Научная статья на тему 'Современные тенденции развития высшего образования: Российский и мировой опыт'

Современные тенденции развития высшего образования: Российский и мировой опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1054
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизинцева Мария Федоровна, Зверева Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрены основные направления развития современного высшего образования: системы дистанционного образования и консорциумы вузов. Проанализирован мировой опыт создания систем дистанционного образования. Обоснована эффективность подготовки специалистов в новой информационно-образовательной среде. Ключевые слова: дистанционное (дистантное) образование, рентабельность, экономическая эффективность, мировой опыт, тенденции развития, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития высшего образования: Российский и мировой опыт»

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА И ВЫСШАЯ ШКОЛА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ

М.Ф. Мизинцева, Т.Ю. Зверева

В статье рассмотрены основные направления развития современного высшего образования: системы дистанционного образования и консорциумы вузов. Проанализирован мировой опыт создания систем дистанционного образования. Обоснована эффективность подготовки специалистов в новой информационно-образовательной среде. Ключевые слова: дистанционное (дистантное) образование, рентабельность, экономическая эффективность, мировой опыт, тенденции развития, Россия.

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование подвержено влиянию новых императивов в экономическом развитии, вызванных глобализацией. Возникла необходимость создать международные системы лицензирования, сертификации и аккредитации, призванные обеспечить высокое качество профессиональной подготовки с учетом нарастания потоков межстрановых перемещений специалистов. Дальнейшая либерализация мировой торговли приводит к включению образования в сферу международного правового регулирования с позиции транснациональных услуг. Главным принципом такого регулирования является предоставление зарубежным провайдерам образования доступа на внутренний рынок той или иной страны, аналогичного тому, который предоставляется национальным учреждениям и институтам. Этот принцип закрепляется в национальных законодательствах.

Стремительное развитие новых информационных технологий и систем, создание и поддержание информационно-образовательных сред (открытого и дистанционного обучения (ДО)), создание новых объектных технологий формирования баз учебных материалов наряду с совершенствованием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов обозначило новые подходы к организации образования (Мизинцева, Зверева, 2007). Учебные заведения вынуждены становиться более гибкими и учитывать разнообразные нужды потребителей образовательных услуг.

В современных условиях мировое высшее образование находится в переходном состоянии, когда одновременно имеет место несколько процессов: 1) слияние обучения в пределах университета с дистанционным образованием в единую сферу обучения в режиме on-line; 2) усиление рыночной конкуренции и одновременное расширение сотрудничества между университетами.

Транснациональное образование характеризуют мероприятия, связанные с выходом на внешний рынок, включая партнерство между институтами и организациями разных стран, в результате которых студент имеет возможность обучаться в стране, где нет головного офиса обучающего института. Деятельность, связанная с выходом на внешние рынки, включает ознакомительные, юридические, экономические и другие мероприятия партнерской работы: 1) совместные программы с вузами других стран; лицензирование или продажа франшиз образовательных программ, которые предназначены для преподавания в институтах за границей, но с обеспечением качества университета-экспортера; 2) связанные программы, когда местные институты предоставляют степени, которые признаются в стране экспортера на согласованных ранее условиях, включая поддержку качества и работы напрямую: традиционные программы ДО, которые имеют региональную поддержку и филиалы в других странах; программы обучения on-line без очной формы.

На рынке образовательных услуг существует множество поставщиков образования с разными стандартами и уровнем качества образования в силу отличающейся политики и норм его регулирования в разных странах. Транснациональное образование, ДО и его развитие требуют поддержки в области установления качества и его регулировании. Всемирная торговая организация (ВТО), руководствуясь Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), в настоящее время обсуждает дальнейшую либерализацию торговли услугами, в список которых входит и образование.

Традиционные мероприятия образовательного, юридического, финансового или другого характера, результатом которых являются:

• совместные мероприятия - франчайзинг, породнение, совместное присуждение степеней, с помощью которых учебные программы, части курсов обучения или другие образовательные услуги учебного заведения, присуждающего квалификации, предоставляются другим учебным заведениям, являющимся его партнерами;

• несовместные мероприятия - организация филиалов, офшорных, корпоративных или международных учебных заведений, с помощью которых учебные программы, части курсов обучения или другие образовательные услуги предоставляются непосредственно учебным заведением, присуждающим квалификации.

