Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПРОЦЕДУРА ЕГО КОНСТРУКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СПО В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПРОЦЕДУРА ЕГО КОНСТРУКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СПО В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диагностический инструментарий / воспитательный потенциал / дистанционное обучение / процесс / реализация / результаты / учебное заведение СПО / diagnostic tools / educational potential / distance learning / process / implementation / results / educational institution of SPO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.О. Козырь

В предлагаемой статье обосновывается и раскрывается диагностический инструментарий оценки исходного состояния и итогов реализации воспитательного потенциала учебного заведения СПО в процессе дистанционного обучения учащейся молодежи – курсантов морского колледжа. Автором статьи предложена технология применения диагностического инструментария в практической деятельности преподавателей и воспитателей колледжа. Приводятся результаты проведенного педагогического исследования, в процессе которого изучалась практика творческого применения воспитательного потенциала колледжа в интересах проведения целенаправленной, содержательной и результативной воспитательной работы с учащимися в процессе дистанционного обучения. Цель данной статьи – определение диагностического инструментария, позволяющего оценить результативность применения воспитательного потенциала учебного заведения СПО в ходе дистанционного обучения. Приводятся задачи исследования, направленные на эффективное достижение намеченной цели. В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ, контент-анализ, синтез, дедукция, сравнение полученных результатов. Предложены методические рекомендации по творческому использованию разработанного диагностического инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC TOOLS AND THE PROCEDURE OF ITS CONSTRUCTIVE APPLICATION FOR AN OBJECTIVE ASSESSMENT OF THE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING OF CADETS

The proposed article substantiates and reveals diagnostic tools for assessing the initial state and results of implementation of the educational potential of the educational institution in the process of distance learning of students – cadets of the maritime College. The author of the article suggests a technology of using diagnostic tools in the practical activities of teachers and educators of the college. The results of the conducted pedagogical research are presented, during which the practice of creative application of the educational potential of the college was studied in the interests of conducting purposeful, meaningful and effective educational work with students in the process of distance learning. The task of the article is to determine the diagnostic tools that allow to evaluate effectiveness of the educational potential of the educational institution in the course of distance learning. The objectives of the study aimed at the effective achievement of the intended goal are given. The following methods were used in the research process: theoretical analysis, content analysis, synthesis, deduction, comparison of the results obtained. Methodological recommendations for the creative use of the developed diagnostic tools are proposed.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПРОЦЕДУРА ЕГО КОНСТРУКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СПО В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ»

20. Tyurenkov M. Mudrec so starogo Arbata. Available at: https://portal-kultura.ru/articles/country/9760-mudrets-so-starogo-arbata/

21. Malinauskene N.K. Sokratovskie tradicii v nasledii A.F. Loseva. Sretenskijsbornik. Nauchnye trudy prepodavatelej SDS. 2010, № 2: 658-676.

22. leronova I.Yu., Prozorova M.I. Yazyk kak sistema miroponimaniya v koncepcii A.F. Loseva. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2011, № 2: 149-158.

23. Losev A.F. Znak. Simvol. Mif. Moskva, 1982.

24. Losev A.F. Vvedenie v obschuyu teoriyu yazykovyh modelej. Moskva: URSS, 2004.

25. Losev A.F. Bytie. Imya. Kosmos. Moskva, 1993.

26. Losev A.F. Filosofiya. Mifologiya. Kul'tura. Moskva, 1991.

27. Losev A.F. «Ya soslan v ХХ vek...». Moskva: Vremya, 2002; Vol. 1.

28. Bibihin V.V. AleksejFedorovich Losev. Sergej Sergeevich Averincev. Moskva: Institut filosofii, teologii i istorii Sv. Fomy, 2004.

