УДК 378.14:004:334012
Жуков Андрей Викторович
Кандидат физико-математических наук, заместитель проректора - начальник управления научных исследований Ульяновского государственного университета, [email protected], Ульяновск
Ковардакова Маргарита Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, [email protected], Ульяновск
Новиков Сергей Геннадьевич
Доцент кафедры радиофизики и электроники Ульяновского государственного университета, [email protected], Ульяновск
Савхалов Георгий Борисович
Начальник отдела разработки электронных изданий Ульяновского государственного университета, [email protected], Ульяновск
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАЗЕ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА
Zhukov Andrej Viktorovich
Candidate of physico-mathematical science, deputy prorector - director of scientific research department of Ulyanovsk State University, [email protected], Ulyanovsk
Kovardakova Margarita Anatoljevna
Candidate of pedagogical science, associate professor pedagogic professional education and social activity of (sub)department of Ulyanovsk State University, [email protected], Ulyanovsk
Novikov Sergej Gennadjevich
Candidate of technical science, associate professor radio physics and electronics of (sub) department Ulyanovsk State University, [email protected], Ulyanovsk
Savhalov Georgij Borisovich
Head of department project electronic textbooks of Ulyanovsk State University, [email protected], Ulyanovsk
ORGANIZATIONAL, PEDAGOGICAL, INFORMATIONAL AND TECHNICAL SUPPORT FOR THE TRAINING
OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF HIGH TECHNOLOGIES’ COMMERCIALIZATION ON THE BASIS OF NETWORK INFRASTRUCTURE AND FIRMWARE COMPLEX
На рубеже 80-90 годов XX в. динамичное развитие экономики ведущих стран мира определялось масштабными инновационными процессами, разработками в области информационных и компьютерных технологий, новых материалов, телекоммуникационных систем и средств связи, биотехнологий и ряда других направлений, которые были отнесены к числу приоритетных. На этом этапе технологии заняли особое положение в экономике и производстве, стали важным фактором проводимых преобразований и структурных изменений в ведущих индустриальных странах мира.
В России коммерциализация инноваций является в настоящее время актуальной и сложной задачей [1]. Отсутствие хорошо подготовленных, обладающих опытом специалистов, способных эффективно управлять созданием, защитой, продвижением и внедрением новых знаний и новых идей в реальные сферы экономики во многом сдерживает продвижение инноваций на отечественные и зарубежные рынки. Проблема подготовки такого рода специалистов сопряжена с решением, задач модернизации учебного процесса, внедрения новых образовательных и информационных технологий, а также задач, связанных с повышением уровня заинтересованности, как со стороны образовательных учреждений, так и со стороны реального бизнеса.
На сегодняшний день, в высших учебных заведениях преподавание инноватики, инновационного менеджмента останавливается на теоретической подготовке, не проверяя такого рода знания на практике. Как правило, для практической проверки этих знаний необходимо сначала полностью закончить обучение в ВУЗе. Кроме того, научные исследования, выполняемые в учебных заведениях, в большинстве своем остаются на уровне теоретических работ. С другой стороны, реальный бизнес, основанный на практических навыках продвижения товаров и услуг, не готов обучать специалистов-менеджеров в отрыве от производства. Таким образом, недостаточно четкое понимание и видение рыночной ориентированности научных исследований и изобретений, нехватка навыков презентации, продажи и грамотного оформления изобретения или исследования, «замкнутость» российских предприятий и предпринимателей, отсутствие высококвалифицированных специалистов играют негативную роль в процессе коммерциализации инноваций в России.
В современной ситуации подготовка специалистов для коммерциализации наукоемких технологий должна строиться в рамках концепции непрерывного образования. Исходя из этой концепции, участникам рынка труда необходима непрерывная актуализация знаний, навыков, профессиональных компетенций, что возможно в рамках системы дополнительного образования с помощью технологий дистанционного обучения [10]. Обучение должно строиться в соответствии с принципами непрерывного образования, такими как:
- открытость образовательного процесса, позволяющая обучаемому самостоятельно формировать образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и уровнем профессионализма;
- гибкость, технологичность, практикоориентированностъ учебного процесса, предполагающие быстрое реагирование на изменение образовательной ситуации, запросы обучающихся, практики профессионального образования;
- активность, предполагающая активную позицию обучающегося, его взаимодействие с преподавателем в учебном процессе, опору на личный опыт, стимулирование его самостоятельности и креативности;
- модульность - на основе целостного представления о разделах программы возможность выбора самостоятельных блоков и ступеней обучения.
