Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / дополнительное образование / цифровизация / общество 5.0 / сетевое обучение / веб-технологии / студенческая аудитория / distance education / additional education / digitalization / society 5.0 / online learning / web technologies / student audience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.С. Маслов, Л.А. Гриневич

В связи с изменениями современного общества и постепенным переходом к такому понятию, как общество 5.0, во всех сферах жизни общества появляется спрос на специалистов, умеющих внедрять цифровые технологии в свою профессиональную деятельность, мыслить креативно. Предметом исследования является рассмотрение особенностей использования дистанционного обучения при получении непрерывного дополнительного образования и повышении квалификации. Показана перспективность развития новых теоретических форм и практик современных цифровых и коммуникационных технологий в системе дополнительного профессионального образования. Представлен опыт обучения студентов Алтайского государственного института культуры по творческим программа ФДПО «Дизайн интерьера», «Ландшафтное проектирование и дизайн», «Живопись и графика», «Фотоискусство» в качестве дополнительного образования с перспективой работы и участия в проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.С. Маслов, Л.А. Гриневич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS A MODERN APPROACH TO PROFESSIONAL EDUCATION

Due to the changes in modern society and the gradual transition to such a concept as society 5.0, where in all spheres of society there is a demand for specialists who are able to introduce digital technologies in their professional activities, the ability to think creatively. The subject of the study is the peculiarities of the use of distance learning in obtaining continuous additional education and advanced training. The prospects of the development of new theoretical forms and practices of modern digital and communication technologies in the system of additional professional education are shown. The experience of teaching students of the Altai State Institute of Culture in the creative programs of the FDPO “Interior Design”, “Landscape Design and Design”, “Painting and Graphics”, “Photography” as an additional education with the prospect of work and participation in project activities is presented.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

- получили развитие чувство ритма и координация движений.

Таким образом, внеурочная музыкально-театральная деятельность в ЛКШ как способ реализации творческой активности подростков оказала существенное влияние на их нравственное и эстетическом развитие, положительным образом повлияла на уровень их учебной деятельности. Отметим также, что одним из наиболее существенных инструментов, с помощью которых оказалось возможным достичь наиболее существенных способов понимания поставленных перед обучаемыми задач и выявить наиболее оптимальные пути и маршруты для их решения и достижения, явились современные музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [10; 11], использование которых учениками - будущими программистами позволило существенным образом сократить в ряде случаев дистанцию от момента объяснения материала до нахождения способов решения текущих задач и проблем и представления результатов разработанного творческого проекта.

Практическая значимость результатов исследования заключается во внедрении комплекса методов развития творческого потенциала в педагогическую модель обучения музыке подростков, занимающихся точными науками.

В соответствии с целью и задачами, сделаны следующие выводы:

- развитие творческого потенциала через обучение музыке подростков, занимающихся точными науками, происходит достаточно интенсивно благодаря

Библиографический список

соблюдению ряда условий. Среди них главные: наличие вариативных форм обучения музыке; создание комфортной среды для реализации творческого потенциала; различные формы продуктивного взаимодействия всех участников педагогического эксперимента;

- в процессе разработки педагогической экспериментальной модели был сформирован комплекс методов, способствующих развитию творческого потенциала подростков. Отсюда улучшение таких показателей, как ассоциативность; гибкость; восприятие неоднозначности способов реализации той или иной идеи; способность доработки деталей с целью совершенствования первоначального замысла; умение включать новые знания в уже имеющуюся систему умений;

- разработка педагогического эксперимента, построенного на комплексе методов развития творческого потенциала подростков, занимающихся точными науками, была реализована в нескольких направлениях обучения музыке, а именно: «Спектакль», «Музыкальные инструменты» и «Нотная грамота и элементы теории музыки»;

- разработанный комплекс методов развития творческого потенциала подростков через обучение музыке может с успехом быть использован в системе дополнительного образования преподавателями музыки, включая работу с подростками, специализирующимися на точных и естественно-научных направлениях.

1. Алексеева Л.Л. Искусство и творческое развитие детей и юношества: возможности изучения проблемы творческого развития личности. Проблемы творческого развития личности в системе образования: сборник статей по материалам III Всероссийского научно-практического семинара. Москва: ИХОиК РАО, 2016: 7-13.

2. Артемьева В.А., Данилова М.В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе. Молодой ученый. 2015; № 2: 471-474.

3. Саломатова Т.А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин: на материале высшей школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 1999.

4. Марков В.Н. Ресурсный подход к организации и оценке кадров управления. Акмеология. 2011; № 1: 25-31.

