Научная статья на тему 'Длинные и короткие циклы медийных resort-паттернов в экономическом мышлении'

Длинные и короткие циклы медийных resort-паттернов в экономическом мышлении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНТЕКСТНАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ / КЛАСТЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / RESORT-ПАТТЕРНЫ / ЖУРНАЛИСТИКА / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Дмитрий Эдуардович

Формирование экономического мышления через средства массовой информации является сложным циклическим процессом, сопряженным с контекстной маркированностью и особенностями массовой коммуникации. В данной статье мы проясняем сущность циклов в экономическом мышлении и раскрываем специфику такого явления как resort-паттерн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Длинные и короткие циклы медийных resort-паттернов в экономическом мышлении»

ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ПРАВО И СМИ

Д. Э. Коноплев

ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ ЦИКЛЫ МЕДИЙНЫХRES0RT-ПАТТЕРН0В В ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

Формирование экономического мышления через средства массовой информации является сложным циклическим процессом, сопряженным с контекстной маркированностью и особенностями массовой коммуникации. В данной статье мы проясняем сущность циклов в экономическом мышлении и раскрываем специфику такого явления как resort-паттерн.

Ключевые слова: экономическое мышление, контекстная маркированность, кластеры экономического мышления, resort-паттерны, журналистика, массовая коммуникация.

В условиях экономических кризисов в рамках журналистского текста фиксируется появление устойчивых текстовых элементов (слов или словосочетаний), призванных нивелировать возможный или действительный негативный посыл, вкладываемый автором в те или иные выкладки по рассматриваемой проблеме. Такого рода устойчивые текстовые структуры мы предлагаем называть resort-паттернами и отделять от кластеров экономического мышления, под которыми в данной статье подразумеваются группы логически связанных слов и словоформ, объединяющихся вокруг своего смыслового ядра. В журналистском тексте подобного рода кластеры могут выступать как самостоятельная единица, формирующая у потенциальной аудитории тот или иной ракурс восприятия экономической действительности и являться фактором контекстной маркированности, то есть избирательного отношения к фактам и их трактовке. Ключевое различие между кластерами и resort-паттернами в отсутствии у последних так называемых субстратов кластера, или связанных с ядром понятий. Фактически, resort-паттерны это только смысловые ядра без окружения из связанных с ними терминов, вступающие во взаимодействие с полноценными кластерами и их структурами в рамках журналистского текста.

Для оценки влияния на экономическое мышление resort-паттернов в журналистском тексте мы проанализировали массив выборки по 12 федеральным изданиям и их региональным вкладкам с 1 января 2014 по 1 февраля 2016. Было рассмотрено 608390 публикаций по базам электронных библиотек East View's Universal Database, базам Polpred.com и Integrum.ru.

В результате анализа выборки нам удалось установить циклическую природу различных

resort-паттернов и выяснить принципы их формирования и функционирования. В качестве опорной модели трактовки паттернов такого рода мы использовали модель Кюблер-Росс, описывающую психосоматические реакции индивида на необратимые процессы. Как показали результаты исследования, изменение внутритекстовой среды resort-паттернов в целом повторяет этапы в модели Кюблер-Росс.

Цикл resort-паттернов, согласно сопоставлению модели Кюблер-Росс и данных проведенного контент-анализа, включает в себя стадии: 1) отрицания, выражаемого в замалчивании проблемы (например, проблемы безработицы, ослабления курса рубля, снижения цен на нефть); 2) реактивности (выражается в публикации большого числа прогнозов, комментариев, откликов на проблему); 3) торга (создается иллюзорный вариант взгляда на проблему, и непосредственно формируется сам resort-паттерн как итог такого рода иллюзорного взгляда); 4) депрессии (отличается нагнетанием проблемы и усилением алармистских настроений); 5) адаптации шоков (характеризуется осознанием произошедших перемен и попыткой выработки стратегии их подачи); 6) закрепления низкой нормы (признается справедливость resort-паттерна); 7) построения на основе resort-паттерна иллюзорного представления в экономическом мышлении; 8) крах иллюзий.

Примечательно, что чем больше потенциал для паттернов после краха иллюзий вновь сформировать реакцию отрицания схожей проблемы или явления и начать заново поэтапное движение к низкой норме, тем длиннее цикл.

Длинные циклы характерны для паттернов с не ясной лексической структурой и малым

числом связанных понятий в окружающих их кластерах, что позволяет одним и тем же resort-паттернам многократно повторять цикл в журналистских текстах практически без изменений. Тем не менее, для такого рода resort-паттернов не характерно стабильное закрепление на этапе низкой нормы с последующим «застыванием» в экономическом мышлении - динамика экономических процессов неизменно выводит каждый такой цикл к краху иллюзий, и он начинается заново. Примером длинных циклов может служить resort-паттерн «дно кризиса».

