ческой литературы Обучающиеся имеют возможность прослушать отрывки из выбранного произведения, а затем составить прослушанные предложения из списка выпадающих слов. При выборе неправильных слов обучающийся прослушивает предложение повторно, до тех пор, пока задание не будет выполнено правильно.
Следующим обязательным условием формирования иноязычной коммуникативной культуры является педагогическое взаимодействие обучающихся и учителя, обусловленное присутствием постоянной обратной связи с целью осуществления контроля результатов работы в мобильном приложении. Систематическая обратная связь позволяет определить уровень освоения иноязычной коммуникативной культуры обучающимися и при необходимости скорректировать их деятельность.
Библиографический список
Описывая в целом представленные условия, следует подчеркнуть, что успешное обучение иноязычной коммуникативной культуре с применением средств цифровых технологий, обеспечение положительного влияния на качество знаний обучающихся, развитие у них интегративного мышления и целостной системы знаний возможны только при комплексном создании рассмотренных выше условий.
Формирование иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы средствами цифровых технологий возможно при комплексном создании описанных выше организационно-педагогических условий. Построение учебного процесса с учетом выявленных условий значительно повысит качество знаний обучающихся основной школы по иностранному языку за счет создания мотивационно-образовательного пространства.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва: Просвещение, 2011.
2. Соколова Э.Я. Анализ потенциала интернет-ресурсов в обучении иностранному языку. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; № 5: 607 - 610.
3. Арапова С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников в мультимедийном образовательном пространстве. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пермь, 2015.
4. Штеймарк О.В. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе. Знание. Понимание. Умение. 2008; № 1: 211 - 215.
5. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия». Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014; № 2: 143 - 152.
6. Ислямова Э.А. Педагогические условия формирования предметно-практических компетенций в процессе производственного обучения. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2017; № 1 (55): 68 - 73.
7. Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности. Вестник науки и образования. 2018; № 4 (40): 82 - 86.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2002.
9. Умерова Г. А. Формирование аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Симферополь, 2014.
10. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998.
11. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012; № 1; 13 - 16.
12. Гарднер Г Структура разума: теория множественного интеллекта. Москва: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2011.
2. Sokolova 'E.Ya. Analiz potencíala internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2015; № 5: 607 - 610.
3. Arapova S.A. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii shkol'nikov v mul'timedijnom obrazovatel'nom prostranstve. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2015.
4. Shtejmark O.V. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo ispol'zovaniya komp'yuternyh tehnologij v pedagogicheskom processe. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008; № 1: 211 - 215.
5. Volodin A.A., Bondarenko N.G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «organizacionno-pedagogicheskie usloviya». Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2014; № 2: 143 - 152.
6. Islyamova 'E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya predmetno-prakticheskih kompetencij v processe proizvodstvennogo obucheniya. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 1 (55): 68 - 73.
7. Makarycheva I.A. Motivacionnaya sfera shkol'nika. Obschee ponyatie motiva i motivacii v uchebnoj deyatel'nosti. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2018; № 4 (40):82 - 86.
8. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2002.
9. Umerova G.A. Formirovanie analiticheskoj kompetentnosti buduschih inzhenerov-pedagogov shvejnogo profilya v processe izucheniya professional'no orientirovannyh disciplin. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Simferopol', 2014.
10. Yakobson P.M. Psihologiya chuvstv i motivacii. Voronezh: MOD'EK; Moskva: Institut prakticheskoj psihologii, 1998.
11. Chetvertak S.V. Uchebnaya deyatel'nost' shkol'nikov: iz praktiki motivacii. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2012; № 1; 13 - 16.