29. Legojda V. V lager' v shapochke monaha: za chto oslep sovetskij filosof. Available at: https://ria.ru/20180529/1521564733.html

Статья поступила в редакцию 02.06.23

УДК 378.01

KozyrZ.O., teacher, Maritime College, Admiral F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: zemfira.kozyr@mail.ru

DIAGNOSTIC TOOLS AND THE PROCEDURE OF ITS CONSTRUCTIVE APPLICATION FOR AN OBJECTIVE ASSESSMENT OF THE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING OF CADETS.

The proposed article substantiates and reveals diagnostic tools for assessing the initial state and results of implementation of the educational potential of the educational institution in the process of distance learning of students - cadets of the maritime College. The author of the article suggests a technology of using diagnostic tools in the practical activities of teachers and educators of the college. The results of the conducted pedagogical research are presented, during which the practice of creative application of the educational potential of the college was studied in the interests of conducting purposeful, meaningful and effective educational work with students in the process of distance learning. The task of the article is to determine the diagnostic tools that allow to evaluate effectiveness of the educational potential of the educational institution in the course of distance learning. The objectives of the study aimed at the effective achievement of the intended goal are given. The following methods were used in the research process: theoretical analysis, content analysis, synthesis, deduction, comparison of the results obtained. Methodological recommendations for the creative use of the developed diagnostic tools are proposed.

Key words: diagnostic tools, educational potential, distance learning, process, implementation, results, educational institution of SPO

З.О. Козырь, преп., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Морской колледж, г. Новороссийск,

E-mail: zemfira.kozyr@mail.ru

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПРОЦЕДУРА ЕГО КОНСТРУКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СПО В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ

В предлагаемой статье обосновывается и раскрывается диагностический инструментарий оценки исходного состояния и итогов реализации воспитательного потенциала учебного заведения СПО в процессе дистанционного обучения учащейся молодежи - курсантов морского колледжа. Автором статьи предложена технология применения диагностического инструментария в практической деятельности преподавателей и воспитателей колледжа. Приводятся результаты проведенного педагогического исследования, в процессе которого изучалась практика творческого применения воспитательного потенциала колледжа в интересах проведения целенаправленной, содержательной и результативной воспитательной работы с учащимися в процессе дистанционного обучения. Цель данной статьи - определение диагностического инструментария, позволяющего оценить результативность применения воспитательного потенциала учебного заведения СПО в ходе дистанционного обучения. Приводятся задачи исследования, направленные на эффективное достижение намеченной цели. В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ, контент-анализ, синтез, дедукция, сравнение полученных результатов. Предложены методические рекомендации по творческому использованию разработанного диагностического инструментария.

Ключевые слова: диагностический инструментарий, воспитательный потенциал, дистанционное обучение, процесс, реализация, результаты, учебное заведение СПО

Дистанционное обучение довольно прочно вошло в современную образовательную практику всех отечественных учебных заведений - от школы до вузов включительно. Вместе с тем на повестку дня стал вопрос о том, как проводить воспитательную работу с учащейся молодежью, как использовать в полную силу воспитательный потенциал учебного заведения.

Отсутствие достаточного опыта и необходимых методических рекомендаций подвигло преподавателей и воспитателей искать необходимые формы и методы работы с юношами и девушками с целью их формирования как достойных граждан Российской Федерации, истинных патриотов и компетентных профессионалов, которыми может гордиться наше Отечество и наш народ. Возникает новый вопрос: как определить результативность проведения воспитательной деятельности в дистанционном формате?

К факторам, подтверждающим актуальность и востребованность темы статьи, относятся:

- принятие педагогическим сообществом дистанционного обучения как новой, интересной и привлекательной формы обучения учащейся молодежи [1];

- поиск путей адаптации дистанционного обучения в современной практике профессионального образования в системе СПО;

- востребованность проведения воспитательной работы с учащейся молодежью в дистанционном формате;

- отсутствие надежного диагностического инструментария, позволяющего объективно оценить результативность воспитательной практики, проводимой дистанционно, и технологии его реализации.

Следовательно, приведенные факторы позволяют резюмировать, что рассматриваемая тема актуальна и важна как для педагогической теории, так и для воспитательной практики.

