Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / нормативно-правовая база / лица с особыми образовательными потребностями / inclusive education / regulatory framework / persons with special educational needs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.И. Аммосова, М.И. Северьянова, О.Е. Винокурова

В данной статье представлен анализ нормативно-правовой базы инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия), который базируется на основополагающих международных, федеральных, правительственных, ведомственных и региональных нормативно-правовых актах, обусловливающих активную позицию мирового сообщества по созданию благоприятной социальной среды лицам с особыми возможностями здоровья. Нормативно-правовая база и выстроенная система непрерывного дистанционного инклюзивного образования (дошкольные, школьные, профессиональные учебные заведения; специализированные образовательные учреждения; ресурсные центры сопровождения инклюзивного образования) обеспечивают активное включение инклюзивного образования в образовательные учреждения для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для успешного их обучения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article presents an analysis of the regulatory framework of inclusive education in the Republic of Sakha (Yakutia), which is based on fundamental international, federal, governmental, departmental and regional regulatory legal acts that determine the active position of the world community to create a favorable social environment for people with special health opportunities. The regulatory framework and the established system of continuous, distance inclusive education (preschool, school, vocational educational institutions; specialized educational institutions; resource centers for inclusive education support) ensure the active inclusion of inclusive education in educational institutions for the successful socialization of persons with disabilities, including for their successful education and development.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

АГИК оснащен необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения (LibreOffice, Gimp, Octave, Inkscape, Blender, Free Pascal, MinGW Developer Studio, ArchiCAD (учебная версия).

Перечень электронных ресурсов, доступных для онлайн-занятий:

- Министерство образования и науки Российской Федерации;

- Федеральный портал «Российское образование»;

- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

В рамках изучения дисциплины «Информационные технологии» из ста пятидесяти человек половина включаются в разные проекты. Так, разрабатывая проект «Великие люди земли российской: о жизни, подвигах и вере», цель которого - создать методический электронный информационный продукт, сайт с вложенным тематическим уроком в виде листовок, презентаций и мультимедийных игр в триггеры, отражающих сведения о жизни, подвигах и вере Великих князей, княгинь, царской семьи, полководцев, общественных деятелей, причисленных к лику святых, необходимо уметь работать с веб-технологиями, сервисами 2.0, знать азы дизайнерских, графических навыков. Конечно, всё это изучают на занятиях в области информационных технологий, но в ходе работы студенты очень интересуются такими проектами, многие знают, что, получив дополнительный опыт, смогут сделать любой творческий проект. Для создания качественных работ необходимы навыки, которыми должен владеть студент, желающий добиться успеха:

1. Креативное мышление и визуализация.

2. Мультимедийное ПО.

3. Работа с цветом.

4. Работа с шрифтами.

5. Основы веб-програмирования.

После окончания дополнительного обучения в ФДПО студент может использовать свои знания для будущего профессионального творчества и реали-зовывать свои знания, вступив в новые творческие проекты. Как показывает статистика ФДПО АГИК, среди обучающихся студентов-бакалавров 15% получают дополнительное образование по разным программам, в том числе и творческим.

Библиографический список

Исходя из практики использования дистанционных информационных технологий в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации), можем уточнить, что многие слушатели отмечают высокий уровень подготовки, удобство использования систем РшАте, МёЫпаг Педагоги отмечают возможность интерактивного и непосредственного общения со слушателями в прямом эфире, что подтверждает понимание представленного материала в результате организованной обратной связи.

Дополнительным преимуществом развития и дальнейшего совершенствования интерактивных технологий является постоянный рост географии слушателей: Алтайский край, Красноярский край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Забайкальский край, Камчатский край, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, Новосибирская область, Кемеровская область, Омская область, Тюменская область, Иркутская область, Амурская область.