12. Gardner G. Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta. Moskva: OO0 «I.D. Vil'yame», 2007.
Статья поступила в редакцию 24.03.21
УДК 37.018.43
Avdeeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical
Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Kolpacheva O.Yu, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical
Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Sivolobova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical
Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
DISTANCE LEARNING AS AN INTEGRAL COMPONENT OF AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article discusses the concept of an innovative educational environment, its essential characteristics and components, analyzes the basics of distance learning, its advantages and disadvantages. The innovative educational environment is a special atmosphere of creative activity and intellectual search in an organized learning process. The authors conclude that distance learning is a special learning technology based on the use of technical information and telecommunications tools and is an integral part of the innovative educational environment. The fact that the digitization of different spheres of life requires certain knowledge from a person, which will be obtained with a remote mode of training. It should be noted that distance learning can be part of the educational process. But according to the authors it should be auxiliary, complementing the training in the traditional format.
Key words: distance learning, innovative educational environment, innovative technologies, essential characteristics, technical information and telecommunication means, efficiency, parallelism, modularity, information resources, administration system.
Л.Н. Авдеева, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
О.Ю. Колпачева, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
Н.А. Сиволобова, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье рассматривается понятие инновационной образовательной среды, ее существенные характеристики и компоненты, анализируется сущность дистанционного обучения, его достоинства и недостатки. Инновационная образовательная среда - это особая атмосфера творческой деятельности и интеллектуального поиска в организованном учебном процессе. Авторы сделали выводы о том, что дистанционное обучение представляет собой особую технологию обучения, которая основывается на применении технических информационных и телекоммуникационных средств и является неотъемлемой частью инновационной образовательной среды. Серьёзного внимания заслуживает тот факт, что цифровизация различных сфер жизни требует от человека определенных знаний, которые как раз и удастся получить при дистанционном режиме обучения. Необходимо отметить, что дистанционное обучение может быть составляющей образовательного процесса. Но, по мнению авторов, оно должно носить вспомогательный характер, дополняя обучение в традиционном формате.
Кточевые слова: дистанционное обучение, инновационная образовательная среда, инновационные технологии, сущностные характеристики, технические информационные и телекоммуникационные средства, экономичность, параллельность, модульность, информационные ресурсы, система администрирования.
Совершенствование системы образования сегодня направлено на решение важнейших педагогических задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для обучения. Это предполагает не только освоение школьниками системы знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное участие в учебной деятельности, развитие учебной самостоятельности. Именно школа должна помочь обучающимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к самооценке, самоконтролю, сотрудничеству - универсальные учебные действия. В контексте этого все большую значимость приобретают инновационные процессы, которые являются результатом развития новой образовательной парадигмы с учетом происходящих в современном мире информационно-технологических преобразований. Новые подходы и технологии позволяют сформировать личность, способную адаптироваться в современном, стремительно развивающемся информационном обществе, требующем от своих членов не только традиционных знаний, но и владения информационно-коммуникативными технологиями, занимающими все больше места в жизни современного социума. Основополагающая цель технологий, внедряемых в процесс образования, - это подготовка человека к адаптации в формирующемся цифровом обществе [1 - 13].
По мнению М.Н. Скаткина, можно достичь эффективного использования инновационных технологий в практике современного образования, если создать инновационное образовательное пространство в учебном заведении, что позволит сделать процесс образования более успешным.
Действительно, основополагающим условием для внедрения инноваций считается наличие в общеобразовательном учреждении инновационной среды, чтобы обеспечить реализацию психологических, организационных и методических условий обучения. Это позволит достигнуть высоких результатов в учебной деятельности, решить основные задачи процесса образования [7, с. 180].
Инновационная образовательная среда представляет собой особую атмосферу творческой деятельности и интеллектуального поиска в организованном учебном процессе. Благодаря ее воздействию на личность учеников они не только приобщаются к знаниям, приобретают необходимые умения и навыки - у них появляются способности к самоизменению, реализации «Я-концепции».
Такая среда сочетает передовые технологии воспитания и обучения, новое содержание самого образования, направлена на получение учениками действительно универсальных знаний, применение своих способностей в разных сферах жизни, умение достичь успехов в учебной, а затем и профессиональной деятельности [6].
