References
1. Verzhbickij K.G. Distancionnoe obrazovanie v Rossii za rubezhom: informacionno-analiticheskij aspekt. Moskva: RIC «Al'fa» MGOPU, 2018.
2. Gil'mutdinova E.V. Ispol'zovanie obrazovatel'noj platformy YaKlass i UCHI.ru v nachal'nyh klassah. Internet-tehnologii v obrazovanii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2019: 126 - 128.
3. Zheludkova L.I., Vysochina T.A. Distancionnoe obrazovanie kak innovacionnaya forma obucheniya. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2013: 35 - 37. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3745/
4. Karmanova E.V. Distancionnoe obrazovanie v usloviyah kompetentnostnogo podhoda: monograffya. Moskva: FLINTA, 2017. Available at: https://e.lanbook.com/book/104908
5. Pogodina I.A. Distancionnoe obuchenie v nachal'noj shkole. Sovremennaya nauchnaya mysl': materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2018: 130 - 133.
6. Savchuk E.I. Obrazovatel'naya sreda kak osnova innovacionnyh processov v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Istoriya ipedagogika estestvoznaniya. 2015; № 1: 46 - 52.
7. Skatkin M.N. Metodologiya imetodika pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Pedagogika, 2006.
8. Stepanova G.A., Aksarina Ya.S. Pedagogicheskie innovacii v usloviyah modernizacii regional'nogo obrazovaniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2014; № 6: 99 - 101.
9. Filatova O.B. Suschnost' i osnovnye komponenty innovacionnoj sredy v uchrezhdeniyah vysshego professional'nogo obrazovaniya. 'Ekonomicheskie i social'nyeperemeny: fakty, tendencii, prognoz. 2012; № 6 (24): 231 - 240.
10. Sharov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tehnologiya, sredstvo. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2009; № 94. Available at: http://cyberleninka.ru/
11. Kurbanov T.K., Gasanova 'E.S. Razvitie professional'nyh kompetencij studentov po special'nosti "informacionnye sistemy (po otraslyam)" v usloviyah IOS. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 42 - 46.
12. Nasugaeva A.L. Tehnologii formirovaniya gumanisticheskoj kul'tury obuchayuschihsya v usloviyah cifrovoj sredy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 137 - 139.
13. Danilova A.D., Kostyleva T.A., Karabulatova I.S. Transformaciya podhodov v obrazovanii na sovremennom 'etape v usloviyah nepreryvnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 223 - 225.
Статья поступила в редакцию 23.03.21
УДК 378.14.015.62
Zhdanova E.A., Master of International Education (University of Leicester), teaching assistant, Department of Theory and Practice of Foreign Languages,
Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
USE OF INNOVATIVE TEACHING TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF THE PEDAGOGICAL EXCELLENCE OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER. The article reveals a problem of using innovative teaching technologies in development of pedagogical skills in a future teacher of a foreign language. The author reveals her own understanding of the term "pedagogical skill" and determines components of pedagogical skills (motivational-personal, content and procedural). The content of the components of pedagogical skills allows the author to build a theoretical model of the pedagogical skills of a teacher of a foreign language. With the help of this model, the levels (low, medium, sufficient and high) of forming pedagogical skills are determined. By means of a complex of methods of psychological and pedagogical research, the monitoring of the formation of pedagogical skills is carried out, which reveals mainly low, medium and sufficient levels of formation of pedagogical skills among the respondents "categories 1 and 2". The monitoring results made it possible to develop and introduce into the pedagogical process, a methodology for using innovative teaching technologies in the formation of pedagogical skills. Comparison of the research results at the final stage of the research with the initial state makes it possible to observe positive dynamics in the formation of pedagogical skills. The presented material allows to conclude that the use of innovative teaching technologies increases the level of pedagogical skills.
Key words: pedagogical skill, innovative teaching technologies, model of pedagogical skill, levels of formation, components of pedagogical skill.
