Научная статья на тему 'Дистанционная образовательная сеть'

Дистанционная образовательная сеть Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционная образовательная сеть»

медицинские университеты сегодня являются центрами медицинского образования, науки и практики в регионах. Однако следует заметить, что существует ряд проблем подготовки кадров по новым специальностям. К их числу относится отсутствие в достаточной степени сформированного общественного и профессионального представления о необходимости введения ряда новых специальностей в практику здравоохранения. Недостаточно еще разработана сама концепция университизации медицинского образования. У многих региональных университетов отсутствуют полигоны для отработки новых подходов в организации медицинской помощи населению, таких, как использование муль-тидисциплинарных бригад (врач, клинический психолог, специалист по социальной работе, медсестра с высшим образованием), внедрение новых специалистов в лечебные учреждения (медицинские менеджеры и экономисты, специалисты по медицинскому страхованию). Наличие у медицинского учебного заведения университетской

клиники позволило бы решить все эти задачи. Серьезной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие разработок по вопросу кадрового обеспечения программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы». Успешно реализовать данную программу, как нам представляется, позволит профессионализация превентивной деятельности.

Историческим целеполаганием открытия медицинского вуза в городе Архангельске в 1932 году являлось обеспечение врачебными кадрами Европейского Севера страны. С тех пор вуз никогда не изменял своему предназначению. Самый северный в России медицинский университет обеспечивает врачебными кадрами шесть субъектов Российской Федерации, включая Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую области, Республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. Нам представляется, что сегодня уже можно говорить о создании де-факто Северного медицинского университетского округа.

С. ЩЕННИКОВ, профессор, ректор Л. КЛЕЕВА, доцент Международный институт менеджмента ЛИНК1

Педагогический аспект проблемы подготовки нового поколения эффективных менеджеров заключается не только в необходимости обеспечения их знаниями во всех областях динамически меняющейся и развивающейся в последние годы теории менеджмента. Практика показала неэффек-

Дистанционная

образовательная

сеть

тивность традиционного образования в этой области. Дело даже не в необходимости постоянного переобучения и повышения квалификации работников, занятых управлением. Вырастить поколение менеджеров из вчерашних школьников невозможно по существу. Общеизвестен вывод о том, что не бо-

1 Международный институт менеджмента ЛИНК - пионер открытого дистанционного образования в России, реализуемого в сетевой форме, эксклюзивный партнер Британского Открытого университета. Работает на рынке образовательных услуг в России с 1992 г.

лее 10% людей имеют способности к предпринимательству. Можно утверждать, что среди вчерашних школьников эта доля еще меньше, поскольку очень часто потенциальные предприниматели предпочитают не поступать в институт, а заняться практическим менеджментом, работая в какой-либо фирме или даже создавая собственную.

Таким образом, потенциальная аудитория будущих образованных и эффективных менеджеров состоит скорее из людей, имеющих опыт предпринимательства и менеджмента. Однако именно они не имеют практической возможности обучаться длительное время с отрывом от производства, поскольку не могут оставить свою работу на сколько-нибудь существенное время, необходимое для переподготовки или повышения квалификации и тем более для получения образования в любой традиционной форме. Потому что за это время их фирмы могут потерять завоеванные на рынке положения [1].

Для того чтобы обучение менеджеров передовым методам управления и производства соответствовало требованиям, объективно выдвигаемым к нему нынешними условиями хозяйствования, оно должно быть организовано таким образом, чтобы позволять практикующим управленцам обучаться практически постоянно и без отрыва от производства.

Бизнес-образование должно быть ориентировано на практические нужды менеджеров и восприниматься обучающимися как связанное с реальной «живой жизнью». Кроме того, оно должно способствовать возникновению и эффективной работе сообщества менеджеров новой формации.

Всем этим требованиям в настоящее время отвечает открытое дистанционное образование (ОДО) как наиболее соответствующее потребностям перехода общества к экономике знаний,

причем в наибольшей степени - в области бизнес-образования. Эта роль ОДО конкретизируется в лежащей в его основе парадигме приоритетного использования накопленных человечеством знаний и опыта, объединения теоретических и практических подходов к анализу актуальных проблем и ориентации на обеспечение в обществе динамического инвестиционного процесса.