Некоторые ученые считают инновационную образовательную среду комплексом инноваций, которые следует активно внедрять в систему образования. Другие исследователи придерживаются мнения, в соответствии с которым инновационной образовательной средой считается сочетание условий, способствующих образованию человека, обладающего инновационно-творческим мышлением. Выделяются следующие сущностные характеристики инновационной образовательной среды: открытость, гибкость, вариативность. Инновационная образовательная среда открыта для изменений и коррекции, творческого развития обучающихся и педагогов; ей свойственна динамичность при внутренней стабильности; взаимосвязь внутренних компонентов; взаимообусловленность воздействия протекающих процессов на личность [8, с. 99].
О.Б. Филатова выделяет следующие компоненты инновационной образовательной среды:
- совокупность образовательных и профессиональных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с образовательными, научно-производственными, профессиональными (трудовыми) и другими объединениями и организациями, ориентированными на инновационные цели опережающего образования;
- обеспечение структурно-функциональной модели формирования инновационной образовательной среды с учетом индивидуальных потребностей образовательной организации;
- факторы, оказывающие косвенное влияние на окружающую среду (уровень экономического положения, ожидания от получаемого образования, состав семьи, дошкольная подготовка, способности и т.д.) [9, с. 234].
Таким образом, инновационная образовательная среда представляет собой открытую систему, стимулирующую создание и внедрение инноваций в образовательный процесс. Она является комплексом организационно-педагогических условий, сконцентрированных на решении задач воспитания и обучения. В свете глобальной цифровизации инновационная образовательная среда должна быть направлена на формирование цифрового мышления человека. Особенно актуально звучит понятие инновационной образовательной среды в условиях дистанционного обучения, поле деятельности которого является новым и для педагогов, и для обучающихся, и для родителей. Задача современной школы - обеспечить действенность дистанционного обучения и сделать его эффективным и безопасным. Информатизация образования, обусловленная глобальными изменениями и в первую очередь зарождением и развитием информационного общества, позволяет решить главную задачу - повышение качества образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий [5].
По мнению Е.В. Кармановой, дистанционное обучение представляет собой особую технологию обучения, которая основывается на применении технических информационных и телекоммуникационных средств. Их использование способствует созданию комфортных условий для учеников, общению участников образовательного процесса [4].
Выделяют такие формы организации проведения дистанционных занятий,
как:
- телеконференции, которые подразумевают использование аудио- и видеосвязи;
- веб-занятия, которые могут включать конференции, дистанционные уроки, семинары, деловые игры, практикумы, лабораторные работы;
- чат - это специально организованные учебные занятия с использованием мгновенных сообщений в режиме онлайн [3].
Дистанционное обучение отличает экономичность, социальное равноправие, интернациональность, параллельность, модульность, доступность для всех категорий, включая людей с ограниченными возможностями.
Потенциал новых технологических и технических средств сетевых коммуникаций дает уникальную возможность совершенствования методических подходов к организации дистанционного обучения в рамках общего образования, поэтому их нельзя недооценивать.
Так, можно добиться выстраивания действительно индивидуального плана обучения ученика на основе возрастных и личностных особенностей и имеющихся у него знаний. Педагог сможет организовать и самостоятельное продвижение по темам курса для отстающего ученика.
Выделяют следующие составляющие учебного курса при дистанционном обучении.
Информационные ресурсы считаются основополагающим компонентом данного вида обучения, так как содержат специально разработанную программу обучения, предметный словарь, библиотеку электронных источников, дополнительные материалы (ответы на часто задаваемые вопросы, комментарии преподавателей), непосредственно учебный материал (демонстрационные ресурсы, конспекты лекций и т.д.).
Средства общения способствуют обеспечению процесса взаимодействия всех участников учебного процесса в дистанционном режиме. Можно рассчитывать на организацию действительно эффективных средств общения, в частности, электронной почты, виртуальных конференций, разных видов трансляций, сервисов для проведения виртуальных уроков, обсуждений [2].
