Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ТОЧНЫХ НАУКАХ'

КОМПЛЕКС МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ТОЧНЫХ НАУКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий потенциал / дополнительное образование / подростки / образование / обучение музыке / педагогический эксперимент / creative potential / additional education / teenagers / education / music training / pedagogical experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Ю. Маврина

В статье рассмотрен комплекс методов развития творческого потенциала подростков, обучающихся в летней компьютерной школе. Автор статьи определяет цель исследования и обозначает задачи, необходимые для достижения необходимых результатов. Значительное внимание уделено различным подходам к пониманию творческого потенциала в контексте общего творческого развития. Автором выделяется теоретическая и практическая значимость исследования и перспектива дальнейшего использования данного комплекса развития творческого потенциала подростков, обучающихся точным наукам, через обучение музыке. Автор на примере собственного педагогического эксперимента отображает в статье необходимые условия для реализации внедрения дополнительной деятельности в основную образовательную программу подростков, занимающихся точными науками с целью развития творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Ю. Маврина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF METHODS FOR DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF ADOLESCENTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION SPECIALIZING IN THE EXACT SCIENCES

The article considers a set of methods for developing the creative potential of teenagers studying at a summer computer school. The author of the article defines the objective of the study and designates the tasks necessary to achieve the results. Considerable attention is paid to various approaches to understanding creative potential in the context of general creative development. The author of the article highlights the theoretical and practical significance of this research and the prospect of further use of this complex for the development of the creative potential of adolescents studying exact sciences through music training. The author, using the example of her own pedagogical experiment, displays in the article the necessary conditions for the implementation of the introduction of additional activities into the main educational program of adolescents engaged in exact sciences in order to develop creative potential.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ТОЧНЫХ НАУКАХ»

7. Moriña A. Inclusive education in higher education: challenges and opportunities. European Journal of Special Needs Education. 2017; Vol. 32, № 1: 3-17. Available at: https://doi. org/10.1080/08856257.2016.1254964.

8. Morgado B., Cortes-Vega M.D., Lopez-Gavira R., Alvarez E., Moriña A. Inclusive education in higher education? Journal of Research in Special Educational Needs. 2016; Vol. 16, № 1: 639-642. Available at: https://doi.org/10.1111/1471-3802.12323

9. Haug P Understanding inclusive education: ideals and reality. Scandinavian Journal of Disability Research. 2017; Vol. 19, № 3: 206-217.

10. ARC8 Outlook Report 2030: Inclusive and Diverse Higher Education in Asia and Europe. Asia-Europe Foundation (ASEF). Singapore, 2021.

11. Hauschildt K., Gwosc Ch., Schirmer H., Wartenbergh-Cras F. Social and Economic Conditions of Student Life in Europe. EUROSTUDENT VII Synopsis of Indicators 2018-2021. German Centre for Higher Education Research and Science Studies. 2021.

12. Nilholm C. Research about inclusive education in 2020. How can we improve our theories in order to change practice? European Journal of Special Needs Education. 2021; Vol. 36, № 3: 358-370. Available at: https://doi.org/10.1080/08856257.2020.1754547

13. Koutsouris G., Mountford-Zimdars A., Dingwall K. The 'ideal' higher education student: understanding the hidden curriculum to enable institutional change. Research in Post-Compulsory Education. 2021; Vol. 26, № 2: 131-147. Available at: https://doi.org/10.1080/13596748.2021.1909921

References

1. Furyaeva T.V., Furyaev E.A. Inklyuzivnaya vysshaya shkola za rubezhom. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2015; № 4 (34): 78-82.

2. Alehina S.V., Shemanov A.Yu. Inklyuzivnaya kul'tura kak cennostnaya osnova izmenenij vysshego obrazovaniya. Razvitie inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoj podhod: sbornik statej. Moskva: MGPPU. 2018: 5-13.

3. Barakovskih K.N., Tret'yakova N.V. Sovremennye issledovaniya sostoyaniya inklyuzivnogo obrazovaniya v srednem professional'nom i vysshem obrazovanii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30119

4. Denisova O.A., Lehanova O.L. Luchshie praktiki inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya v vuzah Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 6: 156-168.

