Российский журнал менеджмента Том 5, № 1, 2007. С. 173-178
ХРОНИКА
X МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРИЧИНЫ, ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»
С 4 по 11 ноября 2006 г. в Агадире (Марокко) состоялась X Международная конференция Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) «Трансформация образования в меняющемся мире». Стоит заметить, что тематика данной конференции особенно актуальна в период проведения реформы российской системы образования и присоединения России к Болонскому процессу, дальнейшей интеграции нашей страны в мировое сообщество.
В работе конференции приняли участие около ста представителей образовательного сообщества России и зарубежных стран. По традиции ее формат позволил всем желающим высказать мнение по рассматриваемым проблемам, участвуя в пленарных заседаниях и обсуждениях в рамках круглых столов.
Доклады, представленные на первом пленарном заседании — «Тенденции трансформации образования», — были посвящены концептуальным вопросам изменения системы образования в целом и бизнес-образования в будущем, которое характеризуется дальнейшим развитием глобализации, гиперконкуренцией, а также появлением революционных технологий.
Открыл заседание С. Р. Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, научный руководитель конференции. В своем докладе «Будущее и образование: вызовы вре-
мени» он отметил, что понять тенденции изменений макроокружения и сформулировать основные черты будущего образования — сложная задача. Докладчик привлек внимание участников конференции к одной из серьезных проблем образования будущего — проблеме дивергенции культур гуманитарной, естественно-научной и бизнес-культуры. Было отмечено, что задача образования состоит в том, чтобы не допустить расхождения этих культур, поскольку сохранение целостности цивилизации предполагает освоение разных культурных традиций. Образованный человек должен владеть знаниями, позволяющими ему комфортно себя чувствовать во всех трех культурах.
Одной из тенденций современного образования, по мнению С. Р. Филоновича, является проблема массовизации образования. Данное явление породило целый спектр проблем: снижение уровня среднего образования; перенос ряда задач, ранее решавшихся средним образованием, на следующий, более высокий уровень; рост дисперсии качества подготовки абитуриентов вузов; снижение общего уровня преподавания в вузах; превращение сферы образования в важную отрасль экономики; все больший недостаток во всех развитых странах рабочей силы для выполнения неквалифицированных работ.
Развитие технологий привело к расширению возможностей индивидуализации образования. При этом реализация этих новых возможностей в условиях массовости высшего образования происходит крайне редко. В настоящее время мало внимания уделяется элитному образованию. Для реализации возможностей, которые предоставляют современные технологии, необходимо создать особую среду, мотивирующую к индивидуализации образования. Наличие такой среды и должно стать основным признаком элитного образования. Докладчик особо подчеркнул, что элитное образование — вовсе не то, которое доступно немногим, в частности, по финансовым причинам. Элитное образование предполагает создание среды, мотивирующей к индивидуализации образования и освоению новых навыков.
В чем же состоит элитность образования? Чем отличается идеальный университет от массового? По мнению С. Р. Филоновича, если сравнивать их между собой по уровню стандартизации и дифференциации образования, то для массового университета характерен низкий уровень дифференциации и высокий уровень стандартизации. Идеальный университет с помощью современных технологий должен обеспечить, с одной стороны, достаточно высокий уровень стандартизации, с другой — дать возможность студентам получить индивидуализированное образование, обеспечивающее ему индивидуальное конкурентное преимущество на длительную перспективу. Для реализации этой цели выпускник должен приобрести навыки построения видения будущего, самопознания, непрерывного самосовершенствования, генерации знаний, ориентации в разных культурах.
Таким образом, по мнению докладчика, современное образование должно обратить внимание на следующие основные тенденции:
• переход к экономике знаний требует пересмотра целей образования;
• образование превращается в одну из ведущих отраслей экономики;
• ускорение изменений требует освоения новых навыков;
• массовизация высшего образования предполагает построение университетов нового типа;
• университеты должны разрабатывать новые подходы к образованию, содействуя преодолению разрыва культур.
При этом бизнес-образование, как менее консервативное, экспериментирующее в области новых образовательных моделей и технологий, должно внести существенный вклад в развитие тех направлений, о которых говорилось в докладе.
Л. И. Евенко, президент РАБО, выступил с докладом «Эволюция знания и обучения в области бизнеса и менеджмента». В нем было отмечено, что со второй половины XX в. проблема подготовки высокопрофессиональных управленческих кадров приобретает особую значимость. Стремительно растет число школ бизнеса, их количество на рубеже XXI в. достигает порядка 7,5 тыс. Начиная с 1940-х гг. в процессе эволюции в сфере управленческого образования докладчик выделяет четыре эпохи:
• эпоху экономической эффективности (1940-1950 гг.);
• эпоху научного управления (1950-1960 гг.);
• эпоху организационного управления (19701990 гг.);
• эпоху управления знаниями (с 2000 г. по настоящее время).