Цель исследования: основываясь на теоретическом анализе научно-педагогической литературы по теме исследования, разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно оценить как исходное состояние, так и результативность реализации воспитательного потенциала учебного заведения СПО в процессе дистанционного обучения учащейся молодежи - курсантов морского колледжа.

Учитывая требования установленной цели, нами определены вытекающие для проведения настоящего исследования задачи:

- провести теоретический анализ и контент-анализ научной литературы по теме исследования, что позволит уточнить сущность и содержание педагогической диагностики;

- сформулировать авторское видение термина «диагностический инструментарий»;

- сформировать пакет диагностического инструментария, позволяющий оценить воспитательный потенциал учебного заведения СПО в процессе дистанционного обучения учащейся молодежи - курсантов морского колледжа;

- предложить технологию реализации разработанного диагностического инструментария;

- с помощью разработанного диагностического инструментария оценить результаты проведенного педагогического исследования.

Проведенное исследование обладает научной новизной, теоретической и практической значимостью.

Научная новизна состоит в том, что разработан новый диагностический инструментарий, позволяющий исследователю или воспитателю объективно оценить воспитательный потенциал учебного заведения СПО.

Теоретическая значимость заключается в том, что предложена технология, включающая пошаговые действия подготовки и оценивания воспитательного потенциала учебного заведения СПО.

Практическая значимость: применение предложенного диагностического инструментария в практике воспитания учащейся молодежи способствует объективному оцениванию воспитательного потенциала учебного заведения СПО в ходе обучения курсантов и студентов в дистанционном формате.

Педагогическая диагностика реализуется при помощи инструментария, включающего тесты, анкеты, наблюдение, опросы, беседы, интервью, контрольные задания и другие формы.

И.П. Коновалова [2], РВ. Лубков [3], Е.В. Пчельникова [4] и другие исследователи в своих диссертационных работах в теоретическом плане не выделяли термин «диагностический инструментарий». Они использовали диагностические системы, включающие авторские методики и известные тесты.

Что же следует понимать под термином «диагностический инструментарий»?

Л.А. Ибрагимова и С.В. Михайлова видят данный феномен как некий комплекс тестов и методик, обеспечивающий проведение процедуры педагогической диагностики [5]. П.С. Краснов предлагает понимать его как «совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов» [6, с. 3]. В.Е. Грибановская определяет диагностический инструментарий как «комплекс, позволяющий» определить уровень развития личности и её особенности [7].

Применительно к проводимому исследованию и на основе выполненного теоретического анализа, и контент-анализа научной литературы можем заключить, что диагностический инструментарий есть уникальный механизм, состоящий из пакета тестов и методик, использующийся для объективной оценки реального состояния воспитательного потенциала учебного заведения СПО в процессе дистанционного обучения учащейся молодежи.

Содержание диагностического инструментария оценки реального состояния воспитательного потенциала учебного заведения СПО в процессе дистанционного обучения учащейся молодежи

В проводимом исследовании мы рассматриваем воспитательный потенциал учебного заведения СПО как комплекс возможностей, условий и средств колледжа, творческое применение которых обеспечивают содержательный воспитательный процесс, направленный на формирование юношей и девушек как граждан-патриотов Отечества и компетентных специалистов морского транспорта.

Структура воспитательного потенциала колледжа включает следующие компоненты: когнитивный (способствует получению каждым курсантом необходимых знаний); ценностный (содействует становлению у личности мотиваци-онно-ценностной сферы и удовлетворению потребностей развития гражданских и профессиональных качеств); деятельностный (ориентирует курсантов на активное участие в социально-массовой, волонтерской и патриотической деятельности); поведенческий (позволяет выработать у учащихся законопослушность, ответственность, добросовестное отношение к учебе и профессиональной деятельности; образцовое поведения в быту и социуме).

