ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2022. № 4(8). С. 13-21 Pedagogical perspective. 2022; 4(8): 13-21.
Научная статья
УДК 373.2
Ьар8:/Мо^о^/10.55523/27822559_2022_4(8)_13
ДИСПЕТЧЕРСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
О.Б. Пирожкова10, Г.Ю. Олефирова20
1,2 Детский сад комбинированного вида «Сказка», Краснодар, Россия
Аннотация. Представлена модель диспетчерского консультирования родителей в вопросах образования, воспитания, социализации и развития детей в условиях консультационного центра детского сада. Приведён анализ обращений родителей, выделены их дефициты в области воспитания и развития личности ребёнка. Описаны цели, задачи и механизмы деятельности диспетчерской службыконсультационногоцентра,алгоритмдеятельностиконсультанта-диспетчера. Сделаны выводы, подтверждающие использование новых подходов в организации диспетчерского консультирования родителей.
Ключевые слова: консультационный центр, дошкольная образовательная организация, диспетчерское консультирование
Для цитирования: Пирожкова О.Б., Олефирова Г.Ю. Диспетчерское консультирование как механизм сопровождения родителей в вопросах развития и воспитания детей // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 13-21. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_13
DISPATCH CONSULTING AS A MECHANISM FOR ACCOMPANYING PARENTS IN THE DEVELOPMENT AND UPBRINGING OF CHILDREN
O.B. Pirozhkova10, G.Yu. Olefirova20
1,2 Kindergarten of combined type «Skazka», Krasnodar, Russia
Abstract. A model of dispatching counseling for parents in matters of education, upbringing, socialization and development of children in the conditions of a kindergarten consultation center is presented. The analysis of parents' appeals is given, their deficits in the field of education and development of the child's personality are highlighted. The goals, objectives and mechanisms of the activity of the dispatching service of the consulting center, the algorithm of the activity of the consultant-dispatcher are described. Conclusions are drawn confirming the use of new approaches in the organization of dispatching counseling for parents.
Keywords: counseling center, preschool educational organization, dispatch counseling For citation: Pirozhkova O.B., Olefirova G.Yu. Dispatch consulting as a mechanism for accompanying parents in the development and upbringing of children Pedagogical perspective. 2022; 4(8): 13-21. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_13 (In Russ.).
© Пирожкова О.Б., Олефирова Г.Ю., 2022
13
В нормативных документах Российской Федерации в сфере образования чётко обозначены права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В частности, они должны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. При этом очевидным является то, что для его всестороннего развития необходимо взаимодействие семьи и образовательной организации. Это взаимодействие должно стать равноправным, творческим, заинтересованным и конструктивным, ориентированным на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание родителям методической, психолого-педагогической и консультационной помощи.
Право получения родителями подобной помощи закреплено пунктом 3 статьи 64 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», предлагающим в качестве одного из вариантов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи обращение родителей в консультационные центры, созданные на базе образовательных учреждений.
Благодаря федеральному проекту «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2022 году в 59 субъектах Российской Федерации уже работают 167 консультационных центров, оказывающих поддержку гражданам по любым вопросам воспитания и обучения детей. Проект направлен на создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, путём предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи
детей, оставшихся без попечения родителей.
Наибольшее распространение получили консультационные центры, созданные на базе дошкольных образовательных организаций. Создание таких центров и осмысление опыта их работы вызывает активный интерес учёных и практиков. Рассматриваются общие вопросы деятельности консультационных центров [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.], их деятельность по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья [7; 8; 9 и др.], опыт работы конкретных дошкольных образовательных организаций в данном направлении [10; 11; 12 и др.] и т.д.
Консультационные центры выполняют определённые функции, которые позволяют родителям получить своевременную и качественную помощь:
- информационная предполагает информирование родителей в соответствии с темой запроса;
- диагностическая способствует проведению мероприятий по диагностике развития ребёнка, определению перспективных путей развития, диагностике семейных взаимоотношений;
- консультативная подразумевает проведение консультаций с родителями по обозначенной проблематике;
- координационно-организационная способствует организации деятельности по оказанию помощи родителям ребёнка, координации действий педагогов консультационного центра;
- аналитическая даёт возможность изучать и оценивать особенности социальной среды, анализировать проблемы оказания помощи детям;
- методическая нацелена на разработку методического обеспечения деятельности консультационного центра, оказания методической помощи педагогам консультационного центра.