5. Koutsouris G., Stentiford L., Norwich B. A critical exploration of inclusion policies of elite UK universities. British Educational Research Journal. 2022; № 48 (1): 1-18. Available at: https://doi.org/10.1002/berj.3799

6. Cotán A., Aguirre A., Morgado B., Melero N. Methodological strategies of faculty members: moving toward inclusive pedagogy in higher education. Sustainability. 2021; № 13 (6): 1-13. Available at: https://doi.org/10.3390/su13063031

7. Moriña A. Inclusive education in higher education: challenges and opportunities. European Journal of Special Needs Education. 2017; Vol. 32, № 1: 3-17. Available at: https://doi. org/10.1080/08856257.2016.1254964.

8. Morgado B., Cortes-Vega M.D., Lopez-Gavira R., Alvarez E., Moriña A. Inclusive education in higher education? Journal of Research in Special Educational Needs. 2016; Vol. 16, № 1: 639-642. Available at: https://doi.org/10.1111/1471-3802.12323

9. Haug P. Understanding inclusive education: ideals and reality. Scandinavian Journal of Disability Research. 2017; Vol. 19, № 3: 206-217.

10. ARC8 Outlook Report 2030: Inclusive and Diverse Higher Education in Asia and Europe. Asia-Europe Foundation (ASEF). Singapore, 2021.

11. Hauschildt K., Gwosc Ch., Schirmer H., Wartenbergh-Cras F. Social and Economic Conditions of Student Life in Europe. EUROSTUDENT VII Synopsis of Indicators 2018-2021. German Centre for Higher Education Research and Science Studies. 2021.

12. Nilholm C. Research about inclusive education in 2020. How can we improve our theories in order to change practice? European Journal of Special Needs Education. 2021; Vol. 36, № 3: 358-370. Available at: https://doi.org/10.1080/08856257.2020.1754547

13. Koutsouris G., Mountford-Zimdars A., Dingwall K. The 'ideal' higher education student: understanding the hidden curriculum to enable institutional change. Research in Post-Compulsory Education. 2021; Vol. 26, № 2: 131-147. Available at: https://doi.org/10.1080/13596748.2021.1909921

Статья поступила в редакцию 28.11.22

УДК 378

Mavrina V.Yu., postgraduate, Hertsen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: kofevalka@mail.ru

A SET OF METHODS FOR DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF ADOLESCENTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION SPECIALIZING IN THE EXACT SCIENCES. The article considers a set of methods for developing the creative potential of teenagers studying at a summer computer school. The author of the article defines the objective of the study and designates the tasks necessary to achieve the results. Considerable attention is paid to various approaches to understanding creative potential in the context of general creative development. The author of the article highlights the theoretical and practical significance of this research and the prospect of further use of this complex for the development of the creative potential of adolescents studying exact sciences through music training. The author, using the example of her own pedagogical experiment, displays in the article the necessary conditions for the implementation of the introduction of additional activities into the main educational program of adolescents engaged in exact sciences in order to develop creative potential.

Key words: creative potential, additional education, teenagers, education, music training, pedagogical experiment.

В.Ю. Маврина, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kofevalka@mail.ru

КОМПЛЕКС МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ТОЧНЫХ НАУКАХ

В статье рассмотрен комплекс методов развития творческого потенциала подростков, обучающихся в летней компьютерной школе. Автор статьи определяет цель исследования и обозначает задачи, необходимые для достижения необходимых результатов. Значительное внимание уделено различным подходам к пониманию творческого потенциала в контексте общего творческого развития. Автором выделяется теоретическая и практическая значимость исследования и перспектива дальнейшего использования данного комплекса развития творческого потенциала подростков, обучающихся точным наукам, через обучение музыке. Автор на примере собственного педагогического эксперимента отображает в статье необходимые условия для реализации внедрения дополнительной деятельности в основную образовательную программу подростков, занимающихся точными науками с целью развития творческого потенциала.

Ключевые слова: творческий потенциал, дополнительное образование, подростки, образование, обучение музыке, педагогический эксперимент.

