Научная статья на тему 'К вопросу воспитания толерантности в условиях общеобразовательной школы'

К вопросу воспитания толерантности в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Галина Николаевна, Анисимова Ольга Прокопьевна

Статья посвящена проблеме понимания и воспитания толерантности в условиях общеобразовательной школы. Представлен опыт организации инклюзивного образования. Рассматриваются возможности создания эффективных условий для обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова Галина Николаевна, Анисимова Ольга Прокопьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of education of tolerance in the conditions of secondary school

The article is devoted to the problem of understanding and education of tolerance in a secondary school. The experience of organization of inclusive education is presented. The possibilities of creating effective conditions for ensuring the rights of children with disabilities are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу воспитания толерантности в условиях общеобразовательной школы»

УДК 37.017.7

К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Галина Николаевна Слепцова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Прокопьевна Анисимова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

Статья посвящена проблеме понимания и воспитания толерантности в условиях общеобразовательной школы. Представлен опыт организации инклюзивного образования. Рассматриваются возможности создания эффективных условий для обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: толерантность, инклюзивное образование, физическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья.

ON THE ISSUE OF EDUCATION OF TOLERANCE IN THE CONDITIONS OF

SECONDARY SCHOOL

Galina Nikolaevna Sleptsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Prokopevna Anisimova, the master student, North-Eastern Federal University in Yakutsk

Annotation

The article is devoted to the problem of understanding and education of tolerance in a secondary school. The experience of organization of inclusive education is presented. The possibilities of creating effective conditions for ensuring the rights of children with disabilities are considered.

Keywords: tolerance, inclusive education, physical education, children with disabilities.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, в том числе - детям-инвалидам, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность [1, 2].

Степень гуманности современного общества может быть оценена именно по тому, насколько внимательно оно относится к необычным людям. Именно изменение приоритетов общественного сознания - переход к личности - позволило иначе взглянуть на проблему отклоняющегося развития. Инклюзия (включение) - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особенными образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе [3].

Исходя из вышесказанного, с целью создания условий для обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями и воспитания у детей толерантного отношения к людям с ОВЗ, наша школа поддерживает Всероссийский проект «Спорт вместе. По-настоящему», где совместно с нормативно развивающимися сверстниками занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В Проекте участвуют пять школ города Якутска. Куратором Проекта в Якутии является благотворительный фонд «Харысхал», который возглавляет Вера Петровна Душкевич, спонсор Проекта - компания «Мегафон».

В процессе своей работы над данной проблемой мы руководствуемся такими нормативно-правовыми документами инклюзивного образования, как Конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года № 61/106; Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Концепция инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и другими. Основной целью проекта является организация интегрированного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. При этом интеграцию мы

рассматриваем не как самоцель, а одно из направлений подготовки детей с ограниченными возможностями к самостоятельной взрослой жизни. Следующая цель данного проекта -воспитание в школьниках толерантного отношения к людям с ОВЗ.

Под толерантностью мы понимаем чувство, выражающее терпимость человека к любым, по выражению П. А. Флоренского, проявлениям «инакости» со стороны «другого». Толерантность рассматривается с позиций гуманитарного подхода как часть ядра, которое составляет «истинно человеческое в человеке» и отличает человека от всех других живых существ [4].