Основной формой взаимодействия консультационных центров с гражданами является предоставление разовой помощи «в форме индивидуального дис-
петчерского или содержательного консультирования, опроса с обратной связью по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации ребёнка получателя услуги; планирования действий граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей; проведения просветительских мероприятий для родительского сообщества» [13].
При этом 57% обращений происходит в очном формате, что свидетельствует о том, что несмотря на развитие цифровой образовательной среды и дефицит временных ресурсов, «живое» взаимодействие остаётся по-прежнему востребованным.
Наибольшее количество обращений (59%) приходит от родителей дошкольников, поскольку перед ними стоят непростые задачи по формированию у ребёнка знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастом; по развитию задатков, способностей, в том числе творческих и интеллектуальных, формированию личностных качеств, способствующих социализации ребёнка, сохранению здоровья и формированию основ здорового образа жизни.
Необходимо подчеркнуть, что содержание обращений свидетельствует о недостаточной компетентности совре-
По результатам ежегодного мониторинга деятельности консультационных центров, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации, большая часть обращений родителей связана с возрастными и индивидуальными особенностями развития ребёнка, организацией образовательного процесса, межличностной коммуникацией (таблица).
менных родителей в вопросах педагогики, психологии, физиологии и других областях знаний, связанных с воспитанием и образованием ребёнка дошкольного возраста.
Всё вышесказанное свидетельствует о сохраняющейся актуальности рассмотрения опыта работы конкретных консультационных центров.
Представим один из аспектов организации деятельности в этом направлении в детском саду комбинированного вида «Сказка» г. Краснодар. Консультационный центр в нём был создан в 2019 году с целью обеспечения условий для повышения компетентности родителей, а также граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без родителей, в вопросах образования, воспитания, социализации и развития детей. Центр оказывает все виды услуг: содержательное консульти-
Таблица
Тематика обращений в консультационные центры субъектов Российской Федерации (по результатам мониторинга 2022 г.)
Тематика Количество обращений
Возрастные и индивидуальные особенности развития ребёнка 388 580
Организация образовательного процесса 210 504
Вопросы межличностной коммуникации 183 804
Сопровождение развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью 143 412
Вопросы правового характера, связанные с воспитанием и обучением детей (в т.ч. вопросы получения пособий) 52 174
Вопросы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устройства детей в семьи приёмных родителей, опекунов, усыновителей 14 232
рование; диспетчерское консультирование; опрос с обратной связью по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации ребёнка; проведение просветительских мероприятий для родительского сообщества.
Поскольку наибольшая часть услуг приходится на диспетчерское консультирование опишем более подробно опыт организации работы в данном направлении.
У родителей наблюдается информационный голод, отсутствует ориентация как в большом информационном пространстве, так и на новом месте. Очень часто они испытывают дефициты в области поиска специалиста для индивидуальной, чаще всего коррекци-онной, работы с ребёнком, трудности в вопросах организации образовательного процесса, взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, интеллектуального, речевого и физического развития. Востребованной также является правовая информация, вопросы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поиск механизмов решения этих проблем актуализировал создание системы диспетчерского консультирования, которая предполагает дистанционное (телефон, скайп) и очное
Анализ обращений, проведённый в ходе разработки модели диспетчерского консультирования, показал, что в связи с ежегодным увеличением численности населения Краснодара в основе проблем родителей, проживающих в городе, чаще всего лежит противоречие между желанием использовать консультационный потенциал региона и отсутствием чёткой навигации по возникающим видам запросов (рисунок 1).
консультирование и основывается на дополняющих друг друга консультационной и психолого-педагогической моделях, представленных на рисунке 2.