Актуальность поиска комплекса методов развития творческого потенциала подростков связана с потребностью общества в воспитании незаурядной личности, способной решать нетривиальные задачи не только индивидуально, но и путем совместной деятельности. Помимо этого, актуальность связана с нахождением значимых для музыкальной педагогики разработок, способствующих успешной организации досуговых форм деятельности подростков в летнее время, позволяющей расширить комплекс методов для развития творческого потенциала подростков в процессе обучения музыке.

Цель исследования заключается в нахождении комплекса методов для развития творческого потенциала подростков, занимающихся точными науками, с использованием методов и подходов, сформировавшихся в процессе музыкально-образовательной деятельности на уровне системы общего музыкального образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие творческого потенциала подростков будет продуктивным при условии, что правильно сформированный комплекс методов развития творческого потенциала подростков, при-

мененный в педагогической модели обучения музыке, учитывает следующие факторы:

а) наличие программы по обучению музыке, исходя из интересов и стремлений всех участников разрабатываемого проекта по обучению музыке,

б) учёт возрастных особенностей школьников-подростков, занимающихся точными науками и программированием;

в) организация комфортной образовательной среды.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Изучить различные подходы в отношении понятия «творческий потенциал», рассмотреть его сущность и структуру, основные характеристики на общенаучном и педагогическом уровнях.

2. Выявить особенности возрастных характеристик участников педагогического эксперимента для нахождения необходимых методов взаимодействия с подростками.

3. Сформировать комплекс методов развития творческого потенциала подростков, занимающихся точными науками и программированием.

4. Проанализировать и обобщить полученные результаты педагогического эксперимента.

По итогам поиска комплекса методов развития творческого потенциала подростков были выявлены факторы, влияющие на процесс развития подростков в творческой деятельности. Научная новизна исследования заключается в разработке педагогической модели, ориентированной на развитие творческого потенциала подростков, занимающихся точными науками, через обучение музыке в процессе внеурочной деятельности.

Развитие творческого потенциала является необходимым в современном образовании [1]. Нахождение нестандартных решений, интеллектуальная мобильность в решении различных задач, способность проявлять себя - все это является залогом для успешной самореализации человека.

Представители аксиологического подхода рассматривают творческий потенциал с позиции самостоятельного приобретения знаний и умений, а также как способ личностного движения и реализации в том или ином виде деятельности (В.А. Артемьева [2]). Сторонники развивающего подхода считают творческий потенциал важнейшим качеством, которое каждая личность формирует в процессе своего развития. Ресурсный подход (Т.А. Саломатова [3], В.Н. Марков [4], и др.) представляет терминологическое понятие «творческий потенциал» как набор определенных системных, ресурсных показателей, которые находятся в постоянном истощении - пополнении, возобновлении в процессе жизнедеятельности индивида, его соприкосновении с окружающей действительностью. Тем самым мы обнаруживаем, что сторонники разных подходов выделяют те или иные качества, наиболее существенные с их точки зрения, которые могли бы наиболее активным способом повлиять на рассмотрение возможностей развития творческого потенциала учащихся в процессе разнообразной музыкально-образовательной деятельности.

Проблема развития творческого потенциала является одной из ключевых в контексте идей всестороннего развития личности. Особенно рельефно эта проблема выявляется в процессе организации различных видов образовательной деятельности, осуществляемой с учащимися раннего и среднего подросткового возраста (см. подробнее в работе [5]).

Но что делать подростку, если его жизненные цели определились и занимают все его время, тогда как другие формы развития либо требуют основательного погружения, либо недоступны по причине кардинально другой направленности? Мы предположили, что внедрение в дополнительное образование, связанное с точной наукой, внеурочной деятельности совершенно другой направленности будет способствовать всестороннему развитию подростков. Однако для максимально комфортного и одновременно продуктивного внедрения музыкально-театральной деятельности необходимо сформировать методы, способствующие развитию творческого потенциала подростков [6].

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [7].