Учет рекомендаций В.И. Загвязинского, В.А. Сластенина и др. дал возможность определить необходимые критерии, позволявшие оценить итоги реализации воспитательного потенциала колледжа в процессе ДО курсантов. Таковыми стали:

- знаниевый (оценивает уровень знаний курсантов в сфере морали и нравственности, о нормах поведения в обществе и коллективе). Его основными показателями являются знания о воспитании, воспитанности, социальных нормах, правилах и ценностях, позволяющих курсанту успешно адаптироваться и функционировать в нашем обществе; знания традиционных российских духовно-нравственных ценностей; знания моделей правового поведения современного гражданина России;

- мотивационный (необходим для оценивания мотивационной сферы курсанта, его потребности в развитии духовно-нравственных качеств). Показателями данного критерия стали следующие: сформированность мотивов социальной направленности; овладение традиционно российскими духовно-нравственными ценностями и выработка на их основе ценностных ориентаций; наличие активной позиции гражданина и патриота России;

- деятельностно-поведенческий (указывает на степень вовлеченности курсанта в учебно-воспитательную деятельность в ходе «дистанта»). К показателям этого критерия относятся следующие: степень участия в проводимых дистанционно мероприятиях воспитательной направленности; проявление инициативности в подготовительном периоде и процессе проведения мероприятий воспитательной и волонтерской направленности; степень соблюдения требований Конституции РФ и федеральных законов, социальных норм поведения в повседневной жизнедеятельности, учебе и общении с людьми;

- рефлексивный (позволяет каждому курсанту морского колледжа производить самооценку: а) своей деятельности и поступков; б) уровня сформиро-

ванности духовно-нравственных качеств). К его показателям относятся наличие способности к рефлексии вовлеченности и участия в воспитательной деятельности; умение применить возможности самоконтроля и самоанализа участия в воспитательных мероприятиях; готовность к конструктивному использованию полученных знаний для творческого изменения сложившейся обстановки.

Разработанные показатели разделены на три уровня: высокий (полное и успешное проявление каждого показателя); средний (недостаточно полное проявление и раскрытие каждого показателя); низкий (неудовлетворительное проявление и раскрытие каждого показателя).

Технология применения диагностического инструментария в практической деятельности преподавателей и воспитателей колледжа

Сущность любой педагогической технологии заключается в том, что она представляет собой некую систему способов, приемов, последовательных шагов, реализация которых позволяет решить намеченные задачи по формированию и развитию личности учащегося.

Обращение к положениям педагогической теории и опыту исследователей (Г В. Муравьев, М.Ю. Корнилова, С.Н. Томилина и др.) позволили определить логику и следующие пошаговые действия разработки технологии применения созданного диагностического инструментария:

- шаг первый - предусматривает изучение необходимой литературы и определение содержания и путей проведения педагогической диагностики по оценке результативности воздействия воспитательного потенциала колледжа на учащуюся молодежь;

- шаг второй - содержит обоснованный выбор необходимых тестов, методик и анкет, анализ их эквивалентности и надежности, их практическое опробы-вание и включение в диагностический инструментарий;

- шаг третий - практическое применение разработанного диагностического инструментария на этапе констатирующего эксперимента;

- шаг четвертый - предусматривает осуществление мониторинга в процессе проведения воспитательных мероприятий в дистанционном формате;

- шаг пятый - проведение итогового анкетирования и тестирования курсантов с использованием разработанного диагностического инструментария после завершения формирующего эксперимента (контрольный этап);

- шаг шестой - требует проведения статистической обработки материалов анкетирования и тестирования курсантов;

- шаг седьмой - охватывает сравнение всех полученных результатов, представление объективных выводов о проведенном эксперименте.

Реализация первого шага технологии позволила отобрать необходимую научную литературу, содержащую диагностические методики, различные тесты и анкеты. Было принято решение из всего диагностического арсенала выбрать по одной конкретной методике, содержащей тест, позволяющий оценить каждый критерий (знаниевый, мотивационный, деятельностно-поведенческий и рефлексивный).

