УДК 378.6:355:811.161.1 Асейкина Лариса Степановна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Краснодар
ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Aseykina Larisa Stepanovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Russian Language Department, Air Force Academy
DEBATE AS A FORM OF INTERACTIVE TEACHING OF CADETS IN THE CLASSROOM STUDY OF "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" DISCIPLINE
Аннотация:
В статье рассматриваются целесообразность и возможность использования дискуссии как формы интерактивного педагогического взаимодействия на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» в военном вузе. Выявлен образовательно-воспитательный и развивающий потенциал дискуссии, определены принципы и стратегии деятельности субъектов взаимодействия.
Ключевые слова:
интерактивное обучение, педагогическое взаимодействие, дискуссия, стратегии поведения и деятельности, компетенция, толерантность, дисциплина «Русский язык и культура речи», военный вуз.
Summary:
The article examines the reasonability and possibility of using the debate as a form of interactive educational communication in the classroom study of "Russian language and speech culture" discipline in a military higher school. The author considers educational and developmental potential of the debate, defines the principles and strategies of communication participants.
Keywords:
interactive teaching, pedagogical interaction, debate, strategies of behavior and activity, competence, tolerance, "Russian language and speech culture", military higher school.
Гуманизация образования и компетентностный подход при организации учебного процесса в любом вузе требуют от преподавателя существенных изменений в структуре и формах организации обучения, в принципах взаимодействия субъектов. Для успешного формирования ключевых общевойсковых и узкопрофессиональных компетенций будущих военных специалистов, способных к эффективному социальному и профессиональному взаимодействию, необходимы интерактивные методы обучения.
Исследователи и методисты отмечают, что интерактивное обучение, в отличие от традиционного, позволяет полнее достичь широкого спектра учебных целей, обеспечивает большую активность обучаемых в сотрудничестве, где происходит обмен информацией, совместное решение проблем, взаимные изменения и развитие. В интерактивном режиме чередование информационных потоков предполагает не столько закрепление изученного материала, сколько познание нового, а также поиск смыслов, ценностных ориентиров, формирование индивидуальности учащихся. По сути, интерактивное обучение - один из вариантов коммуникативных технологий с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения. Особая роль принадлежит педагогу, который направляет деятельность учащихся, позитивно влияет на их сознание и поведение, стимулирует внутренние переживания, что способствует, помимо более глубокого усвоения материала, его ценностному переосмыслению и выделению из него экзистенциальных ориентиров [1; 2].
Мастерство педагога ярко проявляется в дискуссии - интерактивном педагогическом взаимодействии, все субъекты которого становятся своего рода моделью для изучения сложных или проблемных тем (вопросов), социально-психологических явлений и одновременно приобретают навыки коллективного общения и сотрудничества. Коммуникативная и социокультурная компетенции, отражающие способность будущих офицеров выражать свои мысли на русском языке, владеть навыками публичной и научной профессионально ориентированной речи, формируются главным образом при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».
Актуальность заявленной темы обоснована современными тенденциями в обществе (гуманизация отношений), в армии (диалогичность общения, активное взаимодействие начальников и подчиненных) и в военном образовании (компетентностный подход, интерактивное обучение). В зависимости от целей, задач и содержания изучаемых дисциплин применяют различные ин-
терактивные формы обучения. В какой мере целесообразно и возможно использование дискуссионных форм на занятиях по «Русскому языку и культуре речи» и как организовать интерактивное педагогическое взаимодействие для оптимизации процессов обучения, воспитания и развития всех субъектов?
Мы исходим из того, что задачи повышения качества образования и удовлетворения познавательных потребностей мотивируют курсантов и педагогов на освоение, а затем использование инновационных технологий, в частности дискуссии как педагогического инструмента в достижении учебно-воспитательных целей и как возможности приобретения новых знаний, компетенций и стимулов к саморазвитию. Взаимная заинтересованность обусловливает интерактивность субъектов и позволяет организовать взаимодействие на принципах:
- партнерства, признания ценности личности другого человека, учета его интересов, чувств, переживаний;
- активности каждого субъекта в диалоге и взаимного энергетического обмена, сопровождающегося высокой креативностью и интеллектуальным напряжением;
- исследовательской творческой позиции, при которой анализируется ситуация и ее интерпретации другими людьми, раскрываются личные возможности и особенности;
- объективизации и осознания своего поведения для эффективной обратной связи в группе [3].
