образовательных учреждениях среднего профессионального образования, с нашей точки зрения, можно выработать следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности применения данной образовательной технологии:
1) При составлении тестовых вопросов следует использовать практический опыт организаций, осуществляющих производственную деятельность по специальности, получаемой студентами;
2) Формулировка вопросов тестов должна быть лаконичной, информативной, не допускающей двусмысленности;
3) В целях развития критического мышления обучающихся оптимальным является наличие в одном и том же наборе тестов заданий с одним, несколькими вариантами правильных ответов и даже полным отсутствием правильных вариантов как таковых;
4) Вопросы тестов должны быть расположены последовательно, структурно и логически взаимосвязаны;
5) Желательно, что вопросы тестов носили проблемный характер, мотивирующих студентов не только к запоминанию пройденного материал, но и к применению аналитического мышления;
6) После завершения тестирования должна быть проведена работа над ошибками, а также обсуждение результатов с группой с выявлением достоинств и недостатков проделанной работы.
Список литературы
1. Попов А. В. Тестирование как метод контроля качества знаний студентов \\ Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2013. - № 1. - С. 283 - 286.
2. Чурина, К. В. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. - 2015. -№ 9 (89). - С. 1214-1217.
© Басов В. А., Фомичева Н. И., Никифоров И. Е., Шаипкина С. А., 2021
УДК 372.893
Борисов В.А.
преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
г. Белгород, РФ Борисова М.В. учитель истории МОУ «Северная СОШ №1» п. Северный, Белгородская область, РФ
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается опыт применения дистанционных форм обучения на базе двух уровней образования (в общеобразовательной школе и учреждении среднего профессионального образования), приведена характеристика положительных и отрицательных сторон использования различных методов, идей, площадок для организации эффективного дистанционного учебного процесса.
Ключевые слова
дистанционное обучение, метод, информационные технологии, школа, учреждение СПО.
Система образования в современной России находится на этапе постоянного реформирования и улучшения отдельных элементов. Современные требования образовательного учебного процесса
подразумевают широкое использование информационных коммуникативных технологий, личностно-ориентированного и системного подходов, внедрение элементов бережливого образования, усовершенствования имеющихся форм организации учебного процесса. Одной из таких форм, особенно широко использующей возможности информационных технологий является дистанционный формат обучения. В условиях событий весны - лета 2020 года и распространения эпидемии коронавирусной инфекции (covid-19) в нашей стране был совершен повсеместный переход к дистанционной форме обучения как в общеобразовательной в школе, так и в среднем профессиональном образовании. К особенностям такой формы обучения можно отнести:
Во-первых, отсутствие в большинстве случаев непосредственного зрительного и аудиального контакта между обучающимися и преподавателем, за исключением прямых включений в формате онлайн занятий.
Во-вторых, уменьшение контроля над выполнением заданий, работа с результатами учебной деятельности обучающихся.
В-третьих, использование широких источников информации обучения, как при подготовке занятий, так и при работе обучающихся в ходе их проведения.
Дистанционная форма обучения применительно к предметам обществознание и история в то же время выявила и ряд трудностей. В первую очередь это связано с самим характером этих предметов, где важно не только знать определенные исторические события, даты или определения, но и уметь правильно их объяснить, дать развёрнутый ответ с раскрытием причин, особенности или хода проведения, итогов, последствий и результатов [1, с. 51]. В ходе традиционного урока к подобного рода развернутому ответу обучающегося может подтолкнуть непосредственно сам преподаватель, при помощи уточняющих вопросов и работы с другими обучающимися, в дистанционном формате такой подход практически не используется. Ещё одной проблемой является возможность реальной оценки знаний обучающихся, поскольку например при письменном ответе, существует высокая вероятность использование одного и того же источника информации, не всегда вполне отражающего всестороннюю оценку какого-либо события или явления, а порой и прямое списывание одним обучающимся вариантов ответа другого. Определенным решением этих и других проблем стали специализированные площадки для обучения, предлагающие широкие возможности как для преподавателя (в области оценивания ответов и вариаций разработки занятий), так и для обучающихся. При этом используемые авторами площадки обладали системами контроля не позволяющими одним обучающимся видеть ответы других студентов или учеников.
