Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как средство повышения квалификации'

Дистанционное обучение как средство повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как средство повышения квалификации»

ґ

V,

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

)

Л. КЛЕЕВА, доцент Международный институт менеджмента ЛИНК

Дистанционное обучение как средство повышения квалификации

В современной экономике в результате повышения сложности и наукоемкос-ти производства происходит смещение функциональной роли используемых в нем факторов. С точки зрения достижения эффективности производства на первый план выходит не обеспечение организаций основными производственными фондами, как это было ранее, а наличие в них достаточно квалифицированных работников, обладающих высоким уровнем образовательной подготовки.

К тому же в настоящее время крайне ускоренными темпами происходит трансформация экономики и методов управления. И в результате любые полученные работником знания достаточно быстро отстают от всемерно возрастающих потребностей производства. Чтобы соответствовать этим все более усложняющимся требованиям, работник должен постоянно, в течение всей своей трудовой жизни, проходить процесс переобучения.

Сказанное в первую очередь касается методов экономического анализа и управления, которые в течение последнего десятилетия динамично меняются во всем мире, а что касается нашей экономики, прошедшей за последние два десятилетия процесс радикальных преобразований,то в ней методы управления за это время изменились коренным образом.

Однако работники, занятые управлением, как правило, не имеют возможности на длительное время оставлять свое основное место работы для прохождения переобучения. Это входит в противоречие с необходимостью постоянно повышать уровень

своей квалификации, совершенствовать свои знания. Разрешение дилеммы видится в широком использовании для переподготовки работников дистанционной формы обучения, или открытого образования.

Уже более десяти лет подготовку управленческих кадров в дистанционной форме обучения осуществляет Международный институт менеджмента ЛИНК. За это время накоплен значительный опыт в дистанционном образовании менеджеров.

Главное преимущество дистанционной формы обучения - полная возможность совмещать учебу и производственную деятельность: необходимая для этого информация и описание используемых методов содержатся в наборе учебных материалов (или кейсе), который студент получает в начале обучения. Далее ему требуется выполнять в срок содержащиеся в материалах задания, которые он может пересылать в учебный центр в любой форме, включая электронную почту; на многих курсах он должен посещать воскресную школу и по окончании обучения выполнить письменный экзамен в одном из таких центров. К каждой группе студентов прикрепляется преподаватель, или тьютор, который помогает им усваивать учебные материалы на «тьюториалах» - занятиях, проходящих в выходные дни, и в форме консультаций в удобное для студентов время.

Дистанционное обучение существенно проигрывает традиционному в оперативности внесения изменений в учебный процесс, зато выигрывает по охвату аудитории и обеспечению единообразия и качества преподавания, а также по количеству потенциаль-

166

Высшее образование в России • № 9, 2004

ных студентов, имеющих в данной системе возможность совмещать работу и обучение. При этом основополагающее значение имеет качество самих учебных и методических материалов, что требует от разрабатываемых программ полноты, соответствия государственным образовательным стандартам и легкости изложения.

Однако требование полноты в отношении преподавания социально-экономических дисциплин вступает в противоречие с динамическими изменениями экономической среды, а именно ее состояние определяет, какие аспекты теории являются для работников особенно актуальными. Например, в изучаемых менеджерами при дистанционной форме курсах экономики выделяются закономерности, которым подчиняется функционирование и развитие среды существования предприятий:

■ непосредственной среды - рынков, на которых фирма выступает в качестве производителя товаров и услуг (микроэкономика);

■ рынков, на которых также выступают и зарубежные экономические субъекты (мировая экономика);

■ факторных рынков, на которых фирмы приобретают факторы производства;

■ экономики страны в целом (макроэкономика).

Постоянные динамические изменения в экономической среде каждый раз делают особенно актуальными определенные аспекты экономической теории. Например, если в середине 90-х годов при преподавании макроэкономики необходимо было делать акцент на методах монетаризма, то сегодня следует больше времени уделять методам стимулирования роста долгосрочного совокупного предложения, поскольку именно в этом состоит проводимая в настоящее время реформа. Соответственно смещаются акценты в изучении тем.