Ожидаемые результаты инклюзивного образования: успешная самореализация детей с ОВЗ в обществе; преодоление барьеров (физиологических, психологических, социальных) для предоставления каждому ребенку права на доступное и качественное образование; воспитание в детях чувства сострадания и уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе Проект проводится третий год. В рамках Проекта разработаны и реализуются программы по дополнительному образованию, где дети посещают спортивные объединения, спортивные секции, соревнуются, тренируются, играют, участвуют в классных и общешкольных мероприятиях, с удовольствием принимают участие в спортивных соревнованиях по «Бочча», «голболу», трудовых десантах, спортивно-оздоровительном туризме. Играя, дети учатся дружить, поддерживать друг друга и ценить свои взаимоотношения. В рамках Проекта организованы встречи с известными спортсменами, участниками Олимпийских игр, прославившими нашу республику - Анастасией Диодоровой, серебряным призёром летних Паралимпийских игр, чемпионкой Мира и Европы, заслуженным мастером спорта России по плаванию; Владимиром Балынцом, серебряным призером Паралимпийских игр 2012 г. по пауэрлифтингу, заслуженным мастером спорта России; Степанидой Артахиновой, бронзовым призером летних Паралимпийских игр 2012 года по стрельбе из лука, мастером спорта международного класса, заслуженным мастером спорта России; Романом Устюжаниным, чемпионом Республики Саха (Якутия), призером России по пауэрлифтингу; Аленой Дмитриевой, серебряным призером Европы по сидячему волейболу, членом паралимпийской сборной России.

Совместные занятия детей с ОВЗ со здоровыми детьми способствуют:

1) успешной работе по социализации детей с ОВЗ, развитию их способностей и достижении успехов в школе;

2) утверждению социальной значимости, более легкой социальной адаптации детей с ОВЗ к новым условиям обучения;

3) формированию у здоровых детей толерантности, миролюбия, выдержки, терпимости, гуманного отношения к детям с ОВЗ.

После совместных мероприятий и соревнований у детей меняются взгляды и мнения. Они становятся добрее и внимательнее по отношению к людям с инвалидностью, а у детей с ограниченными возможностями здоровья появляется уверенность и возможность проявлять себя в спорте на равных условиях со своими (здоровыми) сверстниками и даже превосходить их в умении. Достоинства инклюзивного образования - это воспитание толерантности и отзывчивости у здоровых детей и приобретение уверенности в себе у детей с ограниченными возможностями. С целью выявления установок на инклюзивное взаимодействие нами проведено анкетирование школьников среди участников проекта «Спорт вместе. По-настоящему» и детьми, которые не участвуют в данном проекте. В исследовании принимало участие 60 учащихся школы № 18 г. Якутска. Опрос проводился с целью:

1) определения отношения учащихся не участвующих в проекте (7,8 классы) к людям с инвалидностью;

2) сравнения оценки, мнений и отношений участников проекта «Спорт вместе. По-настоящему» и школьников, не участвующих в проекте;

3) выявления наиболее приемлемых способов улучшения отношений здоровых детей к людям с инвалидностью.

Школьникам были предложены вопросы с вариантами ответов.

На вопрос какие будут действия, когда по телевизору начинают показывать передачи и документальные фильмы про людей с инвалидностью участники проекта - дети экспериментальной группы (ЭГ) ответили, что будут смотреть передачу, не переключая канал, тогда как 36,6% школьников контрольной группы (КГ) переключат канал, 13,3% КГ и 40% ЭГ делают по громче, так как им будет интересно, 50% КГ и 0% ЭГ отнесутся нейтрально, с безразличием, будут заниматься своими делами, 0% КГ и 60% ЭГ привлекут внимание домашних и будут смотреть дальше вместе. На второй вопрос о том, где должны учиться дети с инвалидностью 13,3% КГ и 93% ЭГ придерживаются мнения, что они должны учиться в обычных школах, 10% КГ и 0% (ЭГ) считают, что в интернатах, 40% КГ и 6,6% ЭГ предпочитают обучение на дому, 36,6% КГ и 0% ЭГ высказались за дистанционное обучение, а вариант «вообще не должны учиться» не отмечен никем. На вопрос имеют ли право работать люди с инвалидностью и где они могут работать 10% КГ и 36,6% ЭГ придерживаются мнения, что они могут работать в известных фирмах, на высокооплачиваемых должностях, работу дома (операторами, собирать коробки, выключатели и т.д.) предлагают 16,6% КГ и 17,1% ЭГ, 40% КГ и 3,3% ЭГ считают, что люди с инвалидностью не имеют права работать, так как получают пенсию, 33% КГ и 42% ЭГ думают, что они работают в разных местах (архитекторы, бизнесмены, учителя и т.д.). На вопрос как бы они поступили, если оказались рядом с человеком в инвалидной коляске, который не может подняться по лестнице (без специального оборудования) 23% КГ и 0% ЭГ ответили, что прошли бы мимо, 46,6% КГ и 43% ЭГ спросят, нужна ли помощь и постараются помочь, 26,6% КГ и 16,6% ЭГ попросят других помочь, 3,3% КГ и 40% ЭГ обратились бы к администрации здания, для внедрения вспомогательных средств (пандус, подъемник, лифт), чтобы больше не возникало таких ситуаций.