Таким образом, в заключение следует отметить, что дистанционное обучение по профессиональной подготовке педагогов и учеников, осуществляемое факультетом дополнительной профессиональной подготовки Алтайского государственного института культуры, естественным образом, «вписывается» в традиционные формы образования по разным дисциплинам учебного плана основной образовательной программы. Результатом является удовлетворение потребностей общества в качественном образовании и профессиональной подготовке персонала, формировании перспектив развития страны, создании новой системы цифровой экономики. Работа ФДПО АГИК учитывает изменения в работе культурных учреждений в области модернизации, внедрения цифровой техники в обслуживании гостей и удаленного пользователя. Особенностью дистанционного обучения является расширение территориальной границы предоставления профессиональной программы переподготовки кадров в учреждениях культуры России. Практические исследования, проведенные в рамках деятельности ФДПО АГИК, подтверждают высокий качественный уровень реализуемых дополнительных профессиональных программ, соответствующих государственным стандартам образования, где обучающиеся и преподаватели находятся в онлайн-контакте, организованном и реализуемом при непосредственном участии модератора и использовании информационно-коммуникационных технологий.

1. Маслов М.С. Современные информационные технологии в образовательной сфере. Современные информационные технологии в образовательной сфере. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015; № 3 (19).

2. Аракелян М.М. СДО: от потребности до внедрения. Справочник по управлению персоналом. 2012; № 3: 10-17.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Москва, 2009.

4. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. Москва, 2005.

5. Никуличева Н.В. Формирование компетенций преподавания дистанционного обучения в рамках дистанционного курса повышения квалификации. Качество дистанционного обучения: компетенции, проблемы, решения: материалы XII Международной научно-практической конференции. Москва: МГИУ 2010: 203-207.

6. Погодина Е.А. Электронное обучение повышает уровень очного. Справочник по управлению персоналом. 2012; № 3: 24-29.

References

1. Maslov M.S. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovatel'noj sfere. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovatel'noj sfere. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. 2015; № 3 (19).

2. Arakelyan M.M. SDO: ot potrebnosti do vnedreniya. Spravochnik po upravleniyu personalom. 2012; № 3: 10-17.

3. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva, 2009.

4. Ibragimov I.M. Informacionnye tehnologii isredstva distancionnogo obucheniya. Moskva, 2005.

5. Nikulicheva N.V. Formirovanie kompetencij prepodavaniya distancionnogo obucheniya v ramkah distancionnogo kursa povysheniya kvalifikacii. Kachestvo distancionnogo obucheniya: kompetencii, problemy, resheniya: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIU, 2010: 203-207.

6. Pogodina E.A. 'Elektronnoe obuchenie povyshaet uroven' ochnogo. Spravochnik po upravleniyu personalom. 2012; № 3: 24-29.

Статья поступила в редакцию 24.11.22

УДК 40.1:378

Ammosova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: li.ammosova@mail.ru

Severyanova M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),

E-mail: marianna.severyanova@bk.ru

Vinokurova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

LEGAL REGULATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article presents an analysis of the regulatory framework of inclusive education in the Republic of Sakha (Yakutia), which is based on fundamental international, federal, governmental, departmental and regional regulatory legal acts that determine the active position of the world community to create a favorable social environment for people with special health opportunities. The regulatory framework and the established system of continuous, distance inclusive education (preschool, school, vocational educational institutions; specialized educational institutions; resource centers for inclusive education support) ensure the active inclusion of inclusive education in educational institutions for the successful socialization of persons with disabilities, including for their successful education and development.

Key words: inclusive education, regulatory framework, persons with special educational needs.

Л.И. Аммосова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: li.ammosova@mail.ru

М.И. Северьянова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: marianna.severyanova@bk.ru

О.Е. Винокурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

В данной статье представлен анализ нормативно-правовой базы инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия), который базируется на основополагающих международных, федеральных, правительственных, ведомственных и региональных нормативно-правовых актах, обусловливающих активную позицию мирового сообщества по созданию благоприятной социальной среды лицам с особыми возможностями здоровья. Нормативно-правовая база и выстроенная система непрерывного дистанционного инклюзивного образования (дошкольные, школьные, профессиональные учебные заведения; специализированные образовательные учреждения; ресурсные центры сопровождения инклюзивного образования) обеспечивают активное включение инклюзивного образования в образовательные учреждения для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для успешного их обучения и развития.

Ключевые слова: инклюзивное образование, нормативно-правовая база, лица с особыми образовательными потребностями.

Не секрет, что на протяжении истории человечества рождались дети с отклонениями в развитии. Эти «особенные» дети обладают инвалидностью, которая влияет на нормальное развитие организма, вследствие чего ухудшается адаптация детей в обществе. Поэтому создавались специальные учреждения для детей с инвалидностью. Однако такие учреждения хоть и помогали ребенку с адаптацией к жизни, но также являлись и приговором для ребенка. Находясь в зоне комфорта, дети не могли приспособиться к жизни с «нормальными» детьми, то есть ухудшался процесс социализации.

