4. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1981.
© Бойко Л. В., Лобанова Е.М., 2021
УДК-37
Борисов В.А.
преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
г. Белгород, РФ Борисова М.В. учитель истории МОУ «Северная СОШ №1» п. Северный, Белгородская область, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО
Аннотация
Данная статья призвана всесторонне раскрыть процесс внедрения технологий бережливого образования в методику организации разработки внеклассного мероприятия в учреждениях среднего профессионального образования. В рамках статьи будут проанализированы различные инструменты и подходы, ведущие к реализации методики бережливого образования на разных этапах осуществления внеклассной деятельности.
Ключевые слова
внеклассные мероприятия, бережливые технологии, бережливое образование, инструмент визуализации, система 5S.
Современный мир требует организации высокой эффективности рабочего и учебного процесса. Этому способствует и необычайно быстрый темп жизни, процессов которые происходят с людьми каждый день. Для эффективного и успешного выполнения различных функций, во всём мире распространены технологии бережливого производства, они находят свое применение не только в промышленности, но также в сфере услуг, в офисной работе и наконец, в образовании [3, с. 125].
В нашей стране системе бережливого образования отводится достаточно высокая роль, особенно в последнее время, связано это с необходимостью замены устаревших норм в области документооборота, организации учебного и вне учебного процесса, стандартизации и унификации отдельных элементов этих процессов. Организация эффективного рабочего места для уменьшения временных и физических затрат на различного рода деятельность педагога, связанную с образованием и воспитанием.
Внеклассные мероприятия призваны оказать воспитательное и образовательное воздействие на обучающихся. В ходе в данных мероприятий у студентов должны быть сформированы как образовательные умения, так и различные чувства и качества (патриотизма, причастности к историческим событиям, осознания своей роли в процессах, происходящих в современной России и так далее). Также немаловажную роль имеют метапредметные результаты, включающие в себя умения: выразительно преподнести информацию, пересказать какой-либо текст, осмыслить информацию, активное участие в различных формах работы, (так, в ходе мероприятия может использоваться как групповая так индивидуальная работа), прийти к определенным результатам и выводам и так далее.
Формирование подобных качеств, умений и навыков требует серьезной подготовки непосредственно самих мероприятий, при этом важным является исключение лишних элементов которые бы затягивали
процесс разработки и организации внеклассного мероприятия. В этих целях и применяются бережливые технологии в образовании, включающие в себя ряд элементов более подробно на нескольких из них, мы остановимся ниже.
Одним из таких элементов является визуализация «канбан», как средство организации подготовки внеклассного мероприятия. Так, уже на этапе разработки, необходимо выделить форму проведения мероприятия, необходимые приемы и методы, которые позволят решить ряд образовательных, воспитательных, развивающих задач. При этом особенно важным является либо схематическое, либо иллюстрационное изображение данных элементов мероприятия, с целью четкого представления всей цепи литературно-музыкальной композиции, тематического классного часа, олимпиады, научно-практической конференции и других видов мероприятий. Эта цепь включает в себя визуализацию цели задач, особенностей, хода, и результатов, причем эти звенья цепи должны быть понятны не только преподавателю, поэтому данные элементы необходимо сразу же соотносить с предполагаемыми участниками мероприятия (как его активными ведущими, так и с предполагаемой аудиторией).
Всё это позволит сэкономить часть времени и ресурсов для более эффективной организации. Так мы подходим ко второму элементу, а именно предотвращению потерь при подготовке мероприятия [2, а 221]. Этот инструмент логично вытекает из первого элемента и включает в себя отсутствие затрат на частое изменение сценария мероприятия или его повторное наполнение номерами, презентационный материалом, видеороликами, изменением состава участников, так как эти элементы в рамках процесса визуализации заранее продуманы и организованы в подробном ключе.
Несомненно, важной является система 5S включающая в себя сортировку, соблюдение порядка, содержания в чистоте рабочего места, стандартизацию и совершенствование рабочего места [4, а 137]. Далее раскроем в кратком ключе каждый из этих элементов применительно к разработке и организации внеклассных мероприятий. Так, уже первый элемент сортировка позволяет использовать в работе над мероприятием только необходимые инструменты, по большей части отказываясь от бумажных носителей информации и используя информационные средства для представления участникам будущего мероприятия, их роли и плана работ так и для возможных репетиций особенно сложных элементов будущего мероприятия.