В транснациональное образование включены все виды учебных программ высшего образования (комплектов курсов обучения) или образовательных услуг (включая программы ДО), при предоставлении которых обучающиеся находятся в стране, отличной от той, где расположено учебное заведение, присуждающее квалификацию. Таким образом формируется структурно-организационная основа экспорта международных образовательных услуг.

Спрос на образование за рубежом стимулировал развитие целой сети вспомогательных организаций, предлагающих услуги

маркетинга в области образования как потенциальным студентам, так и вузам, стремящимся максимизировать свои доходы от этой сферы деятельности.

Страны-лидеры начинают сталкиваться с конкуренцией не только со стороны развитых стран, но и со стороны азиатских стран с переходной экономикой, например Индии, Китая, Сингапура, Малайзии, Таиланда, которые превращаются в региональные образовательные центры. Крупнейшими открытыми вузами, мегауниверситетами (с численностью студентов более 100 тыс.) являются Университет Анадолу (Турция), Современная гуманитарная академия (Россия), Университет Атабаска (Канада), Открытый университет Бангладеша, Китайский центральный теле-радиоуниверситет, Открытый университет им. доктора Амбедкара (Индия), Университет Мадхья Праджа Дходж (Индия), Открытый университет Великобритании, Шанхайский телеуниверситет (Китай), Университет Южной Африки (ЮАР), Университет Тербука (Индонезия), Университет штата Мериленд (США), Открытый университет Яшвантрао Чаван Махарашта (Индия).

Подобно тому как тенденции глобализации в мировой экономике находят воплощение в транснациональных корпорациях (ТНК) и международных финансовых институтах, глобализация в отрасли образования опирается на институциональных субъектов транснационального типа, которые являются мировыми провайдерами образовательных услуг. В таком качестве выступают исключительно крупные университеты и информационно-образовательные центры.

Сегодня специализация на высшем образовании становится целенаправленной стратегией выстраивания иерархии стран. При этом наблюдается тенденция закреплять воспроизводство совокупного интеллекта человеческой цивилизации за значительно более узкой, чем в настоящее время, группой стран и одновременно превращать мировых провайдеров образовательных услуг в монополистов в сфере образования. Стоит отметить такой

показательный факт: более половины обучающихся за рубежом студентов в настоящее время сконцентрированы в пяти англоязычных странах - США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Канаде.

На основании вышесказанного представляет интерес провести анализ мирового и российского опыта создания систем ДО и определить способ оценки экономической эффективности подготовки специалистов в системе ДО, а также рассмотреть некоторые особенности организационно-правовых форм систем ДО и моделей организации систем ДО.

СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНСОРЦИУМЫ

В системах ДО применяются различные технологии обучения - от создания учебных центров и обеспечения обучающегося комплектом учебно-методических материалов до использования сети Интернет с представлением учебного материала в текстовом и мультимедийном виде. Анализ существующих в Интернете систем ДО выявил множество их организационно-правовых форм. Исходя из организационной структуры системы ДО можно подразделить на следующие виды:

• консорциум университетов (или ассоциация учебных организаций университетов). Коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по представлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий; консорциум дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в консорциум;

• телеуниверситет (контрактные или брокерские объединения учебных организаций). Объединяет ресурсы традиционных

университетов в ведении совместной работы по интегрированным учебным планам; сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает ученые степени, выдает дипломы и сертификаты, используя ППС, классные аудитории и другие ресурсы традиционных университетов;

• виртуальный университет. Основан на сотрудничестве администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и обучающихся, которые разделены большими расстояниями, государственными границами, но работают вместе, используя современные телематические технологии. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов, кампусов, общежитий, кабинетов административных работников, актовых залов. Но он выдает дипломы и сертификаты, а также присваивает ученые степени.

Выделяют три модели организации систем ДО. Первая опирается на лицензию конкретного учебного заведения. По сути, такая система ДО является сетевым факультетом данного учебного заведения, которая ведет обучение по его программам. Вторая модель также опирается на лицензии традиционных учебных заведений, но не является структурой одного из них. В рамках такой системы ДО обучение ведется по программам всех входящих в его состав классических учебных заведений, которые и выдают дипломы своим выпускникам. Третья модель - совершенно самостоятельные учебные заведения, ориентированные на работу только по технологиям ДО. Они имеют собственные лицензии, собственные учебные программы и выдают дипломы от своего имени. Несмотря на четкость данной классификации, она, к сожалению, ориентирована в основном на классическое образование, завершающееся получением дипломов и ученых степеней. Учитывая, что ДО занимается множество корпораций и коммерческих структур, предлагается общая классификация систем ДО:

• совместное дистанционное обучение (СДО) в рамках конкретного учебного заведения - подразделение ДО (включение ДО в

образовательный процесс данного учебного заведения);

• СДО как независимое учебное заведение - центр ДО;

• СДО (контрактные или брокерские) -некоторый тип объединения вузов;

• СДО - тип консорциума или ассоциации вузов;

• СДО - тип виртуального университета.