Исходя из цели и задач исследования, для оценки каждого критерия были выбраны следующие методики:

- методика «Размышления о жизненном опыте», предложенная Н.Е. Щур-ковой. В исследовании она применена для оценки знаниевого критерия;

- «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич), позволяющая оценить мо-тивационно-ценностную сферу личности и соответствующий критерий;

- «Определение общественной активности», разработанная Е.Н. Степановым. Методика позволяет оценить деятельностно-поведенческий критерий;

- «Оценка уровня культуры и воспитанности», составленная Н.П. Капустиной. Включена в состав диагностического инструментария для оценки рефлексивного критерия.

Проведенное пилотное тестирование с участием четыре групп курсантов (115 человек) позволило исследователю: а) убедиться в работоспособности выбранных методик, их надежности и валидности; б) получить первичные данные о состоянии воспитательной работы в колледже; в) отработать организацию, содержание и план тестирования в ходе педагогического эксперимента; г) сделать окончательный вывод в том, что диагностический инструментарий сформирован правильно и можно приступить к проведению педагогического эксперимента.

Для проведения педагогического эксперимента на добровольной основе были отобраны 230 респондентов и равномерно разделены на две группы - экспериментальную и контрольную.

В процессе констатирующего этапа с участниками эксперимента после проведенного обстоятельного инструктажа была осуществлена процедура тестирования. Обработка и обобщение полученных итогов педагогической диагностики на основе вычисления средних арифметических значений соответствующих параметров позволили установить наличие следующих уровней воспитанности респондентов: высокий - 14,9%; средний - 72,1%; низкий - 13%.

В общем плане можно резюмировать, что организаторская и воспитательная работа, проводимая в колледже на начальном этапе эксперимента, соответствует удовлетворительному уровню. При наличии у большинства учащихся колледжа устойчивой гражданской позиции наблюдается некоторая их индифферентность к мероприятиям воспитательной работы, пассивность к волонтерской деятельности, несформированность социальной ответственности, неготовность к лидерской деятельности. Такое положение дел не совсем могут удовлетворить не только исследователя, но и руководство колледжа.

Перестройка организаторской и методической работы способствовала преобразованию отношения самих преподавателей к воспитательной деятельности в дистанционном формате, применению по максимуму воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины для формирования не только знающего специалиста, но и настоящего, делового и ответственного гражданина-патриота. Пересмотр всех компонентов воспитания, переработка перспективных и текущих планов, обновление Программы воспитания колледжа, поиск и внедрение новых форм и методов работы, деятельностное участие каждого преподавателя, распространение передового и нового опыта воспитательной деятельности с курсантами привело к конструктивной трансформации системы воспитания курсантов.

Формирующий этап исследования был нацелен на разъяснение учащимся колледжа сути и потребности воспитания, его целей, задач, видов, форм, методов, результатов, активизацию воспитательной работы, вовлечение курсантов в увлекательную воспитательную и волонтерскую деятельность. Для этого автором была разработана целевая программа «Воспитание учащейся молодежи в дистанционном формате», структурно объединяющая следующие модули:

- ориентировочный (знакомит курсантов с целью, задачами, логикой и особенностями программы, порядком ее освоения, контрольными формами, системой оценивая результативности изучения);

- педагогический (вводит курсантов в мир теории и практики воспитания);

- ценностный (включает юношей и девушек в сферу ценностей, её классификацию, позволяет уяснить их достоинства, логику формирования ценностных ориентаций);

- деятельностный (направлен на активное вовлечение курсантов в разнообразные мероприятия воспитательной и волонтерской направленности, проводимые в дистанционном формате);

- рефлексивный (способствует обогащению знаний курсантов о рефлексии, развитию умений и навыков её применения для объективной самооценки своей деятельности и уровне личностных качеств).

К изучению авторской целевой программы были привлечены только курсанты экспериментальных групп.

После завершения выполнения всех задач формирующего этапа строго в соответствии с разработанным диагностическим инструментарием было проведено контрольное тестирование всех участников эксперимента, т. е. курсантов экспериментальных и контрольных групп.