Для апробации экспериментальной педагогической модели, основанной на внедрении обучения музыке подростков, занимающихся точными науками в Летней компьютерной школе (далее - ЛКШ), требовалось соблюдение следующих педагогических условий:

1. Проведение дополнительных занятий в индивидуальной и групповой формах.

2. Создание комфортной среды за счет внимания к пожеланиям школьников, учета их мнений, возрастных особенностей, поощрения успешных действий со стороны любого участника (как руководителя, так и соученика).

3. Побуждение подростков на проявление чувств и эмоций, естественных для обеспечения жизнедеятельности любого человека.

4. Поддержка проявлений любых форм и видов творческого самовыражения подростков.

5. Наличие и активное применение специального музыкального и музыкально-театрального инструментария.

В процессе работы на этапе пилотного эксперимента определялись и утверждались задачи по разработке программы проведения различных этапов исследования, включая организацию и проведение педагогического эксперимента [8; 9], учёт степени эффективности музыкально-театральных практик для развития творческого потенциала у подростков в летней компьютерной школе.

На данном этапе опытно-экспериментального исследования была выбрана основная музыкально-театральная практика, которую посещала вся экспериментальная группа, а именно - постановка спектакля. Помимо этого, были выбраны дополнительные музыкальные практики, ориентированные на помощь в подготовке спектакля. Первая музыкальная практика заключалась в игре и интонационных упражнениях на фортепиано на материале вокальных партий спектакля основной музыкально-театральной практики. Вторая музыкальная практика основана на нотной грамоте и музыкально-эстетическом развитии участников эксперимента. Таким образом, дополнительные практики, выбранные нами в качестве помощи для подготовки участников музыкально-театральной практики, являются также способом культурно-эстетического и музыкального творческого развития.

В процессе опытно-экспериментального этапа решались задачи по апробации, проверке и подтверждению на практике эффективности представленной экспериментальной педагогической модели.

Методами развития творческого потенциала явились такие виды музыкальной деятельности, как беседа, суггестопедический метод, словесный, практический, метод моделирования художественно-творческого процесса («Спектакль»); наглядный, словесный, беседа, объяснительно-иллюстративный, метод сравнения, метод музыкального обобщения («Музыкальные инструменты»); словесный, практический, художественно-практический, метод музыкального обобщения, метод создания композиции («Нотная грамота и элементы теории музыки»)

Теоретическая значимость результатов исследования заключается:

- в разработке комплекса методов развития творческого потенциала подростков, занимающихся точными науками

- в накоплении доказательной базы для определения развития творческого потенциала подростков через обучение музыке;

- в разработке педагогической модели, ориентированной на всестороннее развитие подростков, углубленно занимающихся каким-либо техническим образовательным направлением.

По итогам окончания практики мы выявили положительные моменты в нескольких ракурсах развития творческих и музыкальных способностей школьников. В первую очередь на протяжении всех занятий по композиции школьники на практике столкнулись с процессом создания мелодии. Этот важный аспект деятельности включал в себя восприятие наряду с мелодией также и ритма, и характера музыки. Школьникам предоставлялась возможность изменить знакомую мелодию, исходя из собственных предпочтений. Сконцентрировав внимание на создании благоприятной и свободной творческой атмосферы, мы убедились, что именно данный фактор способствовал развитию коммуникативных навыков между участниками педагогического эксперимента: школьники спорили, делились собственными мнениями, дискутировали. Таким образом, рассмотренный нами опыт обучения способствовал всестороннему развитию каждого школьника, мотивировал к реализации творческих задатков и положительным образом сказывался на социальной адаптации школьников в летней школе в целом.

В работе над постановкой спектакля подростки в полной мере осознавали свою ответственность; понимание того, что их мнение будет услышано, придавало школьникам уверенность в том, что цель будет достигнута. Стремление к самореализации подкреплялось личностными организаторскими и творческими качествами участников спектакля. Постоянно совершенствуя свои знания, умения и навыки в процессе работы над мюзиклом, школьники развивали коммуникативные и лидерские качества. Работа над постановкой строилась на взаимодействии и координации усилий в стремлении к общему итогу, что помогло сформировать атмосферу свободного творчества.