Система администрирования дает возможность получить доступ к доске объявлений, личным делам, интерактивным анкетам, программе курса.
Система тестирования предусматривает организацию контроля полученных знаний, необходимость дать объективную оценку ученикам.
На сегодняшний день активно разрабатываются и внедряются образовательные платформы, благодаря которым удается в полной мере реализовать обучение в дистанционном формате [2]. К примеру, есть возможность воспользоваться следующими цифровыми ресурсами:
1. Сайт «Учи.ру» дает уникальную возможность учителям обеспечить открытие доступа детям к заданиям на платформе в течение конкретного времени. Разработчики предусмотрели отправку домашнего задания, проверку работ с соблюдением принципа «от простого к сложному». Есть возможность проводить уроки в режиме онлайн. В наличии - внутренний чат, чтобы обсуждать задания как участниками процесса обучения, так и родителями.
2. Благодаря платформе для дистанционного обучения «Skysmart» можно выбрать наиболее подходящие упражнения для домашней работы. Проверка заданий осуществляется автоматически, нужно всего лишь внести оценки в электронный журнал.
3. «Российская электронная школа» была разработана, чтобы учащиеся и преподаватели использовали интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс.
4. Среди детей разного возраста популярны социальные сети, вследствие чего можно воспользоваться их ресурсами с целью решения учебно-воспитательных задач. К примеру, на сайте «ВКонтакте» есть возможность организовать прямые трансляции, организовать конференцию с несколькими участниками. Отдельного внимания заслуживает загрузка документации, презентаций, аудио- и видеоматериалов. Это позволяет по максимуму сохранить живое общение преподавателей и учеников.
По мнению К.П Вержбицкого, на сегодняшний день можно отметить многочисленные преимущества в организации дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении:
1. Доступность учебных материалов. Большая часть электронных библиотек содержит пособия и учебники, которыми можно пользоваться на совершенно безвозмездной основе.
2. Индивидуальная работа с каждым учеником. В каждом классе есть дети, которые стесняются задать уточняющие вопросы, боятся выступать перед аудиторией. Именно удаленный режим обучения позволяет таким ученикам успешно выполнять задания, работать напрямую с преподавателями.
3. Автоматизация рутинных процессов. Больше не нужно тратить время на проверку домашних заданий вручную. Нужно всего лишь открыть специально созданные сервисы, чтобы составить статистику по классу, предметам. Есть возможность отправить ссылки на задания ученикам, отслеживать, каких успехов они смогли достигнуть. В итоге удается сэкономить время.
4. Игровые задания. В силу активного развития цифровых технологий можно задействовать в учебной деятельности онлайн-игры, интерактивные задачи, которые позволяют тренировать мышление, память, внимание, логику. Особого внимания заслуживают специально созданные викторины, чтобы вызвать эмоциональный отклик у детей, побудить их становиться активными участниками учебного процесса.
5. Возможность работать в максимально комфортной обстановке. Нет никакой необходимости в том, чтобы присутствовать в учебном учреждении, когда нужно выйти на связь с детьми для проведения урока [1].
Нельзя не упомянуть про определенные недостатки, которые касаются дистанционного обучения:
1. Дефицит личного общения между учащимися и преподавателем. Многие дети испытывают определенный дискомфорт из-за того, что приходится учиться самостоятельно. Им важно работать в группе, просить подсказки как у учителя, так и у одноклассников.
Учителю достаточно сложно удерживать внимание учеников, которые могут отвлекаться на игры, занятия по дому, общения с друзьями.
Библиографический список
2. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет.
Существуют территории, где нет полноценного доступа к сети Интернет. Не у всех семей есть финансовая возможность, чтобы купить компьютер, обеспечить наличие техники для дистанционного обучения всех детей.
3. Умение разбираться в цифровых технологиях.