5. Авдулова Т.П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: монография. Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2018.

6. Дробот О.Е. Музыкально-эстетическое развитие подростков в условиях дополнительного образования (на примере Детских школ искусств). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.

7. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Общие основы педагогики: учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2006.

8. Русаков А.А., Богатырева Ю.И. Методы математической статистики и анализ данных психолого-педагогических исследований. Курс лекций и практических занятий. Тула, 2004. Available at: https://tsput.rU/res/informat/mop/lections/lection_3.htm#_Toc71019282

9. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.

10. Gorbunova I.B. The concept of music computer pedagogical education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29, № 6s: 600-615.

11. Gorbunova I.B., Mezentseva S.V. Music Computer Technologies In Contemporary Culture: To The Problem Of Classification. Journal of Positive School Psychology. 2022; Vol. 6, № 7: 2941-2949.

References

1. Alekseeva L.L. Iskusstvo i tvorcheskoe razvitie detej i yunoshestva: vozmozhnosti izucheniya problemy tvorcheskogo razvitiya lichnosti. Problemy tvorcheskogorazvitiya lichnosti v sisteme obrazovaniya: sbornik statej po materialam III Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo seminara. Moskva: IHOiK RAO, 2016: 7-13.

2. Artem'eva V.A., Danilova M.V. Analiz ponyatiya «tolerantnost'» v sovremennoj nauchnoj literature. Molodojuchenyj. 2015; № 2: 471-474.

3. Salomatova T.A. Aktualizaciya tvorcheskogo potenciala lichnosti v processe izucheniya pedagogicheskih disciplin: na materiale vysshej shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 1999.

4. Markov V.N. Resursnyj podhod k organizacii i ocenke kadrov upravleniya. Akmeologiya. 2011; № 1: 25-31.

5. Avdulova T.P. Vozrastnye krizisnye yavleniya v formirovanii identichnostipodrostkov: monografiya. Moskva: LAP Lambert Academic Publishing, 2018.

6. Drobot O.E. Muzykal'no-'esteticheskoe razvitie podrostkov v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya (na primere Detskih shkol iskusstv). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.

7. Borytko N.M., Solovcova I.A., Bajbakov A.M. Obschie osnovypedagogiki: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Volgograd: Izdatel'stvo VGIPK RO, 2006.

8. Rusakov A.A., Bogatyreva Yu.I. Metody matematicheskojstatistiki ianaliz dannyh psihologo-pedagogicheskih issledovanij. Kurs lekcij i prakticheskih zanyatij. Tula, 2004. Available at: https://tsput.ru/res/informat/mop/lections/lection_3.htm#_Toc71019282

9. Kushner Yu.Z. Metodologiya i metody pedagogicheskogo issledovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Mogilev: MGU im. A.A. Kuleshova, 2001.

10. Gorbunova I.B. The concept of music computer pedagogical education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29, № 6s: 600-615.

11. Gorbunova I.B., Mezentseva S.V. Music Computer Technologies In Contemporary Culture: To The Problem Of Classification. Journal of Positive School Psychology. 2022; Vol. 6, № 7: 2941-2949.

Статья поступила в редакцию 26.11.22

УДК 378

Maslov M.S., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Deputy Dean of Faculty of Additional Professional Education, Altai State Institute of Culture

(Barnaul, Russia), E-mail: maslovmc@mail.ru

Grinevich L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: kuminoval@mail.ru

DISTANCE LEARNING AS A MODERN APPROACH TO PROFESSIONAL EDUCATION. Due to the changes in modern society and the gradual transition to such a concept as society 5.0, where in all spheres of society there is a demand for specialists who are able to introduce digital technologies in their professional activities, the ability to think creatively. The subject of the study is the peculiarities of the use of distance learning in obtaining continuous additional education and advanced training. The prospects of the development of new theoretical forms and practices of modern digital and communication technologies in the system of additional professional education are shown. The experience of teaching students of the Altai State Institute of Culture in the creative programs of the FDPO "Interior Design", "Landscape Design and Design", "Painting and Graphics", "Photography" as an additional education with the prospect of work and participation in project activities is presented.

Key words: distance education, additional education, digitalization, society 6.0, online learning, web technologies, student audience.