Е.А. Жданова, асс., ФГАОУ Во «Российский университет дружбы народов», г. Москва, магистр международного образования,
Лестерский университет, г. Лестер, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье раскрывается проблема использования инновационных технологий обучения в формировании педагогического мастерства у будущего преподавателя иностранного языка. Автор раскрывает понимание термина «педагогическое мастерство». На основе собственного видения проблемы исследования определятся компоненты педагогического мастерства (мотивационно-личностный, содержательный и процессуальный). Содержание компонентов педагогического мастерства позволило автору построить теоретическую модель педагогического мастерства преподавателя иностранного языка. Исходя из данной модели, были определены уровни (низкий, средний, достаточный и высокий) сформированности педагогического мастерства. На основе использования комплекса методов психолого-педагогического исследования был проведен мониторинг сформированности педагогического мастерства, который выявил в основном низкий, средний и достаточный уровни сформированности педагогического мастерства у респондентов категории 1 и 2. Результаты мониторинга позволили разработать и внедрить в педагогический процесс методику использования инновационных технологий обучения в формировании педагогического мастерства. Сравнение результатов исследования на завершающем этапе исследования с исходным состоянием дало возможность наблюдать положительную динамику в формировании педагогического мастерства. Представленный материал позволил сделать вывод, что использование инновационных технологий обучения повышает уровень педагогического мастерства.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, инновационные технологии обучения, модель педагогического мастерства, уровни сформированности, компоненты педагогического мастерства.
Вопросы педагогического мастерства педагога в целом и будущего преподавателя иностранного языка в школе в частности в современной теории и практике занимают важное место в обучении и воспитании и требуют инновационного подхода в его формировании. Современной школе необходимы педагоги с высоким уровнем сформированности педагогического мастерства [1].
Проблема формирования педагогического мастерства на современном этапе остается недостаточно изученной в психолого-педагогических исследованиях, и, на наш взгляд, особенно остро стоит вопрос об использовании инновационных технологий обучения в формировании педагогического мастерства у будущего преподавателя иностранного языка. Актуальность и новизну нашего исследования определяет отсутствие конкурентоспособности педагога-мастера на рынке труда и недостаточная разработанность данной проблемы в психолого-педагогических исследованиях.
Обзор психолого-педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что до сих пор нет единого мнения в отношении содержания термина «педа-
гогическое мастерство», поскольку каждый исследователь вкладывает в данное понятие свое понимание в зависимости от объекта исследования. На протяжении многих десятилетий содержанию данного термина посвящались работы многих авторов: (табл. 1).
Мы же считаем, что на современном этапе развития педагогической науки и практики необходимо рассмотреть вопрос об использовании инновационных технологий обучения в формировании педагогического мастерства у будущего преподавателя иностранного языка в школе. Разделяя мнение Хмель Н.Д. [2], мы предлагаем собственное понимание термина «педагогическое мастерство преподавателя иностранного языка в школе». Его мы рассматриваем как интегрированное качество личности педагога, которое выражается в комплексе знаний особенностей педагогического процесса школы (в том числе организации инновационной деятельности), как функционирующей системы «учитель - ученик», а также умений и навыков использования инновационных технологий обучения в преподавании иностранного языка.
Таблица 1
Краткий обзор психолого-педагогических исследований в области педагогического мастерства в отечественной науке и практике
Психолого-педагогические исследования Авторы
Содержание термина «педагогическое мастерство» С.И. Ожегов, А.И. Щербаков, Н.Н. Тарасевич, Л.А. Байков
Структура (компоненты) педагогического мастерства Л.К. Гребенкина и И.П. Андриади
Педагогическое мастерство как творческий процесс С.С. Голъдентрихт, В.И. Андреев, В.А. Энгельгард, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова
Педагогическое мастерство как «передовой педагогический опыт» М.Н. Скаткин
Формирование педагогического мастерства через креативность. Е.С. Громов, В.А. Моляко
Формирование и совершенствования педагогического мастерства О.А. Абдулина, Ю.Л. Азаров, Н.В. Александров, Н.И. Болдырев, Ф.Н. Гоноблин, Н.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, В.М. Коротов, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, В.А. Сластенин, А.Н. Спирин, А.И. Щербаков и др.
Формирование педагогического мастерства через педагогические инновации М.М. Князева
Уровни сформированности педагогического мастерства Романова К.Е
Значимость нашего исследования для теории и практики заключается в разработке методики использования инновационных технологий обучения в формировании педагогического мастерства. Перспективность в том, что использование инновационных технологий обучения сможет поднять на более высокий уровень сформированность педагогического мастерства у будущего преподава-
теля иностранного языка, а также обеспечить его востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.
Все вышеизложенное позволило нам провести теоретический поиск компонентов и уровней сформированности педагогического мастерства. Для проведения исследования нами были взяты следующие компоненты: мотивацион-но-личностный, содержательный и процессуальный [2]. Что же мы понимаем под каждым компонентом педагогического мастерства? (табл. 2).
Содержание компонентов педагогического мастерства позволило нам построить теоретическую модель педагогического мастерства преподавателя иностранного языка (табл. 3).