Сравнительные результаты, полученные по итогам анкетирования, показали, что почти половина детей, не участвующих в проекте, относятся нейтрально или считают, что дети с инвалидностью должны учиться отдельно от здоровых детей. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в процессе развития толерантности у детей после совместных мероприятий и соревнований, в ходе которых они становятся добрее и внимательнее по отношению к людям с инвалидностью.

Анализ результатов проведенного анкетирования школьников, изучение литературы и опыта образовательных учреждений по формированию у учащихся установок на инклюзивное взаимодействие позволил определить ряд факторов для создания целесообразных условий для обучения детей с ограниченными возможностями:

1. Четкая и последовательная образовательная политика инклюзивного образования;

2. Принятие идей инклюзивного образования детьми, родителями и учителями;

3. Разработка программ развития системы образования для детей с ОВЗ;

4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

5. Целенаправленная подготовка и профессиональная переподготовка педагогов для овладения методиками коррекционного обучения детей с ОВЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс] // URL : http://base.gar-ant.ru/10164504/ (дата обращения 01.10.2018).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения 01.10.2018).

3. Котенева, Г.Ю. Инклюзивное образование в условиях общеобразовательного учреждения / Г.Ю. Котенева // Материалы IV Международной научно-практической конференции. -

Новосибирск : Издательство Новосибирск. гос. пед. ун-та, 2011. - С. 532-535.

4. Федорова, И.М. Проблема понимания и развития толерантности / И.М. Федорова, Г.И. Спиридонова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Якутск, 2012. - С. 191-192.

REFERENCES

1. Federal law "About the Social Protection of Disabled People in the Russian Federation " of 24.11.1995 No. 181, available at: http://base.garant.ru/10164504/.

2. Federal law" About education in the Russian Federation " dated 29.12.2012 No. 273 - FZ, available at: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/

3. Koteneva G.Yu. (2011), "Inclusive education in the conditions of educational institution", International scientific and practical conference, publishing house NSPU, pp. 532-535.

4. Fedorova I.M. and Spiridonova G.I. (2012), "The problem of understanding and development of tolerance", All-Russian scientific and practical conference, publishing house AGIIK., pp. 532-535.

Контактная информация: Slegal_61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.10.2018

УДК 796:34

КОРРУПЦИЯ В СПОРТЕ И МЕРЫ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Александр Александрович Смирнов, доктор экономических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург);

Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, старший преподаватель, Павел Константинович Кузнецов,

кандидат социологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург; Сергей Леонидович Федоров, старший преподаватель, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Аннотация

В работе рассмотрена проблема асоциальных проявлений и коммерческих злоупотреблений, коррупционных действий в спортивной отрасли. Авторы проанализировали существующие меры и направления борьбы с коррупцией в области спорта и предложили ряд эффективных правовых методов по устранению и предупреждении злоупотреблений неправомерных действий в спорте.

Ключевые слова: коррупция; взятка; фальсификация; финансовые манипуляции; уголовная ответственность; санкции.

CORRUPTION IN SPORTS AND MEASURES OF ITS PREVENTION

Alexander Alexandrovich Smirnov, the doctor of economical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lada Vladi-mirovna Morozova, the senior teacher, Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg; Sergey Leonidovich Fedorov, the senior teacher, St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

Annotation

The article considers the problem of antisocial manifestations and commercial abuses, corruption in the sports industry. The authors analyzed the existing measures and directions of combating corruption in the field of sports and proposed a number of effective legal methods for eliminating and preventing abusive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.