Научная статья на тему 'Готовность специалистов к коммерциализации наукоемких технологий и продуктов'

Готовность специалистов к коммерциализации наукоемких технологий и продуктов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Андрей Викторович, Ковардакова Маргарита Анатольевна, Новиков Сергей Геннадьевич, Савхалов Георгий Борисович

Статья посвящена проблеме дополнительного образования в области коммерциализации наукоемких технологий. В ней раскрывается понятие «готовность специалистов к коммерциализации инноваций», характеризуются ее компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический, эмоционально-волевой. Описаны уровни ее сформированности: квазиготовность, инвариантная готовность, вариативная (ситуационная) готовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков Андрей Викторович, Ковардакова Маргарита Анатольевна, Новиков Сергей Геннадьевич, Савхалов Георгий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность специалистов к коммерциализации наукоемких технологий и продуктов»

УДК 378. 046. 4:373. 2

Жуков Андрей Викторович

Кандидат физико-математических наук, зам. проректора - начальник управления научных исследований Ульяновского государственного университета, zhukovav@ulsu.ru, Ульяновск

Ковардакова Маргарита Анатольевна

Кандидат педагогических наук, декан факультета повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, kovardakova@mail.ru, Ульяновск

Новиков Сергей Геннадьевич

Кандидат технических наук, доцент кафедры радиофизики и электроники Ульяновского государственного университета, novikovsg@ulsu.ru, Ульяновск

Савхалов Георгий Борисович

Старший преподаватель кафедры радиофизики и электроники Ульяновского государственного университета, sgb@ulsu.ru, Ульяновск

готовность специалистов к коммерциализации

НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОДУКТОВ

Zhukov Andrey Viktorovich

Ph. D. in Mathematical Sciences, Deputy. Provost - Head of Research of the Ulyanovsk State University, zhukovav@ulsu.ru, Ulyanovsk

Kovardakova Margaret Anatolievna

Ph. D., dean of professional development of teachers of higher and specialized secondary schools, assistant professor of pedagogy of professional education and social activities of the Ulyanovsk State University, kovardakova@mail.ru, Ulyanovsk

Novikov Sergey Gennadievich

Ph. D., Associate Professor, Department of Radio Physics and Electronics, Ulyanovsk State University, novikovsg@ulsu.ru, Ulyanovsk

Savhalov Georgy Borisovich

Senior Lecturer, Department of Radio Physics and Electronics, Ulyanovsk State University, sgb@ulsu.ru, Ulyanovsk

PROFESSIONAL READINESS FOR COMMERCIALIZATION OF SCIENCE-INTENSIVE TECHNOLOGIES AND PRODUCTS

Одним из приоритетных направлений развития мировой экономики является непрерывное освоение новых технологий. Масштабное развитие новых технологий приводит к тому, что во всем мире экономический рост

готовность специалистов к коммерциализации наукоемких... все больше определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания и современные решения. В России фактором, сдерживающим инновационную деятельность, является дефицит кадров, способных реализовывать разработку и реализацию таких проектов. Таким образом, система профессионального образования получила социальный заказ на подготовку профессионалов, обладающих готовностью к коммерциализации наукоемких технологий и продуктов [4; 5; 7].

Представители современного отечественного профессиоведения на первый план выдвигают профессионала, личность и ценностно-смысловая сфера которого определяют результат труда, одновременно претерпевая собственные изменения вследствие производимой работы. Анализ этой проблемы широко представлен в работах педагогов, социологов, психологов (К. А. Абульхановой-Славской, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климова, А. К. Марковой, С. д. Смирнова и др.)

К настоящему времени создана общетеоретическая базовая основа профессиональной подготовки специалистов. Фундаментальными в этой отрасли научного знания являются труды, раскрывающие философию и методологию образования Е. В. Бондаревской, Б. С. Гершунского, В. В. давыдова и др.

Целью профессиональной подготовки является профессиональная готовность. Профессиональная готовность - субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

Проблема готовности человека к профессиональной деятельности является одной из актуальных тем, как современной психологии труда, так и теории и методики профессионального образования. Ее изучение началось в 50-е годы в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда (д. Н. Узнадзе, Н. д. левитов, К. К. Платонов, л. А. Кандыбович, М. И. дьяченко, л. С. Нерсесян и др.)

