационными технологиями; второй аспект, низкий уровень контроля над процессом обучения студентов и их аттестация; отсутствие непосредственного контакта обучаемого и преподавателя; наличие значительной доли самостоятельной работы студентов равной заочной форме обучения. Исследователи отмечают необходимость применения в дистанционном обучении инновационных технологий и активных методов обучения.

Описание исследования

В свою очередь хотелось бы отметить, что в проведенном нами исследование было отмечено, что студенты первого года обучения,

проживая первые самостоятельные трудные ситуации, усиливают адаптационные механизмы совладающего поведения [10]. И мы можем сделать предположение, что трудности, которые испытывают студенты первых курсов в дистанционном обучении отражаются на совладающем поведении. По мнению О.Ю. Тимофеевой [12], результат процесса адаптации к удаленной, дистанционной форме проявляется в состоянии удовлетворенности условиями обучения. Также автор приходит к выводу, что данная форма обучения играет особенную роль в формировании у учащихся современных представлений об обобщенной структуре личности и деятельности человека, в таких сферах как интеллектуальных, ценностно-этических, трудовых, коммуникативных, эстетических. Ключевой особенностью дистанционной среды является цель максимально способствовать удовлетворению и развитию образовательных потребностей обучающихся.

В нашем случае ведущим аспектом становится изучение удовлетворенности дистанционными образовательными технологиями для студентов «Иркутского государственного университета» Педагогического института. На основе анализа проблемы можно заключить, что несмотря на значительный объем работ по данной тематике, необходимым становится углубленное исследование оценки удовлетворенности качеством дистанционного обучения студентами для устранения ошибок и налаживания эффективной учебной работы с применением дистанционной формы обучения.

Цель исследования: определение уровня удовлетворенности студентами дистанционными образовательными технологиями.

Задачами исследования было изучение релевантности, выявление мотивации учебной деятельности, оценка качества преподавания, определение рефлексивности, и выявление уровня удовлетворенности студентами дистанционным образованием, введенным в период пандемии.

Объектом исследования стали студенты бакалавры (очной и заочной формы обучения) и магистранты, среди них 98% студентов женского пола и 2% - мужского. В опросе приняли участие: студен-

ты первого курса (n=21), второго (n=20), третьего (n=22), четвертого (n=24), студенты заочного обучения (n=10), а также магистранты (n=10), специальности психолого-педагогического образования, всего в исследовании приняли участие 107 студентов направления подготовки 44.03.02. Психолого-педагогического образования профиля «Психология и социальная педагогика» и направления подготовки 44.04.02. «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Педагогического института.

Для изучения уровня удовлетворённости студентами дистанционными образовательными технологиями, с февраля по март 2020-2021 учебного года нами было проведено социально-психологическое исследование в формате онлайн-анкетирования на тему «Удовлетворенность дистанционным обучением». Анкета включает 22 вопроса открытых и закрытых и полуоткрытых утверждений. Вопросы сгруппированы в пять разделов, каждый из которых помогает оценить удовлетворенность дистанционными образовательными технологиями. Содержание разделов: релевантность, мотивированность, оценка рефлексивности, оценка качества преподавания, оценка удовлетворенности.

Раздел релевантности в данном исследовании содержал вопросы о возможности обучения студентов в дистанционном формате, состоял из следующих вопросов:

1. Доступен ли интернет для Вас при обучении в дистанционном формате?

2. Всегда ли Вы присутствовали на дистанционных парах?

3. На занятиях в Zoom вы работали с включенной камерой?

Для ответов предполагалось пять вариантов: почти никогда, редко, иногда, часто, почти всегда. Результаты ответов представлены на рисунке 1.

Результаты исследования показывают, что проблемы с доступом к интернету испытывают только студенты заочной формы обучения, проживающие по областям Иркутской области, а показатели работы без видео камер, 28% студентов объясняют отсутствием стабиль-

ного интернета, который не позволяет включить видеотрансляцию на практических занятиях.

79 81

И

Почта всегда

Рис. 1. Показатели релевантности (%).

Раздел мотивированности включал следующие вопросы:

4. Как изменился Ваш уровень мотивации к обучению за период дистанционного обучения?

5. Как изменилась Ваша успеваемость за период дистанционного обучения?

6. Повысился ли у Вас объем знаний, за период дистанционного обучения?

Для ответов предполагалось три варианта: повысился, понизился не изменился. Результаты ответов можно анализировать в следующих форматах (рис. 2).