Выделяют четыре основные группы

провайдеров ДО.

1. Военные ведомства. Придают большое значение СДО военного назначения (Колледж подготовки кадров управления Армией США (Army Management Staff College), Вирджинский военный институт (Virginia Military Institute)).

2. Корпорации и компании. Разрабатывают СДО корпоративного назначения. СДО в корпорациях и компаниях связана в основном с высокой стоимостью переподготовки, она сопровождается отрывом от работы сотрудников при очном обучении в специализированных центрах (Xerox Training Center (TC), IBM TC, Motorola TC, Kodak TC, Ankey TC).

3. Независимые провайдеры. Предлагают в основном образовательные услуги в Интернете в разных областях знаний. Основная отличительная черта - они не присуждают степеней и не выдают дипломов и сертификатов. К этой группе, в частности, можно отнести Национальный центр ДО во Франции (CNED) и Международную школу английского языка Language Link.

4. Аккредитованные вузы. Применяют в учебном процессе СДО. Присуждают ученые степени и выдают дипломы и сертификаты (Канадский открытый университет, Калифорнийский виртуальный университет и др.). Эти вузы в свою очередь, исходя из принятой в них организационной структуры, подразделяются на центры ДО, консорциумы или ассоциации, контрактные или брокерские объединения учебных организаций, виртуальные университеты.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДИСТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Одной из форм организации работ, опирающейся на технологии ДО в образовательном процессе очного отделения являются центры ДО, которые дают возможность студентам изучать отдельные курсы учебной программы, и получить ученую степень, диплом или сертификат со статусом, как если бы эти курсы изучались очно. Примером такой организации обучения является Центр ДО Пенсильванского университета (США) или ИДО МЭСИ (Москва). Консорциумы или ассоциации учебных организаций оказывают услуги по представлению учебных программ и курсов, разработанных входящими в них учебными заведениями, специально для ДО. Существенным в этой модели является то, что ассоциации не предлагают и не разрабатывают учебные программы или курсы, не присуждают степени и не выдают сертификатов.

Полномочия выдавать дипломы и сертификаты, а также вести процесс ДО по программам и курсам имеют учебные организации, входящие в ассоциации. Контрактные или брокерские объединения учебных организаций основаны на объединении ресурсов учебных организаций с целью предоставлять интегрированные образовательные услуги на основе технологий ДО. Отличительной особенностью этой модели является предложение собственных учебных программ или курсов. Объединение обладает полномочиями присуждать ученые степени, а также выдавать дипломы и сертификаты. Примерами контрактных или брокерских объединений могут служить Национальный технологический университет, США (National Technological University), Государственный университет губернаторов, США (Governors State University).

Виртуальный университет является самостоятельным учебным заведением и не зависит от какого-либо другого учебного учреждения. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов, он состоит из сотруднича-

ющих групп администраторов, разработчиков учебных программ и курсов, преподавателей, технологов и обучающихся, которые разделены большими расстояниями, но работают вместе, используя технологии ДО.

Классификация моделей систем ДО аккредитованных учебных заведений основана на организационных структурах, способах предоставления учебных программ и курсов и выдачи дипломов и сертификатов. Сегодня можно говорить об этапе интеграции системы ДО, основанной на комплексной виртуально-тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм ДО. Новые ИКТ внедряются в региональные ассоциации: Азиатскую ассоциацию открытых университетов, Латиноамериканскую совместную сеть развития ДО, Европейскую ассоциацию открытых университетов и т.д.

