Научная статья на тему 'Дисперсеры маркированности как инструменты репрезентации концептов экономического мышления'

Дисперсеры маркированности как инструменты репрезентации концептов экономического мышления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНЦЕПТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ДИЛЛИТИЗАТОРЫ МАРКИРОВАННОСТИ / ДИФФУЗОРЫ МАРКИРОВАННОСТИ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Дмитрий Эдуардович

Одним из наиболее важных атрибутов концептов экономического мышления в средствах массовой информации являются так называемые дисперсеры маркированности, функциональным определением которых является рассеивание маркеров внутри журналистского материала. В данной статье мы пытаемся прояснить вопрос с их разновидностями диллитизаторами и дуффузорами маркированности, оказывающими влияние, как на сущностные характеристики журналистского текста, так и на процесс формирования экономического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисперсеры маркированности как инструменты репрезентации концептов экономического мышления»

ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ПРАВО И СМИ

Д. Э. Коноплев

ДИСПЕРСЕРЫ МАРКИРОВАННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Одним из наиболее важных атрибутов концептов экономического мышления в средствах массовой информации являются так называемые дисперсеры маркированности, функциональным определением которых является рассеивание маркеров внутри журналистского материала. В данной статье мы пытаемся прояснить вопрос с их разновидностями - диллитизаторами и дуффузорами маркированности, оказывающими влияние, как на сущностные характеристики журналистского текста, так и на процесс формирования экономического мышления.

Ключевые слова: контекстная маркированность, экономическое мышление, концепт экономического мышления, диллитизаторы маркированности, диффузоры маркированности, массовая коммуникация.

В процессе формирования и реализации экономического мышления происходит не только формирование и изменение индукторов, но и дисперсия маркированности в тексте, которая может протекать в виде двух основных сценариев.

Диллитизаторы маркированности - растворяют маркированность в точке зрения автора. Как правило, автор обозначает сходство событий и фактов с другими событиями и явлениями («Как в 1998 году», «напоминает банковский кризис 2004 года» и так далее). Фактически акцент смещается с изложения фактов на авторские (или экспертные) впечатления.

Диффузоры маркированности - инструменты превращения маркера в выхолощенный термин, нарушение понимания той или иной словоформы. Диффузоры маркированности по своим внешним характеристикам с точки зрения динамических процессов похожи на индукторы, когда явление становится широко употребляемым и теряет первоначальное содержательное наполнение.

Между тем, диллитизаторы и диффузоры являются не индукторами, а дисперсерами маркированности. Индукторы маркированности фактически выполняют маркирующую функцию и непосредственно связаны с контекстной маркированностью, в то время как дисперсеры маркированности являются атрибутом маркированного текста. На уровне внутретекстовых сценариев дисперсеры могут быть представлены как логический вариант индукторов в качестве последующей ступени.

Диллитизаторы маркированности могут быть реализованы через три основных сценария.

Во-первых, через сравнение, когда не всегда очевидная аналогия становится атрибутом экономической картины реальности. Такого рода сравнения, как правило, относятся к проводимым в журналистском тексте историческим параллелям, верификация которых с позиции аудитории либо затруднена, либо представляет собой в значительной степени трудоемкий процесс.

Так, например, в материале Елены Гостевой «Лето-2004. Банковский кризис» («Известия», 23 июня 2004), читаем: «Надо признаться, что все это мы уже проходили. Перед кризисом 1998 года многие банки, которых уже нет с нами, просили депонировать сумму вклада в банке на две недели после окончания срока договора. Да только это не спасло ни банки, ни вкладчиков. Если банк не в состоянии выдать вклад - это явно свидетельствует о том, что в банке нет на это денег. А стоит ли хранить деньги в банке, который не может вернуть вклад по первому требованию - это уж решать каждому вкладчику персонально. На свой страх и риск».

Автор фактически приравнивает описываемую в тексте ситуацию с кризисным 1998 годом, предполагая, что развитие событий пойдет по уже отработанному сценарию. При этом мы не можем по одному представленному сравнению судить - насколько корректно сравнивать масштабный межотраслевой кризис 1998 года и проблемы, возникшие у ряда банков в 2004 году.

