Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2151
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / информационные технологии / инновационные технологии / научно-технический прогресс / интернет-ресурсы / конференция / distance learning / information technologies / innovative technologies / scientific and technological progress / Internet resources / conference

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.М. Каримулаева, А.М. Курбанова

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и использования дистанционных форм обучения в современном образовании, т.к. современные процессы информатизации активно внедряются в различные сферы деятельности жизни человека. Авторы раскрывают видимые положительные и отрицательные аспекты применения и использования дистанционных форм в обучении. Дистанционное обучение формирует дополнительные обстоятельства для организации интеграционных процессов в образовании. В последние годы появилась надобность не просто обособленно анализировать проблему организации дистанционного обучения в традициях исследования технических способов его осуществления в ущерб содержательной компоненте. Важно вместе с этим выявить концептуальные основы и целесообразные границы применимости для решения тех или иных педагогических задач. Интерес к дистанционному обучению с каждым годом растет, так как именно такая форма в условиях современного общественного развития отвечает реалиям времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASICS AND FEATURES OF DISTANCE LEARNING IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with topical issues of organization and use of distance learning in modern education, for the modern informatization processes are actively introduced into various spheres of human life. The authors reveal the visible positive and negative aspects of the application and use of distance learning forms. Distance learning creates additional circumstances for the organization of integration processes in education. In recent years, it has become necessary not just to analyze the problem of distance learning in the tradition of studying technical methods of its implementation to the detriment of the content component. At the same time, it is important to identify the conceptual foundations and appropriate limits of applicability for solving certain pedagogical tasks. Interest in distance learning is growing every year, as it is this form in conditions of modern social development that meets the realities of the time

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

конфликтов младший школьник опирается на свой жизненный опыт, ближайшее окружение. Поэтому учитель начальных классов должен демонстрировать навыки гибкости и доброжелательности поведения в конфликтных ситуациях и быть ярким примером для своих учеников.

Выявленные взаимосвязи в результате эмпирического исследования позволяют говорить о том, что одной из важнейших закономерностей успешности поведения младших школьников в межличностных конфликтах является

Библиографический список

доброжелательный, неагрессивный, толерантный, т.е. имеющий полный базис нравственных ценностей учитель начальных классов. В связи с разнородностью современных начальных классов очевидно, что нравственные ценности учителя и его позиция в профессиональной деятельности будут способствовать повышению процесса эффективно управлять гетерогенными ученическими группами и минимизировать в них межличностные конфликты младших школьников.

1. Бонкало Т.И., Горбушина О.П., Цыганкова М.Н. Профессиональная подготовка педагогов многонациональных школ как условие профилактики однонациональных конфликтов. Человеческий капитал. 2016; № 11 (95): 62 - 65.

2. Кондратьев К.В. Конфликты и пути их разрешения. Москва, 2007.

3. Агафонова М.С., Тарасенко О.А., Гончаров К.И. Нравственные последствия конфликтов. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; Т. 2: 455 - 458. Available at: http://e-koncept.ru/2017/570090.htm

4. Королева Т.В., Торпакова Е.А. Межличностный конфликт как нарушение принципа диалогичности: гуманистический подход. Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2016; Т. 2, № 3.

5. Mikerovа G.G., Sergeeva B.V., Mardirosova G.B., Kazantseva V.A., Karpenko A.V. Learning environment affecting primary school Student's mental development. International Electronic Journal of Elementary Education: scientific journal. 2018; Vol. 10, № 4: 407 - 412.

6. Кириллова Т.В. Становление этнической социализации и толерантности учащихся в поликультурном образовательном пространстве. Перспективы науки. 2014; № 12 (62).

7. Forlin C., Chambers D., Forlin C. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns. Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011; Vol. 39, № 1. Available at: http://www.academia.edu/1385196/20

8. Янова М.Г, Адольф М.Г. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве. Вестник КГПУ. 2012; № 2.

References

1. Bonkalo T.I., Gorbushina O.P., Cygankova M.N. Professional'naya podgotovka pedagogov mnogonacional'nyh shkol kak uslovie profilaktiki 'etnonacional'nyh konfliktov. Chelovecheskij kapital. 2016; № 11 (95): 62 - 65.