Большинство респондентов демонстрируют, что мотивированность обучения не изменилась и введение дистанционного обучения не повлияло на их успеваемость. Однако, преподавателями отмечается слабая эффективность и устойчивость учебной деятельности студентов, которая подтверждается снижением учебно-профессионально мотивации на первых курсах обучения, а также у студен— 106 —

90 80 70 60 50 40 30 20 10 о

Почти никогда

Редко ■ 1 вопрос

Иногда

12 вопрос

26

16 18

7 9 ■

3 3 0 2 3 ■

Часто 3 вопрос

тов заочников. Также хотелось бы отметить, что студенты хорошо проходили интерактивное тестирование и итоговые оценки по дисциплинам характеризовали успешное обучение. Снижение успеваемость по данному направлению подготовки не наблюдалось за весь период дистанционного обучения.

Повысился Понизился Не и зменился

■ 4 вопрос н5 вопрос ■ 6 вопрос

Рис. 2. Показатели мотивации обучения (%).

Раздел рефлексивности в данном исследовании содержал вопросы на анализ трудностей и преимуществ обучения студентов в дистанционной форме. Изучение рефлексивности состояло из следующих вопросов:

7. Какие преимущества дистанционного обучения Вы выделили для себя?

8. Какие трудности Вы испытывали во время дистанционного обучения?

9. Отвлекались ли Вы во время дистанционных занятий на посторонние дела?

Были получены следующие результаты от респондентов, которые были сгруппированы в двух аспектах: достоинство и недостатки дистанционного обучения.

Студенты отмечают, что достоинством дистанционного образования выступают следующие аспекты, это возможность самим выбирать время для выполнения заданий, комфортность его выполнения,

экономия времени на ежедневные сборы в университет и обратную дорогу, сбережение средств на транспортные расходы, отсутствие необходимость на быть в городе и возможность проживания дома с родителями, и как результат много свободного времени для интересного. Также были выделены и другие преимущества, однако, нами были рассмотрены наиболее существенные.

Недостатками названы невозможность сосредоточиться на обучении из-за нахождения соседей по комнате, родственников и членов семьи, которые отвлекали во время лекций и практических занятий. Отсутствие очного обучения также повлияло на самодисциплину и как следствие студенты во время сессии сетовали, что сами отвлекались на посторонние дела и в результате плохая подготовка к экзаменам, данные результаты зафиксированы у 45% студентов. 8% респондентов высказали, что дистанционная форма обучения сказалась на их здоровье, в результате они объясняли снижением зрения, снижением мышечного тонуса, излишним весом. Сложности включения в учебную деятельность высказали 37% студентов, большинство таких ответов демонстрируют первокурсники. Отсутствие сложностей дистанционных форм обучения продемонстрировали 48% респондентов.

Раздел оценки качества преподавания содержал шесть вопросов. Качество оценивалось по следующим вопросам. «Возникали у Вас сложности по техническому сопровождению дистанционного обучения?» На что были получены следующие ответы: почти никогда - 30,6%; редко - 26%; иногда - 40%; часто - 3%; почти всегда 1%. Однако, хотелось бы подчеркнуть, что со стороны профессорско-преподавательского состава было организовано сопровождение дистанционного обучения, цель которого, индивидуальная помощь и внесение изменений в учебный процесс, который был положительно оценен студентам. Сопровождение осуществлялось через систему коротких личных сообщений в EDUCA, в которых студенты могли обратиться лично к преподавателям, а также через видео-трансляции в системе ZOOM, а также через электронную почту.

На вопрос «Сложно ли было воспринимать информацию в дистанционном формате? На отсутствие сложностей указали 86% студентов, и лишь 14% опрошенных ответили положительно. Хотелось бы обозначить, что большинство из данной категории были студенты заочной формы обучения, которые не владели информационными технологиями.

Следующий вопрос о предпочтительных форматах прохождения итоговой аттестации по дисциплинам большинство выбирали 83,3% методы компьютерного тестирования, а 16,7% традиционные формы проведения экзаменов, однако 40% считают традиционный экзамен более эффективным для оценки успеваемости.

В ходе проведенного исследования 54,6% студентов оценили высокий уровень преподавания профессорско-преподавательского состава, 40% оценили на средний уровень проведения дистанционного обучения преподавателями вуза, 5,4% затрудняются с оценкой преподавания и низкого уровня нет. Что демонстрирует эффективную работу сопровождения преподавателями процесса дистанционного обучения.