«Инструментальное» определение ОДО может быть сформулировано следующим образом. Открытое дистанционное профессиональное образование является новой формой непрерывного многоуровневого образования, построенной на интеграции образовательной, профессиональной и социальной сред и единстве педагогических и организационных аспектов, функционирующей на основе комплекса взаимосвязанных технологий, обеспечивающих однородное качество во всей дистанционной образовательной Сети, ориентированной на развитие компетентности работающих специалистов посредством решения ими актуальных производственных задач и развитие организаций через развитие персонала [2].

Остановимся на некоторых элементах данного определения.

Первое. На современном этапе резкого убыстрения темпов экономических, научно-технических, технологических и ресурсных преобразований всех сфер общественной жизни актуализируется проблема создания непрерывной системы образования. В новых условиях однократно полученные работниками знания и навыки быстро устаревают. Для того чтобы трудовые ресурсы соответствовали потребностям общества, они должны постоянно проходить процесс переобучения.

Второе. Необходимо обеспечивать многоуровневость этой системы. Ра-

ботники должны иметь возможность постоянно наращивать свой теоретический и практический багаж и на этой основе обеспечивать свое соответствие все более сложным и нетривиальным проблемам современного производства. В новой системе студенты получают возможность пройти все стадии обучения и образовательные уровни в единой профессиональной и педагогической парадигме. Причем крайне важной является преемственность обучения на разных уровнях. Если речь идет о бизнес-образовании, это означает возможность пройти обучение в единой системе - от основ менеджмента (изучаемых на младших курсах и даже в системе школьного образования) до получения дипломов о высшем образовании, степени МВА и окончания аспирантуры с последующей защитой диссертации.

Третье. Используемые теоретические подходы, методологии, методы педагогики должны быть подчинены требованиям реальной действительности, в первую очередь ее социально-экономическим и научно-техническим аспектам. Все предлагаемые студентам знания должны четко соответствовать практическим потребностям, особенностям функционирования разных сфер экономики и общественной жизни и стоящим перед ними реальным целям.

Эта задача связана с осуществлением целого комплекса специфических требований, выполнение которых обеспечивает соответствие образовательных систем стоящим перед ними принципиально новым требованиям. Организационно это подкрепляется функционированием комплекса взаимосвязанных технологий, обеспечивающих единство не только методологических и методических оснований, но и образовательной среды в ее территориальном разрезе. И это является четвертым требованием к системам обуче-

ния. Современная экономика характеризуется крайней теснотой хозяйственных связей. К началу XXI века мировая экономическая система оказалась совокупностью взаимозависимых национальных экономик, в которой импульсы, возникающие в одной ее точке, в кратчайшее время распространяются по всей мегаэкономике.

Сказанное в еще большей степени актуально для отдельных народно-хозяйственных систем. Современная национальная экономика должна обеспечивать по возможности высокий единый уровень производства не только во всех ее сферах, но и во всех ее территориальных составляющих. Это невозможно при оставшихся от плановой экономики различиях профессионального и образовательного уровня работников, занятых на производстве в разных территориальных образованиях. ОДО может и обязано разрешить эту проблему, предоставляя обучающимся в разных городах и населенных пунктах нашей страны единое содержание и качество образования.

Пятое. Современные системы образования должны обеспечивать развитие компетентностей обучающихся на основе использования не абстрактных теоретических задач, а реальных практических проблем, стоящих перед ними. Способность соответствовать этому требованию является специфической чертой дистанционного образования, выгодно отличающей его от традиционных форм. Лозунгом ОДО является отсутствие в используемых программах абстрактно-теоретических знаний, которые, вероятнее всего, никогда не пригодятся в реальной жизни.

И последнее. Непрерывное практи-ко-ориентированное образование работников должно обеспечивать более высокий уровень комплексности обучения за счет создания в организациях сред саморазвития и взаимного обога-

щения персонала как основы организационного развития, без которых современные предприятия не могут соответствовать возросшим требованиям, предъявляемым к ним со стороны функционирования современной рыночной экономики. Очень важно, чтобы тенденция общего повышения образовательного уровня захватила как можно большее количество работников.

