Научная статья на тему 'Открытое дистанционное образование и современная экономика'

Открытое дистанционное образование и современная экономика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытое дистанционное образование и современная экономика»

С. ЩЕННИКОВ, профессор, ректор

Л. КЛЕЕВА, доцент

Открытое дистанционное образование и современная экономика

Современное состояние общества характеризуется переходом от индустриальной стадии развития к новому типу экономики, основанному на широкомасштабных процессах разработки и внедрения новых знаний. В экономической системе, называемой «экономикой знаний», основным фактором производства становятся человеческие ресурсы, представляющие собой «совокупность коллективных знаний сотрудников... их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, а также психометрические данные и сведения о поведении отдельных личностей в разных ситуациях» [1]. Переход к экономике, основанной на эффективном использовании и постоянном развитии человеческих ресурсов, выдвигает ряд требований к системе образования. Среди них следует отметить следующие.

1. Ориентация образования на реальные производственные и экономические проблемы, компетентностный подход в обучении. В современной экономике полученные теоретические знания должны адаптироваться к производственным нуждам не на рабочем месте (как это было характерно для советской системы образования), но изначально соответствовать действительным практическим потребностям.

2. Охват обучением широкой аудитории, доступность образования, равное качество обучения самых разных слоев работников (открытость образования). Принятая в традиционном образовании система конкурсов в высшие учебные заведения сужала, причем не всегда правомерно, аудиторию будущих студентов, не говоря уже о ее потенциальной коррупционности.

3. Гибкость образования, его своевре-

менная адаптация к изменениям экономики и потребностям такого изменения. Динамично меняющиеся условия современ-

ной общественной жизни постоянно выдвигают новые требования к образованию, выполнение которых является непременным условием эффективного функционирования и сохранения конкурентоспособности в рыночных условиях.

4. Обеспечение непрерывного обучения на протяжениивсейжизниработника. Этот аспект современной жизни подробно освещается в проводимой на страницах журнала «Высшее образование в России » дискуссии о непрерывном образовании [2, 3].

5. Возможность совмещения обучения непосредственно с производством. Очевидно, что в рыночных условиях работник не может периодически полностью покидать для получения образования производственный процесс не только на несколько лет, как при очном образовании, но и несколько недель, как при заочном.

6. Обеспечение равного качества учебного процесса в разных регионах, особенно актуальное для нашей страны. Неравенство качества и уровня образования в регионах характерно для традиционных систем. Для них также характерно различие возможностей получения образования жителями городов и сельской местности. В современном обществе возросла теснота экономических связей и взаимозависимость территорий и сфер экономики, что должно соответствующим образом обеспечиваться со стороны образовательных систем.

Традиционные образовательные системы не в полной мере адекватны сформулированным требованиям.

Это связано, во-первых, с тем, что учебный процесс здесь базируется на живом контакте преподавателя и обучающихся, что существенно сужает охват аудитории. Ограничение связано не только с технико-организационными проблемами (успешно решаемыми сегодня с помощью использования современных коммуникационных технологий), но и с естественными человеческими пределами единовременного взаимодействия с определенным количеством обучающихся. Непосредственная передача знаний от преподавателя к ученикам перестает соответствовать потребностям подготовки и переподготовки специалистов современного уровня для всех отраслей и сфер экономики.

Во-вторых, такой подход не гарантирует сохранения качества образовательного продукта при его тиражировании, ибо предполагает трансляцию его содержания также и другими преподавателями, зачастую допускающими собственную интерпретацию материала, его изменение и даже вульгаризацию.

В-третьих, традиционное образование основывается на периодическом обучении и переобучении работников в течение всей их жизни и не может обеспечить повышение их образовательного уровня в промежутках между периодами обучения и переобучения.

В-четвертых, это переобучение предусматривает, что обучающийся вынужден на длительный (при очном образовании на несколько лет) или относительно кратковременный период (при заочном - на несколько недель) полностью покинуть производственный процесс. При этом чем более качественное обучение давалось, тем требования к полноте и длительности «погружения» обучающихся в процесс все более возрастали.

И, наконец, как уже отмечалось, традиционные формы образования не ставили задачу выравнивания образовательных уровней работников разных территорий, что в современных экономических условиях является тормозом и неодолимым препятствием на пути динамичного и взаимозависимого развития экономики страны.

Отмеченные тенденции в корне меняют подходы к принципам образования. Если прежде работник, получив высшее или специальное образование, мог практически в течение всей жизни использовать полученные знания, то в новых условиях период устаревания полученных знаний существенно сократился. На практике это означает необходимость постоянного повышения образовательного уровня работников.

