Научная статья на тему 'Пионер открытого дистанционного образования в России'

Пионер открытого дистанционного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пионер открытого дистанционного образования в России»

Из жизни вуза

27

Интервью

Пионер открытого дистанционного образования в России

Ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Александрович Щенников любезно согласился ответить на вопросы редакции.

- Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, о мотивах создания вашего уникального вуза.

- В начале 1990-х годов в нашей стране стал остро ощущаться дефицит руководителей, способных эффективно работать в рыночных условиях. Международный институт менеджмента ЛИНК был создан в 1992 году специально для того, чтобы заполнить «образовательную нишу», удовлетворив возникшую потребность в профессиональной подготовке компетентных менеджеров различного уровня. Миссия Международного института менеджмента ЛИНК состоит в развитии организационно-управленческой культуры и системы открытого образования России на основе передовых мировых технологий обучения и глобальной сети региональных центров.

- В чем специфика ваших программ?

- Концептуальной основой нашего подхода было признание того, что современным достижениям в области менеджмента целесообразно обучать людей, имеющих опыт и интерес к данному виду деятельности. Иными словами, мы считаем необходимым предоставлять бизнес-образование уже практикующим менеджерам. Особенностью этой категории работников является сложность их обучения в широко распространенных формах очного и заочного образования, поскольку в этих видах традиционного образования предполагается, что студенты должны на более или менее длительное время прерывать свою непосредственную работу. Это очевидно неприемлемо для руководителя, работающего в условиях рынка. Вместе с тем обучение взрослых людей, как известно, обладает рядом особенностей и требует андрагогических подходов, во многом отличающихся от подходов классической педагогики.

- Не секрет, что в рамках советских экономических школ проблемы управления были разработаны гораздо слабее, чем за рубежом, а проблемы эффективного менеджмента в условиях рынка исследованы еще меньше...

- Именно поэтому мы были ориентированы на использование западных программ бизнес-образования в новой для России того времени дистанционной форме. Международный институт менеджмента ЛИНК является пионером дистанционного образования в России. Выбор формы обучения предопределил также и сетевую структуру ЛИНК: мы реализуем наши образовательные программы через сеть, состоящую из почти 100 наших региональных центров, расположенных в разных регионах России, стран СНГ и Балтии.

- Какие программы вы использовали?

- В первые годы нашей работы ЛИНК занимался продвижением адаптированных программ Школы бизнеса Британского Открытого университета, эксклюзивным партнером которого в странах СНГ и Балтии он является и поныне. Однако по мере развития нашей организации мы сочли недостаточным концентрироваться только на бизнес-программах Открытого университета. К этому моменту нами был накоплен собственный опыт дистан-

28 Высшее образование в России • № 7, 2005

ционного обучения, что позволило самостоятельно начать разработку программ, реализуемых в данной образовательной форме.

Первой такой программой стала программа высшего образования по специальности «Менеджмент» (в настоящее время «Менеджмент организации»). Затем мы разработали и постоянно совершенствуем программы «Английский язык для деловых людей», создали дистанционный вариант «Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации», а также программы МВА. Международный институт ЛИНК стал участником проводимого в стране эксперимента по реализации программ МВА, и результаты его деятельности уже получили высокую оценку.

- Как они взаимодействуют с традиционными формами образования?

- Наряду с созданием собственных программ, наши ученые стали проводить научные исследования реализуемой в институте формы открытого дистанционного образования. Это позволило нам не только внести ощутимый и признанный вклад в теорию дистанционного образования, но и развить его методы и подходы и даже частично реализовать их в традиционных программах. В результате ЛИНК стал применять и традиционные формы, которые нашли воплощение в программах очного образования и аспирантуры.

В свое время МИМ ЛИНК выступил инициатором создания концепции дистанционного образования в России. На сегодняшний день многие высшие учебные заведения нашей страны уже открыли для себя перспективы и преимущества открытого образования. С нами сотрудничают вузы разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, и мы считаем наше сотрудничество взаимовыгодным - как в плане передачи и развития дистанционных технологий, так и в совершенствовании содержания учебных материалов и в подготовке преподавателей.

Важной сферой взаимообогащающего сотрудничества с высшими учебными заведениями страны стало взаимодействие с их преподавателями также и в области теории дистанционного образования. Процесс обучения в дистанционной форме отличается от традиционного тем, что существенная роль в нем отводится самостоятельной работе с написанными в интерактивном виде учебными и учебно-методическими материалами. Именно они выступают основными носителями информации, а не лекторы и преподаватели, как это более привычно для вузов. Преподаватели, называемые тьюторами, помогают студентам усваивать учебный материал, применять его в своей практической работе, организуют групповую учебную работу и ведут Интернет-составляющую обучения. Это существенно меняет требования к процессу преподавания, причем как с точки зрения педагогики, так и по форме и содержанию предлагаемых учебных материалов.

