Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологические основы профессиональной деятельности / модульное структурирование / учебный элемент / socio-psychological foundations of professional activity / modular structuring / educational element

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Д. Васильева

Социально-психологические основы профессиональной деятельности специалистов-инженеров закладываются при освоении социально-психологических знаний в образовательном процессе технических вузов с целью формирования универсальных компетенций выпускников, связанных с их саморазвитием и социальным взаимодействием в обществе. В преддверии внедрения образовательного стандарта четвертого поколения и новой системы высшего образования актуальным становится определение методологически верного подхода к проектированию содержания образовательных программ подготовки инженеров в области социально-психологических знаний при их модульном построении на уровне бакалавриата. В данном исследовании определены необходимые и достаточные (по полноте и уровню отраженного объективизированного опыта) научные области социально-психологического знания, а именно – отобраны базисные (фундаментальные) и прикладные (профессиональные) научные области социологии и психологии. В процессе модульного структурирования из них сформированы основные учебные элементы, установлена их взаимосвязь в соответствии с требованиями времени, современной науки, общества и личности. Разработаны практические рекомендации по условиям реализации модульного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Д. Васильева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY: MODULAR STRUCTURING

The socio-psychological foundations of the professional activity of engineering specialists are laid when mastering socio-psychological knowledge in the educational process of technical universities in order to form universal competencies of graduates related to their self-development and social interaction in society. On the eve of the introduction of the fourth generation educational standard and the new higher education system, it becomes relevant to determine the methodologically correct approach to designing the content of educational programs for training engineers in the field of socio-psychological knowledge in their modular construction at the bachelor’s level. In this study, the necessary and sufficient (in terms of completeness and level of reflected objectified experience) scientific fields of socio-psychological knowledge are identified, namely, the basic (fundamental) and applied (professional) scientific fields of sociology and psychology are selected. In the process of modular structuring, the main educational elements are formed from them, their interrelation is established in accordance with the requirements of the time, modern science, society and personality. Practical recommendations on the conditions for the implementation of modular training are developed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ»

4. Черникова Е.Л. Методика обучения школьников стилистическому аспекту иноязычного общения на уровне среднего общего образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2023.

5. Слободская Ю.В. Содержание предметной компетенции по учебной дисциплине «Стилистика английского языка». Ярославский педагогический вестник. 2011; Т. 2; № 2: 170-174.

6. Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелов М.Д., Эванс В. Английский в фокусе: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: Express Publishing: Просвещение, 2006.

7. Ваулина Ю.В., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский в фокусе: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. Москва: Express Publishing: Просвещение, 2016.

References

1. Soboleva E.A., Kazanceva N.A. Inoyazychnaya kommunikativnaya kompetenciya kak cel' obucheniya inostrannym yazykam v osnovnoj obscheobrazovatel'noj shkole. Nauka i obrazovanie segodnya. 2020; № 1: 49-52.

2. Gumerova G.R. Stilisticheskaya kompetenciya kak osnova uspeshnoj kommunikacii pri obuchenii detej (na materiale bashkirskih deeprichastij). Nauka, innovacii, obrazovanie: aktual'nye voprosy XXI veka: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Nauka i prosveschenie, 2022: 232-234.

3. Koryakina A.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya stilisticheskoj kompetencii u starsheklassnikov yakutskoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2008.

4. Chernikova E.L. Metodika obucheniya shkol'nikov stilisticheskomu aspektu inoyazychnogo obscheniya na urovne srednego obschego obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2023.

5. Slobodskaya Yu.V. Soderzhanie predmetnoj kompetencii po uchebnoj discipline «Stilistika anglijskogo yazyka». Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011; T. 2; № 2: 170-174.

6. Bykova N.I., Duli Dzh., Pospelov M.D., 'Evans V. Anglijskij v fokuse: uchebnik dlya 2 klassa obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Express Publishing: Prosveschenie, 2006.

7. Vaulina Yu.V., Duli D., Podolyako O.E., 'Evans V. Anglijskij v fokuse: uchebnik dlya 8 klassa obscheobrazovatel'nyh organizacij. Moskva: Express Publishing: Prosveschenie, 2016.

