Научная статья на тему 'Распад диффузных индукторов маркированности как базовый процесс функционирования концептов экономического мышления'

Распад диффузных индукторов маркированности как базовый процесс функционирования концептов экономического мышления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНЦЕПТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / СИТУАТИВНЫЕ ИНДУКТОРЫ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ ИНДУКТОРЫ / ДИФФУЗНЫЕ ИНДУКТОРЫ / ИНДУКТОР МАРКИРОВАННОСТИ / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ДИСКУРС / CONTEXT LABELING / ECONOMIC WAY OF THINKING / ECONOMIC WAY OF THINKING CONCEPT / SITUATIONAL INDUCTORS / CYCLIC INDUCTORS / DIFFUSE INDUCTORS / LABELING INDUCTOR / JOURNALISTIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноплев Дмитрий Эдуардович

Рассматриваются механизм распада диффузных индукторов, в результате которого за пределы журналистского дискурса выводятся исчерпавшие свой потенциал термины и словоформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Collapse of Diffuse Inductors of Labeling as a Basic Process of Economic Way of Thinking Functioning Concepts

During the formation of economic way of thinking concepts in the media there is a constant transformation of one labeling element into other. In this article we consider the collapse mechanism of diffuse inductors, resulting in exclusion of terms and phrases with exhaust potential.

Текст научной работы на тему «Распад диффузных индукторов маркированности как базовый процесс функционирования концептов экономического мышления»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 60-63.

Д. Э. Коноплев

РАСПАД ДИФФУЗНЫХ ИНДУКТОРОВ МАРКИРОВАННОСТИ КАК БАЗОВЫЙ ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Рассматриваются механизм распада диффузных индукторов, в результате которого за пределы журналистского дискурса выводятся исчерпавшие свой потенциал термины и словоформы.

Ключевые слова: контекстная маркированность, экономическое мышление, концепт экономического мышления, ситуативные индукторы, циклические индукторы, диффузные индукторы, индуктор маркированности, журналистский дискурс.

Контекстную маркированность в качестве элемента текста, формирующего концепты экономического мышления, мы предлагаем рассматривать на уровне так называемых индукторов (от лат. ^исйо - выведение) - обобщенных понятий, слов либо их словоформ, являющихся элементами маркированности. Применительно к журналистскому тексту понятие индукторов стоит увязывать с биологическим пониманием этого термина, где им обозначается молекула, стимулирующая экспрессию генов, находящихся в неактивном состоянии. Схожим образом индукторы маркированности задают определенный концепт экономического мышления, инспирируя определенный ракурс восприятия текста. Индукторы маркированности выступают в данном случае маркирующими элементами, оказывающими непосредственное влшшие на конечный журналистский текст.

Исходной позицией для распада индукторов маркированности является постоянное устаревание циклических индукторов, которые под влиянием внешних факторов начинают использоваться в журналистском тексте с меньшей частотой. В процессе трансформации они преобразуются в диффузные индукторы, и могут в дальнейшем либо ретрансформироваться дальше, вернувшись в исходное положение как ситуативные индукторы, либо полностью исчезнуть из дискурса, если контекст, в рамках которого они применялись, перестает реализо-вываться в журналистском тексте.

В данном случае под диффузными индукторами мы будем понимать такие элементы маркированности, в которых ключевой функцией является расширение канала внутритекстовой среды, то ерто рассредеатмение циклических индукторов через их последовательную уни-филааиве.При ррои пртреес подобной транс-

Клнетксенрр

маркированность

-А-

Инэыкалрм маркированности

СЛОНРОЛИНМИ индукторы:

==Й=

Диффутныт индукторы!

Циклические индукторы:

—д—

Константным индукторы!

Клнслсатнанмт лнэыкалом

Мроклолирннмй аткса,

—н-

Длсвтостом ррOклолирннлсал

—л—

ДпттпептрелрмI ррOклолирннлсал

Диффуторм ррOклолирннлсал

Рис. 1. Схема реализации контекстной маркированности и взаимодействия индукторов

формации в рамках журналистского текста аналогичен физическому процессу, описываемому формулой Дарси - Вейсбаха, согласно которой в процессе дальнейшего перехода от диффузных индукторов к ситуативным наблюдается так называемая «потеря напора».

В общем виде схема реализации контекстной маркированности и взаимодействия индукторов показана на рис. 1.

В настоящей статье мы останавливаемся только на взаимодействии ситуативных, циклических и диффузных индукторов. Рассмотрим их более подробно.

Ситуативные индукторы используются только при определенных обстоятельствах и детерминируются жесткой логической привязкой к событию. Так, например, упоминание словосочетания «черный вторник» имеет привязку к понятию «кризис» или «экономический/банковский кризис». Вне кризисной тематики это словосочетание не употребляется.

Циклические индукторы связаны с определенными периодами употребления тех или иных слов, завязанных на экономические или политические циклы, и не употребляются вне этих циклов. Например, употребление словосочетания «санация банков» напрямую связано с циклами банковских кризисов, и впервые оно стало широко употребляться в СМИ после 23 ноября 1998 г., когда Евгений Примаков подписал распоряжение о создании Агентства по реструктуризации кредитных организаций. Дальнейшие упоминания данного индуктора связаны с банковским кризисом 2004 г., а затем с финансовым кризисом 2008 г.

