Научная статья на тему 'Группировка косистентных индукторов маркированности как базовый процесс построения концептов экономического мышления'

Группировка косистентных индукторов маркированности как базовый процесс построения концептов экономического мышления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНЦЕПТ ЭКОНО-МИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / СИТУАТИВНЫЕ ИНДУКТОРЫ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ ИНДУКТОРЫ / КОНСИСТЕНТНЫЕ ИНДУК-ТОРЫ / КОНСТАНТНЫЕ ИНДУКТОРЫ / ИНДУКТОР МАРКИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Д.Э.

Формирование концептов экономического мышления в средствах массовой информации является сложным многофакторным процессом, растянутым во времени и обладающим особой спецификой идентификации. В данной статье мы пытаемся прояснить вопрос с группировкой консистентных индукторов, образующих основополагающие понятия из которых складывается экономическое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Группировка косистентных индукторов маркированности как базовый процесс построения концептов экономического мышления»

локализующие «Место на земле» и «В фокусе», после них собственно экономические рубрики «Деньги» и «Зарубежный бизнес», истории успеха в рубрике «Капитал», завершают номер рекламно-справочная подборка «Технопарк» и фактически рекреативная рубрика «Частная жизнь».

То есть каждый номер делового журнала «РБК» дает как панораму российской и зарубежной экономической жизни, так и целостное освещение отдельных заявленных тем, удовлетворяя потребности современного делового читателя в новостях макро- и микроэкономики. В целом тематический репертуар рубрик позволяет разнообразить общий деловой фон издания.

Список литературы

1. Мельник, Г. С. Деловая журналистика [Текст] : учеб. пособ. / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. - СПб. : Питер, 2010. - 304 с.

2. Сидорин А. «Деловая пресса»: что это такое? [Электронный ресурс] / URL:http://www. dzyalosh.ru/01-comm/books/delov-pressa/1-sidorin.html (дата обращения: 13.01.2013).

3. Вырковский, А. В. Деловые журналы США и России : прошлое и настоящее [Текст] / А. В. Вырковский. - М. : МедиаМир, 2009. -160 с.

4. РБК. - 2012. - № 8.

5. РБК. - 2012. - № 9.

K. V. Golova Chelyabinsk State University golovaks@yandex.ru

STRUCTURAL ELEMENTS OF BUSINESS PUBLICATIONS (FOR EXAMPLE, «RBC»)

The article analyzes the structure of the RBC magazine on the materials of headings edition discusses the formal-substantive criteria business magazine, as well as address questions from the audience and content of the business press.

Keywords: business magazine, structure, category, logic, composition, audience.

References

1. Mel'nik, G. S. and Vinogradova, S. M. (2010), Delovaya zhurnalistika [=Business journalism] : ucheb. posobije, Piter, Sanct-Peterburg, 304 p. (in Russ.).

2. Sidorin, A. "Delovaya pressa": chto eto takoye? [="Business Press": what is it?], available at: http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/delov-pressa/1-sidorin.html, accessed 13.01.2013 (in Russ.).

3. Vyrkovskiy, A. V. (2009), Delovyye zhurnaly SSHA i Rossii : proshloye i nastoyashcheye ^Business Magazines USA and Russia: Past and Present], MediaMir, Moscow, 160 p. (in Russ.).

4. RBK, 2012, N 8 (in Russ.).

5. RBK, 2012, N 9 (in Russ.).

Д. Э. Коноплев Челябинский государственный университет

ГРУППИРОВКА КОНСИСТЕНТНЫХ ИНДУКТОРОВ МАРКИРОВАННОСТИ КАК БАЗОВЫЙ ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Формирование концептов экономического мышления в средствах массовой информации является сложным многофакторным процессом, растянутым во времени и обладающим особой спецификой идентификации. В данной статье мы пытаемся прояснить вопрос с группировкой

консистентных индукторов, образующих основополагающие понятия из которых складывается экономическое мышление.

Ключевые слова: контекстная маркированность, экономическое мышление, концепт экономического мышления, ситуативные индукторы, циклические индукторы, консистентные индукторы, константные индукторы, индуктор маркированности.

Контекстная маркированность в качестве элемента текста, формирующего концепты экономического мышления, может быть разделена на так называемые индукторы (от лат. inductio -выведение) - обобщенные понятия, слова, либо их словоформы, являющиеся элементами маркированности. Фактически понятие индукторов применительно к журналистскому тексту стоит увязывать с биологическим пониманием этого термина, где им обозначается молекула, стимулирующая экспрессию генов, находящихся в неактивном состоянии. Так и индукторы маркированности задают определенный концепт экономического мышления, создавая определенный ракурс восприятия текста.