Высокая стоимость разработки учебных материалов на основе ИКТ и сложность их технологической трансляции потребителям негативно влияет на развитие ДО и его широкое использование. Это обстоятельство порождает потребность в объединении ресурсов различных заинтересованных организаций. В этом случае образовательные «предприятия» (вузы) вынуждены объединяться в так называемые консорциумы. Консорциум обычно состоит из двух или более учебных заведений ДО (или подразделений внутри одной организации), которые совместно разрабатывают и распространяют программы ДО. Консорциум возникает при объединении нескольких вузов для разработки и распространения курса или серии курсов обычно в слишком большом для одной организации масштабе. Каждый участник консорциума проводит совместную политику, но имеет собственную структуру управления и предоставляет курсы в том числе и своим студентам. Консорциумы часто возникают для организации ДО на базе не только обычных университетов, но и телевизионных, радио, других необразовательных организаций.

В развитых странах каждый двадцатый студент обучается по программам ДО. Наибольшее число учебных заведений ДО - в США

и Канаде. Сегодня на долю одной лишь Канады приходится около 19% всех дистанционных программ мира. Эта страна считается одним из мировых лидеров в области ДО. Здесь обучение по программам ДО предлагают более 700 колледжей и университетов. Во-первых, Канада - высокоразвитая в компьютерном отношении страна. Во-вторых, здесь остро стоит проблема расстояний. На огромных просторах разбросана масса населенных пунктов, многие из которых находятся в труднодоступных районах. Эти факторы ускорили развитие в Канаде дистанционных форм обучения.

Первые дистанционные курсы в Канаде появились еще в 1889 г. в Королевском университете (Queen's University). В 1920 г. Министерство образования Британской Колумбии вняло призывам жителей удаленных районов, таким образом, первые курсы появились в провинции. Первый опыт применения программ ДО показал, что они представляют собой не только удобный, но и выгодный способ обучения - в среднем он в 2-2,5 раза дешевле традиционного классического образования. В Канаде действует некоммерческое Общество интерактивного ДО (Society de teleformation interactive - STETI) - консорциум, объединяющий 12 образовательных учреждений всех уровней образования исключительно для ДО (280 программ, в том числе для присуждения степеней бакалавра и магистра). В состав консорциума (Канадского виртуального университета) входят только официально признанные и аккредитованные учебные заведения, например Телеуниверситет провинции Квебек (с 1972 г.), Центр свободного обучения провинции Онтарио (около 50 тыс. различных курсов ежегодно). Более половины канадских университетов имеют программы ДО. Телеуниверситет в Квебеке, Агентство по открытому образованию в Британской Колумбии и Университет Атабаска в провинции Альберта являются целиком виртуальными вузами. Они входят в Ассоциацию ДО Канады, которая объединяет усилия 40 государственных структур и 150 неправительственных фондов и организаций в области развития технологий ДО.

Обеспечение образовательных технологий обучения, включая электронные и интерактивные средства обучения, осуществляется с помощью ежедневной трансляции образовательных программ, которая была дополнена спутниковым телевизионным вещанием, позволившим отдаленным провинциям получить доступ к образовательным программам.

Большая часть студентов, пользующихся технологиями ДО, - люди в возрасте 24-35 лет. В качестве основного мотива обучения они указывают на «возможность лучше выполнять работу» (61% опрошенных). Практичные канадцы видят в такой форме получения знаний и хорошую возможность сэкономить. Так как учиться можно без отрыва от производства, то они считают, что экономят до 30 500 канад. долл. за 5 лет по сравнению со студентами очных вузов, для которых эти средства они считают «упущенными доходами». Кроме того, не надо платить за комнату и проживание, за бензин, парковку и пр. Получение ученой степени обычным путем и получение ее в заочной форме - например в Университете провинции Атабаска (Открытый университет Канады) -обходится в 38 827 и 3757 канад. долл. соответственно, т.е. ДО приблизительно в 10 раз дешевле традиционного очного обучения.

Интересно отметить, что число пользователей Интернета на 1 тыс. человек увеличилось в Канаде с 1990 по 2002 г. с 4 до 513 (для сравнения: ВВП страны вырос с 574 до 857 млрд долл.).

