Российский журнал менеджмента Том 4, № 1, 2006. С. 187-193
IX МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К ВТО: ВЫЗОВ ДЛЯ БИЗНЕСА И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ»
С 30 октября по 6 ноября 2005 г. в Тунисе (Порт Эль Кантауи) проходила IX Международная конференция Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). Она завершила мероприятия, посвященные 15-летию РАБО. Обсудить проблемы вступления России в ВТО и связанные с этим изменения в разных отраслях экономики страны и, в частности, в сфере бизнес-образования собралось более 100 представителей российского образовательного сообщества и зарубежных гостей. Научными руководителями конференции выступили Л. И. Евенко, президент РАБО, ректор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ, и С. П. Мясоедов, вице-президент РАБО, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ.
Открыл конференцию Л. И. Евенко. В своем приветственном слове к участникам конференции он отметил, что сегодня уже не стоит вопрос о том, вступать России в ВТО или нет, речь идет лишь о времени и условиях вступления. Он подчеркнул также, что в настоящий период наблюдаются стремительная интернационализация и глобализация бизнес-образования. В связи с этим на обсуждение участников конференции были вынесены следующие вопросы: как сохранить свою конкурентоспособность; какие
вызовы ожидают российский бизнес и бизнес-образование; что необходимо сделать сегодня для адаптации к изменяющейся среде бизнеса?
На первом пленарном заседании — «Проблемы вступления России в ВТО» — были представлены доклады на данную тематику в макроэкономическом аспекте. А. П. Пор-танский, директор информационного бюро по присоединению России к ВТО, посвятил свое выступление анализу результатов переговорного процесса и ожиданий России в отношении ВТО.1 Было указано, что современные представления о присоединении России к ВТО в российском обществе и в бизнесе весьма противоречивы. Доминирование пессимистических настроений, по мнению А. П. Портанского, объясняется главным образом сложностью и новизной темы для большинства соотечественников, ее искажением в СМИ и отсутствием достоверной информации о ходе переговоров. Докладчик отметил, что главный принцип, которым руководствуются представители нашей страны, состоит в том, что участие в ВТО должно способствовать развитию экономики России, а не подрывать ее.
В докладе значительное внимание уделялось последствиям присоединения России к ВТО для сферы образования. Рассматривая
1 Подр. см.: Бизнес-образование. 2005. № 2 (19).
эту проблему, А. П. Портанский подчеркнул, что действующее в настоящее время законодательство РФ не устанавливает каких-либо значимых барьеров на пути проникновения иностранных образовательных учреждений на рынок образовательных услуг. Так, Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании"» не дает права на отказ в регистрации или уклонение от нее по причине нецелесообразности. Договор по присоединению России к ВТО предполагает более жесткое государственное регулирование в этой сфере, позволяющее ограничить доступ иностранных поставщиков образовательных услуг на российский рынок. Таким образом, по мнению докладчика, никаких потрясений в сфере образования в связи с вступлением России в ВТО не ожидается.
А. Л.Абрамов, главный ученый секретарь ММВШБ «МИРБИС», выступил с докладом «Конкурентоспособность России в контексте присоединения России к ВТО». В своем выступлении он дал общую характеристику состоянию российской экономики и оценку уровня ее конкурентоспособности на основе данных Ежегодника международной конкурентоспособности (IMD World Competitiveness Yearbook) и собственного анализа, проведенного с учетом оценок российских и зарубежных ученых. А. Л. Абрамов отметил, что, несмотря на экономический рост последних лет, конкурентный статус российской экономики, согласно приведенным в докладе данным международных рейтингов, имеет тенденцию снижаться или, в лучшем случае, стабилизироваться. В этих условиях особенно важно умело использовать свои сильные стороны и на их основе добиваться преимуществ. А. Л. Абрамов подчеркнул, что высокий уровень развития человеческих ресурсов является одним из главных конкурентных преимуществ экономики России, которое используется не полностью и может быть утрачено, если останется в силе финансирование образования по остаточному принципу.