За прошедший с 1960 г. период бизнес-образование под воздействием революционных изменений сменило несколько парадигм. Сегодня, по мнению докладчика, можно говорить о зарождении и развитии третьей «сетевой парадигмы» бизнес-образования, которая основывается на концепции современной корпорации, как организации, базирующейся на знании. Выпускникам школ бизнеса предстоит работать в компаниях, которые для обеспечения конкурентоспособности должны иметь персонал, способный не только аккумулировать, воспринимать, обновлять знания, но и генерировать новые знания, управлять знаниями.
Характерными чертами современного обучения управлению, по мнению Л. И. Евен-ко, являются компетентностный и проект-но-ориентированный подходы, тотальная ин-
форматизация, дистанционное образование, сокращение (сжатие) академизма, активные методы обучения, непрерывное образование. В завершение своего выступления докладчик подчеркнул, что смена парадигм бизнес-образования во многом зависит от смены моделей конкуренции.
Т. В. Люлькина, директор Открытой школы бизнеса Ульяновского ГТУ, в докладе «Кто ведет в изменениях: бизнес или образование?» высказала мнение, что успешность реформы отечественной системы образования зависит от того, насколько новая модель образования будет ориентирована на требования современной экономики и бизнеса. Этот вывод был основан на результатах исследования барьеров роста в Ульяновском регионе, проведенного в 2005 г. Открытой школой бизнеса УГТУ. Результаты опроса более 100 предпринимателей и топ-менеджеров свидетельствуют о том, что барьеры, связанные с образованием, находятся в первой десятке и опережают такие традиционные препятствия для роста бизнеса, как несовершенство налоговой системы и коррупция.
Одновременно в выступлении была подчеркнута важность определения различий во взглядах и интересах важнейших стейк-холдеров: руководителей системы образования, работодателей, преподавателей, студентов и выпускников. По мнению докладчика, о существующих разрывах в оценках вузов и работодателей можно судить, например, по результатам исследования аналитического центра «Эксперт» и независимого рейтингового агентства «Рейт». Так, по оценке вузов, работодатели ждут выпускников, обладающих профессиональными знаниями, владеющих иностранным языком и современными информационными технологиями, и по этим показателям они удовлетворены. Однако работодатели, помимо этих важных профессиональных характеристик, большое значение придают личным качествам сотрудников, способностям нестандартно мыслить, генерировать новые идеи, работать в команде и т. п.
В заключение своего доклада Т. В. Люль-кина отметила, что авторитет РАБО позво-
ляет ей стать посредником и способствовать гармонизации интересов образовательного сообщества и работодателей.
Доклады, представленные на втором пленарном заседании — «Проблемы российского образования», — познакомили участников конференции с проблемами формирования новых образовательных программ и реализации образовательных проектов в регионах России.
В. Г. Зинов, декан факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ при Правительстве РФ, выступил с докладом «Проблемы построения программ в области инновационно-технологического бизнеса». Как было отмечено, сущность технологических инноваций реализуется в период между появлением замысла нового продукта и развертыванием его серийного производства. Прирост ценности инновации во многом определяется эффективностью управленческих решений на начальных стадиях инновационного процесса. От четкого взаимодействия специалистов по управлению инновационной деятельностью с учеными, инженерами, технологами, конструкторами зависит успешное продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. Соответственно, встает вопрос о совершенствовании программ подготовки специалистов, занимающихся профессионально инновационным менеджментом, имеющих знания в области управления интеллектуальной собственностью.
Л. В. Свиридова, декан отделения Высшей школы менеджмента Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ, рассказала о некоторых вопросах становления программы МВА в Нижегородском регионе. В докладе были названы основные тенденции изменений в бизнес-образовании, характерные для многих регионов России, например:
• усиление потребности в интеграции учебных программ, реализуемых в разных регионах РФ;
• все большее предпочтение руководителями среднего и высшего звена программы МВА существующей системе переподготовки или второму высшему образованию;
• большая ориентация работодателей на российские школы бизнеса и отказ от получения образования за рубежом;
• рост доли слушателей, работающих в совместных компаниях на уровне высшего и среднего менеджмента;
• усиление конкуренции со столичными школами бизнеса и др. Докладчиком было специально отмечено,
что расширение рамок профессионального общения, содействие развитию профессионального мастерства и оптимальное привлечение преподавателей для работы обеспечили бы стабильность реализации программ МВА в регионах.
