Научная статья на тему 'Дискуссия как форма интерактивного обучения курсантов на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи»'

Дискуссия как форма интерактивного обучения курсантов на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСКУССИЯ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДИСЦИПЛИНА "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ" / ВОЕННЫЙ ВУЗ / “RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" / INTERACTIVE TEACHING / PEDAGOGICAL INTERACTION / DEBATE / STRATEGIES OF BEHAVIOR AND ACTIVITY / COMPETENCE / TOLERANCE / MILITARY HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асейкина Лариса Степановна

В статье рассматриваются целесообразность и возможность использования дискуссии как формы интерактивного педагогического взаимодействия на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» в военном вузе. Выявлен образовательно-воспитательный и развивающий потенциал дискуссии, определены принципы и стратегии деятельности субъектов взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Debate as a form of interactive teaching of cadets in the classroom study of "Russian l anguage and speech culture" discipline

The article examines the reasonability and possibility of using the debate as a form of interactive educational communication in the classroom study of "Russian language and speech culture" discipline in a military higher school. The author considers educational and developmental potential of the debate, defines the principles and strategies of communication participants.

Текст научной работы на тему «Дискуссия как форма интерактивного обучения курсантов на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи»»

УДК 378.6:355:811.161.1 Асейкина Лариса Степановна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Краснодар

ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Aseykina Larisa Stepanovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Russian Language Department, Air Force Academy

DEBATE AS A FORM OF INTERACTIVE TEACHING OF CADETS IN THE CLASSROOM STUDY OF "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" DISCIPLINE

Аннотация:

В статье рассматриваются целесообразность и возможность использования дискуссии как формы интерактивного педагогического взаимодействия на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» в военном вузе. Выявлен образовательно-воспитательный и развивающий потенциал дискуссии, определены принципы и стратегии деятельности субъектов взаимодействия.

Ключевые слова:

интерактивное обучение, педагогическое взаимодействие, дискуссия, стратегии поведения и деятельности, компетенция, толерантность, дисциплина «Русский язык и культура речи», военный вуз.

Summary:

The article examines the reasonability and possibility of using the debate as a form of interactive educational communication in the classroom study of "Russian language and speech culture" discipline in a military higher school. The author considers educational and developmental potential of the debate, defines the principles and strategies of communication participants.

Keywords:

interactive teaching, pedagogical interaction, debate, strategies of behavior and activity, competence, tolerance, "Russian language and speech culture", military higher school.

Гуманизация образования и компетентностный подход при организации учебного процесса в любом вузе требуют от преподавателя существенных изменений в структуре и формах организации обучения, в принципах взаимодействия субъектов. Для успешного формирования ключевых общевойсковых и узкопрофессиональных компетенций будущих военных специалистов, способных к эффективному социальному и профессиональному взаимодействию, необходимы интерактивные методы обучения.

Исследователи и методисты отмечают, что интерактивное обучение, в отличие от традиционного, позволяет полнее достичь широкого спектра учебных целей, обеспечивает большую активность обучаемых в сотрудничестве, где происходит обмен информацией, совместное решение проблем, взаимные изменения и развитие. В интерактивном режиме чередование информационных потоков предполагает не столько закрепление изученного материала, сколько познание нового, а также поиск смыслов, ценностных ориентиров, формирование индивидуальности учащихся. По сути, интерактивное обучение - один из вариантов коммуникативных технологий с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения. Особая роль принадлежит педагогу, который направляет деятельность учащихся, позитивно влияет на их сознание и поведение, стимулирует внутренние переживания, что способствует, помимо более глубокого усвоения материала, его ценностному переосмыслению и выделению из него экзистенциальных ориентиров [1; 2].

Мастерство педагога ярко проявляется в дискуссии - интерактивном педагогическом взаимодействии, все субъекты которого становятся своего рода моделью для изучения сложных или проблемных тем (вопросов), социально-психологических явлений и одновременно приобретают навыки коллективного общения и сотрудничества. Коммуникативная и социокультурная компетенции, отражающие способность будущих офицеров выражать свои мысли на русском языке, владеть навыками публичной и научной профессионально ориентированной речи, формируются главным образом при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».

Актуальность заявленной темы обоснована современными тенденциями в обществе (гуманизация отношений), в армии (диалогичность общения, активное взаимодействие начальников и подчиненных) и в военном образовании (компетентностный подход, интерактивное обучение). В зависимости от целей, задач и содержания изучаемых дисциплин применяют различные ин-

терактивные формы обучения. В какой мере целесообразно и возможно использование дискуссионных форм на занятиях по «Русскому языку и культуре речи» и как организовать интерактивное педагогическое взаимодействие для оптимизации процессов обучения, воспитания и развития всех субъектов?