Цель консультационной модели -обеспечение получения информации справочного характера; психолого-педагогической - информирование по получению психолого-педагогической и методической помощи. Цель всей системы диспетчерского консультирования - маршрутизация, навигация родителей в решении их запросов.
Созданная диспетчерская служба, прежде всего, выполняет задачи «горячей линии». Поэтому очень важным является распределение потоков обращений и оперативная маршрутизация действий родителей по обозначенной проблеме.
В разработанной системе выделено четыре линии диспетчерского консультирования. Задача диспетчера перово-
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ:
избытком информациииневозможностьюразобраться быстро иэффективно
ежегоднымувеличением численностинаселения (миграционныепроцессы), желанием использовать консультационный потенциалрегиона иотсутствием четкой навигации по всем видам запросов
ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНО ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
2---------- з--------4------5
Недостаточная | компетентность I
I Информационный
родителя в области. | Не знаю, как, почему
голод Не знаю, где
\ Отсутствие ориентации в \ j Отсутствие I большом информационном м ориентации
на новом месте
Не понимаю, что правильно Что, где, когда?
Поиск высококвалифицированных -специалистов. _| Кто?
Рисунок 1. Проблемы, возникающие у родителей, обращающихся в консультационный центр
Пирожкова О.Б., Олефирова Г.Ю. Pirozhkova O.B., Olefirova G.Yu.
Диспетчерское консультирование как механизм Dispatch consulting as a mechanism for accompanying
сопровождения родителей ... parents in the development and upbringing of children
Рисунок 2. Функциональная модель системы диспетчерского консультирования
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
РЕЗУЛЬТАТ: МАРШРУТИЗАЦИЯ
ЦЕЛЬ: ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ СПРАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ЦЕЛЬ: ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ПСИХО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОЧНО
го уровня - первичное информирование и определение при необходимости диспетчера-консультанта второй или третьей линии для маршрутизации по психолого-педагогической либо методической помощи (рисунок 3). Если вопрос должен решаться с участием сете-
вых партнёров, то диспетчеры второй и третьей линий соединяют родителей с диспетчером четвёртой линии. Это позволяет быстро и эффективно распределять поток запросов родителей по специалистам консультационного центра и социальным партнёрам.
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Цель:
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ СПРАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА
о 45
SI"
Is
1 линия - ДИСПЕТЧЕР
ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
* s i
ге с Е
ге с; 10 =т
S-=="S О «5 л У « о° 4
3 линия -ДИСПЕТЧЕР-КОНСУЛЬТАНТ
2 линия - ДИСПЕТЧЕР-КОНСУЛЬТАНТ
tt
4 линия - ДИСПЕТЧЕР-КОНСУЛЬТАНТ
Цель:
ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
s <и S
1 ^ с
™ Ш о >S | g. ° g
^ х s О
т I ™ %
а. о s
о £1?
С О
IS*
S CU J3
i >■ S ш
з s I ^ &
* § s I
я 1 3 |™
й- о о с
-в- с S
I О О
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Рисунок 3. Организационная модель системы диспетчерского консультирования
Для обеспечения необходимого качества и скорости работы консультанта-диспетчера необходимо было составить набор инструкций, описывающих порядок его действий для достижения результата за конечное число шагов. При его разработке учитывались основные требования к таким алгоритмам:
- дискретность - конечное число шагов, для выполнения каждого из которых требуется конечный отрезок времени;
- определённость - в каждый момент времени следующий шаг однозначно определяется состоянием системы, а значит для одинаковых исходных данных обеспечивается одинаковый результат;
- понятность - алгоритм содержит только те команды, которые известны и доступны исполнителю;
- конечность - при корректно заданных исходных данных результат достигается за конечное число шагов;
- универсальность - алгоритм применим к любым допустимым наборам исходных данных;
- результативность - выполнение алгоритма завершается получением определённых результатов.
Построенный нами алгоритм представляет собой семь основных шагов в работе диспетчера-консультанта: приветствие - открытый вопрос родителя - выявление запроса - повтор обращения - уточнение - рекомендации - подведение итогов. В зависимости от ситуации, возникшей при беседе с родителями, он может дополняться дополнительными шагами, например: при отсутствии открытого вопроса родителя - побуждением его к этому вопросу; при психологической неготовности родителя к общению - побуждение к разговору, поддержка и расположение к собеседнику-консультанту. Схематично данный алгоритм представлен на рисунке 4.