Анализ исследований в области дистанционного образования (Е. Л. Гаврилова, Ю. Л. Деражне, Е. С. Комраков, Т. В. Лютова, Е. С. Полат, Т. А. Сергеева, А. Г. Теслинов, А. Г. Чернявская, С. А. Щенников и др.), существующего опыта проектирования учебно-методического комплекса (УМК) для открытого дистанционного профессионального образования (ОДПО) позволил сделать выводы о том, что авторы-разработчики испытывают трудности при создании учебных программ, пособий, руководств по изучению дисциплин и т. д. для этой сферы образования [4; 8; 9]. Так, в УМК часто отсутствуют обязательные структурные компоненты (введение, цели, рекомендации и комментарии, система заданий и т. д.), сопровождающие самостоятельную познавательную деятельность обучающихся; преобладает монологическая форма изложения материала, что придает процессу обучения не деятельностную, а только предметно-ориентированную направленность; слабая ориентированность на профессиональный опыт обучающихся; существует отставание в темпах обновления материалов в соответствии с изменениями запросов профессиональной среды. Вместе с тем современная профессиональная среда, для которой проектируются образовательные программы дистанционного обучения, подвержена быстрым изменениям, в том числе и в вопросах, связанных с требованиями к уровню подготовки специалистов. В связи с этим наблюдается несоответствие между уровнем компетентности, который обеспечивается существующими образовательными программами, и востребованным профессиональной средой качеством подготовки специалистов. В практике все чаще возникает необходимость доработки и корректировки уже созданных УМК под изменяющиеся требования заказчиков. Все это является следствием отсутствия обоснованной конструктивной технологии проектирования учебно-методических материалов для системы ОДПО.
Следует отметить, что за последнее время защищен ряд диссертаций по проблемам дистанционного образования (А. А. Андреев, Е. Л. Гаврилова,
Н. И. Булаев, А. В. Густырь, Ю. Л. Деражне, В. А. Либин-Левав, Л. В. Бен-дова, Е. С. Комраков, С. А. Щенников), в которых раскрываются его различные аспекты. Однако в данных исследованиях вопросы технологии проектирования УМК для образовательных программ ОДПО специально не рассматривались. И в контексте проблемы обеспечения качества образования в условиях повышающихся требований к уровню подготовки специалистов в
области коммерциализации высоких технологий исследование, посвященное разработке системы, реализующей в комплексе технологии дистанционного обучения, проектирования УМК, управления учебного процесса и контроля его результатов, является актуальным.
Острый вопрос подготовки специалистов в области коммерциализации высоких технологий требует, на первом этапе, построения модели образовательного процесса и на следующем - ее внедрения и апробации на уровне построения информационной системы поддержки учебного процесса.
Начальным этапом построения системы подготовки специалистов в области коммерциализации высоких технологий должен быть мониторинг потребностей предприятий в специалистах, готовых к инновационной деятельности. Далее важно изменить методы разработки и содержание образовательной программы, так как она должна соответствовать запросам рынка наукоемких технологий и рынка труда и даже опережать эти запросы. Далее важно актуализировать содержание конкретных учебных дисциплин, на базе которых и будут разрабатываться новые модели образовательных курсов, адаптированных к современным методам обучения.
В целях совершенствования образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности, а также разработки научно-методического обеспечения образовательных модулей в системе дополнительно профессионального образования в Ульяновском государственном университете разработана методика обучения с использованием средств новых информационных технологий, принципы и структура информационно-образовательной среды, а также комплект дополнительных образовательных программ и учебных планов переподготовки специалистов в области коммерциализации высоких технологий по направлениям информационных (ИПИ/САЬ8)-технологий, атомной энергетики и радиационного материаловедения, нанотехнологий, автомобилестроения и технического сервиса, в области метрологии, стандартизации и сертификации [1]. Кроме того, подготовлены комплекты учебных материалов и тестов по всем направлениям и дисциплинам. Данные материалы использованы в качестве информационно-методической основы при разработке программно-аппаратного комплекса для организации среды обучения с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий.