Следование данным принципам, несмотря на специфику работы военного вуза и суборди-нативность отношений, позволяет создать на занятиях по дисциплине комфортные условия для организации субъект-субъектного взаимодействия, персонализации обучения и возлагает на педагога определенную ответственность в регулировании совместной деятельности. Доминирующими особенностями поведения субъектов (основными стратегиями), проявляющимися в ситуациях взаимодействия, выступают диалог, опека, компромисс и сотрудничество.
Активность педагога первична. Он инициирует дискуссию (ставит проблему, дает базовую информацию по теме) или разрабатывает задания дискуссионного характера, формулирует вопросы для обсуждения, организует малые группы и помогает распределить роли внутри них, вносит предложения по экспертному составу и приглашению гостей. Контролируются время и порядок выполнения намеченного плана подготовки и проведения дискуссии, регулируются участие каждого курсанта и мера его ответственности. Преподаватель, ориентированный на диалог и сотрудничество, советует и опекает, дает консультации, помогает подготовить монологическую речь, разъясняет сложные термины и поддерживает в случае затруднений, стимулирует инициативу курсантов, воздействуя опосредованно и согласованно.
Для выполнения коллективной задачи преподаватель предусматривает информационно-психологическую подготовку учащихся на занятиях при изучении аргументативных тактик убеждающей речи: знакомит с правилами аргументации, рассматривает корректные и некорректные приемы и средства ведения диалога в военной аудитории, формирует компетенцию толерантности для развития коммуникативной и дискуссионной культуры учащихся. Данная компетенция является ключевой и отражает способность личности сохранять психологическую устойчивость в проблемных ситуациях и коммуникациях для самосохранения, самореализации и совместной деятельности. Даже в хорошо подготовленной дискуссии неизбежны элементы спонтанности, поэтому ее участники должны не только обладать безупречной логикой, языковым мастерством, но и быть внимательными к собеседнику, прогнозировать его реакцию, быстро реагировать на его контрдоводы, оперативно принимать решение и при этом сохранять эмоциональное равновесие и уважительное отношение к окружающим людям.
Хотя учебная дискуссия - это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями и мнениями, взаимодействие субъектов строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, их обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения сказанного. При этом педагог регулирует соблюдение принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности, заботится о согласованности в рассмотрении проблем, помогает в организации рефлексии и выработке общего подхода.
Гуманистическая позиция, ораторское искусство и компетентные действия преподавателя предопределяют во взаимодействии активность курсантов, которые самостоятельно изучают источники информации и готовят выступления, учатся совместно решать поставленные задачи, обращаясь к полученным знаниям и социальному опыту друг друга. Овладение ими компетенцией толерантности способствует преодолению конфликтов в общении и сотрудничестве, в поиске точек соприкосновения и принятии компромиссных решений.
В соответствии с тематическим планом изучения дисциплины «Русский язык и культуры речи» и особенностями группы преподаватель определяет способ работы с учебным материалом и его воспитательный потенциал, использует оптимальные технологии в организации дискуссии.
Дискуссионная форма может быть актуальной на разных этапах изучения курса или отдельного занятия, может носить различный характер в зависимости от целей, задач, отведенного времени, подготовленности, методов проведения и т. д. Важно выделить те педагогические ситуации, когда дискуссия будет целесообразной, оправданной или необходимой.
При подаче сложного или проблемного языкового материала в лекции или на практическом занятии использование элементов учебной дискуссии помогает учащимся более внимательно всматриваться в факты языка, размышлять над ними, решать задачи научно-исследовательского характера. Происходит осознание всеми субъектами противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой («Заимствования: за и против», «Речевая культура / антикультура в молодежной / курсантской среде», «В чем сила / слабость слова?»). В закреплении или повторении тем актуальны не поиск истины, а ее защита и пропаганда, необходимость превратить знания курсантов в убеждения. Актуализируются ранее полученные знания, творчески переосмысливаются возможности их применения, включения в новый контекст («Чистота речи - не однообразие ли?», «Красноречие - для всех или для избранных?», «Нужно ли соблюдать нормы русского языка?»). Проверку выполнения творческого домашнего задания «Речь в защиту прав человека», «Толерантность в военном коллективе» (на примерах конкретных событий) можно организовать в форме дискуссии, опираясь на предварительно подготовленные образцы наиболее эффективных речей, модель толерантного поведения и продумав аргументацию в пользу определенных позиций. По итогам изучения разделов курса может быть проведен специально подготовленный урок-дискуссия, диспут или круглый стол с участием ученых или специалистов («Нормы речи: теория и практика», «Национальный язык и культура в эпоху глобализации», «Проблемы современной российской армии»).