Раздел удовлетворенности предполагал следующих вопросы:

20. Удобно ли Вам обучаться в дистанционном режиме?

21. Хотели ли Вы продолжить дистанционное обучение?

22. Удовлетворены ли Вы дистанционным образованием?

Для ответов предполагалось три варианта: да, нет, частично, результаты представлены на рис. 3.

Как видно из рисунка на двадцатый вопрос 62,6% опрошенных ответило положительно, оценивая дистанционное обучение как желаемой формой получения образования, 36,2% - отрицательно, 23,2% затруднилось с ответом. Если говорить об удовлетворенности от повсеместного перевода с традиционного на дистанционную форму обучения, можно отметить неоднозначность мнений, 50% высоко оценили качество представленных материалов для лекционных и практических занятий и выразили 51,4% продолжить обучаться в данном формате, однако 42,6% высказали желание частичного совмещения традиционного и дистанционного обучения, а 7,4% решительно отказываются от данной формы.

Да Частично Нет

■ 20 вопрос и21 вопрос и22 вопрос

Рис. 3. Показатели удовлетворенности дистанционной формой обучения (%)

Результаты, полученные в ходе исследования удовлетворенности студентами дистанционными образовательными технологиями, являются материалами для организации взаимодействия «преподаватель-студент», а также рефлексией для студентов по вопросам организации процесса учения. Важно сразу обращать внимание студентов на то, что образование - это двухсторонний процесс «обучения и учения», поэтому ответственность за его результаты несет каждый субъект образования.

Заключение

В связи с вышеизложенным, можно констатировать, что внедрение дистанционных технологий является реальностью мировой системы образования и как следствие его достоинством отмечается использование мирового опыта информационных технологий для подготовки высококвалифицированных кадров.

Однако, дистанционное обучение предполагает активное использование образовательных инструментов, которые должны быть доступны как для студентов, так и для преподавателей. Также исследование продемонстрировало высокую оценку студентами

обеспеченности, доступности учебного материала и процесса сопровождения дистанционного обучения преподавателей.

Практика реализации дистанционных форм обучения показала, что обучающимся достаточно сложно осваивать образовательные программы при условии низких технических возможностей. В случае загрузки заданий информация теряется, возникают сложности с программным обеспечением, отсутствует быстрого-скоростной интернет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дополнительной работы по учебно-профессиональной мотивации и консультативной помощи кураторов, как для студентов первых курсов и студентов заочных форм обучения. Данная работа может реализовываться в дистанционном сопровождении обучающихся.

Проведенное исследование показало, что многие студенты положительно оценили дистанционное обучения. Однако, не готовы полностью перейти на данную форму оставляя предпочтение совмещению традиционного и дистанционных образовательных технологий.

Со стороны педагогов также возникает ряд вопросов об эффективных формах дистанционного обучения, которые мы также разберем в своих дальнейших исследованиях.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. .№137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06052005-n-137/ (дата обращения: 14.07.2021).

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of science. 2013. .№1. C. 14-20.

3. Будникова И.К. Использование сервисов moodle в оценке качества образовательного процесса / И.К. Будникова, Е.В. Примак // Вестник технологического университета. 2018. Т. 21, №11. С.123-126.

4. Габдреев Р.В. Изучение эмоциональных составляющих удовлетворенности трудом / Р. В. Габдреев, Э. Э. Галимова // Дискуссия. 2011. № 5. С. 113-115.

5. Зорин А.Н. «Электронная информационно-образовательная среда» в вузах: правовые и практические аспекты // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 1(23). С. 94-100.

6. Исмагилова А.Ф. Разработка средств оценки уровня удовлетворенности студентов процессом дистанционного обучения посредством видеоконференцсвязи / А.Ф. Исмагилова, Д.С. Дудина, С.А. Алейников // Научный результат. Информационные технологии. 2020. Т. 5, № 4. С. 44-52. https://doi.org/10.18413/2518-1092-2020-5-4-0-7

7. Качалова Н. Г. Мотивация и удовлетворенность студентов обучением в ВУЗе // XXI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 529-538.

8. Мамед М.А. Задачи дистанционного обучения. Программные реализации систем дистанционного обучения // Инновации в современной науке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, Чехия, 28 ноября 2017 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. Прага, Чехия: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2017. С. 14-19.