В заключительной части доклада были представлены основные направления повышения конкурентного статуса российской экономики с учетом десяти «золотых правил» конкурентоспособности, сформулированных в рамках концепции конкурентных преимуществ, разработанной Институтом развития менеджмента (International Institute for Management Development — IMD). В числе главных направлений докладчик назвал: создание институциональной и высококонкурентной среды; государственную поддержку внедрения высоких технологий в сферы стратегического производства; развитие экспортно ориентированных секторов промышленности; восстановление внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей; государственную поддержку науки и образования; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров и пр.
Обсуждения, состоявшиеся после первого пленарного заседания, а также доклады, представленные на втором пленарном заседании — «Оценка последствий вступления России в ВТО для отдельных отраслей», — показали, что многие участники конференции не разделяют оптимистических прогнозов, высказанных А. П. Портанским.
С.А.. Масютин, председатель Совета директоров ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод», в своем докладе «О результатах исследования влияния вступления России в ВТО на машиностроение и другие отрасли российской экономики» высказал серьезные опасения в отношении конкурентоспособности отечественных предприятий ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства. По мнению докладчика, наиболее драматичные последствия вступления России в ВТО ожидают автомобилестроение, авиационную промышленность, машиностроение. При этом банкротство предприятий этих отраслей негативно скажется на уровне жизни и занятости населения многих городов страны: по прогнозным данным, в тяжелом положении окажутся около 23 регионов России. Одним из возможных стратегических шагов, позволяющих российским компаниям снизить
угрозу банкротства, была названа диверсификация деятельности.
Т. Г. Яппаров, президент компании ЗАО «Фирма АйТи», начал свой доклад «Новые перспективы и проблемы развития рынка высоких технологий при вступлении России в ВТО» с утверждения о том, что российский рынок информационных технологий (ИТ) уже работает в условиях глобальной конкуренции, т. е. для этой отрасли неформальное вступление в ВТО произошло. Докладчик отметил, что созданная в советское время индустрия информационных технологий не выдержала конкуренции с международными компаниями. Тем не менее за 15 лет существования рынка информационных технологий отечественные ИТ-компании смогли адаптироваться к новым условиям и действуют в соответствии с международными правилами и стандартами. При этом российский рынок ИТ развивается очень динамично: темпы его роста в три раза превышают темпы роста экономики в целом. Все это, по мнению докладчика, дает основания считать, что Россия имеет хорошие перспективы войти в число ведущих держав в области информационных технологий, прежде всего в части высокотехнологичных разработок и сервисов.
Основное внимание в выступлении было уделено анализу возможностей сотрудничества ИТ-компаний и бизнес-образования, так как подготовка кадров — важнейшее условие повышения конкурентоспособности компаний данной отрасли. Как отметил Т. Г. Яппаров, в России система образования ориентирована на выпуск в основном двух категорий специалистов: «белых ИТ-воротничков» (профессионалы высокой квалификации) и «синих ИТ-воротничков» (технических специалистов широкого профиля). В то же время было указано, что усилий, предпринимаемых сегодня в области подготовки «синих воротничков», явно недостаточно.
По мнению докладчика, необходимо развивать разные ступени ИТ-образования в нашей стране. В качестве возможных путей достижения этого были названы: развитие новых форм обучения, прежде всего дистан-
ционных; формирование программ профессиональной переподготовки преподавателей в области ИТ; стандартизация программ обучения ИТ-специалистов для обеспечения возможности конвертации дипломов выпускников; развитие системы непрерывного профессионального обучения ИТ-специалистов и др. Таким образом, как подытожил свое выступление Т. Г. Яппаров, ИТ-индустрия является крупным заказчиком для бизнес-образования.
Анализу последствий присоединения России к ВТО для компаний лесопромышленного комплекса (ЛПК) посвятила свое выступление М. Д. Джамалдинова, доцент Международной школы управления и бизнеса МГУЛ. Обобщая результаты анализа, докладчик отметила неоднозначность последствий этого процесса. Предприятиям ЛПК необходимо в кратчайшие сроки повысить эффективность лесозаготовки и произвести модернизацию производства. В противном случае страна может лишиться крупных национальных компаний в этой сфере, а ее лесные ресурсы станут сырьевой базой для иностранных компаний. В то же время, наряду с угрозами, существуют и потенциальные позитивные результаты присоединения России к ВТО. Это будет способствовать повышению прозрачности бизнеса, большей предсказуемости действий властей, снижению административного давления и более динамичному развитию внутреннего рынка.