Результаты проведенной организационной и творческой работы, заключительного устного опроса и анкетирования участников музыкального спектакля «Оливер Твист» и «ЛКШ в будущем» позволили сделать следующие выводы:

- в процессе работы над мюзиклом у всех школьников повысился уровень социальной адаптации;

- укрепилось чувство личной ответственности;

- сформировалась чувствительность к решению поставленных задач, ощущению себя в творческой обстановке;

- активизировалось творческое начало (обозначилась тенденция к принятию нестандартных решений и развитию креативного мышления);

- пополнились теоретические знания и сформировались практические навыки в области музыкально-театрального искусства;

- активно развивалась способность дополнять идею, разрабатывать различные детали для совершенствования первоначального замысла;

- использовались различные стратегии решения проблем и задач;

- проявились актерские и музыкальные способности, а также оригинальность, нестандартность мышления и поведения;

- развились навыки интонирования и владения голосовым аппаратом;

- получили развитие чувство ритма и координация движений.

Таким образом, внеурочная музыкально-театральная деятельность в ЛКШ как способ реализации творческой активности подростков оказала существенное влияние на их нравственное и эстетическом развитие, положительным образом повлияла на уровень их учебной деятельности. Отметим также, что одним из наиболее существенных инструментов, с помощью которых оказалось возможным достичь наиболее существенных способов понимания поставленных перед обучаемыми задач и выявить наиболее оптимальные пути и маршруты для их решения и достижения, явились современные музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [10; 11], использование которых учениками - будущими программистами позволило существенным образом сократить в ряде случаев дистанцию от момента объяснения материала до нахождения способов решения текущих задач и проблем и представления результатов разработанного творческого проекта.

Практическая значимость результатов исследования заключается во внедрении комплекса методов развития творческого потенциала в педагогическую модель обучения музыке подростков, занимающихся точными науками.

В соответствии с целью и задачами, сделаны следующие выводы:

- развитие творческого потенциала через обучение музыке подростков, занимающихся точными науками, происходит достаточно интенсивно благодаря

Библиографический список

соблюдению ряда условий. Среди них главные: наличие вариативных форм обучения музыке; создание комфортной среды для реализации творческого потенциала; различные формы продуктивного взаимодействия всех участников педагогического эксперимента;

- в процессе разработки педагогической экспериментальной модели был сформирован комплекс методов, способствующих развитию творческого потенциала подростков. Отсюда улучшение таких показателей, как ассоциативность; гибкость; восприятие неоднозначности способов реализации той или иной идеи; способность доработки деталей с целью совершенствования первоначального замысла; умение включать новые знания в уже имеющуюся систему умений;

- разработка педагогического эксперимента, построенного на комплексе методов развития творческого потенциала подростков, занимающихся точными науками, была реализована в нескольких направлениях обучения музыке, а именно: «Спектакль», «Музыкальные инструменты» и «Нотная грамота и элементы теории музыки»;

- разработанный комплекс методов развития творческого потенциала подростков через обучение музыке может с успехом быть использован в системе дополнительного образования преподавателями музыки, включая работу с подростками, специализирующимися на точных и естественно-научных направлениях.

1. Алексеева Л.Л. Искусство и творческое развитие детей и юношества: возможности изучения проблемы творческого развития личности. Проблемы творческого развития личности в системе образования: сборник статей по материалам III Всероссийского научно-практического семинара. Москва: ИХОиК РАО, 2016: 7-13.

2. Артемьева В.А., Данилова М.В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе. Молодой ученый. 2015; № 2: 471-474.

3. Саломатова Т.А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин: на материале высшей школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург 1999.

4. Марков В.Н. Ресурсный подход к организации и оценке кадров управления. Акмеология. 2011; № 1: 25-31.

5. Авдулова Т.П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: монография. Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2018.

6. Дробот О.Е. Музыкально-эстетическое развитие подростков в условиях дополнительного образования (на примере Детских школ искусств). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.

7. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Общие основы педагогики: учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2006.

8. Русаков А.А., Богатырева Ю.И. Методы математической статистики и анализ данных психолого-педагогических исследований. Курс лекций и практических занятий. Тула, 2004. Available at: https://tsput.rU/res/informat/mop/lections/lection_3.htm#_Toc71019282

9. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.