9. Мартынович Н.Н. Оценка удовлетворенности студентов медицинского университета дистанционным обучением на кафедре педиатрии в период самоизоляции / Н.Н. Мартынович, Е.А. Ткачук, С.А. Гуцуляк // Тихоокеанский медицинский журнал. 2020. № 4(82). С. 98-100. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-4-98-100

10. Матафонова С.И. Особенности совладания с трудностями обучения студентов первого курса педагогического вуза // Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института, Иркутск, 08 ноября 2019 года. Иркутск: Изд-во «Иркут», 2019. С. 286-289.

11. Радионова О.И. Удовлетворенность учебным процессом на кафедре патологической анатомии при дистанционном обучении // Региональный вестник. 2020. № 14(53). С. 32.

12. Тимофеева О.Ю. Механизмы реализации дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 5. С. 11-13.

13. Ушева Т.Ф. Рефлексивная технология обучения как современный ресурс подготовки будущего педагога в университете // Дистанционное обучение: актуальные вопросы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 16 июля 2020 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. С. 129-132.

14. Халиков А.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях / А.А. Халиков, К.А. Мусамедова, О.А. Ибрагимова // Вестник научных конференций. 2017. № 3. 6(19). С. 171-173.

15. Хуснуллина Р.И. Анкетирование среди студентов с целью выявления степени удовлетворенности дистанционным форматом обучения по дисциплине «медицинская информатика» / Р.И. Хуснуллина, Л.Д. Арсланова, Н.Г. Сабитова // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 25. С. 458-462.

16. Meierdirk C. Reflections of the student teacher // Reflective Pract. 2017. Vol. 18. No. 1. pp. 23-41. https://doi.org/10.1080/14623943.2016.1230054

17.Nam J. Critical reflection on the ESL teacher's subjectivity // Reflect. Pract. 2017. Vol. 18. No. 1. pp. 123-132. https://doi.org/10.1080/14623 943.2016.1251414

18. Sergeeva M.N. Professional self-determination as a criterion for the quality of personnel training in the system of professional education / M.N. Sergeeva, E.V. Skripleva, T.F. Usheva, L.N. Latipova, I.I. Palkin, N.A. Breider // Journal of Critical Reviews. 2020. Vol. 7. No. 6. pp. 639643. http://dx.doi.org/10.31838/jcr.07.06.112

19. Usheva T.F. Development of adequate self-esteem of adolescent based on reflective activity / T.F. Usheva, Yu.V. Chepurko, T.I. Nikulina, M.V. Pogodaeva, S.I. Matafonova. // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragi-mov Complex Research Institute. 2020. pp. 204-210.

20. Zhdanko T.A. Creative competence and reflexive competence as required characteristics of a modern student / T.A. Zhdanko, A.G. Shumovska-ya, T.F. Usheva. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. Vol. LVIII, pp. 1773-1781. https://dx.doi.org/10.15405/ epsbs.2019.03.02.206

References

1. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 6, 2005 No. 137 "On the use of distance educational technologies". https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06052005-n-137/

2. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distantsionnoe obuchenie i distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii [Distance learning and distance educational technologies]. Cloud of science, 2013, no. 1, pp. 14-20.

3. Budnikova I.K., Primak E.V. Vestnik tekhnologicheskogo universiteta, 2018, vol. 21, no. 11, pp.123-126.

4. Gabdreev R.V., Galimova E.E. Diskussiya, 2011, no. 5, pp. 113-115.

5. Zorin A.N. Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk, 2018, no. 1(23), pp. 94-100.

6. Ismagilova A.F., Dudina D.S., Aleynikov S.A. Nauchnyy rezul'tat. In-formatsionnye tekhnologii, 2020, vol. 5, no. 4, pp. 44-52. https://doi. org/10.18413/2518-1092-2020-5-4-0-7

7. Kachalova N. G. Motivatsiya i udovletvorennost' studentov obuche-niem v VUZe [Motivation and satisfaction of students with studying at the university]. XXI Mezhdunarodnaya konferentsiya pamyati professora L.N. Kogana «Kul 'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya», 22-23 marta 2018 g., Ekaterinburg [XXI International conference in memory of professor L.N. Kogan "Culture, personality, society in the modern world: methodology, experience of empirical research", March 22-23, 2018, Ekaterinburg]. Ekaterinburg: UrFU, 2018, pp. 529-538.

8. Mamed M.A. Zadachi distantsionnogo obucheniya. Programmnye re-alizatsii sistem distantsionnogo obucheniya [Distance learning tasks. Software implementations of distance learning systems]. Innovatsii v sovremennoy nauke: Materialy Mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauch-no-prakticheskoy konferentsii, Praga, Chekhiya, 28 noyabrya 2017 goda

/pod obshchey redaktsiey A.I. Vostretsova [Innovations in modern science: Materials of the International (correspondence) scientific-practical conference, Prague, Czech Republic, November 28, 2017 / ed. A.I. Vostretsova]. Prague, Czech Republic, 2017, pp. 14-19.