Готовность человека к труду рассматривалась по-разному, в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняли готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий (Р. А. Га-спарян, Е. Г. Козлов, л. С. Нерсесян, А. Ц. Пуни и др.). Готовность изучалась и как определенный уровень развития личности (Я. л. Коломинский). Понятие готовности к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б. Г. Ананьев определяет, как проявление способностей. В. А. Крутецкий предлагает называть готовностью к деятельности весь синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем ее способности.

Анализ состояния проблемы готовности личности к деятельности показал, что это особое психическое состояние и относительно устойчивая характеристика личности. Несмотря на многообразие направлений, изучаю-

щих формы готовности, все сходятся на том, что это предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом.

Существуют разные виды готовности. М. И. Дьяченко и ЛА. Кандыбович выделяют готовность заблаговременную, общую, и ситуативную. Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:

а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

б) познавательные (понимание обязанностей, задач, оценки ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);

в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления);

г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни) [2].

Психологическая готовность к профессиональной деятельности, по мнению О. М. Краснорядцевой, проявляется:

- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

- в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации [3].

Состояние психологической готовности к деятельности следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Возникновение состояния психологической готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной или возникшей перед ним задачи). Далее идёт выработка плана, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях, применяет определённые средства и способы деятельности, сравнивает ход и промежуточные результаты со стоящей целью, вносит коррективы. Причём анализ ситуации, решение, развитие замысла, эмоций, проявление и изменение готовности определяются, доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности [4].

Профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступает регулятором успешности профессиональной деятельности, разновидностью установки.

В формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», т. к. «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [8].

Исходя из вышеизложенного под готовностью к коммерциализации наукоемких технологий мы понимаем интегративное социально-психологическое образование личности специалиста, представляющее собой систему профессиональных знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностного отношения к данному виду деятельности, обеспечивающих ее успешность.

В таком личностном образовании нами выделяется взаимосвязь следующих компонентов: внутренняя потребность и активная положительная мотивация для достижения максимального уровня профессиональной готовности; овладение совокупностью знаний, отражающих теоретическую готовность к коммерциализации наукоемких технологий; сформирован-ность умений и навыков, опыт применения выработанных умений и навыков в профессиональных ситуациях; увлеченность работой и сформирован-ность профессионально важных личностных качеств.

Выделенные компоненты играют важную роль в оценке профессиональной готовности специалистов к коммерциализации наукоемких технологий. Они являются самостоятельными и носят непротиворечивый характер, который проявляется в их интегральном взаимодействии. Готовность к коммерциализации наукоемких технологий предусматривает сформирован-ность всех ее составляющих компонентов, отсутствие любого из них может спровоцировать деформацию процесса деятельности. Наличие обозначенных компонентов обусловило наш выбор критериев и уровневых показателей готовности к коммерциализации наукоемких технологий.

В качестве основных критериев готовности специалистов к коммерциализации наукоемких технологий мы выделяем мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический и эмоционально-волевой критерии. Данные критерии были объединены нами в интегральный критерий -«готовность к коммерциализации наукоемких технологий».

Мотивационно-ценностный критерий отражает готовность к формированию и проявлению профессиональной компетентности в сфере коммерциализации наукоемких продуктов и технологий и имеет следующие показатели: мотивация на получение и усвоение знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, ориентация на достижение максимального уровня профессиональной готовности, осознание важности и необходимости коммерциализации научных достижений в современных экономических условиях России; ориентация на получение прибыли, достижение личного, общественного и финансового успеха; выраженная потребность в общении с людьми; потребность в инновационной деятельности; осознание ценности творчества и креативности в профессиональной деятельности и

принятие ее творческого характера, профессионального самосовершенствования и самореализации и др.

Когнитивный критерий сводится к овладению совокупностью профессионально необходимых знаний в области коммерциализации инноваций, инновационному мышлению, поисковой активности.

Охарактеризуем содержание этого критерия на примере различных модулей программы дополнительного образования по направлению «Коммерциализация наукоемких продуктов и технологий в сфере «Инновационная деятельность в области информационных (И11И/САЬ^)-технологий».