10. Gorbunova I.B. The concept of music computer pedagogical education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29, № 6s: 600-615.

11. Gorbunova I.B., Mezentseva S.V. Music Computer Technologies In Contemporary Culture: To The Problem Of Classification. Journal of Positive School Psychology. 2022; Vol. 6, № 7: 2941-2949.

References

1. Alekseeva L.L. Iskusstvo i tvorcheskoe razvitie detej i yunoshestva: vozmozhnosti izucheniya problemy tvorcheskogo razvitiya lichnosti. Problemy tvorcheskogorazvitiya lichnosti v sisteme obrazovaniya: sbornik statej po materialam III Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo seminara. Moskva: IHOiK RAO, 2016: 7-13.

2. Artem'eva V.A., Danilova M.V. Analiz ponyatiya «tolerantnost'» v sovremennoj nauchnoj literature. Molodojuchenyj. 2015; № 2: 471-474.

3. Salomatova T.A. Aktualizaciya tvorcheskogo potenciala lichnosti v processe izucheniya pedagogicheskih disciplin: na materiale vysshej shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 1999.

4. Markov V.N. Resursnyj podhod k organizacii i ocenke kadrov upravleniya. Akmeologiya. 2011; № 1: 25-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Avdulova T.P. Vozrastnye krizisnye yavleniya v formirovanii identichnostipodrostkov: monografiya. Moskva: LAP Lambert Academic Publishing, 2018.

6. Drobot O.E. Muzykal'no-'esteticheskoe razvitie podrostkov v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya (na primere Detskih shkol iskusstv). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.

7. Borytko N.M., Solovcova I.A., Bajbakov A.M. Obschie osnovypedagogiki: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Volgograd: Izdatel'stvo VGIPK RO, 2006.

8. Rusakov A.A., Bogatyreva Yu.I. Metody matematicheskojstatistiki ianaliz dannyh psihologo-pedagogicheskih issledovanij. Kurs lekcij i prakticheskih zanyatij. Tula, 2004. Available at: https://tsput.ru/res/informat/mop/lections/lection_3.htm#_Toc71019282

9. Kushner Yu.Z. Metodologiya i metody pedagogicheskogo issledovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Mogilev: MGU im. A.A. Kuleshova, 2001.

10. Gorbunova I.B. The concept of music computer pedagogical education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29, № 6s: 600-615.

11. Gorbunova I.B., Mezentseva S.V. Music Computer Technologies In Contemporary Culture: To The Problem Of Classification. Journal of Positive School Psychology. 2022; Vol. 6, № 7: 2941-2949.

Статья поступила в редакцию 26.11.22

УДК 378

Maslov M.S., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Deputy Dean of Faculty of Additional Professional Education, Altai State Institute of Culture

(Barnaul, Russia), E-mail: maslovmc@mail.ru

Grinevich L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: kuminoval@mail.ru

DISTANCE LEARNING AS A MODERN APPROACH TO PROFESSIONAL EDUCATION. Due to the changes in modern society and the gradual transition to such a concept as society 5.0, where in all spheres of society there is a demand for specialists who are able to introduce digital technologies in their professional activities, the ability to think creatively. The subject of the study is the peculiarities of the use of distance learning in obtaining continuous additional education and advanced training. The prospects of the development of new theoretical forms and practices of modern digital and communication technologies in the system of additional professional education are shown. The experience of teaching students of the Altai State Institute of Culture in the creative programs of the FDPO "Interior Design", "Landscape Design and Design", "Painting and Graphics", "Photography" as an additional education with the prospect of work and participation in project activities is presented.

Key words: distance education, additional education, digitalization, society 6.0, online learning, web technologies, student audience.

М.С. Маслов, канд. соц. наук, доц., зам. декана факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Алтайский

государственный институт культуры (АГИК)», г. Барнаул, E-mail: maslovmc@mail.ru

Л.А. Гриневич, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры (АГИК)», г. Барнаул,

E-mail: kuminoval@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.