После арифметической и статистической обработки полученных результатов мы установили, что уровень воспитанности курсантов соответствует высокому - у 54% средний - у 44% и низкому - у 2%. Сравнение результатов говорит об их значительном улучшении после проведения формирующего этапа исследования. Они свидетельствуют об эффективности и результативности проведенных воспитательных мероприятий, существенных положительных итогах воспитательной деятельности, проведённой дистанционно.

Библиографический список

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент показал, что имеющийся в колледже воспитательный потенциал может быть эффективен при творческом и конструктивном отношении к воспитательной работе, целенаправленной и систематизированной деятельности, умении вовлечь курсантов интересными, содержательными и разнообразными мероприятиями воспитательной направленности в конструктивный процесс воспитания. В комплексе с образовательной деятельностью такая воспитательная работа позволяет сформировать каждого курсанта как гражданина Российской Федерации, любящего свою Родину, готового отстаивать её интересы, суверенитет и границы в мирное и военное время, доказывающим свой патриотизм основательными знаниями, трудолюбием, серьезным отношением к делу и примерным поведением.

Таким образом, воспитательная работа - это один из сложных педагогических феноменов, диагностирование которого является не банальным, а очень сложным и трудоемким делом.

Теория и практика педагогического диагностирования воспитательного потенциала учебного заведения СПО не изобилует колоссальным количеством методик для его достаточно верного оценивания. Автором разработана новая методика, позволяющая оценить воспитательный потенциал учебного заведения, которая успешно послужит делу активизации воспитательной деятельности в дистанционном формате, исключит формализм и субъективизм при оценке уровня воспитания курсантов и студентов.

В общем виде научная новизна разработанного диагностического инструментария, предложенной технологии его реализации заключается в научно-творческом конструировании новой методики оценивания воспитательного потенциала учебного заведения СПО, реализуемого в условиях «дистанта».

Ее теоретическая и практическая значимость заключается в обогащении педагогической теории новой технологией реализации предложенного диагностического инструментария, в его ценности и потребности для воспитательной деятельности учебных заведений СПО, обеспечении высокой эффективности и положительной результативности при грамотном и логичном использовании в практике воспитания учащейся молодежи, проводимой в дистанционном формате. Предложенный диагностический инструментарий и технология его реализации пополнит арсенал полезных методик для практической деятельности преподавателей и воспитателей учебных заведений СПО.

Настоящий диагностический инструментарий и технология его реализации позволяет преподавателям, воспитателям, командирам курсантских рот и кураторам объективно оценить результативность воспитательного потенциала учебного заведения СПО, применение которого происходит в дистанционном формате.

Вышеизложенное позволяет констатировать: автором все поставленные задачи выполнены и установленная цель достигнута.

В перспективе планируется разработать методику проведения мониторинга воспитательной работы, проводимой дистанционно с курсантами учебного заведения СПО.

1. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

2. Коновалова И.П. Реализация воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в образовательном процессе технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2005.

3. Лубков РВ. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Самара, 2007.

4. Пчельникова Е.В. Развитие и реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого города. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск, 2011.

5. Ибрагимова Л.А., Михайлова С.В. Диагностический инструментарий оценки развития надпрофессиональных компетенций студентов вуза: методические рекомендации. Нижневартовск: Издательство НВГУ 2021.

6. Краснов П.С. Разработка диагностического инструментария для оценки уровня освоения планируемых результатов основных образовательных программ учащихся с разным уровнем образовательных потребностей: методические рекомендации. Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования».

7. Грибановская В.Е. Диагностический инструментарий и процедура его использования для изучения способностей дошкольников с патологией речи продуцировать рассказы с элементами творчества. Концепт: научно-методический электронный журнал. 2018; № V10. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186095.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Загвязинский В.И. Методология педагогического исследования: учебное пособие для вузов. Москва: ЮРАЙТ, 2022.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

10. Муравьев Г.В., Томилин А.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2020.

11. Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017.

12. Томилина С.Н. Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Сибирский педагогический журнал. 2019; № 3: 36-44.

References

1. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakíika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

2. Konovalova I.P. Realizaciya vospitatel'nogo potencíala psihologo-pedagogicheskih disciplin v obrazovatel'nomprocesse tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2005.

3. Lubkov R.V. Didakíicheskijpotencial virtual'nojobrazovatel'nojsredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2007.

4. Pchel'nikova E.V. Razvitie i realizaciya vospitatel'nogo potenciala obscheobrazovatel'noj shkoly v usloviyah malogo goroda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2011.

5. Ibragimova L.A., Mihajlova S.V. Diagnosticheskij instrumentarijocenkirazvitiya nadprofessional'nyh kompetencijstudentov vuza: metodicheskie rekomendacii. Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo NVGU, 2021.

6. Krasnov P.S. Razrabotka diagnosticheskogo instrumentariya dlya ocenki urovnya osvoeniya planiruemyh rezul'tatov osnovnyh obrazovatel'nyh programm uchaschihsya s raznym urovnem obrazovatel'nyh potrebnostej: metodicheskie rekomendacii. Murmansk: GAUDPO MO «Institut razvitiya obrazovaniya».

7. Gribanovskaya V.E. Diagnosticheskij instrumentarij i procedura ego ispol'zovaniya dlya izucheniya sposobnostej doshkol'nikov s patologiej rechi producirovat' rasskazy s 'elementami tvorchestva. Koncept: nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2018; № V10. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186095.htm

8. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: YuRAJT, 2022.

9. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2013.

10. Murav'ev G.V., Tomilin A.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa formirovaniya professional'noj napravlennosti u kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2020.

11. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017.

12. Tomilina S.N. Pedagogicheskaya tehnologiya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2019; № 3: 36-44.

Статья поступила в редакцию 23.06.23

УДК 51(07): 373

Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; Orenburg State University

(Orenburg, Russia), E-mail: KolobovAN@ya.ru

USING GAME ELEMENTS IN MATHEMATICS LESSONS. This article discusses features of study of forming cognitive interest in mathematics for students in grades 7-8. According to the Federal State Educational Standard, one of the main tasks of the modern educational space is the development of an individual who is able to independently set goals, plan ways to achieve them, and is also ready for self-development and introspection. In addition to the tasks, educational standards put forward both the main requirements - the formation of various universal learning activities for students, and additional ones - the formation of a high level of students' competence. The implementation of these requirements is feasible with the expansion of the cognitive and motivational sphere of students' activity, which in turn requires an increase in the level of development of students' cognitive interest. The methodological features of studying this issue presented in the article were implemented in a specific educational process on the basis of the MOAU "Secondary School No. 57" in Orenburg and allowed students to increase the level of cognitive interest in mathematics.

Key words: mathematics, cognitive interest, educational activity, elective course, game technologies

А.Н. Колобов, канд. техн. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова,

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Е-mail: KolobovAN@ya.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье рассмотрены особенности исследования формирования познавательного интереса к математике для обучающихся 7-8 классов. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту одной из главных задач современного образовательного пространства является развитие личности, способной самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, а также готовой к саморазвитию и самоанализу. Помимо задач образовательные стандарты выдвигают как основные требования, направленные на формирование различных универсальных учебных действий у обучающихся, так и дополнительные, касающиеся достижения высокого уровня компетентности обучающихся. Реализация данных требований возможна при расширении познавательно-мотивационной сферы деятельности обучающихся, что, в свою очередь, требует повышения уровня развития познавательного интереса обучающихся. Представленные в статье методические особенности изучения данного вопроса были реализованы в конкретном учебном процессе на базе МОАУ «СОШ № 57» г Оренбурга и позволили повысить у обучающихся уровень познавательного интереса к математике.

