Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN516.pdf Статья опубликована 01.11.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Смирнова Ж.В., Каткова О.В. Опыт организации модульного обучения в структуре образовательного процесса - универсальный баклавариат профессиональной подготовки обучающихся вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Смирнова Жанна Венедиктовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия, Нижний Новгород Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Каткова Ольга Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия, Нижний Новгород Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Опыт организации модульного обучения в структуре образовательного процесса - универсальный бакалавриат профессиональной подготовки обучающихся вуза
Аннотация. Статья посвящена организации модульного обучения в структуре образовательного процесса - универсальный бакалавриат профессиональной подготовки обучающихся вуза. В статье дано определение модульного обучения. Автором раскрыты основные цели и задачи модульного обучения на современном этапе образования. Дано определение универсального бакалавриата. Автор раскрывает основную структуру универсального бакалавриата, применяемого в учебном процессе вуза. В статье приведены исторические данные по организации модульного обучения в целом. Автор статьи приводит пример основных этапов определяющих процесс модульного обучения в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Раскрыта структура образовательной программы подготовки бакалавров на каждом курсе обучения, включая содержание модульного учебного плана по направлению подготовки «Педагогическое образование». В содержании статьи раскрываются смысловые понятия структуры программы модуля, основанные на содержании основной образовательной программы «Педагогическое образование». В статье содержится описание основных этапов модульного обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование», применяемого в Нижегородском государственном педагогическом университете. Определена эффективность модульного обучения универсального бакалавриата в структуре вуза, как один из методов организации образовательной среды, которая дает возможность реализовать личностно-ориентированный подход, управляя процессом обучения каждого обучающегося.
Ключевые слова: модульное обучение; универсальный бакалавриат; учебный элемент; педагогическое образование; основная образовательная программа
В современном мире большую роль занимает развитие современного образования. Изменение содержания и структуры образовательной системы кардинально меняется из поколения в поколение. Данная тенденция непосредственно связанна с потребностью общества в высококвалифицированных специалистах. Обусловленные факторы изменения образовательной системы требуют изменения направления образования, изменения структуры образовательной системы, изменения методов и подходов к самому процессу обучения.
Дальнейшее развитие нашей страны по всем направлениям деятельности общества во многом зависит от интеллектуального развития человечества, его грамотности и образованности в любой сфере.
Учитывая все эти требования и значения образования в нашем современном мире, определяется основная значимая цель современного образования.
Цель современного образования - это подготовка полноценного специалиста в условиях рыночных отношений в общественных и профессиональных областях.
Качество и открытость системы образования несет за собой координатные изменения в свободе планирования обучения, темпа, места и определенного времени в переходе новой системы образования. Многие российские вузы используют различные пути совершенствования системы: ведение информационной среды обучения, проектирование нового содержания обучения, изменения самого процесса обучения в структуре планирования учебного процесса. Спроектированные вузами новые условия подготовки людей к жизни формируют у них новые требования к специалисту.
Понятие Модульное обучение родилось в конце 60-х годов и быстро нашло свое применение в странах с англоязычными языками. Спустя некоторое время модульным обучением заинтересовались исследователи нашей страны. Они считали, что цель модульного обучения - это создание благоприятных условий для развития личности с помощью создания гибкого содержания обучения, которое должно выполнять индивидуальные требования обучающегося, создавая при этом индивидуальную учебную программу.
Модульное обучение - это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации [13]. В основу сущности модульного обучения входит выбор обучающимся индивидуальной траектории изучения учебного курса со структурой организации учебно-методического блока - модуля. По своему составу модули могут быть обязательными и элективными.
Процесс образования современных школ основывается на классно-урочной системе при пятибалльной оценки знаний учащихся. В образовательной системе вуза происходит не только профессиональное развитие личности, но и становление обучающегося в формирование определенных знаний, умение и навыков. Возможность развития личности в процессе обучения в вузе связано с их внутренним потенциалом.
Основной задачей перед обучающимся, поступившими в вуз является выбор профессии. В ходе обучения в вузе по позитивным причинам ученик может потерять интерес к изучаемому предмету и это в последствии может обратиться в нежелании работать по выбранной специальности.
Модульное обучение в вузе позволяет обучающемуся воспользоваться самостоятельно выбрать темп, время и содержание учебного материала, самостоятельно работать с предложенной ему модульной учебной программой. Сама программа носит информационно-содержательный характер, включая все руководство по освоению дидактического материала.