Первый модуль программы «Использование информационных технологий поддержки жизненного цикла изделий при производстве комплектующих в авиа- , приборо- и машиностроении» предполагает освоение следующего комплекса знаний: основные маркетинговые концепции; понятие интегрированной информационной среды; безбумажное представление информации; применение электронно-цифровой подписи; история развития систем управления ресурсами предприятия (ERP-систем); современные компьютерные системы управления жизненным циклом изделий (CALS - технологии); основные модули систем (на примере системы SAP R3); реинжиниринг бизнес-процессов; общая методика изменения бизнес-процессов; укрупненная модель архитектуры типовой CALS-системы; общее представление об ИИС; структура и состав ИИС; функциональные компоненты ERP-систем по управлению жизненным циклом продукции; типовые операции для создания адаптивных сетей логистической цепочки в ERP-системах; место и роль CALS-технологий в общей системе организационно-технических знаний.

Второй модуль программы «Применение компьютерных систем поддержки жизненного цикла для повышения эффективности чартерных грузовых авиаперевозок» предполагает владение следующей совокупностью знаний: основной продукт чартерных грузовых авиаперевозок; виды и классификацию бизнес-процессов чартерных грузовых авиаперевозок; основные термины и понятия концепции CALS; основные технологии и методы реализации концепции CALS; преимущества от внедрения концепции CALS на предприятиях; правила выделения процессов; цели анализа и моделирования бизнес-процессов; этапы работ по моделированию бизнес-процессов; способы сбора информации о процессах; технология описания бизнес-процессов; основные требования к среде эксплуатации в процессе жизненного цикла изделия; основные положения концепции интегрированной логистической поддержки; основные принципы построения интегрированной информационной среды на предприятии; основные понятия, связанные с управлением ресурсами предприятия; основные проблемы внедрения ERP-систем на предприятиях; история развития ERP-систем; современное состояние рынка ERP-систем; ключевые моменты планирования логистической цепочки; основные операции создания адаптивных сетей логистической поддержки.

Третий модуль программы «Применение ИПИ-технологий при производстве комплектующих в автомобилестроении» ориентирует на приобретение знаний в следующем составе: понятие интегрированной информационной среды; безбумажное представление информации; применение электронноцифровой подписи; историю развития систем управления ресурсами предприятия (ERP-систем); современные компьютерные системы управления жизненным циклом изделий (CALS - технологии); основные модули систем (на примере системы SAP R3); общая методика изменения бизнес-процессов; укрупненная модель архитектуры типовой CALS-системы; общее представление об ИИС; структура и состав ИИС; функциональные компоненты ERP-систем по управлению жизненным циклом продукции; типовые операции для создания адаптивных сетей логистической цепочки в ERP-системах; место и роль CALS-технологий в общей системе организационно-технических знаний.

И наконец, четвертый модуль образовательной программы «Разработка методов повышения качества выпускаемой продукции за счет применения информационных систем поддержки жизненного цикла изделия» предполагает владение следующим комплексом знаний: базовые принципы CALS-технологий; состав и функциональные возможности средств информационной поддержки жизненного цикла изделий; методы функционального моделирования систем и процессов; технологии анализа качества при проектировании изделий.

Кроме того, когнитивный критерий включает в себя интуитивное определение актуальных социальных потребностей, успешное решение конкретных задач, преимущественную ориентацию специалиста на здравый смысл и факты, оперативность и гибкость мышления, постоянный поиск новых идей, взвешенное отношение к риску.

Деятельностно-практический критерий проявляется через умения и навыки, отражающие внешнюю и внутреннюю стороны профессионального труда специалиста в области коммерциализации наукоемких продуктов и технологий. На основе изученного и личного опыта подготовки специалистов в области коммерциализации наукоемких продуктов и технологий мы выделили две основные группы профессионально-значимых умений и навыков, сформированность которых позволяет специалисту эффективно осуществлять свою деятельность: это специальные умения и навыки, связанные с освоением той или иной предметной области, и общие, необходимые специалисту в области коммерциализации научных достижений независимо от направления деятельности: познавательно-аналитические, прогностикопроективные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные.

Специальные умения и навыки:

В предметной области «Использование информационных технологий поддержки жизненного цикла изделий при производстве комплектующих в авиа- , приборо- и машиностроении»: определять цели применения CALS-технологий; разрабатывать концептуальную модель внедрения CALS-

технологий; разрабатывать бизнес-процессы производственных процессов; разрабатывать конструкторскую документацию в электронном виде на базе CAD/CAM-систем; разрабатывать рабочие потоки в PDM-системе; формировать проектно-ориентированное управление информацией; формировать основы для применения системы управления ресурсами предприятия (ERP-системы); формировать основы для применения подходов логистической поддержки производства; владеть навыками управления проектами и заданиями, навыками управления ресурсами, создания баз данных состава изделия в SAP R3, владеть специальной терминологией CALS-технологий, организационным инструментарием для описания бизнес-процессов, методами работы с PDM -системами, с системами управления ресурсами предприятия (ERP-системы), методами организации логистической поддержки производства.