Для осуществления работы в инновационной образовательной среде в формате дистанционного обучения необходимо повышение квалификации учителей на курсах компьютерной грамотности. Не у всех получается перестроиться с традиционного режима обучения на новый в силу возрастных и личностных особенностей, наличия определенных стереотипов.
4. Достаточно высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, в частности на начальном этапе создания системы.
Необходимо обеспечить закупки технического обеспечения, разработку учебных курсов, обучение педагогического состава. Не стоит недооценивать и необходимость платить за доступ к сети Интернет, скорость которого должна позволять участвовать в видеоконференциях, скачивать необходимую документацию, домашние задания.
5. Отсутствие границы между рабочим и свободным временем. В домашних условиях сложно разграничить рабочее и личное время. Кроме того, не всегда есть возможность нормально работать в окружении близких.
6. Необходимость тщательно работать с мотивацией учеников. В современном мире достаточно сложно вызвать и впоследствии удерживать мотивацию к учению у детей. Учитель должен не просто давать готовую информацию, позволить детям получать знания. Ему важно поощрять любопытство и проявление инициативы. Важно понимать, что в силу дистанционного обучения сложно придерживаться традиционных мер контроля знаний, навыков, вследствие чего приходится задуматься о новых способах работы.
7. Необходимость обеспечить наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. В силу специфики дистанционного обучения важно придерживаться жесткой самодисциплины. Учащиеся обязаны осознавать, насколько важна самостоятельность и сознательность. Они не должны воспринимать данный режим как развлечение в силу отсутствия контроля со стороны преподавателя, как это происходит при более традиционном процессе обучения.
8. Недостаток практических занятий вместе с учителем, вследствие чего получаемые знания могут восприниматься как абстрактные. Другой вопрос, что при данном режиме можно активно придерживаться принципа наглядности, чтобы усвоить знания, которые окажутся полезными в практической деятельности, повседневной жизни [10]. Следует отметить, что перечисленные недостатки особенно актуальны, когда происходит организация данного вида обучения с учениками начальной школы. Они, в отличие от старшеклассников, не обладают должными навыками, уровнем самоконтроля, чтобы самостоятельно выполнять задания, без контроля со стороны учителя. В старшей школе эти недостатки сглаживаются, так как школьники более самостоятельны и в большинстве умеют управлять своим временем.
Таким образом, дистанционное обучение представляет собой особую технологию, которая основывается на применении технических информационных и телекоммуникационных средств и является неотъемлемой частью инновационной образовательной среды. Серьезного внимания заслуживает тот факт, что цифровизация различных сфер жизни требует от человека определенных знаний, которые как раз и удастся получить при дистанционном режиме обучения. Необходимо отметить, что дистанционное обучение может быть составляющей образовательного процесса. Другой вопрос, что оно должно носить вспомогательный характер, дополняя обучение в традиционном формате.
1. Вержбицкий К.Г Дистанционное образование в России за рубежом: информационно-аналитический аспект. Москва: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2018.
2. Гильмутдинова Е.В. Использование образовательной платформы ЯКласс и UCHI.ru в начальных классах. Интернет-технологии в образовании: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2019: 126 - 128.
3. Желудкова Л.И., Высочина Т.А. Дистанционное образование как инновационная форма обучения. Педагогика: традиции и инновации: материалы III Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2013: 35 - 37. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3745/
4. Карманова Е.В. Дистанционное образование в условиях компетентностного подхода: монография. Москва: ФЛИНТА, 2017. Available at: https://eJanbook.com/ book/104908
5. Погодина И.А. Дистанционное обучение в начальной школе. Современная научная мысль: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2018: 130 - 133.
6. Савчук Е.И. Образовательная среда как основа инновационных процессов в образовательном учреждении. История и педагогика естествознания. 2015; № 1: 46 - 52.
7. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. Москва: Педагогика, 2006.
8. Степанова Г.А., Аксарина Я.С. Педагогические инновации в условиях модернизации регионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 6: 99 - 101.