В. М. Баутин, ректор Российского государственного аграрного университета-МСХА им. К. А. Тимирязева, выступил с докладом «Проблемы развития сельского хозяйства России в условиях присоединения к ВТО». Отмечая дискуссионный характер рассматриваемой проблемы, докладчик подчеркнул не только экономические, но и социальные последствия возможного кризиса в этой отрасли. В выступлении были особо отмечены выдвинутые условия в части сокращения государственной поддержки отрасли. По мнению докладчика, в процессе переговоров необходимо добиваться создания в течение ближайших 6-10 лет особых либеральных условий во внешней
торговле и в области государственной поддержки сельского хозяйства.
Г. Ф. Гатина, декан факультета экономики и управления Регионального межотраслевого центра переподготовки кадров Пермского ГТУ, в докладе «Региональные аспекты присоединения России к ВТО (на примере Пермской области)» привлекла внимание участников конференции к результатам исследования влияния изменений условий хозяйственной деятельности, которые произойдут после присоединения России к ВТО, на экономику отдельного региона. Было отмечено, что от улучшения внешних условий торговли в результате присоединения к ВТО выиграют экспортно ориентированные промышленные и приграничные регионы. По приведенным в докладе данным анкетирования предприятий Пермской области в перечне положительных последствий присоединения России к ВТО первые три позиции занимают:
• снижение пошлин на импортное оборудование (82%);
• снижение пошлин на импортное сырье и комплектующие (58%);
• упрощение процедуры таможенного оформления экспортируемых товаров и услуг (50%).
В перечне отрицательных последствий лидируют:
• рост тарифов на электроэнергию (90%);
• рост цен на энергоносители (82%);
• усиление конкуренции (76%). Н.Н.Карпова, выступившая с докладом
«Интеллектуальная собственность как объект торгово-экономических отношений», привлекла внимание присутствовавших к вопросам защиты интеллектуальной собственности. Одним из важных аспектов интеграции России в ВТО является создание эффективного механизма использования интеллектуальных ресурсов, в частности тех, которые обрели статус интеллектуальной собственности (ИС).
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое предстоит подписать России в случае присоединения к ВТО, направлено на защиту результатов интеллектуального твор-
чества. По мнению докладчика, необходимо создание национальной системы защиты ИС, которая объединит и скоординирует усилия законодательных, судебных, правоохранительных органов, налоговой и таможенной служб и общественных организаций, направленные на борьбу с интеллектуальным пиратством. В выступлении было также подчеркнуто, что одна из задач обучения в школах бизнеса — повышение уровня знаний российских предпринимателей и менеджеров в области интеллектуальной собственности.
Третье пленарное заседание — «Последствия интернационализации для российского бизнес-образования» — было посвящено рассмотрению современных вызовов бизнес-образованию.
С. П. Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, в докладе «Интернационализация, „Болонский процесс" и конкурентоспособность российских выпускников» отметил, что по существу процесс интернационализации, начавшийся в 2003 г. подписанием Болонской конвенции, продолжается. В рамках этого процесса предполагается осуществить переход к трехступенчатой системе высшего образования (3-5-8 лет), введение системы переводных кредитов, унификацию образовательных требований и взаимное признание национальных документов, создание системы наднациональной аккредитации и переход к «накопительной» системе образования. Все это будет способствовать повышению мобильности выпускников вузов и привлекательности европейского образовательного пространства и рынка труда.
По мнению докладчика, причины негативного отношения к изменениям в связи с присоединением России к ВТО следует искать в области кросс-культурных проблем. Во многом это проблема субъективного восприятия и трудностей преодоления сложившихся стереотипов как с одной, так и с другой стороны. Было отмечено, что конкурентоспособность выпускников российских образовательных учреждений зависит от соотношения фундаментального и проектного
обучения; языковой подготовки студентов; количества контактных часов и процессного контроля и др. Для усиления конкурентоспособности российского бизнес-образования необходимо развивать его связь с реальным бизнесом, обеспечивать практико-ориентированность программ обучения.