В предметной области «Применение компьютерных систем поддержки жизненного цикла для повышения эффективности чартерных грузовых авиаперевозок» реализовывать правила и подходы системного анализа к описанию организации; представлять бизнес-процесс в различных нотациях; применять полученные знания для анализа влияния ERP-систем на управление и структуру предприятия, оценивать степень зависимости стратегии развития предприятия, его конкурентоспособности от результатов внедрения ERP-систем; применять полученные знания для планирования логистических цепей; владеть специальной терминологией, практическими навыками работы в системе SAP R3.

В предметной области «Применение ИПИ-технологий при производстве комплектующих в автомобилестроении»: определять цели применения CALS-технологий; разрабатывать концептуальную модель внедрения CALS -технологий; разрабатывать модели производственных процессов; разрабатывать конструкторскую документацию в электронном виде на базе CAD/ CAM-систем; разрабатывать рабочие потоки в PDM-системе; формировать проектно-ориентированное управление информацией; формировать основы для применения системы управления ресурсами предприятия (ERP-системы); формировать основы для применения подходов логистической поддержки производства; владеть навыками управления проектами и заданиями, ресурсами, создания баз данных состава изделия в SAP R3; владение специальной терминологией CALS-технологий, организационным инструментарием для описания бизнес-процессов, методами работы с PDM -системами, с системами управления ресурсами предприятия (ERP-системы), методами организации логистической поддержки производства.

В предметной области «Разработка методов повышения качества выпускаемой продукции за счет применения информационных систем поддержки жизненного цикла изделия: определять этапы жизненного цикла изделия; выделять структуры и процессы производственной системы; формировать функции развёртывания качества; определять структуру и состав общей базы данных изделий; определять необходимый состав инструментальных

готовность специалистов к коммерциализации наукоемких... средств обеспечения качества продукции; владеть специальной терминологией информационных систем поддержки жизненного цикла изделий, инструментарием функционального моделирования, методикой анализа качества проектируемых продуктов и процессов, навыками работы с системами автоматизированного проектирования CAD/CAM, управления процессом проектирования с помощью PDM, с системой автоматизации электронного документооборота Lotus Notes, навыками в программировании на языке информационного моделирования Express.

Общие умения и навыки объединены в пять групп.

К познавательно-аналитическим умениям мы относим следующие: умение осваивать научные знания и практический опыт, искать нужную информацию по проблеме, определять причинно-следственные связи, выделять главное и существенное в потоке информации, находить идеи и т. д.

В группу прогностико-проективных входят: умение планировать индивидуальную работу и работу своих коллег, отбирать содержание, формы, методы и средства деятельности адекватно поставленным целям и задачам; прогнозировать развитие инновационных процессов, возможных путей выхода из проблемных ситуаций, результатов применения инновационных методов, приемов и средств работы; адекватная оценка препятствий на пути к достижению целей как преодолимых; умение моделировать производственные ситуации с целью решения проблем коммерциализации наукоемких технологий; проектировать совместно с коллегами программы выхода из кризисных ситуаций; ориентация на успех, позитивный исход событий и т. д.

Группу коммуникативных умений и навыков составляют большой круг общения, позитивный эмоциональный фон общения, легкость вступления в профессиональное общение и взаимодействие с субъектами производственного процесса, умение поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов, воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности; на основе оценки внешних характеристик и манер поведения собеседника определять его тип личности и темперамента, его индивидуальное своеобразие, характер переживаний, направленность и возможные будущие действия; противостоять стереотипам восприятия другого человека; умение привлекать к себе внимание, правильно подать себя, уверенно действовать в публичной обстановке; умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с коллегами, заказчиками, управлять их вниманием, навыки владения словом, хорошая дикция, правильное дыхание и адекватная мимика и жестикуляция; умения управлять своим телом (вызывать выражение искренних чувств удивления, радости, гнева и т. п., владеть техникой интонирования для выражения просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т. п.), навыки ведения переговоров и посреднической деятельности и др.