2. Kondrat'ev K.V. Konflikty i puti ih razresheniya. Moskva, 2007.

3. Agafonova M.S., Tarasenko O.A., Goncharov K.I. Nravstvennye posledstviya konfliktov. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; T. 2: 455 - 458. Available at: http://e-koncept.ru/2017/570090.htm

4. Koroleva T.V., Torpakova E.A. Mezhlichnostnyj konflikt kak narushenie principa dialogichnosti: gumanisticheskij podhod. Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. 2016; T. 2, № 3.

5. Mikerova G.G., Sergeeva B.V., Mardirosova G.B., Kazantseva V.A., Karpenko A.V. Learning environment affecting primary school Student's mental development. International Electronic Journal of Elementary Education: scientific journal. 2018; Vol. 10, № 4: 407 - 412.

6. Kirillova T.V. Stanovlenie etnicheskoj socializacii i tolerantnosti uchaschihsya v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Perspektivy nauki. 2014; № 12 (62).

7. Forlin C., Chambers D., Forlin C. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns. Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011; Vol. 39, № 1. Available at: http://www.academia.edu/1385196/20

8. Yanova M.G., Adol'f M.G. Stanovlenie organizacionno-pedagogicheskoj kul'tury buduschego uchitelya v tranzitivnom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik KGPU. 2012; № 2.

Статья поступила в редакцию 16.10.20

УДК 37.02

Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: almara-2010@yandex.ru

Kurbanova A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: tutor2014@mail.ru

Alieva U.G., senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail uma.alieva.51@mail.ru

THE BASICS AND FEATURES OF DISTANCE LEARNING IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article deals with topical issues of organization and use of distance learning in modern education, for the modern informatization processes are actively introduced into various spheres of human life. The authors reveal the visible positive and negative aspects of the application and use of distance learning forms. Distance learning creates additional circumstances for the organization of integration processes in education. In recent years, it has become necessary not just to analyze the problem of distance learning in the tradition of studying technical methods of its implementation to the detriment of the content component. At the same time, it is important to identify the conceptual foundations and appropriate limits of applicability for solving certain pedagogical tasks. Interest in distance learning is growing every year, as it is this form in conditions of modern social development that meets the realities of the time.

Key words: distance learning, information technologies, innovative technologies, scientific and technological progress, Internet resources, conference.

Э.М. Каримулаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: almara-2010@yandex.ru

А.М. Курбаноеа, канд. пед. наук, crn. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: tutor2014@mail.ru

У.Г. Алиева, crn. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: uma.alieva.51@mail.ru

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и использования дистанционных форм обучения в современном образовании, т.к. современные процессы информатизации активно внедряются в различные сферы деятельности жизни человека. Авторы раскрывают видимые положительные и отрицательные аспекты применения и использования дистанционных форм в обучении. Дистанционное обучение формирует дополнительные обстоятельства для организации интеграционных процессов в образовании. В последние годы появилась надобность не просто обособленно анализировать проблему организации дистанционного обучения в традициях исследования технических способов его осуществления в ущерб содержательной компоненте. Важно вместе с этим выявить концептуальные основы и целесообразные границы применимости для решения тех или иных педагогических задач. Интерес к дистанционному обучению с каждым годом растет, так как именно такая форма в условиях современного общественного развития отвечает реалиям времени.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, инновационные технологии, научно-технический прогресс, интернет-ресурсы, конференция.

XXI век - век информационных технологий. Современные процессы информатизации активно внедряются в различные сферы жизнедеятельности человека. По своей значимости в истории человечества ИКТ-технологии могут сравниться лишь с появлением в мире книгопечатания. В этой связи необходим пересмотр существующих подходов к образованию детей. Сегодняшнее образование нуждается в таких подходах и методах, которые будут актуальны в системе знаний и деятельностей, существенно отличающихся от тех, которые имеются. В процессе развития научно-технического прогресса большинство операций, осуществляемых человеком, дополняются введением всевозможных информационных и коммуникационных технологий [1 - 10]. Внедрение глобальной информатизации наиболее ярко видно в развивающихся странах, где процессы создания инновационных технологий напрямую зависят от качества образовательных услуг

В условиях постиндустриального общества информационные технологии стали составной частью образовательного процесса. Сложно представить на сегодняшний день занятия без интерактивной доски, без доступа в интернет-ресурсы.

Дистанционная форма обучения по характеру развития относится, прежде всего, к уровню развития информационных технологий и научно-техническому прогрессу. В качестве катализатора данной системы обучения принято считать Всемирную глобальную сеть - Интернет Именно эта система обмена информацией дает вероятность приобретения разнообразных информационных услуг Наиболее распространенные услуги - это поиск информации, вещание, а также интерактивное общение между пользователями.