М.С. Маслов, канд. соц. наук, доц., зам. декана факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Алтайский

государственный институт культуры (АГИК)», г. Барнаул, E-mail: maslovmc@mail.ru

Л.А. Гриневич, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры (АГИК)», г. Барнаул,

E-mail: kuminoval@mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В связи с изменениями современного общества и постепенным переходом к такому понятию, как общество 5.0, во всех сферах жизни общества появляется спрос на специалистов, умеющих внедрять цифровые технологии в свою профессиональную деятельность, мыслить креативно. Предметом исследования является рассмотрение особенностей использования дистанционного обучения при получении непрерывного дополнительного образования и повышении квалификации. Показана перспективность развития новых теоретических форм и практик современных цифровых и коммуникационных технологий в системе дополнительного профессионального образования. Представлен опыт обучения студентов Алтайского государственного института культуры по творческим программа ФДПО «Дизайн интерьера», «Ландшафтное проектирование и дизайн», «Живопись и графика», «Фотоискусство» в качестве дополнительного образования с перспективой работы и участия в проектной деятельности.

Ключевые слова: дистанционное образование, дополнительное образование, цифровизация, общество 6.0, сетевое обучение, веб-технологии, студенческая аудитория.

Актуальность представленной исследовательской работы определяется тем, что наступает новая эпоха, эпоха общества 5.0, это новый подход к прогнозированию возможного технологического развития в ближайшем будущем, новый этап в развитии экономики и общества, основывающийся на использовании цифровых технологий во всех сферах жизни. Не исключением является и система образования, подготовка и переподготовка кадров, обучение студенческой аудитории, желающей получить дополнительное профессиональное образование. Идет глобальная перестройка общества под влиянием инноваций в технологиях и технике, в приоритете - цифровые технологии. В связи с этим повышение квалификации и профессиональной переподготовки становятся одной из задач института культуры. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны и формирования цифрового общества [1].

Исследование трудового рынка на современной стадии формирования цифровой экономики свидетельствует о том, что в настоящее время существует контингент рабочих культур и искусств, которые остро требуют дополнительного образования, акцент ставится на освоении новых цифровых технологий среди библиотечных, музейных работников, специалистов социально-культурной деятельности.

Наиболее важными качествами в современной школе является непрерывность и гибкость, а также умение легко приспособиться к всему, что происходит в настоящей России. Так, в 2019 году, в связи с ковидной ситуацией дистанционное обучение вышло на первый план, в этот период в системе образования прошли кардинальные изменения. Преподаватели разрабатывали свои учебные дисциплины в системе управления обучением. Для этого создавались курсы повышения квалификации, умение работать в данной системе. Таким образом, процесс обучения в 100% эквиваленте перешел на удаленную работу, что в дальнейшем только укрепилось и позволило многим студентам получать знания не только в своем вузе, но и за пределами региона [2].

Целью работы является практическое и непосредственное улучшение, модернизация платформы дополнительного профессионального образования с применением дистанционной формы обучения (система вебинаров РшАте). В свою очередь, дистанционное образование в рамках профессионального образования и профессиональной переподготовки дает дополнительные возможности для того, чтобы развивать интеграционные процессы в современном образовательном процессе. Цифровые технологии, куда входит непосредственная виртуальная обучающая среда Moodle, является одним из самых важных инструментов для модернизации системы образования дополнительного уровня в целом - от управления к обеспечению доступности дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка) [3].

Задачей для достижения данной цели является выявление содержания определяемой принципиально новой информационно-коммуникационной обучающей территории. Нам следует определиться не только с наполнением ее принципиально новыми элементами (коммуникационными образовательными компонентами), но и с реальной возможностью использования современных обучающих результатов. В связи с этим такими принципиальными элементами становятся наполнение содержания, координация элементов коммуникационного общества, для принципиально положительного развития которого следует включить иную структурную единицу, отражающую определенные производственно-педагогические результаты, включающую иные категории и перспективы для объектов и субъектов процессов дополнительного профессионального образования [4].

Оказывается, внедрение digital-технологий в образовательные системы повышения квалификации и переподготовки должно повысить качество обучения в процессе подготовки новых специалистов, способных адаптироваться к условиям современной реальности, так как сегодня в сфере культуры создается высокий спрос на грамотных специалистов, умеющих работать с цифровыми технологиями.

При организации работы на факультете дополнительного профессионального образования Алтайского государственного института культуры важно, чтобы каждая отдельная программа профессиональной переподготовки и повышения квалификации включала в себя новые информационно-коммуникационные тех-

нологии, которые можно внедрить в современных музеях, библиотеках, клубах и других учреждениях культуры. В процессе обучения каждого обучающегося в группе присоединяется преподаватель-тьютор (тренер, коммуникант, учитель, педагог).