Мы предлагаем выделять четыре базовых группы индукторов по характеру их использования в конечном тексте: ситуативные, циклические, консистентные и константные.

Ситуативные индукторы используются только при определенных обстоятельствах и имеют жесткую логическую привязку к событию. Так, например, упоминание словосочетания «черный вторник» имеет привязку к понятию «кризис» или «экономический/банковский кризис». Вне кризисной тематики это словосочетание не употребляется.

Циклические индукторы связаны с определенными периодами употребления тех или иных слов, завязанных на экономические или политические циклы, и не употребляющиеся вне этих циклов. Например, употребление сло-

восочетания «санация банков» напрямую связано с циклами банковских кризисов, и впервые стало широко употребляться в СМИ после 23 ноября 1998 года, когда Евгений Примаков подписал распоряжение о создании Агентства по реструктуризации кредитных организаций. Дальнейшие упоминания данного индуктора связаны с банковским кризисом 2004 года, а затем с финансовым кризисом 2008 года.

Консистентные индукторы являются результатом группировки нескольких циклических индукторов, которые под воздействием определенных условий начинают восприниматься в тексте как тождественные по смыслу.

Константные индукторы существуют в виде устоявшихся слов и сочетаний этих слов и могут использоваться вне зависимости от временных и тематических особенностей экономического текста. Как правило, это наиболее общие понятия, такие, например, как «инфляция», «голод», «бедность» и так далее. Основная проблема построения концептов экономического мышления - динамические процессы, происходящие с тремя вышеназванными группами индукторов, при которых одни индукторы под влиянием ряда факторов переходят в другие.

На данной схеме представлены основные типы динамических процессов. Кратко рассмотрим каждый из них.

Вариант 1 - ситуативные индукторы переходят в циклические индукторы. Такая ситу-

Ситуативные индукторы

В1

Диффузные индуктсры

К2

Константные индуктары

Циклические индукторы

В4{1)

В40Ц

Консистентные индукторы

ация возможно в том случае, когда определенный контекст употребления индукторов приобретает систематическую основу и детерминируется большим набором вариантов, чем прежде. В первую очередь это сказывается на частотности употребления ситуативных индукторов, которые постепенно преобразуются в циклические.

Вариант 2 - ситуативные индукторы переходят в константные индукторы. Такой вариант возможен только в том случае, если явление экономической реальности, реализуемое в тексте на уровне индукторов, неожиданно приобретает постоянный характер, и журналисты начинают писать о нем, как об обыденном явлении (например, торговые войны, санкции, эмбарго). Как правило, ситуативным индукторам для перехода в константные индукторы необходима поэтапная трансформация.

Вариант 3 - циклические индукторы переходят в диффузные индукторы. Эта ситуация фактически запускает обратный процесс, когда индукторы привязываются к конкретной ситуации, и из циклического употребления переходят в употребление избирательное, детерминированное логикой определенных обстоятельств.

Вариант 4 (I) Циклические индукторы переходят в консистентные индукторы. Как правило, в данном случае группируется несколько циклических индукторов в один. Это происходит в результате группировки нескольких индукторов в один, что возможно в случае, когда несколько экономических явлений сливаются в одно, когда несколько экономических явлений приобретают однообразный характер, или когда несколько циклических индукторов становятся неразличимы, вплоть до полной тождественности.

Вариант 4 (II) Консистентные индукторы переходят в константные индукторы. Переход к константным индукторам, которые существуют неизменными относительно постоянно, реализуется через три основных сценария. Первый сценарий связан с ситуациями, когда явление экономической реальности становится общим местом и закрепляется в каждодневной повестке дня средств массовой информации. Второй сценарий предусматривает редукцию консистентных индукторов, когда в целях более широкого применения тех или иных элементов маркированности, содержание консистентного индуктора упрощается для понимания сути проблемы или явления. Третий сценарий мы предлагаем связывать с ситуацией, при

которой часть консистентных индукторов становится неактуальной, то есть выходит из дискурса концептов экономического мышления, а часть актуализируется и включается в повестку СМИ как константный индуктор. Отдельного внимания заслуживает вероятность, с которой тот или иной сценарий реализуется в конкретном журналистском тексте. В целом необходимо отметить снижение вероятности сценариев с ростом их индексов, в представленной схеме. Наиболее распространенным является переход ситуативных индукторов в циклические, наименее частые сценарии связаны с формированием константных индукторов. В общем виде вероятностное уравнение сценариев можно представить как: В2 < В1 > В4(1) > В3 > В4 (II).

