Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА / РЕБЕНОК С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Елена Юрьевна

В статье дается понятие «инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении», приводятся данные о состоянии системы дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Республике Саха (Якутия), что определяет актуальность изучения данного вопроса и его дальнейшего развития в этом регионе. Особое значение уделяется необходимости обновления системы воспитания и обучения в дошкольном образовании, в условиях инклюзии, для успешной социализации и развития коммуникативных умений у всех детей дошкольного возраста. В частности, рассматриваются два направления, необходимых для формирования коммуникативных умений у дошкольников: создание определенных условий в общеразвивающих детских садах и обеспечение вариативности и разнообразия содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AMONG PRESCHOOLERS IN CONDITIONS OF INCLUSION

The article reveals the concept of “inclusive education” in a preschool educational institution, provides data on the state of the preschool education system for students with disabilities and disabilities in the Republic of Sakha (Yakutia), which determines the relevance of joint education as for preschoolers with special educational needs, and children with developmental norms. Particular attention is paid to the need to update the system of upbringing and training in preschool education, in conditions of inclusion, for the successful socialization and development of communication skills in all preschool children. In particular, issues are considered on creating conditions in preschool educational institutions and ensuring the variability and diversity of the content of the educational process, taking into account the educational needs, abilities and health status of children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в условиях инклюзии

Гончарова Елена Юрьевна,

аспирант, лаборатория теоретической педагогики и философии образования, Институт стратегии развития образования РАН E-mail: gjkz@mail.ru

В статье дается понятие «инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении», приводятся данные о состоянии системы дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Республике Саха (Якутия), что определяет актуальность изучения данного вопроса и его дальнейшего развития в этом регионе.

Особое значение уделяется необходимости обновления системы воспитания и обучения в дошкольном образовании, в условиях инклюзии, для успешной социализации и развития коммуникативных умений у всех детей дошкольного возраста. В частности, рассматриваются два направления, необходимых для формирования коммуникативных умений у дошкольников: создание определенных условий в общеразвивающих детских садах и обеспечение вариативности и разнообразия содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников.

Ключевые слова: инклюзивное образование, совместное обучение, коммуникативные умения дошкольника, ребенок с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время нормативно-правовая база в области образования гарантирует получение качественного образования всем детям, в том числе детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано следующее понятие: «инвалид (до 18 лет ребенок-инвалид) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». [9]

Понятие ребенок с ОВЗ дано в законе «Об образовании»: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». [8]

В данный период большинство родители детей с ОВЗ и инвалидностью настаивают на их включении в общеобразовательные учреждения для получения более качественного образования и эффективной адаптации к жизни в социуме. Прежде всего, это связано с тем, что в системе специального образования выработаны методики и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями, но недостаточно уделялось внимание социальной адаптации этих детей к социуму, так как они были изолированы от общества.

Процесс совместного обучения и воспитания детей с нормативным развитием и детей, с какими-либо нарушениями в нем носит название - инклюзивное образование. Инклюзивное образование подтверждает возможность включения всех детей в совместное обучение, тем способом, который учитывает индивидуальные возможности и наиболее подходит каждому ребёнку.

Следовательно, в дошкольном учреждении инклюзивное обучение предполагает процесс совместного образования воспитанников с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной общеобразовательной группы, но по разным образовательным маршрутам. В данных группах строится определенная открытая, вариативная образовательная система, учитывающая потребности

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

всех детей, не только с проблемами в развитии, но и с учетом других индивидуальных аспектов, например, принадлежность к разным этническим или социальным группам. Основная цель данной образовательной системы направлена на реализацию возможностей каждого ребенка, а не на «подтягивание» возможностей ребенка до необходимых норм развития ребенка-дошкольника. Таким образом, преимущества получают не только дети с ОВЗ и инвалидностью, но и дети с нормативным развитием так, как используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, и способностям всех детей.

Согласно данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования в Республике Саха (Якутия), передаваемым в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2020 г. из 68734 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Республике Саха (Якутия), 4917 детей (7%) являются детьми с ОВЗ детьми-инвалидами, из них - 3362 воспитанников с ОВЗ и 1555 являются детьми-инвалидами.

В 2020 году численность детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дошкольные образовательные учреждения, увеличилась в среднем на 8% (в 2018 году - 3084 воспитанников с ОВЗ), а численность детей-инвалидов увеличилась на 14% (в 2018 году - 1335 детей-инвалидов).