Интерес к дистанционному обучению с каждым годом растет, так как именно такая форма образования в обстоятельствах современного общественного развития отвечает реалиям времени [1, с. 120]. Сама идея дистанционного обучения не новая. В системе советского образования существовало понятие «заочное обучение», когда на индивидуальную работу слушателя выносился материал для самостоятельного изучения. Роль педагога - это курирование комплексных вопросов и подача жизненно важной информации для изучения. Вопросы дистанционного обучения включаются в ту же систему взаимодействия, хотя роль педагога видоизменяется. Смена роли преподавателя допустима благодаря возможности непрерывного обучения с поддержкой всевозможных средств информационных технологий [6].

В нынешних условиях интерес к дистанционной форме обучения все возрастает, т.к. появляется надобность осуществить поиск, апробацию и внедрение альтернативной формы получения образования, адекватной зарождающемуся информационному российскому обществу. Что мы знаем об этой форме обучения? Что она предполагает? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы.

Дистанционное обучение, во-первых, позволяет построить для каждого обучающегося свою персональную траекторию образования; во-вторых, обучающийся может пройти ее, опираясь на существующую информационную среду; в-третьих, обучающийся может удовлетворять свои потребности в образовательных услугах в том порядке, в котором это наиболее удобно и комфортно.

В последние годы возникла надобность анализировать проблему организации дистанционного обучения в традициях изучения технических способов его осуществления. Назрела необходимость выявить его концептуальные основы и целесообразные границы применимости. Это нужно для решения разнообразных педагогических задач, возможности оптимизации его сочетаний с другими способами обучения. Проблемам анализа реализации дистанционного обучения посвящено значительное количество работ (Д.Э. Колосова, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, Е.Н. Ястребцова и др.); новым информационным технологиям в дистанционном обучении (Б. Бим-Бад, Л. Алешин, В.В. Давыдов, В.Г Дтаинш, О.В. Домрачев, А.А. Иванников, Т.В. Ковалева и др.).

Роль дистанционного обучения в реформировании системы образования исследовали Е.Н. Кулемина, М.П. Карпенко, Е.Б. Сергиенко, В.Т. Волов и др. Эволюция свойств и тенденций дистанционного образования описана в работах Т. А. Бабенко, Д.А. Богдановой, М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, Е.В. Филимоновой и др.

Дистанционное образование представляет собой процесс и результат исторического развития. Этапы развития в течение ХХ - начала XXI веков подтверждают о его адекватности новым потребностям общества, связанным с образованием. В то же время с практикой у нас и за рубежом проистекает теоретическое осознание дистанционного образования как явления в ретроспективном виде. Вместе с тем практическая деятельность в сфере дистанционного обучения в наиболее продвинутых в плане результативности его использования странах доминирует над теоретическими разработками.

Эта форма обучения осуществляется с помощью интернета, видеосвязи или же по Е-mail. Выделяют следующие формы проведения таких занятий:

- чат-занятия - в такой форме все участники имеют единовременный доступ к чату;

- веб-занятия - это дистанционные уроки, которые проводятся с помощью видеоконференций, деловых игр;

- телеконференции - обсуждение тех или иных вопросов, удаленных участников процесса при помощи информационных технологий [4].

Дистанционная форма обучения, как и любая другая форма, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В качестве плюсов можно указать следующее:

1) технологичность - обучение происходит при помощи информационных технологий, что делает процесс обучения более доступным и эффективным;

2) доступность и открытость обучения. Такая форма позволяет обеспечить постоянность и непрерывность обучения, так как дает возможность обучаться в любом месте при наличии доступа к Интернету;

3) при такой форме обучения снижаются расходы на аренду помещения, организацию самих занятий и иные расходы при традиционной форме;

4) каждый обучающийся сам выбирает время и место, таким образом, обучение носит индивидуальный характер;

5) анонимность обучения некоторые исследователи приводят в качестве плюсов, а другие в качестве минусов;

6) одним из основных положительных сторон является то, что такая форма обучения позволяет обучаться и развиваться людям с ограниченными возможностями;

7) к плюсам также можно отнести всестороннее развитие, так как позволяет обучаться в нескольких учебных заведениях одновременно.

