Научная статья на тему 'Дистанционная форма высшего образования'

Дистанционная форма высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционная форма высшего образования»

Дистанционная форма высшего образования

О. ЩЕННИКОВА, канд. техн. наук, декан факультета менеджмента

Особенности программы обучения

Образовательные программы Международного института менеджмента ЛИНК позволяют не только обеспечить дополнительное профессиональное образование и существенное повышение компетентности в области управления организацией, но и получить высшее образование в соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации по специальности «Менеджмент организации» (шифр 061100).

Такие программы используются в МИМ ЛИНК с 1997 г., когда прошла их аккредитация и МИМ ЛИНК получил статус института. В настоящее время эти программы реализуются в более чем 15 городах России и Балтии. За это время государственные дипломы о высшем образовании (бакалавров и специалистов) получили свыше 200 студентов МИМ ЛИНК. Большую часть их составляют руководители высшего и среднего звеньев. Для многих из них это было второе высшее образование.

Особенностью программ МИМ ЛИНК в области высшего образования является то, что они содержат в себе несколько блоков или модулей. Одним из преимуществ разработанной у нас системы является то, что использование модульной системы позволяет формировать план обучения, наиболее полно отражающий потребности обучающихся, связанные с их реальными производственными задачами.

Другое отличие принятых в нашем институте подходов к образовательному процессу заключается в целостности охвата отдельных областей знаний в рамках единой образовательной системы. Принцип ориентации на потребности обучающихся также является одной из основ организации дистанционного обучения. Практически с начала обучения студентам и слушателям предлагается решать при выпол-

нении предлагаемых заданий конкретные проблемы их профессиональной деятельности.

Данная система обучения также предоставляет студентам уникальную возможность обмена опытом управления, поскольку в группах объединяются менеджеры из разных сфер и отраслей экономики, в том числе государственного сектора, крупного, среднего и малого бизнеса.

В результате студенты получают возможность консолидировать свои знания и к моменту написания диплома предложить решение одной из важнейших задач своего предприятия. Благодаря этому дипломные работы наших выпускников носят прикладной, практико-ориентированный характер, что также является значимой чертой используемых нами подходов к обучению.

Дополнительным эффектом обучения в МИМ ЛИНК работников одного предприятия является формирование нового типа организационно-профессиональной среды, единого языка, культуры общения, управленческой парадигмы, что также способствует повышению уровня используемых на их предприятии человеческих ресурсов.

Принципы открытого дистанционного обучения в программе высшего образования

Подходы, на которых строится программа высшего образования МИМ ЛИНК, в основном базируются на принципах ОДО, разработанных в институте и представленных в опубликованных работах [1-3]:

■ единства сред;

■ открытости образовательного пространства;

■ синтеза подходов к обучению;

■ профессиональной мотивации;

■ развития организации через развитие персонала и т.д.

Рассмотрим, как эти принципы воплощаются в программе высшего образования и что именно позволяет МИМ ЛИНК обеспечивать на их базе высокое качество подготовки специалистов.

Остановимся на ключевых факторах управления обучением, представленных на рис. 1.

Почему ПРАКТИКА рассматривается как существенный компонент обучения? Потому что здесь реализуются сразу несколько принципов: единства среды, синтеза подходов к обучению, профессиональной мотивации, - которые позволяют через действия и опыт осознать выгоды конкретных концепций, а значит, четко закрепить их не только в сознании, но и в реальной практической деятельности.

Письменные задания, которые выполняют студенты по профессиональным и специальным дисциплинам, обращаются к опыту студента, заставляют анализировать работу и выявлять направления, требующие ее улучшения. Поскольку это не отвлеченные, а весьма актуальные для менеджеров проблемы, то и заинтересованность в их разрешении существенно стимулирует студентов и к освоению материалов курсов, и к применению их в своей деятельности для получения практических результатов.

Аналогичный эффект реализуется на тьюториалах - очных занятиях и «воскресных школах». Помимо решения управленческих вопросов, студенты имеют возможность обменяться опытом руководства, соотнести проблемы управления в различных сферах бизнеса и отраслях экономики. Это не только стимулирует обучение, но и расширяет экономический кругозор студентов.

Рис. 1. Ключевые факторы управления обучением

1. Практика работы.

Отметим, что большинство студентов ЛИНК - действующие менеджеры или

люди, имеющие практику работы в коллективе, в командах по выполнению определенных проектов. Это не означает, что в данной системе нельзя учить молодых людей без опыта управления, однако практика доказывает, что эффективность такого обучения ниже, а усилия на освоение материала и концепций существенно больше.

2. Системный подход. Теперь остановимся на содержании обучения - программе высшего образования.

В отличие от классического подхода к изучению программ по дисциплинам, в МИМ ЛИНКиспользуется системный подход к формированию программ по общим профессиональным и специальным дисциплинам, а также дисциплинам специализации.

Это позволяет, ставя в фокус изучения какую-то реальную проблему, поощрять

студентов к комплексному ее рассмотрению и анализу с различных позиций, используя несколько областей знаний, что обеспечивает целостный взгляд и более глубокое понимание явлений в их взаимосвязи.

Например, вопросы работы с персоналом рассматриваются с нескольких точек зрения: управления персоналом, организационного поведения, теории организации, исследования систем управления, управления конфликтами и т.д.