Программно-аппаратный комплекс для организации и поддержки среды обучения и переподготовки специалистов в области коммерциализации высоких технологий, включает в себя:
- модуль управления учебным процессом - распределение слушателей по группам и изучающим дисциплинам в соответствии с учебными программами;
- модуль обеспечения проведения тестирования в соответствии с расписанием с возможностью управления тестовой выборкой из большого количества вопросов (в частности, тесты для итоговой и промежуточной оценки знаний представляют собой набор вопросов, как правило, не менее
300 по каждой дисциплине с вариантами ответов не менее 4); модуль обеспечивает два варианта тестовых вопросов - «выбор одного из многих» и «выбор нескольких из многих»;
- модуль обеспечения доступа слушателей к учебным и справочным материалам;
- модуль подготовки учебно-методических комплексов.
В состав учебно-методического комплекса входят рабочая программа дисциплины, текст учебного пособия, руководство по изучению дисциплины, тестовые вопросы с вариантами ответов.
При подготовке материалов следует обращать внимание на то, чтобы текст учебного пособия имел четкую логическую разбивку на следующие основные разделы: «Введение»; «Содержание учебной дисциплины»; «Рекомендации по проведению семинарских занятий»; «Словарь»; «Библиографический список». Все материалы готовятся в виде документов в формате pdf небольшого объема, позволяющем создавать структуры учебного материала с гиперссылками. Все материалы, кроме тестов предназначены для загрузки слушателями и просмотра вне среды, что обеспечивает большее количество возможностей изучения учебных материалов. В первой версии учебно-методические комплексы загружаются в систему в готовом виде. В последующих вариантах планируется реализация подготовки учебных материалов непосредственно в режиме on-line с помощью специализированного браузерного редактора.
Сам программный комплекс представляет собой набор программных модулей, написанных на языке программирования РНР, использующих систему управления базами данных MySQL и компилирующий обработчик шаблонов Smarty. Подобная структура комплекса позволяет надстраивать дополнительные модули с разделением прав доступа к ним, независимо редактировать и обновлять программные части, шаблоны пользовательского интерфейса и данные. Кроме того, адресация страниц происходит посредством интуитивно-понятными статичными путями, что позволяет делать закладки и ссылки на страницы извне системы. При этом, данный программный комплекс может быть установлен в некоторую отдельную папку на сервере, отличающуюся от корневой.
Для функционирования данного комплекса необходимо наличие выделенного web-сервера с доступом к нему с компьютеров клиентов посредством протокола HTTP - в частности, таким может выступать web-cepeep любого хостинг-провайдера в сети Интернет. На выбранном сервере требуется наличие интерпретатора языка РНР версии не ниже 4 с подключенным интерфейсом к системе управления базами данных MySQL.
Для установки данного комплекса необходимо выбрать папку на web-сервере, публично доступную, распаковать в нее файлы из дистрибутива системы и запустить скрипт настройки новой копии (настройку так же можно производить вручную, пользуясь документацией по установке), кроме того, необходимо обеспечить права на запись скриптам системы для папок, содержащих загружаемые файлы и файлы тестов.
234
Базовый вариант данного программного комплекса размещен в сети Интернет по адресу http://hitech-edu.ru.TaK же он может быть представлен в виде установочного комплекта на отдельном носителе для самостоятельной установки.
Таким образом, в качестве основных целей, реализуемых разработанной средой обучения с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий являются следующие:
1. организация информационно-коммуникационной среды обучения слушателей программам подготовки специалистов в сфере коммерциализации высоких технологий;
2. обеспечение доступа слушателям и преподавателям к учебным и справочным материалам;
3. проведение промежуточной и итоговой аттестации слушателей;
4. управление, учет и сопровождение процесса обучения слушателей по избранным программам;
5. сопровождение процесса создания электронных учебно-методичес-ких курсов.