Рассмотрев цикличность данного resort-паттерна, активно использующегося в российских СМИ в качестве текстового элемента, нивелирующего негативные факты, мы выяснили, что за период выборки он прошел не менее шести повторяющихся циклов. При этом ключевыми этапами в изученных циклах были: непосредственное формирование resort-паттерна, закрепление иллюзий в экономическом мышлении, а также низкая норма, с каждым последующим циклом отражающая все более плачевное состояние экономики, рассматриваемой в журналистских текстах.

Таким образом, процесс трансформации resort-паттернов в длинных циклах может быть свернут из восьмичастной схемы в трехчаст-ную схему. В этом случае исходным этапом является сформированный resort-паттерн (А), следом за которым возникает низкая норма ф), приводящая, в свою очередь, к появлению иллюзии в экономическом мышлении то есть цикл выглядит как A-B-C. При повторении цикла resort-паттерн сохраняется, а низкая норма и иллюзии в экономическом мышлении меняются согласно изменившимся условиям, при которых возник новый цикл, то есть схема приобретает следующий вид: А=const-В1-С1. Например, в случае с паттерном «дно кризиса» сам паттерн сохранялся в неизменном виде, в то время как представления о низкой норме и иллюзиях в экономическом мышлении полностью детерминировались экономическими процессами, приведшими к новому циклу: после резкого снижения курса рубля в декабре 2014 года, закрепление низкой нормы было связано с адаптацией шоков к ослаблению национальной валюты и закреплению в СМИ представления о данном периоде как вероятном «дне кризиса». К концу января 2015 года курс рубля относительно доллара и евро продолжил падение, чем породил второй цикл

resort-паттерна «дно кризиса» (начался 22 января 2015), который выглядел как: А=то^1> В2-С2. Этот цикл, также как и предыдущий, сопровождался резким ростом потребительских цен, поэтому закрепление низкой нормы происходило на еще более пессимистичных значениях. Это можно проследить, например, по перечню субстратов кластеров, сопутствующих resort-паттернам, среди которых впервые с 1998 года появляются такие слова и словосочетания, как «экономия на еде», «отложенное на черный день» и так далее. Однако с 13 марта 2015 курс рубля начинает расти, порождая новый цикл, который выводит resort-паттерн «дно кризиса» на более оптимистичный уровень, что закрепляется ссылками на официальных лиц (Улюкаев, Набиуллина). Этот цикл выходит с параметрами: А=то^^В3-С3 и прерывается крушением очередной низкой нормы с началом последующего ослабления рубля после 28 мая 2015 (А=то^^В4-С4). В данном цикле низкая норма возвращается к значениям второго цикла, СМИ активно пишут о «спаде производства», «невиданном сокращении доходов населения» и «резком падении импорта». Краткий период укрепления рубля (начало сентября - конец октября 2015) не влияет на медийную реакцию по данному resort-паттерну. Следующий цикл (А=то^^В5-С5) начинается после 20 октября 2015 и продолжает двигать низкую норму к более пессимистичным параметрам, достигая пиковых значений после наступления 2016 года и падения рубля до уровня 80 рублей за доллар и ниже. В этот период отмечается максимальный рост упоминаний resort-паттерна «дно кризиса», а сопутствующие кластеры в журналистских текстах, посвященных экономической ситуации, наполняются алармистскими понятиями, не применявшимися даже в период второго цикла (например, «обнищание населения», «крах рубля» и так далее). С началом укрепления рубля (февраль 2016) resort-паттерн «дно кризиса» начал новый цикл (А=то^1>В6-С6), который на данный момент еще не завершен.

В итоге мы можем говорить о длинных циклах, которые обладают очевидной кривой реакции на экономические условия (в данном случае мы сравнивали цикл по resort-паттерну «дно кризиса» с курсом рубля, хотя, например, сравнение с ценой барреля нефти марки Brent дает тождественный результат). И до тех пор, пока в медийном пространстве присутствует resort-паттерн «дно кризиса», в который желает верить аудитория и который поддерживает-

ся на уровне цитируемых в СМИ источников, циклы будут повторяться, изменяясь только по параметрам низкой нормы и конечным иллюзиям, которые они каждый раз формируют.