Мы исходим из того, что задачи повышения качества образования и удовлетворения познавательных потребностей мотивируют курсантов и педагогов на освоение, а затем использование инновационных технологий, в частности дискуссии как педагогического инструмента в достижении учебно-воспитательных целей и как возможности приобретения новых знаний, компетенций и стимулов к саморазвитию. Взаимная заинтересованность обусловливает интерактивность субъектов и позволяет организовать взаимодействие на принципах:

- партнерства, признания ценности личности другого человека, учета его интересов, чувств, переживаний;

- активности каждого субъекта в диалоге и взаимного энергетического обмена, сопровождающегося высокой креативностью и интеллектуальным напряжением;

- исследовательской творческой позиции, при которой анализируется ситуация и ее интерпретации другими людьми, раскрываются личные возможности и особенности;

- объективизации и осознания своего поведения для эффективной обратной связи в группе [3].

Следование данным принципам, несмотря на специфику работы военного вуза и суборди-нативность отношений, позволяет создать на занятиях по дисциплине комфортные условия для организации субъект-субъектного взаимодействия, персонализации обучения и возлагает на педагога определенную ответственность в регулировании совместной деятельности. Доминирующими особенностями поведения субъектов (основными стратегиями), проявляющимися в ситуациях взаимодействия, выступают диалог, опека, компромисс и сотрудничество.

Активность педагога первична. Он инициирует дискуссию (ставит проблему, дает базовую информацию по теме) или разрабатывает задания дискуссионного характера, формулирует вопросы для обсуждения, организует малые группы и помогает распределить роли внутри них, вносит предложения по экспертному составу и приглашению гостей. Контролируются время и порядок выполнения намеченного плана подготовки и проведения дискуссии, регулируются участие каждого курсанта и мера его ответственности. Преподаватель, ориентированный на диалог и сотрудничество, советует и опекает, дает консультации, помогает подготовить монологическую речь, разъясняет сложные термины и поддерживает в случае затруднений, стимулирует инициативу курсантов, воздействуя опосредованно и согласованно.

Для выполнения коллективной задачи преподаватель предусматривает информационно-психологическую подготовку учащихся на занятиях при изучении аргументативных тактик убеждающей речи: знакомит с правилами аргументации, рассматривает корректные и некорректные приемы и средства ведения диалога в военной аудитории, формирует компетенцию толерантности для развития коммуникативной и дискуссионной культуры учащихся. Данная компетенция является ключевой и отражает способность личности сохранять психологическую устойчивость в проблемных ситуациях и коммуникациях для самосохранения, самореализации и совместной деятельности. Даже в хорошо подготовленной дискуссии неизбежны элементы спонтанности, поэтому ее участники должны не только обладать безупречной логикой, языковым мастерством, но и быть внимательными к собеседнику, прогнозировать его реакцию, быстро реагировать на его контрдоводы, оперативно принимать решение и при этом сохранять эмоциональное равновесие и уважительное отношение к окружающим людям.

Хотя учебная дискуссия - это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями и мнениями, взаимодействие субъектов строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, их обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения сказанного. При этом педагог регулирует соблюдение принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности, заботится о согласованности в рассмотрении проблем, помогает в организации рефлексии и выработке общего подхода.

Гуманистическая позиция, ораторское искусство и компетентные действия преподавателя предопределяют во взаимодействии активность курсантов, которые самостоятельно изучают источники информации и готовят выступления, учатся совместно решать поставленные задачи, обращаясь к полученным знаниям и социальному опыту друг друга. Овладение ими компетенцией толерантности способствует преодолению конфликтов в общении и сотрудничестве, в поиске точек соприкосновения и принятии компромиссных решений.

В соответствии с тематическим планом изучения дисциплины «Русский язык и культуры речи» и особенностями группы преподаватель определяет способ работы с учебным материалом и его воспитательный потенциал, использует оптимальные технологии в организации дискуссии.

Дискуссионная форма может быть актуальной на разных этапах изучения курса или отдельного занятия, может носить различный характер в зависимости от целей, задач, отведенного времени, подготовленности, методов проведения и т. д. Важно выделить те педагогические ситуации, когда дискуссия будет целесообразной, оправданной или необходимой.

При подаче сложного или проблемного языкового материала в лекции или на практическом занятии использование элементов учебной дискуссии помогает учащимся более внимательно всматриваться в факты языка, размышлять над ними, решать задачи научно-исследовательского характера. Происходит осознание всеми субъектами противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой («Заимствования: за и против», «Речевая культура / антикультура в молодежной / курсантской среде», «В чем сила / слабость слова?»). В закреплении или повторении тем актуальны не поиск истины, а ее защита и пропаганда, необходимость превратить знания курсантов в убеждения. Актуализируются ранее полученные знания, творчески переосмысливаются возможности их применения, включения в новый контекст («Чистота речи - не однообразие ли?», «Красноречие - для всех или для избранных?», «Нужно ли соблюдать нормы русского языка?»). Проверку выполнения творческого домашнего задания «Речь в защиту прав человека», «Толерантность в военном коллективе» (на примерах конкретных событий) можно организовать в форме дискуссии, опираясь на предварительно подготовленные образцы наиболее эффективных речей, модель толерантного поведения и продумав аргументацию в пользу определенных позиций. По итогам изучения разделов курса может быть проведен специально подготовленный урок-дискуссия, диспут или круглый стол с участием ученых или специалистов («Нормы речи: теория и практика», «Национальный язык и культура в эпоху глобализации», «Проблемы современной российской армии»).