Примерами реализации подобной концепции являются курсы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки по направлениям «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Социально-культурная деятельность», «Постановщик культурно-досуговых программ», «Методист куль-турно-досугового учреждения клубного типа», «Специалист по библиотечно-ин-формационной деятельности», «Экскурсовод-гид: охрана объектов природного и культурного наследия».

В рамках разных проектов были разработаны и переработаны вопросы организации учебных процессов и ведения документооборотов, включая их автоматизацию. На этапе разработки программ дополнительного образования для дистанционной подготовки актуальным является создание отделов маркетинга, цифровизации, которые будут заниматься только вопросами дистанционного обучения, взаимодействуя с другими, уже существующими в рамках вуза организационными структурами.

Важно отметить, что затруднения в дистанционном образовании связаны с отсутствием или частичным наличием дидактических материалов, касающихся построения программ обучения на ФДПО. Однако активное применение цифровых технологий, включенных в программу подготовки, позволяет подготовить специалистов в области культуры, искусства, работая на перспективу развития современного общества [5].

Дидактическая система внедряется и в процесс дистанционной подготовки, традиционно применяясь в Алтайском государственном институте культуры для очного и заочного обучения. Студенты и слушатели факультета могут получать образование в разных формах контента.

При разработке системы дистанционного обучения в сфере переподготовки и подготовки кадров ФДПО АГИК учитывает специфику изменений современного социума и выявляет потребность в основных профессиях, активно работает над изменением программ с учетом внедрения в учреждения культуры цифровых технологий [6].

Представляется актуальным рассмотреть возможности обучения студентов вуза культуры по разным программам ФДПО. В процессе обучения студенты изучают дисциплину «Информационные технологии», которая входит в раздел «Б.1. Дисциплины (модули)». Базовая часть учебного плана основной образовательной программы и требует творческих навыков. Цель - освоить основные подходы к изучению современных ИТ-технологий и сформировать готовность к их использованию в профессиональной и научной деятельности и в офлайн-про-странстве с применением цифровой и сквозной техники. Не все студенты имеют творческие, художественные или дизайнерские способности, но они могут дополнительно получить на ФДПО АГИК новые знания, выбрав творческое направление, например: «Дизайн интерьера», «Ландшафтное проектирование и дизайн», «Живопись и графика», «Фотоискусство».

В целом (если говорить о материально-технической базе АГИК) отметим, что АГИК располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, в том числе в дистанционной образовательной форме. Для организации занятий по музыкальному направлению учебно-творческая аудиолаборатория обладает микшерным пультом, компрессором, процессором эффектов, аудиоинтерфейсом, MIDI-контроллером и программно-аппаратным комплексом для записи и обработки звука.

Дистанционная технология обучения в рамках занятий по живописи обеспечивается аудиторией для проведения дизайн-занятий, располагает мольбертами, натюрморным фондом, софитами, автоматическими затемненными кулисами, программным комплексом Autodesk 3D Studio Max, CorelDRAW Graphics Suite, Moho Debut, Adobe Master Collection, Ulead VideoStudio.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду.

АГИК оснащен необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения (LibreOffice, Gimp, Octave, Inkscape, Blender, Free Pascal, MinGW Developer Studio, ArchiCAD (учебная версия).

Перечень электронных ресурсов, доступных для онлайн-занятий:

- Министерство образования и науки Российской Федерации;

- Федеральный портал «Российское образование»;

- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

В рамках изучения дисциплины «Информационные технологии» из ста пятидесяти человек половина включаются в разные проекты. Так, разрабатывая проект «Великие люди земли российской: о жизни, подвигах и вере», цель которого - создать методический электронный информационный продукт, сайт с вложенным тематическим уроком в виде листовок, презентаций и мультимедийных игр в триггеры, отражающих сведения о жизни, подвигах и вере Великих князей, княгинь, царской семьи, полководцев, общественных деятелей, причисленных к лику святых, необходимо уметь работать с веб-технологиями, сервисами 2.0, знать азы дизайнерских, графических навыков. Конечно, всё это изучают на занятиях в области информационных технологий, но в ходе работы студенты очень интересуются такими проектами, многие знают, что, получив дополнительный опыт, смогут сделать любой творческий проект. Для создания качественных работ необходимы навыки, которыми должен владеть студент, желающий добиться успеха:

1. Креативное мышление и визуализация.

2. Мультимедийное ПО.

3. Работа с цветом.

4. Работа с шрифтами.

5. Основы веб-програмирования.

После окончания дополнительного обучения в ФДПО студент может использовать свои знания для будущего профессионального творчества и реали-зовывать свои знания, вступив в новые творческие проекты. Как показывает статистика ФДПО АГИК, среди обучающихся студентов-бакалавров 15% получают дополнительное образование по разным программам, в том числе и творческим.