Несколько слов об организационном аспекте современных систем ОДО. Он основывается на функционировании дистанционной образовательной сети, обеспечивающей единство качества образования во всех содержательных и территориальных элементах системы. Наиболее общий подход к данной проблематике обеспечивается в рамках концепции М. Кастельса [3], который называет сетевое предприятие специфической формой предприятия, система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных системе целей.

Возможным вариантом сетевой организации предпринимательской деятельности является сеть образовательных учреждений. При ее функционировании обеспечивается единство содержательной и методической сред территориально разобщенных учебных организаций. В результате создается реальная возможность поддержания единого уровня образования в разных регионах страны. Широкое использование при этом современных информационных технологий и технических средств взаимодействия субъектов образовательной деятельности позволяет студенту, находящемуся практически в любой географической точке, удаленной от головной организации и крупных населенных пунктов, обладать такими же потенциальными возможностями получения образования, как и у жителей столиц.

Особенно актуальным это является

для бизнес-образования, в настоящее время выполняющего функцию подготовки кадров, способных на обеспечение эффективного перехода нашей экономики в перспективе к экономике знаний. В результате использования в бизнес-образовании сетевых принципов может быть реально обеспечено единство образовательных сред, реализуемое в преемственности принципов и подходов к управлению разными функциональными и территориальными подсистемами отечественной экономики, а в более отдаленном будущем - равноправная интеграция ее в мировую экономику и достижение значимой роли нашей страны в мегаэкономике.

Нами уже отмечалось [4], что наличие сети знаний является необходимым, но недостаточным условием формирования образовательных сетей как специфической формы образовательной услуги. Оно должно быть подкреплено эффективным функционированием обеспечивающих его управленчес-ко-административных, финансовых и маркетинговых сетей, объединение которых мы назвали «бизнес-сети». Их создание также основывается на подходах теории управления знаниями и других разделов менеджмента и экономической науки в целом, а обеспечивается специфическими технологиями и виртуализацией деятельности.

Использование сетевой деятельности в бизнес-образовании является почвой для возникновения целого ряда его дополнительных возможностей:

• неформального сетевого общения в целях профессиональных обменов посредством поддержки контактов с лицами и организациями, работающими над аналогичными темами;

• различных форм сотрудничества, партнерства и союзов с целью разработки и маркетинга новых видов услуг, реализации совместной рыночной стратегии;

• участия в сетях с целью обмена между представителями организаций, занятых обучением, и пользователями услуг в области развития менеджмента;

• установления сетевых обменов с секторами, от которых исходят новые представления и новые знания, применимые в развитии менеджмента;

• усиления потенциала как сетевой работы, так и используемых в ее рамках информационных и коммуникационных технологий, которые, в свою очередь, требуют для своего максимально полного раскрытия использования сетевого подхода.

В связи с этим необходимо отметить, что процессы глобализации бизнес-образования вызывают не только динамичное развитие технологий, но и существенное повышение степени мобильности интеллектуального капитала, в первую очередь его составляющей, связанной с человеческими ресурсами. При этом структура реальных человеческих сетей приводит к усилению зависимости процесса от конкретных носителей связей и неотчуждаемых от них знаний и навыков.

Отмеченные особенности делают сетевые методы образования важнейшим фактором и катализатором процесса трансформации принципов современного экономического развития.

Развитие сетевых моделей ОДО входит сегодня в противоречие с современным состоянием образования и

принципами функционирования сферы экономики образования, которая создавалась и во многом была ориентирована на планово-директивные принципы собственной работы. С проблемами функционирования в неадекватной среде в полной мере столкнулся Международный институт менеджмента ЛИНК в своей более чем 12-летней практической деятельности на рынке образовательных услуг.

На наш взгляд, создание экономических, законодательных и организационных основ современной образовательной сферы, адекватных современным задачам развития общества знаний, является одним из вызовов современной эпохи.

Литература

1. КлееваЛ. Дистанционное обучение как сред-

ство повышения квалификации // Высшее образование в России. - 2004. - № 9.

2. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М., 2002.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. - М., 2000.

4. Щенников С.А. Открытое дистанционное бизнес-образование как реальное воплощение глобализации // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. 8 декабря 2003 г. - М. 2003. - С. 15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.