ВУЗЫ-КОНСОРЦИУМЫ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Вузы-консорциумы являются принципиально новой организационной формой для российской высшей школы. Она развивается на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В 1990-е гг. в России был создан ряд объединений, на которые возлагались, в том числе, функции консорциумов: Ассоциация международно-

го образования, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Открытый университет Западной Сибири», Евразийская ассоциация ДО, Международная академия открытого образования и др. В составе Международной академии открытого образования создан образовательный консорциум «Открытое образование». В составе консорциума функционируют Национальный комитет по стандартизации образовательных технологий, Центр апробации и внедрения экспериментальных образовательных технологий, Межвузовский центр маркетинга, издательский центр, интернет-магазин. Международный образовательный консорциум «Открытое образование» создан на добровольной основе вузами различных стран, другими образовательными учреждениями и организациями, а также компаниями, фирмами, предприятиями и общественными объединениями, деятельность которых направлена на развитие системы открытого образования (СОО) в мире.

Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ) одним из первых в России начал применять в обучении студентов дистанционные технологии. Сегодня МЭСИ является инновационным учебно-научно-производственным комплексом, объединяющим 13 филиалов. Он имеет более 200 представительств и региональных партнеров в России, СНГ и других странах, в которых обучается более 140 тыс. студентов и слушателей. Система открытого образования МЭСИ с использованием дистанционных технологий (СОО МЭСИ) - форма обучения с использованием широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий и средств, которые создают обучаемому условия для свободного выбора образовательных дисциплин, обеспечивают диалоговый обмен с преподавателем. При этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и времени. Университет является постоянным участником международных образовательных и научно-технических проектов и программ (ТАСИС, ЮНЕСКО, Мирового банка, фонда Евразия, Национального фонда подготовки

кадров и др.), а также программ двустороннего и многостороннего сотрудничества с ведущими учебными заведениями и научными центрами Австрии, Австралии, Болгарии, Великобритании, Германии, Голландии, Кипра, Польши, США, Казахстана, Литвы, Латвии, Молдовы, Украины и других стран. Следует отметить значительные организационные сложности в создании консорциумов, имеющие объективные экономические причины, связанные с тем, что развитие ДО на коммерческой основе неизбежно обостряет конкуренцию между вузами на образовательном рынке. Поэтому без серьезной государственной поддержки трудно рассчитывать на успешное развитие в нашей стране консорциумов и в целом единой системы ДО.

К ведущим вузам России, предлагающим ДО, относятся Международный институт менеджмента (МИМ) ЛИНК (около 9 тыс. обучаемых в год), СОО МЭСИ (более 60 тыс. обучаемых в год) и Современная гуманитарная академия - СГА (более 160 тыс. обучаемых в год).

Открытый образовательный консорциум ЛИНК (Learning International NetworK) создан в 1991 г. учебными организациями, входящими в его сеть. Это вуз сетевого типа, предоставляющий услуги международного уровня в области бизнес-образования. Сеть ЛИНК объединяет более 100 учебных центров, расположенных в городах России и СНГ. Она функционирует на основе единой технологии обучения, программ и стандартов, разработанных Открытым университетом (ОУ) Великобритании - стратегическим партнером ЛИНК. В настоящее время ЛИНК - одна из крупнейших в России школ бизнеса, которая осуществляет подготовку 9 тыс. менеджеров в год только по программам ОУ.

Система дистанционного бизнес-образования (СДБО) - совместный проект Национального делового партнерства «Альянс Медиа», Международного института менеджмента Государственной академии инноваций - ЛИНК, созданный при поддержке Правительства Москвы в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого

предпринимательства. За все время существования ЛИНК более 40 тыс. человек смогли повысить в нем свою квалификацию.

Другим примером эффективной внешнеэкономической деятельности вузов является Современная гуманитарная академия (СГА), осуществляющая дистанционное очное и заочное обучение с использованием информационно-спутниковой сети. Учебные планы СГА отвечают одновременно требованиям Госстандарта РФ и международных образовательных программ. Они получили признание различных европейских и международных образовательных организаций. В настоящее время СГА является членом Международной ассоциации университетов ЮНЕСКО, Европейской ассоциации международного образования, Европейского фонда управления качеством (EFQM), Трансевропейского консорциума по унификации, Российской ассоциации негосударственных образовательных учреждений, Международной ассоциации негосударственных вузов. СГА обладает наиболее разветвленной сетью учебных и научных заведений, она включает 628 филиалов и представительств ДО, в том числе во Вьетнаме, Израиле, Китае, Перу и Чехии. Это самый крупный вуз на постсоветском пространстве, обладающий собственным космическим телепортом и телецентром, он имеет право вести прямое космическое вещание. Вуз располагает филиалами во всех регионах и крупных городах России, а также во всех республиках бывшего СССР, что позволяет сформировать в СНГ единое образовательное пространство и влиять на формирование новых международных региональных образовательных структур.