Статья поступила в редакцию 12.03.24

УДК 378

Vasilyeva V.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia), E-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY: MODULAR STRUCTURING. The socio-psychological foundations of the professional activity of engineering specialists are laid when mastering socio-psychological knowledge in the educational process of technical universities in order to form universal competencies of graduates related to their self-development and social interaction in society. On the eve of the introduction of the fourth generation educational standard and the new higher education system, it becomes relevant to determine the methodologically correct approach to designing the content of educational programs for training engineers in the field of socio-psychological knowledge in their modular construction at the bachelor's level. In this study, the necessary and sufficient (in terms of completeness and level of reflected objectified experience) scientific fields of socio-psychological knowledge are identified, namely, the basic (fundamental) and applied (professional) scientific fields of sociology and psychology are selected. In the process of modular structuring, the main educational elements are formed from them, their interrelation is established in accordance with the requirements of the time, modern science, society and personality. Practical recommendations on the conditions for the implementation of modular training are developed.

Key words: socio-psychological foundations of professional activity, modular structuring, educational element

В.Д. Васильева, д-р пед. наук, проф., Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, E-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ

Социально-психологические основы профессиональной деятельности специалистов-инженеров закладываются при освоении социально-психологических знаний в образовательном процессе технических вузов с целью формирования универсальных компетенций выпускников, связанных с их саморазвитием и социальным взаимодействием в обществе. В преддверии внедрения образовательного стандарта четвертого поколения и новой системы высшего образования актуальным становится определение методологически верного подхода к проектированию содержания образовательных программ подготовки инженеров в области социально-психологических знаний при их модульном построении на уровне бакалавриата. В данном исследовании определены необходимые и достаточные (по полноте и уровню отраженного объективизированного опыта) научные области социально-психологического знания, а именно - отобраны базисные (фундаментальные) и прикладные (профессиональные) научные области социологии и психологии. В процессе модульного структурирования из них сформированы основные учебные элементы, установлена их взаимосвязь в соответствии с требованиями времени, современной науки, общества и личности. Разработаны практические рекомендации по условиям реализации модульного обучения.

Ключевые слова: социально-психологические основы профессиональной деятельности, модульное структурирование, учебный элемент

При подготовке будущих специалистов-инженеров в технических вузах социально-психологические основы профессиональной деятельности закладываются при освоении социально-психологических знаний, в основном представленных в содержании социально-гуманитарных дисциплин образовательных программ бакалавриата.

Социально-психологические знания безальтернативно необходимы для формирования большинства универсальных компетенций, связанных с саморазвитием, социальным взаимодействием специалистов в обществе, в том числе в профессиональной деятельности, адаптацией к изменяющимся условиям жизни. Перечень таких универсальных компетенций во ФГОС ВО 3++ в последние годы пополнялся, и теперь почти во всех образовательных стандартах инженерной подготовки (уровень бакалавриата) они представлены в следующем виде: способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном (ых) языке (ах) (УК-4); способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5); способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6); способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (УК-9); способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности (УК-11).

Сейчас мы стоим на пороге разработки и внедрения образовательных стандартов четвертого поколения и новой системы высшего образования [1; 2; 3], происходит и активное изменение образовательных программ вузов в рамках действующих ФГОС ВО 3++ в соответствии с другими нормативными документами государственного уровня [4; 5].

Вполне возможно, что в новых образовательных стандартах результаты освоения программы бакалавриата в формате компетенций выпускников будут сохранены; по сути, мало изменятся универсальные компетенции, включающие в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические составляющие, которые проявляются в личностном развитии и в успешных действиях всесторонне развитых специалистов в социальной и профессиональной сферах жизни.

Что касается социально-гуманитарных дисциплин, аккумулирующих социально-психологические знания, то в русле развития образовательных стандартов к настоящему времени они претерпели значительные изменения: изменился их перечень, изменилось и содержание. С внедрением ФГОС ВО третьего поколения в рамках Болонского процесса из внимания разработчиков образовательных программ подготовки специалистов выпал целый ряд ранее существовавших социально-гуманитарных дисциплин; их перечень, кроме дисциплин «Философия» и «История», теперь дается вузам на самостоятельное определение.