Для достижения указанных целей в информационно-образовательной среде реализованы необходимые функции, позволяющие:
6. проводить регистрацию пользователей системы и разграничивать права доступа к компонентам в зависимости от ролей пользователя;
7. предоставлять возможность преподавателям и слушателям ознакомиться с учебными планами и учебными программами выбранных дисциплин;
8. предоставлять доступ слушателям и преподавателям к активным тестам;
9. предоставлять слушателям и преподавателям доступ к учебным материалам;
10. предоставлять информацию о результатах тестирования в виде печатного документа по запросу преподавателя или методиста;
11. оповещать студентов и преподавателей о новостях (объявлениях, изменениях в учебном процессе, переводе студентов и пр.);
12. обеспечивать преподавателей, не обладающих знаниями и навыками в области разработки \уеЬ-приложений, возможностью создания тестов.
В качестве основных пользователей среды могут выступать следующие категории пользователей: методисты - менеджеры учебного процесса, преподаватели - авторы учебных курсов и тестов, слушатели - слушатели курсов, редакторы - сотрудники, осуществляющие редакторскую обработку материалов для электронных учебных курсов.
Кроме того, в системе существует выделенный пользователь - Администратор.
Пользователи системы могут выступать в одной или одновременно в нескольких ролях. Среда имеет следующую структуру (рисунок).
Пользователь
Изучение учебных планов и программ
Чтение новостей
Регистрация, выбор учебной группы, преподаваемой дисциплины, подразделения
Методист
—►
Наполнение списка специальностей
— >
Составление учебных планов
Формирование учебных групп (подтверждение слушателей)
Составление
расписания
---►
Печать ведомостей успеваемости
Вход в систему
Данные активации пользователей
Администратор 1
Изменение настроек системы 44
1
Подтверждение преподавателей и методистов 1 4-
Преподаватель
Загрузка
материалов
Расписание тестирований
Слушатель
► Изучение материала
*
► Тестирование <
Л .
Незарегистрированные пользователи _______________р.
Слушатели ............
Преподаватели -------------►
Мстоднсты -----— •
Администратор —. . — ■ —
Данные ■ ■1 ■ 1 ^
Структура системы
Система имеет две стороны - открытая часть - доступна для всех пользователей и отображается без ввода каких-либо регистрационных данных, для доступа в закрытую часть необходимо пройти аутентификацию.
На главной странице в открытой части размещается информация о системе, новости, имеющие общий характер и не относящиеся к персональным новостям и объявлениям отдельной группы слушателей или коллектива преподавателей.
Также, в открытой части имеется возможность просматривать учебные планы дисциплин, учебные программы специальностей обучения, а также общественные темы форума.
Чтобы получить полноценный доступ к компонентам системы, пользователю необходимо пройти регистрацию, выбрать какие роли он будет выполнять - слушатель, преподаватель или методист учебного процесса. Каждый пользователь может выполнять одновременно как несколько однотипных ролей (например, быть слушателем курсов по различным специальностям), так и совмещать в себе несколько различных ролей - например, слушать курсы по некоторой специальности, и в то же время, преподавать занятия на другой. После регистрации необходимо подтверждение пользователя для выбранных ролей - слушателей - методистом по выбранной специальности, методистов и преподавателей - администратором системы. После регистрации и подтверждения возможен доступ к закрытой части информационной среды.
Слушатель курсов, получает доступ к учебным материалам - учебным пособиям, руководствам по изучению дисциплин выбранного учебного
плана и программ дисциплин. При регистрации пользователь являющийся слушателем указывает, по какой программе (на какой специальности) он обучается. Так же, слушатель имеет возможность проходить активные тесты в соответствии с установленным расписанием или просматривать результаты пройденных ранее тестов. Как все зарегистрированные пользователи, слушатель имеет возможность создавать темы и сообщения в соответствующих разделах форума.
Преподаватели после подтверждения их администратором, получают доступ к следующим компонентам системы: редактор тестов, и модуль подготовки учебно-методических комплексов.