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДИСТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Эффективность подготовки специалиста в системе ДО целесообразно оценивать на

основании двух критериев - качества и стоимости. Исследования показали, что качество дистанционной подготовки специалиста может достигать уровня престижного стационарного вуза. Анализ содержания стоимостной составляющей эффективности показал, что ее можно рассматривать с позиций как производителя образовательных услуг, т.е. образовательного учреждения, использующего технологии ДО, так и потребителя потенциальных услуг - студента. Во втором случае ДО дешевле традиционных форм - его стоимость составляет от 10 до 50% стоимости традиционного обучения. Причем результат снижения стоимости тем выше, чем больший контингент обучаемых включается в дистанционный образовательный процесс. Однако конкретное образовательное учреждение при внедрении ДО должно иметь представление о значительных первоначальных затратах, требующихся для функционирования этой системы обучения. Первоначальные затраты включают расходы на подготовку учебно-методических материалов, обучение преподавателей, организацию системы связи и т.д. (Мизинцева, Зверева, 2007).

Особый интерес представляют материалы, полученные в ходе анализа рентабельности (прибыльности) образовательной деятельности по технологии ДО, проведенного на примере Национального университета ДО Испании (Universidad Nacional a Distancia, UNED), который включает 53 региональных центра в Испании и Латинской Америке и насчитывает 180 тыс. студентов (Garcia Aretio, 1997, р. 13). Для оценки рентабельности была разработана математическая модель, позволяющая не только учитывать затраты, но и прогнозировать предельные значения наиболее важных показателей экономической эффективности при воздействии различных неблагоприятных факторов (рост инфляции, уменьшение количества учащихся, увеличение транспортных и телекоммуникационных затрат и т.д.). Результаты моделирования показали: уровень рентабельности очной формы обучения составил 40%, заочной формы - 10 и ДО - 30%. Расчеты, касающиеся сравнитель-

ной экономической эффективности различных форм обучения, свидетельствуют, что ДО при определенной его организации более устойчиво к воздействию неблагоприятных факторов по сравнению с очной и заочной формами обучения. Даже при инфляции на уровне 20% можно достаточно эффективно вести образовательный процесс с помощью технологий ДО и гарантировать качество обучения при числе обучаемых более 70 человек.

С позиций производителя образовательных услуг стоимость услуг ДО включает все затраты на их создание и рассчитывается как сумма амортизационного фонда (стоимость износа зданий, оборудования), оборотного фонда, в который включаются все текущие расходы (зарплата преподавателей и персонала, стипендии студентов, плата за коммунальные услуги и т.д.), и прибыли. Что касается ДО, то его стоимость зависит от таких показателей, как стоимость средств обучения, расходы на оплату преподавателей, тьюторов и т.д. В общем объеме расходов на внедрение проектов ДО значительную часть составляют затраты на разработку курсов ДО. Для оценки полной стоимости обучения одного студента необходимо сравнить бюджеты университетов и число студентов, поступивших на обучение. Полная стоимость обучения одного студента рассчитывается путем деления годового бюджета вуза на число обучающихся в нем студентов. Анализ показывает, что стоимость обучения одного студента в традиционных университетах выше, чем в UNED. Такая тенденция прослеживается и в практике других стран мира. Рассмотрим стоимость обучения одного студента на разных факультетах UNED, включающую прямые и косвенные издержки (табл. 1) (Garcia Aretio, 1997, p. 56).

Теперь сравним полученные результаты со стоимостью обучения одного студента в традиционных университетах. В табл. 2 представлены данные о стоимости обучения одного студента в трех традиционных университетах и в учебном центре UNED. По данным этой таблицы видно, что стоимость обучения на всех факультетах традиционных универ-

ситетов в несколько раз выше, чем в UNED (Garcia Aretio, 1997, p. 67).

Если рассчитать среднюю стоимость обучения одного студента на всех факультетах традиционных университетов и UNED, то можно сделать вывод, что ДО обходится более чем в три раза дешевле (табл. 3) (Garcia Aretio, 1997, p. 67).