Исходя из разработанной нами модели, были определены уровни сформированности педагогического мастерства. Мы изучили научные исследования, раскрывающие уровни сформированности исследуемой проблемы, и нам импонирует точка зрения Романовой К.Е., которая выделяет компетентностный, зрелостный, прогностический, творческий уровни сформированности педагогического мастерства [3]. Однако мы считаем, что для рассмотрения нашей проблемы исследования можно выделить следующие уровни: низкий, средний, достаточный и высокий. Каждый уровень имеет свою специфику и содержание, отражающее знания, практические умения, инновационную деятельность и ее организацию, использование инновационных технологий обучения, управление деятельностью и т.д.
Все вышеизложенное дает нам возможность провести мониторинг сформированности педагогического мастерства у будущих преподавателей. Мониторинг данного процесса рассматривается нами как апробация нашего исследования по выявлению возможных уровней сформированности педагогического мастерства
Таблица 3
Таблица 2
Содержание компонентов педагогического мастерства
Мотивационно-личностный компонент Содержательный компонент Процессуальный компонент
Наличие положительного отношения будущего педагога к профессиональной деятельности в целом, инновационной деятельности в частности, а также личностные качества самого педагога Необходимый объем теоретических знаний в профессиональной деятельности, в том числе инновационных технологий обучения, а также организации взаимодействия участников педагогического процесса в достижении поставленной цели Комплекс практических умений и навыков инновационного подхода в обучении, управлении деятельностью участников педагогического процесса, свободное владение инновационными технологиями обучения, научным исследованием, культурой делового общения и др.
Модель педагогического мастерства преподавателя иностранного языка
Мотивационно-личностный компонент педагогического мастерства преподавателя Содержательный компонент педагогического мастерства преподавателя Процессуальный компонент педагогического мастерства преподавателя
Инновационная направленность деятельности преподавателя: - ценностное отношение к выбранной профессиональной деятельности; - устойчивый характер мотивов выбора профессиональной деятельности; - интерес к инновациям в профессиональной деятельности; - потребность в профессиональной деятельности; - потребность в совершенствовании профессиональной деятельности, педагогического мастерства. Личностные качества преподавателя: - человечность; - оптимизм и вера в своих воспитанников; - находчивость; - креативность; - мобильность; - творческий подход; - эмпатия; - эмоциональная устойчивость; - сдержанность, терпение, выдержка и др. Общие дидактические способности: - наблюдательность и воображение; - интеллект, культура речи и др. Знания: - о сущности и особенностях педагогического процесса как объекта деятельности педагога; - о методике преподавания иностранного языка; - о сущности и содержании педагогического мастерства; - о новаторских методах обучения; - о современных инновационных технологиях обучения иностранному языку; - о культуре и специфики делового общения (словарный запас, состав речи, грамотность, произношение и интонация, невербальные составляющие) Умения (профессионально-педагогические действия): - управленческие действия (планирование, организация и т.д.); - исследовательские; - дидактические; - интеллектуальные; - анализ педагогических явлений; - системное «видение» педагогического процесса, в том числе предмета своей деятельности; - применение инновационных технологий и новаторских идей; - культура делового общения; - деловые взаимоотношения
Сформированность педагогического мастерства у будущего преподавателя иностранного языка
у будущего преподавателя иностранного языка с использованием следующих инновационныхтехнологийобучения:1)проектнаятехнологияобучени я; 2) технология «круглый стол» (дискуссии, дебаты); 3) технология «кейс-метод»; 4) технология самообучения; 5) игровые технологии. 6). IKT - технологии; 7) технологии критического мышления; 8) технологии проблемного обучения; 9) технология «мозговой штурм» (брейнсторм, мозговая атака); 10) технология «мастер-класс»; 11) технология «case-study» (анализ конкретных ситуаций); 12) здоровьесберега-ющие технологии обучения [4].
Поскольку эксперимент проводился в процессе производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, то в качестве респондентов мы определили учителей иностранного языка в школе и студентов выпускного курса (далее - категория 1, 2) и провели мониторинг на предмет выявления возможных уровней сформированности педагоги-кенкогн оаснехства. Мннчторнно был пнооедхн с пооощкю компнеосакетодон психолого-педагогического исследования (опрос, тестирование, наблюдение, эксеенимхнЩйр. Резольдаоы монитонннга гщерсеакюнынн рис. 1.
Анали з результатовпоказап, что н изкий уровень сформировонностипеда-гогическогомастерстваимеют 85%ресвондентов категории Ь.СееьаиВ уртуеат наблюдаетоа у Ь5% рисксомлвзов коотгнлие 1 ь т 15% ренаотмерьов% сатегории 2. Достаточный уровень выявлен у 15% респондентов категории 1. Высокий уро-некьсфовмоуонмнеоствкес ва плнслистнлентонскон1Н %
респондентов категории 1. Достаточный и высокий уровни отсутствуют у респон-тенлор иарепсарьз 2.