Во-вторых, через противопоставление, когда поляризация не всегда противоположных вещей становится атрибутом экономической картины реальности. Так, например, в публикации Владислава Иноземцева «Удар мимо цели? Ожидания Запада и реальные потери России от

санкций» («Аргументы и факты», №49, 3 декабря 2014) автор противопоставляет санкции, введенные против России в начале XX века и в 2014 году: «Нынешние антироссийские санкции несравнимы и с ситуацией 95-летней давности, когда 10 октября 1919 г. Совет Антанты принял решение о полной блокаде Советской России. Запрещались любые торговые отношения, не говоря уже о кредитах. Окончательно блокаду сняли только в 1925 г. Сейчас ситуация другая. Нам не угрожает полная блокада со стороны даже одного государства - вроде той, что в 1960-1962 гг. США ввели против Кубы, объявив о бойкоте всего её экспорта и аресте её активов».

При этом автор не дает оценки интеграции России в мировую экономику и ее зависимости от внешних рынков, которая значительно увеличилась по сравнению с 1919 годом. В представленном тексте сам факт введения санкций против России в данный исторический период рассматривается как нечто не столь значимое в сравнении с предшествовавшей историей межгосударственных торговых ограничений. Очевидно, что такой подход служит явным выражением растворения маркированности в точке зрения автора и является инструментом диллитизации.

В-третьих, диллитизация реализуется через фактологический подбор или фактологическое просеивание, когда по определенным причинам отбираются только факты, подходящие под излагаемую позицию. Такой текст, как правило, отличается линейностью изложения и непротиворечивостью. В некоторых случаях, он может уравниваться комментариями экспертов, высказывающих другую точку зрения, либо кратким пересказом позиции, которую автор не разделяет.

Отдельного внимания заслуживают диффузоры маркированности, превращающие те или иные понятия и словоформы в выхолощенный термин и изменяющие его значение вплоть до противоположного. Как и в случае с индукторами маркированности, лексическая диффузия происходит поэтапно, с использованием близких по смыслу терминологических цепочек, которые в процессе трансформации усиливают рекурсию значения от исходного термина к конечному термину.

В данном случае можно воспринимать рекурсию как лингвистическую универсалию, подразумевая под ней процедуру, которая может содержать вызов других процедур или функций. В том числе процедура может вызвать саму себя. Рекурсионное действие в процессе диффузии маркированности заложено в саму схему употребления определенных понятий, которые утрачивают базовый лексический смысл в определенном контексте. Поскольку происходит подобное лексическое размывание, тот или иной термин с каждым этапом сводится к более простому понятию. Каждый из таких этапов мы предлагаем называть шагом рекурсии. Некоторые диффузоры маркированности отличаются цикличностью, когда термины на определенном этапе возвращаются к исходному значению, после чего процесс начинается снова. В таком случае рекурсия может быть рассмотрена как ориентированный граф.

Ориентированный граф фактически является последовательностью этапов, которые имеют очевидное направление и замкнуты в конечной/начальной точке. Такая ситуация может быть представлена как цикл диффузора маркированности. Характерным примером такого рода явления может служить следующая схема:

/■ дефолт (6) \

V У

обвал рубля (5)

Словосочетания, расположенные слева, по мере перехода от позиции 1 к позиции 4 утрачивают свое прямое значение и все в большей степени означают обвал рубля. Фактически происходит рекурсия - для обозначенных терминов порождаются вложенные конструкции вида «...означающая обвал рубля» (Валютные колебания, означающие обвал рубля, мягкая девальвация, означающая обвал рубля и так далее). Когда пройдены все этапы превращения маркера в выхолощенный термин, происходит переход к понятию, которое и подразумевалось на всех предыдущих этапах с большей или меньшей степенью проявленности. В данном случае цикл не заканчивается на этом понятии и проходит еще через один этап, чтобы затем замкнуться на исходном термине, к которому возвращается прямое лексическое значение. Последовательная реализация подобной схемы в журналистских материалах, посвященных экономической тематике на протяжении всех российских финансовых кризисов - от 1992 до 2014 года, означает, что диффузоры маркированности могут существовать в рамках подобных циклов десятилетиями, приспосабливаясь под конкретные исторические обстоятельства.

Таким образом, в процессе массовой коммуникации возникают определенного рода коммуникативные повторы, которые не только имеют тождественные параметры логического построения, но и сходные принципы реализации маркированности. Что, в конечном счете, приводит к возникновению последовательного механизма формирования экономического

мышления у потенциальной аудитории средств массовой информации.