В первую очередь это касается работников сферы управления. Во-первых, потому, что сегодня роль эффективного менедж-

ЛЬ ш*

мента является одним из определяющих условий нормального и результативного функционирования любых экономических систем. А во-вторых, отечественная экономика относительно недавно начала свои трансформации от планового хозяйства к рыночному. В результате этого в обществе ощущается заметная нехватка квалифицированных менеджеров, способных к эффективному управлению в условиях рынка.

Педагогический аспект проблемы подготовки менеджеров нового поколения заключается не только в обеспечении их новейшими знаниями во всех областях динамично развивающейся в последние годы теории менеджмента. Практика показала неадекватность традиционного образования в этой области. Дело даже не только в необходимости постоянного переобучения и повышения квалификации работников, занятых управлением. Вырастить поколение менеджеров из вчерашних школьников, на наш взгляд, невозможно практически. Общеизвестен вывод о том, что не более 10% людей имеют способности к предпринимательству. Можно утверждать, что среди «абитуриентов-школьников» эта доля еще меньше, поскольку очень часто будущие предприниматели предпочитают не поступать в институт, а заняться практическим менеджментом, работая в какой-либо компании или создавая собственную.

Наша потенциальная аудитория состоит не из выпускников средней школы, а из людей, имеющих опыт предпринимательства и менеджмента. Однако именно эти категории работников не имеют возможности обучаться длительное время с отрывом от производства. По сути дела, они совсем не могут оставить свою работу на сколько-нибудь существенное время, необходимое для переподготовки или повышения квалификации и тем более для получения образования в любой традиционной форме: за это время их фирмы могут потерять завоеванное на рынке положение.

Таким образом, традиционные методы обучения непригодны для результативного

бизнес-образования. И для того, чтобы обучение менеджеров передовым методам управления и производства удовлетворяло требованиям, объективно выдвигаемым к нему нынешними условиями хозяйствования, оно должно не только соответствовать современному уровню развития экономической теории, но и быть организовано таким образом, чтобы позволить практикующим управленцам обучаться постоянно и без отрыва от производства.

Кроме сказанного, бизнес-образование должно быть ориентировано на практические нужды менеджеров и актуальные проблемы развития различных сфер экономики, восприниматься обучающимися цельным и связанным с реальной жизнью. Кроме того, оно должно способствовать формированию в стране объединенного современными подходами сообщества менеджеров новой формации.

Все это явилось причиной возникновения и широкого распространения новых систем обучения, объединяемых понятием «открытое дистанционное образование». Заложенные в нем принципы раскрыты в научных трудах [4], посвященных его проблемам и возможностям. К ним можно отнести следующие.

1. Практически неограниченное тиражирование образовательных программ без потери их качества. Как уже отмечалось, основой информации и методического обеспечения при дистанционном образовании являются не преподаватели, а учебные и учебно-методические материалы, получаемые студентами и слушателями в начале обучения и содержащие практически все, что им необходимо для успешного завершения обучения по данному набору дисциплин. Роль преподавателя, тьютора в этой системе сводится к помощи в усвоении материала.

2. Обучение основано на компетентнос-тном подходе, позволяющем обеспечивать самую тесную связь изучаемого материала с реальными производственными проблемами обучающихся. Это выдвигает высокие

требования к программам и их разработчикам, которые должны «быть в курсе», иметь полные и глубокие знания в своей области и уметь их применять на уровне, соответствующем потребностям работников.

3. Очные занятия при дистанционной форме необязательны и проводятся достаточно редко (примерно 1 разв месяц), в удобное для работающих студентов время: обычно по выходным, но если у группы есть иные пожелания, то и в другие дни. То же самое относится и к консультациям тьюторов.

4. В системе ОДО используются сетевые методы обеспечения учебного процесса, позволяющие одновременно и по одним и тем же программам проводить обучение студентов в любом количестве регионов. Организация процесса обучения проводится на местах региональными центрами, которые могут быть как независимыми организациями, так и филиалами или представительствами центральной организации, обеспечивающей содержание и качество учебного процесса.

5. Применяемая при сетевых методах обучения система процедур является гарантией обеспечения равного качества преподавания во всех регионах, что поддерживается централизованной подготовкой тьюторов, их периодической переподготовкой, постоянным мониторингоми всей системой административного, методического и информационного сопровождения учебного процесса.