В разрезе знаний инновационных технологий обучения и их использования реннмьнотв1иыглямяньл еуумщим оРрарооПр иь.У):
Результаты показали в основном низкий уровень у респондентов категории 2 и средний и достаточный уровни использования инновационных технологий обучения в деятельности респондентов категории 1. В связи с этим всем категориям респондентов необходимы дополнительные теоретические знания и практические умения использования инновационных технологий обучения. Это обусловило необходимость разработки и внедрения в педагогический процесс методики использования инновационных технологий обучения для повышения уровня сформированности педагогического мастерства у всех категорий обследуемых.
Нами были разработаны и внедрены в педагогический процесс методические рекомендации, программа научно-методического семинара, а также тренинги и деловые игры по использованию инновационных технологий обучения. Обучение респондентов всех категорий проводилось совместно во время производственной практики студентов на базе общеобразовательной школы. По окончании эксперимента респонденты снова прошли опрос, тестирование и наблюдение. Обработав результаты, мы получили контрольный «срез», результаты которого представлены на рис. 3.
Срлвзезиу фезллюфток ррктродчнокльснтзю» стбхоасы м состоянием сфор-мированности педагогического мастерства дает возможность наблюдать положи-тлдьную дснамикв Hлнрктючстбпьнoмэсaплзcваедoлaкад у респондентов категории 1 произошло снижение среднего уровня педагогического мастерства с 75% -о30%.ДзгтоточньшуьооенттынтссТЯ до Н0%, аво/сокийуровень - до 20%.
У респондентов категории 2 произошло снижение результатов в низком Тбовне пллагогьчнссого мантррлтвонлл%фл55%. СлмТлий уровень вырос с 15% до 30%. У 15% респондентов появился достаточный уровень сформированно-стипедагогическогомастерства.
I категория 1 (учителя) I категория 2 (студенты)
<#' <#' <# <#' <#' <#' ЧЭ ^о Х> чу лО
vO J ^ iP J .1.0 # ^ J л/ J>
-С?1
¿У ¿¿Г JT
ыис.2.оезультатывраырезе использования иннова ционных технологшобуч ених^ехпыидынтовкатегериИ (профессиональная деятельность) и 2 (производственная практика)
100%
50%
0%
75%
Щ 50% ■ 55%
" ■ "Э ™ ■..•«—ки»
0% 0% в 0%0% 0%
--- —I- - —I— -1— -1
Категория 1 /исх. Категория 1 Категория 2 /исх. Категория 2
сост./ /контр, "срез"/ сост./ /контр, "срез"/
Iнизкии I средний достаточный I высокий
100% 80% 60% 40% 20% 0%
85% 75%
15% 15% 10%
0% 1 ■%■ 0% 0%
низкии
средним достаточный высокии
I Щлаегердя1.Учителя иностранного языка в школе I Категория 2. Студенты выщус кногокурсавуол
Рис. 1. Исходное состояние уровней сформированности педагогического мастерства у респондентов на стадии опроса,
тeстиневунияк каРоуденья
Рис. 3. Результаты сформированности педагогического мастерства (контрольный «срез»)
Таким образом, сравнение результатов исследования (контрольный «срез») с исходным состоянием дало возможность наблюдать эффективность предложенной нами методики. Это позволило сделать вывод, что использование инновационных технологий обучения повышает уровень педагогического мастерства как у учителей школы, так и будущих преподавателей иностранного языка.
Библиографический список
Выпускники же становятся более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Однако следует отметить, что для студентов необходимо разработать дополнительную методику формирования педагогического мастерства, главной целью которой будет выявление высокого уровня сформированности рассматриваемой проблемы.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения (от 18 ноября 2013 г N 1245 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 г N 633). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70465044/
2. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе: учебное пособие. Алма-Ата: Мектеп, 1984.
3. Романова К.Е. Модель методической системы формирования и развития будущих учителей технологии: монография. Иваново: Издательство ГОУ ВПО «ИВГУ», 2010.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: учебное пособие. Москва: Народное образование, 2005.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. Москва, 1998.
References
1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya (FGOS VO) novogo pokoleniya (ot 18 noyabrya 2013 g. N 1245 s izmeneniyami, vnesennymi prikazom Minobrnauki RF ot 29 iyunya 2015 g. N 633). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70465044/
2. Hmel' N.D. Pedagogicheskijprocess v obscheobrazovatel'noj shkole: uchebnoe posobie. Alma-Ata: Mektep, 1984.
3. Romanova K.E. Model' metodicheskoj sistemy formirovaniya irazvitiya buduschih uchitelej tehnologii: monograffya. Ivanovo: Izdatel'stvo GOU VPO «IVGU», 2010.