Поэтому в 90-е годы в России начали открывать первые школы с инклюзивным образованием. Сейчас инклюзивное образование является обязательной частью в работе образовательных учреждений. Оно подразумевает равное отношение ко всем людям, но при этом создает условия для детей с инвалидностью. Это послужило огромным шагом в развитии общего образования в мире.

Вопрос об инклюзивном образовании сейчас актуален, так как с каждым годом число детей с инвалидностью увеличивается. Детям с инвалидностью необходимо уделять больше внимания обучению и социализации, чем детям с нормальным темпом развития. Конечно, развитие не стоит на месте, придумывается все больше методик и технологий для работы с детьми с ограниченными физическими и психическими возможностями. Добавление в процесс обучения инновационных технологий дает возможность обучать «особенных» детей на уровне обычной школьной программы. Это привело к тому, что были внесены поправки в законодательство в сфере инклюзивного образования. Все это делается для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли развиваться так же, как и дееспособные.

Цель и задачи исследования: анализ нормативно-правовых актов в сфере инклюзивного образования, определение правовых условий осуществления инклюзивного образования в Республики Саха (Якутия).

Научная новизна состоит в том, что в ходе исследования проведен сравнительный анализ международных, федеральных и республиканских нормативно-правовых актов в сфере инклюзивного образования, разработаны практические рекоментации для совершенствования системы инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется рядом факторов. Инклюзивное образование - форма обучения, которая дает возможность каждому человеку получать стандартное образование. На данный момент в законодательной базе ведутся изменения, которые создают комфортную среду для всех. Например, пандусы в учебных корпусах, таблички кабинетов со шрифтом Брайля и др. Однако не все учебные заведения могут себе позволить вносить такие нововведения. Это связано с нехваткой финансирования, неготовностью применять разработанные нормы на практике и адаптироваться под нужды лиц с ОВЗ. Ведь инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

- международные (признанные и подписанные СССР, Российской Федерацией);

- федеральные (Конституция, законы, кодексы);

- правительственные (постановления, распоряжения);

- ведомственные (Министерства образования и науки РФ);

- региональные (на уровне субъектов РФ правительственные и ведомственные);

- локальные акты образовательных учреждений.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на [1]:

- развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

- обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

- доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

- предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

- создание условий для освоения социальных навыков;

- обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Международное законодательство в области закрепления права детей с

ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

В России процесс по включению инклюзивного образования начался с 90-х годов XX в. Социальное мнение начинает меняться, и законодательный процесс идет по международным нормативно-правовым актам (декларацией, конвенциями, резолюциями).

Например, в 2010 году был внесен проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Она предполагает включение инклюзивного образования в процесс обучения во всех школах. Тогда в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей или находящихся в трудной жизненной ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г № Пр-271).

Помимо этого, в 2011 году начал реализацию проект в государственной программе РФ «Доступная среда» [2]. Изначально срок программы заканчивался в 2016 году, но так как она показала хорошую положительную динамику, она работает по сей день. С началом работы данной программы можно отметить такие изменения, как:

- количество детских садов, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, увеличилось с 6,6 тыс. в 2016 году до 7,4 тысяч по итогам 2021 года;

- количество школ, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, увеличилось в 4,8 раза;

- 23% зданий профессиональных образовательных организаций и вузов приспособлены для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья;

- в 81 регионе России созданы сети базовых профессиональных образовательных организаций с условиями инклюзивного образования;

- возросло общее количество учреждений по адаптивной физической культуре и спорту с 15 в 2011 году до 67 в 2019 году и др.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика только в образовательной среде по реализации программы «Доступная среда».

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется рядом документов и в первую очередь Конституцией Российской Федерации, где закреплено право каждого человека на образование (ст. 43), и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Этот закон отражает базовые нормы международного и современного российского законодательства. В его второй статье разъяснены значимые для современного образования понятия - «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации») [3].