В 2020 году количество групп комбинированной и компенсирующей направленности с 2018 года увеличилось на 3% (2020 г. группы комбинированной направленности - 474, компенсирующей направленности - 267; количество в 2018 году -473 групп комбинированной и 241 групп компенсирующей направленности). [1]

Эти данные свидетельствуют о положительной динамике увеличения комбинированных и специализированных групп для детей с ОВЗ и с инвалидностью, что способствует полному охвату детей доступным дошкольным образованием и показывает необходимость повышения внимания к изучению процесса, обобщение имеющегося опыта и развитию инклюзивного дошкольного образования в Республике Саха (Якутия).

Исследователи Л.И. Акатов, Л.А. Казакова, С.А. Самоукова в своих работах указывали, что у детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, адаптация к социальной жизни проходит более эффективно, чем у детей, обучающихся в специализированных учреждениях. По их мнению, это связанно с приобретением социального ° опыта, усвоением представлений о нормах пове-" дении в обществе, развитием коммуникативных § умений и навыков у детей.

^ Одной из основных задач социализации детей Ц дошкольного возраста является формирование

и развитие их коммуникативных умений, реализация данного направления, в инклюзивном образовании, дает возможность безбарьерного общения со своим ближайшим окружением всем детям вне зависимости от их особенностей развития.

А.А. Максимова определила коммуникативные умения как «осознанные коммуникативные действия субъектов педагогического общения и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

В этом определении обращают на себя внимание два момента:

1) коммуникативные умения - это именно осознанные коммуникативные действия, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков;

2) коммуникативные умения - это еще и способность субъектов педагогического процесса управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач». [4]

Таким образом, коммуникативные умения дошкольников - это осознанные коммуникативные действия, основанные на имеющихся знаниях дошкольника и направленные на совместные решения общих коммуникативных задач.

Ключевыми инструментами решения этой задачи является создание условий и система мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений бесконфликтного общения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми с нормальным развитием в дошкольных образовательных учреждениях.

Основными проявлением развития коммуникативных умений у ребенка с особенными потребностями и ребенка с нормой в развитии в условиях инклюзии станет их бесконфликтное общение и гармоничное взаимодействие друг с другом, с ближайшим окружением.

Для этого необходимо обновление системы воспитания и обучения, поиск новых методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих коммуникативную активность и деятельность ребенка, способствующей дальнейшему развитию личности всех дошкольников в условиях инклюзии: 1. Создание условий, необходимых для развития коммуникативных умений детей:

• создание в ДОУ надлежащих материально-технических условий для социально-коммуникативного и речевого развитий;

• организация специальной подготовки воспитателей ДОУ, обеспечивающего инклюзивное (интегрированное) образование, в связи с отсутствием (или высокой занятостью) коррекци-онных специалистов, обеспечивающих процесс обучения детей с нарушениями в развитии;

• развитие системы дополнительного образования ДОУ (получение дополнительного образования дает возможность свободного личностного выбора деятельности всем детям, определяет индивидуальное развитие каждого ребен-

ка, повышая его социальный статус и окружая его сверстниками со схожими интересами);

• создание системы взаимодействия всех педагогов ДОУ, сопровождающих группу с ребенком-инвалидом или ребенком с ОВЗ;

• оказание родителям (законным представителям) специализированной методической помощи: в вопросах воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями; понимании важности развития инклюзивного образования для детей с нормой в развитии.

2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания воспитательно-образовательного процесса по формированию коммуникативных умений с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей:

• организация образовательной деятельности на основе деятельного подхода (обучение путем открытий, проектный метод, элементы кооперативное обучение (учет индивидуального вклада каждого участника деятельности, обязательное взаимодействие и взаимообучение), игровая образовательная ситуация (проблемно-интегративное обучение), подталкивающая детей к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, дающая возможность высказать свою точку зрения;

• методы и технологии на развитие творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (ИКТ как синтез художественного и технического творчества детей, например в процессе создания мультфильмов; театрализованная деятельность; различные педагогические игры в подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками);

• развитие игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевых игр и включение в нее всех детей (Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовы-вать совместные планы. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности, оказывая огромное влияние на развитие общения детей в этот период). [3]

Учет перечисленных условий и обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в условиях инклюзии окажут содействие на положительные результаты развития коммуникативных умений: проявление самостоятельности и инициативности в общении; развитие любознательности; сформированность умения формулировать вопросы и анализировать полученную информацию, выстраивая причинно-следственные связи; проявление активности при взаимодей-