Для преподавателей традиционных вузов бывает интересно освоить новые формы обучения, предлагаемые в нашей системе. Они охотно работают тьюторами ЛИНК. Получение новых навыков преподавания в непривычном формате расширяет их возможности, помогает им обрести более широкий взгляд на свой предмет и найти новые грани традиционного преподавания. На наш взгляд, весьма полезным как в практическом, так и в теоретическом планах бывает совмещение и взаимное проникновение подходов традиционного и дистанционного обучения, которое обогащает всех участников.

С другой стороны, институт заинтересован в углублении предлагаемых нами учебных программ, наполнении их содержанием, соответствующим современным проблемам менеджмента и экономики России и стран ближнего зарубежья. При этом сами преподаватели традиционных вузов получают возможность расширения своих знаний и развития навыков создания учебных программ, а сотрудничество с МИМ ЛИНК позволяет им быть в курсе последних новинок европейского бизнес-образования.

Из жизни вуза

29

- Региональная сеть играет для вашей систем-ы открытого образования главную роль?

- Наши продуктивные связи с традиционными вузами не ограничиваются Московским регионом. Региональные центры ЛИНКа часто создаются на базе институтов, например, в Барнауле, Краснодаре, Новосибирске, Северске, Ульяновске, Челябинске, Чите и других городах, или взаимодействуют с ними. Практически каждый из почти 100 таких центров, расположенных на всей территории бывшего СССР, имеет устойчивые связи с вузами своего региона и с работающими в них преподавателями.

Совместная с региональными центрами деятельность является еще одной особенностью и важнейшим конкурентным преимуществом Международного института менеджмента ЛИНК. Фактически наш институт представляет собой организацию с сетевой структурой, на сегодня являющейся одной из прогрессивных форм обеспечения работы крупных, сложно структурированных компаний и корпораций. Именно региональные центры организационно обеспечивают преподавание наших программ.

Они представляют собой самостоятельные фирмы или филиалы и представительства МИМ ЛИНК, полностью обеспечивают себя финансово, предоставляя наши образовательные услуги. Причем жесткое следование процедурам, разработанным Британским Открытым университетом, обеспечивает равное и одинаково высокое качество обучения преподавания во всех региональных центрах. Это подтверждается получением нашими студентами сертификатов и дипломов ОУ, а также результатами работы в институте государственных аттестационных комиссий по защите дипломов высшего образования и МВА. Представители министерства отмечают стабильно высокое качество дипломов наших выпускников, многие из которых получают рекомендации для поступления в аспирантуру, а их работы - для публикации в разных изданиях.

- Согласитесь, Сергей Александрович, что это предполагает серьезную научную работу в соответствующих направлениях...

- Да, при этом Международный институт менеджмента крайне заинтересован в сотрудничестве с традиционными вузами в этой области. В институте существенное внимание уделяется исследованиям в областях, непосредственно связанных с проводимой образовательной деятельностью. В соответствии с основной тематикой вуза это в первую очередь проблемы менеджмента, причем особый интерес для нас представляют новые его разделы: управление знаниями и управление носителями знаний, а также подходы экономической теории к исследованию процессов трансформации современного общества, его перехода к экономике знаний.

В течение многих лет в институте проводятся научные исследования в сфере педагогики и андрагогики. Результаты наших ученых в этой области широко известны. Важно отметить, что они основаны на многолетней практике преподавания в данной системе, обобщении итогов ее развития в условиях современной России и других стран СНГ и Балтии.

Такой широкий спектр научных разработок вызван насущными потребностями Международного института менеджмента ЛИНК как в совершенствовании содержания преподаваемых учебных дисциплин, так и в обобщении опыта использования систем дистанционного образования. Результаты наших исследований обсуждаются на ежегодных конференциях «Качество ОДО», основным организатором которых традиционно выступает наш институт, и публикуются в сборниках трудов МИМ ЛИНК, освещающих как проблемы экономики и менеджмента, так и педагогические аспекты использования и развития системы открытого дистанционного образования.

Мы надеемся, что наше взаимовыгодное сотрудничество с высшими учебными заведениями, работающими во всех регионах нашей страны, СНГ и Балтии, а также с их преподавателями и другими работниками продолжится и в будущем принесет еще большие плоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.