И. В. Качалов, генеральный директор агентства «Качалов и коллеги», в докладе «Требования международных работодателей к качеству бизнес-образования» представил обзор результатов исследования динамики и структуры рынка бизнес-образования и требований к выпускникам школ бизнеса со стороны международных работодателей, проведенного в 2004-2005 гг.
Основываясь на международных тенденциях, докладчик подчеркнул, что рынок образовательных услуг России будет расти и увеличится в десятки раз. В условиях стремительного роста изменяются требования к качеству образования. Для обеспечения конкурентоспособности школам бизнеса важно не потерять контакт и отслеживать требования со стороны международных корпораций — наиболее значимых заказчиков услуг бизнес-образования. В настоящее время, по мнению И. В. Качалова, российское бизнес-образование недополучает порядка 15-20 млн долл. по причине обучения международными компаниями своего персонала за рубежом.
В своем выступлении докладчик также подробно остановился на требованиях, которые высказали менеджеры международных корпораций, обучавшиеся на программах бизнес-образования, к организации процесса обучения, а также к профессиональным и личным качествам преподавателей.
С.А.Щенников, ректор Международного института менеджмента ЛИНК, в докладе «Особенности использования глобальных технологий на российском рынке бизнес-образования» обратился к рассмотрению возможных подходов, обеспечивающих конкурентоспособность российского бизнес-образования. Были выделено два подхода к обеспечению успешного развития бизнес-образования: соответствие международному
уровню и приоритет общемировых требований. Осуществление первого из них связано с изучением международного опыта, освоением международных образовательных стандартов, «подтягиванием» образовательных технологий и др. При этом можно придерживаться стратегии «интенсивного развития ключевых образовательных технологий», стратегии «континуума образовательных технологий» и др.
Реализация второго подхода возможна через совершенствование международного опыта, исследование стандартов, использование национальных преимуществ российского образования, утверждение новых высоких стандартов и т. п. В его рамках можно ориентироваться на стратегию «опережения». Как отметил докладчик, российское бизнес-образование должно соответствовать повышению значимости его миссии для общества, быть способным сформировать новую парадигму образования и демонстрировать образцы успешного современного партнерства и конкуренции.
Л. И. Евенко, президент РАБО, в докладе «Вызовы интернационализации российским школам бизнеса» сфокусировал внимание на тех изменениях в сфере образования, которые произойдут в ближайшем будущем в связи с развитием «образования без границ». Заметным шагом на пути унификации образования в области бизнеса и менеджмента является Болонский процесс. В этой связи отмечается расширение преподавания на английском языке и миграция профессоров западных университетов в развивающиеся страны. Одновременно с этим растет миграция студентов и слушателей за рубеж для получения образования. Активно развиваются дистанционные формы обучения, позволяющие студентам и слушателям получать образование без выезда в другую страну. Все это свидетельствует об ускорении глобализации бизнес-образования. В этих условиях развитие национальной системы бизнес-образования неизбежно сталкивается с довольно сложными вопросами: существует ли специфическая модель российской школы бизнеса и российского слушателя; какой должна
быть хорошая школа бизнеса (региональной, национальной или международной); насколько бизнес-образование должно быть отделено от академического высшего образования; необходимо ли вести научные исследования в школах бизнеса; нужны ли российским школам бизнеса западные профессора, нужна ли успешным российским школам бизнеса западная аккредитация и др. Далее Л. И. Евенко высказал свое мнение по данным актуальным вопросам и пригласил участников конференции к дискуссии.
В ходе конференции состоялось два круглых стола.
В рамках круглого стола «Мировые тенденции в бизнес-образовании и российский рынок» были представлены доклады зарубежных коллег РАБО. П. Колладайн, директор по аккредитации Ассоциации программ МВА — АМВА (Великобритания), посвятил доклад «Восприятие Западом российских бизнес-школ» рассмотрению тех изменений, которые произошли в процессе интернационализации бизнес-образования. В частности, он подтвердил, что зарубежные образовательные учреждения весьма заинтересованы в проникновении на российский рынок. В качестве положительного опыта реализации совместных программ МВА докладчик назвал совместную программу АНХ — Кингстонский университет, программу Лондонского Открытого университета и Международного института менеджмента ЛИНК и др. Одним из важных факторов установления партнерских отношений является соответствие российского бизнес-образования международным стандартам. В связи с этим докладчик рассказал о процедуре аккредитации программ и образовательных учреждений в АМВА. В настоящее время только три российские школы бизнеса имеют аккредитацию АМВА. По мнению П. Колладайна, необходимо уделять больше внимания развитию коммуникации между такими авторитетными организациями, как Британский Совет (Великобритания), Комиссия Фулбрайта (США) и национальные ассоциации бизнес-образования.