Авторы данной статьи в своём опыте использовали различные платформы в которых наряду с положительными элементами были, конечно же, и недостатки, связанные с высокой нагрузкой на эти сервисы и отсутствием проработки некоторых элементов, что делало учебный процесс не вполне удобным и высокоэффективным. Так, в рамках обучения в общеобразовательной школе использовался портал «Виртуальная школа», в рамках учреждения СПО портал «moodle». Далее кратко опишем варианты улучшения формы занятий, исходя из работы в этих и других электронных площадках.
Во-первых, перед началом работы таких сложных системах необходимо произвести обучение, как преподавательского состава, так и студентов или учеников основам работы на определенной платформе и всем нюансам как технического, так и методического характера, связанным с данной работой.
Во вторых, на наш взгляд, в рамках предметов с широким распространением устных ответов учеников необходимо расширение, во всяком случае, для некоторых дисциплин вариантов использования прямых ответов учащихся в ходе прямого включения. Хотя эта проблема остается особенно актуальной в связи с недоступностью достаточно быстрого интернета в отдельных районах и населённых пунктах и с недостаточной разработанностью определённых платформ.
В-третьих, помимо проведения традиционных форм занятий и оценивания ответов обучающихся в виде конспектов или докладов, тестирования для проверки промежуточных знаний, необходимо более широкое внедрение различных методик, будь то использование видеофрагментов, презентаций, работы с документами, и так далее, что позволит разнообразить учебный процесс и более эффективно выполнить
задачи по обучению и воспитанию студентов и учеников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование дистанционной формы обучения в современных реалиях является достаточно приоритетным направлением. Но для улучшения и корректировки определённых проблем, возникающих как в теоретической части разработки занятий и их форм, так и в практической их реализации необходимо проводить усовершенствование данного подхода, постоянно повышая квалификацию преподавателей. Важным является и внедрение элементов распространяющихся на традиционную форму обучения как, например, технологий бережливого обучения для экономии времени, сил и творческого потенциала, как преподавателя, так и обучающихся. Тем более что дистанционный формат обучения включает в себя применение новейших форм и методов, связанных с использованием информационных технологий, хотя и требующих хорошего оборудования и высокоскоростного интернета. Однако при этом следует сказать, что дистанционная форма обучения не может полностью заменить традиционную, потому как процесс общения, непосредственного контакта преподавателя и обучающегося выступает центральным элементом для формирования знаний и умений, воспитания детей [2, с. 120].
Список использованной литературы:
1. Белянская М.Х. Дистанционное обучение в школе: реалии и перспективы // Социосфера. 2020. № 3. С. 49-52.
2. Блоховцова Г.Г., Волохатых А.С. Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки // Символ науки. 2016. №10-2. С. 119-121.
© Борисов В.А., Борисова М.В., 2021
УДК 372.893
Борисов В.А.
преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
г. Белгород, РФ
Борисова М.В.
учитель истории МОУ «Северная СОШ №1» п. Северный, Белгородская область, РФ
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
Аннотация
В данной статье рассматривается методика применения видеофрагментов в ходе проведения занятий по дисциплине «история», различные подходы по использованию фрагментов, как художественных фильмов, так и документальных. Затрагиваются вопросы организации дистанционного обучения с применением видеофрагментов, практические и теоретические основы проведения занятий с использованием видеоматериалов.
Ключевые слова
методика использования видеофрагментов, история, наглядные средства обучения,
кинематограф, кинохроника.
Несмотря на широкое распространение информационных средств обучения и достаточно долгую практику использования видеоматериалов на занятиях, современные условия диктуют всё более новые