Проведенный ранее анализ содержания цикла социально-гуманитарных дисциплин в учебных планах действующих образовательных программ (уровень бакалавриата) ряда технических вузов показал, что выбор вузами перечня социально-гуманитарных дисциплин, которые формируют одни и те же универсаль-

ные компетенции, довольно разнообразен, порой непонятен и необоснован; прослеживается явная тенденция к их сокращению, формирование универсальных компетенций в большей степени поручается практике, подготовке и защите выпускной работы специалиста; сокращаются и выделяемые дисциплинам учебные часы [6]. Таким образом, в настоящее время будущее цикла социально-гуманитарных дисциплин, формирующих социально-психологические основы профессиональной деятельности выпускников, в новых образовательных стандартах и программах бакалавриата технических вузов пока неясно.

Однако сейчас с уверенностью можно сказать о модульной структуре организации образовательного процесса в вузах в будущем и обязательном включении в образовательные программы социально-гуманитарных модулей, ответственных за формирование вышеприведенных универсальных компетенций. Образовательные организации смогут и далее использовать модульное обучение как средство формирования компетенций, детерминированное действующими в настоящее время федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. Нельзя не согласиться, что современное научное знание, развиваясь в интегративной научной парадигме, тяготеет к междисциплинарным исследованиям, формированию новых учебных дисциплин-модулей, объединяющих смежные научные области между собой [7].

В преддверии внедрения образовательного стандарта четвертого поколения и новой системы высшего образования чрезвычайно актуальным становится решение проблемы содержания блока социально-гуманитарных дисциплин, ответственных за формирование представленных выше универсальных компетенций будущих инженеров.

Объектом настоящего исследования является процесс проектирования содержания образовательных программ инженерной подготовки на уровне бакалавриата.

Целью исследования является теоретическое обоснование и апробация методологического подхода к проектированию содержания социально-психологических знаний в образовательных программах инженерной подготовки на уровне бакалавриата.

Задачами настоящего исследования становятся:

- определение необходимых и достаточных (по полноте и уровню отраженного объективизированного опыта) научных областей социально-психологического знаний для формирования содержания модуля социально-психологических основ профессиональной деятельности с выделением его учебных элементов;

- выявление необходимых педагогических условий реализации исследуемого модуля для успешного освоения студентами его содержания.

Научная новизна данного исследования заключается в дополнении известного научного педагогического знания, касающегося проектирования содержания образовательных программ подготовки специалистов в целом, оптимальным в современных условиях методологическим подходом проектирования содержания социально-психологического знаний.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предложенный методологический подход обогащает и развивает теорию проектирования содержания образовательного процесса в высшей школе, расширяет пред-

ставление об универсальных компетенциях современного инженера, является существенным вкладом в дидактику высшей профессиональной школы.

Практическая значимость настоящего исследования связана с решением поставленных задач и принципиальной возможностью использовать его результаты в системе высшего образования подготовки специалистов на этапе проектирования содержания образовательных программ.

Выполняя поставленные в данном исследовании задачи, авторами, прежде всего, обоснованно выбрана модульная форма организации социально-психологического знаний в учебном процессе. Модуль трактуется и как часть образовательной программы (несколько учебных дисциплин), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям образования, и как учебная дисциплина, и как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел) [8]. В данной работе под модулем социально-психологических основ профессиональной деятельности подразумевается, скорее, учебная дисциплина, в рамках которой происходит интегрирование близких научных областей, ответственных за формирование одних и тех же универсальных компетенций.

Известно (и уже практически апробировано), что содержание модуля формируется по гносеологическому основанию (вокруг базовых понятий и методов учебной дисциплины) и функциональному основанию (вокруг функций, способов, приемов познавательной и профессиональной деятельности), что обеспечивает реализацию целей обучения. Учебный материал в рамках модуля разбивается на обособленные, дидактически сформированные учебные элементы; перед каждым элементом ставится вполне определенная дидактическая цель - формирование части или полной универсальной компетенции, а содержание элемента представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение. Учебные элементы модуля содержательно и функционально представляют собой взаимосвязанные и взаимозависимые единицы структуры [9; 10].