Недостатками можно назвать следующие моменты:

1) отсутствие самодисциплины в проведении учебных занятий, т.к. большинство обучающихся, которые перешли на такую форму обучения, страдают от отсутствия практических занятий и контроля со стороны преподавателя;

2) организация таких курсов занимает много времени;

3) неграмотность многих преподавателей и отсутствие опыта;

4) отсутствие доступа к Интернету во многих населенных пунктах и горных районах;

5) недостаточно хорошо разработанные программы и курсы;

6) отсутствие высококвалифицированных специалистов в этой области.

Необходимость данного вида образования в России так же, как в других

странах, обусловлено спросом на доступное и качественное образование. Помимо этого, использование данных форм обучения позволяет решить проблему обучения для удаленных территорий, где вопрос получения образования становится невыполнимым ввиду раздробленности населенных пунктов в труднодоступных регионах.

Говоря о процессах внедрения дистанционного образования в РФ, необходимо выделить следующие проблемы, связанные с внедрением данной технологии.

1. Сможет ли дистанционное обучение в нынешнем состоянии одинаково послужить обучаемым, которые нуждаются в большем внимании со стороны преподавателя?

2. Существуют ли необходимые технические условия либо умышленный отказ руководителя учебного заведения от внедрения дистанционных форм образования?

3. Проблемы, связанные с процессом получения доступа к материалу

Отечественный ученый Халиков А.А. в своих работах пишет что, одной из

перспектив развития дистанционного обучения в образовательном учреждении можно назвать асинхронностью, т.е. обучающийся получает, накапливает знания в определенной сфере, а педагог и учебное заведение контролируют и направляют в нужное русло. Обучающийся в основном взаимодействует со своим тьютором [5, с. 458].

При переходе на дистанционное обучение обучающимся надо овладеть определенными навыками при работе с текстовым материалом:

• нахождение идеи текста;

• структуризация материала, т.е. составление плана, с которым в дальнейшем будет работать;

• навыки работы со словарем для изучения незнакомой лексики и терминов;

• составление таблиц и схем для лучшего запоминания текстового материала;

• выявление проблемы и противоречий в тексте;

• сбор дополнительного материала для поиска ответов на спорные вопросы и разрешения противоречий;

• самостоятельные выводы по теме.

В современных условиях, во время пандемии коронавируса, когда практически все учебные заведения перешли на дистанционный формат обучение, рост популярности онлайн-образования ни для кого не является новостью.

Современный интернет-журнал «ПостНаука» попросил экспертов поразмышлять о том, есть ли будущее у онлайн-образования как института, и как оно будет взаимодействовать с традиционными формами. К примеру, один из экспертов, преподаватель Института лингвистики РГГУ Александр Пиперски считает, что авральный переход на данный вид обучения в условиях пандемии подразумевает, что мы воспроизводим занятия в точности, как в режиме офлайн, по такому же расписанию. Эксперт считает, что чем воссоздавать все, что было в офлайне, можно было поразмыслить, какие минусы были в привычных занятиях, а что нового можно было внести в образовательный процесс [6, с. 12].

Подводя итоги, мы можем сказать, что любой стадии развития общества характерны свои формы и содержание обучения. Использовать для улучшения образовательного процесса информационные технологии можно и нужно, но, как сказала в своем обращении спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, живую школу, живой университет ничем не заменить [7].

Библиографический список

1. Блоховцова Г Г, Волохатых А.С. Перспективы развития дистанционного образования, преимущества и недостатки. Символ науки. 2016; № 10: 120.

2. Изаак С.И., Исаев РА. Информационные технологии в обучении спортсменовинвалидов в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Образование. Наука. Научные кадры. 2012; № 4: 185 - 188.

3. Изаак С.И., Исаев РА. Теория организации: электронное учебное пособие. Москва: Информрегистр, 2012.

4. Кларк Э. Дистанционное обучение: способ преуспеть. Available at: http: // www.bolero.ru

5. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, 2013: 458 - 461.

6. Халиков А.А., Сержанова Ж.Т. Основные требования к информационно-поисковой системе для организации дистанционного обучения. Ташкент, 2011.

7. Школа вернется в форму. Available at: https://rg.ru/2020/04/28/matvienko-perehoda-na-postoiannoe-distancionnoe-obuchenie-ne-budet.html

8. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; № 1 (19): 230 - 232.

9. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.

10. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Blohovcova G.G., Volohatyh A.S. Perspektivy razvitiya distancionnogo obrazovaniya, preimuschestva i nedostatki. Simvolnauki. 2016; № 10: 120.

2. Izaak S.I., Isaev R.A. Informacionnye tehnologii v obuchenii sportsmenovinvalidov v sisteme vysshego i poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2012; № 4: 185 - 188.

3. Izaak S.I., Isaev R.A. Teoriya organizacii: 'elektronnoe uchebnoe posobie. Moskva: Informregistr, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Klark 'E. Distancionnoeobuchenie: sposob preuspet'. Available at: http: // www.bolero.ru

5. Halikov A.A., Musamedova K.A. Analiz metodov distancionnogo obucheniya i vnedreniya distancionnogo obucheniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Rostov-na-Donu, 2013: 458 - 461.

6. Halikov A.A., Serzhanova Zh.T. Osnovnye trebovaniya k informacionno-poiskovoj sisteme dlya organizacii distancionnogo obucheniya. Tashkent, 2011.

7. Shkola vernetsya v formu. Available at: https://rg.ru/2020/04/28/matvienko-perehoda-na-postoiannoe-distancionnoe-obuchenie-ne-budet.html

8. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentnosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1 (19): 230 - 232.

9. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

10. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 15.10.20

УДК 378

Kuchmezov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute

for Advanced Studies, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: 89286910015@mail.ru

Azhiev M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: agiaiv@mail.ru

Akbulatova L.A., teacher, Department of Physical Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: 89286910015@mail.ru

REFLEXIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY AS A CONDITION FOR FORMING PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHER. The article discusses a concept of "reflexive educational environment of a university" as a condition for the formation of a teacher's professional culture. It is concluded that the creation of a reflective environment in the educational process of the university allows to guide students in a specially created and properly organized reflection of educational and professional activities in accordance with its comparisons with real professional practice. Creating a reflective environment in the academic process of the university allows to form a professional orientation in students, to promote the formation of values, professional positions in accordance with the requirements of the new educational paradigm. The reflexive environment helps to enhance the overall activity not only of personal experience, but also of the experience of other participants, presenting us as a function of reflection in interaction and cooperation. The success of the teacher-student's partnership depends on the teacher's ability to level the status barriers and encourage the student to engage in productive dialogue.

Key words: reflection, reflexive educational environment, university, professional culture, teacher.

Р.А. Кучмезов, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета

МВД России, г. Нальчик, E-mail: 89286910015@mail.ru

М.В. Ажиев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: agiaiv@mail.ru

Л.А. Акбулатова, преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: 89286910015@mail.ru

РЕФЛЕКСИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

В статье рассмотрено понятие «рефлексивно-образовательная среда вуза» как условие формирования профессиональной культуры педагога. Сделан вывод о том, что создание рефлексивной среды в учебном процессе вуза позволяет направлять студентов в специальным образом созданной и правильно организованной рефлексии учебно-профессиональной деятельности в соответствии с сопоставлениями ее с реальной профессиональной практикой. Создание рефлексивной среды в учебном процессе вуза помогает формировать у студентов профессиональную направленность, способствовать развитию ценностных ориентаций, профессиональных позиций в соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы. Рефлексивная среда способствует активизации общей деятельности не только личного опыта, но и опыта других участников, выступая как функция рефлексии во взаимодействии и кооперации. Успешность партнерской деятельности преподавателя и студента зависит от умения педагога нивелировать статусные барьеры, поощрять студента к продуктивному диалогу.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивно-образовательная среда, вуз, профессиональная культура, педагог.

Рефлексивно-образовательная среда способствует развитию культуры педагогической деятельности преподавателя вуза. Умение анализировать свою работу с целью повышения ее эффективности на сегодняшний день приобретает особую значимость. Профессиональный самоанализ педагога высшей школы невозможен без развитых знаний по применению методов рефлексии. Рефлексия способствует дальнейшему саморазвитию, самосовершенствованию личности. Образовательная программа уже не один год ставит перед собой цель

по созданию рефлексивно-образовательной среды. Формирование у педагога рефлексивных умений и способностей является приоритетной задачей образовательной программы подготовки, а также переподготовки педагогов во всем мире. Рефлексивно-образовательная среда служит фактором развития личности педагога, а также способствует формированию культуры педагогической деятельности. Благодаря рефлексивно-образовательной среде в высшей школе и развитых рефлексивных умений у педагога создаются условия для студентов, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.