Дж. Херболих, заместитель генерального директора Европейского фонда развития менеджмента (European Foundation for Management Development — efmd), от имени своих коллег выразил готовность к развитию сотрудничества между российскими и европейскими школами бизнеса в разных аспектах. Необходимо подумать о возможности проведения совместных efmd и РАБО научных конференций, о создании консорциума для реализации международных проектов, о совместном развитии проекта EQUIS.
С. Ватсон, советник президента Международной ассоциации AACSB, в докладе « Современные тенденции в бизнес-образовании» отметил серьезную критику, которой подверглись программы МВА после событий в компании Enron. Однако западные бизнес-школы имеют позитивную обратную связь со своими выпускниками и работодателями. В качестве одной из проблем, с которыми столкнулись американские школы бизнеса, докладчик назвал дефицит преподавателей. По предварительным прогнозам AACSB в ближайшие годы не будет хватать около полутора тысяч преподавателей. В американских университетах отмечается тенденция к уменьшению числа желающих защищать диссертации на соискание ученой степени. Таким образом, проблема нехватки преподавателей становится интернациональной. Одним из направлений ее решения может стать дальнейшее развитие e-lerning.
На заседании круглого стола «Реформы и нововведения в российской образовательной системе» выступил А. Е. Волков, советник министра образования РФ, с докладом о ходе модернизации российской системы образования в международном контексте. Общее мнение сводится к тому, что по пути реформирования образования нужно следовать очень осторожно и продуманно, однако реальные темпы осуществления нововведений отстают от намеченных. Было отмечено, что все европейские страны в последние двадцать лет занимаются модернизацией системы образования. При этом общими для всех стран являются проблемы дефицита финансирования образования и его откры-
тости. В этом смысле Россия не составляет исключения.
Докладчик подробно остановился на следующих основных направлениях изменений в образовательной сфере:
• изменение парадигмы финансирования образования, переход от сметного финансирования к концепции нормативно подушевого финансирования;
• структурные изменения, переход к трехступенчатой системе высшего образования (3-5-8 лет);
• переход к образовательным стандартам третьего поколения.
Завершая свое выступление, А. Е. Волков подчеркнул, что образование в условиях постиндустриального общества является приоритетной сферой и рассматривается в качестве ключевого фактора развития стран и регионов мира.
Обмен мнениями по теме конференции был продолжен на следующих секционных заседаниях:
• «Зарубежная аккредитация и двойные дипломы» (ведущий — Л. В. Карташова, проректор по международным связям и развитию Института экономики и финансов «Синергия»);
• «Влияние информационных технологий на глобализацию бизнес-образования» (ве-
дущий — В. В. Годин, директор Института информационных систем Государственного университета управления); • «Как найти и использовать зарубежного партнера» (ведущий — В. П. Горшенин, декан международного факультета Южно-Уральского государственного университета).
Подводя итоги IX Международной конференции РАБО, Л. И. Евенко, как научный руководитель конференции, высказал удовлетворенность состоявшимся обменом мнениями как на пленарных заседаниях, так и в секциях, подчеркнув, что многие выступавшие на конференции отмечали дискуссионный характер проблемы присоединения России к ВТО.
Участники конференции обсудили широкий круг вопросов образовательной политики, в том числе такие как: финансирование, доступ на рынок образовательных услуг, аккредитация, качество образования, защита интеллектуальной собственности и др. Мнения участников разделились, однако большинство высказывались за необходимость достижения баланса между возможностями и обязательствами по либерализации торговли для целей экспорта образовательных услуг и возможными последствиями импорта образовательных услуг.
Т. Д. Подсыпанина
Российская ассоциация бизнес-образования