Организованное модульное обучение в вузе может применяться в любых традиционных формах обучения, педагог в процессе обучения выполняет консультативную деятельность и выступает в роли консультанта обучающегося.
Основной целью модульного обучения обучающихся в вузе является развитие самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Начиная с нового учебного года 2016-2017 наш вуз - Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина перешел на модульное обучения с использованием универсального бакалавриата.
Что такое универсальный бакалавриат (бакалавриат Artes Liberales - образования свободного человека, Liberal Arts в современном мире)? Это структура образовательного процесса, при которой:
1. Формируются наиболее важные общие интеллектуальные умения и культурный фундамент личности.
2. Обеспечиваются широкие возможности для выбора области профессиональной деятельности.
3. Предоставляется максимальная возможность в выборе и изменении образовательного маршрута.
4. Оптимально расходуются время и силы студентов и преподавателей. Обеспечивается индивидуальное тьюторское сопровождение студента.
Модульное обучение охватило все направления подготовки Мининского университета. Проведена огромная работа руководителей и преподавателей по разработке содержания и структуры учебного процесса вуза.
Одним из направлений подготовки вуза является «Педагогическое образование». Миссия образовательной программы направлена на комплексную и качественную подготовку квалифицированных, конкурентоспособных педагогических кадров, обладающих расширенным спектром профессиональных компетенций для реализации технолого-экономической подготовки школьников, на основе сочетания передовых инновационных технологий обучения с научно-практической деятельностью.
Образовательная программа на сегодняшний день является одной из самой востребованной и популярной среди программ направления подготовки «Педагогическое образование». Она не только направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области образования, но и дает возможность выпускнику реализоваться в финансово-экономической и производственных сферах деятельности.
Модульное обучение по данному направлению подготовки начинается с построения учебного плана.
Учебный план включает в себя определенный набор взаимозаменяемых и подвижных модулей. Каждый модуль объединяет родственные дисциплины, что позволяет обучаемому сосредоточиться на изучении отдельных аспектов будущей профессиональной деятельности и лучше усвоить учебный материал, а также выбрать индивидуальную траекторию обучения.
В структуру образовательной программы входит:
1-2 курс: Универсальный бакалавриат.
3-4 курс: Психолого-педагогическая и технолого-экономическая подготовка.
5 курс: Практико-ориентированная деятельность.
Учебный план включает в себя модули гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного и технологического направлений.
Профессиональная подготовка ведется по двум взаимодополняющим профилям (технология и экономика), что расширяет возможности выпускников при трудоустройстве.
Изучение дисциплин технологического направления (прикладная механика, инженерная и компьютерная графика, современное производство и машиноведение, технология ведения дома, техническое и декоративно-прикладное творчество и мастерство и др.) составляет основу специальной подготовки и позволяет будущему выпускнику грамотно выстраивать и осуществлять учебно-воспитательный процесс.
Модули включают в себя предметы, в рамках которых обучающиеся осваивают программу по основам менеджмента и маркетинга, микро- и макроэкономики, предпринимательства и бизнеса, бухгалтерского учета и финансовой культуры, проводят деловые игры, учатся составлять бизнес-планы, защищают творческие проекты.
Наряду с этим, в число изучаемых дисциплин входят мультимедиа - и интернет-технологии, операционные системы, компьютерная бухгалтерия, системы автоматизированной обработки экономической информации.
Обучение ведется на современном компьютерном оборудовании в специализированных классах. Кроме этого, учебный план включает в себя различные виды практики, которые предполагают работу обучающихся в ведущих образовательных учреждениях города.
Организация такой формы обучения пока затрагивает очную форму обучения.
Основная образовательная программа по данному профилю будет выстраиваться в следующей логике:
1. На первом и втором курсах студенты будут осваивать программу «Универсального бакалавриата», ознакомьтесь с предлагаемым списком дисциплин.
2. На втором курсам студентам будет предложено изучение дисциплин предметного модуля, который является своеобразной подготовкой/пропедевтикой к изучению дисциплин профильной направленности на третьем и четвертом курсах. Посмотрите как это будет выглядеть на нашем, психолого-педагогическом направлениях. В представленном плане УБ (универсального бакалавриата) мы предлагаем студентам вариативные модули по дошкольному и начальному образованию соответственно.
3. На третьем и четвертом курсах студенты изучают профильные дисциплины, которые организованы в тематические модули. Ознакомьтесь, пожалуйста, с концепцией организации модульного обучения, предложенными нашими руководителями ОПОП.