К организаторским умениям и навыкам мы относим умения и навыки привлекать специалистов различных направлений и уровней к решению

производственных задач, связанных с коммерциализацией наукоемких технологий, способность к оказанию помощи и поддержки коллегам, подчиненным при решении проблем коммерциализации научных достижений, проводить различные организационные мероприятия, вовлекать коллег в инновационную деятельность, стимулировать актуализацию их знаний и жизненного опыта с целью формирования у них активного, самостоятельного и творческого отношения к производственным проблемам; создавать атмосферу совместного переживания, формировать положительную мотивацию на взаимодействие и т. д.

Рефлексивные умения и навыки имеют место при осуществлении специалистом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, и заключаются в умении анализировать правильность постановки целей и задач, соответствие содержания деятельности поставленным задачам; ощущении удовольствия при переменах; умении оценивать эффективность применявшихся технологий, методов, приемов и средств деятельности; умении выявлять причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач; адекватной оценке опыта своей деятельности, а также отсутствии растерянности при необходимости длительное время искать нужное решение, спокойное отношение к ошибкам.

Критерий сформированности профессионально значимых качеств сводится к увлеченности работой, положительному настрою в процессе работы, сформированности профессионально важных личностных качеств (иннова-тивность, креативность, предприимчивость, инициативность, готовность к риску, эмоциональная устойчивость, самокритичность, коммуникабельность, ответственность, знание своих слабых и сильных сторон, стремление постоянно набираться опыта, самостоятельность, здоровые амбиции, желание обмениваться опытом), профессионального самосознания и стремления к повышению уровня своего профессионализма и т. д.

Среди перечисленных центральными качествами личности специалиста, готового к коммерциализации инновационных наукоемких технологий, мы считаем инновативность, креативность, предприимчивость и готовность к риску. Такое качество личности как инновативность связывают с инновационным потенциалом личности. В самом общем виде мы можем определить его как способность инициировать и эффективно реализовывать инновационные проекты. Иными словами, инновационный потенциал работника -способность к восприятию новой информации, приращению своих профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач.

В психологии выделяют инновативность как черту личности, которая проявляется в готовности инициировать и принимать изменения, предлагать новые идеи и решения. Эта черта в принципе присуща всем людям (поскольку изменения - постоянный спутник человека, неотъемлемая составляющая его жизни), но в очень разной степени. Ключевая особенность «инновато-

ГОТОВНОСТЬ специалистов к коммерциализации наукоемких... ров» - открытость новому (информации, событиям, людям). Люди с ярко выраженной инновативностью предрасположены к приобретению нового опыта, интересуются новыми концепциями и идеями, с готовностью включаются в новые проекты. Конечно, как и у всякой человеческой черты, у ярко выраженной инновационной направленности личности есть своя «темная» сторона. Инноваторы часто отличаются повышенной самостоятельностью и независимостью (психологи называют это качество нонконформизмом), они с трудом принимают социальные нормы и иерархические ограничения, не всегда удачно «вписываются» в негласные правила человеческих отношений [1].

Креативность (от англ. creat - создавать, creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статических систем. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. По мнению Е. Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Предприимчивость в Толковом словарь русского языка Ушакова определяется как предприимчивый характер, находчивость, соединенная с энергией и практичностью. В. П. Позняков в Энциклопедии гуманитарных наук предприимчивость рассматривает как деловую активность, инициативность, способность к начинанию и осуществлению дела, приносящего успех. Предпринять что-либо - значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить активность до того, как будут четко определены ее условия и последствия.

Широко используется в оценке готовности человека к предпринимательской деятельности такое понятие как предпринимательский потенциал. «Предпринимательский потенциал - это сложноорганизованная система разных по степени актуализации психических качеств, необходимых для объективных достижений в развитии собственного дела и в установлении цивилизованных (на основе соблюдения закона) отношений с обществом, а также для субъективной удовлетворенности своими успехами и результатами самореализации. Предпринимательский потенциал включает в себя не только особенности интеллекта, личностные свойства, обеспечивающие успех бизнеса на уровне мотива, цели, планирования, принятия решения, поверки результатов и коррекции, но и ценностно-мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, регуляторные и управленческие возможности» [9, с. 429].

На основе разработанных критериев (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический и критерий сформированности про-

фессионально значимых качеств) нами было выявлено, что профессиональная готовность специалистов к коммерциализации наукоемких технологий в своем развитии проходит три уровня: квазиготовность, инвариантная готовность, вариативная (ситуационная) готовность (см. табл. ниже).