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья признается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). Инклюзивное образование предусматривает обеспечение равной доступности образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). Адаптированная образовательная

программа - это программа, предназначенная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости коррекции нарушений развития и социальной адаптации (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Этот закон формирует основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Среди них важнейшими для инклюзивного образования являются следующие: право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в данной сфере, обеспечение условий для развития способностей обучающихся, вариативность форм получения образования и свобода их выбора (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).

Инклюзия, кроме Закона «Об бразовании», регулируется специальными нормативными актами регионального уровня. Например, в Москве в апреле 2010 года был принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», по которому инклюзивное образование трактуется как «совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений». Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить образование в государственных образовательных учреждениях любого типа и вида в формах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами, с учетом медицинских рекомендаций и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии [4].

Организация совместного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должна отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

Федеральным законом предусмотрено управление системой образования на основе принятия и реализации государственных программ. Целью Федеральной программы «Доступная среда» является создание правовых, экономических и институционных условий, которые способствуют интеграции инвалидов в общество, повышению уровня их жизни. Реализация подобных программ способствует расширению доступности, в том числе и образовательных организаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции устанавливает общие рамки для внедрения инклюзивного образования. Заинтересованность федеральной власти в продвижении инноваций отражает также специальные нормы о применении дистанционных технологий в образовании: указы главы государства и распоряжения правительства.

Ключевым документом выступает федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, который определяет содержание инклюзивного обучения. В этом направлении Минобрнауки России была проведена обширная работа, к настоящему времени получены и первые результаты. Так, в части, регулирующей организацию начального общего образования, стандарт был принят в конце 2014 г. В 2014 г. апробация ФГОС начального образования для детей с ОВЗ прошла более чем в 24 субъектах Российской Федерации, 17 из которых получили финансовую поддержку на эти нужды в рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования», 7 привлекли средства различных фондов, а также собственные ресурсы. Планировалось, что в 2015 г. апробация ФГОС для детей с ОВЗ будет проведена еще в 125 образовательных организациях, как коррекционных, так и общеобразовательных. Разработаны также специальные требования для реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены возможность продления сроков получения профессионального образования, наличие в образовательной организации специальных адаптивных программ, обеспечение возможности обучения в дистанционном режиме в удобной для лица с ограниченными возможностями здоровья форме. Наконец, законодательно закреплены обязательные требования по установлению квоты приема льготных категорий граждан и учету особенностей проведения для них вступительных испытаний.

В 2018 году Республике Саха (Якутия) в целях обеспечения полноты реализации прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование был образован Координационный совет по инклюзивному образованию, также был утвержден План мероприятий по развитию инклюзивного образования на 2019-2024 годы. Координатором данной работы является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) [5].

Также в 2018 году в целях дальнейшей модернизации инклюзивного образования по распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) был запланирован комплекс мероприятий:

- актуализация действующих нормативно-правовых актов в образования, спорта, психолого-педагогической помощи, профессиональной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание ресурсных центров для оказания методической помощи педагогам и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание на базе дошкольных образовательных учреждений структурных подразделений, реализующих программы ранней коррекционно-развиваю-щей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

- создание инфраструктуры, материально-технического оснащения и кадрового обеспечения инклюзивного образования в учебных заведениях;

- создание образовательного кластера комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- внедрение инновационных методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение курсов повышения квалификации по уз-^специализированным направлениям (сурдопедагогика, логопедия и др.).

Таким образом, в Республике Саха (Якутия) создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для введения и реализации инклюзивного образования, созданы условия для свободного выбора родителями образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, но, несмотря на это, существуют проблемы, мешающие полной реализации инклюзивного образования. Одним из решений такой проблемы, по мнению экспертов, является начало инклюзивного образования с дошкольного возраста, так как именно совместная социализация в этом возрасте позволит здоровым детям «не видеть» ограниченные возможности здоровья детей-инвалидов. Подобная практика может оказаться полезной не только ребенку с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровому.

Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) была разработана во исполнение протокола заседания Совета инвалидов при Президенте Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2012 года (приказ № ПР-175-А2) с целью определения приоритетных стратегических линий внедрения инклюзивного образования в образовательные учреждения республики, реализующие образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений в развитии.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях общего типа всего обучается 2 341 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них с нарушением зрения - 73, с нарушением слуха - 66, с нарушением речи - 83, с нарушением опорно-двигательного аппарата - 225, по общему заболеванию -647, с задержкой психического развития - 908, с умственной отсталостью - 339.