9. Филатова О.Б. Сущность и основные компоненты инновационной среды в учреждениях высшего профессионального образования. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012; № 6 (24): 231 - 240.
10. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009; № 94. Available at: http://cyberleninka.ru/
11. Курбанов Т.К., Гасанова Э.С. Развитие профессиональных компетенций студентов по специальности «информационные системы (по отраслям)» в условиях ИОС. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 42 - 46.
12. Насугаева А.Л. Технологии формирования гуманистической культуры обучающихся в условиях цифровой среды. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 137 - 139.
13. Данилова А.Д., Костылева Т.А., Карабулатова И.С. Трансформация подходов в образовании на современном этапе в условиях непрерывности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 223 - 225.
References
1. Verzhbickij K.G. Distancionnoe obrazovanie v Rossii za rubezhom: informacionno-analiticheskij aspekt. Moskva: RIC «Al'fa» MGOPU, 2018.
2. Gil'mutdinova E.V. Ispol'zovanie obrazovatel'noj platformy YaKlass i UCHI.ru v nachal'nyh klassah. Internet-tehnologii v obrazovanii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2019: 12б - 128.
3. Zheludkova L.I., Vysochina T.A. Distancionnoe obrazovanie kak innovacionnaya forma obucheniya. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2013: 35 - 3У. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/б9/3У45/
4. Karmanova E.V. Distancionnoe obrazovanie v usloviyah kompetentnostnogo podhoda: monografiya. Moskva: FLINTA, 201У. Available at: https://e.lanbook.com/book/104908
5. Pogodina I.A. Distancionnoe obuchenie v nachal'noj shkole. Sovremennaya nauchnaya mysl': materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2018: 130 - 133.
6. Savchuk E.I. Obrazovatel'naya sreda kak osnova innovacionnyh processov v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Istoriya i pedagogika estestvoznaniya. 2015; № 1: 4б - 52.
У. Skatkin M.N. Metodologiya imetodika pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Pedagogika, 200б.
8. Stepanova G.A., Aksarina Ya.S. Pedagogicheskie innovacii v usloviyah modernizacii regional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № б: 99 - 101.
9. Filatova O.B. Suschnost' i osnovnye komponenty innovacionnoj sredy v uchrezhdeniyah vysshego professional'nogo obrazovaniya. 'Ekonomicheskie i social'nyeperemeny: fakty, tendencii, prognoz. 2012; № б (24): 231 - 240.
10. Sharov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tehnologiya, sredstvo. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2009; № 94. Available at: http://cyberleninka.ru/
11. Kurbanov T.K., Gasanova 'E.S. Razvitie professional'nyh kompetencij studentov po special'nosti "informacionnye sistemy (po otraslyam)" v usloviyah IOS. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 42 - 4б.
12. Nasugaeva A.L. Tehnologii formirovaniya gumanisticheskoj kul'tury obuchayuschihsya v usloviyah cifrovoj sredy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 13У - 139.
13. Danilova A.D., Kostyleva T.A., Karabulatova I.S. Transformaciya podhodov v obrazovanii na sovremennom 'etape v usloviyah nepreryvnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 223 - 225.
Статья поступила в редакцию 23.03.21
УДК 378.14.015.62
Zhdanova E.A., Master of International Education (University of Leicester), teaching assistant, Department of Theory and Practice of Foreign Languages,
Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
USE OF INNOVATIVE TEACHING TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF THE PEDAGOGICAL EXCELLENCE OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER. The article reveals a problem of using innovative teaching technologies in development of pedagogical skills in a future teacher of a foreign language. The author reveals her own understanding of the term "pedagogical skill" and determines components of pedagogical skills (motivational-personal, content and procedural). The content of the components of pedagogical skills allows the author to build a theoretical model of the pedagogical skills of a teacher of a foreign language. With the help of this model, the levels (low, medium, sufficient and high) of forming pedagogical skills are determined. By means of a complex of methods of psychological and pedagogical research, the monitoring of the formation of pedagogical skills is carried out, which reveals mainly low, medium and sufficient levels of formation of pedagogical skills among the respondents "categories 1 and 2". The monitoring results made it possible to develop and introduce into the pedagogical process, a methodology for using innovative teaching technologies in the formation of pedagogical skills. Comparison of the research results at the final stage of the research with the initial state makes it possible to observe positive dynamics in the formation of pedagogical skills. The presented material allows to conclude that the use of innovative teaching technologies increases the level of pedagogical skills.