Таблица

Сравнительная характеристика уровней готовности специалистов к коммерциализации наукоемких технологий

Уровень готовности Показатели

1 2

Квазиготов- ность Человек положительно относится к предстоящим изменениям, но с проблемами реально изменившейся ситуации не справляется. Эпизодическая мотивация на получение знаний и освоение системы ценностей в сфере коммерциализации инноваций; недостаточность, разрозненность профессиональных знаний, представлений о методах и технологиях коммерциализации инноваций; нет готовности к использованию имеющихся знаний в конкретных профессиональных ситуациях; владение познавательно-аналитическими и некоторыми коммуникативными умениями и навыками; цели и задачи деятельности неясны, крайне слабое проявление интереса к научно-поисковой деятельности; стремление к рефлексированию, самокритичности и саморазвитию не наблюдается.

Инвариантная готовность Человек готов к изменениям, но выработал для себя жесткую программу действий. Она может быть достаточно эффективной и соответствовать конкретной ситуации, но в случае изменений человек не готов к быстрому поиску новых решений. Развитость внутренних мотивов и ценностных ориентаций в сфере коммерциализации инноваций, однако, порой может отмечаться ситуативный характер мотивации; сформированность когнитивного критерия на достаточном уровне, знания системны; специалист способен к применению на практике инновационных методик и технологий, видит пути их коммерциализации, но могут допускаться неточности, ошибки в деятельности; наблюдается развитие таких личностных качеств как креативность, инициативность, готовность к риску; отмечается сфор-мированность познавательно-аналитических, прогностикопроективных, коммуникативных и части прикладных умений и навыков, проявление интереса к научно-поисковой деятельности; характерно прогнозирование успешности коммерциализации инноваций на основе рефлексивного анализа, хотя он не является постоянной практикой.

Окончание табл.

1 2

Вариативная (ситуационная) готовность Человек готов к изменениям, способен их инициировать и реализовывать (наиболее высокий уровень). Высоко и устойчиво развита мотивация к коммерциализации инновационных продуктов и технологий; демонстрация устойчивой мотивации к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию; наличие продвинутых, систематизированных, глубоких знаний как профессиональных, так и по проблеме коммерциализации инноваций; мобильность знаний, проявление устойчивого интереса к научно-поисковой и исследовательской работе; владение системой умений и навыков, позволяющей эффективно решать стоящие перед ними задачи по коммерциализации инноваций; высокая степень результативности деятельности, положительно-эмоциональная направленность деятельности. Важное место в деятельности занимают импровизация, интуиция и воображение. Развиты такие профессионально значимые качества личности как инновативность, креативность, предприимчивость, инициативность, готовность к оправданному риску, эмоциональная устойчивость, самокритичность, коммуникабельность, ответственность. Оценка эффективности собственной деятельности, рефлексивный анализ, стремление к самосовершенствованию.

Все уровни непрерывно связаны между собой, каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения, а каждый низкий уровень является в некотором роде подготовительным по отношению к последующему, более высокому.

Библиографический список

1. Вотякова, И. В. Оценка эффективности инновационного развития кадрового потенциала социально-экономической системы: современный аспект [Интернет ресурс] / И. В. Вотякова. Режим доступа: www.top-personal.ru/issue. html?1921

2. Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология [Текст] / М. А. Дмитриева, А. А. Крылов, А. И. Нафтульев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 184 с.

3. Краснорядцева, О. М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации [Текст] / О. М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал. - Вып. 16-17. - Томск, 2002. - С. 42-45.

4. Дегтерев, В. А. Качество образовательного процесса как объект управления [Текст] / В. А. Дегтерев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. -С.407-411.

5. Жуков, А. В. Специфика обучения взрослого как субъекта образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / А. В. Жуков, М. А. Ковардакова, С. Г. Новиков, Т. В. Савхалов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 169-179.

6. Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 194 с.

7. Жуков, А. В. Организационно-педагогическое и информационно-техническое обеспечивание подготовки специалистов в сфере коммерциализации высоких технологий на базе сетевой инфраструктуры и программно-аппаратного комплекса [Текст] / А. В. Жуков, М. А. Ковардакова, С. Г. Новиков, Т. В. Савхалов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 230-241.

8. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы готовности человека к деятельности [Текст] / Р. Д. Санжаева. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. - 179 с.

9. Справочник практического психолога. Психодиагностика [Текст] / Под общ. ред. С. Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - 671 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.