Новому масштабному проекту в области образования посвятил свой доклад «Концепция национальных университетов для России» В.В.Кравцов, ректор Красноярского государственного университета цветных металлов и золота. Цель проекта состоит в создании в Красноярске мощного современного университета, который бы оказал значительное влияние на развитие Сибири и Дальнего Востока, повышение конкурентоспособности экономики регионов, укрепление их позиций в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Как отметил докладчик, миссия университета определена как производство глобально значимых знаний и технологий, а также подготовка кадров, способных развивать регионы и влиять на мировые процессы. В. В. Кравцов подробно охарактеризовал требования, основные направления деятельности, структуру университета и его организационно-правовую форму. Реализацию проекта намечено осуществить в три этапа, начиная с 2006 по 2015 г.
На третьем пленарном заседании — «Реакция системы образования на переход к экономике знаний» — были представлены доклады, посвященные трансформации образования под влиянием концепции управления знаниями. Многие участники конференции акцентировали внимание на возросшей роли знаний в современном мире. Знание превращается в капитал, а управление им (как и обучение этому) приобретает для современного бизнеса первостепенное значение.
Так, рассмотрению этих актуальных вопросов был посвящен доклад С.А. Щеннико-ва, ректора Международного института менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК). Внимание докладчика было сфокусировано на раскрытии сущности и содержания управления знаниями, на рассмотрении роли управления знаниями в бизнес-школе. В докладе было убедительно показано на примере деятельности МИМ ЛИНК и открытого образовательного консорциума ЛИНК, что управление знаниями служит источником образовательного контента, влияет на формирование образовательных моделей, является стратегическим инструментом школы бизнеса и определяет ее конкурентоспособность.
К проблеме изменения требований к системе образования при переходе к экономике знаний обратилась в своем докладе Л. П. Кле-ева, заместитель заведующего отделением программ дополнительного профессионального образования Высшей школы корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ. Один из тезисов доклада состоял в том, что изменяются требования экономики знаний к системе образования. Учитывая особенности экономики знаний, Л. П. Кле-ева определила следующие требования к образованию:
• непрерывность;
• постоянный рост уровня образовательных программ;
• преемственность разных уровней образования;
• практическая ориентированность программ;
• достижение высокого образовательного уровня.
Значительное внимание в выступлении было уделено развитию взаимодействия компании с бизнес-школой, были выделены четыре составляющих этого взаимодействия:
• индивидуальное обучение собственника или его ближайших сотрудников (коучинг);
• подготовка специалистами бизнес-школ команд разного уровня управления компанией;
• создание организацией для обучения своих сотрудников корпоративного университета;
• консультирование (эффективность которого зависит от обучения персонала).
В качестве вывода было отмечено, что переход к экономике знаний диктует необходимость формирования инновационных образовательных систем на уровне фирм, обеспечивающих развитие организационного знания и широко использующих аутсорсинг в обучении персонала.
В. А. Морыженков, заведующий кафедрой Государственного университета управления, в докладе «Инновационные формы ехеси^уе-программ» привлек внимание участников конференции к проблеме качества современного российского бизнес-образования, в частности его соответствия ожиданиям слушателей и работодателей. Как было отмечено, лишь единицы российских программ МВА получили западную аккредитацию, что свидетельствует о неготовности большинства наших программ конкурировать на международном рынке. Конкурентоспособность российских программ МВА обусловлена, по мнению докладчика, прежде всего их невысокой стоимостью по сравнению с западными аналогами и возможностью обучения в очно-заочной и вечерней формах. Опираясь на результаты отечественных и зарубежных исследований, В. А. Морыженков сделал вывод о том, что самый крупный недостаток российского бизнес-образования — сильная оторванность от потребностей современного бизнеса.
Кроме того, подчеркивалось, что бизнес-образование должно способствовать формированию сети взаимодействия, объединяющей доверяющих друг другу субъектов поддержки. Докладчик отметил, что сегодня в российских школах бизнеса особенно важно совершенствовать не только профессиональные, но и личностные качества слушателей.
Л. А. Громова, декан факультета управления Российского государственного педагогического университета (РГПУ), выступила с докладом «Бизнес-образование в системе подготовки руководителей образовательных учреждений», который был подготовлен совместно с С. Ю. Трапицыным. В докладе были представлены некоторые материалы из опыта РГПУ, полученного в результате ис-
следований по заказу ЮНЕСКО «Реструктуризация управления университетами» и осуществления совместного с университетом Лейстера (Великобритания) проекта по реализации международной магистерской программы «Образовательный менеджмент». В своем докладе Л. А. Громова дала подробную характеристику системы подготовки управленческих кадров, рассмотрела принципы построения программ обучения и технологии в освещаемой области.