Системный подход обеспечивает понимание деятельности организаций как экономических систем, формирует целостное их видение и в то же время выявляет те ключевые аспекты различных областей знаний, которые помогают разрешать конкретные проблемы организации.

Студенты, которые прошли обучение по программам высшего образования ЛИНК -бакалавр и специалист-менеджер, получают существенное приращение собственной управленческой компетентности (рис.2).

шние по отношению к организации факторы».

Уровень специалиста-менеджера обеспечивает выпускникам компетентность на уровне «навыков перспективного планирования и прогнозирования изменений на рынке, возможности проактивной экономической деятельности».

3. Дипломное проектирование.

Подтверждением высокого уровня компетентности специалистов, выпускаемых МИМ ЛИНК, может служить качество дипломных работ, которые представляют на защиту выпускники.

Вот некоторые названия дипломных работ:

«Проект совершенствования системы корпоративного управления в российской компании...»;

«Выбор и реализация стратегии организационных изменений в целях повышения

бакалавр 06щие

профессиональные

Перспективное планирование и прогнозирование изменений на рынке, проактивная деятельность

Системное видение деятельности организации и реагирование на внешние факторы

Знание фундаментальных основ жизнедеятельности и мыследеятельности и своих потребностей в знаниях

Рис. 2. Системный подход

Уровень бакалавра менеджмента обеспечивает выпускникам компетентность на уровне «системного видения деятельности организации и умения адекватно оценивать и правильно реагировать на вне-

эффективности деятельности на примере управления инвестиций ОАО «Северсталь»;

«Бизнес-план строительства современного пивоваренного завода на Сахалине»; «Совершенствование организационной

структурыЗАО«МясокомбинатТихорецкий»;

«Разработка стратегии и тактики управления организационными изменениями в ОАО «Роспечать».

Можно отметить широкий диапазон отраслей экономики, которые затрагивает тематика дипломных работ, и высокую сложность решаемых проблем. Дипломные работы действительно отличаются качеством, глубиной проработки и решения поставленных задач. Многие из них получают от Государственной аттестационной комиссии рекомендации к внедрению и публикации.

Качественное обучение расширяет перспективы карьерного роста выпускников, их возможности самореализации в области управления предприятиями различных отраслей народного хозяйства России.

4. Модульность.

Система образования МИМ ЛИНК ориентирована на потребности и возможности обучаемых. Это означает, что в ее организации предусмотрен выбор взрослыми целей и содержания образования, форм, методов, средств и темпов обучения. Эта идея отражается в модульном принципе организации образовательных программ.

Основы знаний в области управления, заложенные в уровне подготовки бакалавров, дают возможность выпускникам успешно развиваться и выстраивать свою дальнейшую карьеру.

Программы ЛИНК предоставляют возможность выбора дальнейшего пути разви-тияисовершенствования(рмс. 3 ).

Одно из возможных направлений развития - научный рост и углубление теоретических знаний: магистратура и аспирантура с защитой диссертации по экономической специальности.

Второе направление - совершенствование практических навыков специалиста в области управления и получение степени Мастера бизнес-администрирования.

Непрерывность обучения, развития, совершенствования своих знаний - то, без чего невозможно успешное руководство на современном уровне.

Преимущества программы для корпоративного обучения

Можно отметить еще одну особенность программы высшего образования МИМ ЛИНК, которая обеспечивается принципами ее формирования, - исключительное удобство для корпоративного обучения сотрудников предприятий.

Это преимущество обеспечивается модульностью, системным подходом и дистанционной технологией обучения. Возможность формирования различного уровня программ для каждой категории и уровня руководителей с сохранением единого системного подхода и языка управленческого общения обеспечивает таким предприятиям существенные конкурентные преимущества в условиях современной рыночной экономики России:

■ повышение компетентности сотрудников в контексте деятельности организации;

■ формирование единой корпоративной культуры и правил взаимодействия сотрудников компании;

■ формирование единого языка общения, подходов к решению проблем и построению процедур, соответствие международным требованиям;

■ дифференциация уровня подготовки

Рис. 3. Модульность

в зависимости от решаемых задач и возможность при необходимости продолжить обучение в аналогичной форме;

■ предпосылки для непрерывного образования и постоянного повышения компетентности специалистов организации.

Литература

1. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М., 2002.

2. Щенников С.А, Никитин С.М., Никитина Н.К. Основные положения концепции российской системы развивающего дистанционного образования.

- М., 1993.

3. Щенников С.А. Принципы построения системы открытого дистанционного профессионального образования взрослых // Научные труды МИМ ЛИНК. - 2002.

- Вып. 6.

О. СЕМЕНОВА, канд. техн. наук, директор программы очного образования

Используемая в МИМ ЛИНК модель очного образования является инновационной по двум основаниям. Во-первых, она основана на перенесении и адаптации опыта, полученного в сфере дистанционного бизнес-образования, что само по себе является педагогической новинкой. Во-вторых, основной целью данной модели является усиление навыков самостоятельной работы студентов-очников, что повышает их «инновацион-

Инновационная модель очного образования

ную восприимчивость» в процессе будущей деятельности.

В условиях постиндустриального общества и экономики, основанной на знаниях, жизненно важной становится концепция непрерывного образования. Способность к постоянному обучению в течение всей жизни определяет конкурентоспособность человека и общества в целом, причем не только из-за необходимости адаптации к изменению конъюнктуры рынка труда при сме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.