Таким образом, группировка консистентных индукторов представляет собой достаточно редкий процесс, поскольку закрепление определенных индукторов маркированности на постоянной основе в дискурсе КЭМ не только случается в ограниченном диапазоне вариаций, но и детерминируется динамическими процессами в экономической ситуации, и, соответственно, сама группа константных индукторов подвержена последующим изменениям, вплоть до распада на ряд индукторов выборочной частотности.

Рассмотрим три основных сценария группировки консистентных индукторов в константные индукторы более подробно.

Явление экономической реальности становится общим местом и закрепляется в каждодневной повестке дня средств массовой информации. Такая ситуация характерна для явлений экономической реальности, которые на начальном этапе появляются в специализированных изданиях и употребляются отраслевыми специалистами, а затем, с течением времени унифицируются под более широкий круг случаев и входят в широкое употребление. Характерным примером такого рода индукторов является понятие «лизинг» (долгосрочная арена транспорта или оборудования с возможностью последующего выкупа арендатором). Первоначальное использование данного термина можно отнести к 1990-ым годам, когда в России через схему лизинга стали приобретать производственное оборудование. В это время «лизинг» как самостоятельный термин широко не употреблялся, сопровождаясь, как правило, определением конкретной схемы (банковский лизинг, возвратный лизинг, операционный лизинг и так далее). В 2000-ые годы с массовым

развитием частных гражданских авиакомпаний и сервисных компаний, предоставляющих строительные услуги и услуги транспортировки грузов, понятие «лизинг» вошло в широкий оборот. В некоторых случаях использование индуктора «лизинг» как элемента маркированности, приводит к определенной эмоциональной экспрессии (например, когда в журналистском тексте упоминается, что самолет, с которым случилось происшествие, не был собственностью авиакомпании, а находился в лизинге). В конечном итоге термин «лизинг» закрепился в дискурсе КЭМ именно как константный индуктор.

Редукция консистентных индукторов, когда содержание индуктора упрощается для понимания сути проблемы или явления. Такой вариант возможен в случае, когда первоначальные процессы или явления в структуре КЭМ стереотипизируются или редуцируются до более простых дефиниций. Например, такие понятия как «контрагент» и «консорциум», обозначавшие в 1990-ые годы лиц, связанных договорными обязательствами и временные соглашения между компаниями соответственно, заменили понятия «партнеры» и «партнерство». В данном случае для КЭМ стало несущественно, как юридически оформлены те или иные договоренности между компаниями, особое значение для экономических журналистских текстов приобрело само партнерство как формат взаимодействия и построения конкурентной среды в современных экономических условиях. Термины «партнер» и «партнерство» прочно вошли в число константных индукторов, в то время как «контрагенты» и «консорциумы» на настоящий момент сохранились только в специализированных изданиях и официальных документах.

Актуализация части консистентных индукторов на постоянной основе. Третий вариант трансформации консистентных индукторов в константные связан с регруппировкой ряда первоначальных индукторов, в ходе которой часть смысловой нагрузки утрачивается, при трансформации смыслового акцента согласно изменившимся условиям. В таком случае несколько консистентных индукторов могут образовывать один константный. Например, ряд понятий, обозначавших условия получения банковского кредита и сам такой кредит, с развитием кредитно-денежных отношений в современной России, утратили свою актуальность, в то же время актуализировав «потре-

бительскую» составляющую. Такие понятия как «валютный кредит», «залоговый кредит», «залог недвижимости», «залог ценных бумаг» и некоторые другие фактически потеряли свою идентификационную часть (упоминание о валюте, в которой выдан кредит, необходимости залога, условиях возврата), трансформировавшись в понятие «потребительский кредит». То есть как индуктор маркированности «потребительский кредит» стал более массовым явлением, нежели кредит валютный и в конечном журналистском тексте даже при упоминании соответствующего контекста, недвусмысленно указывающего, что гражданин взял кредит на свои нужды в валюте, кредит все равно в подавляющем большинстве случаев будет фигурировать как потребительский. Примечательно, что такого рода актуализация той или иной составляющей консистентных индукторов не всегда может быть связана с регруппировкой терминологического перечня. В некоторых случаях у слов из повседневного обихода просто меняется лексическое значение. Например, слово «моноблок», которым на протяжении 1990-ых годов обозначался телевизор, совмещенный с видеомагнитофоном, после выхода из массового обращения видеомагнитофонов и кинескопных телевизоров, стали обозначать унитаз, совмещенный с бачком. Очевидно, что в данном случае понятие «моноблок» не является индуктором маркированности, несмотря на включенность в картину экономической реальности в качестве предмета потребительского спроса. Просто здесь маркирующим кодом выступает не внутритекстовый процесс, а специфика технического прогресса, приспосабливающего унифицированное понятие к реалиям и производственным циклам определенного периода.