Программа обучения по направлению «Педагогическое образование» составлена в структуре модульного обучения на основе проведенного анализа видов деятельности, которые формируются при изучении программ модулей, входящих в основную образовательную программу данного направления. Сам модуль по изучаемой дисциплине содержит учебный элемент.
Каждый учебный элемент в программе модуля состоит из трех блоков:
• координирующего, установка дидактических целей учебного элемента;
• информационного, представленного в виде коротких, разделенных между собой иллюстрированных текстов;
• контролирующего, тестовые задания и практические задания.
Организация модульного обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование» обуславливает несколько этапов:
• установочный этап;
16РБМ№16
• обучающий этап;
• аттестационный этап.
Эффективность работы обучающихся с модулем учебное содержание должно быть, представлено таким образом, чтобы обучающиеся результативно его усвоили. При этом преподаватель ведет беседу с каждым учеником, проводит дискуссии со всей группой.
Деятельность преподавателя, становится многофункциональной, учитывающей кругозоры, потребности и положительные мотивы обучающихся.
В процессе подготовки к модульному обучению преподавателями вуза разработаны индивидуальные, вариативные, разнопрофильные, многоуровневые образовательные программы, развить структуру, состав и содержание (учебное, методическое и информационное обеспечение) информационно-образовательной среды.
Таким образом, модульное обучение в программе универсального бакалавариата позволяет утверждать, что такая система обучения дает возможность реализовать личностно-ориентированный подход, управляя процессом обучения каждого обучающегося в зависимости от темпов освоения ими учебных элементов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болтаева М., Дадамирзаев М.Г. Методологические основы формирования самостоятельного образования. Проблемы образования. №1. 2GGB год. С. 79.
2. Болтаева М., Дадамирзаев М.Г. Методические основы организации самостоятельной работы. Педагогическое образование. №4. 2008 год. С. 121.
3. Груздева, М.Л. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов / М.Л. Груздева, Н.И. Тукенова // Вестник Мининского университета. - 2G16. - №1-1 (13). - С. 19.
4. Морозова Н.А. Модульный подход в современном образовании. - М. 2G1G.
5. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н (Ы*р://профстандартпедагога.рф).
6. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2G13. №7 (43). С. 22-31.
7. Седых Е.П. Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом // Наука и школа. 2G11. №6. С. 10-12.
В. Смирнова, Ж.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения / Ж.В. Смирнова, М.В. Мухина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4-4. С. 827-В29.
9. Смирнова, Ж.В. Роль информационных технологий в модернизации образовательного процесса вуза / Ж.В. Смирнова, А. Паршина // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. НГПУ им. К. Минина. 2016. С. 45-47.
1G. Хилкова Н., Ермакова Л. Проблемы организации самостоятельной работы. Высшее образование в России. №2. 2GG7 г. стр. 171-172.
11. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: Учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2010.
12. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. / The role of students' classroom independent work in higher educational institutions Indian Journal of Science and Technology. 2G16. Т. 9. №22. С. 95568.
Smirnova Zhanna Venediktovna
Nizhegorodskiy state pedagogical university of the name of Cosmas Minina, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Katkova Olga Bladimirovna
Nizhegorodskiy state pedagogical university of the name of Cosmas Minina, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Experience of the modular training in the structure of the educational process - universal bachelor training university studying
Abstract. The article enlightened organization of modular training the structure of the educational process - a universal bachelor of professional training of students of the University. In article definition of modular training. The author describes the main goals and objectives of modular education at the modern stage of education. This definition of universal bachelor. The author reveals the basic structure of the universal bachelor used in the educational process of the University. The article presents historical data on the organization of modular training in General. The author gives the example of the main stages define the process of modular training in Nizhny Novgorod state pedagogical University to Minin. The structure of educational programs of preparation of bachelors on each course, including the content of the modular curriculum in the direction of preparation "Pedagogical education". The content of the article reveals the semantic notion of the structure of the program module based on the contents of the basic educational program "Pedagogical education". The article contains a description of the main stages of modular training in the direction of preparation "Pedagogical education", used in the Nizhny Novgorod state pedagogical University. The efficiency of modular teaching universal bachelor the structure of the University, as one of the methods of organization of educational environment that provides the opportunity to implement learner-centered approach and manage the learning process of each student.
Keywords: modular training; universal bachelor; educational element; teacher education; basic educational program