Прежде всего, для учебных элементов первого (фундаментального) уровня структурируемого модуля нами были отобраны базисные социологические и психологические научные знания, обеспечивающие студентам достаточно мощную теоретическую базу и обоснование их практического применения. Инженерная деятельность специалиста, по сути, обусловлена теми же социально-психологическими процессами и феноменами, как и любая другая деятельность. Именно социология, как фундаментальная наука и метадисциплина в образовательном процессе, рассматривает общество как социальную систему, включая его типологию и социальные институты, изучает и объясняет поведение человека в обществе, в том числе в его профессиональной деятельности. При этом социология опирается, прежде всего, на научные области психологии, а именно - на знание психологической структуры человека (индивида, личности), его психических состояний и процессов, сопровождающих любую деятельность человека, на психологический аспект всех социальных явлений и процессов.

Прикладные (профессиональные) учебные элементы второго уровня разрабатывались с ориентацией на перечень формируемых модулем универсальных компетенций будущих инженеров. В основе всех учебных элементов второго уровня лежат отрасли научного социально-психологического знания: социология профессий, социальная психология, социология и психология управления, социология и психология труда и др. В сферу внимания попадают такие вопросы

Рис. 1. Структура модуля социально-психологических основ профессиональной деятельности

профессиональной деятельности, как профессионализм и профессионализация личности, особенности поведения работников в группах (коллективах, организациях), виды и стили общения, лидерство и руководство, мотивация и стимулирование, управление и разрешение социальных конфликтов, организационная культура и социально-психологический климат и др.

Структурированное содержание учебного материала модуля социально-психологических основ профессиональной деятельности представлено в виде графической схемы на рис. 1. Как видно, логические связи между учебными элементами модуля помогают избежать дублирования его содержания, дают ясное представление об объеме учебной информации и порядке ее освоения в модуле.

Комплектование данных учебных элементов в модуль может быть произвольным и зависит от опыта и традиций образовательной практики вузов, имеющиеся кадровые и материальные ресурсы. При этом дисциплина-модуль социально-психологических основ профессиональной деятельности может иметь разное название, например, «Социально-психологические основы профессиональной деятельности», «Социология и психология», а также другие варианты, точнее отражающие содержание курса и поставленную образовательную задачу. В образовательной программе могут существовать и две дисциплины-модули -«Социология» и «Психология», рассматривающие личность и социальные процессы профессиональной жизни в разных аспектах; эти дисциплины правомерно дополняют друг друга, в основном формируя вышеприведенные универсальные компетенции.

Однако весьма непроизвольным должно быть количество учебных часов, выделяемых учебным планом на успешное освоение студентами учебных элементов рассматриваемого модуля. Если становление общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов «растянуто во времени» в различных формах учебной деятельности на протяжении 1-4 курсов, то формирование уни-

Библиографический список

версальных компетенций в основном предусматривается на 1-2 курсах. Значит, количество выделяемых академических часов имеет свои пределы и зависит от статуса дисциплины, определяемого образовательным стандартом и другими нормативными документами федерального уровня или решением самого вуза. На наш взгляд, исследуемый нами модуль требует не менее 54 часов аудиторных занятий в семестре.

Резюмируя проведенное исследование, анализируя научные изыскания в этой области других ученых, можно сделать вывод о том, что полученные результаты обладают научной новизной и имеют теоретическую и практическую значимость.

Проведенное модульное структурирование гуманитарных научных знаний в инженерной подготовке дает методологическую основу проектирования содержания образовательного процесса с целью формирования актуальных универсальных компетенций выпускников, связанных с их личностным развитием и социальным взаимодействием в обществе, а именно - отобраны базисные (фундаментальные) и прикладные (профессиональные) научные области социологии и психологии; сформированы основные учебные элементы, установлена их взаимосвязь в соответствии с требованиями времени, современной науки, общества и личности.

Кроме того, разработанные на основе проведенного исследования практические рекомендации по условиям реализации рассмотренного модуля могут быть применимы при проектировании образовательного процесса уже по новым образовательным стандартам четвертого поколения.

Различные же аспекты конструирования учебного материала в рамках отдельных учебных элементов рассматриваемого модуля, включая создание благоприятных условий для развития у обучающихся интеллектуальных и социальных способностей, будут нами рассматриваться в дальнейшем.