Диффузные индукторы связаны с расширением сферы употребления определенных понятий, в результате которого циклическая привязка денонсируется. Примечательно, что при определенных бстоятельствах такого рода индукторы способны трансформироваться в ситуативные индукторы, если ключевой термин выходит из широкого употребления и фиксируется на строго ограниченном колвтае-стве вариантов использования.

В схематичном виде этот процесс представлен на рис. 2.

После трансформации циклических индукторов в диффузные у последних есть три варианта функционирования: существование на протяжении определенного периода в неизменном виде, переход в ситуативные индукторы и исключение из журналистского дискурса. Рассмотрим каждый из представленных вариантов подробнее.

Стабильные диффузные индукторы обозначают широко распространившиеся явления экономической реальности, употребляющиеся в разных контекстах. Примером такого рода индуктора может служить понятие «предприниматель», в значительной мере заменившее понятие «бизнесмен» (было в ходу во второй половине 1990-х - первой половине 2000-х гг. и относилось к числу циклических индукторов). Сам термин «предприниматель» в его нынешнем понимании укрепился в журналистском дискурсе после 2004 г., с появлением изданий, рассказывающих о разного рода инициативах частных лиц по созданию несырьевого бизнеса в России (например, русская версия журнала Forbes). До этого использовалось понятие «бизнесмен», которое фигурировало исключительно в рамках коротких экономических циклов, когда российская экономика демонстрировала позитивные тенденции. Фактически индуктор «бизнесмен» употреблялся как отдельный термин, не тождественный таким понятиям, как «банкир», «олигарх», «магнат», «совладелец» и так далее. Кроме того, в понятии «бизнесмен» также присутствовала некая унификация, по сравнению с его первоначальными вариантами логического употребления, таким как «делец» и «коммерсант». Последние можно рассматривать как ситуативные индукторы и обозначать в качестве периода их расщзосфанения первую половину 1990-х гг. В тот период под коммерсантами в СМИ подразумевались активны частные лица, которые, воспользовавшись существовавшими возможностями переходногопериода, находили возможности для заработка.

f Ситуативные N

ч индукторы п < J

S \

Циклические

индукторы

V /

Рис. 2. Схема трансформации диффузных индукторов маркированности

62

Д. Э. Коноплев

Если прослеживать всю цепочку трансформации, то получится, что за постсоветский период ситуативный индуктор «коммерсант» (1991) трансформировался в циклический индуктор «бизнесмен» (1996), а затем и в диффузный индуктор «предприниматель» (2004). При этом общее семантическое ядро индуктора оставалось неизменным - во всех случаях речь шла о лице, осуществляющем коммерческую деятельность. Менялись коннотации обозначаемого денотата. Таким образом, трансформации индукторов фактически фиксировали смещения акцентов в картине экономического мышления. Во всяком случае, это происходило в рамках указанной терминологической цепочки.

Переход диффузных индукторов в ситуативные индукторы. Процесс, который можно представить как лексическую дисперсию индукторов, при которой ранее широко использовавшееся понятие становится применимым только в строго ограниченном числе ситуаций, главным образом из-за отмирания связанных компонентов, ранее придававших явлению массовый характер. Вместе с тем отмирание компонентов не обязательно может приводить к трансформации индуктора. В некоторых случаях подобный процесс всего лишь вносит несущественные коррективы в сферу употребления соответствующих понятий. Так, например, из семантического ядра уже упоминавшегося диффузного индуктора «предприниматель» в конце 2000-х гг. были исключены такие компоненты как «ЧП-шник» и «ИП-шник», ранее широко употреблявшиеся и обозначавшие представителей малого бизнеса, а затем, в связи с финансовым кризисом 2008-2009 гг., практически полностью исчезнувшие из повестки дня СМИ, пишущих на экономические темы.

Исключение диффузных индукторов из журналистского дискурса. Фактически означает устаревание или выход из повседневной экономической картины определенного явления, следствием которого является исчезновение соответствующего понятия из перечня диффузных индукторов. Характерным примером такого рода процесса является исключение из журналистского дискурса в конце 1990-х гг. понятия «гиперинфляция», приобретшего в 1992 г. характер диффузного индуктора благодаря частоте своего употребления.

В связи с исключением из семантического ядра диффузных индукторов определенных компонентов имеет смысл говорить о суще-

ствовании процесса, который мы предлагаем обозначить как «динамический напор индукторов». Динамический напор индукторов - это величина, указывающая индекс преобразования диффузных индукторов в ситуативные индукторы с учетом потерь напора. При этом именно исключаемые компоненты, теряющие актуальность для экономической картины, и составляют эти потери. Чем выше доля потерь в составе индуктора и чем меньше семантическое ядро, тем выше вероятность перехода диффузного индуктора в ситуативный индуктор и тем уже будет сфера применения конечного ситуативного индуктора, если такая трансформация состоялась.