Обучением на дому всего охвачено 1 274 обучающихся, в том числе 893 детей-инвалидов. Также существуют специализированные учреждения для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В республике имеются 82 дошкольных образовательных учреждения комбинированного вида, в которых обучается 1047 детей с ограниченными возможностями здоровья. Также имеются 23 коррекционные образовательные учреждения для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых обучается 2 112 детей-инвалидов [6].

В целях развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) запланировано создание базовых общеобразовательных школ, центров развития и образования для детей-инвалидов, интегрированных (инклюзивных) лагерей для детей-инвалидов и их семей, оснащение образовательных учреждений учебным, компьютерным, специальным автотранспортом для детей-колясочников, обеспечение образовательных учреждений пандусами, а также переподготовка учителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная политика Российской Федерации в целом направлена на индивидуальное сопровождение каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, полноценное включение его в инклюзивное пространство, а также на успешную социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Грантовая поддержка участников образовательного процесса, создание условий для занятий физической культурой и спортом детей с ограниченными возможностями здоровья являются одними из направлений реализации данной государственной политики в области инклюзивного образования.

Анализ нормативно-правовой базы в области инклюзивного образования позволил выявить, что в Республике Саха (Якутия) происходит активное внедрение инклюзивного образования. Этому способствовало присоединение Российской Федерации к Международной Конвенции ООН о правах инвалидов, в соответствии с которым были разработаны нормативно-правовые акты, поставившие задачу внедрения инклюзивного образования.

В ходе исследования проведен анализ применения нормативно-правовой базы инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия), а также процесс его внедрения в образовательные учреждения.

Процентная доля инвалидов в республике составляет 6% от общего числа населения (около 57 тыс. инвалидов), из них 12% от общего числа (около 6 тыс.) детей-инвалидов. Количество детей-инвалидов, которые получают образование совместно со здоровыми детьми, составляет в районе 3 тыс. Большую долю от общего числа инвалидов составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и т. п.

Основным нормативно-правовым документом, на основании которого строилась системы инклюзивного образования в республике, является Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы, утвержденная решением Коллегии Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 24.08.2012 г., а также Республиканская целевая программа «Развитие образования Республики Саха (Якутия)».

Мы выявили, что инициатива по внедрению инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) поддерживается на уровне Главы Республики, Министерством образования и науки республики и др. 17-18 мая 2012 г была создана рабочая группа по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия).

Группа ученых ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» занимается проблематикой данного вопроса (Егоров П.Р., Аммосова Л.И., Юдина И.А., Абрамова Н.А., Архипова С.Н., Панина С.В. и др.).

Согласно нашему анализу опыта социально-педагогической практики, проблема социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья является привлекательной для большого количества специалистов. Способы решения данной проблемы включают в себя различные средства образования, занятия физической культурой и спортом, а также искусством и творчеством. Для оптимизации и эффективности данного процесса на современном этапе могут выступать, в частности, мультимедиатехнологии и дистанционные формы организации образовательного процесса, которые доказали свою высокую эффективность в период пандемии.

Таким образом, важными шагами для эффективной реализации нормативно-правовых норм, на наш взгляд, являются:

1. Выстраивание единой инклюзивной системы образования и профессионального системного сопровождения нуждающихся детей, в том числе детей с ОВЗ, что требует существенного обновления организационных и материаль-

Библиографический список

но-технических условий образовательных учреждений и повышение профессиональных навыков сотрудников данной социальной сферы.

2. Усиление взаимодействия учреждений здравоохранения, социальных служб и образования по вопросам раннего сопровождения и выявления детей с ОВЗ для создания общей, единой базы данных обучающихся, которые относятся к категориям инвалидов и детей с ОВЗ.

3. Реализация ряда мероприятий профориентационного профиля для лиц с ОВЗ и инвалидностью, что позволит раскрыть внутренний потенциал и особые ресурсы каждого учащегося.

4. Обеспечение учебно-методического сопровождения различных парадигм образовательной интеграции (разработка личностно ориентированных учебных планов, программ).

5. Разработка новых методических рекомендаций, методических пособий относительно психолого-педагогических особенностей организации образования, комплексной реабилитации; разработка критериев оценивания результатов освоение программного материала обучающимся с ООП.