Четвертое пленарное заседание было посвящено обсуждению интегративных процессов в образовании.
С. П. Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при Правительстве РФ, в докладе «Расширение возможностей в образовании через сотрудничество университетов» констатировал, что российские вузы медленно реагируют на изменения требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, что снижает конкурентоспособность последних. При этом было отмечено, что международное межуниверситетское сотрудничество позволяет преодолеть существующие ограничения для быстрого перехода российских вузов к подготовке выпускников, которые требуются современному бизнесу.
Участникам конференции был представлен многолетний опыт сотрудничества ИБДА с западными университетами. В настоящее время от 35 до 40% выпускников программы первого высшего образования имеют «двойной диплом». Международные проекты, называемые «двойным дипломом», позволяют расширить спектр знаний и навыков выпускников, а обучение за рубежом делает их самостоятельными, готовит к работе в международной среде, столь характерной для современного бизнеса.
О новых тенденциях и формах интеграции и кооперации в сфере образования говорил А. М. Зобов, профессор Государственного университета управления, который выступил с докладом «Интеграционные процессы в образовании: от системной кооперации до стратегических альянсов и сетей». Докладчик акцентировал внимание на сравнении процессов интеграции, происходящих в бизнесе
и образовании. Он оценил преимущества и описал особенности современных форм партнерства в сфере образования. Было отмечено, что наибольшее распространение в образовании получили альянсы образовательных учреждений, созданные с целью осуществления программ «включенного обучения» и обучения с выдачей «двойного диплома». По мнению А. М. Зобова, распространенной моделью интеграции являются и образовательные сети. Для этой формы кооперации организаций в сфере образования характерны региональное развитие, экспансия программ обучения, технологий и методик.
В целом положительно оценивая ситуацию в российском бизнес-образовании, А. М. Зобов отметил, что развитию интеграционных процессов в сфере образования в основном мешают институциональные и отраслевые барьеры, а также неразвитость культуры партнерства.
Тема осуществления изменений в образовании под влиянием глобализации и информатизации была продолжена Л. К. Гусевой, генеральным директором Урало-Сибирского института бизнеса, которая выступила с докладом «Бизнес-образование: ответ на вызов глобализации». По ее мнению, в настоящее время перед бизнес-образованием стоит вопрос подготовки менеджеров высокого класса — решительных, самостоятельных, креативных, способных к быстрому обучению и расширению компетенций. В своем выступлении докладчик определил в качестве цели новой системы образования формирование личностей, способных постоянно пополнять свои знания и самосовершенствоваться. В центре этих изменений находится человек, который активно участвует в процессе изменений в качестве объекта и агента изменений.
В заключительной части работы конференции были представлены два доклада зарубежных коллег — П. Кэллэдайна, менеджера департамента аккредитации АМВА (Великобритания), и Д. Херболиха, заместителя генерального директора efmd (Бельгия), которые были посвящены проблематике ин-
новаций, стандартов и аккредитации в бизнес-образовании.
Свободный обмен мнениями в ходе дискуссий по ключевым проблемам проходил в рамках двух круглых столов конференции. Тема трансформации методов обучения на основе применения ИТ была предложена для обсуждения участниками круглого стола «Трансформация методов обучения: технологические аспекты» (ведущий — В. В. Годин, председатель Совета РАБО, проректор ГУУ).
На круглом столе «Проблемы организации образовательных программ» (ведущий — С. А. Щенников, ректор МИМ ЛИНК) состоялся обмен мнениями по таким актуальным вопросам образования, как:
• особенности развития бизнес-образования в регионах России;
• проблема перехода в образовании к системе зачетных единиц (кредитов);
• обеспечение качества образовательного процесса.
Безусловно, за два дня работы конференции ее участникам не удалось исчерпать все вопросы трансформации образования. Почти все выступавшие высказали мнение о необходимости формирования новой модели образования, о важности и сложности преодоления разрыва между бизнес-образованием и потребностями практики современного менеджмента. Наибольший интерес вызвали доклады, затрагивавшие примеры инноваций в реализации образовательных программ.
Подводя итоги конференции, С. Р. Фило-нович выразил удовлетворение проделанной работой и отметил, что состоялось очень интересное обсуждение актуальных вопросов изменений в сфере образования. По его мнению, для лучшего понимания того, как система образования должна отражать изменения, происходящие в окружающей среде, необходимо вести обсуждение в более широком контексте, а вопрос о целях и методологии образования в быстро меняющемся мире заслуживает отдельного серьезного обсуждения.
Т. Д. Подсыпанина
Российская ассоциация бизнес-образования