1. Рудской Е.И., Боровиков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России. Высшее образование в России. 2021; № 4: 72-84.

2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 21.02.2023 г № Пр-528. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70689

3. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343. Available at: http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202305120005?ysclid=lir28748ww801690861

4. Минобрнауки России определило обязательный минимум изучения истории России в вузах. Available at: https://minobrnauki.gov. ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59646/

5. Основы российской государственности. Проект концепции учебно-методического комплекса модуля. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_ MN_11_1516_PK_21042023.pdf

6. Васильева В.Д. Содержание цикла социально-гуманитарных дисциплин в образовательных программах технических вузов: практика и перспектива. Alma mater (Вестник высшей школы). 2024; № 1: 41-47.

7. Кущев Н.П. Формирование ФГОС нового поколения на междисциплинарной основе как необходимое условие повышения качества подготовки инженерных кадров. Alma mater (Вестник высшей школы). 2023; № 6: 12-19.

8. Вербицкий А.А., Нечаев В.Д. Через контекст - к модулям: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова. Высшее образование в России. 2010; № 6: 3-11.

9. Лозинская А.М., Шамало Т.Н. Модульное структурирование содержания обучения дисциплине. Педагогическое образование в России. 2014; № 3: 39-44.

10. Шутикова М.И. Организация учебного процесса в вузе на основе модульной системы. Концепт. 2015; Т. 13: 3941-3945.

References

1. Rudskoj E.I., Borovikov A.I., Romanov P.I. Koncepciya FGOS VO chetvertogo pokoleniya dlya inzhenernoj oblasti obrazovaniya v kontekste vypolneniya poruchenij Prezidenta Rossii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 4: 72-84.

2. Perechen'poruchenij po realizacii Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 21.02.2023 g. № Pr-528. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70689

3. O nekotoryh voprosah sovershenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12.05.2023 № 343. Available at: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202305120005?ysclid=lir28748ww801690861

4. Minobrnauki Rossii opredelilo obyazatel'nyj minimum izucheniya istorii Rossii v vuzah. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59646/

5. Osnovyrossijskojgosudarstvennosti. Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa modulya. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_MN_11_1516_ PK_21042023.pdf

6. Vasil'eva V.D. Soderzhanie cikla social'no-gumanitarnyh disciplin v obrazovatel'nyh programmah tehnicheskih vuzov: praktika i perspektiva. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2024; № 1: 41-47.

7. Kuschev N.P. Formirovanie FGOS novogo pokoleniya na mezhdisciplinarnoj osnove kak neobhodimoe uslovie povysheniya kachestva podgotovki inzhenernyh kadrov. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2023; № 6: 12-19.

8. Verbickij A.A., Nechaev V.D. Cherez kontekst - k modulyam: opyt MGGU im. M.A. Sholohova. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 6: 3-11.

9. Lozinskaya A.M., Shamalo T.N. Modul'noe strukturirovanie soderzhaniya obucheniya discipline. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 3: 39-44.

10. Shutikova M.I. Organizaciya uchebnogo processa v vuze na osnove modul'noj sistemy. Koncept. 2015; T. 13: 3941-3945.

Статья поступила в редакцию 07.02.24

УДК 378.4

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

DISTANCE LEARNING: THE SPECIFICS OF ORGANISATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A MODERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION.

The relevance of the article lies in the fact that in modern conditions of development of innovative technologies and remote educational systems the teaching staff faces the task of designing a model of distance learning, especially in times of crisis. The aim of the article is to determine features of organisation of the distance learning process in a modern higher education institution and the possibilities of its algorithmisation. The tasks of the study include determining the features of the organisation of distance education process in a modern university; developing an algorithm of distance education; determining the dependence of the nature of material study on educational goals; determining the principles of creating an educational trajectory of students' mastery of educational materials in a distance learning environment. The scientific novelty of the study lies in the fact that the article reveals the features and presents the author's model for the organisation of distance learning for university students. Theoretical significance is determined by the systematisation of author's approaches to identifying the peculiarities of the organisation of distance education process in a modern university. Practical significance lies in the possibility of using the results of the study to build a distance learning environment in a modern university.

Key words: distance education process, innovative technologies, distance learning, online work with educational programme, distance education algorithm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.