Выход видится в постоянной актуализации текущих материалов посредством использования заданий, которые должны обновляться каждую презентацию, в отличие

от учебников, пишущихся в расчете на довольно длительный период.

Поскольку при дистанционном обучении основными носителями информации являются не преподаватели, как при очном обучении, а именно учебные материалы, то содержание учебников является для обучения определяющим, ведь студенты или слушатели не обязаны посещать «тьютори-алы», и возможности компенсации недостатков учебников у преподавателя ограничены.

Особенность обучения управленческих кадров в дистанционной форме заключается в том, что его целью является не подготовка научных работников и преподавателей, как это привычно для экономических вузов, а приобретение действующими управленцами практических навыков анализа экономических процессов и соответствующих им способов управления.

Если при этом они не будут достаточно профессионально представлять теоретическую подоплеку этого, т.е. не будут ориентироваться в имеющихся научных школах, это нисколько не снизит качество их обучения в смысле приобретения навыков управления. Соответственно и материал должен излагаться им максимально доступно, без углубления в научные нюансы и споры, но с широким учетом применимости изучаемых концепций. Важно, чтобы в результате подобного обучения достигались повышение экономической грамотности и выработка навыков практического экономического анализа.

Таким образом, материал должен разделяться на допустимо поверхностное изложение курса в учебниках и при необходимости (если это заинтересует студентов) более глубокое изучение материала на «тьюториалах». Здесь требуется не только высокая подготовка тьюторов, но и соблюдение четкости изложения, когда поверхностность не приводит к упрощению материала или даже к его вульгаризации.

Разумеется, это существенно повышает требования и к качеству подготовки препо-

Редакционная почта

167

давателей. Они должны не только владеть дистанционной методикой преподавания, но и знать материал гораздо глубже изложенного в тексте, чтобы иметь возможность объяснять студентам все интересующие их аспекты.

Следующая особенность изучения социально-экономических дисциплин в дистанционной форме - проблема усвоения многофакторности явлений экономической среды. Нельзя научить студентов, как им вести себя в конкретной ситуации, поскольку спектр различных ситуаций в действительности весьма велик. Но можно научить их разбирать ситуацию по факторам (то есть анализировать), оценивать влияние каждого фактора и объединять действия различных факторов (проводить синтез). В таком случае студенты приобретают навыки анализа и синтеза конкретных состояний экономической среды, которые они вполне могут проделывать самостоятельно.

При этом нужно научить студентов выделять наиболее важные факторы экономической действительности, влияющие на функционирование предприятия, предвидеть возможное воздействие каждого из них и определять соответственно этому поведение фирмы, с тем, чтобы менеджер сумел в реальной действительности верно оценивать ситуацию в целом и формировать адекватную стратегию развития.

Еще одна особенность дистанционного обучения касается использования в курсах статистического материала. Обычно в экономических дисциплинах рассматриваемые статистические данные используются как отправная точка анализа. Однако реальные

данные имеют свойство очень быстро устаревать, и факты, которые при написании учебника являются аргументом, через некоторое время могут оказаться контраргументом. Поэтому излагаемый материал должен по возможности быть не сильно привязан к особенностям текущего момента и не вполне основываться на статистическом материале, который можно использовать только в виде качественных иллюстраций. Более подробные данные о конкретных экономических реалиях рациональнее включать в задания для анализа текущей экономической политики государства, и при этом они должны оперативно меняться.

Необходимо иметь в виду, что при дистанционном обучении и переобучении работников преподаватели не формируют систему их знаний, как это естественно для традиционного обучения, а преобразовывают уже имеющиеся у них знания применительно к современным требованиям. Поэтому в разработке даже чисто теоретических курсов нужно апеллировать к их практическому опыту и все научные построения ориентировать на то, как полученные новые знания могут быть полезны в их практической работе.

Соответственно экономические и другие теоретические курсы должны представлять собой постепенный переход от абстрактных (сущностных) категорий к явлениям, связанным с конкретной практикой работы фирм.

Это усложняет задачу, заставляет преподавателей, и в первую очередь разработчиков курсов, хорошо ориентироваться в реальных проблемах обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.