Открытый вопрос родителя
Не готов к общению
1
Приветствие
Отсутствие открытого вопроса родителя
3
Выявление вопроса
Побуждение к открытому вопросу
Подведение итогов
4
Повтор обращения
5
6
..........•
Рекомендации
Побуждение к разговору
Уточнение
Рисунок 4. Алгоритм работы диспетчера-консультанта
Составленный пошаговый план действий позволяет собрать опорные фразы и речевые модули для взаимодействия с родителями. В зависимости от тематики обращения было разработано более 10 вариантов сценариев (скриптов), которые позволяют консультанту быстро ориентироваться в различных ситуациях.
Кроме того, эргономичность взаимодействия обеспечивается использованием стенограмм для фиксации разговора, примеры которых приведены на рисунке 5.
универсального алгоритма работы консультантов-диспетчеров. Основными направлениями совершенствования деятельности консультационного центра являются развитие сетевого партнёрства, трансформация видов консультационной помощи, увеличение количества категорий граждан, обращающихся в консультационный пункт и т.д.
Построенная таким образом система позволила решить проблему быстрой навигации по возникающим видам запросов и оказания родителям «скорой» консультативной помощи.
В заключение отметим, что система диспетчерского консультирования предполагает, прежде всего, открытость и готовность к постоянным изменениям. Возможность её развития определяется взаимодополняемостью консультационной и психолого-педагогической моделей, многолинейностью диспетчерской службы, построением
Создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования, воспитания, социализации и развития детей требует постоянного совершенствования форм, подходов и технологий. Поэтому поиск новых механизмов поддержки и сопровождения семьи в воспитании ребёнка остаётся актуальной проблемой науки и практики современного образования.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ СТЕНОГРАММЫ
СТЕНОГРАММА К СКРИПТУ №2
СТЕНОГРАММА К СКРИПТУ №1
Ш^у V hi
СТЕНОГРАММА К СКРИПТУ №3
Рисунок 5. Стенограммы консультаций
Список литературы
1. Задворная М.С. Исследование качества деятельности консультационных центров, функционирующих в дошкольных образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 95-100.
2. Курносова С.А. Показатели лучших практик субъектов Российской Федерации по организации центров оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 6. С. 49-52.
3. Левшина Н., Санникова Л., Юревич С. Консультационные центры как средство сопровождения дошкольного семейного образования // Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С. 4-11.
4. Самоходкина Л.Г., Сологубова Н.В. Консультативный центр в условиях дистанта // Дошкольное воспитание. 2021. № 9. С. 52-55.
5. Сологубова Н.В., Голуб Н.А. Траектория взаимодействия консультационных центров Краснодарского края с родителями при реализации проекта «Современная школа» // Кубанская школа. 2022. № 1. С. 83-87.
6. Цыганкова Н.И., Попова А.В. Опыт деятельности консультационных центров для родителей детей дошкольного возраста в Санкт-Петербурге // Непрерывное образование. 2020. № 4(34). С. 52-54.
7. Корчагина С.В. Организация деятельности консультационного центра для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, воспитывающихся в семье // Вопросы педагогики. 2020. № 8-1. С. 37-43.
8. Рахимова О.К. Ресурсы консультационного центра дошкольной образовательной организации для интегрированного сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2021. № 3. С. 18-20.
9. Яковлева Г.В. Консультационный центр для родителей детей с ОВЗ: организация и особенности содержания деятельности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 3. С. 41-46.
10. Базарова Е.Г., Убогаева Л.М., Никитина Э.В. Управление организацией консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4-1. С. 246-255. https://doi.org/10.34670/AR.2019.45.4.023
11. Дурнева Т.В., Колыбелкина Т.В. Опыт работы ДОО по созданию центра психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2020. № 3(16). С. 19-24.
12. Мокроусова И.В. Основные направления деятельности консультационного центра на базе сельского детского сада // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 3(47). С. 77-82.
13. Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 10 августа 2021 г. № Р-183 // Минпросвещения России: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ d440ceff3b490e4d0e6bbe32ed98d8e5/ (дата обращения: 01.11.2022).
References
1. Zadvornaya M.S. Study of the quality of activities of consulting centers operating in preschool educational organizations. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; 67-1: 95-100. (In Russ.).
2. Kurnosova S.A. Indicators of the best practices of the constituent entities of the Russian Federation in organizing centers for the provision of psychological, pedagogical, diagnostic and advisory assistance to parents with preschool children. Munitsipalnoye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment. 2017; 6: 49-52. (In Russ.).
3. Levshina N., Sannikova L., Yurevich S. Consulting centers as a means of supporting preschool family education. Doshkolnoye vospitaniye. 2018; 6: 4-11. (In Russ.).
4. Samohodkina L.G., Sologubova N.V. Consultative center in conditions of distance. Doshkolnoye vospitaniye. 2021; 9: 52-55. (In Russ.).
5. Sologubova N.V., Golub N.A. The trajectory of interaction between the consultation centers of the Krasnodar Territory with parents in the implementation of the project "Modern School". Kubanskaya shkola. 2022; 1: 83-87. (In Russ.).
6. Tsygankova N.I., Popova A.V. Experience of consulting centers for parents of preschool children in St. Petersburg. Nepreryvnoye obrazovaniye. 2020; 4(34): 52-54. (In Russ.).
7. Korchagina S.V. Organization of the activities of a consultation center for parents of children with disabilities and children with disabilities brought up in the family. Voprosy pedagogiki. 2020; 8-1: 37-43. (In Russ.).
8. Rakhimova O.K. Resources of the consulting center of a preschool educational organization for integrated support of families with children with disabilities and disabilities. Vestnik GOU DPO TO «IPK i PPRO TO». Tul'skoye obrazovatelnoyeprostranstvo. 2021; 3: 18-20. (In Russ.).
9. Yakovleva G.V. Consulting center for parents of children with disabilities: organization and features of the content of activities. Vospitaniye i obucheniye detey s narusheniyami razvitiya. 2019; 3: 41-46.
10. Bazarova E.G., Ubogaeva L.M., Nikitina E.V. Management of the organization of consulting assistance to parents with children of preschool age // Pedagogicheskiy zhurnal. 2019; 9(4-1): 246-255. https://doi.org/10.34670/AR.2019.45.4.023(In Russ.).
11. Durneva T.V., Kolybelkina T.V. The experience of the preschool educational institution in creating a center for psychological, pedagogical, diagnostic and consulting assistance to parents. Traditsii i novatsii v doshkolnom obrazovanii. 2020; 3(16): 19-24. (In Russ.).
12. Mokrousova I.V. The main activities of the consulting center on the basis of a rural kindergarten. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully. 2018; 3(47): 77-82. (In Russ.).
13. On the approval of guidelines for the provision of services of psychological, pedagogical, methodological and consulting assistance to parents (legal representatives) of children, as well as citizens wishing to take up children left without parental care in their families, within the framework of the federal project «Modern School» national project «Education»: rasporyazheniye Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii, August 10, 2021 № R-183. Minprosveshcheniya Rossii: sait. Available at: https://docs. edu.gov.ru/document/d440ceff3b490e4d0e6bbe32ed98d8e5/ (Accessed November 01, 2022). (In Russ.).
Информация об авторах
Ольга Борисовна Пирожкова - кандидат педагогических наук, заместитель заведующего детского сада комбинированного вида «Сказка» города Краснодар.
Галина Юрьевна Олефирова - старший воспитатель детского сада комбинированного вида «Сказка» города Краснодар.
Information about the authors
Olga B. Pirozhkova- Candidate of Sciences (Education), The Kindergarten of the combined type «Skazka», Deputy Head
Galina Yu. Olefirova - The Kindergarten of the combined type «Skazka», senior teacher
Статья принята в редакцию 16.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 07.12.2022.
The article was submitted 16.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 07.12.2022.