6. Обеспечение учебных заведений специальными учебниками и образовательными материалами, ориентированными на детей с ООП.

7. Подготовка и повышение квалификации работников образования в целях работы с обучающимися с ООП; создание в образовательных организациях специальных ведомств, которые будут заниматься проблемами детей с ОВЗ, а также их сопровождением.

1. Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН. Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990; 7 ноября, № 45, Ст. 955.

2. Об утверждении государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011-2025 гг. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116666/

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

4. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» № 16. Закон г Москвы от 28 апр. 2010 г Available at: https://dogm.mos.ru/ legislation/ lawacts/874305/

5. Концепция развития и план мероприятий развития инклюзивного образования в РС(Я) на 2019-2024 гг. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Deyatel-nost-/ inkljuzivnoe-obrazovanie-v-respublike-saha-jakutija

6. Кондратьев Э.В. Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы: доклад зам. министра образования РС (Я) на круглом столе «Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы». Якутск, 2010.

7. Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г № 973 «О государственной программе Республики Саха (Якутия). Available at: https://docs.cntd.ru/document/473509578

References

1. Konvenciya o pravah rebenka. Prinyata 20.11.1989 Rezolyuciej 44/25 General'noj Assambleej OON. Vedomosti SND SSSR i VS SSSR. 1990; 7 noyabrya, № 45, St. 955.

2. Ob utverzhdeniigosudarstvennojprogrammy RF "Dostupnaya sreda" na 2011-2025 gg. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.03.2019 № 363. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72116666/

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

4. Ob obrazovanii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v gorode Moskve» № 16. Zakon g. Moskvy ot 28 apr. 2010 g. Available at: https://dogm.mos.ru/ legislation/ lawacts/874305/

5. Koncepciya razvitiya i plan meropriyatij razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v RS(Ya) na 2019-2024 gg. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Deyatel-nost-/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-respublike-saha-jakutija

6. Kondrat'ev 'E.V. Inklyuzivnoe obrazovanie v Respublike Saha (Yakutiya): problemy i perspektivy doklad zam. ministra obrazovaniya RS (Ya) na kruglom stole «Inklyuzivnoe obrazovanie v Respublike Saha (Yakutiya): problemy i perspektivy». Yakutsk, 2010.

7. Razvitie obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) na 2012-2019 gody. Ukaz Prezidenta Respubliki Saha (Yakutiya) ot 12 oktyabrya 2011 g. № 973 «O gosudarstvennoj programme Respubliki Saha (Yakutiya). Available at: https://docs.cntd.ru/document/473509578

Статья поступила в редакцию 29.11.22

УДК 378

Slepukhina AS., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: slepuhlna.alena@bk.ru

GAMING TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF INCREASING STUDENTS' MOTIVATION. The article raises one of the most important issues in modern pedagogy - the noted reduction of motivation for studies in students. The article considers the issue of increasing the level of motivation of students in the modern educational environment. The analysis of the concept of "motivation" is reflected and the classification of gaming technologies is given. The influence of gaming technologies on the formation of internal motivation is presented. In the course of the research, the analysis of scientific literature is carried out. As part of the study, a survey is conducted among students and teachers in order to determine their attitude to gaming technologies. The analysis of the data made it possible to identify the features of increasing motivation in the learning process with the help of game technologies in pedagogical practice.

Key words: motivation, game, game technologies, internal motivation, types of motivation, classification of game technologies.

А.С. Слепухина, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: slepuhina.alena@bk.ru

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

В представленной статье поднимается один из важнейших вопросов в современной педагогике - проблема со снижением мотивации к обучению у студентов. В статье рассмотрен вопрос повышения уровня мотивации у студентов в современной образовательной среде. Отражен анализ понятия «мотивация» и приведена классификация игровых технологий. Представлено влияние игровых технологий на формирование внутренней мотивации. В процессе исследования произведен анализ научной литературы. В рамках исследования проведено анкетирование среди студентов и педагогов с целью определения их отношения к игровым технологиям. Проведенный анализ данных позволил выявить особенности повышения мотивации в процессе обучения с помощью игровых технологий в педагогической практике.

Ключевые слова: мотивация, игра, игровые технологии, внутренняя мотивация, виды мотивации, классификация игровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.