4. Selevko G.K. 'Enciklopediya obrazovatel'nyh tehnologij: uchebnoe posobie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2005.
5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mischenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva, 1998.
Статья поступила в редакцию 26.03.21
УДК 378
IsrapilovaZ.V., postgraduate, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology Chechen State University (Grozny Russia),
E-mail: [email protected]
Akhmedov Â.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS OF CONDUCTING NEURODEVELOPMENTAL CLASSES BY A TEACHER-PSYCHOLOGIST WITH CHILDREN WITH DISABILITIES. The task of the study is to substantiate the importance and necessity of special training of a school teacher-psychologist and his special attitude to children with disabilities. The authors of the article share their personal experience of professional organization of the specialist's work with such children in primary school using the neuropod. The paper describes effective methods and effective ways to correct deviations that help to improve the child's attention, memory, speech, increase the speed of his thinking, reduce fatigue, improve coordination of movements and the formation of real spatial representations. The author offers colleagues to use a self-developed and tested summary of a neurodevelopmental lesson of a teacher-psychologist with younger schoolchildren, aimed at correcting the corresponding disorders in the psychoemotional development of the child.
Key words: teacher-psychologist, correction, children with disabilities, neuro-approach, developmental disabilities.
З.В. Исрапилова, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Р.М. Эхаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
А.Б. Ахмедов, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Целью исследования было обоснование важности и необходимости особенной подготовки школьного педагога-психолога и особого его отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Авторы статьи целенаправленно делятся личным опытом профессиональной организации работы специалиста с такими детьми в начальной школе с применением нейроподхода. В работе описываются действенные методики и эффективные способы коррекции отклонений, способствующие улучшению внимания, памяти, речи ребёнка, увеличения скорости его мышления, снижения утомляемости, улучшения координации движений и формированию реальных пространственных представлений. Авторы предлагают конспект нейроразвивающего занятия педагога-психолога с младшими школьниками, направленного на коррекцию соответствующих нарушений в психоэмоциональном развитии личности ребёнка.
Ключевые слова: педагог-психолог, коррекция, дети с ОВЗ, нейроподход, отклонения в развитии.
При написании данной статьи авторы преследовали цель поделиться с коллегами апробированными способами, методами, направлениями работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, показавшими свою эффективность в контексте результативности и действенности. В первую очередь следует учитывать тот факт, что далеко не все образовательные учреждения имеют в своём распоряжении солидную материальную базу, по причине чего не каждый психолог обладает комфортными специализированными кабинетами для работы. Как правило, предоставленное для проведения коррекционной работы помещение оснащается специалистом самостоятельно с использованием изготовленного своими руками дидактического материала. В его составе должны быть карточки, картинки, таблицы, разнообразные предметы, в том числе игрушки, посуда и т.д. Будет удачно, если в кабине найдёт себе место аквариум с рыбками, клетка с птицами (не очень «разговорчивыми»), скромное количество цветов, картины, детские рисунки. С целью константного владения детским вниманием кабинет следует разделить на специализированные зоны. Например, зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения, консультативную зону, зону игровой терапии, зону активного взаимодействия с психологом. Подобная организация предметно-развивающей среды будет интересна детям, что необходимо для эффективного проведения занятия.
Есть несколько обязательных правил, которых следует придерживаться в обязательном порядке, при любых обстоятельствах.
1. Специалист должен всегда приходить к воспитанникам исключительно с хорошим настроением, неся положительные эмоции.
2. В течение всего занятия должно присутствовать понятие того, что на какое-то время во всём мире существуют только ребёнок (группа детей) и педагог-психолог.
3. На время занятия специалист должен погрузиться не в мир ребёнка, а в него самого, чтобы хорошо понимать его ощущения, эмоции, желания.
4. Исходя из настроения воспитанника, корректировать ход занятия.
5. Как можно чаще хвалить ребёнка, повышая его самооценку.
Основной формой организации коррекционно-развивающей работы в школе являются групповые и индивидуальные занятия (до 35 - 45 минут). Коррекци-онное занятие должно быть максимально наполнено разнообразными взаимосвязанными приёмами и методами: словесными, проблемными, практическими, наглядными. Это могут быть: виртуальная экскурсия, игра-открытие, беседа, игра-путешествие, игра-представление. Как показывает практика, заслуживает внимания такая организация занятия младших школьников, которая предусматривает шесть блоков заданий, где один вид деятельности приходит на смену другому [1 - 10]. Например,