Второй элемент соблюдения порядка позволяет преподавателю с достаточно высокой эффективностью и без больших затрат времени переходить от одной задачи к другой не путаясь в системе папок на компьютере или на своём рабочем месте, этим самым демонстрировать высокую продуктивность и качество своей повседневной деятельности.
Содержание в чистоте позволяет решать те же проблемы, при этом дополняя их необходимыми мерами гигиенической составляющей и безопасности рабочего места, что особенно важно в условиях учебного заведения.
При этом необходимо не забывать о совершенствовании рабочего места, обновление программного обеспечения, использование новых технологии позволяющих усовершенствовать подходы к организации внеклассных мероприятий, что особенно актуально в последнее время с широким использованием дистанционного формата в образовании и воспитании. Современные реалии, несомненно, требуют от нас постоянного совершенствования как профессионального, так и в рамках рабочего места [4, а 139].
Подводя итог, хотелось бы обратиться к результатам использования бережливого образования в сфере разработки и подготовки внеклассных мероприятий. Прежде всего, такой подход позволяет сильно сэкономить время и моральные а также физические ресурсы преподавателя, уменьшить работу по корректировке, переделыванию уже подготовленных мероприятий. Бережливые технологии в образовании позволяют отказаться от широкой бумажной работы и более эффективно использовать информационные технологии, при этом сами участники организации подготовки данных мероприятий более ясно представляется себе стоящие перед ними цели и задачи, (ведь они являются визуализированными) и более эффективно идут к их выполнению.
Ещё одним важным элементом является стандартизация процесса разработки качественного внеклассного мероприятия, при этом, конечно же должна оставаться творческая составляющая которая
будет указывать на неординарность разработки, её высокую значимость в плане раскрытия морально-психологических и душевных качеств у обучающихся. Тем самым, бережливое образование не сводит разработку и организацию внеклассного мероприятия к стандартизированной и строгой процедуре, которая лишает внеклассные мероприятия их самого главного направления воспитывающего (ведь главной целью является воспитание будущих граждан России, любящих свою Родину, её историю, достижения и традиции). Но всего лишь позволяет эффективно решать те методические и организационные вопросы, которые встают перед каждым преподавателем при подготовке, организации и проведении стандартного внеклассного мероприятия, что, несомненно, сэкономит его время и силы для более эффективного решения других задач.
Список использованной литературы:
1. Букреева Л.М. Применение lean технологии в образовании / Л. М. Букреева // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей по материалам XXVI международной научно-практической конференции (г. Пенза, 25 сентября 2019 г.). - Пенза, 2019. - С. 158-161.
2. Волкова И.А. Повышение качества образования на основе применения бережливых технологий / И.А. Волкова // Новые технологии оценки качества образования: сборник статей по материалам XI Форума экспертов в сфере профессионального образования. - Москва, 2016. - С. 219-225.
3. Кузина В.С. Бережливые технологии / В.С. Кузина, Е.П. Трошина // Формирование профессиональной направленности личности специалистов - путь к инновационному развитию России: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 21-22 ноября 2019 г.). - Пенза, 2019. - С. 123-126.
4. Магомедова Д.С. Внедрение бережливого производства в образовательный процесс / Д.С. Магомедова, З.А. Бекбулатова // Научно-практические исследования. - 2020. - №5-2(28). - С. 135-139.
© Борисов В.А., Борисова М.В., 2021
УДК-37
Борисов В.А.
преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
г. Белгород, РФ
Борисова М.В.
учитель истории МОУ «Северная СОШ №1» п. Северный, Белгородская область, РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В рамках данной статьи проведен анализ организации и реализации научно-исследовательской деятельности на двух ступенях образования (в общеобразовательной школе и учреждении среднего профессионального образования). Рассмотрены основные моменты, проблемы по этому вопросу и пути их решения.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность, бережливые технологии, дистанционное обучение,
доклад, научно-исследовательская работа.