Примером трансформации из ситуативного индуктора через циклический и диффузный обратно к ситуативному с потерей исключаемого компонента может служить индуктор «дольщики», возникший в своем нынешнем виде в первой половине 2000-х гг. До принятия в 2005 г. ФЗ-214 «Об участии в долевом строительстве», термин «дольщики» фактически использовался как ситуативный индуктор, описывая в значительной степени экзотическую форму участия в приобретении недвижимости. К 2005 г. индуктор «дольщики» становится циклическим -многочисленные СМИ рассказывают о преимуществах долевого строительства, отмечая, в частности, что дольщики имеют возможность расплатиться за жилье в рассрочку вплоть до окончания строительства, тем самым не только обеспечивая себя будущим жильем, но и страхуясь от возможного роста цен. В середине 2000-х гг. индуктор «дольщики» начинает трансформироваться в диффузный - долевое строительство становится все более популярной схемой, что, с одной стороны, привлекает все больше желающих вложиться в недвижимость на этапе строительства, с другой - становится причиной мошеннических схем и появления в составе индуктора атрибуции «обманутые дольщики». С течением времени риски долевого строительства и недобросовестность застройщиков снижают популярность данного механизма приобретения недвижимости, и его место в дискурсе СМИ занимает такое явление, как ипотека. Людвиг фон Мизес в «Интерпретации социально-экономической эволюции» говорит о подобных изменениях как о постоянном процессе, поэтому на каком-то этапе при определенных условиях и индукторы вполне могут поменяться местами. В 2012-2013-х гг. атрибуция «обманутые дольщики» фактиче-

ски исключается из семантического ядра (во многом благодаря властям разных регионов, поставивших задачу по решению проблем участников долевого строительства) и индуктор «дольщики» снова возвращается в число ситуативных индукторов. Примечательно, что с этого момента практически не встречается употребление термина «дольщики» в одном контексте со словосочетанием «доступное жилье», в то время как обозначенное словосочетание привязывается общим контекстом к термину «ипотека».

Важно отметить, что детерминированность индукторов экономическими циклами может проявляться как на макро-, так и на микроуровне, и не обязательно эти уровни одинаково фиксируют процессы в картине экономического мышления. Упомянутый пример с термином «дольщики» в большей степени относится именно к микроуровню, поскольку сфера употребления данного индуктора и процесс его трансформации укладываются в ограниченный набор экономических сценариев и не затрагивают широких слоев населения. Тем не менее, распад диффузных индукторов маркированности как базовый процесс в рамках концептов экономического мышления осуществляется по общим правилам для всех типов описываемых журналистами экономических ситуаций. В результате происходит постоянная перегруппировка индукторов, а исчерпавшие свой потенциал термины и словоформы исключаются из дискурса средств массовой информации.

Список литературы

1. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории. М., 2003.

2. Веселов, Ю. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.

3. Градосельская, Г. Сетевые измерения в социологии. М., 2004.

4. Мизес, Л. Теория и история: интерпретация социально-экономической эволюции. Челябинск, 2009.

5. Нейман, Д. Теория игр и экономическое поведение / Д. Нейман, О. Моргенштерн. М., 1970.

6. Олсон, М. Логика коллективного действия. М., 1995.

7. Плотинский, Ю. Модели социальных процессов. 2-е изд. М., 2001.

8. Плюта, В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях. М., 1980.

9. Радаев, В. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М., 2002.

10. Heyne, P. Economic Way of Thinking. Prentice Hall, 2009.

References

1. Becker, G. (2003) "Chelovecheskoe povede-nie: jekonomicheskij podhod" [=Human behavior: an economic approach], in: Izbrannye trudy po jekonomicheskoj teorii [=Selected Papers on Economic Theory], Moskow (in Russ.).

2. Veselov, Y. (1995) Jekonomicheskaja soci-ologija: istorija idej [=Economic Sociology: History of Ideas], St. Petersburg (in Russ.).

3. Gradoselskaya, G. (2004) Setevye izmerenija v sociologii [=Network measurement in sociology], Moskow (in Russ.).

4. Mises, L. (2009) Teorija i istorija: Inter-pretacija social'no-jekonomicheskoj jevoljucii [=Theory and History: Interpretation of the socioeconomic evolution], Chelyabinsk (in Russ.).

5. Neumann, D. and Morgenstern, O. (1970) Teorija igr i jekonomicheskoe povedenie [=Theory of Games and Economic Behavior], Moskow (in Russ).

6. Olson, M. (1995) Logika kollektivnogo de-jstvija [=The logic of collective action], Moskow (in Russ.).

7. Plotinsky, Y. (2001)Modeli social'nyhpro-cessov [=Models of social processes], 2nd edition, Moskow (in Russ.).

8. Pluta, V. (1980) Sravnitel'nyj mnogomernyj analiz v jekonomicheskih issledovanijah [=Com-parative multivariate analysis in economic studies], Moskow (in Russ.).

9. Radaev, V. (2002) Jekonomicheskaja so-ciologija: Novye podhody k institucional'nomu i setevomu analizu [=Economic Sociology: New approaches to institutional and network analysis], Moskow (in Russ.).

10. Heyne, P. (2009) Economic Way of Thinking, Prentice Hall.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.