Список литературы

1. Батыгин, Г. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.

2. Берталанфи, Л. Общая теория систем критический обзор// Исследования по теории систем. - М., 1969.

3. Быстрянцев, С. Особенности концептуализации социологического знания в социально-политических исследованиях. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

4. Демина, И. Сущность экономической журналистики // Известия ИГЭА. 2011. № 1. С.217-221.

5. Coleman, J. Foundation of Social Theory. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.

6. Hesse, M. Models and Analogies in Science. London, 1960.

7. Heyne, P. Economic Way of Thinking. Prentice Hall, 2009.

8. Mackie, T., Marsh, D. The Comparative

Method // Theory and Methods in Political Science. London: Macmillan Press LTD, 1995.

9. Rescher, N. Methodological Pragmatism. Oxford, 1977.

10. Szenberg, M., Ramrattan, L., Solow, R. Secrets of Economics Editors. The MIT Press, 2014.

D. E. Konoplev Chelyabinsk State University dmitrijkonoplev@yandex.ru

CONSISTENT INDUCTORS OF LABELING GROUPING AS A BASIC PROCESS OF ECONOMIC WAY OF THINKING CONSTRUCTING

In this article, we try to clarify the issue with a group of consistent inductors forming the fundamental concepts that make up the economic thinking. Contextual labeling as a text element, forming concepts of economic thinking can be divided into the so-called inductors - generalized concepts, words, or their word forms, which are elements of markingness. Inductors marking of a certain set of concept of economic thinking, creating a certain perception of the text angle. In the article there are four basic groups of inductors on the nature of their use in the final text: situational, cyclic, consistent and constant. Particular attention is paid to grease inductors and their roles in economic journalism text. The article outlines a framework for describing the dynamic processes in the marking of the inductors, and considered four options for the transformation of one to the other. In addition, the publication describes the basic set of options for groups of consistent inductors. This set includes the following scenarios: The phenomenon of economic reality becomes common place and secured in the daily agenda of the media. This situation is typical for the phenomena of economic reality, which will initially appear in special editions and are used subject matter experts, and then, over time, unified under a wider range of cases and are in widespread use. The second scenario is reduction ofgrease inductors, when the content of the inductor is simplifiedfor understanding the problem or phenomenon. This is possible when the initial processes or phenomena in the structure of economic thinking stereotyped or are reduced to simpler definitions. Third scenario is actualization of the grease inductors on an ongoing basis. This variant is associated with a series of initial re-grouped inductors, during which part of the semantic load is lost in the transformation of the semantic focus of the changed conditions.

Keywords: context labeling, economic way of thinking, economic way of thinking concept, situational inductors, cyclic inductors, consistent inductors, constant inductors, labeling inductor.

References

1. Batygin, G. (1986), Scientific inference justification in applied sociology, Nauka, Moscow (in Russ.).

2. Bertalanfi, L. (1969), "General systems theory a critical review", in: Research on systems theory, Moscow (in Russ.).

3. Bystyancev, S. (2008), Features conceptualization of sociological knowledge in social and political studies, SPbGUEF Publishing, SPb. (in Russ.).

4. Demina, I. (2011), "The essence of economic journalism", in: The News of IGEA, N 1, pp. 217221 (in Russ.).

5. Coleman, J. (1990), Foundation of Social Theory, Harvard University Press., Cambridge, MA.

6. Hesse, M. (1960), Models and Analogies in Science, London.

7. Heyne, P. (2009), Economic Way of Thinking, Prentice Hall.

8. Mackie, T. and Marsh, D. (1995), The Comparative Method, in: Theory and Methods in Political Science, Macmillan Press LTD, London.

9. Rescher, N. (1977), Methodological Pragmatism, Oxford.

10.Szenberg, M., Ramrattan, L. and Solow, R. (2014), Secrets of Economics Editors, The MIT Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.