Список литературы:

1. Ахо, А. Построение и анализ вычислительных алгоритмов [Текст] / А. Ахо, Дж. Хоп-крофт, Дж. Ульман. - М.: Мир, 1979.

2. Берталанфи, Л. Общая теория систем критический обзор [Текст] / Л. Берталанфи // Исследования по теории систем. - М., 1969.

3. Быстрянцев, С. Особенности концептуализации социологического знания в социально-политических исследованиях [Текст] / С. Быстрянцев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

4. Кормен, Т. Алгоритмы: построение и анализ [Текст] / Т. Кормен, Ч. Лейзерсон, Р. М. Ривест. - М.: МЦНМО, 1999.

5. Coleman, J. Foundation of Social Theory [Text] / J. Coleman. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.

6. Hesse, M. Models and Analogies in Science [Text] / M. Hesse. - London, 1960.

7. Heyne, P. Economic Way of Thinking [Text] / P. Heyne. - Prentice Hall, 2009.

8. Mackie, T. The Comparative Method [Text] / T. Mackie, D. Marsh // Theory and Methods in Political Science. - London: Macmillan Press LTD, 1995.

9. Rescher, N. Methodological Pragmatism [Text] / N. Rescher. - Oxford, 1977.

10.Szenberg, M. Secrets of Economics Editors [Text] / M. Szenberg, L. Ramrattan, R. Solow. -The MIT Press, 2014.

D. E. Konoplev

LABELING DILUTERS AND DIFFUSERS AS INSTRUMENTS OF REPRESENTATION OF THE CONCEPT OF ECONOMIC THINKING

One of the most important attribute of the concepts of economic thinking in the media is so-called dis-persery labeling, which is the functional definition of dissipation markers within the journalistic material.

In the process offormation and implementation of economic thinking is not only the formation and change of inductors, but also the labeling dispersion in the text, which can occur in two main scenarios.

Labeling diluters dissolve labeling in the author point of view. As a rule, the author refers to the similarity offacts and events with other events and phenomena. In fact, the emphasis shifts from narrative to the author (or expert) experience.

Labeling diffusers can be presented as tools of transformation marker in watered-down term violation of the understanding of a particular word form. Labeling diffusers in their external characteristics in terms of dynamic processes looks like inductors, when the phenomenon becomes widely used, and loses its original informative content.

In this article, we try to clarify the issue with their varieties - labeling diluters and labeling diffusers affects both the intrinsic characteristics ofjournalistic text, and in the process offormation of economic thinking.

Keywords: context labeling, economic way of thinking, economic way of thinking concept, dispers-ery labeling, labeling diluters, mass communication.

References

1. Akho, A., Khopkroft, J. and Ul'man, J. (1979) Postroyeniye i analiz vychislitel'nykh algoritmov [=Design and analysis of computer algorithms]. Moscow, Mir. (In Russ.).

2. Bertalanfi, L. (1969) Obshchaya teoriya sistem kriticheskiy obzor [=General systems theory], in: Issledovaniyapo teorii sistem [=Critical review of studies on the theory of systems]. Moscow. (In Russ).

3. Bystryantsev, S. (2008) Osobennosti kontseptualizatsii sotsiologicheskogo znaniya v sotsial'no-politicheskikh issledovaniyakh [=Features conceptualization of sociological knowledge in the social and political studies]. Sankt-Peterburg, Izd-vo SPbGUEF. (In Russ.).

4. Kormen, T., Leyzerson, C. and Rivest, R. (1999) Algoritmy: postroyeniye i analiz [introduction to Algorithms]. Moscow, MTSNMO. (In Russ.).

5. Coleman, J. (1990) Foundation of Social Theory. Cambridge, MA: Harvard University Press.

6. Hesse, M. (1960) Models and Analogies in Science. London.

7. Heyne, P. (2009) Economic Way of Thinking. Prentice Hall.

8. Mackie, T. and Marsh, D. (1995) The Comparative Method, in: Theory and Methods in Political Science. London, Macmillan Press LTD.

9. Rescher, N. (1977) Methodological Pragmatism. Oxford.

10.Szenberg, M., Ramrattan, L. and Solow, R. (2014) Secrets of Economics Editors. The MIT Press.

Коноплев Дмитрий Эдуардович - преподаватель кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета, кандидат филологических наук.

dmitrijkonoplev@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.