Данная система процедур обеспечивает качество учебного процесса во всех регионах, являясь предпосылкой проведения единой государственной образовательной политики. Эта особенность дистанционного обучения является основой стратегии повышения образовательного уровня работников и граждан всей страны. Примером подобного использования технологий дистанционного образования является участие МИМ ЛИНКв «Программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».

Говоря о высоком потенциале, заложенном в дистанционных формах обучения, нельзя не отметить и некоторую ограниченность сфер их применения. Прежде всего, в дистанционной форме нельзя готовить работников сфер образования и особенно науки. Преподаватели и научные работники должны иметь глубокие знания в своей области, позволяющие им развивать и углублять собственную предметную компетентность. Их подготовка требует индивидуального, «штучного» подхода и тесного контакта «ученика» и «учителя».

Кроме того, в дистанционной форме нельзя передать некоторые навыки, специфические для данного конкретного технологического процесса, к примеру, связанные с его повышенной опасностью. Возможно, для высококвалифицированных работников было бы рационально совмещать получение первого образования в традиционной (лучше всего в очной) форме с последующими переподготовками и повышением квалификации в дистанционных формах в течение всей жизни.

Для обеспечения цельности образовательного процесса в стране в целом следует преодолеть ряд противоречий между традиционным и дистанционным образованием, которые сегодня проявляются в методических, дидактических, организационных и юридических плоскостях.

В МИМ ЛИНК используется так называемая «кейс-технология» открытого дистанционного образования [5].

Отмеченные особенности делают открытое дистанционное образование наиболее адекватным современным тенденциям трансформации экономики и повышения роли управления знаниями и работниками - носителями знаний.

Отмеченное актуализирует проблему создания современной системы непрерывного образования [3]. Нам бы хотелось обратить внимание, что если под непрерывным образованием понимается не преимущественно дополнительное образование (см. [6]), а так называемая концепция «учения

длиною в жизнь», которая «относится ко всему жизненному циклу человека (с раннего детства до пенсионного возраста) и предполагает, что у человека есть желание и возможности учиться не только по мере необходимости, например профессиональной, но и исходя из своей гражданской позиции, исходя из внутренней потребности в новых знаниях, навыках, умениях» [2, с. 49], то его создание приводит к необходимости совмещения дистанционных и традиционных форм обучения.

Ведь если образование должно охватывать практически всю жизнь человека, возникает проблема дополнительности разных его форм. Вероятнее всего, перспективной является модель, при которой довузовское и первое высшее образование будут осуществляться в традиционной, а последующее повышение квалификации - в дистанционной и других инновационных формах.

Это поднимает вопрос о механизме преемственности в реализации разных образовательных подходов. В нашем вузе решение

видится в исследовании возможностей переноса элементов дистанционного образования на систему очного обучения и практическом внедрении его преимуществ в соответствующие программы.

Литература

1. Мильнер Б.З. Управление знаниями. -М., 2003.

2. Шленов Ю, Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. - 2005. -№ 3.

3. Бутко Е, Мосичева И., Шестак В. До-

полнительное образование в России. XXI век // Высшее образование в России. -2005. - № 5.

4. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М., 2002.

5. Лукашенко М. Distant, Open, Blended education... Что дальше?// Высшее образование в России. - 2004. - № 1.

6. Иванов В. МРЦПК: спустя семь лет // Выс-

шее образование в России. - 2005. - № 3.

В. ГОЛУБКИН, профессор, проректор по научной работе

Предметная область деятельности МИМ ЛИНК объединяет проблематику менеджмента (в первую очередь менеджмента организации) с методологией и дидактикой бизнес-образования. Такое совмещение экономических и педагогических аспектов предопределяет тематику проводимых нами научных исследований, которые охватывают весь комплекс проблем, связанных с развитием нового для отечественной экономической науки раздела менеджмента - управления знаниями. К ним должны быть отнесены: о исследование экономических трансформаций, вызванных повышением роли и

Цель ДО - увеличение

интеллектуального

капитала

глобализацией знаний и других человеческих и нематериальных активов, по сути являющихся конвертируемыми источниками долгосрочных конкурентных преимуществ;

о практические проблемы создания и использования знаний для обеспечения инновационного процесса в организации и обществе;

о педагогические и андрагогические аспекты образовательной деятельности, логически сочетающиеся с перечисленными проблемами и являющиеся основой развития интеллектуального капитала.

Одна из важнейших целей научной работы, обусловленная потребностями нашей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.