Редактор тестов позволяет преподавателю, не имеющему навыков программирования и разработки web-приложений, самостоятельно составлять тесты по имеющимся учебным дисциплинам. Каждый тест состоит из набора вопросов. Для конструирования вопросов возможны варианты тестов с одним верным ответом либо с выбором нескольких ответов среди предложенных. Если преподаватель в процессе составления тестов для какого-то вопроса отмечает несколько ответов верными - получается вопрос типа «выбор нескольких из многих», иначе - «выбор одного из многих». Каждый вопрос должен содержать хотя бы один верный ответ. После составления вопросов и ответов, составитель указывает, как должна производиться выборка вопросов для проведения теста - случайно или последовательно, сколько вопросов должно выбираться из всех предложенных. После завершения работы над тестом, он сохраняется и готов к использованию.
Кроме составления тестовых заданий, преподаватель получает возможность загрузить учебное пособие по преподаваемой дисциплине, дополнительные справочные материалы для изучения предмета. В последующих версиях появится возможность создавать учебно-методические комплексы в on-line режиме.
Преподаватели так же имеют возможность создавать темы и сообщения на форуме. Список доступных преподавателям тем и подфорумов обширнее, нежели у слушателей за счет разделов, посвященных коммуникациям между преподавателями или между преподавателем и администратором системы.
Методисты учебного процесса выполняют следующие функции в системе:
1. Подтверждение слушателей (производится только при личном подтверждении факта регистрации с данным именем пользователя системы).
2. Наполнение списка специальностей, по которым ведется обучение, построение планов изучения дисциплин по каждой специальности.
3. Формирование учебных групп, подтверждение пользователей, обучающихся в этих группах и зарегистрированных в системе. Во избежание недоразумений методистам следует проводить подтверждение слушателей только после личного подтверждения слушателем факта регистрации в системе под данным именем.
4. Формирование учебных дисциплин преподаваемых на введенной в базу данных специальности, указание их объема, даты начала обучения и проведения контрольного проверочного тестирования. Дата и время начала и окончания тестирования назначается индивидуально для каждой сформированной группы слушателей. По истечению срока активности тестов методист имеет возможность распечатать отчет о результатах тестирования -ведомость успеваемости.
5. Распределение преподавателей по преподаваемым дисциплинам, тем самым обеспечивая их возможностью загрузки учебных материалов и созданию тестов по данным дисциплинам.
Методисты так же имеют возможность выставления объявлений и новостей, каждая новость может включать краткое описание, полный текст и иллюстративное изображение.
Администратор системы является ключевой фигурой в функционировании системы. Он обладает наибольшим количеством привилегий и имеет доступ ко всем компонентам системы.
Каждый методист и преподаватель после личного согласования подтверждается администратором и получает доступ к управлению учебным процессом. Администратор так же имеет возможность подтверждения пользователей, являющихся преподавателями или слушателями, но данная возможность предусмотрена лишь как экстренная мера. Администратор системы так же может изменять системные установки.
Администратор может создавать любые темы и сообщения на форуме, удалять, править, перемещать имеющиеся сообщения и/или темы самостоятельно либо назначать ответственных за некоторый раздел форума - модераторов. В качестве модератора может выступать любой зарегистрированный пользователь после личного согласования с ним. Администратор может размещать объявления или новости на сайте, добавлять в каталог ссылок ресурсы полезные для образовательного процесса.
Процесс взаимодействия методиста, преподавателя и слушателя состоит из следующих стадий (рисунок):
1. Планирование учебного процесса, которое заключается в наборе групп слушателей, планировании сроков самостоятельной подготовки, консультаций с преподавателем, групповых консультаций, сроков проведения промежуточного тестирования и очных встреч с преподавателем для сдачи итоговых зачетов и экзаменов.
2. Самостоятельное изучение учебного материала слушателями, подготовка и сдача выполненных заданий, консультирование с преподавателем посредством электронной почты, форума и мгновенных сообщений.
3. Выполнение промежуточного тестирования, по результатам которого определяются слушатели, допущенные к очной сдачи экзаменов и зачетов.
4. Итоговая очная аттестация.
Рекомендуется форма последовательного изучения дисциплин выбранного учебного плана, что обеспечивает более высокие результаты обучения без отрыва от работы.