ствии со сверстниками и взрослыми в совместных играх и деятельности; развитие способности договариваться, учитывая не только свои интересы, но и учитывая чувства других детей; умения сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия; обладание адекватной самооценкой, умение проявлять свои чувства; умение разрешать конфликты с помощью речи. [5] Следовательно, современный детский сад должен стать местом, где все дети вне зависимости от своих образовательных потребностей получат возможность развиваться, взаимодействовать, постигать свои возможности, социализироваться и воспитываться полноценным членом общества. В тоже время, для ребенка с нормой в развитии инклюзивный опыт сформирует безбарьерное мышление, научит находить сильные стороны в каждом, сделает его более заботливыми, толерантным, сможет совершенствовать свои творческие (познавательные, социальные) навыки во время помощи ребенку с ОВЗ в их освоении, а главное у него сформируется умение выстраивать коммуникацию с разными людьми.

Все выше перечисленное в свою очередь, пересекается с одной из целей образования в интересах устойчивого развития - обеспечение прав всех детей на получение качественного образования.

Литература

1. https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Antiterror/ inkljuzivnoe-obrazovanie-v-respubMke-saha-jakutija

2. Комплексная программа Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 20192020 годы» - URL: https://glava.sakha.gov.ru/ ot-30-yanvarya-2019-g--358

3. Конченко, С.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста / С.В. Конченко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 334-337. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40251/ (дата обращения: 08.06.2021).

4. Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации: учебно-методическое пособие / А.А. Максимова. - Орск: Издательство Орско-го гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012. - 170 с.

5. Повестка дня на 21 век: Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Нью-Йорк: ООН, 1992 [официальный сайт ООН]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/ agenda21. shtml (дата обращения: 29.05.2019).

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистриро-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

вано в Минюсте России 14.11.2013 N30384) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

7. Токарев, А.А. Роль устойчивого развития в системе образования в России / А.А. Токарев. -Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). - Казань: Молодой ученый, 2019. - С. 53-55. - URL: https:// moluch.ru/conf/stud/archive/340/15183/ (дата обращения: 26.05.2021)

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273^3 (последняя редакция), ст. 16

9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ст. 1

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AMONG PRESCHOOLERS IN CONDITIONS OF INCLUSION

Goncharova E. Yu.

Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Sciences

The article reveals the concept of "inclusive education" in a preschool educational institution, provides data on the state of the preschool education system for students with disabilities and disabilities in the Republic of Sakha (Yakutia), which determines the relevance of joint education as for preschoolers with special educational needs, and children with developmental norms. Particular attention is paid to the need to update the system of upbringing and training in preschool education, in conditions of inclusion, for the successful socialization and development of communication skills in all preschool children. In particular, issues are considered on creating conditions in preschool educational institutions and ensuring the variability and diversity of the content of the education-

al process, taking into account the educational needs, abilities and

health status of children.

Keywords: inclusive education, coeducation, communication skills

of a preschooler, a child with special educational needs.

References

1. https: //minobrnauki.sakha.gov.ru/Antiterror/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-respublike-saha-jakutija

2. Comprehensive program of the Republic of Sakha (Yakutia) "Formation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people, including disabled children, for 2019-2020" - URL: https: //glava.sakha.gov.ru/ot-30- yanvar-ya-2019-g--358

3. Konchenko, S.V. Influence of plot-role-playing game on the development of communicative skills of senior preschool children / S.V. Konchenko. - Text: direct // Young scientist. -2017. - No. 9 (143). - S. 334-337. - URL: https://moluch.ru/ archive/143/40251/ (date of access: 06/08/2021).

4. Maksimova, A.A. Fundamentals of pedagogical communication: teaching aid / A.A. Maksimova. - Orsk: Publishing house of the Orsk Humanitarian and Technological Institute (branch) OSU, 2012. - 170 p.

5. Agenda 21: UN Conference on Environment and Development in Rio de Janeiro. New York: UN, 1992 [UN official site]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ agen-da21.shtml (date accessed: 05/29/2019).

6. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 17.10.2013 N1155 "On approval of the federal state educational standard for preschool education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 14.11.2013 N30384) // Reference and legal system "Consultant Plus".

7. Tokarev, A.A. The role of sustainable development in the education system in Russia / A.A. Tokarev. - Text: direct // Research of young scientists: materials of the II Intern. scientific. conf. (Kazan, July 2019). - Kazan: Young Scientist, 2019. - S. 53-55. - URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15183/ (date of access: 05/26/2021)

8. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N273-FZ (last edition), art. 16

9. Federal Law "On social protection of disabled people in the Russian Federation" dated November 24, 1995 No. 181-FZ, art. 1

о с

u

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.