Более низкая стоимость ДО по сравнению со стоимостью обучения в традиционных вузах объясняется прежде всего отсутствием необходимости в помещениях для аудиторных занятий. Как видно из данных табл. 2, наибольшая разница в стоимости обучения (в 10 раз) отмечается на факультетах естественных наук, где для очной формы обучения требуется дорогостоящее лабораторное оборудование (в то же время качество «виртуальных» экспериментов» вызывает определенные опасения). Кроме того, большую часть времени студенты ДО занимаются самостоятельно, а значит, университет экономит на заработной плате преподавателей, что сказывается на стоимости обучения.

Сравнивая общие затраты (и вузов, и студентов) на традиционные формы обучения и затраты, легко увидеть, что ДО обладает рядом преимуществ и для студентов, так как им не надо тратиться на проезд к центру обучения

Таблица 1

Стоимость обучения одного студента в учебном центре UNED, евро

Факультеты Прямые затраты в центрах Косвенные затраты главного университета Стоимость обучения одного студента

Права 88,73 119,10 207,83

Исторический 400,99 106,46 507,44

Филологии 846,85 104,35 951,20

Педагогики 186,60 85,75 272,35

Философии 2864,30 47,64 2911,93

Психологии 83,13 95,28 178,42

Экономики 113,82 134,58 248,40

Естественных наук 294,00 121,48 415,47

Инженерных наук 726,88 76,22 803,10

Политологии 1266,83 76,22 1343,05

Таблица 2

Стоимость обучения одного студента в традиционных университетах и в учебном центре UNED, евро

Факультеты Университет Кадиса Университет Гранады Университет Севильи UNED Превышение стоимости обучения в традиционных университетах с сравнении со стоимостью обучения в UNED (в разах)

Право 711,70 560,07 490,32 207,83 3

История 2776,59 - 3236,92 507,44 4

Филология 2913,45 - 2885,63 951,20 3

Философия - - - 2911,93 -

Педагогика - - - 272,35 -

Психология - - - 178,41 -

Литература 1872,24 2198,50 - 288,93 6-7

Экономика 573,81 736,37 910,96 248,40 2,5

Естественные науки 5305,48 3416,64 3427,39 415,47 10

Инженерные науки 1613,25 5170,86 3118,62 803,10 2-6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политология - 3089,94 - 1343,05 2,5

Таблица 3

Средняя стоимость обучения одного студента в традиционных университетах и в учебном центре UNED, евро

Стоимость обучения

Университет Кадиса 2252,36

Университет Гранады 2528,73

Университет Севильи 2184,80

Учебный центр UNED 656,17

и проживание. Сокращение числа преподавателей позволяет увеличить число студентов на одного преподавателя и одновременно число студентов, обучающихся в системе ДО. Это одни из важнейших социально-экономических показателей эффективности образовательных услуг вузов, использующих ИТ.

Опыт вузов многих стран, в частности ведущих дистанционных университетов Испании, свидетельствует, что себестоимость ДО существенно ниже, поскольку ее главным элементов является оплата труда преподавателей, которая зависит от соотношения «количество студентов на одного преподавателя». В случае ДО это соотношение может быть изменено в сторону значительного увеличения.

Возможности ДО иностранных студентов и расширение внедрения ИТ в транснациональную систему высшего образования способствует повсеместному развитию «академического капитализма» с присущим ему разделением стран на метрополии и колонии. Основным «товаром» при таком капитализме являются студенты, в частности иностранные, а увеличение их «импорта» означает накопление «валового национального богатства». Как показали расчеты, образцовыми академ-метрополиями могут считаться Канада и Испания, академ-колониями - Молдова и Россия (табл. 4). Данный тезис подтверждает сравнительные расчеты эффективности ДО и традиционного очного образования в названных странах.

Вес цены ДО в подушевом ВВП данных стран (эффективность ДО по стоимости) практически одинаков (табл. 5), за исключением Испании (5%). Однако при сравнении с традиционным образованием эффективность ДО по цене в вузах данных стран существенно выше.

По проведенным расчетам, например, в университетах провинции Атабаска и города Торонто (Канада) доля средней цены традиционного образования в подушевом ВВП занимает соответственно 147% (против 14% по

Таблица 4

Эффективность ДО по качеству (рассчитано авторами)

«Импорт» студентов к населению страны, чел.