Иначе ведут себя короткие циклы, что характерны для паттернов с четко выраженными связанными терминами соседствующих кластеров. В них невозможно многократное прохождение через этап формирования низкой нормы, поскольку этап адаптации шоков завершается сразу крахом иллюзий и лексические компоненты из resort-паттерна не успевают перейти в экономическое мышление (чаще всего из-за прямого противоречия фактов, известных читателю и смыслового содержания resort-паттерна). Характерным примером такого рода короткого цикла является resort-паттерн «равновесное значение рубля». В рассматриваемой выборке данный паттерн не прошел полного повторного цикла и не закрепился в экономическом мышлении через фиксацию низкой нормы, поскольку был связан с субстратами кластеров, в числе которых такие слова и выражения, как: «инфляция», «потребительские цены», «сезонное подорожание» и некоторые другие. То есть при первом продолжительном периоде ослабления рубля, завершившимся временной стабилизацией, resort-паттерн «равновесное значение» действовал, однако после закрепления низкой нормы и крушения иллюзий в связи с дальнейшим падением национальной валюты, он потерял логическую обоснованность и вошел в прямое противоречие с реальным положением на валютном рынке. Поскольку потенциал данного resort-паттерна был исчерпан, его использование в журналистских текстах не носило циклический характер.

Из этого следует, что любой resort-паттерн в конечном итоге исключается из сферы экономического мышления, когда полностью выхо-

лащивается его прямое лексическое значение, и он становится семантически опустошенной конструкцией. Разница лишь в том, что паттерны с потенциалом длинных циклов живут в рамках журналистских текстов и экономического мышления дольше, нежели паттерны, входящие в прямой конфликт с картиной экономической реальности.

Список литературы

1. Быстрянцев, С. Особенности концептуализации социологического знания в социально-политических исследованиях [Текст] / С. Быстрянцев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

2. Дейнека, О. Экономическая психология [Текст] / О. Дейнека. - СПб, 1999.

3. Позняков, В. Психологические отношения субъектов экономической деятельности [Текст] / В. Позняков. - М, 2000.

4. Coleman, J. Foundation of Social Theory [Text] / J. Coleman. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.

5. Kubler-Ross, E. On death and dying [Text] / E. Kubler-Ross. - Scribner, 2014.

6. Hesse, M. Models and Analogies in Science [Text] / M. Hesse. - London, 1960.

7. Heyne, P. Economic Way of Thinking [Text] / P. Heyne. - Prentice Hall, 2009.

8. Mackie, T. The Comparative Method [Text] / T. Mackie, D. Marsh // Theory and Methods in Political Science. - London: Macmillan Press LTD, 1995.

9. Rescher, N. Methodological Pragmatism [Text] / N. Rescher. - Oxford, 1977.

10. Szenberg, M.Secrets of Economics Editors [Text] / M. Szenberg, L. Ramrattan, R. Solow. -The MIT Press, 2014.

LONG AND SHORT MEDIA CYCLES OF RESORT-PATTERNS IN ECONOMIC THINKING

Konoplev D. E., Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, dmitrijkonoplev@yandex.ru

Formation of economic thinking through the media is a complex iterative process, connected to contextual marking and features of mass communication. In this article, we clarify the nature of cycles in economic thinking and reveal the features of such a phenomenon as a resort-pattern.

Keywords: economic thinking, context labeling, clusters of economic thinking, resort-pattern, journalism, mass communication.

References

1. Bystryantsev, S. (2008) Osobennosti kontseptualizatsii sotsiologicheskogo znaniya v sotsialno-politicheskih issledovaniyah [=Features conceptualization of sociological knowledge in the social and political studies], SPb, SPSUEF. (In Russ.).

2. Dayneka, O. (1999) Ekonomicheskayapsihologiya [=Economical psychology], SPb. (In Russ.).

3. Pozdnyakov, V. (2000) Psihologicheskie otnosheniya sub'ektov ekonomicheskoy deyatelnosti [=Psychological relation for economical subjects], Moscow. (In Russ.).

4. Coleman, J. (1990) Foundation of Social Theory, Cambridge, MA, Harvard University Press.

5. Kubler-Ross, E. (2014) On death and dying, Scribner.

6. Hesse, M. (1960) Models and Analogies in Science, London.

7. Heyne, P. (2009) Economic Way of Thinking, Prentice Hall.

8. Mackie, T. and Marsh, D. (1995) The Comparative Method, in: Theory and Methods in Political Science, London, Macmillan Press LTD.

9. Rescher, N. (1977) Methodological Pragmatism, Oxford.

10. Szenberg, M., Ramrattan, L. and Solow, R. (2014) Secrets of Economics Editors, The MIT Press.

Коноплев Дмитрий Эдуардович - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета. dmitrijkonoplev@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.