Интерактивное обучение в полной мере реализует воспитательную функцию образования, выходя в итоге на внутренний диалог, на душевный отклик обучающегося, без которого невозможно обретение экзистенциальных ориентиров. Внутреннее переживание полученной информации способствует ее соотнесению с личным опытом учащихся, выделению из нее личностных смыслов.

Нельзя недооценивать роль дискуссии в развитии патриотических чувств и формировании патриотического сознания курсантов. Русский язык является государственным языком России, сокровищницей национальной культуры, а владение им - это и знак уважения к культурным традициям народа, и залог их преемственности. Дискуссия о роли иноязычных слов в русском языке, допустимости или недопустимости заимствований напрямую подводит учащихся к вопросу о национальной идентичности, заставляет рассматривать сложные проблемы комплексно, избегая однозначных оценок (хорошо / плохо). Информационная война против России, в которой пытаются пересмотреть страницы истории, принизить военные победы и научно-культурные достижения страны, расколоть многонациональное российское общество и поссорить братские народы, обязывает педагогов научить курсантов аргументированному отражению агрессии средствами русского языка. В таком случае предметом дискуссии может стать текст, факт, событие, сообщение, высказывание и т. д.

Военно-профессиональная составляющая хотя и отражена в названии только третьего раздела курса, но и в первых двух частях служит решением задач совершенствования у курсантов навыков владения русским языком. Занятия по военной риторике предполагают не только изучение правил построения воздействующей речи в военном общении и образцов военно-политического красноречия, но и включают анализ реальных ситуаций общения военнослужащих, самоанализ (самообследование) коммуникативных навыков и поведения. Мини-дискуссии ведут к осознанию стратегий военно-профессионального общения, в котором учитываются: принцип армейской субординации; эмоционально-содержательное наполнение речи; практическая мораль в соответствии с ситуацией общения, а также духовная этика, воспитывающая высокие нравственные качества военнослужащих, которые особенно важны в трудных боевых условиях [4]. В профориентирующих дискуссиях видное место отводится выдающимся полководцам, которые демонстрировали образцовое отношение командира к подчиненным и ораторский дар воздействующей речи. Такие модели не только служат опорами в развитии нравственного сознания курсантов, но и становятся внутренними регуляторами их поведения и деятельности.

Внутренний мир субъектов, взаимоотношения с окружающими становятся темами социально-психологических дискуссий, связанных с личным выбором («Как остановить зло и насилие?», «Что такое героизм в профессии?»), поиском самоопределения («Офицерская честь», «Честь курсанта»), организацией общения («Диалог в межкультурной коммуникации», «Как предотвратить конфликт?»). Для наиболее полной реализации личностного потенциала

каждого субъекта, подключения к познавательному процессу всех органов чувств используются все возможные способы передачи информации: специальная организация и оформление внешней среды и участников, музыкальное сопровождение, фильм, голос за кадром, презентация, видеоряд, фото- и книжные выставки, телевидение, Интернет и т. д. Результатом комплексного воздействия на восприятие являются внутренние переживания и рефлексия сознания, мобилизация творческой активности субъектов в поиске адекватных коммуникативных средств выражения мыслей и чувств. Возникающие в процессе общения взаимное доверие и эмпатическое восприятие друг друга развивают умение «отслеживать» и контролировать себя на интеллектуальном, эмоциональном и деятельностном уровнях. Во взаимосвязи формируются коммуникативная компетенция и компетенция толерантности.

Итак, использование дискуссии на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» способствует стрессоустойчивости и гибкости мышления, закаляет характер участников (исчезает страх перед конфликтом) и ускоряет мыслительные процессы. Дискуссия является творческой лабораторией, где в условиях интерактивности формируются ключевые компетенции курсантов и возрастает мастерство педагогов. Обладая огромным образовательно-воспитательным и развивающим потенциалом, дискуссия, несомненно, является эффективным методом решения педагогических задач.

Ссылки:

1. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР / М.А. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин, Л.А. Боков. Томск, 2012. 86 с.

2. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] // Библиотека НГПУ. URL: https://lib.nspu.ru/umk/bcaac42d1b865c04/t1/index.html (дата обращения: 15.03.2015).

3. Технология обучения через дискуссию [Электронный ресурс] // Козлова Н.В. Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. 2007. URL: http://med-books.info/akmeologiya_770/tehnologiya-obucheniya-cherez.html (дата обращения: 16.03.2015).

4. Кондрашова О.В., Шельдешова И.В. Русский язык и культура речи : учеб. пособие. Краснодар, 2013. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.