238
Уникальность описанного программно-аппаратного комплекса заключается в том, что в нем совмещены с единую систему такие компоненты, как средства подготовки электронных учебных и методических пособий (имеется встроенный визуальный редактор и конвертер в формат РОБ), подсистема тестирования и редактор тестов, а так же средства управления учебным процессом и проведения аттестации, что позволяет организовать единую среду подготовки учебно-тестовых материалов, проведения занятий и получить отчеты о результатах обучения. В свою очередь, эти отчеты могут послужить средством анализа качества учебной и контрольно-тестирующей базы.
Разработанная методика повышения квалификации специалистов в области коммерциализации наукоемких технологий и образовательная среда для ее реализации позволят существенно повысить степень подготовленности специалистов для решения задач инновационного менеджмента. При этом простота программного обеспечения для поддержки образовательной среды в сфере коммерциализации высоких технологий позволяет разворачивать данный вид деятельности непосредственно внутри самого предприятия или сети предприятий, объединять образовательные ресурсы, тем самым создавать распределенную, не привязанную к определенным территориям и учебным заведениям инновационную образовательную сеть.
Библиографический список
1. Белый, Е. М. Методология формирования дополнительных образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов в области коммерциализации высоких технологий и новые методы организации учебного процесса в вузе [Текст] / Е. М. Белый, Т. Ю. Иванова, Я. А. Чернышев, Н. Б. Шмелёва, М. А. Ковардакова, С. Б. Бакланов, С. Г. Новиков. - М., Ульяновск: УлГУ, 2006. -180 с.
2. Бендова, Л. В. Особенности педагогической деятельности тьютора в сети открытого дистанционного образования [Текст] / Л. В. Бедова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сборник научных трудов МИМ ЛИНК, выпуск 15. - М.: МИМ ЛИНК, 2006. - С. 21-26.
3. Бендова, Л. В. Ролевая модель деятельности тьютора в системе ОДО [Текст] / Л. В. Бедова // Качество дистанционного образования (концепции, проблемы, решения): Материалы международной научно-практической конференции. - М.: МГИУ, 2005. - С. 40-44.
4. Курсакова, А. В. Особенности создания методического обеспечения для системы ОДО [Текст] / А. В. Курсакова // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения: материалы международной научно-практической конференции. М.МГИУ, 2004. С. 168-171.
5. Лютова, Т. В. Контроль учебной деятельности обучающихся в системе открытого дистанционного профессионального образования менеджеров [Текст] /Т. В. Лютова, Т. А. Сергеева // Открытое образование» - Москва, МЭСИ, МАОО, № 2, 2007. - С. 36-52.
6. Лютова, Т. В. Условия реализации модели контроля учебной деятельности в системе ОДПО [Текст] /Т. В. Лютова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Том 5, № 1, часть 3. 2007. - С. 199-205.
7. Лютова, Т. В. Контроль и оценка компетентностных характеристик обучающихся взрослых. Реализация компетентностного подхода в системе бизнес-образования [Текст] / Т. В. Лютова// Научные труды: Вып. 20, Научн. ред. И. П. Башкатов,
A. Г. Чернявская. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2008. - С. 77-85.
8. Михаэлис, В. В. Создание информационно-образовательной среды начального профессионального образования как педагогическая проблема [Текст] /
B. В. Михаэлис // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. Вып. 1. С. 33-34.
9. Михаэлис, В. В. Дидактические условия внедрения информационных технологий в образовательный процесс учреждения начального профессионального образования [Текст] / В. В. Михаэлис, В. С. Самсонов // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам 5-й Международной научной конференции. - Тамбов: Изд-во В. Р. Першина, 2007.-С. 212-213.
10. Преподавание в сети Интернет: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. В. И. Солдаткин. - М.: Высш. шк., 2003. - 792 с.
11. Суслова, И. А. Перспективы интеллектуализации адаптивных методических систем в дистанционных образовательных технологиях [Текст] / И. А. Суслова // Образование и наука: изв. Урал, отд-ния Рос. акад. образования. - 2008. -№ 1.-С. 95-103.
12. Суслова, И. А. Автоматизация процесса управления познавательной деятельностью студентов [Текст] / И. А. Суслова // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы VIII Междунар. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов: в 2 т. Т. 1. - Н. Новгород, 2007.-С. 106-109.