Key words: pedagogical skill, innovative teaching technologies, model of pedagogical skill, levels of formation, components of pedagogical skill.
Е.А. Жданова, асс., ФГАОУ Во «Российский университет дружбы народов», г. Москва, магистр международного образования,
Лестерский университет, г. Лестер, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье раскрывается проблема использования инновационных технологий обучения в формировании педагогического мастерства у будущего преподавателя иностранного языка. Автор раскрывает понимание термина «педагогическое мастерство». На основе собственного видения проблемы исследования определятся компоненты педагогического мастерства (мотивационно-личностный, содержательный и процессуальный). Содержание компонентов педагогического мастерства позволило автору построить теоретическую модель педагогического мастерства преподавателя иностранного языка. Исходя из данной модели, были определены уровни (низкий, средний, достаточный и высокий) сформированности педагогического мастерства. На основе использования комплекса методов психолого-педагогического исследования был проведен мониторинг сформированности педагогического мастерства, который выявил в основном низкий, средний и достаточный уровни сформированности педагогического мастерства у респондентов категории 1 и 2. Результаты мониторинга позволили разработать и внедрить в педагогический процесс методику использования инновационных технологий обучения в формировании педагогического мастерства. Сравнение результатов исследования на завершающем этапе исследования с исходным состоянием дало возможность наблюдать положительную динамику в формировании педагогического мастерства. Представленный материал позволил сделать вывод, что использование инновационных технологий обучения повышает уровень педагогического мастерства.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, инновационные технологии обучения, модель педагогического мастерства, уровни сформированности, компоненты педагогического мастерства.
Вопросы педагогического мастерства педагога в целом и будущего преподавателя иностранного языка в школе в частности в современной теории и практике занимают важное место в обучении и воспитании и требуют инновационного подхода в его формировании. Современной школе необходимы педагоги с высоким уровнем сформированности педагогического мастерства [1].
Проблема формирования педагогического мастерства на современном этапе остается недостаточно изученной в психолого-педагогических исследованиях, и, на наш взгляд, особенно остро стоит вопрос об использовании инновационных технологий обучения в формировании педагогического мастерства у будущего преподавателя иностранного языка. Актуальность и новизну нашего исследования определяет отсутствие конкурентоспособности педагога-мастера на рынке труда и недостаточная разработанность данной проблемы в психолого-педагогических исследованиях.
Обзор психолого-педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что до сих пор нет единого мнения в отношении содержания термина «педа-
гогическое мастерство», поскольку каждый исследователь вкладывает в данное понятие свое понимание в зависимости от объекта исследования. На протяжении многих десятилетий содержанию данного термина посвящались работы многих авторов: (табл. 1).
Мы же считаем, что на современном этапе развития педагогической науки и практики необходимо рассмотреть вопрос об использовании инновационных технологий обучения в формировании педагогического мастерства у будущего преподавателя иностранного языка в школе. Разделяя мнение Хмель Н.Д. [2], мы предлагаем собственное понимание термина «педагогическое мастерство преподавателя иностранного языка в школе». Его мы рассматриваем как интегрированное качество личности педагога, которое выражается в комплексе знаний особенностей педагогического процесса школы (в том числе организации инновационной деятельности), как функционирующей системы «учитель - ученик», а также умений и навыков использования инновационных технологий обучения в преподавании иностранного языка.