Библиографический список

Исходя из практики использования дистанционных информационных технологий в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации), можем уточнить, что многие слушатели отмечают высокий уровень подготовки, удобство использования систем РшАте, меЫпаг. Педагоги отмечают возможность интерактивного и непосредственного общения со слушателями в прямом эфире, что подтверждает понимание представленного материала в результате организованной обратной связи.

Дополнительным преимуществом развития и дальнейшего совершенствования интерактивных технологий является постоянный рост географии слушателей: Алтайский край, Красноярский край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Забайкальский край, Камчатский край, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, Новосибирская область, Кемеровская область, Омская область, Тюменская область, Иркутская область, Амурская область.

Таким образом, в заключение следует отметить, что дистанционное обучение по профессиональной подготовке педагогов и учеников, осуществляемое факультетом дополнительной профессиональной подготовки Алтайского государственного института культуры, естественным образом, «вписывается» в традиционные формы образования по разным дисциплинам учебного плана основной образовательной программы. Результатом является удовлетворение потребностей общества в качественном образовании и профессиональной подготовке персонала, формировании перспектив развития страны, создании новой системы цифровой экономики. Работа ФДПО АГИК учитывает изменения в работе культурных учреждений в области модернизации, внедрения цифровой техники в обслуживании гостей и удаленного пользователя. Особенностью дистанционного обучения является расширение территориальной границы предоставления профессиональной программы переподготовки кадров в учреждениях культуры России. Практические исследования, проведенные в рамках деятельности ФДПО АГИК, подтверждают высокий качественный уровень реализуемых дополнительных профессиональных программ, соответствующих государственным стандартам образования, где обучающиеся и преподаватели находятся в онлайн-контакте, организованном и реализуемом при непосредственном участии модератора и использовании информационно-коммуникационных технологий.

1. Маслов М.С. Современные информационные технологии в образовательной сфере. Современные информационные технологии в образовательной сфере. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015; № 3 (19).

2. Аракелян М.М. СДО: от потребности до внедрения. Справочник по управлению персоналом. 2012; № 3: 10-17.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Москва, 2009.

4. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. Москва, 2005.

5. Никуличева Н.В. Формирование компетенций преподавания дистанционного обучения в рамках дистанционного курса повышения квалификации. Качество дистанционного обучения: компетенции, проблемы, решения: материалы XII Международной научно-практической конференции. Москва: МГИУ 2010: 203-207.

6. Погодина Е.А. Электронное обучение повышает уровень очного. Справочник по управлению персоналом. 2012; № 3: 24-29.

References

1. Maslov M.S. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovatel'noj sfere. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovatel'noj sfere. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. 2015; № 3 (19).

2. Arakelyan M.M. SDO: ot potrebnosti do vnedreniya. Spravochnik po upravleniyu personalom. 2012; № 3: 10-17.

3. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva, 2009.

4. Ibragimov I.M. Informacionnye tehnologii isredstva distancionnogo obucheniya. Moskva, 2005.

5. Nikulicheva N.V. Formirovanie kompetencij prepodavaniya distancionnogo obucheniya v ramkah distancionnogo kursa povysheniya kvalifikacii. Kachestvo distancionnogo obucheniya: kompetencii, problemy, resheniya: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIU, 2010: 203-207.

6. Pogodina E.A. 'Elektronnoe obuchenie povyshaet uroven' ochnogo. Spravochnik po upravleniyu personalom. 2012; № 3: 24-29.

Статья поступила в редакцию 24.11.22

УДК 40.1:378

Ammosova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: li.ammosova@mail.ru

Severyanova M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),

E-mail: marianna.severyanova@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vinokurova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

LEGAL REGULATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article presents an analysis of the regulatory framework of inclusive education in the Republic of Sakha (Yakutia), which is based on fundamental international, federal, governmental, departmental and regional regulatory legal acts that determine the active position of the world community to create a favorable social environment for people with special health opportunities. The regulatory framework and the established system of continuous, distance inclusive education (preschool, school, vocational educational institutions; specialized educational institutions; resource centers for inclusive education support) ensure the active inclusion of inclusive education in educational institutions for the successful socialization of persons with disabilities, including for their successful education and development.

Key words: inclusive education, regulatory framework, persons with special educational needs.

Л.И. Аммосова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: li.ammosova@mail.ru

М.И. Северьянова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: marianna.severyanova@bk.ru

О.Е. Винокурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

29б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.