9. Martynovich N.N., Tkachuk E.A., Gutsulyak S.A. Tikhookeans-kiy meditsinskiy zhurnal, 2020, no. 4(82), pp. 98-100. https://doi. org/10.34215/1609-1175-2020-4-98-100

10. Matafonova S.I. Osobennosti sovladaniya s trudnostyami obucheniya stu-dentov pervogo kursa pedagogicheskogo vuza [Features of coping with the learning difficulties of first-year students of a pedagogical university]. Soprovozhdenie lichnosti, okazavsheysya v trudnoy zhiznennoy situatsii, v istorii i sovremennosti: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 110-letiyu Irkutskogo Pedagogicheskogo instituta, Irkutsk, 08 noyabrya 2019 goda [Accompanying a person who finds himself in a difficult life situation, in history and the present: materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 110th anniversary of the Irkutsk Pedagogical Institute, Irkutsk, November 08, 2019]. Irkutsk: Izd-vo «Irkut», 2019, pp. 286-289.

11. Radionova O.I. Regional'nyy vestnik, 2020, no. 14(53), pp. 32.

12. Timofeeva O.Yu. Eksperiment i innovatsii v shkole, 2010, no. 5, pp. 11-13.

13. Usheva T.F. Refleksivnaya tekhnologiya obucheniya kak sovremennyy resurs podgotovki budushchego pedagoga v universitete [Reflexive teaching technology as a modern resource for training a future teacher at the university]. Distantsionnoe obuchenie: aktual'nye voprosy: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Cheboksary, 16 iyulya 2020 goda [Distance learning: topical issues: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Cheboksary, July 16, 2020]. Cheboksary, 2020, pp. 129-132.

14. Khalikov A.A., Musamedova K.A., Ibragimova O.A. Vestnik nauchnykh konferentsiy, 2017, no. 3, 6(19), pp. 171-173.

15. Khusnullina R.I., Arslanova L.D., Sabitova N.G. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie, 2021, no. 25, pp. 458-462.

16. Meierdirk C. Reflections of the student teacher. Reflective Pract., 2017, vol. 18, no. 1, pp. 23-41. https://doi.org/10.1080/14623943.2016.1230054

17.Nam J. Critical reflection on the ESL teacher's subjectivity. Reflect. Pract., 2017, vol. 18, no. 1, pp. 123-132. https://doi.org/10.1080/1462 3943.2016.1251414

18. Sergeeva M.N. Professional self-determination as a criterion for the quality of personnel training in the system of professional education / M.N. Sergeeva, E.V. Skripleva, T.F. Usheva, L.N. Latipova, I.I. Palkin, N.A. Breider. Journal of Critical Reviews, 2020, vol. 7, no. 6, pp. 639-643. http://dx.doi.org/10.31838/jcr.07.06.112

19. Usheva T.F. Development of adequate self-esteem of adolescent based on reflective activity / T.F. Usheva, Yu.V. Chepurko, T.I. Nikulina, M.V. Pogodaeva, S.I. Matafonova. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragi-mov Complex Research Institute, 2020, pp. 204-210.

20. Zhdanko T.A. Creative competence and reflexive competence as required characteristics of a modern student / T.A. Zhdanko, A.G. Shumovska-ya, T.F. Usheva. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2019, vol. LVIII, pp. 1773-1781. https://dx.doi.org/10.15405/ epsbs.2019.03.02.206

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Матафонова Светлана Иннокентьевна, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» ул. Нижняя Набережная, 6, г. Иркутск, 664011, Российская Федерация

matafonowa.svetlana@yandex.ru

Ушева Татьяна Федоровна, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» ул. Нижняя Набережная, 6, г. Иркутск, 664011, Российская Федерация itf76@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Svetlana I. Matafonova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology

Irkutsk State University

6, Nizhnaya Naberezhnaya Str., Irkutsk, 664011, Russian Federation

matafonowa.svetlana@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0940-8307

Tatiana F. Usheva, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology

Irkutsk State University

6, Nizhnaya Naberezhnaya Str., Irkutsk, 664011, Russian Federation

itf76@mail.ru

ORCID: 0000-0003-0659-0315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.