Интерактивное обучение в полной мере реализует воспитательную функцию образования, выходя в итоге на внутренний диалог, на душевный отклик обучающегося, без которого невозможно обретение экзистенциальных ориентиров. Внутреннее переживание полученной информации способствует ее соотнесению с личным опытом учащихся, выделению из нее личностных смыслов.
Нельзя недооценивать роль дискуссии в развитии патриотических чувств и формировании патриотического сознания курсантов. Русский язык является государственным языком России, сокровищницей национальной культуры, а владение им - это и знак уважения к культурным традициям народа, и залог их преемственности. Дискуссия о роли иноязычных слов в русском языке, допустимости или недопустимости заимствований напрямую подводит учащихся к вопросу о национальной идентичности, заставляет рассматривать сложные проблемы комплексно, избегая однозначных оценок (хорошо / плохо). Информационная война против России, в которой пытаются пересмотреть страницы истории, принизить военные победы и научно-культурные достижения страны, расколоть многонациональное российское общество и поссорить братские народы, обязывает педагогов научить курсантов аргументированному отражению агрессии средствами русского языка. В таком случае предметом дискуссии может стать текст, факт, событие, сообщение, высказывание и т. д.
Военно-профессиональная составляющая хотя и отражена в названии только третьего раздела курса, но и в первых двух частях служит решением задач совершенствования у курсантов навыков владения русским языком. Занятия по военной риторике предполагают не только изучение правил построения воздействующей речи в военном общении и образцов военно-политического красноречия, но и включают анализ реальных ситуаций общения военнослужащих, самоанализ (самообследование) коммуникативных навыков и поведения. Мини-дискуссии ведут к осознанию стратегий военно-профессионального общения, в котором учитываются: принцип армейской субординации; эмоционально-содержательное наполнение речи; практическая мораль в соответствии с ситуацией общения, а также духовная этика, воспитывающая высокие нравственные качества военнослужащих, которые особенно важны в трудных боевых условиях [4]. В профориентирующих дискуссиях видное место отводится выдающимся полководцам, которые демонстрировали образцовое отношение командира к подчиненным и ораторский дар воздействующей речи. Такие модели не только служат опорами в развитии нравственного сознания курсантов, но и становятся внутренними регуляторами их поведения и деятельности.
Внутренний мир субъектов, взаимоотношения с окружающими становятся темами социально-психологических дискуссий, связанных с личным выбором («Как остановить зло и насилие?», «Что такое героизм в профессии?»), поиском самоопределения («Офицерская честь», «Честь курсанта»), организацией общения («Диалог в межкультурной коммуникации», «Как предотвратить конфликт?»). Для наиболее полной реализации личностного потенциала
каждого субъекта, подключения к познавательному процессу всех органов чувств используются все возможные способы передачи информации: специальная организация и оформление внешней среды и участников, музыкальное сопровождение, фильм, голос за кадром, презентация, видеоряд, фото- и книжные выставки, телевидение, Интернет и т. д. Результатом комплексного воздействия на восприятие являются внутренние переживания и рефлексия сознания, мобилизация творческой активности субъектов в поиске адекватных коммуникативных средств выражения мыслей и чувств. Возникающие в процессе общения взаимное доверие и эмпатическое восприятие друг друга развивают умение «отслеживать» и контролировать себя на интеллектуальном, эмоциональном и деятельностном уровнях. Во взаимосвязи формируются коммуникативная компетенция и компетенция толерантности.
Итак, использование дискуссии на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» способствует стрессоустойчивости и гибкости мышления, закаляет характер участников (исчезает страх перед конфликтом) и ускоряет мыслительные процессы. Дискуссия является творческой лабораторией, где в условиях интерактивности формируются ключевые компетенции курсантов и возрастает мастерство педагогов. Обладая огромным образовательно-воспитательным и развивающим потенциалом, дискуссия, несомненно, является эффективным методом решения педагогических задач.
Ссылки:
1. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР / М.А. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин, Л.А. Боков. Томск, 2012. 86 с.
2. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] // Библиотека НГПУ. URL: https://lib.nspu.ru/umk/bcaac42d1b865c04/t1/index.html (дата обращения: 15.03.2015).
3. Технология обучения через дискуссию [Электронный ресурс] // Козлова Н.В. Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. 2007. URL: http://med-books.info/akmeologiya_770/tehnologiya-obucheniya-cherez.html (дата обращения: 16.03.2015).
4. Кондрашова О.В., Шельдешова И.В. Русский язык и культура речи : учеб. пособие. Краснодар, 2013. 168 с.