Ключевые слова: математика, познавательный интерес, учебная деятельность, элективный курс, игровые технологии

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире у школьников пропадает интерес к изучению предмета «Математика». Это происходит из-за низкой мотивации. В настоящее время достаточно остро стоит задача повышения качества школьного образования. Поэтому можно сказать, что задача современного учителя в большей степени заключается не столько в передаче знаний, сколько в мотивировании к их получению [1].

Проблема развития познавательного интереса рассматривалась в работах многих философов, психологов и педагогов. Исходя из анализа данных работ, следует, что одним из путей решения данной проблемы является использование игровых элементов в процессе обучения предмету, так как у обучающихся именно благодаря дидактическим играм формируется представление о математике как о компоненте человеческой культуры. Применение игровых элементов на уроках позволяет обучающимся в полном объёме развить и реализовать свой личностный потенциал, что, в свою очередь, тесно связано с развитием их познавательного интереса [2].

Несмотря на то, что на теоретическом уровне применение игровых элементов на уроках рассматривалось в трудах многих ученых, практическая применимость игровых элементов, имитирующих профессиональную деятельность, всё же не нашла достаточной реализации. Как показывает практика работы в школах, применению игровых элементов на уроках уделяется недостаточно внимания, а поэтому требует дальнейшего исследования. Исходя из вышеперечисленного, можно заявить о недостаточной степени изученности проблемы исследования.

Целью данного исследования стала разработка, внедрение и апробация программы применения игровых элементов как средства повышения эффективности и интереса к обучению математике для обучающихся 7-8 классов, а также определение итоговых результатов реализации данной программы.

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:

- определение роли игровых элементов в развитии познавательного интереса обучающихся;

- разработка классификации игровых элементов в соответствии с современной образовательной парадигмой;

- разработка и реализация элективного курса «Путешествуем по России с элементами вероятности и статистики» в образовательном процессе;

- диагностика первых результатов работы, выявление уровня перспективности данной программы.

Научная новизна исследования состоит в разработке программы применения игровых элементов как средства повышения интереса к математике для обучающихся 7-8 классов.

На определённом этапе общественного развития игра стала формой организации деятельности ребёнка. В результате развития общество, учитывая возрастные особенности и воспитательные задачи, создаёт игрушки, правила и передаёт их из поколения в поколение. Иными словами, происходит процесс «культивирования» игры. Со временем создаются и устанавливаются элементы культуры - определённое игровое изображение действительности. Например, сказки, колыбельные, на основе которых учат и воспитывают детей.

В процессе игры дети изучают окружающий мир, осознают свою социальную роль, учатся разным видам деятельности и культуре отношений как со сверстниками, так и с взрослыми. В ходе игры у детей формируются изобретательность, инициатива, сообразительность, смекалка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский отмечал значительную воспитательную роль игры, способствующую развитию творческого труда и деятельности ребёнка. Также К.Д. Ушинский подчёркивал, что в игре ребёнок получает не только удовольствие, но и развивает познавательную деятельность.

Впервые понятие «дидактическая игра» было введено М. Монтесори и Ф. Фребель. А с 1960 года данный термин стали применять в теории благодаря пропаганде С.Л. Соловейчика «учения с увлечением». В настоящее время по результатам исследования лишь 68% педагогов применяют в своей деятельности игровые элементы, но не более трёх раз в год.

Дидактическая игра - это средство активизации умственной деятельности обучающихся, так как решение поставленных задач требует сосредоточения внимания, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Игра имеет большое образовательное значение, так как тесно связывает жизненные наблюдения и обучение на уроках. В игре каждый из обучающихся может включить своё воображение и решить задачи, даже не подозревая о сложности решаемых задач. В игре обучающиеся применяют свои знания, умения, навыки, учатся работать в команде, сотрудничать со сверстниками, находить наиболее благоприятные способы решения поставленных задач.

Игра развивает нравственность, коллективизм и способствует сплочению, ведь все участники данного процесса имеют общие цели и прикладывают усилия для их достижения. Следует отметить, что игра как один из методов обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.