Канада Испания Молдова РФ 40 667 тыс./32 млн = 0,00127, т.е. 0,1% 39 944 тыс./ 4 млн = 0,001308, т.е. 0,1% 2419 тыс./4 млн = 0,000605, т.е. 0,06% 68 602 тыс./ 143 млн = 0,000480, т.е. 0,04%

Значительную дифференциацию цен традиционного очного образования в мировом масштабе можно объяснить особенностями международного ценообразования на товары и услуги, элементами затрат на производство образовательной услуги традиционного очного образования и услуги ДО, которую, по нашему мнению, можно скорее считать товаром, а не услугой.

Таблица 5

Цена ДО в подушевом ВВП (рассчитано авторами)

Канада Университет провинции Атабаска: 3757 долл./26 443 долл. х 100% = 14% Университет города Торонто: 24 000 долл. / 30 702 долл. = 7,8%

Испания UNED: 656,17 евро (858 долл.) / 18 000 долл. х х 100% = 5%

Молдова Филиал СГА: 360 долл. / 2500 долл. х 100% = 14,4%

РФ СГА: 845 долл. / 6067 долл. х 100% = 14%

ДО) и 53%1 (против 7,8% по ДО), в России на примере РУДН эта доля занимает чуть более 22%2 (против 11% в ИДО РУДН), в Молдове -14,4%3 (Государственный университет Молдовы, равна стоимости ДО). Очевидно, что цена ДО показывает его значительное экономическое преимущество перед традиционным очным образованием.

1 Средняя цена обучения в Университете провинции Атабаска составляет 38 827, а в Университете города Торонто - 14 000 канад. долл. в год.

2 В 2006 г. средняя цена обучения в РУДН составила 1371 долл., включая обучение по постдипломным программам для соискателей, работающих в бюджетных организациях РФ (приказ ректора РУДН от 17.10.2005 г. № 671).

3 Цена обучения в Государственном университете Молдовы варьирует от 200 до 520 долл. в год.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационные рыночные трансформации в высшем образовании предопределили становление вуза как предприятия с расширенной международной инфраструктурой, основанной в том числе на стратегии образовательного аутсорсинга. Это позволяет развивать предложение образовательных услуг, стимулировать образовательное антрепренерство, поддерживать научную составляющую вузовского образования, в том числе в международной системе высшей школы, а значит, оказывать прямое влияние на качество человеческого потенциала стран, экспортирующих или импортирующих образовательные услуги. Активный рост числа вузов в России и зарубежных странах, а также увеличение численности студентов в расчете на одно учебное заведение указывают на необходимость использования организационно-технологического подхода к оценке эффективности вузов и их образовательных услуг, моделей организации вузов, работающих по технологиям ДО. Эти обстоятельства предполагают создание сетей региональных центров вуза с территориальным распределением образовательных систем, что является методологической базой новых методик оценки экономической и социальной эффективности функционирования высшей школы в мировой экономике. Экономическая эффективность ДО подтверждается мировой практикой транснационализации образовательных структур, в том числе на примере создания и функционирования международных

альянсов, вузов с развитой сетью филиалов и представительств.

Таким образом, информационные технологии выступают уже в качестве не только инструментов системы образования, но и императивов в отношении установления нового порядка в сфере знаний и формирования соответствующих институциональных структур (Краснова, 2002). Развитие высшего образования приводит к его постепенному отрыву от традиционных институциональных структур в системе образовательных услуг, к повышению эффективности менеджмента вузов, в том числе на мировом уровне.

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Литература

Краснова Г.А. Открытое образование: Цивилизаци-онные подходы и перспективы. М.: Изд-во РУДН, 2002.

Мизинцева М.Ф., Зверева Т.Ю. Состояние и проблемы эффективности российской системы высшего образования в мировой экономике знаний / Материалы конференции в ИНИОН РАН «Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации»: Сб. науч. работ. / Ред. колл.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.). М.: ИНИОН, 2007а.

Мизинцева М.Ф., Зверева Т.Ю. Эффективность использования информационно-телекоммуникационных технологий в развитии образовательных альянсов (на примере ряда стран). Инновации и экономическое развитие / Под ред. В.М. Матюшка. М.: Изд-во РУДН, 2007б.

Современные тенденции информатизации и экономическое развитие / Под ред. В.М. Матюшка. М.: Изд-во РУДН, 2006.

Garcia Aretio L. Investigar para mejorar la calidad de la Universidad. Trabajo de investigacion sobre la UNED. Madrid: Universidad Nacional a Distancia, 1997.

Рукопись поступила в редакцию 03.09.200S г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.